Раздел подраздел бюджетной классификации

>На какой раздел (подраздел) бюджетной классификации отнести расходы на опашку населенных пунктов, восстановление пожарных гидрантов и покупку огнетушителей

Вопрос

На какой раздел и подраздел бюджетной классификации 0309, 0310, 0314 отнести расходы на опашку населенных пуктов (как мера пожарной безопасности) и восстановление пожарных гидрантов и покупка огнетушителей

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт Расходы на опашку населенных пунктов (как мера пожарной безопасности), восстановление пожарных гидрантов и покупку огнетушителей отражайте по подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона». Объясняется это тем, что по подразделу 0309 подлежат отражению расходы, в том числе, на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.ОбоснованиеИз приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65Н»Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации) «3. Разделы, подразделы По подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.*По подразделу 0310 «Обеспечение пожарной безопасности» подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны.<…>По подразделу 0314 «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» подлежат отражению расходы, связанные с руководством, управлением и оказанием поддержки в отношении такой деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, а также с иными мероприятиями в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, не отнесенными к другим подразделам данного раздела.» Ответ утвержден Ольгой Холиной,руководителем ВИП-поддержки

Полезная статья: пожарная безопасность в учреждении — как обеспечивается.

Итак, в целях обеспечения полноты отражения и прозрачности производимых расходов бюджетов бюджетной системы РФ, их увязки с целями и планируемыми результатами государственной политики, а также увязки со статистикой государственных финансов и системой национальных счетов уточнен состав разделов и подразделов классификации расходов бюджетов.
Общегосударственные вопросы. Из состава раздела 0100 «Общегосударственные вопросы» исключен подраздел 0111 «Обслуживание государственного и муниципального долга».
Однако в целях обособления расходов бюджетов введен отдельный раздел – 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга». Он необходим для отражения направления финансовых ресурсов бюджетов бюджетной системы РФ, направленных на выполнение государственной функции по обслуживанию государственного и (или) муниципального долга.
Транспорт. Внесены правки и в описание подраздела 0408 «Транспорт» раздела 0400 «Национальная экономика». Теперь оно изложено так: «По подразделу 0408 “Транспорт” подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов госвласти и местного самоуправления в сфере транспорта и дорожного хозяйства, учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства, государственную поддержку воздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта, в том числе субсидирование пассажирских перевозок».
Остальные изменения подраздела носят редакционный характер.
Дорожное хозяйство. Наименование подраздела 0409 «Дорожное хозяйство» раздела 0400 «Национальная экономика» изложено в новой редакции: 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».
Данное изменение связано:
– во-первых, с принятием решения о создании федерального целевого бюджетного дорожного фонда и формировании целевых бюджетных дорожных фондов субъектами РФ;
– во-вторых, с целью уточнить отражение расходов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и необщего пользования), учитывая основные понятия, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области дорожной деятельности. Они определены положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…».
Благоустройство. В связи с поправками, внесенными в подраздел 0409, соответственно изменено описание подраздела 0503 «Благоустройство» раздела 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство». Теперь оно изложено так: «По подразделу 0503 “Благоустройство” подлежат отражению расходы на благоустройство муниципальных образований в границах населенных пунктов, включающие уличное освещение, озеленение, расходы, связанные с содержанием и уборкой территорий улиц, площадей, тротуаров (за исключением придомовых территорий), транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и необщего пользования) местного значения и искусственных сооружений на них, а также иные расходы по содержанию объектов благоустройства».
Культура, кинематография, средства массовой информации. В наименовании раздела 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации» не упоминается о СМИ.
Из раздела исключены расходы на телевидение и радиовещание, периодическую печать и издательства (коды 0803 и 0804).
Вместе с затратами на прикладные научные исследования и другие вопросы в области СМИ данные расходы теперь входят в раздел 1200 «Средства массовой информации», который детализирован такими подразделами:
– 1201 «Телевидение и радиовещание»;
– 1202 «Периодическая печать и издательства»;
– 1203 «Прикладные научные исследования в области средств массовой информации»;
– 1204 «Другие вопросы в области средств массовой информации».
А раздел 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации» и детализирующие его подразделы изложены в следующей редакции:
– 0800 «Культура, кинематография»;
– 0801 «Культура»;
– 0802 «Кинематография»;
– 0803 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии»;
– 0804 «Другие вопросы  в области культуры, кинематографии».
Физическая культура и спорт. Для обособления расходов на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта введен новый раздел классификации расходов бюджетов – 1100 «Физическая культура и спорт».
Теперь он состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта.
Подразделы такие:
– 1101 «Физическая культура»;
– 1102 «Массовый спорт»;
– 1103 «Спорт высших достижений»;
– 1104 «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта»;
– 1105 «Другие вопросы в области физической культуры и спорта».
Межбюджетные трансферты. Следует отдельно остановиться на изменениях, внесенных в порядок отражения расходов на предоставление межбюджетных трансфертов.
Из классификации расходов исключен раздел 1100 «Межбюджетные трансферты». Но в то же время введен новый раздел – 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – и детализирующие его подразделы:
– 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований»;
– 1402 «Иные дотации»;
– 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера».
Итак, здесь аккумулируются расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, не отнесенных к другим разделам и подразделам.
Обратите внимание на следующее изменение. Пункт 1 раздела III «Классификация расходов бюджетов» дополнен нормой, устанавливающей обязанность об отнесении расходов на предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций и иных межбюджетных трансфертов общего характера) на соответствующие указанные подразделы согласно отраслевой принадлежности.

Проблемы применения бюджетной классификации для отражения доходов и расходов в системе обязательного социального страхования

Введение

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, деятельность которой направлена на осуществление в соответствии с федеральным законом страхование граждан.1 Фонд представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение, деятельность которого регламентируется соответствующими нормативными актами Российской Федерации, такими как Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента, Постановления и распоряжения Правительства РФ.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов фонд социального страхования осуществляет обособленный учет доходов и расходов по названным видам обязательного социального страхования, в связи, с чем принцип совокупного покрытия расходов бюджета по указанным видам страхования не применяется.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

  • пенсионным;

  • обязательного медицинского страхования;

  • социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

1. Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой разветвленную финансовую систему, которая осуществляет не только управле­ние средствами обязательного социального страхования, но и деятельность, связанную с организацией и обеспечением социального страхования (рис. 1).

Направления деятельности Фонда

Социальное страхование

Социальное обеспечение

Рис. 1. Перечень основных направлений деятельности Фонда

В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

  • филиалы отделений, создаваемые региональными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателями Фонда.2

Программа социально экономического развития РФ, утвержденная правительством с целью повышения эффективности системы социального страхования, ориентирована на совершенствование системы социального страхования путем переориентации с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т. е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Формирование финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели. Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют к легализации и повышению уровня заработной платы.3

2. Доходы в системе обязательного социального страхования

Доходная часть бюджета Фонда социального страхования формируется с учетом страховых взносов, поступающих в его бюджет по названным видам обязательного социального страхования (рис. 2). Главным недостатком системы социального страхования Российской Федерации является отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда социального страхования

Страховые взносы предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Страховые взносы граждан, занимающихся индив. трудовой деятельностью.

Страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по гос. соц. страхованию.

Доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда.

Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Добровольные взносы граждан и юр. лиц.

Прочих доходов.

Рис. 2. Формирование средств Фонда социального страхования.

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом. Доходы зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в России, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения.

Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются исходя из тарифа 2,9% по основной категории плательщиков и по пониженным тарифам. При этом в отношении каждого физического лица устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы, размер предельной величины базы в 2016 году составляет 718,0 тыс. рублей в год.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются ежегодно. На 2017 год предполагается сохранение тарифов страховых взносов на названный вид обязательного социального страхования по 32 классам профессионального риска (от 0,2% до 8,5%).4

Доходная часть бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации также формируется с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на исполнение отдельных государственных полномочий.

Расчет расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется на основании данных о численности получателей соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров.

Одновременно при расчете параметров бюджета Фонда учитываются расходы на содержание аппаратов органов управления Фондами, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фондов. При этом с 1 января 2015 года предусматривается оптимизация расходов на обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе с учетом сокращения штатной численности сотрудников на 10%. Динамика доходов Фонда социального страхования за последние 4 года представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика доходов Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014-2016 годах

Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным, что в следствии приводит к тому, что доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются. Как видно из рисунка, темп роста доходов в период 2014-2016 гг. значительно сократился.

В 2017 году прогнозируется общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 642,2 млрд. руб. Из них доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 489,7 млрд. руб. и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 106,6 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 429,7 млрд. руб. и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 180,8 млрд. руб.

3. Расходы в системе обязательного социального страхования

Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

При прогнозе расходов бюджета Фонда социального страхования учитываются данные о численности получателей соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров (рис. 4).

Рис. 4. Динамика расходов Фонда социального страхования в 2014-2016 годах

Исходя из данных, представленных на рисунке, следует отметить, что общий объем расходов увеличивается на 5,4% в 2017 году в сравнении с 2016 годом. Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 683,4 млрд. руб. Из них расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 543,0 млрд. руб. и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 944,9 млрд. руб.

Расходы на выплату работающим гражданам пособий при рождении ребенка, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, формируются с учетом осуществления с 1 февраля 2017 года индексации их размеров на 5,8%.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы на осуществление ежемесячных и единовременных страховых выплат определяются с учетом индексации в 2017 году на 5,8%.

Таблица 1

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016-2019 гг.5

Млрд. рублей

Показатель

Доходы

610,8

642,2

674,0

704,7

Межбюджетные трансферты

39,7

61,1

60,4

46,6

из ФОМС

18,8

18,1

18,2

17,4

из федерального бюджета

20,9

43,0

42,2

29,2

Собственные доходы

571,1

581,1

613,6

658,1

Расходы

648,2

683,4

715,1

741,1

Дефицит/профицит

-37,4

-41,2

-41,1

-36,4

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, производится в размере 20% от общего объема страховых взносов на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату страхового обеспечения.

Одновременно при расчете параметров бюджета Фонда социального страхования учитываются расходы на обеспечение его деятельности, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджета с учетом оптимизации указанных расходов.

4. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ

4.1 Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Сравнивая прогнозируемые показатели объема дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ в 2017 году в сумме 41,2 млрд. руб. и в 2018 году в размере 41,1 млрд. руб. следует отметить, что этот показатель по итогам 2016 года составил 33,5 млрд. руб., а соответственно заметна разбалансировка бюджета. Росту данного показателя способствуют исключение из системы обязательного социального страхования различных категорий работников, поэтапное сворачивание определенных видов деятельности, ограничение выплат по ряду обязательств.

Замена ЕСН на страховые взносы, отмена регрессивной шкалы налогообложения, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательного социального страхования дали следующие положительные результаты:

  • возврат к страховым принципам формирования целевых фондов денежных средств,

  • установление единого для всех работодателей порядка исчисления и уплаты страховых взносов,

  • частичное упрощение процедуры исчисления страховых взносов,

  • аккумулирование страховых платежей непосредственно на счетах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и страховщика.6

4.2 Изменение бюджетной классификации

В 2017 году контролировать расчет и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, за исключением взносов «на травматизм» будет Федеральная налоговая служба. Поэтому с 1 января перечислять страховые взносы необходимо в налоговую инспекцию, а не в фонды. Это определяет изменения в КБК, теперь они будут начинаться с 182, а не с 392. Что касается КБК для уплаты взносов «на травматизм», то он останется прежним — 393 1 02 02050 07 1000 160. В 2017 году взносы «на травматизм», как и сейчас, надо будет платить в ФСС.

Согласно приказам от 13 февраля 2017 г. № 23н, от 1 марта 2017 г. № 27н, изменятся КБК для уплаты всех страховых взносов (кроме взносов «на травматизм»), а также пеней и штрафов по ним. Так, скорректированы коды для перечисления взносов с выплат работникам, а также взносов в фиксированном размере, которые предприниматели уплачивают «за себя». При этом новые коды для уплаты пенсионных взносов по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на «вредной» работе, будут зависеть от того, проводил ли страхователь спецоценку условий труда. Кроме того, Минфин предусмотрел специальные коды для уплаты в будущем году взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Именно по этим кодам надо будет перечислять взносы за декабрь 2016 года в январе 2017 года. Отметим, что если страхователь решит заплатить декабрьские взносы в декабре, то нужно использовать старые коды, то есть те коды, по которым взносы уплачивались в фонды весь 2016 год.

Основные изменения, предусмотренные комментируемым приказом, представлены в таблицах 2 и 3. Все новые коды, которые понадобятся для уплаты в 2017 году страховых взносов, а также пеней и штрафам по ним, опубликованы в справочнике КБК на 2017 год. Если после вступления в силу приказа № 230н перевести взносы по КБК, которые действовали в 2016 году, то платеж не пройдет.

Таблица 2

КБК-2017 для уплаты налогов для организаций и ИП на ОСН

Наименование налога, сбора, платежа

КБК (поле 104 платежки)

Налог на прибыль, в том числе:

— в федеральный бюджет (ставка — 3%)

182 1 01 01011 01 1000 110

— в региональный бюджет (ставка от 12,5% до 17%)

182 1 01 01012 02 1000 110

НДС

182 1 03 01000 01 1000 110

Налог на имущество:

— по любому имуществу, за исключением входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГС)

182 1 06 02010 02 1000 110

— по имуществу, входящему в ЕСГС

182 1 06 02020 02 1000 110

НДФЛ (ИП «за себя»)

182 1 01 02020 01 1000 110

Таблица 3

КБК-2017 для уплаты налогов для организаций и ИП на спецрежимах

Наименование налога, сбора, платежа

КБК (поле 104 платежки)

Налог при УСН, когда применяется объект налогообложения:

— «доходы»

182 1 05 01011 01 1000 110

— «доходы минус расходы» (налог, уплачиваемый в общем порядке, а также минимальный налог)

182 1 05 01021 01 1000 110*

ЕНВД

182 1 05 02010 02 1000 110

ЕСХН

182 1 05 03010 01 1000 110

Организациям и ИП на УСН следует учитывать, что отменен отдельный КБК для перечисления минимального налога. С 2017 года минимальный налог зачисляется на тот же код бюджетной классификации, что и УСН-налог, уплачиваемый в обычном порядке. КБК для всех взносов, контролируемых с 2017 года ФНС, стали новыми.

Для взносов за периоды, истекшие до 2017 г. будут одни КБК, а для взносов за периоды, начиная с 2017 г. – другие. То есть, если например взносы за декабрь 2016 г. перечисляются в январе 2017 г., то они уплачиваются на КБК, предназначенные для взносов за периоды, истекшие до 2017 года.

По общему правилу при уплате пени в 14-17-й разряды КБК принимают значение «2100», а при уплате штрафа – «3000». Однако при перечислении пеней и штрафов тоже есть изменения.

После того, как приказ о внесении изменений в Указания № 65н вступит в силу, расшириться применение некоторых кодов видов расходов. КВР 139 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда стажеров» Как было: по коду КВР 139 учреждения отражали: страховые взносы по обязательному социальному страхованию в ФСС России и ПФР России, начисленные на выплаты по оплате труда лиц, которых принимали в качестве стажеров в учреждения сферы национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны; выплату стажерам пособий, осуществляемых за счет средств ФСС России. Как стало: изменилось наименование КВР. Теперь оно звучит так: «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда гражданских лиц». Перечень выплат тоже скорректировали. Теперь по КВР 131 отражают уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды РФ, начисленные на: денежное содержание гражданских лиц, назначенных на должности военных прокуроров; выплаты по оплате труда стажеров учреждений национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны; выплаты гражданским лицам пособий за счет средств ФСС России. По КВР 350 «Премии и гранты» не отражайте расходы, которые относятся к категории публичных нормативных обязательств

КВР 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности» Как было: по коду КВР 139 в доход бюджета субсидии на капвложения поступали по коду вида доходов 000 2 02 02077 00 0000 151 «Субсидии бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности». Как стало: теперь субсидия будет поступать по коду доходов 000 2 02 20077 00 0000 151 «Субсидии бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности». Появились новые направления расходов Список кодов направления расходов значительно расширен. Например, появился код 92004 «Закупка школьных автобусов». Это значит, что финансирование программы «Школьный автобус» продолжится в 2017 году. И образовательные учреждения регионов и муниципалитетов получат новый транспорт для перевозки детей. Появиться код 57040. По нему профинансируют мероприятия по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, которые находятся в федеральной собственности. На это деньги реконструируют или капитально отремонтируют памятники истории и культуры, а также имущество, закрепленное за государственными цирками Таблица соответствия КВР и КОСГУ Комбинация КВР – КОСГУ утверждена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н. Этот перечень — закрытый. Использование иных сочетаний может стать причиной нарушения методологии учета и искажения показателей отчетных форм. А значит, и штрафных санкций.

Таблица 4

Изменения увязки кодов КВР и КОСГУ

КВР

Соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Примечание

Как было

Как стало

119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»

Подстатьи 225 и 226 КОСГУ применяют части обеспечения мер, которые направлены на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов в ФСС России. А подстатьи группы 300 в части расходов на спецоборудование.

129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»

Подстатьи 225 и 226 КОСГУ применяют части обеспечения мер, которые направлены на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов в ФСС России.

149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов»

Подстатьи 225 и 226 КОСГУ применяют части обеспечения мер, которые направлены на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов в ФСС России.

340 «Стипендии»

Подстатью 262 КОСГУ применяют в части выплаты стипендий в рамках социальной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе стипендий безработным гражданам в период прохождения ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости).

Заключение

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. В последние годы отмечается тенденция массовой незаинтересованности занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

Одной из наиболее значимых проблем в настоящее время является недостаток получаемых доходов на фоне резкого увеличения финансирования основных социальных программ, вызвавший дефицит бюджета Фонда социального страхования. Сам принцип соцстрахования не предусматривает дефицита, поскольку оно должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получается, что эти предприятия платят по сниженному тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают. Помимо этого имеет место несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов: неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru/

  2. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»

  3. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»

  4. Приказ Минфина России от 13.02.2017 N 23н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н»

  5. Приказ Минфина России от 01.03.2017 N 27н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н»

  6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // http://www.consultant.ru/

  7. Министерство финансов Российской Федерации. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Москва, 2016 // www.council.gov.ru

  8. Письмо Федеральной налоговой службы от 11.01.2017 №3Н-4-1/173@, содержащее Сопоставительную таблицу доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов на 2017 год, к применяемым в 2016 году.

  9. Игнатьева Э. И. Особенности и перспективы Фонда социального страхования // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 859-861

  10. Касачева Оксана Викторовна Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фонда социального страхования Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №2 (18) С.94-99.

  11. Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. №1 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-vnebyudzhetnyh-fondov-rf (дата обращения: 09.05.2017).

1 Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru/

2 Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. №1 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-vnebyudzhetnyh-fondov-rf (дата обращения: 09.05.2017).

3 Игнатьева Э. И. Особенности и перспективы Фонда социального страхования // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 859-861.

4 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // http://www.consultant.ru/

5 Министерство финансов Российской Федерации. Основные направления бюджетной политики на 2017 год иплановый период 2018 и 2019 годов. Москва, 2016 // www.council.gov.ru

6 Касачева Оксана Викторовна Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фонда социального страхования Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №2 (18) С.94-99.

О некоторых вопросах применения бюджетной классификации с учетом грядущих изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Консультирует «М3» Консультант — С.В.Г усева

ОТ РЕДАКЦИИ

Наш журнал неоднократно касался вопросов применения бюджетной классификации. И это неслучайно: в последние годы она часто претерпевала изменения. Очередные изменения в бюджетной классификации связаны со вступлением в силу с 01.01.2008 г. новой редакции Бюджетного кодекса РФ. Поэтому мы решили заранее ознакомить наших читателей с комментариями специалиста.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ С УЧЕТОМ ГРЯДУЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ

КОНСУЛЬТАНТ — ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ С.В. ГУСЕВА, г. Санкт-Петербург

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, составления бюджетной отчетности. Законодательно устанавливая группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, бюджетная классификация позволяет решать задачу сопоставления, анализа и планирования единых, установленных для всех бюджетов бюджетной системы государства, показателей.

Как известно, в 2008 году вступают в силу изменения бюджетного законодательства. В настоящей статье нами рассмотрены изменения, которые коснулись бюджетной классификации.

Основные подходы к действующей бюджетной классификации Российской Федерации были определены еще в середине 1990 годов и связаны, в первую очередь, с экономическими преобразованиями в России. Ранее применяемые в условиях государственного регулирования экономики бюджетные показатели не отражали экономических реалий страны — дефицита бюджета, государственного долга. Кроме того, поставленная перед страной задача интеграции

Консультирует «М3»

Консультант — С.В.Г усева

в международное экономическое сообщество требовала адекватных, применяемых в международной практике показателей государственных финансов, которые позволяли бы осуществлять планирование и прогнозирование.

Формирование современной бюджетной классификации связано с применяемой в мировой экономической статистике системой национальных счетов (СНС) — взаимосвязанных экономических показателей. Как известно, система национальных счетов представляет собой всеобъемлющую систему показателей, в обобщенном виде позволяющую охватить все хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), все виды экономических операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которые вступают хозяйствующие субъекты, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы.

Нормативно-правовое регулирование вопросов применения бюджетной классификации ранее осуществлялось Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996, приказом Министерства финансов Российской Федерации № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации» от 8 декабря 2006 г.

Теперь, в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации, отпадает необходимость регулирования вопросов бюджетной классификации отдельными федеральными законами.

Традиционный подход к классификации бюджетных средств предполагал следующее разделение: в части расходов 3 вида классификацию доходов — функциональную, экономическую и ведомственную классификацию, 2 вида классификации источников финансирования дефицита бюджетов, 2 вида классификации видов государственных долгов. Поэтому ее применение в бюджетном процессе, по мнению Министерства финансов, было усложнено.

В результате изменений структура бюджетной классификации стала проще и включает всего четыре раздела:

• классификацию доходов бюджетов;

• классификацию расходов бюджетов;

• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

• классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Включение в классификацию операций сектора государственного управления — принципиально новый момент. Как известно, в системе национальных счетов используется принцип деления экономики страны на секторы, в зависимости от выполняемых ими функций. Одним из таких секторов является сектор общего государственного управления. К сектору государственного управления относятся государственные учреждения и организации, финансируемые за счет средств бюджета, занятые в общественном управлении, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное и льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.п. (Статистика финансов/Под ред. В.Н. Са-лина. — М., — 2000. — С. 207).

Коды классификации операций сектора государственного управления в обязательном порядке входят в структуру классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Новая для бюджетной практики классификация операций сектора государственного управления во многом сопоставима с показателями бюджетного учета и отчетности. Предполагается, что установление кодов операций обеспечит большую прозрачность операций с бюджетными средствами, а также даст дополнительные возможности прогнозирова-

Менеджщ

здравоохранения

Консультирует «М3» Консультант — С.В.Г усева

ния доходов и расходов бюджета на макроэкономическом уровне.

Рассмотрим, каким образом изменена бюджетная классификация на примере классификации доходов и расходов.

Классификация доходов бюджета состоит из кода главного администратора доходов, кода вида доходов, подвида доходов, кода операций сектора государственного управления, относящихся к доходам. В свою очередь, вид дохода включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Непосредственно в Бюджетном кодексе устанавливаются базовые, единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы доходов, а также единые элементы доходов. Кроме того, определены полномочия Минфина РФ и финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по утверждению кодов подвидов доходов. Выделено 2 группы доходов: налоговые и неналоговые доходы (в том числе доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства) и безвозмездные поступления. Единые элементы доходов бюджетной системы включают в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного меди-

цинского страхования; бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Министерство финансов утверждает единый для бюджетов перечень статей и подстатей доходов.

Что касается кодов операций сектора государственного управления, необходимо отметить, что отдельной статьей Бюджетного кодекса (ст. 23.1 БК в ред. от 26.04.2007) установлен порядок формирования кода операций сектора государственного управления, включающий группу, статью и подстатью, а также утвержден единый перечень групп и статей операций сектора государственного управления, который определяется экономическим содержанием самой операции. Так, для группы доходов установлен следующий перечень статей операций сектора государственного управления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг;

• суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов;

• взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы.

Перечень подстатей операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов и является единым для бюджетов всех уровней.

Схема классификации доходов бюджета приведена в таблице 1.

Направление бюджетных средств на выполнение основных экономических и социальных функций органами государственного управления и местного самоуправления

Классификация доходов бюджета

Таблица J

Код админи- Код вида доходов Подвид доходов Код операции сектора государственного управления

стратора дохода группа доходов подгруппа доходов статья доходов под- статья доходов элемент доходов группа статья под- статья

Консультирует «М3»

Консультант — С.В.Г усева

ранее отражала функциональная бюджетная классификация. Распределение расходов по их экономическому содержанию осуществлялось в отдельной экономической классификации расходов. Всего выделялось 11 разделов, которые, в свою очередь, состояли из подразделов, целевых статей и видов расходов.

В составе новой классификации расходов сохранен принцип распределения расходов по разделам и подразделам.

Перечень разделов классификации расходов:

Общегосударственные вопросы Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт Социальная политика Межбюджетные трансферты

Но теперь исчерпывающий перечень разделов и подразделов включен в Бюджетный кодекс. Коды и перечень целевых статей, видов расходов в отношении расходных обязательств соответствующего бюджета утверждаются в составе ведомственной классификации законом (решением) о бюджете или в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Таким образом, перечень

разделов и подразделов, как и ранее, утверждается на федеральном уровне.

При этом установлены новые требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджета, которые отражают расходы на обеспечение публичных нормативных обязательств, долгосрочных целевых программ, бюджетных инвестиций. Порядок формирования кодов и перечня целевых статей и видов расходов в отношении таких расходов устанавливает Минфин. Необходимо обратить внимание, что в отношении публичных нормативных обязательств и долгосрочных целевых программ законодательством установлено требование отражения таких расходов в отдельных целевых статьях.

Кроме того, впервые код классификации расходов с 1 января 2008 года должен включать код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, код классификации операций сектора государственного управления. Перечень главных распорядителей утверждается законом о соответствующем бюджете. Ранее код главного распорядителя не являлся обязательным элементом классификации расходов. Включение кода главного распорядителя в классификацию является отражением нового принципа бюджетной системы — принципа подведомственности расходов бюджета, означающего, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя, в ведении которого они находятся.

В виде схемы классификация расходов бюджета представлена в таблице 2.

Статья Бюджетного кодекса об экономиче-

Классификация расходов бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Код глав- Коды расходов Код операции сектора государственного управления

ного распорядителя Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов группа статья подстатья

Менеджер

здравоохранения

Консультирует «М3»

Консультант — С.В.Г усева

ской классификации расходов с 1 января 2008 года исключена из бюджетного законодательства. Теперь, как уже сказано выше, законодательно утвержден перечень операций сектора государственного управления, цель которого — группировка бюджетных операций по их экономическому содержанию. Едиными для бюджетов бюджетной системы являются:

1) доходы (перечень статей доходов приведен выше);

2) расходы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездные перечисления бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов: увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; увеличение стоимости непроизведенных активов; увеличение стоимости материальных запасов;

4) выбытие нефинансовых активов: уменьшение стоимости основных средств; уменьшение стоимости нематериальных активов; уменьшение стоимости непроизведенных активов; уменьшение стоимости материальных запасов;

5) поступление финансовых активов: поступление на счета бюджетов; увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале; увеличение задолженности по бюджетным кредитам; увеличение стоимости иных финансовых активов; увеличение прочей дебиторской задолженности;

6) выбытие финансовых активов: выбытие со счетов бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; уменьшение стоимости иных финансовых активов; уменьшение прочей дебиторской задолженности;

7) увеличение обязательств: увеличение

задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; увеличение задолженности по внешнему государственному долгу; увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) уменьшение обязательств: уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу; уменьшение прочей кредиторской задолженности.

Право устанавливать единый для всех бюджетов бюджетной системы перечень подстатей и порядок применения классификации операций сектора государственного управления закреплено за Министерством финансов. Уже осенью 2007 года ожидается издание Минфином соответствующих нормативов.

Подводя итог, отметим следующее. Включение основных элементов бюджетной классификации непосредственно в Бюджетный кодекс позволяет ожидать большей стабильности и преемственности при планировании и прогнозировании расходов бюджета. Как мы знаем, ранее изменения в бюджетную классификацию вносились практически ежегодно, после утверждения закона о федеральном бюджете. Сейчас основные позиции классификации бюджета отражены в кодексе, Министерство финансов в рамках своих полномочий может детализировать отдельные структурные элементы бюджетной классификации и определять порядок ее применения.

В связи с принятием и вступлением в силу с 1 января 2008 года новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны быть внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» либо принято решение об его отмене. Кроме того, необходимо издание дополнительных нормативных документов Минфина России.

Делать вывод о том, будет ли упрощена практическая работа получателей средств бюджета с утвержденной бюджетной классификацией, так это или нет — покажет время.

енеджер

здравоохранения

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Структура унифицированного кода бюджетной классификации расходов бюджетов представлена в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Структура кода классификации расходов бюджетов

ГРБС

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов бюджетов

Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов

Программ

Подпрограмма

  • 1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
  • 1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:

  • 0100 – Общегосударственные вопросы;
  • 0200 – Национальная оборона;
  • 0300 – Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • 0400 – Национальная экономика;
  • 0500 – Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 0600 – Охрана окружающей среды;
  • 0700 – Образование;
  • 0800 – Культура, кинематография;
  • 0900 – Здравоохранение;
  • 1000 – Социальная политика;
  • 1100 – Физическая культура и спорт;
  • 1200 – Средства массовой информации;
  • 1300 – Обслуживание государственного и муниципального долга;
  • 1400 – Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета, которая выглядит следующим образом:

Таблица 5.3. Структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета

Наименование

Раздел

Сумма (тыс. руб.)

Всего

11 634 323 429,3

Общегосударственные вопросы

916 263 114,7

Национальная оборона

1 024 684 357,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 458 751 923,1

Национальная экономика

2 165 146 839,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

96 984 696,8

Охрана окружающей среды

54 845 314,0

Образование

569 224 816,1

Культура, кинематография

96 599 430,5

Здравоохранение

462 518 649,8

Социальная политика

3 533 797 184,9

Физическая культура и спорт

79 868 051,5

Средства массовой информации

68 729 074,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

452 530 275,4

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

654 379 700,5

Как видно из таблицы, основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:

  • 0701 –Дошкольное образование;
  • 0702 – Общее образование;
  • 0703 – Начальное профессиональное образование;
  • 0704 – Среднее профессиональное образование;
  • 0705 – Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • 0706 – Высшее и послевузовское профессиональное образование;
  • 0707 – Молодежная политика и оздоровление детей;
  • 0708 – Прикладные научные исследования в области образования;
  • 0709 – Другие вопросы в области образования.

В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

Таблица 5.4. Структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела 0700 «Образование»

Наименование

Подраздел

Сумма (тыс. руб.)

Образование, ВСЕГО

569 224 816,1

Дошкольное образование

07 01

16 299 818,5

Общее образование

07 02

21 431 067,7

Среднее профессиональное образование

07 04

9 286 353,7

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

07 05

7 610 521,4

Высшее и послевузовское профессиональное образование

07 06

482 926 738,5

Таблица 5.4. Окончание

Наименование

Подраздел

Сумма (тыс. руб.)

Молодежная политика и оздоровление детей

07 07

5 182 082,4

Прикладные научные исследования в области образования

07 08

14 405 310,7

Другие вопросы в области образования

07 09

12 082 923,2

На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков – с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8–10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11–12 – код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 – код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013–2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования».

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез – 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки – код федеральной целевой программы. Например:

  • 1000200 – Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)»
  • 1000600 – Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011–2015 годы
  • 1001200 – Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012– 2020 годах».

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:

  • – код программы (4,5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
  • – код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:

  • 210 – оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • 220 – оплата работ, услуг;
  • 230 – обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 240 – безвозмездные перечисления организациям;
  • 250 – безвозмездные перечисления бюджетам;
  • 260 – социальное обеспечение;
  • 290 – прочие расходы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *