Условия труда учителя

Содержание

Условия труда учителя: должностные обязанности по охране труда преподавателя

К главным средствам преподавателей относятся их профессионализм, обширные интеллектуальные познания своего предмета и умение интересно донести знания ученикам. Именно из-за этих факторов считается, что особое условие труда педагога – это большая моральная ответственность за качественность выполнения своих обязанностей. Однако не стоит забывать и про другие требования, инструкции и условия труда.

Общая информация об условиях труда учителей и преподавателей

К общим требованиям по охране труда можно отнести следующие пункты:

  • в каждом кабинете обязана находиться медицинская особая аптечка с необходимыми медикаментами;
  • при работе учителя важно учитывать опасные факторы (сильное эмоциональное напряжение, большой объем работы и т. д.);
  • преподаватель должен соблюдать правила личной гигиены и пожарной безопасности;

Учитель

  • сотрудник отвечает за дисциплину в классе;
  • каждый учитель должен знать, как оказывается первая помощь и порядок действий при экстремальных ситуациях;
  • если произошел несчастный случай, работник обязан сообщить о нем руководству.

Инструкция по охране труда для учителя

Обратите внимание! Перед началом урока преподаватель обязан убедиться в достаточной освещенности кабинета, исправности электроприборов, а также в том, что температура находится в пределах нормы (18-20 градусов).

Действия, которые необходимо выполнить при аварийных ситуациях:

  • при пожаре следует незамедлительно вывести учеников через служебный вход и сообщить об инциденте руководству;
  • если ребенок получил травму, то нужно оказать ему первую помощь и отвести в медицинский кабинет. При получении серьезных травм, необходимо вызвать родителей и позвонить в скорую помощь.

Инструкция по охране труда для учителя математики в школе

Математик обязан следить за личной безопасностью и за дисциплиной в классе, не допускать учеников к переноске аппаратуры ТСО и самостоятельному использованию электроприборов.

Должностные обязанности по охране труда преподавателя электротехники

Учитель должен контролировать использование электронных приборов во время занятия, не оставлять класс без присмотра, носить спецодежду и придерживаться инструкций.

Инструкция по охране труда учителя начальных классов

Во время учебного занятия, учитель младших классов не должен оставлять детей без присмотра, допускать к электроприборам и к переноске аппаратов ТСО. Также преподаватель обязан следить за выполнением практических заданий учеников. После окончания уроков, следует лично встретиться с родителями ребенка и провести его.

Учитель с детьми

Инструкция по охране труда для учителя технологии в школе

Во время учебного процесса сотрудник обязан контролировать выполнение практических заданий, проверять наличие необходимых предметов (наперстков, фартуков) и регулярно проводить инструктаж по ТБ. После завершения занятия следует убрать рабочее место.

Инструкция по охране труда для учителя химии

В обязанности преподавателя химии, помимо вышеперечисленных требований, входит выдать ученикам особою одежду (халаты), ознакомить их с инструкциями при проведении лабораторных работ, а также в течение всего процесса следить за личной безопасностью труда. После завершения урока следует убрать все реактивы, оборудование и химпосуду в лабораторию, которая должна находиться в зоне недосягаемости для учащихся.

Инструкция по охране труда для учителя русского языка и литературы

Преподаватель должен поддерживать дисциплину в классе и следить за личной безопасностью труда. Также необходимо не допускать учеников к самостоятельному использованию электроприборов.

Инструкция по охране труда для учителя физкультуры в школе

Во время учебного процесса, учитель физической культуры обязан следовать разработанной технике безопасности, особенно при использовании спортивного инвентаря. Также необходимо соблюдать правила личной гигиены, следить за дозировкой физических упражнений каждого ученика и дисциплиной.

Обратите внимание! Не разрешается допускать к занятию детей без спортивной формы и оставлять их без присмотра. После окончания занятия следует проверить количество учащихся и навести порядок в спортзале.

Инструкция по охране труда для учителя физики

Перед началом урока физик должен разработать специальные памятки и ознакомить с ними всех учеников. При работе с электрическим током нельзя подавать напряжение более 42В на рабочие места, а также следует соблюдать личную безопасность. После завершения занятия нужно отключить подачу электроэнергии и убрать все оборудование в лабораторию.

Производственная характеристика для МСЭ — пошаговая инструкция заполнения

Учитель должен добиваться глубокого усвоения знаний у своих учеников и уметь организовать свой урок так, что учащиеся смогут справиться с поставленными задачами. Поэтому для сотрудников данной сферы деятельности нужно также указать насколько там тяжёлые умственные нагрузки.

В производственной характеристике обязаны быть заполнены следующие пункты:

  • паспортные данные работника;
  • развернутое или сокращенное наименование заведения, где работает сотрудник, и его местонахождение;
  • занимаемая должность, а также разряд, классификация и т.д.;
  • развернутое описание трудовых обязанностей в заведении (напряжённость, тяжесть работы);
  • льготы человека, если таковые имеются;

Характеристика

  • условия труда и график трудовой деятельности;
  • уровень шума, освещенности, запыленности помещения и другие санитарные и гигиенические показатели;
  • статистика выполнения заданного плана на месяц;
  • вероятные облегченные условия труда и вредность сотрудника;
  • число больничных листов;
  • описание всех вредных и опасных факторов, влияющих на работу.

Обратите внимание! Если существует любая другая дополнительная информация, то она должна присутствовать в данном документе.

Характеристика учителя английского языка

Если, при прохождении МСЭ, какие-либо данные отсутствуют, то там нужно поставить прочерк, а не оставить пустое место. К характеристике условий труда необходимо относиться серьезно.

Вредность у лаборанта химии

Сотрудник, имеющий дело с опасными условиями труда, которые вызывают функциональные изменения, приводящие к заболеваниям, имеет право на получение компенсации. Её сумма устанавливается при помощи договора и локальных нормативных актов. Это также касается лаборанта химии.

Интересно! 3 группа инвалидности с ОЖД к труду подразумевает под собой сокращённый рабочий день, а также меньшее количество работы, чем у здоровых работников. Если же у учителя 2 группа инвалидности с ОЖД к труду, то он может выполнять свои трудовые обязанности в особых условиях с измененным графиков и режимом.

По каким производственным факторам производится СОУТ учителя

Не учитывая все положительные характеристики труда, он часто несёт за собой вредные или опасные факторы, сказывающиеся на работе и здоровье учителя.

Существует 4 вида воздействующих на человека факторов: физический, психофизиологический, химический, биологический.

К физическим относятся:

  • микроклимат;
  • уровень шума и вибрации, создаваемые в процессе деятельности;
  • освещенность помещения;
  • влажность;
  • температура.

Химические факторы связаны с контактом с вредными веществами, а биологические — с повышенной вероятностью контакта с опасными организмами. Последний вид производственных факторов напрямую зависит от эмоциональных перегрузок.

Оценка условий труда педагогов: порядок проведения

Оценивание всех необходимых факторов должно производиться представителями независимой комиссии, которую должна вызвать администрация учебного заведения.

Этапы проведения СОУТ педагогов:

  • выявление причин и источников опасных факторов, находящихся на рабочем месте учителя;
  • установление совпадений между имеющимися факторами и теми, которые предусмотрены специальным классификатором;
  • принятие решения о проведении испытаний, чтобы выявить опасность и вредность факторов.

Обратите внимание! Далее происходит оформление полученных результатов.

Аттестация рабочего места учителя

Данный вид аттестации – это особая система анализа рабочих мест педагога, которая проводится для того, чтобы ознакомить сотрудников с условиями труда, а также для сертификации производственных объектов. Она должна быть проведена исключительно органами законодательной власти как минимум один раз в пять лет, проверяя все рабочие места преподавателей.

Проведение аттестации рабочих мест состоит из 4 блоков. Для начала должен был предъявлен приказ о проведении аттестации, далее следует формирование комиссии и, собственно, сам процесс. Конечным действием является оформление результатов.

Применение результатов специальной оценки условий труда педагогов

Полученные данные проверки помещений работодатель обязан использовать для обезвреживания вредных или опасных факторов на рабочем месте педагогов.

Руководство учебного заведения обязано:

  • в кратчайшее время осуществить ряд мер для улучшения среды деятельности сотрудника;
  • обеспечить получение компенсации, предусмотренной нормами закона;
  • провести ознакомление рабочих с мерами защиты от опасных и вредящих факторов;
  • в обязательном порядке организовать медицинский осмотр для медработника;
  • регулярно проверять состояние микроклимата в помещениях.

Обратите внимание! Ликвидация вредных факторов напрямую связана с профессиональной деятельностью и здоровьем всех сотрудников. Поэтому улучшить среду работы учителей после проверки необходимо.

Медосмотр для преподавателей вузов

Законодательством предусмотрено прохождение всех необходимых медицинских исследований для сотрудников вузов.

Осмотр

К ним относятся:

  • осмотр у стоматолога, ЛОРа, инфекциониста и дерматовенеролога;
  • прохождение аппаратной диагностики;
  • прохождение других дополнительных обследований, которые предназначены для выявления различных заразных болезней (туберкулёз, сифилис, чесотка и другие).

Медицинский осмотр сотрудники обязаны проходить не менее одного раза в год, иначе руководство получит штраф.

Законно ли сняли доплату за вредность учителю информатики и химии 12 %

Согласно трудовому кодексу, за труд человека платят в повышенном размере, если тот имеет дело с опасными и вредными условиями.

Если рабочее место сотрудника принадлежит к 3 или 4 классу, то ему положена зарплата в повышенном размере за вредность. Руководитель обязан проинформировать человека по этому поводу.

Дополнительная информация! Смотря с экономической точки зрения, если условия труда учителя граничат с опасными и вредными факторами, то он должен получать компенсацию, минимальный размер которой составляет четыре процента от заработной платы человека.

Главной спецификой данной профессий, как и других подобных (например, воспитатели и логопеды), считается постоянный контакт с детьми. Именно учителя дают необходимые знания и воспитывают в них дисциплину. Техника безопасности в школе для учителей крайне важна, ведь от нее также зависит выполнение трудовых обязанности сотрудников.

Глава 9. Профессионально-педагогическая подготовка (ппп) будущих учителей

Профессиональная направленность физического воспитания пред­полагает осуществление специальных мероприятий, содействующих адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности; фор­мирование специальных профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков, которые необходимы в конкретной профессиональ­ной деятельности; профилактику профессиональных вредностей.

В профессиональной подготовке учителя любой специальности должны присутствовать знания и умения, необходимые для проведения «малых» форм физического воспитания с детьми. К таким формам отно­сятся:

  • организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в ре­ жиме учебного дня: гимнастика до занятий; физкультминутки, физ- культпаузы, двигательные перемены;

  • организация внеклассной работы по физкультуре и спорту; мас­совые соревнования и конкурсы ‘внутри класса, туристические походы, экскурсии, прогулки, дни здоровья, участие класса в массовых внутри- школьных соревнованиях.

9.1. Условия и характер труда учителей

Психологические, физиологические и гигиенические трудности профессионального труда учителя заключаются в специфике объекта педагогической деятельности. Объектом педагогической деятельности учителя в школе является ребенок, находящийся в стадии роста, наибо­лее активного физического и интеллектуального развития.

Содержание педагогического труда определяется учебными про­граммами, формы и методы его организации зависят от каждодневной профессиональной подготовки, а результаты постоянно подвергаются общественной проверке. Часто возникают проблемы с недисциплиниро­ванными, педагогически запущенными детьми. Труд учителя делится на регламентированный и нерегламентированный.

Можно полагать, что если личность учителя не содержит педаго­гических способностей, не содержит элементов физической культуры, здорового образа жизни, то он не сможет в полной мере осуществить формирование всесторонне развитой личности ребенка. Учитель-спортсмен в школе — фигура, отмеченная ребячьим вниманием, на него стараются походить, с него берут пример. Учащиеся ценят тех учителей, которые, кроме уроков по специальности, могут организовать работу спортивных секций, провести игру на местности, повести в поход и т. д.

Отличительным для педагога (по отношению к другим профессио­нальным видам деятельности) выступает внешний облик, который вклю­чает осанку, походку, подвижность, жесты, мимику, манеру одеваться, выражать радость или гнев, выделять сильные стороны или ретуширо­вать недостатки телосложения. Это вытекает из притязаний учащихся к учителю, вызванных ростом общей культуры населения. Бодрость, жиз­нерадостность,, оптимизм, являющиеся важными качествами учителя, успешно воспитываются в системе физкультурных занятий и могут быть результатом хорошего здоровья и общей физической подготовленности.

Характер труда педагога предъявляет высокие требования к его здоровью и состоянию нервной системы. У учителя внимание, нервно-психическая сфера чрезвычайно напряжены и легко ранимы. Отрица­тельные эмоции, включающиеся в работу учителя, оказывают неблаго­приятное влияние на состояние нервной системы. Высокие требования предъявляются к гортани и голосовому аппарату, зрению, слуху. Поэто­му учительская деятельность является причиной патологических со­стояний нервно-психической сферы педагогов, заболеваний у них орга­нов дыхания, зрения, слуха.

К нервно-психическим напряжениям приводят такие раздражите­ли:

  • психосоциальные (отношения между педагогами и администра­цией, коллективом, родителями и т. д.);

  • психофизические (нарушение гигиенических условий труда, шум детей);

  • психологические (личное отношение к своей профессии: интерес, удовлетворенность).

Среди профессиональных заболеваний отмечаются:

  • синдром вегето-сосудистой дистопии;

  • гипотоническая и гипертоническая болезнь;

  • инфаркт миокарда;

  • желудочные заболевания.

В конце рабочего дня многие учителя отмечают усталость, жалу­ются на головные боли, слабость, отмечают головокружение. Из причин нарушения сна учителя главной считают переутомление, связанное с

Условия труда педагогических работников общеобразовательных организаций

Трудовой кодекс РФ под условиями труда понимает достаточно широкий круг обстоятельств, к которым относятся, в том числе права и обязанности работника. Широкое понимание условий труда обусловлено договорной основой трудовых отношений. Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником. Законодательство делит условия трудового договора на обязательные и факультативные.

Так в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными являются следующие условия:

· место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

· трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

· сроки действия договора (бессрочный или на определенный срок);

· условия оплаты труда, включая размеры ставок, окладов, а также доплаты, надбавки и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

· режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

· условие об обязательном социальном страховании работника;

· другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

· об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Также необходимо иметь в виду, что директивными документами, принятыми Правительством РФ, предусматривается переход на так называемый «эффективный контракт», т.е. трудовой договор, в котором подобно должны быть изложены права и обязанности работников, показатели эффективности и качества работы и другие условия, в частности, условия стимулирования за качественную и результативную работу (об эффективном контракте).

В Федеральном законе №273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью нормативной обобщенности. Так, ст. 28 Закона, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает компетенцию (следовательно и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями. Упомянутые в ст. 28 нормы и требования должны определять материально-технические условия труда педагогических работников, которые вправе настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная законом обязанность администрации по созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников, также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть созданы в образовательной организации в соответствии с существующими нормами и требованиями.

Ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ налагает обязанность на образовательную организацию по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания, в том числе работников организации (пункт 15), а также по организации научно-методической работы, проведение научных и методических конференций, семинаров (пункт 20).

В соответствии с частью 6 ст. 28 образовательная организация обязана создавать также безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания, обеспечивающие охрану жизни и здоровье не только обучающихся, но и работников образовательной организации (пункт 2).

В Федеральном законе №273-ФЗ прописаны дополнительно к условиям о правах и обязанностях педагогических работников лишь немногие специфические условия их труда, поскольку этот вопрос относится в большей части к сфере регулирования трудового законодательства.

Традиционно государственные органы, осуществляющие подзаконное регулирование в сфере образования регламентируют своими правовыми актами вопросы рабочего времени, учебной нагрузки и, отчасти, должностные обязанности педагогических работников образовательных организаций разных типов, не предусмотренные законодательством об образовании и трудовым законодательством.

Так, на основании уполномочивания ст. 333 Трудового кодекса РФ в настоящее время Минобрнауки России определяет своими подзаконными актами (приказами) продолжительность рабочего времени, режим работы, примерное распределение собственно учебной деятельности и другой педагогической работы в образовательных организациях разных типов, например, «норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы» в общеобразовательных и некоторых типах образовательных организаций и т.п.

Федеральный закон ФЗ-273 содержит лишь некоторые общие правила по этим вопросам, которые относятся ко всем организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

В частности, согласно ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, которая посвящена правовому статусу педагогических работников в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Ст. 47 предусматривается, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из данной статьи следует, что Минобрнауки России уполномочено регламентировать только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Основные же нормы, определяющие рабочее время и время отдыха, содержатся в специальной главе 52 Трудового кодекса РФ, имеющей название «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также в других главах ТК РФ, устанавливающих общие для всех правила рабочего времени и времени отдыха.

Согласно ст. 333 главы 52 ТК РФ в новой редакции для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 334 ТК РФ предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, что также отражает специфику педагогической работы. Продолжительность удлиненного оплачиваемого отпуска устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» в соответствии с которым в зависимости от типа и вида образовательной организации и занимаемой работником педагогической должности установлены оплачиваемые отпуска продолжительностью от 56 календарных дней (общеобразовательные учреждения, учебные комбинаты и мастерские, учреждения СПО и вузы) до 42 календарных дней (дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей).

В соответствии с новой редакцией статьи 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет при условии непрерывной педагогической работы. Порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т.е. Минобрнауки России.

В целом же вопросы нормирования педагогического труда, особенно неаудиторной нагрузки педагогов, находятся в последнее время в фокусе внимания органов государственной власти. В частности, обсуждаются такие проблемы, как нечеткая фиксация имеющихся должностных обязанностей в рамках неаудиторной нагрузки, отсутствие внятного нормирования временных затрат на выполнение этих обязанностей, перегруженность педагогов, с одной стороны, и невозможность администрации образовательных организаций контролировать реальное выполнение неаудиторной части нагрузки, с другой стороны. Обсуждаются также различные подходы, которые бы позволили связать нормирование и качество педагогического труда. В этой связи любые изменения в системе нормирования рабочего времени педагога могут оказать значимое влияние на условия труда педагогических работников.

Профессиограмма воспитателя дошкольной образовательной организации

Шарапова Наталья
Профессиограмма воспитателя дошкольной образовательной организации

Добрый вечер! Есть такая русская поговорка «Век живи — век учись», вот и я стала слушателем программы профессиональной переподготовки. По окончанию обучения необходимо было составить профессиограмму воспитателя дошкольной образовательной организации.

Профессиограмма воспитателя

Введение.. 3

1. Тип и класс профессии.. 3

2. Общая характеристика профессии.. 4

3. Должностные обязанности воспитателя.. 5

4. Условия труда.. 5

5. Требования к уровню подготовки воспитателя.. 6

6. Способности для успешного овладения профессией.. 7

7. Востребованность профессии.. 8

8. Заработная плата воспитателя. .9

9. Карьерный рост.. 9

Заключение. .9

ВВЕДЕНИЕ

Профессия воспитателя – одна из древнейших в истории человечества. Как давно возникла эта деятельность? Можно ли ответить на этот вопрос? Ответ может подсказать обращение к истории слов педагогика, педагогический, история этих слов уходит в античную Грецию (6 – 4 вв. до н. э., когда в городах-полисах возникли первые школы и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально – поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом, – вести, сопровождать ребенка. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста.

Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Прошли тысячелетия, но суть профессии воспитатель не изменилась.

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться в современном мире.

1. ТИП И КЛАСС ПРОФЕССИИ

Тип профессии:

«Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).

Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т. п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать:

• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

• Конвенцию о правах ребенка;

• педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

• психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию;

• методы и формы мониторинга деятельности воспитанников;

• педагогическую этику;

• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

• правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

• правила по охране труда и пожарной безопасности.

Воспитатель должен уметь:

• понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;

• поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;

• применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;

• выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;

• общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

К основным обязанностям воспитателя относится:

• охрана жизни и здоровья детей;

• создание условий для полноценного развития личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей ребенка;

• планирование, организация и проведение воспитательной, образовательной и оздоровительной работы (в соответствии с ФГОС ДО, направленной на разностороннее развитие личности в соответствии с его возрастными особенностями, индивидуальными способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования;

• создание в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников;

• приобщение детей к национальной культуре, ее традициям;

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

• организация выполнения детьми режима дня;

• ведение документации.

4. УСЛОВИЯ ТРУДА

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, музыкальном зале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможен выход за территорию детского сада (экскурсии, походы и т. д.) Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7:00 до 14:12, другой с 11:48 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро—вечер). Рабочее место должно быть хорошо освещено, и иметь возможность для регулярного проветривания. Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида и аккуратной одежды. Специальной формы не предусмотрено, кроме халата (для мытья игрушек) и сменной обуви (СанПиН 2.4.1.2660-10). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие.

Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы в дошкольном учреждении:

• Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

• Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

• Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

• Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

• Владеть ИКТ — компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

6. СПОСОБНОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др., дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

1. Коммуникабельность.

2. Грамотная устная и письменная речь.

3. Эмоциональный интеллект.

4. Уверенность в себе.

5. Стрессоустойчивость.

6. Организованность.

7. Умение мотивировать.

8. Креативность.

7. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным.

Рейтинг профессии:

Востребованность 61%

Оплачиваемость 23%

Конкуренция 50%

Входной барьер 38%

Перспективы 62%

Работа воспитателя детского сада требует особого склада характера, бесконечной выдержки и желания полностью посвятить себя детям, поэтому обычно её выбирают женщины.

8. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ВОСПИТАТЕЛЯ

Заработная плата воспитателя официальная. Состоит она из персонального оклада, стимулирующей части оплаты труда и уральского коэффициента. Персональный оклад зависит от квалификационной категории. Стимулирующая часть оплаты труда зависит от выполнения показателей эффективности, которые отражены в эффективном контракте (трудовом договоре). Заработная плата выплачивается 2 раза в месяц, делится на аванс и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция).

Отпуск у воспитателя 42 календарных дня.

9. КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Возможности для карьерного роста небольшие: это методист, старший воспитатель, заведующий детским садом или специалист Управления образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие педагога, а лишь давать ориентиры объективных современных требований профессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *