Обязательное личное страхование пассажиров

Содержание

Об обязательном личном страховании пассажиров (с изменениями на 22 июля 1998 года) (утратил силу с 01.01.2013 на основании Указа Президента РФ от 19.01.2013 N 36)

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обязательном личном страховании пассажиров *

(с изменениями на 22 июля 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2013 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2013 года N 36
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 1994 года N 667;
Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года N 866.
____________________________________________________________________

* Название в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667.
В целях обеспечения защиты интересов граждан
постановляю:

1. Ввести на территории Российской Федерации обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)
Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)
всех видов транспорта международных сообщений;
железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;
морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;
автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу Закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года N 866)

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных Законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.
Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.
Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сум в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 1994 года Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года N 667)

8. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
7 июля 1992 года
N 750

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Страхование пассажиров

Страхование пассажиров — один из видов личного страхования от несчастного случая. Данный вид страхования существовал в России в обязательной и добровольной формах, однако обязательная в 2013 году была упразднена и заменена обязательным страхованием ответственности перевозчика.

Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая

Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая действовало в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 7 июля 1992 года. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями и дополнениями от 6 апреля 1994 г., 22 июля 1998 г., утратил силу с 1 января 2013 года) и было в 2013 году заменено обязательным страхованием ответственности перевозчика.

В соответствии с этим указом страхованию подлежали пассажиры, перевозимые воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом по междугородним и туристическим маршрутам. Пассажиры городского и пригородного транспорта, а также международного сообщения страхованию в обязательном порядке не подлежат.

Объектом страхования выступали жизнь, здоровье пассажиров. Страховка покрывала риск смерти или получения травмы и телесных повреждений в результате несчастного случая, связанного с поездкой.

Максимальная выплата, предусмотренная обязательным страхованием пассажиров от несчастного случая, в соответствии с законодательством составляла 120 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда). Размер минимального размера оплаты труда на момент отмены данного вида составлял 100 рублей, соответственно, страховая сумма была ограничена 12000 рублями. Данная сумма выплачивалась в случае смерти пассажира. При получении травмы или увечья размер страхового возмещения рассчитывалось пропорционально тяжести полученный телесных повреждений в результате несчастного случая.

Особенностью данного вида личного страхования было то, что продолжительность действия договора страхования зависела от времени, в течение которого физическое лицо пользовалось тем или иным видом транспорта. Страхование начиналось с момента объявления посадки в транспортное средство в пункте отправления и заканчивалось в пункте прибытия в момент выхода пассажира с территории автовокзала, станции, но не более одного часа после прибытия в пункт назначения.

Страхователями выступали сами пассажиры, которые уплачивали страховой взнос по обязательному личному страхованию при покупке проездного билета. В теории, их интересы при оформлении данной страховой операции представляла транспортная организация-перевозчик, которая выбирала страховщика и заключала с ним договор об осуществлении данного вида страхования. Однако на практике перевозчик выступал как агент страховой компании, заинтересованный в продаже максимального числа страховых полисов и получающий за это комиссионное вознаграждение. Обязательным требованием к страховой компании являлось наличие лицензии на осуществление деятельности по страхованию пассажиров. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, признавались застрахованными без уплаты ими страхового взноса.

Согласно приказу Минфина РФ от 16 января 1998 года №2н «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта» с 1 января 1998 года были установлены следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых:

воздушным транспортом – 2 руб.; железнодорожным транспортом – 2,3 руб.; морским транспортом – 0,1 руб.; внутренним водным транспортом – 0,6 руб.; автомобильным транспортом – 1,5 руб.

Тарифы по обязательному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются Росстрахнадзором и согласовываются соответственно с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ .

Значительная часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте. Например, в тарифах по обязательному страхованию пассажиров железнодорожного и междугороднего автомобильного транспорта отчисления в фонды предупредительных мероприятий составляют до 70-90%.

На выплаты пострадавшим в период действия этого вида страхования шла ничтожно малая доля собираемых страховых премий. Так, на пике развития этого вида страхования в 2007 году страховщики собрали 557,6 млн.руб. страховых премий и выплатили менее 3 млн.руб. страховых выплат.

Добровольное страхование пассажиров от несчастного случая

Добровольное страхование пассажиров от несчастного случая отличается от обязательного тем, что осуществляется на основе добровольного изъявления сторон заключить такой договор страхования.

При этом основные условия договора страхования (страховая сумма, перечень страхуемых рисков, страховой тариф и другие) определяются правилами добровольного страхования пассажиров от несчастного случая, разрабатываемых страховой компанией и согласуемых в установленном порядке с органом по надзору за страховой деятельностью.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изм. и доп. от 6 апреля 1994 г., 22 июля 1998 г.)
  2. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями и дополнениями)»
  3. 1 2 3 Личное страхование пассажиров // Страхование: учебник / Под ред. Т. А. Фёдоровой. — 3-е изд. — М.: Магистр, 2009. — С. 383-385. — 1006 с. — ISBN 978-5-9776-0032-3.
  4. Обязательное страхование пассажиров — сборы и выплаты по годам, данные ФССН

См. также

  • Страхование от несчастного случая

Обязательное личное страхование пассажиров общественного транспорта

Страхование является формой защиты от риска. Имеет несколько видов. В России выделяют обязательное и добровольное, личное и имущественное. Для каждого из них определяется объект страхования, минимальное пороговое значение выплат и порядок возмещения ущерба.

Пассажир общественного транспорта имеет риск получить травму или повредить багаж. Защитой гражданина в этом случае занимаются специализированные компании, с которыми перевозчик заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Основы и виды страхования пассажиров при перевозке на общественном транспорте

Страхование пассажиров относят к личной форме защиты от рисков. До 2013 года в России оно было обязательным. С 1 января 2014 года заменено на страхование гражданской ответственности. Существует также комбинированный вид – комплекс услуг. Под защитой находится:

  • имущество пассажира;
  • транспортное средство;
  • жизнь;
  • гражданская ответственность за причинение вреда.

Страхование ответственности регламентируется ФЗ № 67. Основные моменты.

  1. Договор заключается на 12 месяцев (не менее) для всех транспортных средств (ТС) перевозчика.
  2. Защита не определяется видом ТС.
  3. В случае отсутствия договора страхования, перевозчик несет такую же ответственность перед пассажиром, как и при его наличии.
  4. При уклонении от ответственности с владельца автопарка взыскиваются денежные средства в размере стоимости договора со страховщиком.
  5. Пассажир имеет право получить информацию о страховщике в доступной форме: на билете, через громкоговоритель или по требованию.
  6. Цена договора не зависит от вида транспортного средства.

Пассажир застрахован с начала поездки. На сумму выплат не влияет вина водителя, форс-мажорные обстоятельства и другие факторы.

На каких видах транспорта необходимо

В обязательном порядке должны быть застрахованы следующие виды перевозок:

  • железнодорожный транспорт – пригород, дальнее следование и международное сообщение;
  • воздушные судна – самолеты на внутренних и международных рейсах, вертолеты;
  • водный транспорт, включая внутренний;
  • автобусное сообщение – городские ТС, пригород и межгород;
  • иные средства – троллейбус, трамвай, монорельсовый транспорт.

Виды перевозчиков, подлежащих страхования

Не подлежат страхованию:

  • такси;
  • метрополитен.

При поездке на метро пассажир имеет право на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью. В отличие от других видов ТС оплата производится из средств самого перевозчика. Гражданин получит компенсацию только в случае возникновения риска непосредственно в вагоне.

Первыми обязывались страховать пассажиров ООО «РЖД» и ПАО «Аэрофлот».

На какую сумму застрахован

При возникновении несчастного случая в общественном транспорте пассажир вправе рассчитывать на следующие выплаты:

  • смерть, получение инвалидности 1 группы – 2 млн. 25 тыс. руб.;
  • выкидыш или преждевременные роды, закончившиеся летальным исходом для младенца – 1 мл. руб.;
  • причинение вреда здоровью – до 2 млн. руб.;
  • ущерб имуществу – 23 тыс. руб.

При гибели гражданина компенсацию получают родственники погибшего. В случае получения инвалидности ребенком – его родители.

Сумма выплаты за причинение вреда здоровью рассчитывается пропорционально тяжести состояния. Например, за перелом конечностей пассажиру причитается до 500 тыс. руб.

Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию

Главным подтверждающим документом является проездной билет в натуральном или электронном виде. В случае его отсутствия:

  • банковская выписка с указанием наименования организации-продавца (при покупке билета на самолет, к примеру);
  • электронное письмо с официального сайта перевозчика о безналичной оплате;
  • видеозаписи с камер наблюдения (при покупке за наличные в пункте продажи билетов).

Физическое присутствие пассажира на момент получения травмы в общественном транспорте само по себе является доказательством. Для его применения необходимо зафиксировать факт обращения в медицинскую организацию путем вызова бригады Скорой помощи к месту аварии.

Куда обращаться при получении травмы

Пострадавший пассажир получает денежную компенсацию через страховую компанию. Пошаговая инструкция действий в случае получения травмы на общественном транспорте.

  1. Обратиться к водителю, кондуктору, бортпроводнику и т. д. Известить ответственное лицо о факте нанесения вреда здоровью. Попросить вызвать медицинского сотрудника.
  2. Записать номер транспортного средства, номера телефонов свидетелей.
  3. Получить у водителя специальную заполненную форму о получении травмы. Это можно сделать позднее у перевозчика.
  4. Пройти экспертизу для определения степени тяжести вреда здоровью.
  5. Обратиться в страховую компанию.

При получении травмы пассажир может обратиться с требованием уплаты части компенсации ранее установленного срока (предварительно).

Заявление пострадавшего рассматривается не более 30 дней. Затем на указанный счет перечисляются денежные средства.

Договор

Перевозчик обязан заключить договор страхования, если:

  • совершает транспортировку пассажиров;
  • его деятельность регламентируется кодексом или уставом;
  • количество граждан в ТС более 8 человек.

Образец договора страхования пассажиров при перевозках общественным транспортом

Страхователем является лицо, которому принадлежат ТС на праве:

  • собственности;
  • лизинга;
  • аренды;
  • оперативного управления.

Договор заключается в установленной форме. Условия могут быть различны для внутренних и международных перевозок.

Организации-перевозчику и ответственным должностным лицам грозит административный штраф за отсутствие договора страхования. В случае отказа от представления информации пассажиру также налагается взыскание.

Личное страхование пассажиров

Личное страхование пассажиров является формой обязательного. Гражданская ответственность перевозчика распространяется также на все виды туристской и экскурсионной деятельности.

Обязательное условия для получения страховки – уплата взноса за предоставленную услугу (или проезда). Граждане, имеющие право на льготную или бесплатную перевозку освобождены от этого.

Личное страхование может иметь добровольную форму. При этом гражданин получает не только возмещение вреда здоровью, но и оплату лечения.

Обращение в страховую компанию не привязано к определенным срокам и осуществляется в любой удобный для пассажира момент.

Страхование багажа

Страхование гражданской ответственности предполагает возмещение ущерба относительно имущества пассажира. При этом не учитывается:

  • стоимость багажа;
  • его ценность;
  • необходимость на данный момент времени;
  • потери, понесенные в результате понесенного ущерба.

Оплата производится перевозчиком исходя из веса. Фиксированные ставки указаны в документации перевозчика и страховой компании. В случае авиасообщения ценности (ювелирные украшения, меха и пр.) прописываются в отдельной декларации.

Пассажир в праве самостоятельно застраховать багаж от потери и поломки, а также от:

  • стихийного бедствия;
  • ДТП;
  • порчи;
  • военных действий;
  • кражи.

Для этого необходимо обратиться в специализированную компанию и заключить договор.

Итоги

  1. Страхование гражданской ответственности перевозчика по правовому статусу идентично обязательному личному страхованию.
  2. Риски пассажиров исключаются на всех видах перевозок, кроме такси и метрополитена.
  3. Заключение договора страхования обязательно для всех организаций. Не зависит от формы собственности, владения и ТС.
  4. Выплаты при получении травмы перечисляются за счет средств страховой организации. Денежная компенсация прямо пропорциональна тяжести причиненного вреда здоровью.
  5. За отсутствие заключенного договора и отказ от представления информации по вопросу организация-перевозчик несет административную ответственность в виде штрафа.
  6. Пассажир в праве самостоятельно застраховать свою жизнь и имущества. Это не отменят обязанности перевозчика нести ответственность за его жизнь и здоровье.

Страхование пассажиров направлено на покрытие расходов на лечение при транспортных происшествиях и компенсацию потерь трудоспособности. Различные чрезвычайные ситуации и происшествия при нахождении на транспорте фиксируются достаточно часто, и поэтому возможность защиты жизни и здоровья людей регламентируется законодательными актами. Пассажиры могут застраховаться индивидуально и абсолютно добровольно, а вот для перевозчика предусматривается обязательное страхование.

Что оно из себя представляет

В современном понимании, это договоренность между транспортной организацией (перевозчиком) и компанией с лицензией на страховую деятельность. Перевозчик отвечает за безопасное перемещение людей, а страховщик компенсирует все возникающие потери и убытки пассажиров. Страхованию подлежит их жизнь, здоровье и личное имущество. Оно имеет силу для любого пассажирского транспорта, помимо легкового такси.

До недавнего времени существовала обязательная страховка для пассажиров на определенные разновидности транспортного обслуживания, но с 2013 года она заменена обязательным страхованием ответственности перевозчика (ОСГОПП). Все страховые взносы для пассажира учитываются в стоимости проезда, а дополнительная, обязательная выплата не производится. Одновременно, он обладает правом на добровольные формы страховки, расширяющее границы компенсационных выплат на лечение при транспортных происшествиях.

На каких видах транспорта требуется

Обязательной страховке в рамках ОСГОПП подлежат такие транспортные услуги:

  • железнодорожные пассажирские услуги при обеспечении любых видов сообщения;
  • воздушные перевозки на всех видах пассажирских самолетов и вертолетов;
  • все виды морских пассажирских перевозок;
  • водные разновидности транспортных средств для внутренних перевозок;
  • автобусные услуги при перевозке людей по любым магистралям, в т.ч. в черте города;
  • электрофицированный, городской, общественный транспорт.

Отсутствие договора ОСГОПП не освобождает транспортную организацию от ответственности, и она будет вынуждена компенсировать все потери согласно действующим нормам. Информация о страховой компании, обслуживающей ОСГОПП, должна быть доступной для пассажиров

Законодательная база

В Российской Федерации с 01.01.2013 года действует специальный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ с изменениями и дополнениями. Он позволил четко определить порядок страхования людей во всех сложных случаях их перемещения на общественном транспорте.

Закон решает такие важные задачи:

  • обеспечение общих условий компенсации потерь пассажирам;
  • регулирование нестыковок, вызванных использованием транспорта разных ведомств;
  • регламентация порядка предоставления страховых компенсаций и установление минимальных объемов выплат, увязанных с МРОТ.

Особый порядок страхования предусматривается для пассажиров метрополитена. Безусловному возмещению подлежат все несчастные случаи, произошедшие непосредственно внутри вагона. За его приделами вина метрополитена должна быть доказана.

Нормативы и правила не действительны для легковых такси. Это не означает, что пассажир остается незащищенным в этом виде транспорта. Ответственность владельца такси определяется законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Случаи, на которые закон не распространяется

Страховыми считаются такие случаи: травмы, отравления, смерть и порча личного имущества во время перевозки. Закон не действует при таких условиях:

  • при совершении пострадавшим преступления во время поездки;
  • при попытке суицида в пути следования;
  • случаи сопротивления требованиям администрации (водителя);
  • при грубом нарушении правил перевозки на данном виде транспорта.

Следует учитывать, что указанный Закон не распространяется на международное и пригородное сообщение, водное перемещение внутри поселения и водные переправы

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта?

При подтверждении страхового обстоятельства пострадавший пассажир обязательно получит (за исключением вышеприведенных случаев) страховое возмещение. Оно зависит от степени ущерба. Можно привести характерные примеры минимальных компенсаций:

  • ушиб или небольшие повреждения – от 200 рублей;
  • переломы костей, в т.ч. верхних и нижних конечностей – от 220 тыс. рублей;
  • черепно–мозговые травмы – от 65000 рублей;
  • серьезные телесные повреждения – 200000 рублей;
  • прерывание беременности в результате чрезвычайного обстоятельства – 1 млн.рублей.

В случае гибели человека, его родственники получат компенсацию не менее 2025 тыс. рублей. На такую же сумму могут претендовать люди, ставшие инвалидами 1 группы в результате транспортного происшествия. При утрате или повреждении личного имущества компенсация зависит от его стоимости. Минимальная сумма выплат – 20 тыс. рублей.

Цена страховки пассажиров автобуса

Стоимость ОСГОПП зависит от вида транспорта. Дороже всего обойдется страхование морских перевозок. Минимальная цена страховки пассажиров автобуса в городской черте составляет 4000 рублей/год, а междугородного сообщения – около 25000 руб/год. Однако при отсутствии страховки расходы при ДТП окажутся в сотни раз больше.

Как и где оформляют

Личное страхование в добровольном порядке действительно на поездки, при которых используется застрахованный транспорт. Появляется возможность получить компенсацию на лечение в пределах 100-600 тыс.рублей, при повреждениях полученных в результате несчастного случая, а также временной нетрудоспособности и инвалидности. Стоимость полиса зависит от страховой суммы.

Договор о добровольном страховании пассажира заключается в страховой компании на основании заявления страхователя на конкретную поездку. Его можно подать лично в офисе страховщика или «онлайн», войдя на сайт компании. В договоре обязательно оговаривается страховая сумма, перечень страховых случаев и тарифы компенсаций по ним, права и обязанности страхователя и страховщика.

Для оформления договора необходимы такие сведения:

  • ФИО заявителя и его паспортные данные, место проживания, контактный телефон;
  • вид транспортной услуги, номер рейса и маршрут;
  • дата поездки, начальный и конечный пункт следования, время в пути.

Страховщик на полном законном основании может запросить официальные данные о состоянии здоровья лица, желающего получить страховой полис. При этом страхователь не имеет право скрывать обстоятельства, способные спровоцировать страховой случай. Договор вступает в силу после оплаты страховки и действует в течение оговоренного срока.

Что делать при страховом случае

Что делать при фиксации страхового обстоятельства (травмирование или порча имущества) и куда обращаться при получении травмы? Прежде всего, следует обратиться к водителю или официальному лицу на большом транспортном средстве и сообщить о происшествии. Водитель должен вызвать скорую помощь и сотрудника ГИБДД. Важно, потерпевшему взять акт о причинении вреда здоровью или нанесении ущерба имуществу. Официальное лицо или транспортная организация должны незамедлительно сообщить о фиксации страхового обстоятельства страховщику, обслуживающему полис. При личном страховании на добровольных условиях потерпевший сам извещает страхователя.

Срок обращения в страховую компанию по вопросу компенсации не лимитируется. В принципе, потерпевший может обратиться в любое удобное для него время. Для получения страховки он пишет заявление страховщику и предоставляет подтверждающие документы.

При крупном ДТП, когда пострадал и водитель, соответствующий акт составляется ГИБДД или другими уполномоченными службами по виду транспорта. Для определения степени ущерба необходимо пройти освидетельствование в медицинском учреждении.

Надо особо отметить, что отсутствие полиса ОСГОПП у перевозчика не может служить поводом для отказа от компенсации. В этом случае транспортная организация должна компенсировать ущерб своими средствами. Для этого следует подать официальное заявление руководителю и зарегистрировать его. При отказе от добровольной компенсации, вопрос выносится в службу транспортного надзора, которая может лишить перевозчика лицензии на транспортные услуги.

Для получения страховой выплаты важно подтвердить факт поездки потерпевшего на транспортном средстве, попавшем в ДТП. Основным документом считается проездной (пассажирский) билет. Его необходимо сохранять до самого завершения поездки. В нем содержится специальный цифровой код, по которому можно определить информацию о перевозчике и конкретном транспортном средстве, а также маршруте и времени поездки.

Если билет утерян, то придется прибегнуть к другим доказательствам. Наиболее достоверный «свидетель» — камера видеонаблюдения. Кроме того, можно пригласить живых свидетелей. Важно доказать факт несчастного случая и пребывания потерпевшего внутри транспортного средства в момент ДТП.

Страховая сумма назначается после проведения медицинской экспертизы. Для этого проводится медицинское освидетельствование, причем страховщик имеет право назначить независимую экспертизу. Медицинская справка является обязательным документом, прилагаемым к заявлению на компенсацию. При наличии полиса индивидуального страхования важно иметь еще и документы, подтверждающие стоимость лечения и затрат на лекарства.

Комбинированная система

Многие страховые компании предлагают полис комбинированного страхования пассажиров. Такой вид страховки является добровольным и включает разные виды услуг. Он подчиняется нескольким основным правилам:

  1. Объединение нескольких видов страховки, осуществляющихся по специально разработанным правилам. Наглядный пример – комбинированная страховка авиапассажира. Она может включать такие виды страховок: компенсация ущерба для здоровья (в сумме 220-500 тыс.рублей); страхование багажа (страховая сумма – 21-25 тыс.рублей); компенсация непредвиденных затрат при задержке рейса – за 3-х часовую задержку 1100 рублей и за каждый следующий час — 700 рублей.
  2. Единый тариф, обеспечивающий общий подход к страхованию.
  3. Невозможность прекращения действия какой-то одной услуги. Договор может быть расторгнут только полностью.

Комбинированное страхование дает возможность в одном полисе предусмотреть разнообразные варианты. Это упрощает обслуживание, не требуется оформления разнообразных документов. Все осуществляется в одном офисе, по одному телефону, в общении с одним страховым агентом.

Страхование водителей и пассажиров

Закон обязывает любую транспортную компанию, занимающуюся перевозкой людей, заключать соглашение со страховщиком. Договор ОСГОПП защищает не только пассажиров, но и весь обслуживающий персонал в транспортном средстве (водителей, пилотов, стюардов, проводников, механиков и т.д.). Все люди, которые попадают в чрезвычайную ситуацию, имеют возможность на компенсацию ущерба здоровью.

Полис ОСГОПП действует 1 год, и затем продлевается ежегодно. В документе четко регламентируются юридические, организационные и финансовые вопросы. Сумма минимальных страховых выплат привязывается к величине МРОТ, и по мере ее пересмотра автоматически изменяется. Выплаты компенсации производятся не позднее месячного срока после подачи заявления потерпевшим. Следует особо отметить, что лица, имеющие льготный и бесплатный проезд, считаются застарахованными на общих основаниях, и имеют право на страховые выплаты.

Обязательные и добровольные формы страхования обеспечивают полную, индивидуальную защиту здоровья пассажиров во всех видах общественного транспорта. Страховые выплаты позволяют обеспечить бесплатное лечение пострадавших, а также компенсировать потерю близкого человека. Действие страховых компаний строго регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *