Специальный медицинский стаж

Содержание

Верховный суд об исчислении специального стажа медработников для досрочного назначения пенсии

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (независимо от их возраста), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста.

Представляем вашему вниманию Определение ВС РФ от 06.02.2017 № 1-КГ16-36, в котором приведены разъяснения, касающиеся расчета специального стажа медработников для досрочного назначения пенсии.

Суть спора

Бывшая сотрудница медицинской организации обратилась в суд с иском к ПФР о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии ПФР в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы – 30 лет. Как следует из представленных документов, в специальный стаж не были включены:

  • периоды работы в должности медицинской сестры отделения экспертизы качества медицинской помощи, временной нетрудоспособности;

  • периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

По мнению работницы, решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не основано на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.

Какое решение вынес Верховный суд?

Верховный суд, рассматривая гражданское дело, указал на следующее.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее при наличии специального стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении специального стажа применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены больницы всех наименований и должность «медицинская сестра».

По смыслу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Регламентируя правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

Пунктом 2 ст. 2 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Лечение – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п. 8 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).

Для подтверждения деятельности, которая включается в льготный стаж для досрочного выхода на пенсию, необходимо представить документы. Их перечень установлен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее – Порядок).

Как следует из п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, о выполнении работ в определенном структурном подразделении), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по определенной профессии и в определенной должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В материалах дела закреплено, что должностные обязанности гражданки в периоды работы медсестрой отдела экспертизы качества медицинской помощи, временной нетрудоспособности и стандартизации связаны с документооборотом больницы, в частности, с правильным оформлением листков нетрудоспособности при выписке пациентов, проверкой правильности оформления медицинских документов. При этом отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что заявитель, работая в данной должности, постоянно, в течение полного рабочего дня осуществлял лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что давало бы право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

С учетом приведенных нормативных положений суд пришел к выводу об отсутствии у гражданки права на включение в специальный стаж периодов ее работы в должности медицинской сестры отдела экспертизы качества медицинской помощи, временной нетрудоспособности и стандартизации ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница».

Что касается периодов повышения квалификации, они включаются в специальный стаж, поскольку периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовало время работы гражданки в должности палатной медсестры травматологического отделения.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Одним из условий для включения периодов работы в медицинских организациях в льготный стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

2. С целью подтверждения указанных периодов работы необходимо представить документы о том, что работник в эти периоды постоянно, в течение полного рабочего дня осуществлял лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения.

повышение квалификации

>Калькулятор страхового (трудового) стажа

ЕЩЁ КАЛЬКУЛЯТОРЫ:
Калькулятор стажа для больничного листа
Калькулятор дней отпуска

Как пользоваться калькулятором

Инструкция по использованию калькулятора стажа

  1. Если вы знаете свой стаж на определённую дату, то введите в поле «Стаж на дату» конкретный день и количество лет, месяцев, дней стажа на этот день. Эти поля необязательны к заполнению, но если у вас есть эти данные, то это значительно сократит вам подсчет.
  2. В полях «Дата приёма на работу» и «Дата увольнения» введите свои даты, например, по трудовой книжке. Обязательно нужно заполнить хотя бы одну строчку этой таблицы.
  3. В «Дополнительные периоды» могут быть внесены такие периоды как: нахождение на государственной или муниципальной службе, период работы в качестве ИП, период получения пособия по безработице, уход за инвалидом или престарелым родственником и другие. Полный список таких периодов описан ниже, в пункте «Что входит в страховой стаж».
  4. Выберите нужное значение из выпадающих списков, если вы проходили воинскую службу или находились в отпуске по уходу за ребенком.
  5. Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Полученный результат вы можете сохранить в doc-файл.

Примите также во внимание:

  • Используйте кнопку «Сегодня» (кружок с точкой) для быстрой вставки текущей даты.
  • Используйте добавление, удаление и очищение нужных полей соответствующими кнопками для более быстрого и удобного внесения и изменения информации.

Законодательные основы вычисления трудового стажа

Граждане Российской Федерации исчисляют свой трудовой стаж по Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в РФ» №173, вступившему в законную силу 01.01.2002 г.

В настоящее время в законе не существует понятия «трудовой стаж», с 31.12.2001 года оно заменено на уточненный термин «страховой стаж», то есть период, во время которого работающий гражданин производил со своей заработной платы отчисления в Пенсионный Фонд РФ, и прибавленные к ним законодательно обоснованные иные периоды. Тем не менее, словосочетание «трудовой стаж» часто используется в качестве синонимичного.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Зачем знать свой страховой стаж

Страховой стаж используется для вычисления полагающихся гражданину выплат и различных преференций:

  • выплаты по временной нетрудоспособности в связи со здоровьем – выплаты по больничному листу (учитывается время, в течение которого работник был застрахован по этому основанию);
  • возможность ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (учитывается непрерывное время работы на одного и того же работодателя, после которого наступает такое право).

Что входит в страховой стаж

Законодательство РФ четко определяет периоды, которые учитываются в качестве страхового стажа. К ним относятся, в первую очередь, те месяцы работы, в которые производились отчисления в качестве взносов в ПФР. Ими могут быть:

  • сотрудничество в соответствии с заключенным трудовым договором;
  • нахождение на государственной гражданской службе;
  • муниципальная служба;
  • период работы в качестве ИП.

Граждане накапливают страховой стаж не только во время фактической работы, но и в иные периоды, предусмотренные ФЗ, если после или перед этим периодом человек был официально трудоустроен:

  • время воинской службы или приравненной к ней деятельности;
  • первая часть декретного отпуска (по беременности и родам);
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • в случае содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных, а также в случае отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • уход за малышом до 1,5 лет (отдельно для мамы или папы);
  • уход за инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом или престарелым родственником, достигшим возраста 80 лет;
  • для супруг военных или дипломатических представителей – то время, которое они сопровождали свои половинки и при этом не имели возможности трудоустроиться (не более 5 лет в общей сложности).

В трудовой стаж, необходимый как для вычисления пенсии, так и для отправки в оплачиваемый отпуск, включены такие периоды:

  • фактически отработанные дни;
  • выходные, праздники и отгулы;
  • время сохранения места за сотрудником, по каким-либо причинам фактически не выполняющим рабочие обязанности (декрет, отпуск, больничный и т.п.);
  • время в пути в иную местность по направлению государственной службы;
  • необоснованное заключение под стражу;
  • вынужденные прогулы;
  • время общественных работ, если они оплачиваются.

Что не входит в страховой стаж

Все иные периоды времени, не предусмотренные законодательством.

Особенности подсчета

При введении данных в калькулятор нужно придерживаться требований, прописанных в соответствующей статье ФЗ об исчислении пенсий.

  1. Календарный порядок. Необходимо учитывать даты, указанные в трудовой книжке или налоговых декларациях (для ИП). Если два и больше страховых периода совпадают, учитывается, как правило, один из них (более выгодный для получателя пенсии).
  2. Только РФ. Если гражданин имеет право на пенсию по иностранным законам, то в той части, в которой они не совпадают с нормами РФ, это время не будет учитываться при подсчете стажа.
  3. Труд в натуральном хозяйстве. Люди, обеспечивающие себя самостоятельно, члены фермерских хозяйств и различных общин могут включить время своего труда в стаж, если они производили взносы в ПФР.
  4. Работа на физлицо. Если человек трудился на другого человека в соответствии с заключенным договором, этот период считается страховым, если выплачивались соответствующие взносы.
  5. Авторские гонорары. Лица, продавшие авторские права на свои произведения, а также лицензии, патенты и пр., если они выплачивали с полученных средств взносы в ПФР не меньше установленного размера, могут включить период, пропорциональный их взносам, у свой стаж.
  6. Обратной силы не имеет. Если по ранее действовавшему законодательству РФ те или иные периоды включались в трудовой стаж, что было впоследствии изменено, они могут быть присоединены к их общему страховому стажу.

>Калькулятор подсчета страхового стажа

Назначение страхового стажа

Размер дневного пособия при болезни или травме самого работника, при уходе за больным ребенком (иным членом семьи) составит:
— 60% среднего дневного заработка при стаже от 6 месяцев до 5 лет;
— 80% среднего дневного заработка при стаже от 5 до 8 лет;
— 100% среднего дневного заработка при стаже 8 лет и более.
Пособие по беременности и родам при стаже свыше 6 месяцев рассчитывается исходя из 100% среднего дневного заработка.
Пособие ФСС в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием рассчитывается исходя из 100% среднего заработка независимо от стажа.

Последствия неправильного исчисления страхового стажа

Неверное определение продолжительности стажа может привести к неправильному исчислению пособия и, как следствие, может повлечь претензии со стороны как ФСС, так и работников.

Страховой стаж в больничном листе

Рассчитанный страховой стаж указывается в больничном листе в строке «Страховой стаж» (отражается количество полных лет и полных месяцев без дней).
Размер пособия по временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение 30 дней после увольнения, не зависит от продолжительности стажа и выплачивается всем в размере 60% среднего заработка. В этом случае при заполнении больничного листа в строке «Страховой стаж» можно указать количество полных лет и месяцев работы сотрудника на дату увольнения из вашей компании.

Подтверждение страхового стажа

Страховой стаж подтверждается следующим образом:
— работа по трудовому договору, государственная или муниципальная служба — трудовой книжкой или, например, трудовым договором или справкой, выданной предыдущим работодателем
— служба в армии — военным билетом.
Совместители для подтверждения страхового стажа должны принести копию трудовой книжки, заверенной по месту основной работы.
То есть основной документ для расчета страхового стажа — трудовая книжка.

Разъяснения ФСС по порядку исчисления стажа

В конце 2018 года ФСС указал, что исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (Письмо ФСС от 17.12.2018 № 02-08-01/17-04-13323л). Запрос, поданный при этом в ФСС, можно посмотреть здесь.

Однако применять эти разъяснения небезопасно, поскольку они не являются нормативным документом. Кроме того, они противоречат ранее данным разъяснениям, согласно которым перевод 30 дней в полные месяцы и 12 месяцев в полные годы предусмотрен только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет (Письмо ФСС РФ от 09.12.2016 N 02-09-14/15-02-24113). Страховой стаж, рассчитанный в соответствии с новыми разъяснениями ФСС, будет выше, чем по старым правилам. А это чревато разногласиями с конкретным отделением фонда.

Включается ли в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам период работы врачей и медицинских сестер в ООО (имеющем медицинскую лицензию), а не в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения?

22 января 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (например, ООО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам. Однако велика вероятность, что этот вопрос работникам придется решать в судебном порядке.

Обоснование вывода:
Пенсионное обеспечение граждан в РФ осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставлено п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (далее — Списки), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее — Правила). В части, не урегулированной этими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат (определение Тверского областного суда от 02.08.2011 N 33-3104, определение Рязанского областного суда от 06.10.2010 N 33-1728).
Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В Законе N 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях было прямо исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Закон распространяется на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяется к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях данного закона к медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2012 N 1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по смыслу Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п. 3.3 постановления от 03.06.2004 N 11-П).
Таким образом, понятием «учреждение здравоохранения» в Законе N 323-ФЗ охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 N 04АП-2534/13).
Помимо этого, в частной клинике, как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Медицинские работники как учреждений здравоохранения, так и ООО при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 Закона N 323-ФЗ)*(1).
На этом основании мы полагаем, что периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (в том числе, ООО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам.
В то же время территориальные органы ПФР на практике по-своему трактуют законодательство и считают, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию, — учреждение. Работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например ООО), в специальный стаж засчитана быть не может.
Поэтому вопрос о включении периода работы в ООО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.
Соответственно, наличие или отсутствие права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию (смотрите также определение Конституционного суда РФ от 04.03.2004 N 81-О).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

26 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также судебную практику: определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.03.2013 по делу N 33-2321; апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.04.2012 по делу N 33-4266/2012; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики — Чувашии от 8 апреля 2013 г. по делу N 33-1240/2013.

Пенсионные споры: Позиция Верховного Суда по отказам органов Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированныхКонституцией РФ (ст. 39). Цель пенсионного обеспечения – предоставление человеку, достигшему определенного возраста и имеющему требуемый трудовой стаж, средств к существованию.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсиях) право на досрочную трудовую пенсию имеют более 20 категорий граждан. Условно их можно объединить в следующие основные группы:
• проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
• осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
• осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
• некоторые другие лица.
Нередко исключение некоторых периодов из специального стажа бывает неправомерным. Отказ органов Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) в назначении досрочной трудовой пенсии не является окончательным и может быть обжалован в суде. Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Основаниями для отказа органами ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:

1. Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности.
2. Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
3. Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Прежде чем подробно рассмотреть каждое из обстоятельств, обратимся к п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 20.12.2005 N 25, в котором указано: «По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».
Изложенная правовая позиция ВС РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.

Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности

1. Повышение квалификации

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Учреждения ПФ РФ в своих возражениях на исковые требования граждан зачастую ссылаются на то, что деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Однако по смыслу ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (далее – ТК РФ) работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009; далее – Правила ИПР), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Однако специальные законодательные нормы в отношении включения (невключения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы отсутствуют.
Согласно п. 5 Правил ИПР периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж, но периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы в Правилах ИПР не упоминаются.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность. В связи с этим в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года указано: «С учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике. В данном случае суды должны основываться на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2. Отпуск по уходу за ребенком

Во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. С принятием Правил ИПР ситуация изменилась.
Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребенком в Правилах ИПР не указан, что породило правовую неопределенность в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.
Несмотря на то, что ВС РФ многократно (определения ВС РФ от 21.01.2011 N 41-В10–22, от 10.12.2010 N 39-В10–9, от 26.12.2005 N 46-В05–48, от 27.05.2005 N 45-В05-5) разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543–1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»), по-прежнему наблюдаются случаи отказа в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан. И даже письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), не исправило ситуацию.
А между тем ст. 167 Кодекс законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривал включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»).
Согласно разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24–11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено. В связи с данным обстоятельством время такого отпуска полностью должно учитываться в стаже для назначения пенсии, в том числе льготной.
Обращает на себя внимание правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 10.06.2011 N 46-В11–12. Суд в стаж работы по специальности включил весь период отпуска по уходу за ребенком, в том числе имевший место после 06.10.1992.
М. обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 10.06.1995 и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения норм материального права и постановила: «Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался со 02.04.1992, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 10.06.1995 подлежит включению в специальный стаж работы М.».
По аналогичному делу ранее ВС РФ также принял решение в пользу истицы (см. определение ВС РФ от 14.05.2009 N 19-В09-3).

3. Служба в армии

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Подпункт «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом было необходимо, чтобы не менее ⅔ стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4).
Как видим, отказ органов ПФ РФ в назначении гражданам досрочной трудовой пенсии нередко признается судами неправомерным.

Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии

1. Ошибка в трудовой книжке

Наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, – несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
В списках N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991); применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537), наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012): на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца – обязанность доказать наличие права на льготную пенсию.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, которая исходила из того, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.).
К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010, когда вступил в силу п. 3 ст. 13 п. 3 ст. 13 Закона о пенсиях, определивший, что «допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством.

2. Отсутствие наименований работ, профессий, должностей в списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов ПФ РФ в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.
Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.
Поэтому считаем, что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

===== В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав – важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. ===== Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Евгений Матвеев
Источник: Первый пермский правовой портал http://territoriaprava.ru/topics/32665

>Как посчитать специальный стаж?

Вопрос

Имеет ли право на досрочное назначение льготной пенсии по списку 2 сотрудник, работающий по основному месту работы в должности по списку 2, и имеющий внутреннее совместительство в той же должности?

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 16.07.2014 № 665 О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (п. 3)исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

В свою очередь Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в п. 4 определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется — стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом согласно РАЗЪЯСНЕНИЮ МИНСОЦРАЗВИТИЯ РФ от 22.05.1996 №№ 29, 5 Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет… под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, по общему правилу в этот стаж включают только периоды непосредственной работы в особых условиях при условии, что такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Следовательно, период работы по совместительству в специальный стаж не включаются, т.к. при работе по совместительству продолжительность рабочего времени не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Кроме того, отметим, что в настоящее время в общем порядке возможность выйти на льготную пенсию появляется у гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

• достижение определенного возраста;

• наличие установленного страхового стажа;

• наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30;

• наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Это следует из положений главы 6 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ О страховых пенсиях.

Страховая пенсия может быть назначена досрочно:

• гражданам определенных профессий и видов работ, например женщинам, проработавшим не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ);

• отдельным категориям граждан (независимо от их профессии и видов выполняемых работ), например женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста восьми лет (ст. 32 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При этом время работы сотрудника по рассмотренным выше профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный класс условий труда по результатам специальной оценки.

В отчете должно быть предусмотрено право на льготную пенсию. Если там этого нет, Вы можете дополнительно уточнить у организации, которая проводила спецоценку – с чем это может быть связано. Это правило действует с 1 января 2013 года.

Таким образом, для включения периодов трудовой деятельности, имевших место после 1 января 2013 г., в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, потребуется выполнение следующих условий: 1) по результатам специальной оценки условий труда установлен вредный и (или) опасный класс условий труда на рабочем месте, где занят работник; 2) работодателем начислены и уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

При этом хотим обратить Ваше внимание на то, что если работа по совместительству по Списку № 2 осуществляется в то время, когда и основная работа выполняется по Списку № 2, то имеется нарушение трудового законодательства. В соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ не допускается работа по совместительству для граждан, которых принимают на работу с вредными или опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Специальный стаж необходим для досрочного назначения страховой пенсии по старости при отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

Сотрудник имеет право на досрочное назначение страховой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, а также специальный стаж, который включает в себя периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение страховыми пенсиями (глава 6 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

По общему правилу в этот стаж включают периоды:

Указанные периоды засчитывают в стаж в календарном порядке. Такой порядок установлен в пунктах 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, пункте 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665.

Специальный трудовой стаж исчисляют в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, при досрочном назначении страховой пенсии по старости применяют списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Порядок применения указанных списков определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 и пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665.

Сотрудники, профессии и должности которых предусмотрены списками № 1 и № 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в списках, что должно быть подтверждено результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

С учетом специального стажа устанавливают пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсию за выслугу лет.

Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:

Подробнее о том, какие периоды включают в льготный стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на льготную пенсию.

Валентина Андреева,

к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения

Российской академии правосудия

  1. Ответ: Как рассчитать специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости
    • непосредственной работы в особых условиях или в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня;
    • получения пособия по временной нетрудоспособности;
    • ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
    • обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы. Поскольку в ряде случаев такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). В частности, обучение является обязательным для сотрудников органов внутренних дел (ч. 8 ст. 76 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
    • Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
    • Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516;
    • Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141;
    • Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.
  2. Правовая база: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11.07.2002 № 516

Постановление

Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ч.I, ст.4920) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2002 года № 51621

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется — Федеральный закон).

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются — списки).

2. При досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями труда;

3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

13) работа в летном составе гражданской авиации;

14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;1

15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2

3. Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:

к периодам работ, указанных в подпункте 1, — периодов работы, указанной в подпункте 12;

к периодам работ, указанных в подпункте 2, — периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5-7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;

к периодам работы, указанной в подпункте 3, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5-10, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 4, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 5-10, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 5, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 9, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 6, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 7, 9, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 7, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 6, 9, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 8, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 5-7, 9, 10, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 9, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5-7, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 10, — периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 5-9, 12;

к периодам работы, указанной в подпункте 11, — периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16-18;

к периодам работ, указанных в подпункте 14, — периодов работы, указанной в подпункте 13;

к периодам работы, указанной в подпункте 15, — периодов работ, указанных в подпунктах 13, 14.

4. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется — стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 140При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

6. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

7. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

работа от 6 месяцев до одного года — как один год;

работа менее 6 месяцев — по фактической продолжительности.

8. В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно

9. При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.11Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам:

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 12 настоящих Правил);

по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

в случае, если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

в случае, если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

10. Период испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник.

11. Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

12. При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.

В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

13. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. 3

14. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

15. При исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин — за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, — за 9 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *