Отчет о выполнении задания

>Инструкция: готовим отчет об исполнении государственного задания

Ключевые правила работы с госзаданием

Госзадание должно содержать показатели, которые характеризуют качество и объем оказываемых госуслуг, порядок контроля за его исполнением и требования к отчетности об его исполнении (ст. 69.2 Бюджетного кодекса).

В структуре госзадания главным распорядителем (для казенных) либо учредителем (для бюджетных и автономных учреждений) утверждаются:

  • требования к отчетности;
  • шаблон и инструкция, как заполнить отчет по муниципальному заданию;
  • сроки ее предоставления.

Ранее мы писали о том, как формируется государственное задание. Разберемся, как отчитаться о его исполнении.

Обновленный отчет по госзаданию бюджетного учреждения содержит:

  • титульный лист: общая информация об организации, форме отчетности и так далее;
  • часть 1: наименование услуги, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления);
  • часть 2: наименование работ, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления).

Форма о выполнении государственного задания

Типовая форма для организаций федерального уровня утверждена постановлением правительства от 26.06.2015 № 640 (в ред. ПП от 13.09.2017 № 1101) — ОКУД 0506501.

ВАЖНО! Подготовлена новая редакция отчета. Новый формуляр представлен в постановлении правительства РФ от 09.07.2019 № 873. Обновленный бланк применяют к отчетности за 2020 год.

Зачем нужен отчет

ВАЖНО! Основное условие для получения субсидии — предоставление отчета и осуществление мер контроля за использованием средств. Соглашение о предоставлении субсидий бюджетному или автономному учреждению на очередной финансовый период предоставляется только после сдачи и утверждения отчета.

Если в отчетном периоде не достигнуты показатели, которые характеризуют выполнение государственного задания, бюджетные и автономные учреждения обязаны вернуть остатки выделенных им средств в те бюджеты, из которых они получены.

Сроки возврата, как правило, устанавливаются в мерах по реализации соответствующих бюджетов на очередной год и плановый период (то есть исходя из принятого на следующий год закона о бюджете). Минфин посвятил ряд разъяснений вопросам возврата средств субсидий по итогам отчетного года:

  • 05.02.2016 № 02-01-09/5870 (федеральные организации, возврат субсидии в объеме невыполненных показателей);
  • 01.04.2016 № 02-06-07/19436 (бюджетные и автономные организации всех уровней бюджетной системы, порядок возврата, проводки);
  • 12.04.2016 № 02-01-09/20629;
  • 14.09.2017 № 02-07-10/59464.

Важный момент — отражение в учете бюджетного и автономного учреждения увеличения задолженности по возврату субсидий. Не ошибиться поможет эта таблица бухгалтерских проводок.

Дебет

Кредит

Примечание

Отражена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидии на выполнение госзадания

Для БУ

4 401 10 131

4 303 05 730

Пункты 150, 152 инструкции № 174н

Для АУ

4 401 10 131

4 303 05 000

Перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидии на выполнение госзадания

Для БУ

4 303 05 830

4 201 11 610

Пункты 178, 180 инструкции № 183н

Для АУ

4 303 05 000

4 201 21 000

Статья 131 КОСГУ введена новым приказом Минфина № 209н. Но учреждению необходимо согласовать порядок отражения возврата субсидии в вышестоящем финансовом органе. При списании денежных средств с расчетных счетов делается одновременная запись по забалансовому счету 18.

Когда сдавать отчетность

Периодичность предоставления отчета устанавливается в госзадании. По общему правилу — один раз в год до принятия закона о бюджете (обычно это происходит в декабре). Но окончательный срок устанавливает учредитель. Отчет о выполнении госзадания бюджетного учреждения сдают до 01.02.2020, если иное не предусмотрено учредителем. В 2020 году последний срок выпадает на субботу, поэтому подайте отчетность заранее.

Помните, что ГРБС или учредитель уполномочен ввести и полугодовые, и квартальные формы отчетности по госзаданию и по отдельным его показателям.

При этом сведения о том, с каким результатом учреждение исполнило государственное (муниципальное) задание, включены в состав пояснительной записки к формам годовой и квартальной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина № 33н).

Правила заполнения

Подробности и правила, как заполнять бланк отчета о выполнении государственного задания, устанавливает учредитель на местах. Но текущее законодательство предусматривает четыре единых правила:

  1. Формируйте отчетность в электронном или бумажном виде. Электронный формуляр разместите на портале «Электронный бюджет». Бумажный отчет об исполнении государственного задания формируйте по стандартным правилам.
  2. Структура отчетности — зеркальное отражение доведенного госзадания. То есть в отчетном формуляре столько же разделов по услугам и работам, сколько и в госзадании.
  3. Отклонения по исполнению отражайте в тех измерениях, которые закреплены в госзадании. Например, если отклонение предусмотрено в процентах, то и в отчетности отразите процентное выражение невыполненных работ или услуг.
  4. Информация в отчетности должна быть достоверной. За предоставление ложных сведений предусмотрены штрафные санкции.

Любые недочеты и ошибки при формировании отчетности выявит учредитель.

Муниципальное задание – что это? Особенности выполнения и оформления

В государственных учебных заведениях обучение может проводиться как на бесплатной, так и на платной основах. В ВУЗах именно так обстоят дела, а в школах часть материальной ответственности иногда государство делит с родителями учащихся. Государственное муниципальное задание регламентирует взаимоотношения, позволяет чётко обозначить, что стоит денег, а что нет, оценить уровень оказания образовательных услуг.

Муниципальное задание – что это?

Это конкретный документ, в котором прописаны требования к предоставляемым муниципальными учебными заведениями услугам, их содержанию, кому они предназначены. В нем приводится список отчётов по проделанной работе и основные требования к ним, правила проверки соблюдения инструкции государственного задания вышестоящими инстанциями, а также сведения о финансовой стороне вопроса. Данный документ считается действительным один год (иногда – 3 года). Когда срок действия заканчивается, вышестоящие инстанции подготавливают новый с учётом актуальных изменений. Бюджетные организации не могут отказаться от выполнения требований этого документа, поскольку это будет противоречить ФЗ-7, ч.3, ст.9, п.2, ФЗ-174, ч.2.1, ст.4, а также Бюджетному кодексу РФ, ч.3, ст.69, п.2.

Для кого предназначен этот документ?

Может ли пригодиться этот документ родителям и ближайшим родственникам учащихся — вопрос закономерный. Муниципальное задание для школы или ВУЗа, техникума относится к внутренней документации, но на нём, конечно, нет грифа «совершенно секретно». Это план для директора или ректора в первую очередь внутреннего пользования. Создан он учредителем. В случае с госзаданием – это государство.

Важно! Учебные заведения могут дополнять, менять стандартизированный образец в соответствии с ситуацией. Неизменными остаются основные пункты.

Муниципальное задание относится к внутренней документации

В 2018 году правила подготовки госзадания был изменёны, дополнены и откорректированы Постановлением Правительства РФ № 1101. В 2018 они формируются в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных услуг и муниципальных, оказываемых физическим лицам. Правила оформления определяются учредителем с учётом норм, обозначенных в законодательных актах.

Важно! Каждая услуга получает специальный код.

В законодательных актах устанавливаются такие важные константы:

  • временные рамки формирования задания;
  • временные рамки подачи отчёта о проделанной работе;
  • правила определения объёма субсидий;
  • случаи, когда бюджетная организация должна субсидию вернуть;
  • правила осуществления контроля за выполнением задания.

Законы отражают основные принципы госзадания

То есть самые главные пункты, требующие точности и педантичности, а не беспорядка и интуитивности, математического хаоса.

Стандартный бланк задания

Специфика учреждений частично отражена в форме задания. Эта форма составляется в два этапа — органами власти в обобщённой трактовке, а также органами местного самоуправления с учётом внутренней специфики. Соответственно допускаются определённые различия в разных регионах. В Постановлении № 640 от 26.06.2015 приведена универсальная, стандартизированная форма 0506001. Именно ею предлагается пользоваться учреждениям, корректируя нужные пункты, если есть для этого основания. Молодой специалист и опытный, изучив данный бланк, сможет составить госзаказ, который будет использоваться в дальнейшем учебным учреждением. Благодаря этому директор школы может уйти в отпуск, передав инструкции исполняющему обязанности и не переживать ни о чём.

Важно! Правда, госзадание не рекомендуется менять, не желательны ошибки при его составлении.

Стандартно форма задания как документ на бумажном носителе представлена титульным листом и некоторым количеством разделов.

Пример бланка государственного задания

В обязательном порядке должны быть включены, подробно описаны при его составлении:

  • аудитория, перечень потребляющих предоставляемые услуги людей (юридические, физические лица);
  • те свойства и характеристики, которые будут считаться показателем качественного выполнения заказа и ориентиром для определения некачественной работы соответственно;
  • верхний лимит стоимости предоставляемых в соответствии с государственным заказом услуг;
  • внутренний регламент выполнения задания;
  • правила контроля выполнения задания и качества работы учредителями;
  • причины, которые могли бы привести к прекращению действия заказа;
  • правила составления и передачи на хранение, либо в соответствующие вышестоящие инстанции для проверки отчётности о проделанной работе.

Титульный лист содержит сведения о наименовании бюджетной организации, структурных подразделений, вид деятельности и пр.

Важно! Изучив образец, форму 0506001, можно без труда составить государственный заказ правильно.

В документе в обязательном порядке должны быть указаны конкретные данные

Главное помнить, что порядок составления определяется также Бюджетным кодексом, необходимо детализировать специфику ситуации, если вносятся коррективы. При обнаружении неточностей, ошибок вероятно применение негативной мотивации. Но без инициативы сложно обойтись. Есть риск, что это негативно повлияет на «жизнь» бюджетной организации, будь то школа, техникум или университет. Позитивная, полезная инициатива, меры, направленные на улучшение, развитие учреждения — важная часть управления учреждением, источник информации для вышестоящих инстанций.

Важно! Исполняющий обязанности директора подготовить заказ без ошибок сможет при наличии инструкции, зная ситуацию не понаслышке.

Ответственность и типичные ошибки

Типичными ошибками можно назвать такие ситуации:

  • изменение объема субсидий во время выполнения задания без внесения соответствующих изменений в его форму;
  • несоблюдение сроков для перечисления субсидий;
  • утверждение задания без включения в него главы с показателями качества, объема, содержания каждой услуги или работы.

Задание может быть утверждено при наличии упоминаний показателей качества и проч.

Почему часто допускаются именно эти ошибки, несложно догадаться. Чрезмерная осторожность или же невнимательность к планированию, нехватка времени, забывчивость оборачиваются чередой неприятностей при определённом стечении обстоятельств в самый ненужный момент. Предусмотрительность, аккуратное и внимательное отношение к документации — гарантия успеха. Иногда, конечно, виной всему возникающие и остающиеся без ответа вопросы. В этом случае важно выбрать ориентиром госстандарт, БК РФ, действовать в меру своего понимания, виденья ситуации, с учётом перспектив, нужных для развития учреждения, его процветания мер.

Важно! В случае обнаружения типичных ошибок негативная мотивация определяется последствиями. Это могут быть выговор, судебные разбирательства и даже закрытие учебного заведения.

При наличии определенных ошибок в документе и непосредственном выполнении задания могут возникнуть неприятные последствия

Проверка качества выполнения работ и услуг

Проверка из районного управления — одна из форм осуществления контроля за деятельностью учреждения, выполнением государственного задания, управления подчинёнными. Этот метод можно назвать скорее крайностью, а не основным способом менеджмента. Он неэффективен из-за необходимости поиска времени для осуществления проверок, привлечения специалистов дополнительно, оплаты сверхурочных. Рациональнее пользоваться другими методами. В частности, методом изучения отчётности, анализом статистических сведений.

Показатели качества прописываются сотрудниками школы, ВУЗа в форму государственного задания произвольно и с учётом стандартных требований, а также самостоятельно проверяются.

Важно! Отчёты о проведённой плановой проверке отправляются в вышестоящие организации в заранее оговоренные сроки.

Может быть проведена проверка для контроля за деятельностью учреждения и выполнением госзадания

Если уровень качества не соответствует заявленному, выполнение задания может быть приостановлено досрочно или же его некоторые пункты могут быть отменены. То есть его содержание сокращается, убираются некоторые услуги, их коды перестают существовать. Принять такое решение можно не всегда. Если качество не соответствует, логично исследовать проблему, выдвинуть гипотезы, опровергнуть или подтвердить их, постараться нивелировать негативно влияющие факторы, исправить результат их воздействия. Другое дело, что у каждой проблемы имеется финансовая составляющая, а финансирование оказывает государство. За расходование бюджетных средств придётся отчитаться.

Следует учесть, что поводом для досрочного приостановления действия муниципального задания является несоответствие реальных показателей тем, которые указаны в тексте самого задания и в решениях о распределении бюджета.

Важно! Другие причины будут выглядеть в глазах руководства, скорее всего, надуманными и безосновательными.

Иногда госзадание заканчивается досрочно

Сокращение задания лучше всего производить при подготовке нового, на следующий год. Обосновывать изменения при этом дополнительно не требуется в большинстве случаев. Конечно, если отменяется важная инициатива, ценная, на которую обратили внимание, аргументировать изменения нужно будет. Но это проще, чем изменить документ в экстренном порядке.

При экстренной «смене курса» может возникнуть вопрос о целесообразности таких действий в целом, а также о том, как быстро было принято решение, был ли создан временной резерв для переделки документа, наделённого юридической силой. Усложнение отчётности — дополнительная работа, которую, конечно, никому не хочется выполнять.

Важно! Если ситуация небезнадёжна, изначальные планы, о которых проинформировано руководство, лучше не менять, даже если родители школьников или сотрудники настаивают на этом. Обсуждение, диалог, оптимизация фактическая, а не на бумаге, решительные действия в рамках компетенции — часть реальности, которая не отражается на финансировании, репутации руководства школы, техникума ВУЗа в глазах чиновников Министерства образования и науки.

Лучше, конечно, обходиться без «смен курса» при выполнении госзадания

Целесообразность изменений всегда под вопросом. Тем не менее, возможность такая предусмотрена законом. Если требуется, госзадание будет изменено.

В таблице приведем некоторые нарушения.

Нарушение Описание нарушения
Нарушение порядка и (или) условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания Отсутствие контроля за использованием субсидии; невыполнение, неполное выполнение задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания услуг (выполнения работ).
Нарушения (риски) при использовании субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания Необеспечение возврата в бюджет остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных заданием; недостижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о ее предоставлении.
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания Нарушение порядка внесения изменений в задание; нарушение сроков формирования, утверждения и доведения задания, внесения в него изменений
Нарушения (риски) при выполнении государственных (муниципальных) заданий Несоблюдение требований к качеству и (или) объему (содержанию) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
несоблюдение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг; несоблюдение порядка оказания услуг
Нарушения (риски) при составлении и представлении отчетности о выполнении задания Представление недостоверной отчетности о выполнении задания; нарушение требований к представлению отчета о выполнении задания
Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Невнесение (несвоевременное внесение) изменений в бюджетную смету

Отчётность о бюджетных средствах

Основной формой финансирования бюджетных учебных заведений является субсидирование. В муниципальном бюджете изначально закладываются деньги на эти цели. Заключается с учреждением соответствующий договор. В нём указываются сроки субсидирования, сумма, график перечисления выплат.

При расчётах бюджета государственного задания используется следующая формула.

Z = D x N

где Z — это название конкретной услуги (для каждой расчет производится в отдельном порядке), D количество потребителей услуг, а N – нормативная стоимость.

Количество выделяемых средств рассчитывается по формуле

Фактически речь идёт о бюджетных средствах. Но и без привлечения частных инвестиций иногда никак не обойтись. Это показатель престижа государственного учебного заведения во многих странах, внимание инвесторов, спонсорская поддержка, готовность родителей учащихся вкладывать деньги в обучение. Правда, когда школа выбирается в соответствии с местом жительства, о финансировании речь не идёт.

Важно! В случае с дошкольниками, школьниками такой подход актуален, по мнению экспертов. Это способствует социализации.

Впрочем, если выбирается школа в другом районе, развиваются в большей степени коммуникативные навыки, а способность к адаптации развивается в том и в другом случае благодаря организации быта, досуга ребёнка.

Часто без привлечения частных инвестиций не обойтись

Статистических сведений у учёных на сегодняшний день о преимуществах, недостатках того или иного метода обучения, воспитания нет. Родители могут выбрать учебное заведение в зависимости от личных предпочтений. Главный критерий для оценки — мнение самого учащегося, его успехи или неудачи в обучении. Одной из причин смены такого заведения может быть конфликт в школе, техникуме, ВУЗе со сверстниками. От педагогов в этом случае зависит не всё.

Важно! Такая ситуация отчасти влияет на престиж учебного заведения — в том случае, когда существуют объективные основы, недочёты, которые не были своевременно исправлены.

Не только о финансовой ответственности и моральной перед государством и потребителями услуг идёт речь, а и о навыке планирования, умении отличить главное от второстепенного при составлении госзадания. Любые изменения в госзадании должны оформляться документально не только для контроля качества, выявления факта лишних трат, а и для усовершенствования схемы планирования, сбора данных для статистов, чиновников, студентов, молодых педагогов, учёных.

Любые изменения в госзадании должны фиксироваться документально

Итоговый отчёт о выполнении муниципального задания подготавливается в конце срока его действия. В нём перечисляются поставленные изначально цели, динамика показателей. Помимо этого, могут быть указаны сведения о положительных и негативных тенденциях, проблемах, путях их решения, о ранее незамеченных позитивных возможностях.

Пример составления государственного задания

Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.

  1. Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
  2. Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
  3. Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
  4. Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
  5. Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
  6. Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
  7. Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
  8. Условия досрочного аннулирования госзадания.
  9. Список итоговой отчётности.
  10. Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.

При составлении госзадания важно изучить нормативные документы, правильно составить перечень услуг

В соответствии с данными из задания разрабатывается бюджет. Это важный документ, и к финансовому вопросу необходимо подойти со всей серьёзностью.

Важно! Привлечение частных инвестиций не является приоритетом, но открывает возможности дополнительного улучшения образовательной системы в рамках социального контроля.

Управление бюджетом государственного учебного заведения с учётом этого представляется динамичным и напряжённым процессом, связанным с рисками. Их минимизация становится приоритетной задачей для государства и госслужащих. Полностью исключить вероятность возникновения брешей в бюджете института, общеобразовательной школы или училища, увы, никак нельзя.

При выполнении муниципального задания важно минимизировать риски, связанные с управлением бюджетом организации

Административная ответственность

Нежелательной и всё же существующей статистикой является привлечение к административной ответственности при выявлении фактов нарушения требований госзадания сотрудниками учебного заведения. Принимают решение в этом случае органы финансового контроля. Предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ в таких случаях:

  • нарушение порядка формирования госзадания;
  • нарушение порядка финансового обеспечения бюджетного учреждения.

На сегодняшний день разработаны методы привлечения к ответственности одновременно за несколько нарушений. Такая ситуация может свидетельствовать о крайней невнимательности со стороны руководителя или лица, назначенного ответственным в соответствии с ТК РФ за подготовку госзадания, контроль реализации его требований, неправильном распределении обязанностей между подчинёнными, слишком лояльном отношении к ним и не лояльном – к себе.

Нарушение требований госзадания нередко карается законом

Как оценивается расходование средств?

Основными критериями, выбираемыми при оценке целевого расходования средств из бюджета государственного учебного заведения, являются:

  • направление расходов;
  • соблюдение дополнительных условий при распределении финансовых потоков (указанных в бюджетном законодательстве и соглашении о субсидировании).

Оплата труда сотрудников, в обязанности которых не входит выполнение госзадания, траты на любые цели, не связанные с требованиями данного документа, являются нецелевым расходованием, нарушением. Что же касается тех случаев, когда сумма целевых расходов превышает реально необходимую, то они не могут быть признаны нарушением, по разъяснениям из письма Министерств Финансов.

Важно! Если, например, нужен ремонт, но стоимость стройматериалов больше предусмотренных в задании расходов, а частные инвестиции не удаётся привлечь, сложно оспорить допустимость перенаправления финансового потока с надеждой на инвестиции в будущем.

Иногда выделенных средств недостаточно, и приходится привлекать дополнительные

Целесообразность расходования средств определяется на момент взаиморасчётов, обстоятельства учитываются в обязательном порядке. Негативная мотивация не должна мешать принимать верные решения. Отсутствие финансового резерва делает менее гибким управление, ограничивает возможности. Но его существование не может быть признано обязательным в сложной экономической ситуации.

О необходимости формирования такого резерва в бюджете должны помнить органы местного самоуправления, ставить себе такую цель, даже с учётом существования зависимости государственной казны от международного финансового пространства.

Важно! А руководство каждого государственного учебного заведения должно помнить об административной ответственности за нецелевое расходование средств.

За нецелевое расходование средств придется нести ответственность

Правила использования имущества

Покупка имущества за счёт финансовых средств является обычной практикой. Новые парты или учебники, оборудование для лаборатории, микроскопы, колбы и, конечно, доска — без этого немыслим учебный процесс. Тем не менее, существуют «подводные камни». В частности, вопрос целесообразности расходования средств появляется, если:

  • исчезает необходимость использования имущества при выполнении госзадания;
  • при его использовании учреждение получает финансовую прибыль (используется частично для выполнения задания или исключительно для получения прибыли).

Нередко на выделенные деньги приобретаются парты, доски, различное оборудование, необходимое для обучения

Финансовая прибыль может быть учтена в бюджете учреждения, только если есть для этого основания. Компьютерный класс, например, может приносить доход, если начинает сдаваться в аренду частному предпринимателю (создается дополнительно аналогичный класс для учеников или поделена ответственность за пользование).

Важно! Расходование бюджетных средств на создание автостоянки для учащихся может быть признано целесообразным, если есть в их числе лица с ограниченными возможностями или существует потребность в собственном экскурсионном автобусе, а также если количество учеников, получивших права на вождение, владеющих автомобилем, значительное.

Аргументы должны иметь прочные экономические основания. Негативное состояние спортплощадки может стать тем фактором, который заставит усомниться в целесообразности существования автостоянки. Средства, полученные при помощи использования госимущества, не принадлежат директору школы, частной инвестицией названы быть не могут. Мнение родительского совета также не может стать аргументом в этом случае.

Чтобы сомнений у контролирующих инстанций не возникло, направлять средства важно именно на те вещи, в которых действительно нуждается учреждение

Частные инвестиции должны расходоваться более свободно – но это лишь на первый взгляд. Если нужны были новые парты, а были куплены компьютеры в компьютерный класс, у контролирующих инстанций не появится сомнений в целесообразности расходования средств. Они точно возникнут, если компьютерное оборудование не нуждалось в замене, соответствовало требованиям безопасности и критериям качества, прописанным в госзадании, учебной программе.

Заключение

Муниципальное задание представляет собой документ, в котором изложены требования к результату и самому процессу оказания определенных услуг. Как правило, он составляется на год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *