Закон 196 о ломбардах

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» (с изменениями и дополнениями)

Установлены правовые основы деятельности ломбардов — специализированных коммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам под залог и хранение вещей.

Действие Закона не распространяется на кредитные организации.

Определены требования, предъявляемые к ломбардам, виды сведений, составляющих профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи, а также условия договора займа и договора хранения, содержание залогового билета и сохранной квитанции.

Ломбарду запрещено осуществлять иную предпринимательскую деятельность, кроме предоставления займов, хранения вещей, оказания консультационных и информационных услуг.

Закреплена обязанность ломбарда страховать за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение.

Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Регламентирован порядок реализации невостребованных вещей.

Если сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить: разницу между суммой оценки и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, не превышает сумму оценки); разницу между суммой, вырученной при реализации, и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, превышает сумму оценки).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах»

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций.

Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности

1. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

3. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи

1. В случае принудительного изъятия заложенной вещи по основаниям, предусмотренным статьей 354 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные указанной статьей.

2. В случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:

1) дата изъятия либо выемки вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия либо выемки вещи;

3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи;

4) сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом, определенная в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику или поклажедателю.

6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат такой вещи должен быть произведен ее собственнику, за исключением случая, если изъятая вещь на день ее изъятия либо выемки являлась не востребованной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Возврат вещи, являющейся невостребованной, должен быть произведен ломбарду.

Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Статья 6. Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение

1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Глава 2. Правила кредитования ломбардами

Статья 7. Договор займа

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4-7 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом

1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 3. Правила хранения вещей в ломбарде

Статья 9. Договор хранения

1. По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) — поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

2. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

3. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее — сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

5. Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

6. Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Глава 4. Порядок реализации невостребованных вещей

Статья 10. Льготный срок по договору займа

1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

3. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Статья 11. Льготный срок по договору хранения

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Статья 12. Порядок обращения взыскания на невостребованные вещи

1. По истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной.

2. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи.

3. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Порядок реализации невостребованной вещи

1. Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

2. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

3. После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

4. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Статья 15. Заключительные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Законодательство Российской Федерации № 196-ФЗ устанавливает правовую основу для осуществления деятельности ломбардов, а также предусматривает перечень требований к работе данных учреждений.

Общие положения 196 ФЗ

Федеральный закон № 196-ФЗ “О ломбардах” был принят Государственной Думой в третьем чтении 29 июня 2007 года и одобрен Советом Федерации 6 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 19 июля 2007 года.

Настоящий федеральный закон осуществляет регулирование отношений, возникающих при кредитовании ломбардами граждан под залог их ценных вещей и осуществлении деятельности по хранению последних. Положения законодательства не действуют на кредитные организации.

Законодательство состоит из 15 статей и 5 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона, определяет сферу его распространения, регулируемые отношения, устанавливает перечень требований к деятельности ломбардов, а также порядок осуществления оценки вещей, их страхования и последующего изъятия;
  • Глава 2 описывает правила выдачи кредитов и особенности оформления соответствующего договора о займе;
  • Глава 3 предусматривает требования к хранению ценных вещей и оформлению договора о хранении;
  • Глава 4 устанавливает правила реализации вещей, которые остались невостребованными их владельцами;
  • Глава 5 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.

ФЗ-196 устанавливает следующие требования к осуществлению деятельности ломбардов:

  • ломбард является юридическим лицом, деятельность которого заключается в предоставлении краткосрочных займов и хранении вещей;
  • организация должна обладать фирменным названием (полным или сокращённым) на русском языке или языках народов России, однако в названии должно присутствовать слово “ломбард” и указание на форму правовой организации;
  • ломбард может принимать ежедневно в период с 8 до 20 часов по местному времени предметы движимого имущества, за исключением объектов, которые ограничены в обращении соответствующими законами Российской Федерации;
  • ломбард может заниматься только предоставлением займов, хранением вещей и оказанием услуг по консультации и информированию клиентов;
  • запрещается использовать заложенные вещи;
  • в каждом отделении должны быть обеспечены условия для безопасного и надёжного хранения сданных предметов;
  • среди хранимых предметов запрещается держать посторонние вещи;
  • ломбард должен отчитываться перед центральным банком Российской Федерации о своей деятельности.

Ломбард предоставляет физическому лицу займ на возмездной основе в срок не превышающий одного года, а заёмщик предоставляет залог в виде движимого имущества. Данная процедура осуществляется в соответствии с договором о займе, который в данном случае оформляется как залоговый билет, содержащий следующие сведения:

  • наименования и месторасположение ломбарда;
  • сведения удостоверяющие личность заёмщика;
  • описание заложенного предмета, в соответствии с которым его можно идентифицировать;
  • оценка стоимости вещи, выступающей в качестве залога;
  • размер денежного займа;
  • сроки предоставления кредита с указанием даты его возврата;
  • процентная ставка;
  • наличие или отсутствие возможности досрочного возврата займа;
  • правила взыскания заложенной вещи при неисполнении обязательств заёмщика.

Залоговый билет может содержать другие положения, соответствующие настоящему законодательству, однако при нарушении требования его оформления, одна из сторон может подать иск о признании его недействительным.

Федеральный закон о военнослужащих в новой редакции. подробности

При сдаче предмета на хранение в ломбард, последний обязуется осуществить сохранение данной вещи на возмездной основе, о чём заключается соответствующий договор, который в данном случае именуется сохранной квитанцией и должен содержать следующие положения:

  • название и адрес учреждения;
  • информация удостоверяющая личность поклажедателя;
  • название и подробное описание вещи, которая сдаётся на хранение;
  • оценка стоимости предмета;
  • сроки хранения;
  • требования по сохранению предмета;
  • сумма вознаграждения за осуществление хранения.

Также в квитанции должна содержаться информация о праве поклажедателя при продаже его вещи, получить от ломбарда вырученную с торгом сумму за исключением расходов на хранение.

Если вещь, заложенная в ломбард, оказалась невостребованной по истечению указанного срока, она хранится ещё на протяжении льготного периода, который составляет один месяц для договора займа и два месяца для договора хранения. По истечении указанного времени движимое имущество реализуется путём продажи или проведением публичных торгов.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки настоящего законодательства были совершены 13 июля 2015 года. В ходе изменений редакции подверглись следующие положения:

  • изложена в новой формулировке часть 8 статьи 2, устанавливающая обязанность ломбарда отвечать на запросы Центрального банка России и предоставлять ему отчётные документы о результатах своей деятельности;
  • изложен в новой редакции пункт 5 части 4 стать 2.3, описывающий полномочия Банка России в отношении ломбарда, заключающиеся в отправлении предписаний, которые являются обязательными к исполнению, а также запрашивать необходимые документы.

Скачать действующую редакцию закона “О ломбардах”

Для подробного ознакомления с Федеральным законом № 196-ФЗ от 19.07.2007 “О ломбардах” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-196

Изменения Закона о ломбардах: обзор и мнение экспертов

26 февраля в Сети появился проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно: Минфин России планирует скорректировать деятельность потребительских кооперативов, ломбардов и микрофинансовых организаций путем внесения значительных изменений в соответствующие федеральные законы.

Чего ожидать ломбардам? Изменений немало, большинство из них ожидаемы или предсказуемы, другие удивляют.

Рассмотрим основные. Начнем с неприятного

1. Предлагается присваивать статус ломбарда только юрлицу, сведения о котором внесены в Государственный реестр ломбардов.

2. Неприятно, но это не тот реестр, что месяц назад опубликован на сайте Банка России, это совершенно новый реестр: получение сведений из ЕГРЮЛ Банк России заменяет на предоставление их самой организацией и формирует реестр с нуля.

3. Документы по 11 пунктам – столько надо собрать, чтобы Банк России рассмотрел обращение компании. Помимо привычных для всех юрлиц бумаг, можно отметить свежие справки об отсутствии судимости у учредителей и руководства, актуальные Правила внутреннего контроля, документы на специальное должностное лицо, осуществляющее контроль ПОД/ФТ и др. После этого у Банка России есть 30 дней на решение.

4. Теперь внимание, цитата: «Ломбард не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, сведения о котором были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующего ломбарда».

Как это будет выглядеть на практике – пока загадка. «Кто раньше встал, того и тапки?» – сейчас на рынке действует множество компаний с одинаковыми названиями, ведь организаций больше пяти тысяч, а идей для фантазии гораздо меньше. Много ломбардов Золотых, Первых, Алмазов, Капиталов и т. д. Zaim.com проводил исследование на эту тему. Неужели большинству организаций придется проходить перерегистрацию, менять уставные документы, бланки, вывески для исполнения данного пункта? Это даже не ребрендинг, это просто новая организация, получается, с огромными по ее масштабам расходами. Будем надеяться, в Проекте имеется в виду что-то другое, а не это.

5. Если вы не в реестре – вы не ломбард. Это, наверное, плохо. Хорошо, что вы не обязаны выполнять предъявляемые к ним требования. Обязательства наступают с даты внесения компании в реестр.

6. Рассмотрение документов на внесение в реестр платное – взимается государственная пошлина.

7. Банк России может отказаться считать вас ломбардом, если предоставленные документы не соответствуют законам и нормативным актам, представлены не полностью или содержат недостоверную информацию, если прошло менее года с даты исключения ломбарда из реестра за нарушения (см. ниже), если ломбард в реестре с таким или очень похожим названием в реестре уже есть, а также по некоторым другим, более глубоким или субъективным для конкретного исполнителя причинам.

8. В случае отказа можно подать заявку повторно, без проблем.

9. Если уж вы попали в реестр, постарайтесь из него не вылететь. Например, за неоднократные нарушения в течение года ФЗ о ломбардах, о ПОД/ФТ, о потребительском кредите, нормативных актов Банка России, за неисполнение в срок предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений и если вы не выдали ни одного займа – в этом случае снова подать заявку на включение можно будет не ранее чем через год.

10. Цитата: «Банк России может запрашивать и получать от ломбардов необходимые документы ‎и информацию, в том числе доступ к которым ограничен в соответствии ‎с федеральными законами», – разве после анкетирований у ломбардов еще осталось что-то тайное?

Теперь к приятному, не все так плохо в новом будущем ломбардов:

11. Помимо займов под залог «движимых вещей», ломбардам разрешается сдавать в аренду (субаренду) недвижимое имущество и осуществлять деятельность банковского платежного агента» – например, выдавать займы на предоплаченные карты. Всё. Два вида. Негусто, планировалось серьезнее расширить возможности заработка ломбардов, например, хотя бы разрешить оказывать услуги по ремонту ювелирных изделий, но нет. Зато контролем за этой деятельностью НЕ будет заниматься Банк России.

12. Идем дальше: из 196-ФЗ исключается пункт о режиме работы ломбарда с 08 до 20 часов. Т. е. временное ограничение, установленное не так давно, признано неэффективным и устраняется.

13. Повышена ценовая планка для продажи невыкупленных вещей только с публичных торгов, сразу в 10 раз – до 300 тысяч рублей. Кстати, теперь они называются открытыми торгами. Прощай, аукцион.

Пока непонятно, как относиться к таким новшествам:

14. «Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи», – видимо, навеяно обязательным страхованием залогов по цене оценки.

15. Форма залогового билета устанавливается теперь Банком России, а не Правительством РФ (видимо, скоро ждать объединения Залогового билета и Договора займа).

Zaim.com обратился за комментариями к экспертам рынка.

Сергей Соковников, председатель Ассоциации развития ломбардов: «При незначительных плюсах в целом мы рассматриваем законопроект негативно. Т. к. Банку России он дает право не принять любой ломбард в реестр. Это даже не заявление на принятие, это целый пакет документов, по каждому из которого может быть отказ конкретного проверяющего чиновника».
Например? Не устроили его Правила внутреннего контроля (а такое часто бывает при проверках) – причем один и тот же документ может иметь разные замечания у разных проверяющих. И все по новой – документы, пошлина, ожидание…

«Полагаю, что при принятии законопроекта в таком виде этап отсева действующих компаний будет значительный, количество официальных ломбардов сократится на десятки процентов, – сетует спикер. – Мы ожидаем катастрофическое количество отказов на включение в реестр в начальный период. Причем часто по субъективным причинам, т. к. крайнее слово здесь за решением конкретного чиновника».

Другое опасение – право ЦБ исключать компании из реестра за длинный перечень нарушений. Большинство из них незначительны, формальны. Ни одна проверка не проходит без протокола о каком-нибудь нарушении – срока, полноты информации, формулировки и т. д. Здесь все ломбарды оказываются под прицелом, от вылета не застрахован никто.

Что касается наименований, Сергей Соковников уверен, что менять названия придется. «Сейчас около тысячи организаций имеют юридическое название «Ломбард», естественно, в таком виде войти в реестр они не смогут. Подобную ситуацию мы уже видели с МФО, и там у участников со схожими названиями возникли действительно большие проблемы».

Еще более председателя АРЛ заботит не сам законопроект, а реакция на него рынка. Очевидно, подадут документы на вступление в реестр не все компании, сейчас работающие в правовом поле и худо-бедно наладившие взаимодействие с регулятором. Другие будут отвержены по тем или иным причинам. Все они подадутся в серую зону. Итоги последних трех лет наблюдений показывают тренд на снижение портфеля займов ломбардов, в отличие от банков и МФО, которые удивляют темпами роста.

Людмила Грибок, председатель правления Региональной ассоциации ломбардов, настроена более оптимистично, хотя и ее очень беспокоит порядок регистрации в Госреестре, а именно предоставление ПВК новыми организациями, которые еще не начали работу и, естественно, не могут скорректировать этот документ под свои процессы так, как этого требует закон.
Второй крайне волнующий спикера момент – исключение из реестра при неоднократных нарушениях 115 и 353 ФЗ: «Ранее при обсуждении была формулировка «грубых нарушений», сейчас даже слово «грубые» убрали, а незначительных, не влекущих никаких негативных последствий для клиентов и общества нарушений у любой организации при каждой проверке находится достаточно».

Что касается пункта о наименованиях ломбарда, Людмила Грибок считает, что закон обратной силы не имеет и менять названия уже действующим компаниям не придется, требование совершенно справедливо распространяется на новых участников. «В этом есть плюсы для действующих компаний – защита их от мошенничества, недобросовестной конкуренции и репутационных рисков».

Алексей Лазутин, президент Национального объединения ломбардов, разделяет опасения коллег в связи с непростым входом и возможностью стремительного вылета из реестра, а также делает замечание: «Про предоставление ЛЮБОЙ информации ЦБ – крупные ломбарды теперь будут эшелонами возить в Банк России всякие отчеты, которые, по-хорошему, не всегда ему нужны».

Напомним, на 2019 год запланирован старт перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ, теперь еще намечается и вхождение в Государственный реестр. Вызовы этому бизнесу на ближайшее будущее значительно выше среднего уровня его компетенции. Эксперты с сожалением прогнозируют схлопывание исторически сложившегося, социально значимого как для клиентов, так и для предпринимателей частного, семейного бизнеса до нескольких крупных сетей, способных маневрировать в просторах правового беспредела.

И все же есть надежда, что при рассмотрении самые спорные позиции документа законотворцы смягчат или вовсе исключат, ведь это не просто сухие слова Закона, а чье-то счастье, дело жизни, надежды и планы на будущее свое и своих детей. Внушительные налоги в бюджеты, в конце концов. Zaim.com, как всегда, следит за развитием событий.

Анна КОТЕНКО

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *