Оборот спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).

2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

образовательных организаций;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

к местам, указанным в подпунктах 5 — 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым — четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

3. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных:

1) в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);

2) в подпунктах 6 и 9 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.

4. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее — водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания (далее в настоящем пункте — выездное обслуживание) допускается только при условии соответствия места, в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям пункта 7 настоящей статьи. Осуществление выездного обслуживания (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте, а также в жилых помещениях жилищного фонда) организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления в соответствии с формой и правилами, установленными Правительством Российской Федерации, такой организацией в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания. По усмотрению организации общественного питания уведомления могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.

5. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением:

розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

На бортах воздушных судов допускается розничная продажа алкогольной продукции по месту осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу физическим лицам алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для потребления на борту воздушных судов физическими лицами алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, полученной по договору, заключенному между этими организациями.

6. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных:

1) в абзаце пятом подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;

2) в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

3) в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

4) в подпункте 6 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

5) в абзаце пятом подпункта 10 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 — 9 пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, а также несовершеннолетними.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

8. Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, информируют органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Порядок информирования, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящего пункта, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

9. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

10. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения и (или) торговые объекты.

Розничная продажа вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, может осуществляться в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции и (или) в торговых объектах.

Требования о наличии отдельных складских помещений по каждому месту нахождения обособленного подразделения, указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли.

Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

11. Если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.

  • Статья 19 Порядок выдачи лицензий 2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 16 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 20 Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии 3) нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2, абзацем первым пункта 9 статьи 16 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 23 Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции 2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; Открыть статью
  • Статья 23.2 Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Статья 26 Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 27 Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя 3. До 1 января 2017 года в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), которые были созданы до 1 января 2015 года в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, не применяются положения абзаца седьмого пункта 2, абзацев первого и второго (в части требования иметь … Открыть статью

Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (1713 УК РФ)

Общественная опасность преступления заключается в бесконтрольном производстве и обороте спирта, алкогольной продукции нарушающих установленный в обществе порядок, влекущий за собой утрату контроля (надзора) за их производством и оборотом и возможные негативные социальные последствия для интересов законных производителей и населения.

Отношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Этот Закон содержит терминологию, использованную законодателем при конструировании состава преступления, в частности определяет предмет незаконного оборота.

Производство, закупка и другие виды деятельности, перечисленные в ст. 1713УК РФ, осуществляются на основании лицензий. Лицензирование видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено ст. 18 Закона.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.

Объект преступления составляют отношения по поводу законного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требующей лицензирования.

Предмет преступления составляют этиловый спирт, алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция.

Этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Следует подчеркнуть, что предметом преступления является лишь та продукция, в отношении которой установлено требование лицензирования по поводу ее оборота. Эти виды деятельности оговорены в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Объективная сторона преступления состоит в а) производстве, б) закупке, в) поставке (включая экспорт), г) хранении, д) перевозке, е) розничной продаже перечисленных предметов преступления, при отсутствии необходимой лицензии на указанные виды деятельности, при наличии крупного размера предмета преступления.

В регулятивном законодательстве не содержится четких определений понятий, которые составляют объективную сторону преступления.

Производство представляет собой деятельность, направленную на изготовление перечисленных в диспозиции ст. 1713УК РФ предметов в целях ее реализации и получения прибыли, а также для собственных нужд. Многообразие видов производимой (создаваемой) продукции определяет различие технологических процессов по созданию конечной продукции, предназначенной для реализации или собственного использования ее в деятельности предприятия. В п. 15.1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ сказано, что полный цикл производства дистиллятов представляет собой производство организацией винного, виноградного, коньячного дистиллятов, включающее в себя переработку винограда (в том числе выращенного), производство виноматериалов, их дистилляцию и выдержку (хранение в специальной производственной таре до достижения свойств дистиллятов, определенных техническими документами организации).

В соответствии с законом не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ определены как разновидности оборота.

Закупка — в деловой лексике означает приобретение товаров в большом количестве для деятельности компании. Чаще всего закупки осуществляются оптовые, потому что так и выгоднее, и удобнее для беспрерывной работы фирмы, чем бы компания ни занималась. Также для проверки уровня спроса на товар иногда заказывают розничные единицы продукции. Нормативное определение закупки содержится в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Поставка — (англ, delivery) означает передачу товара, продукции от продавца покупателю. В ином значении это договор, по которому поставщик-продавец принимает на себя обязательство в установленный срок передать покупателю продукцию. Поставка продукции осуществляется на основании заявок покупателя различными способами: путем самовывоза продукции автомобильным транспортом покупателя со склада поставщика; путем доставки автомобильным транспортом, организуемым поставщиком; путем передачи прав собственности на продукцию, находящуюся на хранении на складе поставщика, от поставщика к покупателю или к третьим лицам по указанию покупателя.

Хранение является необходимым этапом (видом) оборота изготовленной продукции. Традиционно под хранением понимается обеспечение сохранности изготовленной продукции, обеспечивающее соответствие ее требованиям стандартов в течение определенного времени. В ГОСТ Р 51303-99. «Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» под хранением понимался «процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества…»

Перевозка представляет собой перемещение с помощью транспортного средства той или иной продукции, товаров.

Розничная продажа — магазинная форма розничной продажи (торговли) представляет собой продажу товаров в торговых предприятиях самообслуживания, через прилавок, салонную, по образцам, по заказам, с открытой выкладкой. К внемагазинной розничной сети относят: прямую продажу (личную, групповую), продажу с заказом товара по почте или телефону; дистанционную продажу. Что касается спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то она продается через магазинную форму торговли.

Часть 2 ст. 1713 УК РФ установила ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи совершенные: организованной группой; в особо крупном размере.

В примечании к статье дается определение крупного размера, которым признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая 100 тыс. руб., а особо крупным — 1 млн руб.

Субъективная сторона преступления предусматривает прямой умысел на его совершение. Сознанием виновного охватывается форма совершения деяния, вид и размер продукции, с которой осуществляется незаконный оборот, отсутствие лицензии на совершение определенных операций с предметом преступления.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. На наш взгляд, субъектом преступления может быть как специальный, так и общий субъект. Терминология, использованная законодателем, предполагает, что преступные действия может совершить лицо, наделенное определенными полномочиями на совершение оборота перечисленных предметов преступления. Такое возможно, например, при совершении незаконного оборота при отсутствии лицензии у юридического лица, осуществляющего производство или реализацию продукции (лицензия еще не получена, либо не переоформлена). Нельзя исключить ответственность по указанной статье субъектов, не наделенных правом на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, например при нелегальном производстве алкогольной продукции с использованием производственных мощностей организации, не обладающей правом на ее производство.

  • Утвержден постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст. В настоящее время утратил силу.

Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Экономические вопросы управления

Глушко Т.Ю.

Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы

Глушко Татьяна Юрьевна — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: kybys@yandex.ru

Аннотация

Государственное регулирование оказывает существенное влияние на рыночные отношения между субъектами различных отраслей. Деятельность предприятий на алкогольном рынке заслуживает особого внимания как вследствие специфичности продукта, так и в связи с высокими доходами от ее налогообложения. Как показывает мировой опыт, контроль, ограничения, запреты на производство и употребление имели место на протяжении всего существования алкогольной продукции. Российский рынок не является в данном случае исключением. В статье рассматриваются основные особенности государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Ключевым моментом в ужесточении государственного контроля стала разработка автоматизированной системы ЕГАИС. Трудности, связанные с введением и функционированием системы, остаются актуальными и на настоящий момент.

Ключевые слова

Государственное регулирование, рынок алкогольной продукции, подакцизные товары.

Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых: структура потребления алкогольной продукции, ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции и жесткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров. Данные особенности оказывают определенное влияние на деятельность участников рынка, организацию и развитие бизнеса. Структура потребления имеет непосредственное отношение к портфелю брендов компании, создает приоритеты в производстве и продаже тех или иных видов продукции. Для российского рынка характерно преобладание крепких спиртных напитков в общей структуре потребления. В последние годы наблюдается тенденция роста доли слабоалкогольных напитков и пива, а также смещается акцент в сторону употребления дорогих крепких напитков премиум-класса. Ограничения в способах продвижения алкогольной продукции непосредственно влияют на маркетинговую политику фирмы и варианты построения коммуникаций с потребителем. Все большее значение приобретает соответствие внешнего вида продукции (упаковки, этикеток, стекла), а также качества жидкости требованиям государственных стандартов и регламентов. Высокий уровень нелегального оборота алкогольной продукции создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

дополнительной защиты потребителей от подделок. Причинами столь большого количества подделки алкогольных товаров являются, во-первых, неэффективный контроль над оборотом со стороны государства, во-вторых, отсутствие дешевых алкогольных продуктов вследствие высоких ставок акциза, сложности сертификации и таможенных процедур.

Методы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции

На протяжении всего существования и развития рынка алкогольной продукции применялись различные способы контроля ее производства и оборота: становление акцизного налогообложения, формирование перечня подакцизных товаров, установление ставок и методов исчисления акцизов, введение законодательных ограничений и требований к производству и обороту алкогольной продукции оказывали существенное влияние на деятельность участников рынка1. Предприятия, производящие или импортирующие подакцизные товары, и сейчас вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве, перестраивать существующие процессы в соответствии с требованиями государства, нести дополнительные административные и оперативные издержки. В связи с особенностями производства и реализации продукции в России, высокой долей нелегального производства, а также растущими требованиями потребителей к качеству товара российский рынок алкогольной продукции претендует на особое внимание государства. Государственное регулирование алкогольной продукции включает многие виды деятельности, основными из них являются:

• регулирование экспорта, импорта продукции;

• регулирование цен на алкогольную продукцию;

• определение квот на закупку этилового спирта, необходимых для удовлетворения потребностей страны;

• введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, производимой и реализуемой на территории России алкогольной продукции;

1 Замалетдинова Э.Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014); Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011; Indirect Tax in 2013. A Review of Global Indirect Tax Development and Issues. Ernst & Young, 2013. URL: http ://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ Global indirect tax developments-the shift in 2013/$FILE/Indirect tax 2013.pdf (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

• лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;

• организация государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции;

• установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота продукции;

• определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции, в том числе установление порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки продукции;

• установление порядка сертификации и государственной регистрации алкогольной продукции;

• установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции.

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в России отличается особой жесткостью в части контроля над производством и оборотом продукции, широким спектром требований и правил к деятельности участников рынка, строгой отчетностью и регламентацией процедур, связанных с алкогольной продукцией (хранение, транспортировка, таможенное оформление, продажа, реклама). Политика государства в отношении производства и оборота алкогольной продукции, с одной стороны, направлена на поддержку здоровья и сохранности нации, с другой стороны, заинтересовано в доходах от налогообложения участников рынка. В зарубежной практике налогообложения данные вопросы также стоят достаточно остро и поиск оптимального баланса остается актуальным2. Зарубежный опыт показывает, что влияние роста ставок акцизов на уровень потребления главным образом происходит в прямых каналах продаж, в рознице повышение цен в большей степени ложится на производителей и импортеров продукции для сохранения конкурентоспособности товара. В дополнение к этому повышение акцизов не решает проблему для людей, которым алкоголь приносит действительный ущерб, а в той или иной степени затрагивает всех потребителей в целом3. Установление различных ставок акцизов по видам алкогольной продукции оказывает влияние на структуру потребления: одинаковое увеличение акциза на все виды продукции сказывается прежде всего на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

снижении доли крепких спиртных напитках, в меньшей степени на слабоалкогольной продукции и приводит к наименьшему сокращению потребления пива4.

Российское правительство с целью поддержания здоровья населения реализует концепцию по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения и государственную программу по развитию здравоохранения5. Эта политика направлена на снижение уровня потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Проблемы в данной области связаны с необходимостью установления оптимальных налоговых ставок, так как высокие ставки акцизов ограничивают деятельность участников рынка в возможности предложить конкурентоспособный продукт по доступным ценам. Высокие ставки акцизов также ведут к росту нелегального производства, что представляет опасность для потребителя.

Кроме того, государственное регулирование рынка создает дополнительные сложности для осуществления производства и продажи алкогольной продукции. Жесткие стандарты, требования, системы контроля и учета, вмешательство государственных структур на всех этапах реализации товара приводят к ограничению возможностей участников рынка. Происходит вытеснение малого и среднего бизнеса в связи с неспособностью компаний выполнять установленные процедуры и нести высокие издержки.

Информационная система ЕГАИС: введение, функционирование, трудности реализации, последствия

Ключевыми рычагами регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России являются обязательная маркировка и регистрация продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Обязательная маркировка алкогольной продукции была введена Постановлением Правительства РФ № 938 с 1 января 1997 в целях защиты потребителя от нелегальной

5 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014); Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

продукции, а также контроля импорта и производства алкоголя в стране6. В настоящее время порядок маркирования регламентирован статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 № ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (последняя редакция — 2 ноября 2013)7.

Обязательной маркировке подлежит вся алкогольная продукция за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом:

— алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

— алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками.

Федеральные специальные и акцизные марки должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, содержание этилового спирта, объем алкогольной продукции в потребительской таре, наименование производителя алкогольной продукции, местонахождение производителя алкогольной продукции, страна происхождения алкогольной продукции, подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности, подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака. За правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством РФ. Однако рядовому потребителю практически невозможно идентифицировать настоящая марка наклеена на товар или нет. Для усиления защиты постановлением правительства c 1 ноября 2012 введены акцизные марки нового образца. Новые марки имеют 15 степеней защиты, выпускаются в двух форматах, подразделяются по видам алкогольной продукции, а также предельной вместимости используемой

6 Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.

7 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 29.11.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

потребительской тары. Возможно, данная мера и способствует сокращению подделок и, соответственно, нелегального оборота, однако издержки на данное нововведение государство в очередной раз перекладывает на производителей. Стоимость новых марок составляет 1600 руб. (без учета НДС) за 1000 штук, вместо 1300 руб. за 1000 акцизных марок предыдущего образца8.

Важным этапом усиления государственного контроля выступило введение информационной системы ЕГАИС, предназначенной для автоматизированного учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Разработка ЕГАИС была поручена Федеральному государственному унитарному предприятию Научно-технического центра «Атлас» при Федеральной службе безопасности России. За ввод системы в эксплуатацию несли ответственность Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. Введение ЕГАИС осуществлялось в первой половине 2006 года согласно редакции Федерального закона № 171-ФЗ от 1 января 2006, по которой все производители и импортеры алкогольной продукции, действующие на территории Российской Федерации, обязаны установить программно-технический комплекс ЕГАИС. Параллельно с введением ЕГАИС меняются акцизные марки для импортной продукции и федеральные специальные марки — для отечественной.

Автоматизированная информационная система ЕГАИС предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для решения следующих задач:

• обеспечение полноты и достоверности учета с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;

• обеспечение ведения учета импорта с контролем правильности начисления акциза и возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;

• обеспечение ведения учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и

8 Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (ред. от 11.07.2012) «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 28.12.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/12/28/alkohol-markirovka-dok.html (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции, которой она выдана, на какую алкогольную продукцию нанесена марка или по каким причинам забракована, каким актом списана и уничтожена;

• анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;

• затруднение реализации контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде9.

Указанные задачи система реализует посредством учета акцизных марок, нанесения на них сведений о маркируемой импортируемой / производимой алкогольной продукции, фиксации и передачи в единую государственную автоматизированную информационную систему данных об объемах закупки и поставки данной продукции. Программа обеспечивает автоматизацию формирования базы данных об объемах импорта / производства алкогольной продукции за произвольно выбранный отчетный период с возможностью детализации до вида продукции, наименования, емкости тары, крепости, количества, объема, страны происхождения, производителя, отправителя, получателя и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота импортной алкогольной продукции.

Разработанную в теории схему функционирования ЕГАИС реализовать на практике удалось не сразу. В период введения и начале функционирования системы можно выделить следующие проблемы по работе с комплексом:

• технические недоработки системы: сбои, ошибки, потеря информации, односторонняя связь;

• отсутствие акцизных марок нового образца, необходимых для активации и учета в ЕГАИС;

• необходимость постоянной перестройки и адаптации процессов к меняющимся условиям;

• отсутствие квалифицированного персонала, владеющего новой системой.

В результате, распространились задержки и срывы поставок, увеличилось количество процедур, а также время выполнения заказов, значительно выросли издержки на единицу продукции. Таким образом, система на первых этапах введения

9 ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: . URL: www.egais.com/ (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

привела к кризису в алкогольной отрасли — пострадали как производители, так и импортеры продукции, понеся значительные убытки. Последствия почувствовали и потребители, столкнувшись с дефицитом продукции и ростом розничных цен на 10-20%10. К сожалению, ЕГАИС так и не смогла решить проблему нелегального производства, так как на практике контролирует оборот лишь легальной продукции, поэтому потребитель по-прежнему не защищен от подделок.

К концу 2007 года ЕГАИС функционировала стабильно. В ноябре 2008 года были начаты работы по внедрению новых программных средств ЕГАИС, ответственность за которые перешло к научно-исследовательскому вычислительному центру Федеральной налоговой службы России11. На данный момент программное обеспечение функционирует стабильно с незначительными недоработками. Контроль за ЕГАИС ведет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — Росалкогольрегулирование — осуществляющая функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также функции контроля за ее производством и оборотом, по надзору и оказанию услуг в этой сфере12. Однако до сих пор к системе есть претензии по производительности, техническим требованиям и, главное, стоимости обслуживания.

Подобный опыт автоматизированного управления российский рынок пережил впервые. Потребовалась серьезная перестройка и адаптация устоявшихся процессов, а также гибкость и быстрота реакции всех участников рынка. Введение ЕГАИС вызвало множество споров и дискуссий о целесообразности данного способа регулирования. Как показала практика последних лет, ЕГАИС оказалась не способна в полной мере выполнить поставленные цели и задачи и в большей степени усложняет процедуры на рынке алкогольной продукции, чем контролирует ее производство и оборот. На разработку и внедрение системы потрачено большое количество времени и средств. Производители и оптовики продолжают нести расходы и испытывать неудобства от ее использования, вследствие чего растут розничные цены на продукцию. Тем не менее система ЕГАИС существует, и вопрос о ее дальнейшей судьбе остается открытым.

10 Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.

11 Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).

12 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере. В целях более эффективного государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка предпочтительным представляется совершенствование технических характеристик ЕГАИС, сокращение стоимости установки и обслуживания комплекса. Для улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции также имеет смысл двигаться в сторону усиления взаимодействия государства и бизнеса. Подобный опыт зарекомендовал себя и продолжает развиваться в зарубежной практике. Например, правительство Великобритании поощряет автономию и превентивные инициативы бизнеса, совместное участие в лицензировании и контроле за соблюдением законодательных норм и ограничений13. Таким образом, необходимо сосредоточить внимание на разработке мер, позволяющих сочетать государственное управление с функционированием рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить соответствующее правовое регулирование, включая ценообразование, таможенную и налоговую политику, применение корпоративных правил деятельности, развитие конкуренции.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.

2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (ред. от 11.07.2012) «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 28.12.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/12/28/alkohol-markirovka-dok.html (18.04.2014).

3. Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014).

5. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).

6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 29.11.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html (18.04.2014).

7. Глушко Т.Ю. Применение системы ЕГАИС в целях совершенствования процессов управления цепями поставок на рынке алкогольной продукции // Логистика — евразийский мост: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 2012.

8. Глушко Т.Ю. Рынки подакцизной продукции: становление и развитие налогообложения подакцизных товаров // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 2. С. 290-293. URL: http://www.risk-online.ru/archive/2012/2/RISK_2012-2_Crop_full_versionf.pdf (18.04.2014).

9. ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: . URL: www.egais.com/ (18.04.2014).

10. Замалетдинова Э.Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014).

11. Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.

12. Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. М.: РАГС, 2010.

13. ЛесковаН.Е. Акцизное обложение: ретроспективный взгляд // Финансы. 2001. № 4. C. 67-69.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

14. Лукичев К.Е. Акцизное обложение в Российской империи // Финансовое право. 2005. № 5. C. 26-31.

15. ПоповаЛ.В., ДрожжинаИ.А., МасловБ.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011.

16. Синельников С., Золотарева А., Шкребела Е., Баткибеков С., Трунин И., Серова Е., Храмова И., Масленкова В., Бобылев Ю., Кадочников П., Луговой О. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / Институт экономики переходного периода. М., 2000. Т. 2.

17. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).

18. Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.: Компания Спутник +, 2004.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Glushko T.

Government Regulation of Alcohol Production and Turnover: Key Features and Issues

Glushko, Tatiana — Postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University.

E-mail: kybys@yandex.ru Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words

Government regulation, the alcohol market, excise goods.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

8. Glushko T.Ju. Rynki podakciznoj produkcii: stanovlenie i razvitie nalogooblozhenija podakciznyh tovarov.

10. Zamaletdinova Je.N. Kosvennye nalogi v Rossii i zarubezhnyj opyt v oblasti vzimanija kosvennyh nalogov.

Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet, 2011, 7.

URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014).

11. Krepkie spirtnye napitki. Kommersant, 07.09.2009, 64/P (4219).

12. Kuharenko V.B., Tjutjurjukov N.N. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow, RAGS, 2010.

13. Leskova N.E. Akciznoe oblozhenie: retrospektivnyj vzgljad. Finansy, 2001, 4, pp. 67-69.

14. Lukichev K.E. Akciznoe oblozhenie v Rossijskoj imperii. Finansovoepravo, 2005, 5, pp. 26-31.

15. Popova L.V., Drozhzhina I.A., Maslov B.G. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow: Delo i servis, 2011.

17. Federal’naja sluzhba po regulirovaniju alkogol’nogo rynka: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).

URL: http://www.hindawi.com/journals/ecri/2011/870714/ (18.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горячая линия ФСРАР


ФСРАР – федеральная служба, занимающаяся регулированием российского рынка алкогольной продукции. Обладает официальным сайтом, на котором представлена информация о нормотворческой деятельности, кадровом обеспечения службы, статистике. Кроме того, работает электронная форма приема обращений, позволяющая каждому гражданину связаться с представителями организации. Написать вопрос может физическое или юридическое лицо на соответствующей странице ресурса.

Телефон поддержки ФСРАР

ФСРАР обладает горячей линией, позволяющей проконсультироваться по интересующим вопросам. Для связи набирайте номер телефона +7 (495) 587-03-33. Получение консультации осуществляется бесплатно, однако совершение вызова оплачивается согласно правилам вашего сотового оператора. Специалисты отвечают в рамках своей компетентности только по теме деятельности организации.

Дополнительные контакты с ФСРАР

При необходимости каждый пользователь способен отправить электронное обращение с официального сайта. Нажмите кнопку «Электронная форма приема обращений» и заполните предложенную анкету. Выберете свою категорию – юридическое или физическое лицо, предоставьте контактные данные, при необходимости прикрепите файлы с компьютера. Также наберите текст вопроса и нажмите кнопку «Отправить». Сообщение будет обязательно рассмотрено сотрудниками организации в установленные правилами сроки.

Организация предлагает для связи электронную почту info@fsrar.ru. Несмотря на оперативную работу сотрудников, письма могут рассматриваться в течение нескольких дней, поэтому по срочным вопросам рекомендуется пользоваться горячей линией для получения незамедлительной консультации.

Также ФСРАР обладает факсом +7 (495) 587-03-30.

График работы

С понедельника по четверг прием звонков осуществляется в период с 9 до 18 часов. В пятницу обращения граждан фиксируются с 9 до 16-45 часов. Обеденный перерыв – с 13 до 14 часов.

Контакты и телефон поддержки

Официальный сайт: http://fsrar.ru/
Вход в личный кабинет: https://service.fsrar.ru/
Написать письмо: info@fsrar.ru
Телефон поддержки: +7 (495) 587-03-33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *