Сделки подлежащие обязательному контролю

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 23.11.2011 Подробная информация

Наименование документ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ (ГРУППА КОДОВ 80)» (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 26 от 23.11.2011)
Вид документа рекомендации
Принявший орган комитет арб
Номер документа 26
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 23.11.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ (ГРУППА КОДОВ 80)» (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 26 от 23.11.2011)

УТВЕРЖДЕНЫ
Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ
и комплаенс рискам
( Протокол заседания Комитета
N 26 от 23 ноября 2011 г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ (ГРУППА КОДОВ 80)

Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в уполномоченный орган в отношении сделок с недвижимым имуществом (группа кодов 80).

1. Общие положения И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

1.2. Положением Банка России от 29.08.2008 N 321-П для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен код вида операций 8001, который надлежит указывать в сообщениях при представлении сведений в уполномоченный орган о соответствующих операциях, подлежащих обязательному контролю.

Понятие недвижимого имущества

1.3. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:

— земельные участки,

— участки недр,

— все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе электрические сети, линии телефонной связи (в случае, когда данные линии установлены на опорах, прочно связанных с землей), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства <*>.

<*> Объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу с 1 января 2005 г.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

К воздушным судам <*> относятся, в частности, самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты. Государственной регистрации подлежат гражданские воздушные суда и государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.

<*> Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Такие объекты, как метеорологические шары-зонды, беспилотные летательные аппараты, привязные аэростаты, не подлежат государственной регистрации и, следовательно, не относятся к недвижимым вещам.

К морским судам и судам внутреннего плавания относятся все самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода. Следует учитывать, что государственной регистрации, наряду с вышеперечисленными судами, подлежат также строящиеся суда (регистрируются в реестре строящихся судов).

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. В частности, предприятия, автотранспортные магистрали, железнодорожные пути, трубопроводы являются недвижимым имуществом. При этом под термином предприятие понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (производственной, хозяйственной, посреднической, коммерческой и т.п.).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

2.1. Согласно абзацу 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, кредитные организации обязаны «документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами».

2.2. Таким образом, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершаемые клиентами кредитной организации (т.е. хотя бы одним из участников сделки должен быть клиент), результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а сумма сделки при этом равна или превышает 3 000 000 рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — контролируемые сделки с недвижимым имуществом). К таким сделкам относятся купля/продажа, мена, дарение, наследование, внесение в уставной капитал юридического лица, соглашения участников общей собственности об установлении или перераспределении долей в праве собственности на недвижимое имущество, а также иные виды сложных сделок, содержащие в своем составе возможность перехода права собственности на недвижимое имущество, например, аренда с правом выкупа, рента с правом выкупа и т.д. Незакрытый перечень таких договоров приведен в приложении.

2.3. В соответствии с статьей 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации. Факт государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество может быть установлен кредитной организацией на основании:

— свидетельства о государственной регистрации права собственности;

— наличия отметки на договоре о регистрации права собственности (например, на экземпляре договора купли-продажи у продавца недвижимости);

— выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

2.4. Информационным письмом Банка России от 06.03.2006 N 9, обобщающим практику применения Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, установлено, что кредитная организация должна представлять в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом <*>, сумма которых равна или превышает 3 000 000 рублей, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. Исключение составляют контролируемые сделки с недвижимым имуществом, заключенные клиентом с самой кредитной организацией.

<*> С 21 ноября 2011 г. данное положение касается только сделок, в результате которых произошел переход права собственности на недвижимое имущество.

Таким образом, необходимо направить сообщение в уполномоченный орган в случае, если кредитная организация и ее клиент выступают сторонами по контролируемой сделке с недвижимым имуществом (далее — собственные сделки) либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов кредитной организации стало известно о совершении контролируемой сделки с недвижимым имуществом (далее — клиентские сделки).

2.5. Отсутствие у кредитной организации документов (сведений), полученных на законном основании, свидетельствующих о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, либо отсутствие обязательных для формирования сообщения сведений, в соответствии с требованиями, изложенными в Положении Банка России N 321-П от 29.08.2008, приводит к отсутствию у кредитной организации обязанности по направлению сообщения об операции, подлежащей обязательному контролю (ОЭС), в уполномоченный орган.

2.6. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом. Поэтому сообщение по коду 8001 формируется в отношении договора (сделки), повлекшего переход права собственности, а не платежа, независимо от того, совершались или не совершались через кредитную организацию платежи по указанному договору (сделке).

Выявление сделок с недвижимым имуществом, совершаемых клиентами кредитных организаций с участием кредитной организации (собственные сделки)

2.7. Обязательному контролю подлежат контролируемые сделки с недвижимым имуществом, совершенные при участии клиентов кредитной организации. Поэтому в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, среди собственных контролируемых сделок с недвижимым имуществом необходимо удостовериться, что контрагент по договору (сделке) с недвижимым имуществом одновременно состоит с кредитной организацией в клиентских отношениях.

2.8. Выявление собственных контролируемых сделок с недвижимым имуществом, квалифицируемых как операции, подлежащие обязательному контролю, как правило, осуществляют подразделения кредитной организации, отвечающие за подготовку и подписание соответствующих договоров. В связи с тем, что одно подразделение (филиал, дополнительный офис, иное структурное подразделение) кредитной организации, как правило, не имеет информации о клиентах другого подразделения кредитной организации и, как следствие, не всегда обладает по объективным причинам сведениями о клиенте, необходимыми для квалификации сделки как подлежащей обязательному контролю, рекомендуется руководствоваться следующим принципом.

При отсутствии у подразделения кредитной организации, осуществляющей контроль, сведений о факте установления клиентских отношений с контрагентом по собственной сделке решение о квалификации контролируемой сделки с недвижимым имуществом как подлежащей обязательному контролю принимается на основании содержания договора. Если в договоре контрагентом указаны платежные реквизиты иной кредитной организации, то такой договор считается «контрагентским» и обязательному контролю не подлежит. И наоборот, если в таком договоре контрагентом указаны платежные реквизиты кредитной организации, то такой договор считается «клиентским» и информация о такой сделке подлежит направлению в уполномоченный орган.

При установлении клиентских отношений подлежат анализу на предмет соответствия критериям обязательного контроля только те документы о сделках клиента с недвижимым имуществом, которые были им представлены в рамках открытия счета (вклада) либо оказания иной банковской услуги (например, кредитование и т.д.). Сделки с недвижимым имуществом, осуществленные между кредитной организацией и контрагентом ранее, до момента установления клиентских отношений не рассматриваются после установления клиентских отношений на предмет соответствия критериям обязательного контроля.

Выявление сделок с недвижимым имуществом, совершаемых клиентами кредитной организации без участия кредитной организации (клиентские сделки)

2.9. Представлению в уполномоченный орган подлежат сведения о клиентских контролируемых сделках с недвижимым имуществом, выявленных:

а) при проведении банковских операций и иных сделок, правила совершения которых, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, предусматривают представление клиентом в кредитную организацию договора, являющегося основанием для проведения банковской операции (совершения сделки) <*>. В этом случае для формирования сообщения об операции, подлежащей обязательному контролю, используются сведения, указанные в представленном договоре. Как правило, клиенты представляют в кредитную организацию документы в следующих случаях:

<*> Примерный перечень таких договоров приведен в Приложении.

— в рамках процедур валютного контроля (при оформлении паспорта сделки, при представлении документов, являющихся основанием для проведения валютной операции);

— в рамках операций кредитования в разных формах (при оформлении кредитного досье);

— в рамках аренды индивидуального банковского сейфа (в случае наличия в договоре аренды ИБС условия ознакомления кредитной организации с содержимым ячейки);

— в рамках открытия аккредитива (условием выплаты по которому будет предоставление в кредитную организацию договора с отметкой о регистрации сделки с недвижимым имуществом).

б) при предоставлении клиентом в кредитную организацию договора, являющегося основанием для проведения банковской операции (совершения сделки), по запросу кредитной организации. Запрос на предоставление договора направляется клиенту в случае наличия у кредитной организации оснований полагать, что операция (сделка) может осуществляться с целью придания законного вида противоправной деятельности клиента. Запрос формируется с исключительной целью выявления сделки, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

2.10. Не подлежат обязательному контролю сделки с недвижимым имуществом, совершенные за пределами Российской Федерации, если кредитная организация не обладает надлежаще подтвержденными сведениями о правовом механизме фиксирования прав собственности на недвижимое имущество, применяемом в такой стране (территории), за исключением случаев, когда кредитная организация располагает на законном основании документами, легализованными в установленном порядке (апостиль) и свидетельствующими о переходе прав собственности на недвижимое имущество, а также содержащими сведения, необходимые для формирования сообщения в уполномоченный орган.

3. ФИКСИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

3.1. Информационным письмом Банка России от 21.11.2011 N 19, обобщающим практику применения Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, установлено, что обязанность кредитной организации по представлению в уполномоченный орган сведений о сделке с недвижимым имуществом возникает со дня регистрации права собственности на недвижимое имущество, как результат сделки с недвижимым имуществом.

3.2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация должна исполнять такую обязанность не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, то есть даты регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество, либо даты, когда кредитной организации на законных основаниях стало известно о совершении такой операции.

3.3. По действующему законодательству у регистрирующих органов отсутствует обязанность по оперативному информированию сторон о регистрации права собственности. Сведения об этих фактах, как правило, поступают в кредитную организацию позднее 3-х дней со дня государственной регистрации сделки. Во избежание необоснованных задержек в представлении в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, должны направляться:

а) в отношении собственной сделки, совершенной при участии клиента, соответствующее сообщение должно направляться не позднее 16-00 <*> часов третьего рабочего дня после дня поступления в кредитную организацию документа, свидетельствующего о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

б) в отношении клиентских сделок соответствующее сообщение должно направляться не позднее 16-00 <*> часов третьего рабочего дня после дня поступления в кредитную организацию документа, свидетельствующего о государственной регистрации права собственности, а также соответствующего договора, содержащего сведения, необходимые для формирования ОЭС.

<*> Время направления отчетности согласовывается с территориальным управлением Банка России.

3.4. В целях фиксирования даты, когда кредитной организации стало известно о совершении контролируемой сделки с недвижимым имуществом на документах, поступивших в кредитную организацию и необходимых ей для квалификации операции, подлежащей обязательному контролю, и направления соответствующего сообщения в уполномоченный орган, рекомендуется делать отметку о дате и времени поступления документов в кредитную организацию.

3.5. При фиксировании в ОЭС сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, которая представляет собой сделку с недвижимым имуществом, рекомендуется указывать следующее:

Наименование поля ОЭС Сведения, фиксируемые при представлении сообщений
DATA (Дата совершения) Дата государственной регистрации договора (дополнительного соглашения, если оно изменяет основные условия договора) или Дата подписания сторонами договора (в случае, если сделка не подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ).
DATA_S Дата, когда кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом (дата получения кредитной организацией сведений и (или) документа, подтверждающих факт совершения операции (сделки)). (Указывается дата с отметки на документе)
SUME (Сумма в рублях) Сумма сделки, указанная в договоре (цена договора), если договор заключен в рублях, или Если сумма сделки указана в договоре в иностранной валюте, ее размер в рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции, то есть дату государственной регистрации договора, или дату его подписания, если государственная регистрация для такого вида сделок не предусмотрена.
SUM (Сумма в валюте платежа) Сумма сделки, указанная в договоре (цена договора) в той валюте, в которой он заключен.
PRIM (Назначение платежа) Дата, номер и вид договора, наименование предмета договора (купля-продажа земельного участка, здания и т.п.).
DESCR (Дополнительная информация) Указать дату регистрации права собственности. Для договоров, в которых одна из сторон представлена несколькими лицами, перечисляются лица, не указанные в качестве плательщика (получателя). Информация, не отраженная в иных полях ОЭС, но которую, по мнению кредитной организации, целесообразно отразить в ОЭС.
PRIZ_SD Указывается символ 1 — операция совершается с иным имуществом.

Примечания.

1. У кредитной организации возникает обязанность по направлению сообщения о сделке с недвижимым имуществом, если клиент получает или передает право собственности. При этом не подлежат обязательному контролю сделки с недвижимым имуществом, в результате которых происходит первичное возникновение права собственности на такое имущество или прекращение права собственности без его передачи.

2. При представлении в уполномоченный орган сведений о клиентской сделке с недвижимостью, расчеты по которой через кредитную организацию не проводились (например, когда о сделке клиента кредитной организации стало известно в связи с предоставлением клиенту кредита), и необходимые сведения о контрагенте клиента отсутствуют, поле «NAME_B3» («Наименование кредитной организации») вместо наименования кредитной организации может содержать слова «Наименование банка отсутствует». При этом в поле «DESCR» («Дополнительная информация») указывается, что расчеты по сделке с недвижимостью через кредитную организацию не проводились, а сведения о ней получены из представленного клиентом договора.

3. Односторонние сделки с недвижимым имуществом ч. 2 статьи 154 ГК РФ, совершенные клиентом, подлежат обязательному контролю, если кредитной организации стало известно о такой сделке. При этом односторонние сделки, совершенные самой кредитной организацией с недвижимым имуществом, не подлежат обязательному контролю, так как совершаются без участия клиента и, таким образом, не соответствуют критериям обязательного контроля.

4. В соответствии с п. 3 Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 июня 2011 г. N 15 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю» в случае наличия нескольких плательщиков (получателей) по сделке с недвижимым имуществом организации следует формировать отдельные сообщения по числу участвующих на стороне плательщика и/или получателя юридических (физических) лиц. При этом каждое сообщение должно содержать полную информацию об участнике сделки в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.

Приложение. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ДОГОВОРОВ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ (НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ)

ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ПОДЛЕЖИТ СДЕЛКА С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, РЕЗУЛЬТАТОМ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ТАКОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Наименование Договора Примечания
1. Датой заключения сделки является дата государственной регистрации договора
1.1. Договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, а также доли в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости, в том числе соглашение о приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем, помещения или предприятия как имущественного комплекса, в т.ч. договор купли-продажи жилья с использованием кредитных средств. Подлежит обязательному контролю (ОК) при наличии сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
1.2. Договор аренды, заключенный на срок не менее года, С ПРАВОМ ВЫКУПА
1.3. Договор ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержания с иждивением
1.4. Договор дарения недвижимого имущества (жилого или нежилого назначения), доли в праве общей собственности на них, в том числе пожертвование. Если не указана сумма сделки, сообщение подлежит контролю при наличии документа об инвентаризационной или кадастровой оценке имущества
1.5. Иные сделки с недвижимым имуществом, в результате которых произойдет переход права собственности на такое недвижимое имущество
2. Датой заключения сделки является дата подписания договора
2.1. Договор купли-продажи недвижимости нежилого назначения (гаражей, сооружений, нежилых зданий и помещений, земельных участков и т.д.), в том числе договоры купли-продажи воздушных и морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания. Подлежит ОК при наличии сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
2.2. Договор аренды на срок менее года, С ПРАВОМ ВЫКУПА
2.3. Договор найма жилого помещения, С ПРАВОМ ВЫКУПА
2.4. Брачный договор, алиментное соглашение
2.5. Договор реального раздела общего имущества собственников
2.6. Внесение недвижимости в качестве вклада в «простое товарищество»
2.7. Внесение недвижимости в уставный капитал организации
2.8. Договор простого товарищества (совместной деятельности) (заключается обычным способом без регистрации, а при внесении недвижимости в качестве вклада подлежит регистрации права долевой собственности простых товарищей на общее имущество (п. 1 ст. 1043 ГК РФ).
2.9. Иные сделки с недвижимым имуществом, в результате которых произойдет переход права собственности на такое недвижимое имущество
3. Датой заключения сделки может являться как дата государственной регистрации, так и дата подписания договора (факторы, влияющие на порядок заключения договора, указаны в сносках)
3.1. Договор финансовой аренды (субаренды) (лизинга) недвижимого имущества (в зависимости от условий договора финансовой аренды (субаренды) (лизинга)) Подлежит ОК при наличии сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
3.2. Договор мены <*>
3.3. Перевод долга по зарегистрированной /незарегистрированной сделке
3.5. Отступное
3.6. Иные сделки с недвижимым имуществом, в результате которых произойдет переход права собственности на такое недвижимое имущество
4. ОДНОСТОРОННИЕ СДЕЛКИ КЛИЕНТА
4.1. Сделки о приобретении (оставлении за Клиентом) имущества должника, не реализованного в ходе исполнительного производства. Дата заключения сделки — дата оформленного Решения/Протокола о приобретении (оставлении за Клиентом) имущества должника.
4.2. Сделки о приобретении (оставлении за Клиентом) имущества должника, не реализованного в ходе процедуры банкротства. Дата заключения сделки — дата акта приема-передачи недвижимости.
4.3. Отказ одаряемого принять дар (возможен только до передачи дара или договора дарения в будущем).
5. НЕ ПОДЛЕЖАТ СООБЩЕНИЮ ПО КОДУ 8001 ПРИ ЛЮБОЙ СУММЕ СДЕЛКИ
5.1. Договор залога прав требования по договору участия в долевом строительстве, договор залога прав требования по инвестиционному договору
5.2. Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости, на приобретение которого предоставлен кредит Сведения договора м.б. использованы для ОК при наличии соглашения о приобретении заложенного имущества, Заявления об оставлении предмета залога за собой и т.п.
5.3. Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости
5.4. Договор о последующей ипотеке
5.5. Закладная, договор купли-продажи закладных, договор залога закладных и т.п.
5.6. Договор аренды БЕЗ ПРАВА ВЫКУПА.
5.7. Договор залога прав арендатора по договору аренды недвижимого имущества
5.8. Договор уступки прав арендатора по договору аренды недвижимого имущества
5.9. Предварительный договор (соглашение о задатке, соглашение об обеспечении исполнения обязательств к предварительному договору)
5.10. Договор инвестирования в строительство недвижимого имущества Подлежит при наличии всех условий, соответствующих договору участия в долевом строительстве
5.11. Договор уступки права требования по договору инвестирования в строительство недвижимого имущества
5.12. Договор паевого взноса в жилищно-строительный кооператив, договор о вступлении в ЖСК, внесение паевого взноса
5.13. Договор подряда
5.14. Сделки о приобретении (оставлении за Банком) имущества должника, не реализованного в ходе исполнительного производства. Дата заключения сделки — дата оформленного Решения/Протокола о приобретении (оставлении за Банком) имущества должника. Не подлежит ОК, т.к. осуществляется банком самостоятельно, без участия клиента
5.15. Сделки о приобретении (оставлении за Банком) имущества должника, не реализованного в ходе процедуры банкротства. Дата заключения сделки — дата акта приема-передачи недвижимого имущества.

<*> К договору мены применяются правила купли-продажи.

Количество сообщений о сделках в рамках договора определяется следующим правилом: каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Вопрос: По итогам реорганизации в форме присоединения банку-правопреемнику перешло право собственности на принадлежащее кредитной организации — правопредшественнику нежилое помещение стоимостью 3 млн руб. Должен ли банк направить сообщение в Росфинмониторинг по коду вида операции 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю» при условии, что кредитная организация — правопредшественник до реорганизации являлась клиентом банка?
Ответ: Если по итогам реорганизации в форме присоединения банку-правопреемнику перешло право собственности на принадлежащее кредитной организации — правопредшественнику нежилое помещение стоимостью 3 млн руб. и более и при этом кредитная организация — правопредшественник до реорганизации являлась клиентом банка, то банку, по нашему мнению, следует направить сообщение в Росфинмониторинг по коду вида операции 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю».
Обоснование: Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса РФ).
На основании п. 1 ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ).
Статья 156 ГК РФ предусматривает, что к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Передача имущества в данном случае судебной практикой признается сделкой (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2014 по делу N А46-6805/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А41-39129/14).
В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма указанной сделки равна или превышает 3 млн руб. (или эквивалент указанной суммы в иностранной валюте).
Банки обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, сведения направляются в уполномоченный орган при наличии в совокупности следующих факторов:
— сделка должна привести к переходу права собственности на недвижимое имущество;
— сумма сделки равна или превышает 3 млн руб. (или эквивалент указанной суммы в иностранной валюте);
— сделка совершена клиентом банка, то есть лицом (физическим или юридическим), находящимся на обслуживании в банке. При этом достаточно, чтобы клиентом была только одна сторона сделки (Письмо Банка России от 05.03.2012 N 014-12-1/944).
Следовательно, учитывая, что кредитная организация — правопредшественник до реорганизации, повлекшей переход права собственности на недвижимое имущество, являлась клиентом банка, банк-правопреемник обязан направить в уполномоченный орган сообщение по коду 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю».
Е.В.Журавлева
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15.10.2015

Росфинмониторинг дал риелторам инструкцию по выявлению преступных операций

Под подозрительным поведением Росфинмониторинг понимает «проявление клиентом чрезмерной скрытности и неопределенности ответов, например, на вопросы о принадлежности к категории публичных должностных лиц». Участник сделки, к которому риелторы и нотариусы должны относиться с настороженностью, может скрывать информацию о бенефициарных владельцах (если речь идет о компании), источниках происхождения средств. Основанием для подозрения, согласно письму Росфинмониторинга, может стать «необычная заинтересованность» клиента относительно исполнения риелтором или нотариусом антиотмывочного законодательства. Подозрительный клиент может попросить об упрощении или ускорении процедуры сделки, менять свои распоряжения на заключительном этапе сделки «необъяснимым образом» и настаивать на расчете наличными.

Особенности расчетов по сделке, на которые, по мнению Росфинмониторинга, стоит обратить внимание — присутствие крупных сумм наличных («в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки»), фактическое финансирование сделки третьим лицом (когда за физлицо платит компания, нерезидент). Риелторы и нотариусы должны обращать внимание на откладывание выбора способа платежа или необоснованное изменение предварительно согласованного способа. Кроме того, под пристальное внимание должны попадать ситуации, когда элитную недвижимость покупает лицо, живущее в другом регионе России или нерезидент.

Другие условия сделок, на которые стоит обратить внимание — существенное расхождение между заявленной и рыночной стоимостью недвижимости, аффилированность участников сделки, неоднократное участие в сделках одних и тех же лиц в короткий период времени.

Служба по финансовому мониторингу отмечает, что использование недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов отнесено к группе умеренного риска по результатам Национальной оценки рисков легализации. В отчете Росфинмониторинга о Национальной оценке рисков легализации отмечается, что сектор недвижимости уязвим для противозаконных операций в связи со «сравнительно низкими транзакционными издержками ее использования для инвестиций». В качестве уязвимости Росфинмониторинг также упоминал возможность расчетов физлицом при покупке недвижимости наличными.

За какие сделки с недвижимостью участников проверит Росфинмониторинг?

Закон № 115-ФЗ стал головной болью не только владельцев банковских счетов и карт, но не обошел своим вниманием и рынок недвижимости. Подписывая договор купли-продажи квартиры, участники сделки также могут попасть под контроль Росфинмониторинга. В каких случаях подобные сделки контролируются, узнайте в нашей статье.

Сделки с объектами дороже 3 млн. руб. – в зоне риска

В сференедвижимости крутятся большие деньги, что является широким полем деятельности для различных нарушений в сфере финансового законодательства. Поэтому Росфинмониторинг, помимо контроляза банковской сферой, взял под наблюдение и рынок недвижимости.

Согласно требованиям закона № 115-ФЗ подлежат контролю сделки с недвижимостью при соблюдении двух условий:

  • переход права собственности;
  • цена объекта 3 млн. руб. и более.

Те лица, которые по роду деятельности связаны с сопровождением сделок с недвижимостью (риэлторы, нотариусы и т.д.), обязаны обо всех подобных сделках сообщать в Росфинмониторинг.

Разумеется, контролировать такую огромную массу сделок уполномоченный орган не в состоянии. Поэтому из общего потока сигналов отбираются для детального контроля только «подозрительные» сделки.

Какие сделки считаются «подозрительными»?

Критерии сделок с недвижимостью, которые носят признаки «отмывания» теневых доходов, перечислены в письме от 04.03.2019 № 2192 / 01-01-40/4546.

Так, по мнению проверяющих, следует детально проверить следующие сделки:

  • подозрительное поведение участников сделки (уклонение от ответов на вопросы о происхождении денег на покупку объекта, о роде своих занятий);
  • участники уточняют, соблюдаются ли при сделке требования закона № 115-ФЗ и намекают на возможность уклонения от требований закона;
  • участники требуют ускорить процедуру оформления, не имея для этого веских оснований;
  • расчет ведется наличными деньгами или выбор формы расчетов затягивается;
  • суммы наличных не соответствуют социальному статусу или возрасту участников сделки;
  • расчет ведетсявекселями или другими ценными бумагами;
  • участники сделки аффилированы (родственники, партнеры, коллеги);
  • цена сделки не соответствует рыночной стоимости объекта.

Итоги

Продавая или покупая объект недвижимости дороже 3 млн. руб. участнику сделки следует быть готовым к проверке со стороны Росфинмониторинга. Лица, сопровождающие сделку, обязаны информировать контролирующий орган обо всех нетипичных и подозрительных сделках. Поэтому следует заранее запастись доказательствами легальности происхождения денежных средств и юридической чистотой объекта.

О новостях, связанных с начислением налога на имущество, узнайте в нашей рубрике»Налог на имущество».

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.

Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:

  • специфика условий;
  • установленная цена сделки;
  • наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.

Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий

Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
  • условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).

На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:

  1. пополнение счёта организации путём внесения наличных;
  2. снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
  3. обналичивание средств с корпоративных счетов;
  4. осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
  5. обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
  6. обмен денежных купюр.

В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира. Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании. В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:

  • переводам между разными счетами;
  • зачислению наличных на счета граждан и организаций;
  • оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).

Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:

  1. осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
  2. открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
  3. финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
  4. осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.

Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:

  • сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
  • осуществление страховых выплат либо их получение;
  • оформление лизинга;
  • переводы со счёта некредитной организации;
  • получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
  • займы без процентов.

Операции, контролируемые вследствие цены сделки

Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:

  • продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
  • приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
  • траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
  • движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
  • поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.

Контроль по причине особенностей сторон

Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.

Подозрительные операции

Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём. Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями. На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ. Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:

  • при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
  • клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
  • банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.

При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.

Сомнительные операции

Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:

  • не совсем обычный характер сделки;
  • признаки отсутствия экономического смысла;
  • неочевидные цели совершения сделки.

Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.

На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:

  1. сделки на сумму более 600 000 рублей;
  2. операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
  3. операции с иностранной валютой;
  4. обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
  5. получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
  6. частые денежные переводы различным лицам;
  7. частое снятие наличных в банкомате.

Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно. Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка. В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.

Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.

Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ

Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:

  • запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
  • поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
  • повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
  • незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
  • несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
  • отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
  • быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
  • совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
  • регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
  • покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
  • периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
  • периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.

Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный. Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны. Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.

Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки». Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах. Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.

Консультация специалиста

В результате необходимости проведения контроля финансовых операций могут возникнуть разного рода сложности. В связи с недостаточно чёткими формулировками закона нередко складываются ситуации, когда легальные операции вызывают подозрения. Как поступить в этом случае, как отстоять свои интересы? Обращайтесь к нам за профессиональной помощью. Специалисты сервиса Unblock.money разбираются во всех тонкостях федерального законодательства и имеют обширную практику решения подобных вопросов. Мы предоставим вам консультацию, обрисует ситуацию максимально сжато и доступно, разберёмся во всех нюансах и поможем решить проблему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *