Неправомерное расходование бюджетных средств

>Необоснованные и нецелевые расходы> Вопрос

чем отличается необоснованные расходы от нецелевых расходов? какая административная ответственность за необоснованные расходы?

Содержание

Ответ

сообщаем следующее: Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Что касается необоснованных расходов, законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета, в частности основанием для бухгалтерской записи являются первичные учетные документы, прошедшие внутренний контроль. Объясняется это тем, что бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Такие правила установлены статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

По результатам ревизии финансовой деятельности учреждения могут быть выявлены необоснованные расходы. Это может быть, например, безосновательное списание материальных ценностей, которое может повлечь за собой незаконные расходы и недостачи активов.

Финансовым нарушением, связанным с необоснованным списанием имущества, могут признать следующие действия:
– списание имущества без подтверждающих документов;
– нарушения в ведении учета при выбытии активов;
– списание имущества не в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств ( ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).*

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств ( п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

кассовый расход проведен по коду КОСГУ, который не соответствует экономическому содержанию расхода;

бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);

оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);

перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей ( п. 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272);

бюджетные средства израсходованы без оправдательных (первичных) документов;

выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы;

оплачены иные расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств (не согласованы с учредителем);

оборудование, приобретенное за счет средств бюджета для конкретных целей, используется по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности.

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.*

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;

установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

Предварительный контроль

Предварительный контроль целевого использования средств в учреждении прежде всего связан с формированием сметы.

Поэтому при разработке обоснований к каждой статье КОСГУ сметы перепроверяйте коды запланированных расходов. Это не менее важно, чем правильно рассчитать размер плановых затрат.

Следите за правильностью применения расчетных тарифов и нормативов и убедитесь, что итоговые показатели бюджетной сметы соответствуют доведенным лимитам бюджетных обязательств ( п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Эффективность контроля в дальнейшем во многом зависит от качества и степени детализации расчета. Учитывайте также, что наличие подробных обоснований к смете – это один из вопросов, изучаемых Росфиннадзором в ходе государственного финансового контроля.

Пример предварительного контроля

В ноябре 2013 года экономист казенного учреждения «Альфа» А.С. Кондратьев составил проект сметы на 2014 год и расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

В расчете плановых сметных показателей экономист отнес расходы на изготовление мебели для аудиторий на подстатью 226 КОСГУ. Однако на основании указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на изготовление основных средств следует относить на статью 310 КОСГУ.

Положением о внутреннем контроле учреждения предусмотрено, что проект сметы перед направлением на утверждение ГРБС должен быть рассмотрен проверочной комиссией. Положение устанавливает, что при этом обязательна проверка правильности кода КОСГУ по каждой запланированной операции.

В рамках предварительного контроля комиссия по проведению внутренних проверок обнаружила допущенную ошибку и указала на нее. Экономист внес изменения в расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

Организация текущего контроля

На этапе исполнения сметы организуйте текущий контроль целевого расходования бюджетных средств. На практике это означает, что учреждение должно определить порядок контроля:

остатков лимитов бюджетных обязательств перед заключением контрактов;

документов оснований на предмет их законности, правильного оформления и соответствия утвержденной смете (накладных, актов выполненных работ, счетов на оплату, авансовых отчетов, ведомостей и т. д.);

кассовых заявок, платежных поручений и кассовых расходных ордеров на предмет наличия оснований к ним, соответствия смете и классификации КОСГУ, действующей на момент платежа;

данных бухучета на предмет правильности применения кодов КОСГУ и выявления не предусмотренных сметой операций.*

Чтобы выполнить все вышеуказанные контрольные процедуры эффективно и с наименьшими трудозатратами, продумайте документооборот и функции сотрудников на всех его этапах.

В качестве примера можно привести несколько общих ситуаций. Так, контрактная служба (контрактный управляющий)должны участвовать в подготовке обоснований к смете. А план-график закупок изначально нужно готовить на основании утвержденной сметы и в дальнейшем не допускать расхождений между ними. При этом и сам план-график закупок, и любое изменение в нем обязательно должны визироваться сотрудником, ответственным за общее ведение сметы.

Комиссия по проведению закупок перед определением поставщика должна обязательно удостовериться, что условия закупки соответствуют бюджетным назначениям.

Документы-основания перед их утверждением к оплате должны сверяться с данными сметы.*

Организовать сверку со сметой не так уж сложно. Если объем операций небольшой, то применение кода КОСГУ к каждому документу может определять лично главный бухгалтер. Если документооборот слишком велик для того, чтоб с этим справлялось одно лицо, то нужно распределить обязанности. Для этого доведите до лица, ответственного за обработку определенного вида документов, данные о сметных назначениях по тем КОСГУ, к которым относятся его документы. Например, бухгалтеру по зарплате сообщите размер ЛБО по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» и перечень выплат, предусмотренных сметой по этой статье. А бухгалтеру по учету материалов сообщите аналогичные данные по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатье КОСГУ 222 «Транспортные услуги». Бухгалтеры участков будут определять код КОСГУ по поступающим к ним документам. Дополнительно они должны будут сверять документы с перечнем расходов, предусмотренных по контролируемой ими подстатье сметы (если глубина детализации обоснований к смете это позволяет). Если расшифровки к статьям и подстатьям сметы недостаточно подробны, то бухгалтер просто удостоверится в наличии остатков по «своей» подстатье. Обо всех несовпадениях бухгалтеры участков должны сообщать главному бухгалтеру (или его профильному заместителю).

Бухгалтер по учету операций по лицевым счетам, перед тем как подготовить платеж, должен убедиться в наличии документа-основания *и еще раз проверить правильность присвоенного по нему кода КОСГУ. Кассир должен выполнить те же процедуры в отношении кассовых документов. Учитывайте, что в случае выплат из кассы учреждения расходный ордер нужно дополнительно сверить с кодом КОСГУ, который указан в заявке на получение наличных денег ( ф. 0531802). Если деньги из кассы будут выплачены не для тех целей, ради которых были сняты с лицевого счета, то даже наличие остатков по этой статье КОСГУ не помешает ревизорам квалифицировать выплату как нецелевую ( постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А33-6767/08-Ф02-7084/08).

На стадии оплаты обязательств важно организовать правильное взаимодействие с органами казначейства, которые при санкционировании кассовых заявок проверяют правильность применения кодов КОСГУ и остатки ЛБО по этим статьям ( п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н). Когда казначейство не принимает заявку, не старайтесь «пропихнуть» платеж по любому КОСГУ.

Если код был неверно определен при утверждении сметы, то предварительно обратитесь к ГРБС с просьбой внести изменения в смету. Если ошиблись органы казначейства, то обязательно направьте им письмо с Обоснование

Неправомерное использование бюджетных средств, порядок учета и наказания

В основе освоения бюджетных средств находятся два основополагающих принципа: целевой характер и адресность. Не допускается, чтобы бюджет расходовался по произвольному распоряжению. Впрочем, в нашем обществе отнюдь не редкость такое явление, как неправомерное использование государственных средств. Обычно это связано с переплатами бюджета. Во всех случаях за нарушения в освоении бюджетных денег предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Расходование сверх лимитов

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

  1. Превышением расходной части над утвержденным финансово-хозяйственным планом за календарный год (например, закупка строительных материалов сверх положенной нормы).
  2. Неправомерным нарушением бюджетной классификации путем использования одних целевых средств на покрытие расходов других целей (ярким примером является перевод средств на ремонтно-строительные работы разных объектов муниципальной собственности).

    Превышение лимита

  3. Нарушением бюджетных уровней, когда расходы одной статьи должны покрываться за счет федерального (муниципального) бюджета.
  4. Направлением государственных денег на непредусмотренные планом расходы (например, покрытие задолженностей, которые связаны с внебюджетными источниками, а не самим бюджетом).
  5. Оказанием финансовой поддержки коммерческим структурам, не входящим в состав бюджетных организаций и фондов.
  6. Оплатой коммунальных расходов без возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Осуществлением капитального ремонта или строительства объектов, не входящих в государственную программу (например, застройка элитного микрорайона в обход муниципальных нужд).
  8. Нарушениями, связанными с выдачей субсидий и прочих дотаций нуждающимся регионам.

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Лишние премиальные

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные премии и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В обязанности работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ГСМ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части. Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:

  • Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:

    Подписать заключение

  1. учредительные бумаги
  2. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  3. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный особо крупный размер начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Поговорим о неправомерном использовании средств

Неправомерное, нецелевое и неэффективное использование средств… Наверное, не найдется более «страшных» слов, прозвучавших из уст проверяющего, как для бухгалтера, так и для руководителя государственного (муниципального) учреждения. В статье мы рассмотрим наиболее распространенные нарушения, относимые контрольными органами к неправомерному использованию средств. Надеемся, что данная статья позволит учреждению избежать таких или аналогичных нарушений.

Принятие к учету расходов, не подтвержденных оправдательными документами

В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <1> и п. 7 Инструкции N 157н <2> все хозяйственные операции, проводимые государственными (муниципальными) учреждениями, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Несмотря на наличие указанных требований и на то, что узнают о них будущие бухгалтеры и финансисты, наверное, еще учась на первом курсе вуза, данное нарушение продолжает встречаться чуть ли не повсеместно. Сюда можно отнести и списание продуктов питания в объеме, не подтвержденном первичными документами и нормами закладки продуктов, и оплату проезда в служебную командировку, не подтвержденную проездными билетами <3>, и многие другие случаи.

<3> Пункт 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Осуществление авансовых платежей сверх установленного размера

Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете или нормативно-правовом акте по его реализации законодательно устанавливается ограничение по размеру внесения авансовых платежей получателями средств федерального бюджета.

Осуществление получателями средств федерального бюджета авансовых платежей с превышением указанных нормативов будет квалифицировано контрольными органами как неправомерное расходование бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств

В соответствии с ч. 2 ст. 72 и ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 72 БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Переплата и неположенная выплата заработной платы

Данная группа включает в себя различные нарушения — от допущенных в результате арифметических ошибок до сознательных переплат и неположенной выплаты зарплаты (денежного содержания, довольствия), надбавок и доплат, премий, вознаграждений и компенсаций, не предусмотренных штатным расписанием и нормативно-правовыми актами. В частности, к указанной категории нарушений относятся:

  • установление руководителем учреждения самому себе различных стимулирующих надбавок и премий;
  • нарушения оплаты работы в выходные и праздничные дни;
  • нарушения при определении среднего заработка для расчета отпускных сумм и других выплат;
  • нарушения при применении районного коэффициента и начислении «северных» надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • факты осуществления незаконных доплат к заработной плате штатным сотрудникам за выполнение работ, входящих в круг их обязанностей, за совместительство, замещение временно отсутствующих работников;
  • оплата труда без учета фактически отработанного времени;
  • начисление и выплата зарплаты в большем размере в результате неправильного применения норм оплаты труда, счетных ошибок и неверно определенного среднего заработка;
  • другие нарушения.

Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников

Примером данного нарушения может служить использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам, без их возмещения арендаторами, а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду. Напомним, что при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания названного имущества учредителем не осуществляется (ч. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях <4>). В свою очередь, при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на это, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (ст. 4 Закона об автономных учреждениях <5>).

<4> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<5> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

При выявлении ревизорами случаев оплаты содержания указанного имущества за счет средств субсидий, выделенных бюджетному или автономному учреждению, эти расходы будут признаны незаконными.

Согласно ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Однако закон не устанавливает, что является такими расходами для каждого вида имущества. То есть в договоре аренды должно быть четко прописано, какие расходы подлежат возмещению арендатором. В частности, к данным расходам относятся затраты на коммунальные услуги.

Возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором расчеты по коммунальным, эксплуатационным и административно-хозяйственным услугам регулируются договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы включаться не должны. Платежи по ним должны производиться арендатором по отдельным договорам на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем. Следовательно, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не должна включаться в договоры аренды недвижимого имущества. Цель договора на возмещение коммунальных услуг — возмещение затрат арендодателя по оплате коммунальных услуг.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором аренды. Поэтому в договоре аренды должно быть четко указано, кто будет осуществлять капитальный ремонт арендованного имущества. Капитальный ремонт должен проводиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью — в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (ч. 2 ст. 616 ГК РФ). Однако закон не определяет, что является такими расходами для каждого вида имущества.

С опорой на вышеизложенное, если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта, осуществление учреждением соответствующих расходов будет признано неправомерным использованием средств.

Неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах

К данной группе относятся следующие нарушения:

  1. Оплата фактически не выполненных ремонтно-строительных работ. В ходе ревизий и проверок контрольные органы проводят контрольные обмеры выполненных объемов работ, в результате которых выявляются различные нарушения, допущенные при выполнении ремонтно-строительных и строительно-монтажных работ: завышение физических объемов работ, повторная оплата одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, и т.д.

Отметим, что акт контрольного обмера, составленный контрольным органом в отсутствие представителей подрядчика, не может служить надлежащим доказательством объема и стоимости выполненных работ.

  1. Завышение норм накладных расходов и сметной прибыли. Порядок определения величины накладных расходов в строительстве регламентирован МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденными Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 6, либо — для районов Крайнего Севера — МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним», утвержденными Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 5. Необходимо отметить, что в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом России (Письмо от 24.01.2005 N 01/471-ВЯ) и из-за отсутствия иных нормативных документов Госстроя в части определения норм накладных расходов вышеуказанные документы продолжают применяться, но в то же время носят рекомендательный характер.

Порядок определения величины сметной прибыли прописан в МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15, а также в Письме Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

  1. Оплата работ завышенной стоимости вследствие неправильного определения стоимости временных зданий и сооружений. Порядок расчетов за строительство временных зданий и сооружений устанавливается согласно ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ», утвержденному Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 46. При строительно-монтажных работах необходимо руководствоваться ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45.
  2. Оплата работ по завышенной стоимости из-за неправильного применения резерва средств на непредвиденные расходы. В соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ», утвержденными Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) в размерах, не превышающих:

  • 2% для объектов капитального строительства непроизводственного назначения;
  • 3% для объектов капитального строительства производственного назначения;
  • 10% для уникальных объектов капитального строительства, а также для объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.
  1. Оплата работ по завышенной стоимости вследствие неправильного определения дополнительных затрат при выполнении работ в зимнее время. Порядок расчета затрат при выполнении работ в зимнее время устанавливается согласно ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время», утвержденному Постановлением Госстроя РФ от 19.06.2001 N 61, и ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», рекомендованному к применению Письмом Росстроя от 28.03.2007 N СК-1221/02.
  2. Прочие нарушения. К ним можно отнести:
  • оплату работ при отсутствии проектно-сметной документации или актов выполненных работ;
  • завышение индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень;
  • приписки физических объемов (включение в акты по форме КС-2 дополнительных объемов работ, которые фактически не выполняются);
  • включение в акты затрат, учтенных в нормах накладных расходов и сметной прибыли;
  • неправильное применение расценок и сметных цен;
  • сокрытие выполненных объемов и предъявление их к оплате в последующих периодах с применением более высоких индексов пересчета цен;
  • неполный учет (неучет) подрядной организацией стоимости возвратных материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых зданий и сооружений или их частей;
  • включение в акты более дорогих стройматериалов и изделий вместо фактически примененных (установленных) — дешевых;
  • повторный учет НДС в составе стоимости строительных материалов и изделий;
  • повторную оплату стройматериалов и изделий, поставленных (приобретенных) заказчиком;
  • повторное включение в акты (ф. КС-2) ранее оплаченных работ, а также вспомогательных работ и расходных материалов, учтенных в комплексных расценках;
  • арифметические ошибки;
  • включение в акты выполненных работ коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин для учета влияния условий проведения работ, предусмотренных проектами;
  • необоснованное включение в акты выполненных работ различных налогов, относимых на финансовый результат организации.

Нарушения, связанные с направлением работников в служебные командировки

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (ст. 167 ТК РФ). При направлении в данную командировку работодатель обязан возмещать работнику (ст. 168 ТК РФ):

  • расходы на проезд;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с ведома или разрешения работодателя.

Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ. В свою очередь, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов РФ, работникам государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления соответственно. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

С учетом вышеизложенного государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, предусмотренными Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.

В настоящее время единственным нормативным актом, регламентирующим размеры возмещения командировочных расходов для федеральных бюджетных учреждений, является Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 729), а для федеральных органов власти — Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Кроме того, существует ряд нормативных документов, устанавливающих размеры возмещения командировочных расходов для отдельных органов власти.

Нарушения, связанные с направлением работников учреждением в служебные командировки, квалифицируемые в качестве неправомерного использования, связаны с возмещением расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно, на наем жилого помещения и возмещение суточных сверх установленных норм.

Нарушения при возмещении расходов на проезд с превышением допустимых норм, как правило, возникают при оплате стоимости проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, при отсутствии разрешения руководителя учреждения. Следовательно, при возмещении расходов на проезд сотрудников в командировки нужно учитывать действующие нормы возмещения.

Характерное нарушение при возмещении расходов на наем жилого помещения — превышение установленных норм. Так, работникам учреждений, не являющимся федеральными государственными служащими, расходы на наем жилого помещения в месте нахождения в командировке возмещаются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не выше 550 руб. в сутки (п. 1 Постановления Правительства РФ N 729). В случае превышения данной суммы, как и в случае проезда к месту служебной командировки, расходы должны возмещаться за счет экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета, или за счет средств от приносящей доход деятельности.

При выплате суточных встречаются различные нарушения, например их выплата в неустановленном размере или неправильное определение дней, за которые они положены работнику. Кроме того, встречаются ситуации, когда не были оплачены суточные из-за болезни командированного работника в месте служебной командировки.

Неправомерное получение кредитов (займов) казенными учреждениями

Напомним, что в силу ч. 10 ст. 161 БК РФ казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Прочие нарушения

К неправомерному использованию средств также относят следующие нарушения:

  • оплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;
  • неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
  • начисление и выплату возмещения части процентной ставки по кредитам сверх предельных норм возмещения;
  • сверхнормативное списание горюче-смазочных материалов;
  • неправомерное списание ГСМ вследствие завышения показаний спидометра в путевых листах;
  • нарушения, связанные с превышением предельных норм компенсации за использование личного транспорта для служебных целей.

В заключение напомним, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений (ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»).

А.Гусев

К. п. н.,

редактор журнала

«Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений»

О возврате незаконно полученных денежных средств

Решение Комментарии Российская Федерация Решение от 16 декабря 2010 года По делу № 2-1527/2010г. Принято Рудничным районным судом г. Кемерово (Кемеровская область)

  1. Рудничный районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего судьи Данилевской М.А.
  2. при секретаре Стремлиной А.В.
  3. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово «16» декабря 2010 года гражданское дело по иску Государственного учреждения здравоохранения «Новокузнецкий наркологический диспансер» к Мыльниковой В.В. о возврате незаконно полученных денежных средств,
  4. Установил:

  5. ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» к Мыльниковой В.В. о возврате незаконно полученных денежных средств.
  6. Исковые требования мотивировал тем, что ответчик Мыльникова В.В. в 2009 году проживала в и состояла в трудовых отношениях с ГУЗ «ННД» (работала в должности (должность обезличена) с окладом (сумма обезличена)).
  7. В декабре 2009 года при начислении заработной платы сотрудниками ГУЗ «ННД», в результате бухгалтерской ошибки, Мыльниковой В.В. вместо причитающейся к выплате суммы в размере (сумма обезличена) (с учетом аванса за январь 2010 года и премии) была ошибочно начислена сумма (сумма обезличена).
  8. Списки лиц, работников ГУЗ «ННД», с указанием причитающихся к выплате сумм были направлены (должность обезличена) ГУЗ «ННД» в Новокузнецкий муниципальный банк, который зачислил указанные в списке суммы денежных средств на пластиковые карты принадлежащие лицам, указанным списке лиц – сотрудников ГУЗ «ННД», т.е. Мыльниковой В.В. на пластиковую карту были зачислены денежные средства в сумме (сумма обезличена) вместо (сумма обезличена).
  9. После получения денежных средств Мыльникова В.В. уволилась из ГУЗ «ННД» без отработки, мотивируя тем, что переезжает на постоянное место жительства в г. Кемерово и будет проживать там по адресу: .
  10. При последующей проверке документов ошибка в суммах начисленных Мыльниковой В.В. денежных средств была выявлена, проведена служебная проверка, по результатам которой (должность обезличена) ГУЗ «ННД» были даны соответствующие объяснения.
  11. Руководством ГУЗ «ННД» были направлены Мыльниковой В.В. соответствующие требования о возврате незаконно полученных денежных средств в сумме (сумма обезличена), но все требования Мыльниковой В.В. проигнорированы.
  12. В настоящее время Мыльникова В.В. скрывается, от контактов и общения с ГУЗ «ННД» уклоняется, ошибочно полученные денежные средства возвращать не собирается.
  13. В связи с изложенным истец ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» просил суд взыскать с Мыльниковой В.В. незаконно полученные денежные средства в сумме (сумма обезличена).
  14. В судебном заседании представитель истца ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» Георгиевский С.В., действующий на основании доверенности (л/д 5) исковые требования уточнил, просил суд взыскать с Мыльниковой В.В. сумму (сумма обезличена). Исковые требования уточнены в письменном виде, заявление об уточнении исковых требований приобщено к материалам настоящего гражданского дела (л/д 142).
  15. Исковые требования в оставшейся части поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
  16. Ответчик Мыльникова В.В. иск не признала, суду показала, что в ГУЗ «ННД» действительно работала в должности (должность обезличена), заявление об увольнении из ГУЗ «ННД» написала в середине декабря 2009 года.
  17. 25.12.2009 года ей пришло смс из банка, что ей на зарплатную карту перечислена сумма (сумма обезличена). После этого она отработала в ГУЗ «ННД» еще неделю, подписала обходной лист, 30.12.2009 года уволилась и уехала г.Кемерово на постоянное жительство. В 20-х числах января 2010 года ей на сотовый телефон позвонила (должность обезличена) ФИО0, фамилию не помнит, сказала, что ей ошибочно перечислены денежные средства и потребовала возвратить деньги на предприятие. Она не оспаривает, что на ее зарплатную карту в Новокузнецком Муниципальном Банке была зачислена сумма (сумма обезличена). Деньги она сняла и потратила.
  18. Работала она в ГУЗ «ННД» с июля 2008 года по декабрь 2009 года в должности (должность обезличена). Какую заработную плату она получала, она не помнит. Ее заработная плата складывалась из тарифной ставки, плюс районный коэффициент, плюс доплата за вредность. Кроме того, ей выплачивались премии, не ежемесячные, а за пол-года и за год.
  19. Расчетный листок ей выдали, в расчетном листке также стояла сумма более (сумма обезличена), она такую сумму не ожидала, в связи, с чем ей такая сумма была начислена, не поняла, расценила это как удачу. (сумма обезличена) – это значительно больше, чем ей полагалось. Исковые требования она не признает. Она считает, что из ее расчетных незаконно удержали (сумма обезличена). Денег у нее уже нет, она потратила, и выплатить указанную сумму не может. Она предлагала заключить мировое соглашение на условиях выплаты 50 % суммы задолженности в рассрочку. Она считает, что в случившемся есть не только ее вина, но и вина работодателя, если бы все так не затянулось, то она бы не успела потратить все деньги и вернула бы все деньги.
  20. Свидетель ФИО0 суду показала, что она работает в должности (должность обезличена) в ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер», в ее обязанности входит начисление заработной платы сотрудникам ГУЗ «ННД».
  21. В декабре 2009 года она «закрывала заработную плату». ГУЗ «ННД» профинансировали не полностью, а на 70 %, а 30 % заработной платы оставили на январь 2010 года. Ей пришлось пересчитывать заработную плату, при начислении заработной платы она использует компьютерную программу «банкомат-аванс». Чтобы выйти на остатки она несколько раз стирала в программе суммы аванса и вновь печатала. Программа «банкомат-аванс» так устроена, что обязательно нужно «в ручную» поставить точку, чтобы отделить тысячу, если точку «в ручную» не поставить, то сумма напечатается на несколько нолей больше.
  22. В случае с Мыльниковой В.В. она точку не поставила и в результате на зарплатную карту Мыльниковой В.В. была перечислена сумма вместо (сумма обезличена). В расчетном листке Мыльниковой В.В. стоит такая же сумма.
  23. 03.01.2010 года она обнаружила свою ошибку, 04.01.2010 года ездила к ней домой, но дома ее не застала. Ее успокаивали, говорили, что Мыльникова В.В. порядочный человек и излишне перечисленные ей денежные средства возвратит.
  24. 11.01.2010 года ей удалось связаться с Мыльниковой В.В., она объяснила ей, что ей ошибочно перечислены денежные средства в большей сумме и попросила возвратить незаконно полученные денежные средства. Мыльникова В.В. сказала ей, что посоветуется с мужем, потом перезвонила ей и сказала, что денег нет, возвратить деньги она не может и чтобы ГУЗ «ННД» обращался в суд. В январе 2010 года Мыльниковой В.В. насчитали компенсацию отпуска и остаток заработной платы, удержали (сумма обезличена), в связи с чем сумма задолженности Мыльниковой В.В. перед ГУЗ «ННД» в настоящее время составляет (сумма обезличена).
  25. За совершенную ошибку с нее истребовали объяснение и наказали.
  26. Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
  27. Так, судом установлено, что Мыльникова В.В. была принята на работу в ГУЗ «ННД» 22.07.2008 года на должность (должность обезличена) в химико-токсикологическую лабораторию с окладом (сумма обезличена) согласно приказа о приеме на работу № 764-к от 22.07.2008 года (л/д 6).
  28. ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» и Мыльниковой В.В. был заключен трудовой договор № 79/08 от 22.07.2008 года (л/д 88).
  29. Мыльникова В.В. была уволена на основании ст.77 п.3 ТК РФ по собственному желанию, что подтверждается приказом №1311-к от 31.12.2009 года о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (л/д 106).
  30. Согласно выписке по счету Мыльниковой В.В., предоставленной АКБ «Новокузнецкий муниципальный банк», ответчице Мыльниковой В.В. в декабре 2009 года на счет была зачислена заработная плата в размере (сумма обезличена), (сумма обезличена), (сумма обезличена), а всего (сумма обезличена) в период с 21.12.2009 года по 25.12.2009 года (л/д 122-123).
  31. Согласно выписке по счету Мыльниковой В.В. предоставленной АКБ «Новокузнецкий муниципальный банк», ответчице Мыльниковой В.В. в декабре 2009 года на счет была зачислена заработная плата в размере (сумма обезличена), (сумма обезличена), (сумма обезличена), а всего (сумма обезличена) в период с 21.12.2009 года по 25.12.2009 года, в период с 26.12.2009 года по 31.01.2010 года указанная сумма была снята со счета Мыльниковой В.В. (л/д 124-131).
  32. В адрес ответчицы Мыльниковой В.В. от ГУЗ «ННД» 19.01.2010 года было направлено письмо с просьбой возвратить ошибочно начисленные в результате счетной ошибки денежные средства за декабрь 2009 года в сумме (сумма обезличена) в кассу ГУЗ «ННД» (л/д 20).
  33. Денежные средства в сумме (сумма обезличена) были излишне выплачены Мыльниковой В.В. в результате ошибки (должность обезличена) ФИО0, что подтверждается служебной запиской (должность обезличена) ГУЗ «ННД», объяснительной запиской (должность обезличена) ГУЗ «ННД» ФИО0 (л/д 21, 22-23).
  34. Согласно приказа ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер» от 18.01.2010 года № 60/а (должность обезличена) ФИО0 за допущенную переплату по бюджету (должность обезличена) Мыльниковой В.В. было объявлено замечание (л/д 100).
  35. Таким образом, судом достоверно установлено, что Мыльниковой В.В. должна была быть начислена заработная плата в размере (сумма обезличена), что подтверждается расчетным листком за декабрь 2009 года (л/д 139).
  36. Из указанной суммы должен быть удержан подоходный налог в сумме (сумма обезличена), при этом суд исходит из следующего расчета: (расчет обезличен).
  37. Таким образом, ответчице Мыльниковой В.В. должна была быть перечислена заработная плата в размере (сумма обезличена).
  38. Однако, в результате ошибки (должность обезличена) ФИО0 на зарплатную карту Мыльниковой В.В. была перечислена денежная сумма в размере (сумма обезличена), что установлено из представленным АКБ «Новокузнецкий муниципальный банк» документов (л/д 122-123, 124-131) и не оспаривалось Мыльниковой В.В. в судебном заседании.
  39. Таким образом, сумма излишне выплаченной Мыльниковой В.В. заработной платы составляет (сумма обезличена), при этом суд исходит из следующего расчета: (расчет обезличен).
  40. ГУЗ «ННД» в январе 2010 года была начислена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, начисленная компенсация была удержана и не выплачена Мыльниковой В.В. в счет погашения имеющейся задолженности в сумме (сумма обезличена), в связи с чем на настоящее время задолженность Мыльниковой В.В. перед ГУЗ «ННД» составляет (сумма обезличена).
  41. Суд считает указанную сумму подлежащей взысканию с ответчицы Мыльниковой В.В. по следующим основаниям.
  42. Так, в соответствии со ст. 137 ТК РФ
  43. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
  44. Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
  45. счетной ошибки;
  46. если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
  47. если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом».
  48. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ «лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
  49. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».
  50. В соответствии со ст. 1109 ГК РФ «не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
  51. 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
  52. 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
  53. 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
  54. 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности».
  55. По мнению суда, Мыльниковой В.В. были излишне выплачены денежные средства в качестве заработной платы в размере, значительно превышающем причитающуюся ей заработную плату, в связи с чем указанное неосновательное обогащение должно быть взыскано с Мыльниковой В.В. в пользу ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер».
  56. Суд считает, что при перечислении Мыльниковой В.В. на зарплатную карту денежных средств вместо (сумма обезличена) в сумме (сумма обезличена) имело место счетная ошибка, при этом суд исходит из следующего.
  57. Под счетной ошибкой, допускающей в соответствии со ст. 137 Трудового кодекса РФ возможность взыскания работодателем излишне выплаченной работнику заработной платы, следует понимать такую неточность в бухгалтерских расчетах, которая допущена при совершении математических действий.
  58. В соответствии со статьей 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки.
  59. Согласно статье 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
  60. При этом под счетной ошибкой понимается ошибка, допущенная непосредственно в процессе расчета в арифметических действиях, то есть неправильное применение правил математики.
  61. Кроме того, по мнению суда, счетной является ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов, когда были неправильно применены математические действия (умножение, сложение и пр.). Обычно под счетной ошибкой понимается арифметическая ошибка или описка. Описка представляет собой неверное отражение правильно исчисленных денежных сумм в документах, на основании которых производятся выплаты.
  62. Сложившаяся практика расширяет понятие «счетная ошибка», подразумевая под этим не только неточность арифметических действий, но и случайные ошибочные действия при введении данных в компьютерную систему учета. К счетным ошибкам, по-видимому, могут быть отнесены также неточности, полученные в результате сбоя в работе программного обеспечения.
  63. Таким образом, счетной следует считать ошибку, связанную с арифметическими действиями при расчете зарплаты, механическую ошибку при вводе данных в бухгалтерскую программу, а также ошибку, вызванную сбоем в работе бухгалтерской программы.
  64. То обстоятельство, что Мыльниковой В.В. на зарплатную карту были перечислены денежные средства вместо (сумма обезличена) в сумме (сумма обезличена), достоверно установлено судом из имеющихся документов, и не оспаривалось сторонами.
  65. Вместе с тем, судом установлено, что заработная плата за декабрь 2009 года была начислена и выдана ответчику Мыльниковой В.В. в необоснованно завышенном размере в связи с тем, что (должность обезличена) ФИО0 при начислении ответчице заработной платы в компьютерной программе ошибочно внесена сумма в размере (сумма обезличена) вместо (сумма обезличена). Этот период совпал с большой нагрузкой, связанной с закрытием заработной платы в конце года, неполным финансированием выдачи заработной платы и необходимостью неоднократного внесения исправлений в ведомости по начислению заработной платы.
  66. При таких обстоятельствах суд считает, что безосновательное начисление Мыльниковой В.В. заработной платы в завышенном размере является одним из видов счетной ошибки и выплаченная в связи с этим заработная плата подлежит обратному взысканию.
  67. Излишне выплаченные ответчице Мыльниковой В.В. денежные суммы суд считает неосновательным обогащением, подлежащим взысканию в пользу организации (работодателя) на основании ст. 1102 ГК РФ.
  68. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
  69. Решил:

  70. Исковые требования Государственного учреждения здравоохранения «Новокузнецкий наркологический диспансер» к Мыльниковой В.В. о возврате незаконно полученных денежных средств, удовлетворить.
  71. Взыскать с Мыльниковой В.В. в пользу Государственного учреждения здравоохранения «Новокузнецкий наркологический диспансер» сумму излишне выплаченной заработной платы в размере (сумма обезличена).
  72. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, а именно – с 21.12.2010 года.
  73. Судья.
  74. «Согласовано»
  75. Судья: М.А.Данилевская

Вход для клиентов

Квалификация нарушений в качестве неправомерного или нецелевого расходования бюджетных средств является довольно распространенной в практике органов государственного (муниципального) финансового контроля. При этом, поскольку проверяемые учреждения зачастую не согласны с контрольными органами, вопрос правильности квалификации нарушений расходования средств учреждений решается в суде. В статье мы рассмотрим «свежую» арбитражную практику по данному вопросу.

Разберемся с терминологией.

В соответствии с преамбулой БК РФ указанный нормативный акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» Бюджетным кодексом не определено. Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному или нецелевому расходованию бюджетных средств нужно исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), если они противоречат требованиям правовых норм.

Согласно Постановлению Госдумы РФ от 11.11.1996 № 781 II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02 09 08/24851, к неправомерному или нецелевому расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся Бюджетный кодекс, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Далее рассмотрим примеры нарушений, связанных с расходованием средств учреждений, которые стали причиной разбирательств в суде.

Плата за предрейсовый медосмотр физическому лицу.

Суть спора.

В Постановлении АС УО от 01.03.2019 № Ф09-862/19 рассмотрено заявление УФНС по Курганской области о признании недействительным представления УФК по Курганской области. В ходе проверки УФК по Курганской области установлен факт осуществления УФНС по Курганской области расходов, связанных с исполнением договоров на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, заключенных с частным лицом, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Позиция суда.

При рассмотрении заявления суд исходил из следующего. Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положение № 291), лицензированная медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по утвержденному указанным постановлением перечню. В данный перечень включены услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым).

Пунктом 1 Положения № 291 предусмотрено, что лицензия выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Между тем физическое лицо – исполнитель по заключенным договорам не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не имело соответствующей лицензии. Вступая в договорные отношения с данным физическим лицом, УФНС по Курганской области не проверило факт наличия лицензии, хотя при заключении договоров и государственных контрактов к непосредственным исполнителям услуг выдвигаются определенные требования, невыполнение которых может повлечь незаконный допуск к рейсу водителей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с возмещением возможных негативных последствий за счет федерального бюджета.

Таким образом, УФНС по Курганской области за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы по договорам на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, заключенным с частным лицом, не имеющим права заниматься данным видом деятельности в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Выплаты уборщикам служебных помещений за «некомфортный труд».

Суть спора.

Финансовым управлением администрации Володарского района Нижегородской области (далее – администрация) в результате проведенной проверки установлены факты осуществления автономным учреждением необоснованных выплат (расходование средств учреждений):

– в размере 4 % – за вредность при работах в безопасных условиях труда;
– в размере 12 % – в составе заработной платы уборщицам служебных помещений;
– выплаты по заработной плате (доплата до МРОТ).

Не согласившись с позицией контрольного органа, автономное учреждение обратилось в суд.

Позиция суда.

Исходя из ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При разработке Положений об оплате труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района основаниями являлись постановления Администрации Володарского района от 18.09.2013 № 2036 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района», от 01.06.2016 № 945 «О внесении изменений в постановление от 18.09.2013 № 2036 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района».

Названные нормативные правовые акты муниципального образования не устанавливают такой вид компенсационных доплат, как компенсационные выплаты за использование чистящих, моющих и дезинфицирующих средств при выполнении трудовой функции и некомфортный труд (уборка санузлов). Понятие «некомфортный труд» также не предусмотрено действующим законодательством.

В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса: оптимальные (1 й класс), допустимые (2 й класс), вредные (3 й класс) и опасные (4 й класс) условия труда.

На основании ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Исходя из ч. 4 ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Таким образом, компенсационная доплата предоставляется лишь работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 351.3 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 Закона о специальной оценке идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящим специальную оценку условий труда.

Администрация при проведении проверки установила, что специализированной организацией в учреждении проводилась специальная оценка по определению класса условий труда на рабочих местах дворника, уборщика, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Из заключения экспертизы условий труда следует, что условия труда на рабочих местах уборщика служебных помещений, водителя льдоуборочной машины отнесены к допустимым условиям труда, то есть 2 му классу.

Получается, положения ч. 1 ст. 147 ТК РФ не могут быть применены при установлении оплаты труда уборщикам служебных помещений учреждения в повышенном размере (Постановление АС ВВО от 22.01.2019 № Ф01-5799/2018).

Оценка качества материалов путем визуального осмотра.

Суть спора.

УФК по Республике Башкортостан в ходе проверки Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – министерство) установлено, что по объекту «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на руч. б/н у с. Янышево МР Благоварский район РБ» использованы материалы, не соответствующие установленным требованиям (бывшие в употреблении), что, по мнению контрольного органа, является необоснованным расходованием бюджетных средств.

Позиция суда.

В ходе проверки контрольным органом установлено, что при осуществлении капитального ремонта подрядчиком были применены материалы, бывшие в употреблении. При этом данный вывод сделан на основании отчета отдела организации проведения экспертиз Межрегионального филиала ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» о выполненном строительно-техническом исследовании работ по выполненным строительно-монтажным работам на спорных объектах. При этом эксперты в ходе визуального осмотра объекта выявили, что при осуществлении работ подрядчиком использованы трубы, бывшие в употреблении; экспертами указано, что «в качестве свай использована стальная труба, бывшая в употреблении, при этом отмечается, что глубина коррозии не превышает 3 мм снаружи».

Суды, принимая во внимание то, что вывод экспертов основан исключительно на визуальном осмотре, проведенном без применения каких либо технических, инструментальных, лабораторных исследований качества материала или иного анализа качества, усомнились в выводах эксперта о том, что труба не новая, на основании чего признали его необоснованным.

При составлении акта выполненных работ по установке данных труб министерством осуществлялся контрольный обмер выполненных работ, в ходе которого обнаружены незначительные следы коррозии, которые не превышают 1 мм.

Арбитры отметили: указание в отчете того, что глубина коррозии не превышает 3 мм, имеет широкое толкование, поскольку в ходе визуального осмотра министерства зафиксированы следы коррозии в пределах 1 мм, что само по себе незначительно и не вызывает сомнений, а тем более не создает впечатление материала, бывшего в употреблении.

Судами оценены представленные подрядчиком на используемый материал сертификаты качества, а также приняты во внимание данные подрядчиком пояснения, что используемый материал – трубы – длительное время находился на складе, при этом нахождение данного материала на складе не влияет на его техническую характеристику и не может повлечь каких либо последствий при его эксплуатации.

Кроме того, судами установлено, что подрядчиком при осуществлении работ применены трубы большей толщины, что улучшает эксплуатационные свойства сооружения.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу: контрольным органом не представлено надлежащих доказательств того, что подрядчиком были применены материалы, не соответствующие требованиям (бывшие в употреблении) (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 309 ЭС19-1466, Постановление АС УО от 12.11.2018 № Ф09-7085/18).

* * *

В заключение напомним, что в силу ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям контрольных органов в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №5, 2019 год

Израсходованные средства

Другие ответы на вопросы

  • Что древние китайцы называли «мусульманской машиной»? 10 букв
  • Как называется съедобный плод, который на самом деле является ягодой. Он имеет широкое применение в кулинарии, от жарки до изготовления муки и вин. Наиважнейшее пищевое растение в странах, где климат влажный и жаркий. 5 букв
  • Как называется учение которое должно остаться в тайне и не попасть в Бибилию? 7 букв
  • Как в игре пейнтбол называется оружие, которым стреляют шариками в игроков. 6 букв
  • В романе “Дервиш и смерть” встречается герой Ахмед, который боролся за справедливость и правду. К какой армии он относился во время службы? 9 букв
  • Крупная российская компания, которая специализируется на системах безопасности? 5 букв
  • Какая игра была придумана в 14 веке Европейцами, а именно пастухами скота? 5 букв
  • На свадьбе один конец этого предмета завязывали голубой ленточкой, другой конец розовой ленточкой. Гости ссыпали в предмет деньги, по тому, где их окажется больше, определяли, кто родится — мальчик или девочка. Что это за предмет? 8 букв
  • К какому семейству отряда куриных относится павлин? 9 букв
  • Раньше в этом щеголяли гусары, а теперь красуются модницы. 6 букв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *