Штраф за несвоевременную

Содержание

Какой размер штрафа за несдачу декларации по НДС в 2019 — 2020 годах?

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате

Итоги

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации по НДС, так же как и штрафа за несдачу декларации по НДС, рассчитывается по общим правилам. Эти правила содержит п. 1 ст. 119 НК РФ. Согласно им размер штрафа определяется исходя из 5% от суммы налога к уплате за каждый месяц (неполный или полный) с того дня, который был назначен для представления декларации. Величина штрафа не может превышать 30% от указанной суммы и не может быть менее 1000 руб.

Подробнее об ответственности за неподачу декларации и о вопросах, возникающих по ней, читайте .

Штрафа за уточненную декларацию по НДС можно избежать, если:

  • подать уточненку до завершения срока представления первоначальной декларации, т. е. в срок (п. 2 ст. 81 НК РФ);
  • уточненка подается после завершения срока представления первоначального отчета, но до истечения срока уплаты налога, а ИФНС ошибки в первоначальной декларации не выявила или не успела проинформировать налогоплательщика о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ);
  • до подачи уточненки, представляемой после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, уплачены недоимка и пени, а выездная проверка, проведенная до подачи уточненки, не выявила ошибок (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Часто возникает вопрос: если ситуация с несвоевременной сдачей декларации по НДС возникает в отношении отчета с нулевой суммой к уплате, взыскивается ли в этом случае минимальный штраф за несданную декларацию по НДС в размере 1 000 руб.? Единого ответа на этот вопрос нет.

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате

Позиция чиновников такова, что налогоплательщик не освобождается от штрафа за непредставление декларации по НДС, даже если в ней не указывается сумма налога к уплате и отсутствует недоимка. Штраф за такое нарушение предусмотрен ст. 119 НК РФ (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, Минфина России от 23.11.2011 № 03-02-08/121 и 27.10.2009 № 03-07-11/270, УФНС России по Москве от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@). Соответственно, это в полной мере относится и к штрафу за несвоевременное представление декларации по НДС с отсутствующей суммой к уплате.

Мнение чиновников поддерживают в большинстве своем и суды (постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57, Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 418/10 по делу № А68-5747/2009, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 № Ф08-2313/2016 по делу № А32-42102/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2012 по делу № А03-7357/2011 (определением ВАС РФ от 31.07.2012 № ВАС-7486/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2011 по делу № А26-5027/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу № А75-9192/2009).

Поскольку по отчету, не имеющему суммы к уплате, штраф за декларацию по НДС рассчитать не представляется возможным, а применять его надо, то в этом случае размер штрафа за несвоевременную сдачу декларации считается равным минимальной санкции — 1000 руб. (постановления ФАС Центрального округа от 23.03.2012 по делу № А35-6471/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 по делу № А31-7500/2009, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу № А56-28215/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 № А19-20250/06-52-Ф02-674/07-С1 по делу № А19-20250/06-52).

О том, в каких ситуациях возможно снижение величины санкций, читайте в материалах:

  • «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое»;
  • «Является ли смягчающим обстоятельством нарушение срока подачи декларации впервые?».

Итоги

За несвоевременную сдачу декларации предусмотрен штраф, размер которого зависит от количества месяцев просрочки и суммы налога к уплате. Судебная практика по вопросу назначения штрафа за несвоевременное представление нулевой декларации неоднозначна, а чиновники считают, что отсутствие суммы налога к уплате и отсутствие недоимки не является основанием для освобождения от ответственности.

См. также материал «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую».

Штраф за несвоевременное представление НДС-декларации налагается согласно пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса и рассчитывается из суммы НДС к уплате.

Суммы штрафа за несвоевременное представление и штрафа за отсутствие отчетности рассчитываются по общим правилам. Непредставление таковой декларации означает нулевую сумму налога, исходя из чего возникают спорные ситуации.

Несвоевременная сдача

В случае если компания не сдала декларацию в установленный срок, она будет привлечена к ответственности уплатить штраф в размере 5% от налога, неуплаченного в срок, который налагается по каждому месяцу просрочки. Взыскание не может быть больше 30 % от суммы неуплаченного налога и меньше 1 000 рублей, но может быть уменьшено при наличии определенных смягчающих обстоятельств.

Кроме этого, должностное лицо компании уплачивает штраф 300-500 рублей, а просрочка свыше 10 рабочих дней грозит блокировкой расчетного банковского счета и приостановление электронных денежных переводов.

Однако, можно избежать штрафа, если вы поступите следующим образом (пункты 2, 3, 4 – соответственно, статьи 81 Налогового Кодекса):

  • подадите уточненную декларацию до конечного срока подачи основной НДС-декларации. Тогда первоначальная отчетность будет считаться сданной в день сдачи уточнённой;
  • подадите уточненную после конечного срока представления первоначальной, однако до завершения срока уплаты налога в госбюджет, при условии, что инспекция ФНС не сообщила вам об ошибках в первоначальной или не еще успела сообщить налогоплательщика о грядущей выездной проверке;
  • уплатите недоимки и пени до подачи уточненной отчетности, которую представили после срока подачи декларации и до того, как уплатили налог, а выездной проверкой ошибок выявлено не было.

Существуют разные точки зрения по поводу того, будет ли налагаться минимальное взыскание в размере 1000 рублей в случае, если был факт несвоевременной сдачи НДС-декларации, но по ее показателям суммы к исчислению нулевые. Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Непредоставление декларации

Чиновники придерживаются позиции, что плательщик налога не может освобождаться от штрафа за отсутствие отчетности по НДС, даже в том случае, если сумма налога будет исчислена и уплачена в срок. Это справедливо приравнивается к штрафу за несвоевременную сдачу отчетности. Этой точки зрения придерживаются и суды.

По декларации, которая не располагает суммой налога к уплате, штраф процентным методом рассчитать невозможно, но наложить его надо. Некоторые судебные практики все-таки обязывают уплатить минимальное взыскание, равное 1000 рублям.

Существует и совершенно иная позиция в вопросе несвоевременной сдачи декларации. По мнению многих судов, которые ссылаются на нормы статьи 119 Налогового кодекса, величина штрафной санкции должна рассчитывается с учетом налоговой суммы к уплате. Исходя из этого, единого фиксированного штрафа нет, а ответственность будет зависеть напрямую от налоговой обязанности.

В этом случае, если сданная не вовремя декларация выводит нулевую сумму налога к уплате, штраф за игнорирование сроков будет тоже равен нулю.

Смягчающие обстоятельства для налогоплательщиков

Наличие таких обстоятельств позволяет снизить величину начисленного штрафа минимум в два раза.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Пункт 1 статьи 112 Налогового Кодекса подает следующие случаи, связаны с:

  • совершением правонарушения по стечению тяжелых семейных или личных обстоятельств;
  • совершением правонарушения под воздействием угрозы или принудительно, а также в силу материальной или служебной подневольности;
  • тяжелым материальным положением физического лица, который привлекается к штрафу за налоговое правонарушение;
  • иными обстоятельствами, которые судом или налоговой службой могут быть признаны смягчающими.

Судебное заседание в ходе разбирательства по налоговой неосторожности будет рассматривать все обстоятельства, которые налоговая инспекция уже изучила для досудебного обжалования. Налогоплательщику в суде необходимо сделать заявления о всех имеющихся смягчающих обстоятельствах, вне зависимости от того, были ли они учтены налоговым органом при наложении штрафа, или нет. Суд также может снизить штраф повторно.

Немногие банки готовы выдавать ипотеку на покупку дома с земельным участком.
Как правильно приобрести земельный участок в собственность и какие документы нужно при этом оформить? Мы рассказали об этом .
Какая ставка на земельный налог действует в Московской области? Информация есть в нашей статье.

Судебная позиция в вопросе повторного снижения взыскания

Исходя из чиновнической точки зрения, повторное снижение возможно. Суд может уменьшить размер штрафа даже после того, как налоговой инспекций уже были учтены смягчающие обстоятельства, аргументируя это тем, что:

  • законодательством не предусмотрены ограничения по доводам для снижения взыскания;
  • законодательством не запрещается суду оценивать смягчающие обстоятельства, учтенные налоговым органом до суда;
  • суд может проверить тяжесть нарушения на соответствие с принятым налоговиками наказанием. Законодательством не запрещается повторное рассмотрение в суде доводов по уменьшению штрафной санкции, в случае, если инспекторами не соблюдалась пропорциональность наказания и нарушения;
  • суд может и просто признать те обстоятельства, которые инспекторы не установили смягчающими, а может учесть их, вынеся решение о повторном снижении взыскания;
  • Статьей 114 Налогового Кодекса предусмотрен лишь минимальный порог снижения, однако математически это выглядит как от 50 % до 99 % от начисленной суммы штрафа.

Альтернативой этому является позиция, что суд не может уменьшить размер штрафа, после того, как налоговый орган уже учел причины к этому, аргументируя это пунктом 4 статьи 112 Налогового Кодекса, которая гласит, что обстоятельства для смягчения или ужесточения санкций могут быть установлены или налоговой службой, или судом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2020 году

Случаи не сдачи отчетности в ИФНС не так уж редки. Они могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, просто забыли, либо не отследили изменения в законодательстве, а быть может, начали заниматься новым видом деятельности.

Например, вновь созданные организации зачастую забывают сдать Сведения о среднесписочной численности. Для вновь созданных организаций срок сдачи таких сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации (создания) организации. В дальнейшем такая организация обязана представлять Сведения о среднесписочной численности раз в год (не позднее 20 января), как и все давно действующие организации.

Вне зависимости от причин санкции со стороны контролирующих органов все равно последуют. Разберемся, какие они могут быть (Читайте также статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2020).

Состав отчетности, сдаваемой в ИФНС

Обычно отчетностью, сдаваемой в ИФНС, обобщенно называют все Декларации, расчеты, сведения, сдача которых в ИФНС обязательна для налогоплательщиков.

Сроки сдачи отдельных деклараций и расчетов прописаны в соответствующих главах части второй НК РФ. В отношении местных и региональных налогов нужно руководствоваться сроками, установленными местными и региональными органами власти.

Налогоплательщики также обязаны раз в год (не позднее трех месяцев после окончания финансового года) сдавать в ИФНС и бухгалтерскую отчетность.

Санкции за не сдачу отчетности в налоговую

Штраф за не сдачу отчетности устанавливаются по статьям 119 и 126 НК РФ и статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.

Необходимо учесть, что в случае, если срок сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, отчетность необходимо сдать в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.

Если организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях.

Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением.

Информация по штрафам за не сдачу отчетности представлена в Таблице 1: (нажмите для раскрытия)

Вид отчетности Вид нарушения

Штраф

Нормативный документ
минимум расчет максимум
Декларация, расчет по страховым взносам 1 000 руб. 5% за полный или неполный месяц 30% от суммы налога по декларации Статья 119 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.5 КоАП РФ
Расчет по авансовым платежам, сведения о среднесписочной численности 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Расчет 6-НДФЛ 1 000 руб. За каждый полный или неполный месяц Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Бухгалтерская отчетность 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ

Дополнительной санкцией за не сдачу декларации является приостановление операций по всем счетам налогоплательщика (Читайте также статью ⇒ Порядок и сроки составления сводной финансовой отчетности 2020).

Приостановление операций производится, если декларация не представлена в срок, превышающий 10 дней со дня, установленного для сдачи декларации.

На всякий случай напомнить, что за не сдачу бухгалтерской отчетности в органы статистики еще больше – предупреждение или наложение на организацию административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

В небольшой организации бухгалтерский и налоговый учет ведет сторонняя бухгалтерская фирма. В случае сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в ИФНС с опозданием, кто будет нести ответственность?

Ответ:

В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, если ведение учета и отчетности передано сторонней бухгалтерской фирме, бухгалтерская отчетность организации в этом случае подписывается как руководителем организации, так и руководителем бухгалтерской фирмы.

При обнаружении фактов несвоевременной сдачи отчетности в ИФНС, штраф по НК РФ будет применен к самой организации, а вот к административной ответственности могут привлечь как руководителя организации, так и руководителя бухгалтерской фирмы.

Вопрос № 3:

Летом 2017 купили на организацию автомобиль. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество не сдавали, будут ли штрафы со стороны ИФНС? (нажмите для раскрытия)

Ответ:

Автомобиль в 2017 относится к имуществу, имуществу. Но декларацию по налогу на имуществу представлять надо. А вот чтобы ответить на вопрос, надо ли было сдавать расчет по авансовому платежу по налогу на имущество, надо обратиться к региональному законодательству. Не во всех регионах установлена обязанность налогоплательщиков сдавать расчет по авансовым платежам по налогу на имущество.

Если в вашем регионе такая обязанность есть, то возможен штраф в размере 200 руб. по статье 126 НК РФ.

В настоящее время существует множество инструментов в помощь бухгалтерии. Тем не менее, и человеческий фактор, и неполадки в программном обеспечении, и непредвиденные ситуации приводят к нарушениям сроков предоставления отчетности, за которые налогоплательщика могут привлечь (и привлекут) к ответственности контролирующие органы.

Нарушение сроков предоставления отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, как и любое налоговое и административное «преступление» влечет за собой законодательно установленное «наказание».

Штрафные санкции предусмотрены положениями Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, а так же законодательством о страховых взносах.

В нашей статье мы рассмотрим финансовые последствия нарушения сроков предоставления налоговых деклараций и расчетов в налоговые органы, а так же отчетности, предоставляемой во внебюджетные фонды.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Непредоставление налоговой декларации/расчета в налоговые органы

Одним из самых распространенных нарушений является непредоставление (несвоевременное) предоставление деклараций и расчетов в налоговые органы. За это нарушение инспекция может оштрафовать и организацию и ИП и даже физическое лицо.

В соответствии с положениями п.1 ст.119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета:

  • влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Кроме того, в соответствии со ст.15.5 КоАП, нарушение сроков представления налоговой декларации влечет за собой:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Однако не за любую декларацию инспекция может оштрафовать в соответствии с положениями 119 статьи НК РФ.

С учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ №57, ФНС выпустило разъяснения, в которых говорится, что если несвоевременно представлена декларация за отчетный, а не за налоговый период, то применять статью 119 НК РФ некорректно.

Соответственно, за декларации по налогу на прибыль за 1, 2 и 3 кварталы (а так же – помесячные с 1 по 11 месяц), оштрафовать по 119 статье НК РФ нельзя.

Так же не подпадут под 119 статью НК РФ авансовые расчеты по налогу на имущество.

Основания:

Письмо ФНС России от 22.08.2014г. №СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»:

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей.

Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Таким образом, поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 Кодекса и пункта 1 статьи 80 Кодекса следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 Кодекса ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

При нарушении сроков предоставления авансовых расчетов и деклараций ответственность предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ:

  • Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В случае несвоевременного предоставления справок 2-НДФЛ, так же применяется п.1 ст.126 НК РФ, т.е. придется заплатить по 200 рублей за каждую справку.

А вот за несвоевременное предоставление декларации по форме 3-НДФЛ, в случае, когда налогоплательщик — физическое лицо обязан ее предоставить, оштрафуют по 119 статье.

Кроме тех случаев, когда НДФЛ выплачивают и, соответственно, отчитываются физические лица в силу закона, причиной штрафов могут послужить даже копеечные суммы, с которых налоговый агент просто «забыл» удержать НДФЛ.

И в этом случае совершенно неважно, что Вы об этом могли даже не догадываться (налоговый агент должен Вас об этом уведомить, так же как и налоговую, но далеко не всегда это делает).

В соответствии с пп.4 п.1 ст.228 НК РФ, физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — должны производить исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм таких доходов.

При этом, тот факт, что налогоплательщик понятия не имеет о возникновении у него такой обязанности – не является основанием для освобождения от ответственности.

Об этом туманно намекает Минфни в своем Письме от 10.06.2013г. №03-04-05/21472:

«В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пунктом 5 ст. 226 Кодекса установлено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

При этом обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также по представлению налоговой декларации в отношении доходов, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, в соответствии с пп.4 п.1 ст.228 и п.1 ст.229 Кодекса, возлагается на самого налогоплательщика.

Таким образом, в силу п.1 ст.209 и пп.4 п.1 ст.228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц должно исполнить лицо, получившее доход.

Налоговый орган, привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности, должен доказать факт нарушения законодательства и выяснить, в результате каких виновных действий (бездействия) налогоплательщика были допущены нарушение либо неуплата налога.

Статьей 109 Кодекса установлено, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом ст. 111 Кодекса устанавливает обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения.

Следовательно, при решении вопроса о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо учитывать наличие состава налогового правонарушения с учетом положений, установленных ст. ст. 109 и 111 Кодекса.

В случае если физическое лицо не было в установленном порядке проинформировано налоговым агентом о невозможности удержания им соответствующей суммы налога, то вопрос о его привлечении к ответственности за неуплату налога и непредставление налоговой декларации должен быть рассмотрен с учетом наличия вины.

В соответствии с п. 2 ст. 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

За несвоевременную уплату налога в бюджет пени взыскиваются с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена обязанность по уплате налога.»

Необходимо отметить, что статьей 111 НК РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
  4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Вышеуказанный перечень, несмотря на 4 пункт, многими представителями налоговых органов считается «закрытым». И налогоплательщиков, не предоставивших декларацию 3-НДФЛ из-за отсутствия информации, штрафуют под эгидой «незнание не освобождает от ответственности».

Что можно посоветовать в данном случае физическому лицу? Просите справку 2-НДФЛ от любой компании, выплатившей Вам доход – по данным, в ней представленным, можно отследить, был ли удержан НДФЛ с этого дохода.

Непредоставление отчетности по взносам в ФСС

При несвоевременном предоставлении отчетности по страховым взносам по форме 4-ФСС, фонд оштрафует дважды, как за два отчета – так как штрафные санкции по двум разным типам сведений предусмотрены двумя разными федеральными законами.

1. За Раздел 1 «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам»:

Согласно п.1 ст.46 закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ,непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа:

  • в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. за Раздел 2 «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения»:

В соответствии с п.1 ст.19 закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», непредставление страхователем в срок установленной отчетности страховщику в срок до 180 дней, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Если же отчетность не предоставлялась более 180 календарных дней по истечении установленного законом срока, то сумма штрафа составит:

  • 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности плюс 10% суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей.

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Привлечение к административной ответственности за нарушения требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.2 ст.15.33 КоАП РФ, нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Несвоевременное предоставление отчетности по взносам в ПФР и ФОМС, включая сведения персонифицированного учета

Если организация несвоевременно предоставила отчетность по форме РСВ-1 в ПФР, то ей придется нести ответственность за данное правонарушение, предусмотренную п.1 ст.46 закона №212-ФЗ.

Штрафные санкции составят:

  • 5% от суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование, начисленной к уплате по «припозднившемуся» расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода*, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может:

  • превышать 30% сумм страховых взносов, начисленных к уплате по несвоевременно представленному расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода*;
  • составлять сумму меньше 1000 руб.

*Квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Напомним, что предусмотренные ст.17 Закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений, штрафные санкции:

  • в виде взыскания 5 % от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и/или недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

начиная с отчетности за 1 квартал 2014г. не взыскивается за исключением двух случаев. Они описаны в Письме Минтруда России от 04.04.2014г. №17-3/В-138 «О штрафах за нарушения при подаче РСВ-1»:

«По нашему мнению, учитывая принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом №212-ФЗ срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР, начиная с I квартала 2014 года, к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные статьей 46 Федерального закона №212-ФЗ.

Что касается упомянутых в статье 17 Федерального закона №27-ФЗ штрафных санкций к плательщикам страховых взносов, то, по нашему мнению, такие санкции применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ применяются в полном объеме.

При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.»

Административная ответственность должностных лиц так-же составляет от 300 до 500 рублей согласно п.2 ст.15.33 КоАП РФ.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Актуально на: 10 февраля 2017 г.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по итогам налогового периода составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с этой декларацией, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). Максимальная сумма штрафа за непредставление декларации определяется как 30% от указанной суммы, а минимальная равна 1000 руб. и не зависит от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом если у налогоплательщика, опоздавшего со сдачей отчетности, нет недоимки по налогу или суммы налога к уплате по соответствующей декларации, то от ответственности он не освобождается и все равно должен уплатить штраф – 1000 руб. (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033).

По схожей схеме определяется сумма штрафа за несданный вовремя расчет по страховым взносам. Размер штрафа составит 5% от суммы не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате на основании расчета за последние 3 месяца, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). При этом сумма штрафа не может превышать 30% от указанной суммы, а минимальная составляет 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Рассчитать сумму штрафа за непредставление налоговой декларации поможет наш калькулятор

Отчетность по итогам отчетного периода

По некоторым налогам организации и ИП должны отчитываться не только по окончании налогового периода, но и после каждого отчетного периода. К примеру, ежеквартально или ежемесячно сдавать декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Возможен ли штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации за отчетный период?

Пленум ВАС ответил, что нет. Ведь при непредставлении такой налоговой декларации (расчета) налогоплательщик может недоплатить только аванс по налогу, а не сам налог. Поэтому ст. 119 НК РФ в такой ситуации применяться не должна (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Следовательно, привлечь налогоплательщика к ответственности можно лишь за непредставление документа, предусмотренного НК РФ. И штраф составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Штрафы за непредставление другой отчетности в налоговую

Кроме ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации, НК РФ предусматривает штрафы и за непредставление других налоговых документов.

Так, за опоздание со сдачей форм 2-НДФЛ налоговики смогут взыскать с организации или ИП штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную в срок справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). А в отношении 6-НДФЛ – штраф будет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Что будет, если не сдать налоговую декларацию ИП вовремя?

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

Декларация не сдана: штрафные санкции

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 — НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ — М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 — ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 — 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 — ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким — либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ПФР;
  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП – 30 — 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 — ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 — ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС – 4 — 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 — ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 — ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *