Стандарты внутреннего контроля

О проектах стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Замятина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно п. 3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должен определяться в том числе стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Минфином подготовлены два проекта таких стандартов:

– «Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее – Стандарт «Планирование»);

– «Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее – Стандарт «Принципы контрольной деятельности»).

Перед тем как переходить непосредственно к стандартам, отметим, что Госдумой РФ 19.09.2018 в первом чтении рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – законопроект).

Исходя из новой редакции ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, не только регулирующих бюджетные правоотношения, но и (или)обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, а также в целях соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из бюджета.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществляться согласно федеральным стандартам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, а также утвержденными в соответствии с ними Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления стандартами (регламентами) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом стандарты (регламенты) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать сроки и последовательность действий должностных лиц при планировании и проведении проверок, ревизий, обследований и оформлении их результатов.

Во исполнение указанных изменений Минфином и подготовлены проекты Стандартов «Планирование» и «Принципы контрольной деятельности».

Принципы контрольной деятельности

Стандарт «Принципы контрольной деятельности»разработан в целях установления основных принципов контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Принципы контрольной деятельности органов контроля определяют этические и профессиональные нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица.

Этические принципы.

Указанные принципы будут предусматривать:

  • этические нормы для государственных гражданских служащих в целом (принципы ответственности, законности, компетентности, конфиденциальности);

  • дополнительные нормы для уполномоченных должностных лиц, с учетом особенностей профессиональной деятельности по осуществлению полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (принципы честности, независимости, объективности).

Данная группа будет включать в себя принципы:

1) честности. Подразумевается, что ревизоры в процессе взаимодействия с представителями объектов контроля будут действовать открыто, демонстрируя высокие стандарты поведения при выражении профессиональной позиции. Честность также предполагает наличие внутреннего нравственного достоинства, которое проявляется в единстве слова и дела, способности ревизора давать адекватную оценку своему поведению, осознавать границы личных и профессиональных возможностей и интересов, быть открытым перед профессиональным сообществом;

2) независимости. Ревизоры при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов контроля и связанных с ними граждан в административном, финансовом и функциональном отношении. Отметим, что независимость ревизоров не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам осуществления внутреннего государственного финансового контроля. При этом независимость ревизора состоит в том, что он:

  • не является в проверяемый период и год, предшествующий проверяемому периоду, и не является в период проведения контрольного мероприятия должностным лицом и (или) иным работником объекта контроля или собственником организации;

  • не состоит в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами объекта контроля или собственниками организации (в случаях проведения проверок в организациях, не относящихся к организациям бюджетной сферы);

  • не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом контроля;

3) объективности. Подразумевает отсутствие у ревизора предубеждений или предвзятости по отношению к объектам контроля и их должностным лицам. Объективность предусматривает беспристрастность оценок и рекомендаций и исключение влияния на ревизора таких факторов, как внешнее давление, политическое или идеологическое воздействие со стороны каких-либо социальных групп, религиозных или общественных объединений. Ревизоры должны обеспечивать равное отношение ко всем физическим и юридическим лицам. Их выводы должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную и официальную информацию.

Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обязаны вести себя профессионально, руководствоваться в своей работе принципами и стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Принципы осуществления деятельности.

Данная группа принципов будет определять нормы, которыми должен руководствоваться контрольный орган при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. К принципам осуществления деятельности относятся следующие:

1) принцип эффективности, означающий осуществление контрольной деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов в целях сокращения нарушений в финансово-бюджетной сфере, минимизации бюджетных и имущественных рисков и обеспечения повышения качества финансовой дисциплины объектов контроля, в том числе путем предупреждения и предотвращения нарушений;

2) принцип превентивной направленности. Данный принцип направлен на установление в качестве приоритетных мер, направленных на устранение причин, факторов и условий, способствующих допущению нарушений;

3) принцип управления рисками (риск-ориентированности). Предполагает концентрацию усилий на направлениях деятельности, характеризующихся повышенной вероятностью:

  • наступления в проверяемом периоде событий (нарушений), приводящих к нанесению значимого ущерба публично-правому образованию (бюджетному или автономному учреждению), искажению величины активов и (или) обязательств и (или) финансовых результатов;

  • допущения в проверяемом периоде нарушений требований бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, которые могут привести к негативным последствиям в части выполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования, несбалансированности бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

4) принцип непрерывности внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Предполагает отслеживание на постоянной основе (мониторинг) ключевых процессов и процедур с целью своевременного выявления рисков и отклонений от заданных параметров, которое осуществляется в том числе с использованием интегрированных информационных систем;

5) принцип информатизации. Указанный принцип направлен на использование при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля современных информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих автоматизировать постоянные и однообразные процессы, обеспечить оперативную обработку большого массива данных и автоматическое формирование документов в ходе проведения контрольного мероприятия. В рамках реализации данного принципа должно быть обеспечено автоматизированное информационно-аналитическое сопровождение внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на всех стадиях его осуществления, в том числе с целью формирования и анализа информации об объектах контроля и результатах предыдущих контрольных мероприятий, непрерывного выявления и предупреждения возникающих рисков, фиксации в автоматическом режиме посредством прикладного программного обеспечения нарушений с целью принятия своевременных мер, направленных на устранение нарушений;

6) принцип единства методологии. Основывается на использовании общих принципов и стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе унифицированных подходов к определению процессов и процедур контроля, единстве терминологической базы в сфере внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, критериев и показателей оценки контрольной деятельности. Так, при осуществлении контроля и оформлении его результатов должно обеспечиваться соблюдение единых требований к формам и содержанию документов, формируемых в ходе и по итогам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Данный принцип предусматривает согласованность подходов к описанию выявляемых нарушений и ответственности за их совершение, оценке объема ущерба, наносимого публично-правовому образованию вследствие нарушений, с учетом правоприменительной практики органов государственного финансового контроля (надзора), а также практики разрешения судебных споров;

7) принцип взаимодействия. Данный принцип предполагает обеспечение конструктивного взаимодействия по вопросам координации контрольной деятельности и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Взаимодействие осуществляется между органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также правоохранительными органами;

8) принцип информационной открытости. Означает публичную доступность информации о деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Доступность информации обеспечивается посредством публикации на официальных сайтах контрольных органов общей информации, ежегодного отчета о результатах контрольных мероприятий, а также иных сведений, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено.

Планирование контрольной деятельности

Один из элементов эффективности организации и проведения контроля – четкое планирование. Планирование контрольной деятельности позволит сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа.

Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения контрольным органом плана контрольной деятельности на календарный год. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.

Стандарт «Планирование» разработан в целях установления основных правил (способов) планирования контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из положений Стандарта «Планирование» планирование контрольной деятельности должно осуществляться с применением риск-ориентированного подхода в целях концентрации усилий на наиболее значимых направлениях и минимизации контрольной нагрузки на объекты контроля, не допустившие существенных нарушений. Такой подход подразумевает, что необходимость проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году определяется на основании идентификации принадлежности объекта контроля и (или) его вида деятельности в сфере бюджетных отношений к определенной категории риска.

Планирование контрольной деятельности имеет непрерывный характер и включает следующие этапы планирования:

  • формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий;

  • составление проекта плана контрольных мероприятий;

  • согласование проекта плана контрольных мероприятий в соответствии с порядком, предусмотренным ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • утверждение плана контрольных мероприятий.

В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию указываются:

  • наименования контрольных мероприятий – например, ревизия финансово-хозяйственной деятельности или проверка расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (государственного органа, органа местного самоуправления). Перечень наименований типовых контрольных мероприятий приведен в п. 4 Стандарта «Планирование»;

  • наименования объектов контроля по каждому контрольному мероприятию;

  • проверяемый период;

  • сроки проведения контрольных мероприятий;

  • информация о должностных лицах (подразделениях) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ответственных за осуществление каждого контрольного мероприятия.

Процессу планирования контрольной деятельности должен предшествовать процесс формирования исходных данных для его осуществления. Названный процесс включает:

  • сбор и анализ информации об объектах контроля (предметах контроля);

  • определение объема плановой контрольной деятельности (предельного количества человеко-часов, количества контрольных мероприятий, включаемых в план контрольных мероприятий) на очередной финансовый год;

  • определение объектов контроля, включаемых в проект плана контрольных мероприятий.

Сбор информации об объектах контроля должен осуществляться на непрерывной основе автоматизированным и (или) ручным способом.

При автоматизированном способе сбор информации и ее сопоставление (анализ) осуществляются с использованием прикладного программного обеспечения без участия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе предусматривающим автоматизированную проверку данных на непревышение заданных показателей (параметров), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности.

При ручном способе сбор и анализ информации осуществляются путем изучения должностным лицом органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения процедур в сфере бюджетных отношений.

Информация об объектах контроля, в том числе информация из данных информационных систем, владельцами или операторами которых являются Федеральное казначейство, ФНС, Минфин, иные государственные и муниципальные органы, должна позволять установить значения следующих факторов отбора по каждому объекту контролю:

  • показатели качества финансового менеджмента и иные показатели в отношении объекта контроля, на основании которых определяется вероятность допущения объектом контроля нарушений в проверяемом периоде;

  • объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета, в проверяемые отчетные периоды в целом и (или) дифференцированно по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета;

  • существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов, включая мероприятия, осуществляемые в рамках реализации государственных (муниципальных) программ;

  • совершение объектом контроля крупных сделок в соответствии с законодательством РФ;

  • осуществление сделок в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в размере, превышающем величину, установленную ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация (присоединение, выделение), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, новые виды деятельности, в том числе новые виды оказываемых услуг, выполняемых работ);

  • существенность нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органами государственного (муниципального) финансового контроля и иными уполномоченными органами проверок (ревизий, обследований) в отношении объекта контроля в текущем финансовом году и предшествующих отчетных периодах;

  • полнота учета исполнения объектом контроля представлений, предписаний и рекомендаций об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;

  • длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия в отношении объекта контроля;

  • наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При определении объема плановой контрольной деятельности контрольного органа особое внимание следует обратить:

  • на обеспеченность контрольного органа кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами в очередном финансовом году;

  • на наличие резерва временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий. Для определения данного резерва следует использовать данные о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в текущем финансовом году и предыдущие годы (три-пять лет).

При определении количества объектов контроля, включаемых в план контрольных мероприятий по результатам применения риск-ориентированного подхода, следует учитывать необходимость включения в проект плана контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений высшего органа исполнительной власти (местной администрации), предложений (поручений) финансового органа. При этом рейтинг объектов контроля должен формироваться с использованием системы расчета индекса приоритетности объекта контроля, установленной ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Стандарт «Планирование» предусматривает следующие случаи внесения изменений в план контрольной деятельности:

  • поступление запросов (обращений) государственных и муниципальных органов, организаций, а также иных организаций и граждан;

  • внесение дополнений и изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты РФ;

  • выявление в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования объектов контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения мероприятия, изменения проверяемого периода;

  • реорганизация, ликвидация, изменение организационно-правовой формы объектов контроля.

* * *

В заключение отметим, что в настоящее время данные стандарты проходят общественное обсуждение. Их применение при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля запланировано с 01.01.2020.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие принципы контрольной (надзорной) деятельности – прямо закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из них положения, определяющие основы (начала) этой деятельности, ее важнейшие свойства и характеристики, подходы к осуществлению.

Примечание.

Прямого закрепления в законодательстве (едином нормативном правовом акте) какого-либо перечня общих принципов контрольной деятельности не существует, они представлены в разных нормативных правовых актах.

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) определены в федеральном законе от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности исключительно в пределах и в порядке, установленных законом или иным нормативным правовым актом.

2. Соблюдение международных договоров Российской Федерации.

3. Установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

4. Открытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).

5. Законность, объективность и справедливость при осуществлении контрольной деятельности.

6. Проведение мероприятий по контролю (надзору) уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

7. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю (надзору) компетенции органа государственного контроля (надзора).

8. Осуществление контрольной деятельности на основе равенства всех перед законом.

9. Соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

10. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности с участием заинтересованных лиц – физических и юридических (формы и порядок их участия определяются соответствующим законодательством, в том числе отраслевым).

11. Регулярность, периодичность (в установленных случаях – непрерывность) и оперативность проведения мероприятий по контролю (надзору), предусматривающего полное и возможно быстрое проведение его в течение установленного срока.

12. Документирование и учет мероприятий по контролю (надзору), проводимых органами государственного контроля (надзора).

13. Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю (надзору), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

14. Признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам.

15. Верховенство судебной власти в осуществлении контрольной (надзорной) деятельности (наиболее существенные меры принуждения применяются судом, им же разрешаются споры между субъектами общественных отношений и контролирующими органами).

16. Гласное осуществление контрольной деятельности, кроме случаев, требующих сохранения тайны (конфиденциальности) информации с ограниченным доступом, охраняемой законом.

17. Презумпция добросовестности лица (физического и юридического), деятельность которого подвергается контролю (надзору), и признание его виновности в соответствии с законом.

· Этот принцип означает, что лицо считается невиновным в совершении правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана и установлена в соответствии с законом.

· Из этого принципа вытекают положения:

— лицо, подозреваемое в совершении правонарушения, не обязано доказывать свою невиновность;

— неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого.

18. Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического или физического лица обоснованной.

19. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации.

20. Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических и физических лиц за проведение мероприятий по контролю (надзору), за исключением случаев, возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

21. Недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических и (или) физических лиц в результате проведения мероприятий по контролю (надзору) и применения к ним соответствующих санкций.

Система общих принципов контрольной деятельности предполагает установление в действующем законодательстве также отраслевых, специфичных принципов в тех или иных сферах контрольной (надзорной) деятельности и их реализацию.

Принципы осуществления контроля

Тема «Контроль и его виды»

Основные вопросы по теме:

1. Понятие контроля.

2. Этапы контроля.

3. Принцы осуществления контроля.

4. Виды контроля.

Литература:

1.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993 – 702с.

2.Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002 – 352с.

3.Менеджмент: Практические занятия и деловые игры (учебное пособие) / Д.Д. Вачугов, Н.А. Кислякова. – М.: Т.Д. «Элит – 2000», 2000. – 272с.

4.Веснин В.Р. Основы менеджмента. Изд.4-е, доп. и испр. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2004 – 560с.

5.Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285с.

6.Ходеев Ф.П. Менеджмент / Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов–на-Дону. Издательство «Феникс», 2002. – 224с.

7.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 285.

8.Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Вадим Владиславович Музыченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 528с.

Вопрос

Понятие контроля

Слово «контроль» как и слово «власть» рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности. Вследствие такого восприятия сущность функции контроля понимается чаще всего неправильно.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. То есть, менеджеры с помощью контроля постоянно проверяют, насколько то, что происходит в действительности, соответствует тому, что должно быть.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функции контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких – либо групп становится невозможно.

Контроль называют также обратной связью. Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании этой информации принимают новые решения и осуществляют новые воздействия.

С помощью контроля руководство определяет, правильны ли его решения, не нуждаются ли они в корректировке; контроль обнаруживает ошибки в деятельности, следовательно, создает возможность их устранить, исправить, чтобы выполнить типовые задания и достичь поставленных целей, он используется для стимулирования успешной деятельности. Таким образом, контроль можно определить и как процесс обеспечения организацией своих целей.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

В мудрой китайской книге «И Цзинь» («Книге перемен») еще три тысячи лет назад, задолго до того, как возникли первые идеи науки управления написано: «Когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их».

Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей.

Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются происходящие в ней процессы и отдельные элементы системы.

Например, предметом контроля производства являются количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ.

Менеджеры, отвечающие за финансы фирмы, контролируют доходы и расходы фирмы, сравнивают величину фактически полученной прибыли с ожидаемой. Менеджера по кадрам интересует все, что связано с людьми: например, нет ли опозданий, прогулов и других нарушений дисциплины, на какие работы нужен дополнительный персонал, довольны ли сотрудники своим положением в фирме.

Субъектами контроля выступают как менеджеры фирмы, так и государственные органы.

Формы контроля очень разнообразны. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно – измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы.

Вопрос

Этапы контроля

В процедуре контроля выделяются следующие этапы:

1) Выработка стандартов и критериев.

2) Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами.

3) Принятие необходимых корректирующих действий.

1. Стандарты – это конкретные цели, которые поддаются измерению и имеют временные границы. Такие цели разрабатываются в форме показателей результативности, которые позволяют сопоставить реально сделанную работу с запланированной.

Достаточно легко установить показатели результативности для величин, поддающихся количественному измерению: по прибыли, объему продаж: например, получить прибыль 500тыс. руб. в 2006году. Но некоторые важные цели не поддаются количественному выражению напрямую. Например, повышение степени удовлетворенности работой. В таком случае проводятся различные обследования и опросы, происходит косвенное выражение целей, т.е. через другие показатели. Например, количество увольнений.

2. Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он принимает еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Для этого руководство решает важную задачу – устанавливает масштаб допустимых отклонений. Если обнаруживаются отклонения, которые не выходят за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.

Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Здесь правильно выбрать единицу измерения, установить частоту измерений.Любая система сбора информации и ее обработки довольно дорога, поэтому менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее. Чтобы обеспечить эффективность контроля важно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.

3. На третьем этапе менеджер определяет, какие действия необходимо предпринять. Такими действиями могут быть:

ü Невмешательство в работу (ничего не нужно предпринимать).

ü Устранение отклонений.

ü Изменение стандартов в результате их пересмотра.

В первом случае фактические результаты совпадают со стандартными. Во втором следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Третий случай предусматривает пересмотр планов, а, следовательно, и стандартов.

Вопрос

Принципы осуществления контроля

Эффективный контроль возможен при соблюдении следующий принципов:

1) Адекватность восприятия, что означает: контроль любого вида и в любой проводимой форме должен быть понятен как начальникам, так и подчиненным.

2) Своевременность – механизм контроля должен выявлять отклонения без промедления, обо всех нарушениях менеджер должен знать как можно быстрее, чтобы устранить отклонения.

3) Целесообразность и экономичность. Контроль проводится в любом подразделении организации, на масштабы, размах контроля должны соответствовать объемам работы. Затрачиваемые на контроль средства не должны превышать достигнутые результаты.

4) Гибкость контроля. Контроль должен строиться так, чтобы были учтены самые неожиданные явления и проблемы.

5) Индивидуальность подхода: число занятых контролем определяется каждый раз индивидуально.

6) Механизм контроля должен наглядно указать причину, источник нарушения процесса.

Вопрос

Виды контроля

Различают такие виды контроля:

¾ предварительный;

¾ текущий;

¾ заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Этот контроль позволяет осуществить само планирование и создание организационной структуры.

Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например, анализируются деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям.

В отношении материальных ресурсов вырабатываются стандарты допустимого качества поступающих материалов; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план, который дает уверенность в том, что организация в процессе работы будет иметь достаточные средства.

Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его объектом являются подчиненные, а субъектом – их начальники. Задача этого контроля – своевременно выявить и скорректировать отклонения от заданных параметров, возникающие в ходе работы.

Текущий контроль основывается на обратных связях.Простой пример обратной связи: начальник обнаружил ошибки в работе подчиненных и сообщил им, что их работа неудовлетворительна. В результате подчиненные исправили ошибки и усилили свое внимание к выполнению операций.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее. Несмотря на то, что вмешаться в работу уже нельзя, этот контроль необходим. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает упущения и недостатки в работе. Роль этого контроля заключается в следующем:

¾ он дает информацию для дальнейшего планирования;

¾ способствует мотивации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Смагулова Асель Сериковна

магистр юриспруденции, КЭУК, г. Караганда, Республика Казахстан

E-mail:

Финансовый контроль как таковой исторически возник как негосударственный финансовый контроль, а уже с появлением государства появился новый вид — государственный финансовый контроль. По своей экономической сущности финансы — объективная категория. В практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль, являясь составной частью контроля, вообще, обладает определенной спецификой. Финансовый контроль представляет собой результат наложения контрольной функции как разновидности управленческой функции на контрольную функцию финансов как экономической категории. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией финансов и носит объективный характер, а форма финансового контроля устанавливается посредством контрольной функции как разновидности управленческой функции и поэтому носит субъективный характер. В экономической литературе даются определения финансового контроля в двух аспектах. При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными финансами.

Финансовый контроль следует рассматривать как управленческую деятельность вне зависимости от государства. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ ; в их числе такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Например, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветки власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласности.Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычно двумя способами: представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля — необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролером ошибки в их деятельности.

Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности.Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны, и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.

Принцип законности предусматривает следующее:

  • качество нормативно-законодательной базы финансового контроля и законодательства в целом, отвечающее требованиям демократичности общества, т. е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;
  • соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы — акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля. Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом. Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий на государственные финансы.

Третьи лица — это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

В Казахстане принципы финансового контроля нашли свое законодательное закрепление. Например, статья 135 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года закрепляет следующие принципы государственного финансового контроля: независимость, объективность, достоверность, прозрачность, компетентность, гласность с учетом обеспечения режима секретности. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» в качестве основных принципов аудиторской деятельности называет: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность .

Необходимо отметить, что всеми учеными признаются в качестве принципов финансового контроля одни и те же положения с некоторой их вариацией. В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля развитых стран.

Таким образом, главное условие эффективности организации финансового контроля — это обеспечение доступа к любой необходимой для этого информации. Кроме того, система финансового контроля должна отвечать требованию экономической эффективности, т.е. расходы на ее функционирование не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *