Представление или предписание?

Содержание

Представления и предписания контрольных органов

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Положения БК РФ предусматривают право органов как внешнего, так и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания. Чаще всего указанные документы направляются в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений. О том, какие требования могут включаться контрольными органами в представления и предписания и какова ответственность за невыполнение данных требований, расскажем в предложенном материале.

Общие положения

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Предписание – это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Отличием представления от предписания является то, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, и в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, а также то, что неисполнение предписания в силу ч. 4 ст. 270.2 БК РФ считается основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба. То есть предписание, в отличие от представления, содержит обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений и (или) требования о возмещении причиненного ущерба.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Так, согласно ст. 26 Федерального закона № 41-ФЗ представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В свою очередь, предписание направляется в случаях невыполнения представлений Счетной палаты РФ либо несоблюдения установленных в них сроков.

Исходя из ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного само­управления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При выявлении нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного само­управления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Требования, включаемые в представления и предписания

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Направляемые в учреждение представления органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

  • требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета;

  • обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписания чаще всего содержат в себе требования:

  • в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Напомним: Минфин в своем Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 отметил, что понятие «ущерб, причиненный Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию» не определено бюджетным законодательством РФ, а также ГК РФ.

Однако, по мнению Минфина, контрольный орган в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного РФ, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.

При этом следует иметь в виду: так как исходя из ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.

Отдельно коснемся требования о перечислении автономными и бюджетными учреждениями сумм выявленного ущерба в доход соответствующего бюджета.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Названные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя бюджетного или автономного учреждения.

Кроме того, исходя из ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 (субсидии на иные цели) и ст. 78.2 БК РФ (субсидии на осуществление капитальных вложений), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного само­управления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.17 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

С учетом вышеизложенного требовать от бюджетных и автономных учреждений перечисления сумм ущерба в доход соответствующего бюджета при наличии решения учредителя об использовании остатков средств субсидий на те же цели не совсем корректно.

При этом напомним, что до начала действия Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» предусматривалось, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежали возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и использовались в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Счетная палата РФ.

Как мы уже отметили выше, предписания Счетной палаты РФ направляются в случаях невыполнения представлений и несоблюдения сроков их выполнения. В предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны:

  • основания для его вынесения;

  • информация о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов;

  • требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий данных недостатков и нарушений;

  • сроки выполнения предписания и ответственность за его невыполнение.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 41-ФЗ при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Госдумой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата РФ уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 41-ФЗ и п. 6.4.1 Общих правил проведения контрольного мероприятия (СГА 101), утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ от 02.04.2010 № 15К (717), представление Счетной палаты РФ по результатам контрольного мероприятия должно содержать следующую информацию:

  • исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, а также объектов контрольного мероприятия и проверенный период при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия);

  • выявленные факты нарушений и недостатков с указанием конкретных статей законов и (или) пунктов иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

  • требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также устранению причин и условий таких нарушений,

  • требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях, рекомендации по устранению выявленных недостатков;

  • сроки представления ответа по результатам выполнения представления.

При выявлении нарушений, наносящих государству ущерб, представление Счетной палаты РФ по результатам контрольного мероприятия должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требование о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий данных нарушений. Если в представлении Счетной палаты РФ не указан срок его выполнения, то оно должно быть выполнено в течение 30 дней со дня его внесения в объект контрольного мероприятия. Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты РФ, но не более одного раза.

Контрольно-счетные органы.

Исходя из положений ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ представление контрольно-счетного органа должно содержать требование:

  • рассмотреть и принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда;

  • привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

  • принять меры по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В свою очередь, предписание должно содержать:

  • исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контрольного мероприятия и проверяемый период при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия, а также сроки проведения контрольного мероприятия);

  • конкретные факты создания на объекте контрольного мероприятия препятствий инспекторам в проведении контрольного мероприятия;

  • требование незамедлительного устранения указанных препятствий в проведении контрольного мероприятия и принятия мер в отношении должностных лиц объекта контрольного мероприятия, препятствующих работе должностных лиц контрольного органа;

  • срок его исполнения.

Обратите внимание: отдельно хотелось бы остановиться на требовании о привлечении к ответственности виновных лиц. Напомним: ч. 1 ст. 192 ТК РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Отметим, что, рассматривая вопрос о правомерности требования прокурора по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, Верховный суд в своем Постановлении от 16.12.2016 № 78-АД16-38 отметил, что такое требование отвечает нормам Трудового кодекса.

Ответственность за неисполнение представлений и предписаний

В силу положений ч. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Повторное неисполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля приводит к дисквалификации на два года (ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ).

При этом положения ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не распространяются на нарушения, выразившиеся в невыполнении постановлений, представлений, решений органов государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) (Письмо Минфина РФ от 04.08.2015 № 02-10-09/45065).

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Как мы уже отметили, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, исходя из ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (Постановление ВС РФ от 11.04.2017 № 65-АД17-1).

Обратите внимание. Направляемые в учреждения предписания чаще всего содержит несколько требований:

  • устранить в определенный предписанием срок выявленные нарушения и (или) возместить причиненный указанными нарушениями ущерб;

  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

С учетом вышеизложенного учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ как за неуведомление контрольного органа о результатах исполнения предписания, так и за неустранение выявленных нарушений (невозмещение выявленного ущерба).

Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля КоАП РФ не установлена. Значит, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления орган государственного (муниципального) финансового контроля не вправе. В указанных случаях контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения.

Вместе с тем следует отметить, что в Госдуме РФ рассматривается проект федерального закона № 1112269-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства». Указанным законопроектом предлагается установить административную ответственность за невыполнение в определенный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

Также отметим, что в названных случаях контрольный орган вправе обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения. Причем учредитель вправе привлечь руководителя учреждения к дисциплинарной ответственности за неисполнение предписаний и представлений контрольного органа.

Обжалование

По общему правилу обжаловать полученные представления предписания можно во внесудебном и в судебном порядке. Внесудебный порядок обжалования устанавливается нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления контрольными органами своей деятельности. Что же касается судебного порядка, напомним, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, пре­дусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного само­управления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений), может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

И предписания, и представления органов государственного (муниципального) финансового контроля по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

Ответ на представление Роспотребнадзора — образец

Понятие представления

Отличие представления от предписания

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответственность за невыполнение представления

Обжалование представления

Понятие представления

После проведения проверки в отношении предприятия, а именно рассмотрения дела об административном правонарушении, на предприятие, где совершено данное правонарушение, направляется представление.

На основании ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) должностное лицо, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, вправе требовать от нарушителей устранения таковых, направив в их адрес соответствующее представление.

Соответственно, должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, уполномочены выносить соответствующие представления.

Данное действие — это не право органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а его обязанность.

После получения указанного документа организация или ее должностные лица обязаны выполнить следующие действия:

  1. Рассмотреть документ в течение 1 месяца с момента получения и решить, какие из указанных мер могут быть приняты (уже приняты), либо предпринять все необходимые действия по устранению выявленных нарушений, а также причин, способствовавших этому.
  2. Наложить наказание на лиц, чьи деяния повлекли за собой совершение правонарушения.
  3. Сообщить о принятых мерах в ответном письме.

Представление составляется на фирменном бланке ведомства с присвоением регистрационного номера и указанием даты. Оно содержит перечень выявленных нарушений со ссылкой на нормативные акты и указанием мер, рекомендуемых к исполнению, а также срока, назначаемого для устранения нарушений.

Отличие представления от предписания

Предписание Роспотребнадзора представляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения.

Очень часто организации путают предписание и представление.

Понятие представления и его основная цель описаны в ст. 29.13 КоАП РФ.

Понятие предписания содержится в ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Главное отличие между этими 2 понятиями состоит в их целевом назначении:

  1. Предписание выдается в целях устранения последствий правонарушения.
  2. Представление вносится для устранения причин, способствующих совершению правонарушения. То есть выступает в качестве превентивной нормы, препятствующей правонарушению.

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответ на представление должен включать информацию относительно исполнения требований Роспотребнадзора. Он составляется в свободной форме за подписью предпринимателя либо заверяется печатью предприятия (при наличии) и подписью его руководителя.

Ответ оформляется на фирменном бланке предприятия и должен содержать:

  1. Наименование государственного учреждения, которому адресован документ, а также Ф. И. О. его руководителя.
  2. Наименование документа, а именно: «Ответ на представление об устранении нарушений».
  3. Реквизиты ранее выданного представления, а именно:
    • дату выдачи;
    • номер;
    • срок исполнения.
  4. Затем по порядку, в соответствии с вынесенным предписанием, номера выявленных нарушений.
  5. Содержание мероприятий, рекомендованных к исполнению.
  6. Отметку об их выполнении.

Удобнее всего представить сведения в виде таблицы.

Ответственность за невыполнение представления

Ответственность за неисполнение задач, поставленных в представлении, указана в КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ говорится о том, что невыполнение законного представления может повлечь ответственность в виде штрафа (в пределах 20 000 руб. для юридических лиц). В повышенном размере указанной статьей установлено наказание за невыполнение представлений в области несоответствия продукции техрегламентам (до 500 000 руб. для организации).

Подробнее о размерах штрафов можно узнать из статьи «Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2019 году».

Следует отличать состав ст. 19.5 от ст. 19.7 КоАП РФ об ответственности за непредставление информации. Последняя устанавливает наказание за неправомерное бездействие в ситуации, не связанной с получением представления контролирующего органа.

Обжалование представления

Если предприятие не согласно с вынесенным в его адрес актом, допустимо обжаловать его в порядке, прописанном в гл. 25 АПК РФ. Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд об обжаловании акта административного органа о привлечении к административной ответственности.

Обратиться с подобным заявлением необходимо в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Госпошлина в этом случае подлежит уплате и составит 300 руб. для граждан и 2 000 руб. для организаций (п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

В досудебном порядке указанный документ может быть обжалован на основании положений гл. 30 КоАП РФ. В соответствии с ней допускается подача жалобы вышестоящему лицу либо органу. При этом уплачивать государственную пошлину нет необходимости.

Во избежание дальнейших судебных разбирательств необходимо в срок давать ответ на представление государственного органа и устранять все выявленные нарушения, а также причины, способствовавшие их появлению.

Скачать бланк ответа можно, пройдя по ссылке: Ответ на представление Роспотребнадзора — образец.

***

Ответ на представление — это письменный отчет о проведенных мероприятиях по исполнению мер по устранению выявленных нарушений, а также причин, которые к ним привели. Срок для составления такого документа — 1 месяц.

Право характеризуется. Метод осуществления государственных функций

Метод осуществления государственных функций

Форма правления, при которой власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом называется …

В результате крупных общественных разделений труда выделились группы населения

-: скотоводы;

-: шаманы;

-: организаторы производства;

-: ремесленники;

-: земледельцы.

25.Основным назначением рабовладельческого государства является…

-: защита и обеспечение права собственности рабовладельца на землю

-: обеспечение возможности эксплуатации человека человеком

-: защита и обеспечение права собственности рабовладельца на раба

-: завоевание чужих территорий для расширения государства

26.Основной причиной перехода государств из одного типа в другой является…

-: борьба партий

-: политика главы государства

-: развитие производственных отношений, цивилизации и культуры

-: желание народа, высказанное на референдуме

27.Признаком республики является …

ограниченность срока полномочий власти

передача власти по наследству

бессрочное осуществление власти

независимость власти от волеизъявления населения

дуалистической монархией

парламентской монархией

республикой

парламентской республикой

29.Политический (государственный) режим — это совокупность…

-: приемов и методов осуществления государственного руководства обществом

-: политических приемов и методов осуществления международных связей

-: норм и правил прихода к власти главы государства

-: приемов и методов разделения территории государства на части

30.Основным признаком унитарного государства является то, что…

-: части государства имеют право на самоопределение

-: в центре и на местах имеются свои конституции (уставы)

-: части государства не имеют своих законодательных органов

-: части государства имеют все ветви государственной власти

31.Принятие соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь – это _____________ форма осуществления функций государства.

правоприменительная

правотворческая

правоохранительная

договорная

32.Функции государства — это…

-: основные черты государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с обществом

-: основные принципы жизнедеятельности ветвей государственной власти

-: основные направления политико-правовой деятельности органов государственной власти

-: основные направления его деятельности по выполнению своих задач и целей

33.К внешней функции государства не относится =

-: налоговая;

-: международное сотрудничество;

-: оборона страны;

-: нет верного варианта

-: убеждения;

-: принуждения;

-: поощрения;

-: обсуждение;

35.Юрисдикция государства — это …

-: принятие норм права государством

-: издание нормативных правовых актов в государстве

-: распространение власти и правовых норм на определенную территорию

-: обсуждение проектов нормативно-правовых актов

36.Государственная власть в своей деятельности вправе применять только методы…

-: общественного воздействия

-: пресечения нарушений

-: убеждения и принуждения

-: предупреждения нарушений

37.Право способно охватывать регулированием…

-: лишь все имущественные отношения

-: лишь часть общественных отношений

-: все общественные отношения, возникающие в государстве

-: все общественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами

-: формальной определенностью;

-: нормативностью;

-: неперсонифицированностью;

-:дискретностью;

Статья 17. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

2. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Предписание на устранение временных нарушений

За деятельностью организаций в РФ выполняется контроль. Для этого периодически проводятся проверки. Если будут выявлены нарушения, представители уполномоченного органа выдвинут требование об их устранении. Для этого будет подготовлено предписание. Документацию оформляют, соблюдая положения закона.

Какие бывают проверки

Разновидности проверок различаются. Контроль ведется в разных областях. Сотрудники уполномоченных органов проверяют:

  • выполнение норм безопасности;
  • соблюдение правил ведения документации;
  • организацию функционирования производственных линий;
  • соблюдение установленного качества продукции, условий изготовления и хранения;
  • выполнение норм законодательства РФ, предъявляемых к работе организаций.

Контроль осуществляют представители уполномоченных структур. Чтобы удостовериться, что проверяемые объекты соответствуют нормам законодательства, специалисты выполняют следующие действия:

  • визуально осматривают предмет изучения;
  • берут пробы, если речь идет о контроле продукции;
  • осуществляют практические испытания;
  • проводят исследования;
  • требуют письменные разъяснения.

ВажноПроверки проводятся, чтобы максимально обезопасить деятельность фирм. Контроль позволяет снизить резко негативное воздействие на окружающую среду и уменьшить риски для лиц, работающих в учреждении, и потребителей.

Какие организации чаще всего проверяются

Срок проведения проверок регламентирует действующее законодательство. Период различается в зависимости от вида компании и сферы деятельности. Выделяют следующие разновидности проверок:

  • 1 раз в месяц или квартал;
  • ежегодные;
  • с трехгодичным перерывом.

Проверки делятся на плановые и внеочередные. В первом случае сотрудников организации уведомляют заранее. Внеочередные проверки проводятся после получения предписания. Действие выполняют, чтобы сотрудники контролирующих органов смогли удостовериться, что компания выполнила требования и устранила нарушение. Внеплановые проверки проводятся единожды. Они выполняются после того, как завершится срок, данный на устранение недочетов. Проверки проводятся и в ситуации, когда ранее представленные предписания не были обжалованы в установленном порядке.

Периодичность проверок напрямую зависит от деятельности организации. Чаще проверяют учреждения, которые функционируют в следующих сферах:

  • реализация продуктов питания;
  • торговля лекарственными средствами;
  • разного рода производства продукции;
  • обучения взрослых и детей;
  • медицины.

Что такое предписание

Предписание — распорядительный документ, выступающий приложением к акту проверки. Бланк используется для отражения требований об устранении найденных нарушений. Готовая документация направляется в адрес руководства фирмы, подвергавшейся проверке.

Документ носит обязательный характер. Это значит, что требования, закреплённые в нём, должны быть выполнены. Однако само по себе выдвижение предписания не влечет за собой наложение каких-либо санкций. Однако если организация или гражданин никак не отреагируют на бумагу, это станет поводом для привлечения к ответственности. Её предусматривает статья 19.5 КоАП РФ.

Основная задача документа состоит в предотвращении последующих нарушений и побуждении лица устранить их. Сотрудники учреждений, выполняющих надзорную деятельность, в последующем могут выполнить незапланированные проверки и выяснить, были ли устранены выявленные недостатки, и в какой степени осуществлено действие.

Предписание выносится, если в деятельности субъекта выявлены нарушения или несоответствия нормам действующего законодательства. Иногда нарушения закона незначительные. Устранить их удается быстро. Инспектор не стремится создавать дополнительные проблемы организации. Выявив незначительные нарушения, проверяющий потребует устранить их. Предписание не оформляется. Требования выдвигаются устно. Сообщение считается предупреждением. Основной целью инспектора выступает исключение возможности повтора нарушения.

ИнфоПредписание могут вынести, проводя проверку планово или выполнив внеочередной визит. Нарушителями признают физических и юридических лиц. Все зависит от особенностей ситуации.
Бытует мнение, что предписание не может быть вынесено в отношении обычных граждан. Убеждение ошибочно. Если нарушение зафиксируют во время проверки, лицо обязано устранить его. В иной ситуации человека привлекут к ответственности. ВажноПредписание выносят учреждения или должностные лица, имеющие право проводить проверку. Составляя бумагу, проверяющие вносят информацию о присутствующих полномочиях. Бумагу составят в течение 3 рабочих дней. Срок исчисляется с момента завершения проверки. Документы готовятся в 2 экземплярах. Обе стороны подписывают его. Один экземпляр бумаги предоставляют нарушителю. Второй бланк остаётся у проверяющего.

Сроки устранения нарушений

В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки. Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Во внимание принимается серьёзность нарушения. Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.

ВниманиеПредполагается, что максимальный срок не будет превышать полугода. Допустимо продление периода, если нарушитель представит доказательства невозможности устранения несоответствий в установленный период.

Что содержит предписание

Единый образец документа в действующем законодательстве не закреплен. Однако чтобы предписание признали действительным, в нём должны содержаться следующие сведения:

  • данные о контролирующей инстанции;
  • дата выполнения мероприятия и сведения о проверяемом;
  • данные о фирме;
  • нарушения, которые удалось обнаружить;
  • ссылка на действующее законодательство;
  • период, предоставляемый для устранения неисправностей;
  • данные о допустимых методах устранения нарушения;
  • период, в течение которого необходимо предоставить отчет о выполненных мероприятиях.

Отраслевые ведомства имеют право самостоятельно разработать собственную форму предписания. В законодательстве говорится, что в бумаге фиксируется период, предоставляемый для исправления сложившейся ситуации. Если лицо захочет составить возражение на вынесенное предписание, потребуется обратиться в контролирующий орган. Здесь удастся получить образец документа.

ИнфоПредписание сопровождается пакетом документации. Бумагу можно дополнить результатами проведенных исследований, объяснительной запиской. Список бумаг зависит от особенностей ситуации. В тексте приводятся ссылки на законы.

Образец

Последствия неисполнения предписания

Требование прилагается к документации, в которой отражается факт проведения проверки организации. Бумага выражает требование о соблюдении закона. Предписание не налагает никаких наказаний на нарушителя. Однако если требования не будут выполнены, это повлечет за собой возникновение юридической ответственности. На нарушителя могут наложить административные санкции или приостановить его деятельность, если речь идёт об организациях. Процесс регламентирует статья 19.5 КоАП РФ.

Можно ли и как обжаловать

Если лицо, подвергшееся проверке, не согласно с результатами вынесенного предписания, решение можно оспорить. Для этого потребуется составить возражение на документ. Бумагу необходимо готовить с соблюдением определенных правил. Предстоит отразить обязательную информацию:

  • сведения о заявителе;
  • данные об устранении;
  • информация о лице, выполнявшем проверку;
  • причины, из-за которых лицо считает, что вынесенное решение неправомерно;
  • доказательная база, подтверждающая представленные доводы;
  • ходатайство об аннулировании предписания.

Важно привести ссылки на нормы законодательства. Документация, которая дополняет бумагу, должна быть скреплена печатью юридического лица и подписана сотрудником, имеющим право принимать решения о необходимости подготовки возращения на полученное предписание. Если речь идет о физическом лице, достаточно подписи.

Важно Уполномоченный орган ознакомится с бумагой и вынесет решение. Если требование заявителя удовлетворят, предписание можно не выполнять. В иной ситуации осуществление действия продолжает быть обязательным.

Об авторе

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Нормативно-правовое предписание: понятие, признаки, виды

Содержание нормы права в тексте правового акта излагается в виде нормативно-правовых предписаний — правовых формул, выражающих законченную мысль. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к бесполезной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам.

Таким образом, эффективность и действенность нормы права напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения.

В юридической научной литературе выделяются следующие признаки нормативно-правовых предписаний: властное веление; непосредственная выраженность в тексте; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер.

Лингвистический анализ текстов нормативных правовых актов свидетельствует, что в большинстве случаев нормативноправовое предписание существует в форме предложения — первоначального структурно-композиционного элемента текста закона.

Обычно предложение содержит одну норму права. Однако неизбежны случаи, когда норма права выражается при помощи двух предложений и более или, наоборот, когда в одном предложении сформулировано несколько норм. В соответствии с правилами законодательной техники каждая норма рубрицируется в тексте закона как статья или, по крайней мере, часть статьи.

Таким образом, следует различать норму права и статью закона. Статья — это часть текста, а норма права — это правило поведения. Соотношение статьи закона и нормы права есть соотношение формы и содержания.

Существует несколько способов изложения норм права. Норма права и статья закона полностью совпадают. Несколько норм права содержатся в одной статье либо одна норма права (ее элементы) содержится в нескольких статьях.

Трехчленная схема, имеющая существенное значение для характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных нормативно-правовых предписаний.

Обязательными элементами нормативно-правового предписания являются гипотеза и диспозиция или санкция. Правое веление непременно должно содержать указание на его суть, т. е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, нормативно-правовых предписаний без гипотез существовать не может. В любых самых специализированных нормативно-правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое нормативно-правовое предписание можно изложить по формуле: «если — то».

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормативно-правовые предписания по неумолимой логике правового регулирования внутренне, а иногда и текстуально неизбежно связаны и функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормативноправовые предписания выражаются в виде логических норм, где есть все элементы — гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормативно-правовыми предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Рекомендуется применять следующие виды нормативноправовых предписаний:

1) предписание-принцип — закрепляет исходное, руководящее нормативное положение общего характера, имеющее значение для отдельных отраслей, подотраслей, институтов права в целом;

2) предписание-цель — выражает политико-нормативную ориентацию в происходящих процессах и явлениях, содержит нормативное требование к будущему состоянию развития общества;

3) предписание-дефиниция — содержит определение какого- либо юридического и иного понятия, используемого в законе;

4) управомочивающее предписание — закрепляет субъективные права (право действовать определенным образом) граждан и иных субъектов права;

5) императивное предписание — закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:

— обязывающее предписание — устанавливающее обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

— запрещающее предписание — устанавливающее запрет на совершение каких-либо деяний (активного или бездействия);

6) диспозитивное предписание — предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон;

7) предписание-стимул — содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

8) бланкетное предписание — содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом;

9) отсылочное предписание — статья закона, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же закона;

10) обеспечивающее предписание — закрепляет решение законодателя о признании закона или его части утратившими силу либо о внесении в него изменений.

При подготовке законопроекта необходимо обеспечить логическую последовательность изложения предписаний и переход от общих положений к конкретным. Нормативно-правовые предписания, составляющие содержание правового акта, должны располагаться в следующей последовательности:

— цели и задачи;

— общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения;

— правовые последствия;

— заключительные положения.

Законодатель, выражая свою волю в нормативных предписаниях, стремится к тому, чтобы его предписания представляли собой целостное системное образование, последовательно и полно, без каких-либо логических и содержательных противоречий закрепляли основные существенные, главные признаки регулируемых общественных отношений. Успешному решению этой задачи способствуют следующие требования законодательной техники:

1) не допускать логических противоречий, т. е. ситуаций, когда в нормативных предписаниях относительно одного и того же предмета, субъекта или действия, взятого в одном и том же отношении, содержались бы противоречащие друг другу положения;

2) не допускать дублирования одних и тех же нормативных предписаний в разных законах. Нормативное предписание надлежит излагать в законе, к которому это предписание тяготеет более всего, является его необходимым и важнейшим элементом;

3) нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо изъятия из общего правила, целесообразно помещать в том законе, который содержит это общее правило;

4) проектируемое нормативное предписание, которое меняет редакцию, содержание и смысл действующего нормативного предписания, нецелесообразно формулировать как самостоятельную новеллу без указания ее связи с действующим предписанием;

5) в проекте закона, который заменяет устаревшие, малоэффективные нормативные предписания новыми, более совершенными, надлежит вводить специальную статью с указанием реквизитов законов и их структурных частей, признанных утратившими силу.

Учитывая то обстоятельство, что задачей законодателя в ходе законотворческого процесса является формулирование конкретных нормативно-правовых предписаний, данная категория законодательной техники является одним из первичных элементов структуры права.

Последствия неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства

В рамках профилактики нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства Управление Росреестра по Ростовской области (далее – Управление) сообщает.
В случае выявления при проведении Управлением проверки соблюдения требований земельного законодательства нарушения государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.
Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:
●на граждан — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
●на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
●на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит:
● для граждан — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
● на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
● на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.
Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.

Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.
К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *