Права налоговых органов

Содержание

Вопрос 1. Налоговые органы рф. Права и обязанности.

Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, ЗАКОН О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

По вопросу, касающемуся прав и обязанностей налоговых органов, см. статьи 31 — 33 Налогового кодекса РФ.

Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.

Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

>Права и обязанности налогоплательщиков

Понятие «налог»

Принципы налоговой системы Российской Федерации установлены в Налоговом кодексе РФ, там же указано, каковы обязанности налогоплательщика.

Определение налога дано в статье 8 НК РФ. Под ним понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый в денежной форме безвозмездно с организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Уплачивать его — одна из обязанностей субъектов налогового права. Разберем, каковы основные права и обязанности налогоплательщика (кратко).

Функции

Выделяют четыре функции налоговых платежей:

  • фискальная;
  • распределительная;
  • регулирующая;
  • контролирующая.

Фискальная функция является основной. Ее суть в том, что поступления от фискальных платежей — одна из статей доходов государства.

Распределительная функция подразумевает перераспределение доходов между различными слоями населения. Сбор налогов с лиц, получающих доход, позволяет направить полученные средства на поддержание незащищенных и необеспеченных слоев населения страны.

Регулирующая функция направлена на формирование наиболее эффективной налоговой системы. Реализуется она через:

  • поддержку отдельных отраслей экономики путем снижения налогового бремени;
  • создание механизмов, препятствующих злоупотреблениям в области установленных законодательством прав и обязанностей налогоплательщика;
  • аккумулирование средств на восстановление потребляемых ресурсов (налог на воду, на добычу полезных ископаемых, пошлины и акцизы на сырьевые ресурсы).

Контролирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить полноту и своевременность поступления налогов в бюджет. Направлена она на контроль исполнения обязанностей налогоплательщика.

Виды налогов

В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:

  • федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
  • региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
  • местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).

Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:

  • прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
  • косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.

Виды плательщиков налогов и сборов

Налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплаты налога (статья 19 НК РФ). В зависимости от типа фискального платежа, плательщиками могут являться:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иные лица, осуществляющие деятельность без регистрации ИП: самозанятые, практикующие юристы и нотариусы;
  • организации.

Помимо этого, НК выделяет особый вид субъекта в уплате фискальных сборов — налогового агента. Агенты исчисляют и удерживают фискальный платеж у плательщика и перечисляют его в бюджет. Ярким примером являются организации, которые удерживают НДФЛ с зарплаты, выплачиваемой сотрудникам.

Права налогоплательщиков

Где прописаны права и обязанности налогоплательщиков и в чем они заключаются?

Защита прав плательщиков фискальных сборов закреплена в статьях 21 и 22 НК РФ. Какие установлены законодательством права и обязанности налогоплательщика:

  • получение разъяснений (в том числе в письменном виде) по вопросам применения законодательства РФ в области налогообложения от ФНС и Минфина;
  • использование льгот, установленных законодательством;
  • получение рассрочки или отсрочки при уплате фискальных сборов в трудных ситуациях;
  • зачет и возврат излишне уплаченных сборов, сверку взаиморасчетов с ФНС;
  • присутствие при проведении выездной проверки;
  • присутствие при рассмотрении, дача пояснений и оспаривание результатов проверки;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • возмещение убытков, причиненных незаконными актами контролирующих органов или действием (бездействием) должностных лиц.

Обязанности налогоплательщика РФ с примерами

Экономическая наука выделяет три обязанности налогоплательщика (с примерами):

  1. Вставать на учет в налоговых органах. Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет незаконно и влечет привлечение к ответственности. В РФ установлен штраф от 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  2. Вовремя и в полном объеме перечислять платежи в бюджет. За неуплату или несвоевременную уплату налогов взыскиваются пени и штрафы.
  3. Предоставлять отчетность в контролирующие органы. По каждому фискальному платежу предусмотрена отчетность, которая позволяет госорганам контролировать правильность исчисления и полноту уплаты фискальных сборов.

Целиком обязанности налогоплательщика — физического лица и организаций в РФ перечислены в статье 23 НК. Например, к обязанностям налогоплательщика относятся:

  • ведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • предоставление в контролирующие органы документов и пояснений, необходимых для налогового контроллинга;
  • выполнение законных требований контролирующих органов;
  • обеспечение в течение четырех лет сохранности учетных данных и первичной документации;
  • иные обязанности, установленные налоговым законодательством.

Все взаимоотношения плательщиков и ФНС строго регламентированы НК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Вся отчетность предоставляется исключительно по формам, утвержденным уполномоченными контролирующими органами. В качестве примера: все плательщики единого налога на вмененный доход предоставляют декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС от 26.06.2018 № ММВ-7-3/

>правомочны ли специалисты контролирующих органов, осуществляющих проверку, затребовать и проверять документы, не входящие в период проверки

Вопрос

правомочны ли специалисты контролирующих органов, осуществляющих проверку, затребовать и проверять документы, не входящие в период проверки? Иными словами, специалисты осуществляю проверку на основании распоряжения, в котором указан период, подлежащий проверки: с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. В ходе проверки, специалисты затребовали (устно) платежные документы, договора, изданные в октябре-декабре 2013 года, т.е. после окончания срока, подлежащего проверки.».

Ответ

При проведении проверки (как плановой, так и внеплановой) проверяющий орган вправе запрашивать и безвозмездно получать от проверяемого лица любые документы, необходимые для осуществления контроля (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ), однако требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).

Таким образом, затребованные документы должны иметь непосредственное отношение к проводимой проверке. В частности при налоговой проверке, истребованные и документы должны касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам. Это следует из совокупности положений пункта 12 статьи 89 и пункта 1 статьи 93 НК РФ.

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС МО от 15.01.2010 г. № КА-А40/14964-09, от 03.07.2009 г. № КА-А40/4792-09, УО от 30.07.2008 г. № Ф09-5400/08-С3, от 06.02.2007 г. № Ф09-122/07-С3).

Единый перечень документов, которые проверяющие органы могут запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).

Неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа увеличится вдвое и составит 400 руб. (200 руб. × 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В требовании о представлении документов должны быть указаны сведения об истребуемых документах: их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся (приложение 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338). То есть из требования должно быть понятно, какие именно документы нужно подать в налоговую инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26.07.2007 г. № 03-02-07/1-348.

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы в требовании нечетко и нельзя определить, какие именно документы следует представить, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 г. № 15333/07, ФАС МО от 16.11.2009 г. № КА-А40/11931-09, от 23.10.2009 г. № КА-А40/11044-09, от 18.09.2009 г. № КА-А40/9264-09, от 04.09.2009 г. № КА-А41/8744-09, ЦО от 22.10.2009 г. № А35-1222/09-С15, ВСО от 16.09.2009 г. № А19-993/09, от 2.09.2009 г. № А19-19148/08, СКО от 27.08.2009 г. № А32-13466/2006-12/295).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

«Статья 15. Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренномуподпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;*

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Проверка соблюдения требований санитарного законодательства: теперь по новому регламенту

Проверка соблюдения обязательных требований — довольно волнительная процедура как для проверяемых, так и для проверяющих. Избежать недоразумений в таких ситуациях обычно помогает неукоснительное соблюдение соответствующего регламента всеми участниками проверки.

Права и обязанности проверяющих и проверяемых

С 30.09.2012 проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства должны проводиться в соответствии с новым Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее ― Административный регламент). В соответствии с Административным регламентом проведение таких проверок возложено на органы Роспотребнадзора и должностных лиц указанных органов, к которым относятся:

  • руководитель Роспотребнадзора, начальники управлений и отделов в составе управлений Роспотребнадзора, их заместители;
  • советники, консультанты (в том числе ведущие), специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Роспотребнадзора;
  • руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, их заместители;
  • начальники отделов, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;
  • начальники, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
  • начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.

В целях надлежащего проведения проверок вышеперечисленные должностные лица наделяются соответствующими полномочиями — правами и обязанностями. Так, указанные должностные лица имеют право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые при проведении проверки, а также относящиеся к предмету проверки (являющиеся объектами проверки) образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды;
  • беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о назначении проверки) посещать территорию и объекты проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводить их обследования, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия, связанные с проверкой;
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, а также измерения факторов среды обитания, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов);
  • привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации (с соблюдением установленных на этот счет ограничений);
  • выдавать проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения указанных требований на соответствующих территориях и объектах;
  • вносить в установленном порядке предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства;
  • вызывать в органы Роспотребнадзора должностных лиц проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по находящимся в производстве указанных органов делам, получать от них необходимые объяснения и документы (как подлинники, так и их копии);
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, а также рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

При проведении проверки должностные лица органов Роспотребнадзора не вправе:

  • проверять соблюдение требований санитарного законодательства, не относящихся к полномочиям органа Роспотребнадзора, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (кроме случаев, предусмотренных законодательством), превышать сроки проведения проверки;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не относящихся к предмету проверки (не являющихся объектами проверки), а также изымать оригиналы таких документов;
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (либо действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений);
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • осуществлять выдачу проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний (предложений) о проведении проверочных мероприятий (исследований, измерений и т. п.) за их счет.

При проведении проверок должностные лица органов Роспотребнадзора обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства;
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также сроки проведения проверки;
  • проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о ее проведении и в соответствии с ее назначением, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии указанного распоряжения, а в случае, предусмотренном законодательством, и копии документа о согласовании проведения проверки;
  • не препятствовать руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченных представителей проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ознакомить их с положениями Административного регламента, иных нормативных актов, содержащих требования к проведению проверки;
  • в установленном порядке предоставлять руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету (объекту) проверки;
  • по окончании проверки в установленном порядке знакомить руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с ее результатами, а также оформить запись о проверке в журнале учета проверок (при наличии последнего у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя);
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, не допуская при этом необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых;
  • не требовать от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании со стороны проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В свою очередь, проверяемые юридические лица, их уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители в период проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
  • получать от органа Роспотребнадзора, должностных лиц органа Роспотребнадзора информацию, которая относится к предмету (объекту) проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа Роспотребнадзора;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
  • на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа Роспотребнадзора при осуществлении проверки.

В период проверки проверяемые юридические лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители обязаны:

  • предоставить доступ должностным лицам органов Роспотребнадзора на территории и объекты, подлежащие проверке, к проверяемым транспортным средствам и перевозимым ими грузам, а также запрашиваемые указанными лицами сведения и документы по вопросам соблюдения в процессе осуществления своей деятельности требований санитарного законодательства;
  • обеспечить присутствие лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, либо лично присутствовать при проведении проверки.

Общие вопросы организации проверок соблюдения требований санитарного законодательства

Проверка проводится на основании распоряжения органа Роспотребнадзора о проведении проверки. В распоряжении за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора, удостоверенной оттиском печати органа Роспотребнадзора, указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора;
  • фамилии, имена, отчества (последние — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (при проведении проверки комиссией первым указывается должностное лицо, возглавляющее комиссию);
  • наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его нахождения;
  • цели, задачи, предмет (объект) проверки, правовые основания и срок ее проведения (в днях или часах);
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • проведенные мероприятия в рамках проверки.

Общий срок проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать (в течение года): 50 часов — для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен посредством издания нового распоряжения руководителя органа Роспотребнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (продление сроков внеплановой проверки не допускается), а копии указанного распоряжения, представляемые (направляемые) уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверяются оттиском печати издавшего его органа Роспотребнадзора.

Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), указанным(и) в распоряжении о проведении проверки. В случае отсутствия по уважительной причине должностного лица органа Роспотребнадзора, являющегося единственным указанным в распоряжении лицом, уполномоченным на проведение проверки (например, в связи с болезнью, привлечением к иным неотложным служебным мероприятиям и т. п.), руководителем органа Роспотребнадзора либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки с указанием в нем иного должностного лица, уполномоченного на проведение проверки. Заверенная оттиском печати копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора, проводящим (проводящими) проверку, руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. По требованию руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностное лицо (должностные лица) органа Роспотребнадзора обязано (обязаны) также представить информацию об органе Роспотребнадзора, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях, если последние привлекаются к проверке (в целях подтверждения полномочий).

Проверки плановые и внеплановые

Плановые проверки разрешается проводить не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами Роспотребнадзора ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки (в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года).

О проведении плановой проверки руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, их уполномоченные представители уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки (направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выездная проверка (плановая и внеплановая) проводится в случаях, когда поставленные перед проверяющими цели и задачи не могут быть выполнены посредством документарной проверки. Начинается она с предъявления служебного удостоверения должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора и обязательного ознакомления руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

  • с распоряжением (приказом) о проведении проверки;
  • полномочиями проводящего (проводящих) проверку должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора;
  • целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки;
  • видами и объемом проверочных мероприятий;
  • составом экспертов, представителями экспертных организаций — в случае если они привлекаются к проверке.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих права и обязанности проверяемых лиц, документах, используемых при осуществлении ими их деятельности и связанных с исполнением ими требований санитарного законодательства, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов Роспотребнадзора. К указанным документам относятся:

  • правоустанавливающие и учредительные документы;
  • приказы (распоряжения) о назначении лиц, ответственных за обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства, их должностные инструкции и др.;
  • имеющиеся в органе Роспотребнадзора предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия — если такие предписания ранее выдавались проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях — если такие дела ранее были возбуждены в отношении проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения территорией (объектом) на законных основаниях;
  • техническая (технологическая) документация, связанная с вопросами обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства;
  • лицензия проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя — если им в процессе осуществления своей деятельности выполнялись работы, подлежащие лицензированию;
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

  • обследование (визуальный осмотр) территории (объекта);
  • отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
  • проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований санитарного законодательства с фактами причинения вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного органом Роспотребнадзора предписания об устранении нарушения требований и (или) несоответствия таким требованиям;

2) наличие решения органа власти (управления) об установлении особого санитарно-эпидемического режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган Роспотребнадзора:

  • сведений о вводе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем объекта в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и др.;
  • обращений, заявлений и других документов о фактах нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства при использовании (эксплуатации) объектов, об осуществлении деятельности (проведении работ), влияющей на санитарно-эпидемиологическую безопасность юридического лица, индивидуального предпринимателя, о несоответствии объектов требованиям санитарного законодательства, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения эпидемии либо влекут причинение такого вреда, возникновение эпидемии;

4) распоряжение руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом Роспотребнадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (в случаях, предусмотренных законодательством, такое уведомление не требуется).

Перед проведением внеплановой проверки должностными лицами органов Роспотребнадзора должны быть выполнены те же действия, что и при проведении плановой проверки. Кроме того, поскольку проведение внеплановой проверки в случаях, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012), допускается только по согласованию с органом прокуратуры (по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), то руководителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченному представителю предъявляется также надлежащим образом оформленная копия решения прокуратуры о согласовании внеплановой проверки. По результатам внеплановой проверки выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства.

Документирование итогов проверки

По окончании плановой (внеплановой) проверки должностными лицами органа Роспотребнадзора составляется акт, в котором указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора;
  • дата, время и место составления акта проверки;
  • дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора;
  • наименование проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований санитарного законодательства, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • фамилии, имена, отчества (последние — при наличии) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку;
  • иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки.

К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц (работников проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя), на которых возлагается ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (их копии). Второй экземпляр акта вручается уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении (либо об отказе в ознакомлении с актом проверки).

Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверочных мероприятий. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством.

Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. В случае отсутствия журнала учета проверок отметка об этом включается в акт проверки.

При выявлении нарушений требований санитарного законодательства, лица, проводившие проверку, обязаны:

  • выдать предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения);
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими территорий, объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже фактически причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры:

1) по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ);

2) отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;

3) доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора вправе в соответствии с предписанием обязать проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя:

  • устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований;
  • прекратить реализацию не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • провести дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • выполнить лабораторные обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и организовать медицинское наблюдение за такими гражданами;
  • провести работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган Роспотребнадзора письменные возражения (с приложением обосновывающих документов или их копий). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать решение и действия (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган Роспотребнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Роспотребнадзора, а также в суд.

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства

Административная ответственность юридических и должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения) предусмотрена ст. 6.3–6.7 КоАП РФ. В качестве административного взыскания (в зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п.) в отношении виновных могут быть применены предупреждение, штраф или административное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (санитарно-эпидемиологических правил) предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п. виновные могут быть приговорены к штрафу, обязательным или принудительным работам, ограничению либо лишению свободы или лишению права заниматься определенной деятельностью (занимать определенные должности).

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации виновные в нарушении требований санитарного законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной или (и) материальной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности устанавливается соответствующими нормативными актами, а также действующими у работодателя локальными нормативными актами.

Утвержден Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Права и обязанности налоговых органов: перечень

Налоговые органы – единая структура, в обязанности которой входит сбор и учет выплат, поступающих в государственную казну от граждан нашей страны, а также функционирующих на ее территории организаций. Чтобы обеспечить выполнение возложенных на данную структуру задач, закон определяет права и обязанности налоговых органов. Обе эти категории представлены внушительными перечнями, которые мы предлагаем рассмотреть далее в статье.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов — интересная тема, с которой следует ознакомиться не только сотрудникам данной структуры, но и обычным людям, ради лучшего понимания способа функционирования этой структуры

О том, как оплатить пени по налогам, можете прочитать в нашей статье —.

Права налоговых органов

Под понятием права закон подразумевает свободу действий того или иного субъекта в определенном отношении, охраняемую на государственном уровне. Говоря о налоговых органах, нужно отметить наличие большого количества таких свобод. Далее изучим их перечень.

НК РФ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

Право № 1 – требовать предоставления документации

Первым законным правом налоговых органов является предъявление требований относительно предоставления определенного рода документации к:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых агентов.

Бумаги, о которых идет речь, как и их форма, регламентированы нормативно-правовыми документами государственных структур и местных властей регионов. Рассмотрим, какие данные они содержат.

Таблица 1. Содержание документации, которую имеет право требовать налоговый орган или его представитель

Разновидность документа Описание
Бумаги для уплаты налогов В этом случае речь идет о документах, которые являются законным основанием для следующих действий:
· удержания налога или сбора в пользу государственной казны;
· дальнейшего перечисления данного налога.
Бумаги, подтверждающие верное проведение процедуры уплаты Эта категория документов представлена формами, содержащими подтверждение того, насколько правильно и своевременно был начислен тот или иной сбор и впоследствии уплачен в бюджет.

Данные органы регулируют все процессы, проходящие в рамках расчета и отчисления налоговых сборов в пользу государственного бюджета

Право № 2 – проводить проверки

Если в процессе рассмотрения дела, касающегося уплаты налогов, возникают определенные сложности, рассматриваемые структуры имеют право произвести налоговую проверку. При этом, специалисты, ее проводящие, должны убедиться, что действуют согласно порядку, установленному Налоговым кодексом нашей страны.

Право № 3 – производить выемку документов

При условии, когда сотрудники налоговой службы имеют основания полагать, что плательщик сборов собирается уничтожить, как-либо изменить или сокрыть документы, необходимые для установления верной величины налога, они имеют право осуществить выемку этих бумаг.

Если сотрудники налоговой имеют достаточно оснований полагать, что документы того или иного лица, нужные для уплаты налогов, будут утаены или уничтожены, они могут произвести их выемку

Право № 4 – вызвать плательщика для объяснений

Также наделены обсуждаемые структуры правом на вызов путем отправки письменного уведомления налогового агента или плательщика сборов ради дачи им каких-либо пояснений, связанных с уплатой или удержанием средств в пользу государственной казны.

Это же право дается рассматриваемому органу при условии, что возникли спорные ситуации во время проведения налоговой проверки, или в прочих случаях, определенных законодательными актами нашей страны.

Право № 5 – налагать арест на счета и имущества неплательщика

Если гражданин или организация пропустили один или несколько платежей по налоговым и прочим сборам, обозначенные в статье структуры могут на совершенно законных основаниях:

  • налагать арест на имущественные объекты, принадлежащие упомянутым лицам;
  • приостанавливать все денежные операции, проводимые по счетам неплательщиков.

Приостановление операций по счету налогоплательщика — одна из наиболее действенных мер воздействия, особенно на учреждения, которые несут за время заморозки большие экономические потери

Разморозить счета и вернуть имущество налоговые органы принимают решение лишь для того, чтобы лицо все же могло с ними рассчитаться. Приостановление операций по счетам довольно часто применяется лишь на сумму долга, но в некоторых случаях приостанавливаются все возможности взаимодействия с лежащими на них средствами.

Право № 6 – осматривать помещения и проводить инвентаризацию имущества

Налоговый кодекс определяет не только это право налогоплательщиков, но и порядок проведения осмотра и инвентаризации. К слову, данные процедуры проводятся к имущественным объектам и территориям, используемым налогоплательщиком или налоговым агентом для получения прибыли. Речь идет о:

  • производственных пространствах;
  • складских помещениях;
  • торговых точках;
  • а также прочих материальных благах.

Право № 7 – определять величину налогов, требуемых к уплате в бюджет страны

За налоговыми органами также закрепляется право по определению величин налоговых сборов, подлежащих к перечислению в бюджетную систему нашей страны.

Определение величины производится в индивидуальном порядке расчетным способом, на основании данных, накопленных структурой о:

  • налогоплательщике, для которого производится расчет;
  • иных аналогичных плательщиках.

Самостоятельное определение налоговых величин органами рассматриваемой категории возможно лишь при отсутствии иных способов установления размера сбора

Разумеется, подобный способ расчета применим лишь в ситуациях, когда представители службы ранее получили от обязанного платить налоги лица запрет на производство принадлежащих ему помещений торгового, складского или иного типа, которые используются им для получения дохода. Либо тогда, когда по объектам, подлежащим налогообложению, плательщик не предоставлял документацию, соответственно, наблюдается явный дефицит сведений, нужных для начисления налогов.

Право № 8 – требовать устранения нарушений закона

Работники рассматриваемой структур могут предъявлять лицам, с которых взимаются налоги и прочие сборы, а также учреждениям, их перечисляющим, требования, направленные на устранение выявленных ранее нарушений положений нормативно-правовых актов в области налогообложения.

Право № 9 – взыскивать задолженности

Также налоговые структуры наделены правом на взыскание недоимок, штрафных санкций или пеней согласно порядку, определенному Налоговым кодексом России.

Право № 10 – требовать банковскую документацию

Банки обязуются предоставлять потребовавшим того налоговым органам бумаги, которые подтверждают факты списания со счета плательщика или налогового агента сумм, положенных государству, представленных:

  • непосредственно сборами;
  • штрафами;
  • пеней.

Право требовать искомую документацию также принадлежит списку гарантированных свобод действия налоговых органов.

Банки обязаны по первому запросу передать в обозначенные органы все требуемые документы

Право № 11 – привлечение специалистов

Представители обозначенной государственной организации могут для проведения контрольных процедур в области налогообложения привлекать лиц, имеющих высокую квалификацию в том или ином вопросе. К ним относятся, например:

  • переводчики;
  • члены юридических практик и т.д.

Право № 12 – вызывать свидетелей

Иногда, чтобы добиться решения какого-либо вопроса, связанного с налоговым контролем, одноименные службы имеют право на вызов свидетелей, обладающих сведениями по важным для дела обстоятельствам.

Право № 13 – ходатайствовать о приостановлении лицензии

Лицензии, выдаваемые государством предпринимателям и учреждениям – документация, определяющая право описанных субъектов на ведение разного рода деятельности. При наличии достаточных оснований, представители обсуждаемой структуры имеют право на ходатайство о:

  • аннулировании лицензии;
  • приостановление лицензии.

ФНС может подать ходатайство об отзыве лицензии или ее приостановлении

Право № 14 – предъявление исков

Наделена изучаемая инстанция также и правом предъявлять исковые заявления в суды:

  • арбитражные;
  • имеющие общую юрисдикцию.

Право на подачу иска также относится к перечню компетенций структуры

При этом, заявленные в исках требования могут иметь различную тематику. Какую, рассмотрим далее в таблице.

Таблица 2. Содержание исковых заявлений, подающихся в суд от имени налоговых органов

Направленность иска Описание
Взыскание выплаты В данном случае речь идет о взыскании накопленных какими-либо лицами долгов перед налоговыми органами, представленных назначенными за совершение правонарушений:
· недоимками;
· штрафными санкциями.
Возмещение ущерба Могут направляться также и иски с целью добиться возмещения ущерба, который был причинен банком:
· государству;
· конкретной населенной территории.
При этом, речь идет об ущербе, который повлекли за собой неправомерные действия кредитной организации в виде списания денежных средств со счетов плательщика уже после того, как они были арестованы рассматриваемой структурой. Ущерб выражен тем, что налоговому органу не удалось удержать задолженность с лица в порядке, установленном Налоговым Кодексом России.
Досрочное расторжение договора Также может подаваться иск, целью которого является расторжение договора, заключенного ранее на получение инвестиционного налогового кредита.

Также возможна подача исковых заявлений в прочих случаях, предусмотренных законодательством России, регулирующим область налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Видео – Налоговая тайна

Обязанности налоговых органов

Помимо свобод на совершение тех или иных действий в рамках закона РФ, данные структуры имеют и обязательства перед государством и населяющими его людьми. Давайте рассмотрим их далее.

Помимо прав налоговые органы имеют также множественные обязанности самой разнообразной направленности

Обязанность № 1 – соблюдение законодательства в области налогообложения

Первоочередная обязанность данного органа заключается в соблюдении законодательства, на котором построена вся его деятельность. Речь идет, разумеется, о нормативно-правовых актах в области налогов и сборов, взимаемых в пользу государственной казны.

Обязанность № 2 — осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства

Представленные структуры обязаны не только следовать нормам, обозначенным нами в предыдущем пункте, но также и осуществлять надзор за соблюдением оных прочими субъектами.

Обязанность № 3 – ведение налогового учета

Еще одна обязанность этих органов состоит во ведении налогового учета в установленном законом порядке, касающегося:

  • различных организаций;
  • физических лиц, в категорию которых входят, как обычные граждане, так и индивидуальные предприниматели.

Обязанность № 4 – бесплатное информирование налогоплательщиков и налоговых агентов

Также берут представители интересующей нас структуры на себя обязательства по безвозмездному информированию, как в устной, так и в письменной форме граждан и налоговых агентов относительно актуальных на конкретный период времени:

  • налогах и сборах;
  • законодательных актах;
  • порядках расчета и уплаты средств в пользу бюджета;
  • полномочиях налоговых органов и официально представляющих их должностных лиц;
  • формах деклараций, подающихся на рассмотрение в качестве отчетности и т.д.

Отвечают представители службы и за бесплатное информирование населения

Обязанность № 5 — использовать письменные разъяснения Минфина в качестве руководства

Обязуются налоговые структуры также следовать составленным Минфином руководствам, действующим в области нюансов использования на практике законодательных актов, регулирующих их деятельность.

Обязанность № 6 – сообщать о постановке на учет в Федеральной налоговой службе

Имеют налоговые органы обязательства и по оповещению аудитории относительно постановки конкретных ее представителей на учет, и предоставлению ей реквизитов по счетам Федерального казначейства. Кроме того, в дальнейшем они должны будут также доводить до сведения плательщиков данные об изменениях по данным счетам.

Обязанность № 7 – принимать решение о возврате сбора

Должны искомые органы осуществлять и принятие решений относительно возврата плательщикам налогов и налоговым агентам денежных величин, уплаченных в казну излишне. В эту категорию могут входить как основные выплаты в бюджет, так и назначенные при просрочке пени, штрафы и т.д.

Вернуть ли плательщику средства в том или ином случае, тоже решают представители этих органов

Обязанность № 8 – соблюдение налоговой тайны

Налоговую тайну составляют такие сведения о плательщике или агенте по выплате налогов, разглашение которых может нанести владельцу непоправимый ущерб. При этом, сведения необходимы налоговой для расчета величины платежей и учета, поэтому, все допущенные к ним сотрудники обязуются соблюдать налоговую тайну, и не допускать к ней посторонних.

Обязанность № 9 –направлять копии акта проверки и решения органа

Представленная структура обязуется отправлять плательщикам налогов копии:

  • актов по проверкам;
  • и решений, вынесенных по упомянутым проверкам.

Кроме того, отсылке подлежат налоговые уведомления или официальные требования по уплате сборов.

Обязанность № 10 – осуществлять совместную проверку

Еще одно обязательство структуры заключается в проведении совместных сверок с плательщиками относительно величин перечисленных выплат и т.д.

Обязанность № 11 – выдавать копии решений

Обязуется налоговая служба и выдавать копии принятых ей решений требующим искомый документ субъектам.

Задача по выдаче копий важных документов лежит в перечне обязанностей структуры

Заключение

Чем больше у кого-либо прав, тем больше и обязанностей. Мы можем наглядно наблюдать справедливость этого изречения на примере налоговых органов и их обширных перечней, представляющих, как все возможности свободно действовать, так и случаи, в которых необходимо ориентироваться на некоторые правила и ограничения. Изучите список подробно, чтобы лучше понимать способ функционирования этой структуры. Таким образом, вы яснее поймете и собственные права.

Налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;
  2. проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения;
  3. вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;
  4. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
  5. арестовывать имущество налогоплательщиков;
  6. определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик:
    • не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
    • более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
    • не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
  7. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;
  8. взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
  9. вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов и переводчиков;
  10. просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;
  11. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
  • о возмещении ущерба, причиненного действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, по которому были приостановлены операции;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы обязаны:

  1. осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРН;
  2. соблюдать налоговое законодательство;
  3. бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;
  4. представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;
  5. давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;
  6. возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;
  7. направлять налогоплательщику:
  • копии акта налоговой проверки и решения по ней;
  • налоговое уведомление и (или) требование об уплате на‑ лога.
  • справки о состоянии расчетов (по запросу);
  • руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ;
  • при неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  • Как устроена налоговая система России?

    Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *