Сведения о доходах

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Приказ ФАС России от 09.06.2014 N 383/14 (ред. от 05.09.2017) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы

3.5. Гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы, включенную в Перечень, установленный приказом ФАС России, обязаны ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в соответствии со статьей 20 Федерального закона.

Приказ Спецстроя России от 28.07.2009 N 357 (ред. от 08.09.2016) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федерального агентства специального строительства

представлять в установленном порядке предусмотренные Законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

Приказ Роспотребнадзора от 30.08.2016 N 905 (ред. от 11.09.2017) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

9) представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации»

1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О статусе военнослужащих»

На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции»

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О судебных приставах»

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Установленные сроки представления сведений о доходах госслужащих

Статьей 20 закона №79-ФЗ, принятого 27 июля 2004 года, вводится правило — сроки представления сведений о доходах госслужащих установлены на отметке в 12 месяцев.

Информация о доходах и расходах за предыдущий год оформляется в виде справки, согласно форме, утвержденной Указом № 460 от 23 июня 2114 года.

При заполнении формы государственным служащим либо претендентом на свободную должность государственного служащего указываются поступления доходов за последний год, указываются источники их поступления, перечисляются имущественные активы, которые находятся в собственности либо пользовании.

Содержание декларации о доходах госслужащего в 2019 году не подлежит разглашению. Сведения, указанные в ней, являются конфиденциальными.

Служащие, которые отказываются от предоставления сведений о собственных доходах, доходах членов его семьи, предоставляют неактуальные сведения, признаются совершившими правонарушения и могут быть уволены.

Декларация предполагает раскрытие информации об имущественном положении сотрудника и членов его семьи (супруга, супруги и несовершеннолетних детей).

Декларация подается до 1 апреля следующего за отчетным периодом года для сотрудников Администрации президента, для остальных служащих – до 30 апреля. В том случае, когда лично предоставить декларацию не представляется возможным, допускается пересылка ее почтой, но не позднее даты окончания, отведенного на подготовку формы времени.

Лица, находящиеся в отпуске (оплачиваемом или неоплачиваемом, по уходу за детьми в том числе), не освобождаются от необходимости подавать справку о доходах.

Общие постановления

Согласно статьи 10 части 2 Федерального закона № 41 от 05.04.2013 «О счетной палате» Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы предоставляют информацию о наличии у них имущества, прибыли и затратах, а также о всевозможных имущественных обязательствах их близких родственников в порядке, который устанавливается действующим законодательством.

Указанные сведения предоставляются согласно Положения гражданами, которые претендуют на замещение государственных должностей, лицами, которые замещают государственные должности.

Сведения о расходах, имущественных обязательствах предоставляются одновременно со сведениями о доходах в форме справки, которая утверждена указом Президента №310 от 02.04.2013г.

В том случае, если наличие у Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора акций и ценных бумаг (паев) может привести к конфликту интересов, он обязуется передать все указанное имущество в доверительное управление согласно гражданскому законодательству.

Кто за это несет ответственность

К категории граждан, обязанных предоставлять отчетность о доходах государственного служащего, относятся государственные служащие, чиновники, которые занимают определенные должности в органах власти, работники местных и региональных управляющих органов и тому подобное.

За несоблюдение установленных статьей 10 закона «О счетной палате» ограничений и обязанностей для указанных должностей действующим законодательством предусмотрена ответственность целым рядом нормативных актов.

Какие данные отражены в сведениях

Для опубликования в различных СМИ предоставляется (в том числе размещается на официальных страницах в сети интернет) вся информация об имуществе, прибыли и затратах государственных служащих и их близких родственников, а именно:

  • перечень недвижимого имущества, принадлежащего им по праву собственности и тех, которые находятся в пользовании;
  • перечень транспортных средств, на которые у них есть право собственности;
  • задекларированный ежегодный доход.

Учитывая, что сведения об обстоятельствах частной жизни, фактах, событиях, позволяющие идентифицировать личность гражданина (его персональные данные), носят конфиденциальный характер, в перечне объектов недвижимости указываются только вид, площадь и местоположение объекта. Адрес и основания пользования объектом не указываются.

В графе «транспортные средства» указывается информация о виде транспортного средства, его марке и месте его регистрации. При этом на сайте размещается только информация о типе и производителе транспортного средства.

Сведения о доходах предоставляются за отчетный год и охватывают все источники поступления, а именно: прибыль, полученная по основному месту работы, от научной, педагогической, другой творческой деятельности, доходы по банковским вкладам (начисленные за отчетный период проценты по депозитам), доходы от ценных бумаг, акций в различных компаниях, пособия и пенсии.

На официальном сайте публикуется исключительно сумма полученной прибыли без уточнения ее источников.

Правила заполнения

При заполнении формы декларации необходимо создавать отдельный документ о собственных доходах, супруга (супруги), а также всех детей, не достигших совершеннолетнего возраста. В случае когда с супругом расторгнуты брачные отношения и решение о расторжении брака вынесено ранее декабря отчетного года, отчетность за супруга может не подаваться.

В справке по каждому лицу должна быть указана следующая информация:

  • наименование работодателя;
  • ФИО, дата рождения, адрес, данные паспорта;
  • сведения о составе семьи;
  • период времени, за который указывается информация о доходах и имущественных активах;
  • данные о принадлежащих госслужащему транспортных средствах и недвижимости;
  • перечень источников доходов с указанием сумм поступлений, стоимость приобретенных ценных бумаг и остатки на счетах в банках;
  • кредитные обязательства (как долгосрочного, так и краткосрочного характера);
  • перечень действующих депозитных вложений.

Скачать бланк справки о доходах, расходах, имуществе

Доходные поступления (раздел 1) распределяются по нескольким категориям:

  • доход с основного места работы – начисленная за отчетный период заработная плата;
  • в графе «Иные доходы» указывается заработная плата с предыдущих мест работы (если таковые были);
  • при совмещении основной работы с творческой деятельностью или преподаванием вознаграждения за них приводятся отдельно;
  • отдельно указываются доходы по банковским вкладам и ценным бумагам, начисленные за отчетный период.

Средства, полученные в качестве материнского капитала, алиментов, пенсий, пособий, унаследованные ресурсы суммируются в иных доходных поступлениях.

Если в отчетном году совершались операции по приобретению акций, облигаций, транспортных средств или объектов недвижимости, в соответствующие строки формы вносятся только активы, полученные госслужащим (или членом его семьи) на платной основе.

Операции по приобретению имущества приводятся с указанием стоимостной оценки приобретаемых активов и источников средств для осуществления сделки.

При заполнении декларации необходимо четко следовать некоторым правилам оформления. Текст и цифры должны быть читабельны. Информация вносится от руки, но использование компьютерных технологий, позволяющих улучшить качество заполнения и обеспечить сохранность записей на длительный срок, не запрещается.

Категорически запрещено заполнять сведения любыми карандашами. Запрещено наличие исправлений: стертых скребком букв, замазанных корректором помарок и ошибок, зачеркиваний (карандашом или ручкой) и подобное.

Запрещено вписывать цифровые наименования, другие фрагменты, распознавание которых не представляется возможным или затруднительно. Печать бланка на бумажном полотне, которое каким-либо образом было повреждено или не является белым, не допускается.

Как не получить штраф

Ошибки, которые допускаются госслужащими при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, могут быть самыми разными, но здесь мы рассмотрим наиболее распространенные:

Ошибки Действия
Отсутствует указание должности, которая занимается близкими родственниками, а также наименование компании, в которой они работают Вся эта информация должна заполняться в полном соответствии с оформленным приказом о назначении. Если на протяжении отчетного года должность поменялась, нужно будет указать ту, которая была занята на 31 декабря.
Отсутствует указание адреса регистрации уполномоченного сотрудника или его близких родственников В процессе оформления справки нужно указывать тот адрес регистрации, который имеется на момент подачи документов. Также нужно указать адрес фактического проживания, если он отличается от регистрации.
В качестве прибыли, полученной по основному месту ведения трудовой деятельности, указан общий доход, полученный из всех источников В данном пункте нужно указать только ту прибыль, которая получена за работу в компании, где человек занимает должность на момент оформления документа.
Отсутствует информация о прибыли, полученной за счет вкладов, включая закрытые на протяжении отчетного периода В этом поле нужно указать общую сумму прибыли, которая была получена на протяжении отчетного периода. Прибыль, которая была получена служащим в иностранной валюте, должна быть указан в рублях в соответствии с курсом, установленным Банком России на момент получения данной суммы.
Некорректно заполнен раздел с информацией о затратах Заполнять его нужно только в том случае, если на протяжении отчетного периода покупался земельный надел или какая-то другая недвижимость, а также ценные бумаги, акции и транспортные средства, и если сумма сделок превышает сумму дохода, полученного на протяжении последних трех лет.
Не заполнен пункт с информацией о затратах в случае покупки какой-либо недвижимости на деньги, полученные из государственного бюджета Данный факт не освобождает как сотрудника, так и его близких родственников от необходимости оформления информации о затратах.
Не заполнен пункт с информацией о затратах в случае оформления соглашения, на основании которого человек принимает участие в долевом строительстве, если сумма, перечисленная на основании этого договора, превышает общую сумму прибыли гражданина и его близких родственников, полученную на протяжении последних трех лет Данную информацию нужно указывать в этом случае в обязательном порядке, но если сумма оплаты составляет 500 000 рублей, информацию нужно будет отражать в пункте, где указываются срочные обязательства.

Условия публикации

На сайте государственного органа должна присутствовать следующая информация:

  • перечень недвижимости, на которую у человека есть право собственности;
  • перечень транспортных средств, на которые у государственного сотрудника есть право собственности;
  • задекларированная сумма прибыли, полученной на протяжении отчетного периода.

Не стоит забывать о том, что действующим законодательством предусмотрен определенный перечень сведений, которые не могут указываться в СМИ, включая персональные данные сотрудника государственных органов или какую-то информацию, по которой можно определить его место жительства.

Заполняем и предоставляем сведения о доходах руководителя учреждения

Смолева М. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 3/2019

До 30 апреля 2019 года руководители государственных и муниципальных учреждений должны подать учредителю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Отчитаться нужно о своем финансовом положении, а также финансовом положении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Несоблюдение этого требования может повлечь увольнение руководителя. Что же учесть при подготовке справок за 2018 год?

Согласно ст. 275 ТК РФ и ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ руководители учреждений обязаны ежегодно подавать справки о доходах руководителя. В некоторых случаях это требование распространяется и на иных сотрудников – если они замещают должности на основании трудового договора в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, и данные должности включены в специальный перечень (п. 3, 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ). Речь здесь идет в том числе о федеральных учреждениях.

В перечни должностей, как правило, полностью входит руководящий состав, например, руководитель и все его заместители, главный бухгалтер и его заместитель, руководитель филиала и его заместитель (см. Приказ Минобрнауки РФ от 26.07.2018 № 13н). Причем у этих работников нередко возникает обязанность представлять сведения не только о доходах, но и расходах.

Впрочем, более распространенное требование, предъявляемое к руководителям учреждений, – подача справок о доходах. Форма такой справки утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 – она общая для всех лиц, наделенных обязанностью декларировать доходы.

При заполнении данной формы, как и раньше, допускаются ошибки. Они могут повлечь серьезные последствия вплоть до увольнения руководителя по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах руководителя, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если такие действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).

Чтобы помочь лицам, обязанным раскрывать свои доходы, в подготовке справок, Минтруд выпустил ежегодные рекомендации по их заполнению (см. письма от 24.12.2018 № 18-2/10/В-10446 и от 10.01.2019 № 10-9/10/В-36 (далее – Рекомендации)). Они адресованы прежде всего государственным и муниципальным служащим и касаются заполнения разделов «Сведения о доходах руководителя» и «Сведения о расходах». Руководителям учреждений полезно ознакомиться с той частью рекомендаций, которая имеет отношение и к ним. Разберем некоторые вопросы, возникающие при заполнении справок.

Можно ли не подавать справки?

Обязанность декларировать свои доходы предусмотрена антикоррупционным законодательством и освободить от нее нельзя (п. 4 Рекомендаций). В том числе это касается периодов нахождения работника в отпуске (ежегодном оплачиваемом, без сохранения зарплаты, по уходу за ребенком и др.), временной нетрудоспособности и иных периодов неисполнения должностных обязанностей.

Сведения можно подать в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать до апреля не стоит, особенно если планируется длительное отсутствие работника (например, командировка или отпуск). В ситуации, когда не получается подать сведения лично, их можно направить по почте до 24.00 30 апреля.

Если работник уволился с должности, при замещении которой возникает обязанность декларировать доходы, и это произошло в период с 1 января по 30 апреля 2019 года, подача справок за 2018 год не будет нарушением (п. 16 Рекомендаций).

Сколько справок заполнять?

Как сказано в п. 11 Рекомендаций, сведения в отношении работника и каждого члена его семьи представляются отдельно. Например, работник, имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, должен подать четыре справки о доходах руководителя, имуществе и обязательствах имущественного характера. Нельзя вписать в одну справку сведения в отношении двух и более лиц (в частности, двух детей).

При подготовке справок о доходах руководителю учреждения придется собрать много исходной информации. Потребуются справки 2-НДФЛ, документы, подтверждающие право собственности, выписки по банковским вкладам и кредитам.

При замещении двух должностей в одной организации (внутреннее совместительство) и возникновении обязанности декларировать свои доходы по двум должностям работнику нужно заполнить одну справку, но указать в ней обе должности (п. 17 Рекомендаций). При внешнем совместительстве работник, замещающий должности в разных организациях, представляет в отношении себя две справки.

Дополнительные справки могут потребоваться при уточнении сведений. Работник вправе сделать это до 31 мая – в течение месяца после окончания срока подачи декларации. В данном случае повторно представляется только та справка, в которой не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 28, 29 Рекомендаций).

Как определить круг лиц, чьи доходы декларируются?

Сведения подаются с учетом семейного положения, в котором находился работник по состоянию на отчетную дату – 31 декабря 2018 года (п. 18 Рекомендаций). Например, если брак был расторгнут в органе ЗАГС в ноябре 2018 года, сведения в отношении бывшей супруги работника подавать не нужно, поскольку на отчетную дату он уже не состоял в браке. А вот если решение о расторжении брака суд принял 12 декабря 2018 года и оно вступило в законную силу 12 января 2019 года, справкb о доходах руководителя бывшей супруги представить придется: на 31 декабря 2018 года работник считался состоявшим в браке.

Те же правила действуют в отношении несовершеннолетних детей. К примеру, если дочери работника 30 декабря 2018 года исполнилось 18 лет – подавать в ее отношении справку о доходах не нужно. Но если день рождения пришелся на 31 декабря 2018 года, на эту дату дочь еще являлась несовершеннолетней (совершеннолетие наступает на следующий день после дня рождения), а значит, сведения представлять надо.

Что указывать в доходах?

Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строку «Доход по основному месту работы» вписывается общая сумма, содержащаяся в справке 2-НДФЛ, выданной учреждением. Если назначение на должность руководителя учреждения состоялось в 2018 году, доход, полученный по предыдущему месту работы, отражается в строке «Иные доходы». При этом в графе «Вид дохода» нужно указать предыдущее место работы (п. 41 Рекомендаций).

В строке «Доход от педагогической и научной деятельности» проставляется сумма из справки 2-НДФЛ, выданной по месту преподавания или оказания возмездных услуг в интеллектуальной сфере. Если такая деятельность осуществлялась по основному месту работы (например, супруга работника в 2018 году была преподавателем в образовательной организации), сведения следует указывать в строке «Доход по основному месту работы».

В строку «Доход от иной творческой деятельности» вносится сумма вознаграждения за создание литературных произведений (их публикацию), фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна, скульптур, видео-, теле- и кинофильмов, музыкальных произведений, гонорары за участие в съемках и т. д. В этой и предыдущей строках также отражаются суммы грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства, а также премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, литературы и искусства, образования, культуры (п. 48 Рекомендаций).

В строку «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» вписывается общая сумма, выплаченная в 2018 году в виде процентов по любым вкладам (счетам), вне зависимости от их вида и валюты. Сюда же включаются суммы процентов по вкладам, закрытым в отчетном периоде. Датой получения дохода считается день его выплаты, в том числе день перечисления на счет работника. При этом денежные средства, выплачиваемые при закрытии вклада (счета), за исключением процентов по нему, не отражаются в справке (п. 49, 52, 56 Рекомендаций).

Сведения о наличии банковских счетов и вкладов указываются в специально предназначенном для этого разд. 4 справки.

А в строке «Иные доходы» отражаются, например, следующие суммы:

  • пенсия (разные ее виды не надо суммировать) и доплаты к ней (сведения о доплатах можно получить в ПФ РФ или региональном органе соцзащиты);

  • пособия всех видов (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним и др.), если они не включены в справку 2-НДФЛ, выданную по месту работы;

  • денежные выплаты, полученные при награждении почетными грамотами и наградами государственных органов, органов местного самоуправления и не включенные в справку 2-НДФЛ, полученную по основному месту работы;

  • выплаты, связанные с увольнением (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и т. д.), если они не отражены в строке «Доход по основному месту работы»;

  • средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий (указываются в справке о доходах одного из родителей);

  • стипендия;

  • доход от сдачи в аренду или иного использования недвижимости, транспортных средств;

  • доход от реализации недвижимости, транспортных средств и иного имущества, в том числе в случае продажи членам семьи или иным родственникам (рекомендуется указать вид и адрес проданной недвижимости, вид и марку транспортного средства);

  • денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования, а также от родственников (кроме супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) и третьих лиц на невозвратной основе.

Как декларировать имущество?

В справку нужно вписывать все основное имущество – недвижимость и транспортные средства, принадлежащее работнику, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда эти объекты были приобретены, в каком регионе России или в каком государстве зарегистрированы. Например, это касается недвижимости, полученной в наследство или по решению суда, вступившему в законную силу, но не зарегистрированной на нового собственника в Росреестре (п. 77 Рекомендаций). Транспортные средства, переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, в залоге у банка, негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета, тоже необходимо декларировать (п. 97 Рекомендаций).

При заполнении этого раздела нужно заранее проверить наличие и достоверность подтверждающих документов: свидетельства о госрегистрации права собственности на недвижимое имущество или регистрационного номера и даты записи в ЕГРН, договоров купли-продажи, дарения, свидетельства о праве на наследство, паспорта транспортного средства. Наименование и реквизиты документов потребуется указать в справке.

Вносить ли сведения о кредитах?

Информация о срочных обязательствах финансового характера, кредитором или должником по которым выступает работник, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок, указывается в разд. 6 справки, посвященном обязательствам имущественного характера. Задекларировать придется каждое финансовое обязательство, если его сумма равна или превышает 500 тыс. руб. Если же на 31 декабря 2018 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не указывается (п. 145, 150 Рекомендаций).

Например, в ситуации, когда работник взял кредит и является должником, в графе «Кредитор (должник)» нужно указать банк, выдавший кредит (наименование юридического лица и адрес).

* * *

При подготовке справок о доходах руководителю учреждения придется собрать много исходной информации. Потребуются справки 2-НДФЛ с основного места работы и от иных организаций, в которых работник получал доход, документы, подтверждающие право собственности, выписки по банковским вкладам и кредитам и пр. Чем более полным окажется этот пакет информации – тем выше вероятность того, что задекларированные сведения будут достоверными и что впоследствии руководителю не придется исправлять в них ошибки.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Крайний срок подачи справок установлен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей» и другими нормативными актами аналогичного содержания, изданными на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Фамильные деньги

Сделать они это должны до 30 апреля. Эти отчеты будут публичными. Их разместят на сайтах органов власти. И любой желающий сможет с ними ознакомиться, а также «накапать» на своего соседа — директора школы, если то, что написано в отчете, не соответствует тому, что соседи видят из окна.

Правило вводится впервые — в рамках борьбы с коррупцией.

Как рассказала журналистам директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова, всего в стране 210 тысяч бюджетных учреждений всех уровней — государственных, региональных и муниципальных. Значит, до конца месяца должно быть подано 210 тысяч сообщений о доходах их руководителей.

Отчитываться они должны перед своим непосредственным работодателем — органом, с которым у них заключен трудовой договор.

То есть руководители всех муниципальных бюджетных учреждений — перед муниципальными властями, региональных организаций, соответственно, — перед региональными, а федеральные — перед центром.

При этом им дается время на то, чтобы скорректировать свои отчеты. «Если они в дальнейшем найдут ошибки или неточности в данных, то до 31 июля они эти сведения смогут уточнить», — пояснила Марина Маслова.

И уточнила еще одну деталь. Возможно, где-то в регионах отчеты будут приниматься не до 30 апреля, а более длительный срок. Поскольку жесткая дата — 30 апреля — установлена только для руководителей федеральных учреждений.

Региональным же и муниципальным властям рекомендовано придерживаться этой даты. Но в принципе они могут определить и другую. Порядок предоставления сведений о доходах руководителями региональных и муниципальных бюджетных учреждений утверждается нормативным правовым актом субъекта и местного самоуправления.

Причем власти должны разработать как правила предоставления отчетов, так и правила их проверки. Пока и те и другие правила полностью разработаны на региональном и муниципальном уровнях в 34 субъектах. В 64 готовы правила подачи данных. А вот как контролировать достоверность представленной информации, определилось еще малое количество регионов, поделились в минтруде. Но это и не так страшно. Пока идет заявочная кампания, у властей есть время доделать эту работу.

Как уточнили в минтруде, сведения о доходах не стоит путать с декларациями, которые в налоговую инспекцию предоставляют предприниматели. Бюджетники от этого освобождены.

Представленные сведения, скорее всего, не будут перепроверяться «поголовно». Скорее всего, это будет происходить, когда есть к тому предпосылки. В том числе с письменного обращения правоохранительных органов, общественных организаций, Общественной палаты, а также по следам публикаций в СМИ или обращений граждан.

Санкции за «лжесвидетельство» могут ограничиваться дисциплинарной ответственностью, предусмотренной Трудовым кодексом, от выговора до увольнения. А может все кончиться и уголовной ответственностью. Учредитель может подать заявление в правоохранительные органы, если окажется, что доходы начальника бюджетной организации куда выше его официальной зарплаты. Или есть серьезные расхождения в его среднем заработке со средний заработком работников учреждения. Напомним, сейчас установлена максимальная кратность 1 к 8.

Кстати, люди, только поступающие на должность руководителя бюджетного учреждения, тоже должны будут отчитываться о доходах.

Напомним, руководители федеральных государственных учреждений должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно, не позднее 30 апреля согласно постановлению правительства РФ от 13.03.2013 N 208. Это касается всех бюджетных сфер — образования, здравоохранения, культуры и так далее. Отдельным постановлением утверждены правила проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых руководителями федеральных государственных учреждений и лицами, замещающими эти должности. Как ранее заявлял Дмитрий Медведев, это позволит создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Министерство Министерство

  • Полномочия
  • Руководство
  • Структура
  • Департаменты Департаменты
    • Департамент музеев Департамент музеев
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент кинематографии Департамент кинематографии
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент государственной охраны культурного наследия Департамент государственной охраны культурного наследия
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент науки и образования Департамент науки и образования
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент экономики и финансов Департамент экономики и финансов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент инвестиций и имущества Департамент инвестиций и имущества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Нормативно-правовой департамент Нормативно-правовой департамент
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Планы
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент управления делами Департамент управления делами
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент регионального развития и приоритетных проектов Департамент регионального развития и приоритетных проектов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Конкурсы
    • Департамент информационного и цифрового развития Департамент информационного и цифрового развития
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Отдел государственной службы, кадров и наград Отдел государственной службы, кадров и наград
      • Новости самостоятельного отдела
  • Подведомственные организации Подведомственные организации
    • Государственные академии наук
    • Театрально-зрелищные учреждения
    • Музеи
    • Библиотеки
    • Концертные учреждения
    • Киностудии
    • Цирковые учреждения
    • Продюсерские учреждения
    • Самостоятельные музыкальные коллективы
    • Научные организации
    • Образовательные организации высшего образования
    • Профессиональные образовательные организации
    • Общеобразовательные организации
    • Реставрационные учреждения
    • Музей
    • Прочее
  • Территориальные органы Территориальные органы
    • Положение о территориальных органах
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
  • Координационные и совещательные органы Координационные и совещательные органы
    • Коллегия Министерства культуры Российской Федерации Коллегия Министерства культуры Российской Федерации
      • Состав коллегии
      • Повестки
      • Доклады
      • Решения
    • Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Новости
      • Официальные документы
      • Рабочие группы Рабочие группы
        • Компетенции Рабочих групп Общественного совета
        • Документы рабочих групп Общественного совета
        • Состав Президиума Общественного совета
        • Рабочая группа №1 по вопросам государственной охраны культурного наследия и музейного дела
        • Рабочая группа №2 по вопросам кинематографии
        • Рабочая группа №3 по вопросам литературы, искусства и народного творчества
        • Рабочая группа №4 по вопросам управления имущественным комплексом, эффективного использования бюджетных средств, профилактики коррупционных правонарушений и кадровой политики
        • Рабочая группа №5 по вопросам отраслевого образования, науки, библиотечного дела
        • Рабочая группа №6 по вопросам туризма, региональной политики и патриотического воспитания
      • Задачи и функции
      • Порядок ротации
      • Требования к кандидатам
      • Общественный совет в комиссиях Минкультуры России
      • Комиссии Общественного совета
      • Результаты общественных обсуждений законопроектов и отчетов Минкультуры России
      • Запросы членов Общественного совета
      • Комментарии, мнения, предложения
      • Публикации СМИ
      • Трансляция заседаний ОС
      • Обращение в Общественный совет
      • Общественный совет 2013-2015 гг. Общественный совет 2013-2015 гг.
        • Задачи и функции Общественного совета
        • Методика оценки и критерии эффективности деятельности Общественного совета
        • Порядок ротации членов ОС
        • Требования к кандидатам в члены ОС
        • Документы
      • Контакты общественного совета
    • Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Положение
      • ХХIV заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХ заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
    • Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Экспертный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Открытое министерство
  • Государственная служба Государственная служба
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей и в резерв
    • Условия прохождения гражданской службы
    • Квалификационные требования
    • Порядок обжалования
    • Регулирующие документы
    • Кадровый резерв
    • Порядок поступления на гражданскую службу
    • Документы, необходимые для поступления на государственную гражданскую службу
    • Конкурсная комиссия
    • Архив вакансий и конкурсов
    • Молодежная политика
  • Совет ветеранов
  • Национальный проект «Культура» Национальный проект «Культура»
    • О нацпроекте
    • Публикации
    • Телесюжеты
    • Документы
    • Культурно-образовательные комплексы
    • Федеральный проект «Культурная среда»
    • Федеральный проект «Творческие люди» Федеральный проект «Творческие люди»
      • Программа «Волонтеры культуры»
      • 15 центров образования и повышения квалификации
    • Федеральный проект «Цифровая культура»
    • Официальная символика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *