НДС в бюджет

Содержание

В какой бюджет поступает НДС: в федеральный или региональный

НДС – косвенный налог, то есть представляет собой надбавку на цену товара. Все налоги можно разделить на местные, региональные и федеральные. Людей, которые тесно связаны с миром финансов и торговли, интересует, в какой бюджет поступает НДС, то есть важно определить уровень начисления. В этой статье ознакомимся с плательщиками, сроками, ступенями бюджета и разберем прочие вопросы.

Кем, когда и в какой бюджет платится НДС

Итак, как выяснилось, существует три вида поступлений в бюджет:

  • Федеральный (все налоги обязательные по всей стране).
  • Местный (организуемые на уровне муниципалитета – земельный, на имущество физ.лиц).
  • Региональный (транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций).

Знакомый нам налог на добавленную стоимость относится к первому типу, исходя из этого понятно, в какой бюджет платится НДС. Это означает, что он перечисляется повсеместно по всей территории Российской Федерации. Так как общий капитал федерального значения, у этих сборов существует своя миссия: они идут на благоустройство образования, медицины, науки, культуры, общественной деятельности, охраны и защиты государства.

Плательщиками выступают все, кто занимается торговлей, бизнесом, а также и рядовой потребитель. Если обратиться к Налоговому Кодексу РФ, то увидим, что там прописано, кому именно нужно оплачивать.

Сейчас процентом облагаются:

Каждый из них является налоговым агентом и основной обязанностью является оплата процентов, слежение за расходами/доходами, документацией и т.д. Но при этом, этот налог касается потребителя, так как конечную сумму платит именно он, а в капитал переводит сумму уже производитель.

Срок оплаты налога имеет строгий порядок. Выплачивается сумма равными долями до 20 числа следующего месяца. Но перед этим в инспекцию нужно предоставить отчетность в виде декларации. Если в ней находятся какие-либо неточности или ошибки, есть возможность подать уточняющую декларацию. Иначе ФНС вынуждена будет проводить проверки, и ставить на учёт организацию.

Особенности порядка исчисления и оплаты НДС

Главной особенностью при уплате является то, что процент зачисляется на всех этапах производства продукта. То есть этот налог включается в стоимость первоначального сырья со стороны производителя, далее поставщика, продавца и, в конечном счёте, покупателя, и каждый из них должен знать, в какой бюджет идёт ставка.

Как уже упоминалось выше, платёж может быть сформирован также после подачи уточняющего документа. Данная информация закреплена законом №172 от 13.10. 2008 года.

Если в результате проверки была найдена ошибка и налоговая база была занижена, перед самой подачей декларации, плательщик выплачивает полную сумму и пени за период просрочки.

Обращаться нужно в то бюджетное учреждение, который свидетельствует о фактическом местонахождении фирм, и куда подаётся документ, то есть в это же населенном пункте. Оплата производится за конкретный период времени на ту сумму, на которую был продан товар, услуга или работы, равными долями до 20 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.

Формула и пример расчета налога на добавленную стоимость

Любой налогоплательщик в компанию бухгалтера, чтобы проводить нужные операции и правильно выставлять счета и производить расчёты. Но владелец того или иного предприятия будет чувствовать себя уверенней, если будет понимать, как работает схема перечисления денег в государственный капитал.

Чтобы понять алгоритм, представим информацию в виде формул и на примере покажем, как считать те или иные цифры. Для начала возьмём ставку, которая распространяется на большинство товаров и была повышена с 1 января 2019 года – 20%.

Как уже было подмечено ранее, НДС взимается с каждой стадии изготовления:

  • При поставке первоначального материала. Например, фирма производит сахар.
  • Один пакет этого продукта стоит 50 рублей. Покупающая сторона должна при этом заплатить уже сумму в размере 55 рублей с налогом добавленной стоимости.
  • При продаже полученного товара. Этот пакет был куплен предприятием, которое занимается кондитерской деятельностью. С одной упаковки было создано два торта на сумму 100 рублей.
  • При потребительском запросе. Сеть магазинов приобрела торты, оцениваемые стоимостью в 150 рублей. Рядовой покупатель оплатит уже цену в 165 рублей.

Если приобрести этот же торт, но уже в маленьком магазине, его цена будет составлять 330 рублей. Что, конечно, становится невыгодно для покупателя, так как на надбавку уходит 55 рублей, в виде процента – это 16,6%, что не соответствует действительности, потому что сахар относится к категории товаров, подходящих под ставку в 10%.

Чтобы рассчитать размер НДС, нужно знать формулу, выглядит она следующим образом:

НДС= Х*20/100, Х – известная сумма.

Как снизить бремя НДС для своей компании

Несмотря на то, что данным налогом облагаются все участники бизнеса, есть возможности снизить плату или даже вовсе не оплачивать этот процент. Рассмотрим этот момент более подробно.

Одним из способов избежать такого процента является использование спецрежима. К ним относятся УСН и ЕНВД. УСН представляет собой упрощённую систему налогообложения, она рекомендуется представителям малого и среднего бизнеса. ЕНВД расшифровывается как единый налог на вменённый доход. Его особенностью считается ограниченный круг сфер деятельности, например, перевоз пассажиров. За счёт того, что эти режимы включают в себя уже уплаты всех необходимых сборов, оплачивать отдельно НДС в федеральный уровень бюджета не имеет смысла.

Компания может взять освобождение от перечисления на год. Для этого выполняются следующие условия:

  • Местонахождение в пределах Российской Федерации.
  • Отсутствие акцизных поборов.
  • Выручка за год менее 8 млн рублей.

Последний вариант снижения представляет собой принятие на работу более 80% инвалидов от всего штата.

Декларирование

Формой отчетности перед инспекционным органом является декларация. В ней поступающие доходы и расходы учреждения в книге покупок и продаж. Законом предусмотрен строгий порядок: она подается до 25 числа месяца, когда идёт НДС за истёкший квартал.

Если этот день выпадает на нерабочий или праздничный, то принести документ можно на следующий рабочий день. Знание этих норм обезопасит плательщика от штрафа, который уплачивается в размере 5% от всей задолженности.

Классификация налогов

Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:

  • Уровень федеральный.
  • Региональный уровень.
  • Местный.

Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ. Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.

Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.

Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.

Кто уплачивает региональные налоги?

Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество предприятия.
  • Налог на транспорт.
  • Игорный бизнес (для некоторых субъектов).

Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.

Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.

Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.

Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.

Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

НДФЛ и НДС какие налоги?

Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.

В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.

Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.

Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный? Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Налоги в России 2018

Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.

Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018

Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
  2. Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
  3. Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.

Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль. По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.

Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.

Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.

Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:

№ п/п

Наименование налога

Федеральные налоги

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Региональные налоги

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ)

Местные налоги

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).

Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.

Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения

Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.

Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.

Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.

На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):

  • либо увеличить общую ставку налога для всех плательщиков;
  • либо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным введением налоговых послаблений для физлиц, получающих минимальные доходы.

Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.

Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.

Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Федеральные региональные и местные налоги — это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДС;
  • на прибыль;
  • водный;
  • госпошлина;
  • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
  • страховые взносы;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за пользование объектами животного мира.

Региональные

  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Местные

  • на имущество граждан;
  • земельный;
  • торговый сбор.

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Специфика правового положения и деятельности некоммерческих организаций в большинстве глав НК РФ не отражена. В связи с чем у них возникает большое количество сомнений, неясностей и противоречий в правилах исчисления налогов — в отличие от организаций, функционирующих на коммерческих принципах. Рассмотрим общие условия налогообложения такого вида некоммерческих организаций, как государственные или муниципальные учреждения по каждому налогу в отдельности.

Согласно Ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг. (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе – вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, – облагаются НДС в общеустановленном порядке.

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

НК РФ установлены следующие особенности применения налога на прибыль организаций в отношении государственных и муниципальных учреждений всех типов.

Для казенных учреждений из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются:

-доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251);

-расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, оказанием услуг, выполнением работ (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Доходы автономных и бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода:

-имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп.8, п. 1 ст. 251 НК РФ);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— целевые поступления, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения всех типов, получившие имущество или денежные средства в рамках целевого финансирования, должны выполнить два условия, определенных в п. 2 ст. 251 НК РФ, для того чтобы это имущество или средства не были признаны доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

— расходовать целевые средства строго по назначению, то есть на те цели, которые указаны лицом – источником финансирования или бюджетной росписью.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу определен ст. 286 НК РФ. В соответствии с п. 3 указанной статьи, бюджетные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) – такими НКО являются, в частности, казенные учреждения, – уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Бюджетные учреждения (нового типа) и автономные учреждения уплачивают государственную пошлину в порядке, установленным главой 25.3 НК РФ.

При этом казенные учреждения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ и бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года в соответствии с пп. 1.1 п.1 ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Что касается налога на имущество, то согласно пп.1 п.1 ст.2 Закона Тюменской области «О налоге на имущество организаций» автономным, бюджетным и казенным учреждениям, созданным Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области предоставляется налоговая льгота в отношении имущества, переданного им на праве оперативного управления.

Автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области освобождаются также от уплаты транспортного налога в соответствии с пп.12 п.5 ст. 1 Закона Тюменской области «О транспортном налоге».

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задании, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в Ст.149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты гос. пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. Законами Тюменской области учреждениям данного вида также предоставляется льгота по налогу на имущество и транспортному налогу.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая : федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

  3. Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности : учебное пособие/ Д.В. Жигалов. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2010. – 118 с.

  4. Филиппова Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций :учебное пособие/Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В.Дерина, Т.В. Ермошина.- М.: КНОРУС, 2012.-288 с.

  5. О налоге на имущество организаций : Закон Тюменской области от 20.11.2003 № 1104 (в ред. от 07.06.2012 г).-Режим доступа: law.admtyumen.ru/law?print&nd=966308990

  6. О транспортном налоге : Закон Тюменской области от 13.11.2002 №533 (в ред. от 03.10.2012 г.).-Режим доступа: law.admtyumen.ru/law?print&nd=966307800

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений. Практические примеры организации налогового учета в «1С:БГУ 8»

Описание

В книге рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Вопросы организации ведения налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2) представлены на конкретных практических примерах.

Издание может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендуется для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

>О книге >Нормативные документы, разъяснения >Налоги, уплачиваемые государственными (муниципальными) учреждениями

Налог на прибыль организаций

  • Налогоплательщики
  • Обязанности налогоплательщика
  • Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • Ставки налога на прибыль
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Порядок организации налогового учета по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Доходы
    • Отражение доходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
    • Отражение в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» внереализационных доходов учреждения для целей исчисления налога на прибыль. Страховое возмещение
    • Доходы от реализации (выбытия) основных средств, признаваемых амортизируемым имуществом
    • Налоговый учет доходов (расходов), связанных с безвозмездным получением имущества, работ, услуг или имущественных прав
    • Налоговый учет операций по оприходованию излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации
    • Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст.251 НК РФ)
  • Расходы
    • Отражение расходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2
    • Расходы, связанные с производством и реализацией
    • Внереализационные расходы
    • Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст.270 НК РФ)
  • Оценка НЗП и остатков готовой продукции
  • Отчетный, налоговый период, сроки уплаты авансовых платежей и налога на прибыль
  • Расчет налоговой базы и налоговая декларация
  • Расчет суммы налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». Регламентные операции по налоговому учету
    • Закрытие производственных счетов
    • Установка базы распределения
    • Отражение расходов, связанных с производством и реализацией в декларации по налогу на прибыль
    • Внереализационные расходы
    • Расчет базы по налогу на прибыль
    • Автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль
  • Налоговый учет отдельных операций
    • Налоговый учет операций по сдаче в аренду имущества
    • Налоговый учет амортизируемого имущества
    • Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции
    • Налоговый учет реализации объекта основных средств по цене ниже остаточной стоимости
    • Налоговый учет убытков прошлых налоговых периодов
    • Налоговый учет резервов предстоящих расходов

Налог на добавленную стоимость

  • Налогоплательщики, налоговые агенты, налоговая база
  • Учет НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Налоговые вычеты
  • Счет-фактура
  • Порядок заполнения счета-фактуры налоговым агентом
  • Порядок заполнения счета-фактуры обособленным подразделением
  • Внесение исправлений в счет-фактуру
  • Корректировочный счет-фактура
  • Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость
  • Книга продаж
    • Примеры формирования книги продаж в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Книга покупок
  • Налоговая декларация по НДС
  • Налог на имущество организаций
  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Ставка налога
  • Льготы по налогу на имущество
  • Отчетный и налоговый период 165
  • Сроки уплаты налога и авансовых платежей
  • Налоговая декларация

Единый налог на вмененный доход

  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Организация ведения учета фактов хозяйственной жизни, подпадающих под ЕНВД, в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.
  • Ставка налога
  • Налоговый период
  • Сроки уплаты налога
  • Налоговая декларация

Упрощенная система налогообложения

  • Налогоплательщики
  • Объекты налогообложения и налоговая база
  • Налоговый и отчетный период
  • Налоговая ставка
  • Исчисление и уплата налога
  • Доходы
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов
  • Налоговая декларация
  • Порядок признания доходов и расходов
  • Налоговый учет
  • Учетная политика для целей налогообложения
  • Учетная политика для налога на прибыль организаций
    • Организационная часть
    • Методологическая часть
  • Учетная политика для НДС
    • Организационная часть
    • Методологическая часть

___________________________________________________________________________

НДС – это федеральный налог или региональный?

Один из самых спорных и сложных видов налогообложения – НДС, то есть налог на добавленную стоимость. У предпринимателей возникают вопросы: НДС – это федеральный налог или региональный, кто должен его платить, в какие сроки по нему предоставляется отчетность? Он входит в разряд федеральных, так как взимается в соответствии с общероссийским законодательством, и вся прибыль от его уплаты поступает в бюджет федерального уровня.

Также см. “С 2019 года НДС повышается до 20 процентов“.

Что такое НДС, и как он рассчитывается?

В отличие от НДФЛ, НДС – косвенный налог: его платит продавец, но фактически он оплачивается покупателем, так как производители и ритейлеры закладывают его в итоговую цену товара на полке магазина. Этому виду налогообложения в кодексе посвящена отельная глава из-за сложности его расчета, подачи отчетности и уплаты для плательщиков. Система налогообложения с НДС строится на основе следующих принципов:

  • Объектом налогообложения по этому налогу выступают операции, которые совершаются в цепочке изготовления и поставок товара до конечного потребителя.
  • Базой налогообложения по нему выступает стоимость реализованных товаров, услуг или иных материальных и нематериальных ценностей.
  • Налоговая ставка – она устанавливается отдельно для каждого вида операций и зависит от нескольких факторов.
  • Налоговый период. В России он составляет 1 квартал, причем налоговый период полностью совпадает с отчетным. Представители бизнеса 1 раз в квартал предоставляют налоговую отчетность по НДС в электронном виде. Также см. “Налоговый период по НДС“.

Сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом. Рассчитанная на квартал сумма делится на три части и вносится ежемесячно, платеж проводится до 25 числа каждого месяца. При этом работают с этим налогом только организации, выбравшие для себя общую, а не упрощенную систему налогообложения. Если же предприниматель выбирает “упрощенку”, патент или налогообложение на вмененный доход, платить НДС ему не придется.

Документы и отчетность для уплаты НДС

Сроки уплаты НДС по налоговому кодексу устанавливаются для всех категорий плательщиков: этот вид налогообложения предполагает период продолжительностью в 3 месяца. По истечении этого срока не позднее 25 числа следующего месяца плательщики и налоговые агенты обязаны предоставлять в местное отделение инспекции декларацию, в которой фиксируются все проведенные операции.

В документе должны присутствовать данные счет-фактур – это один из наиболее важных типов документов для плательщиков НДС. Если этого документа нет, плательщик не может учесть сумму входного налога до операции, а значит. Сократить добавленную стоимость и уменьшить собственную базу налогообложения.

Также нужно понять: НДС – это прямой или косвенный налог. При прямых налогах, таких как НДФЛ, фактически предприятие теряет прибыль, так как оно вынуждено отдавать часть доходов в счет государства. В случае с НДС прибыль не теряется, так как потраченные на уплату налога средства закладываются в цену конечного товара для потребителя. Таким образом, НДС увеличивает итоговую налоговую нагрузку на покупателей, а не на продавцов.

В соответствии с Налоговым кодексом НДС отнесен к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ). Это значит, что он в полной сумме поступает в федеральный бюджет. А еще НДС является косвенным налогом, поскольку оплачивает его покупатель, а непосредственно в бюджет перечисляет продавец.

Обязательно ли платить этот налог?

Да, в настоящее время система налогообложения без НДС не существует практически нигде в мире. Для государства это источник постоянного дохода, позволяющий не повышать затраты производителей, поэтому этот налог считается одним из самых результативных. Оформление налоговой отчетности по нему и перечисление взносов является обязательным: неуплата налога и задержка предоставления отчетов является основанием для наложения штрафных санкций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Законодательству о налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет. Впервые этот налог был введен в действие 1 января 1992 года Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость». Но, несмотря на такой стаж, это едва ли не самый «популярный» налог в СМИ и арбитражной практике, у финансовых и налоговых органов, у аудиторов, юристов и, конечно же, у налогоплательщиков. Особенности его начисления, возмещения и уплаты должны знать даже те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и др. Для бухгалтерских работников бюджетной сферы этот налог представляет особый интерес. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его применением.

Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.

Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.

Обратите внимание: бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. 146, 149, 150 НК РФ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

Такая возможность есть, и она закреплена в ст. 145 НК РФ. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит одного миллиона рублей, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Это освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Кроме того, организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение трех указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от НДС. В противном случае организация утрачивает данное право. Утрачивается оно и в случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысит один миллион рублей с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание: выручка должна исчисляться именно за каждые три последовательных календарных месяца, а не за квартал.

Пример 1.

Детская спортивная школа (ДСШ) пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1 февраля 2005 г. Выручка ДСШ без учета НДС в 2005 г. составила:

– в феврале – 300 000 руб.;

– в марте – 340 000 руб.;

– в апреле – 310 000 руб.;

– в мае – 330 000 руб.;

– в июне – 360 000 руб.;

– в июле – 320 000 руб.

За первые три последовательных месяца – февраль, март, апрель – выручка составила 950 000 руб. (300 000 + 340 000 + 310 000). За вторые три последовательных месяца – март, апрель, май – 980 000 руб. (340 000 + 310 000 + 330 000). За три следующих месяца – апрель, май, июнь – выручка будет равна 1 000 000 руб. (310 000 + 330 000 + 360 000). А вот за последние три месяца – май, июнь, июль – 1 010 000 руб., то есть в июле 2005 года произойдет превышение лимита выручки.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ с 1 июля 2005 года ДСШ утратит право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Документальное оформление права на освобождение от НДС

Для того чтобы получить такое право, в налоговые органы до 20-го числа месяца, начиная с которого оно будет использоваться, необходимо представить уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС (выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур). Поскольку бухгалтерский баланс не содержит данных о выручке организации, выписка составляется на основании данных «Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» (ф. 4), если организация не перешла на новую Инструкцию по бюджетному учету, или «Отчета о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121), если учет ведется по новой инструкции.

После того как уведомление будет направлено в налоговые органы, организация не может по своей воле отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случая утраты права на него в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.Если вернуться к нашему примеру и предположить, что ДСШ не утрачивала права на освобождение от уплаты НДС в связи с превышением лимита выручки, то до 1 февраля 2006 года она будет обязана пользоваться освобождением.

При использовании права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС необходимо помнить, что его нужно периодически (каждый год) подтверждать. То есть по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца (в нашем примере до 20 марта 2006 года) необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения соблюдались условия относительно выручки. А также направить уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от него. При отказе от права на освобождение от НДС налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме.

Обратите внимание: условие подтверждения права на освобождение является непременным, и о нем следует помнить.

Для бюджетных учреждений освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только вполне законный способ минимизации налогообложения, но и возможность сокращения объема работы бухгалтерии по представлению налоговой отчетности. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в обязанность любого бюджетного учреждения как налогоплательщика входит представление налоговой декларации либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Организации, получившие право на освобождение от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ могут непредставлять налоговые декларации. Именно к такому заключению пришел ВАС РФ в решении от 13.02.03 № 10462/02.

Еще на один аспект использования права на освобождение от НДС хотелось бы обратить внимание читателей. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика иные обязанности, в том числе обязанности налогового агента. Так, например, если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Определение суммы выручки для получения права на освобождение от НДС

Практическая реализация этого права вызывает немало спорных вопросов у бюджетных организаций. Один из них – учитывается ли при определении выручки стоимость товаров (работ, услуг), произведенных в рамках основной (бюджетной) деятельности? Или выручка определяется только на основании данных по внебюджетной деятельности?

По моему мнению, суммы финансирования бюджетной (основной) деятельности учреждения не должны участвовать в расчете лимита выручки при освобождении от НДС. На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Вполне очевидно, что финансирование бюджетной деятельности учреждения не относится к оплате товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 32.1.Методических рекомендаций по НДСуказано,что в налоговую базуне включаются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в свою очередь, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям (ст. 120 ГК РФ), это положение вполне к ним применимо. Отсюда следует вывод, что денежные средства, полученные на финансирование бюджетной (основной) деятельности учреждения, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по НДС и, следовательно, не участвуют при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ. Значит, в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п.2.2. Методических рекомендаций по НДС: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

В учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить метод определения налоговой базы. В соответствии со ст. 167 НК РФ налоговую базу по НДС можно определять двумя способами:

– по отгрузке (по мере предъявления покупателю расчетных документов – день отгрузки, передачи товаров, работ, услуг);

– по оплате (по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров).

Учетная политика формируется организацией до получения права на освобождение. Так, в нашем примере при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от уплаты НДС должна участвовать выручка, полученная ДСШ в ноябре, декабре 2004 года и в январе 2005 года. Следовательно, в учреждении должен быть приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2004–2005 годы. Наличие этого приказа имеет значение в том случае, если организация выбрала метод определения выручки по оплате. Если учреждение не указало, какой способ определения выручки оно будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то выручка определяется по отгрузке (п. 12 ст. 167 НК РФ).

При расчете лимита выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не учитываются:

– суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ, в частности авансы, полученные по предстоящую поставку продукции;

– операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

– операции, приведенные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ;

– операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

НДС в период действия права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Особый интерес для организаций, которые на момент получения права на освобождение от уплаты НДС определяли выручку по оплате, представляет ситуация, когда плата за продукцию, отгруженную до получения данного права, поступила в период действия права на освобождение от исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Учетная политика ДСШ в 2004–2005 гг. – «по оплате». В феврале 2005 г. школа получила плату за услуги, оказанные в январе 2004 г. – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

У бухгалтера ДСШ возникнут сразу два вопроса:

1. Учитываются ли полученные суммы при подсчете выручки за каждые три последовательных месяца?

2. Надо ли платить НДС с полученных сумм?

Ответим на них.

1. При подсчете выручки за каждые три последовательных календарных месяца учитывается выручка за продукцию, отгруженную в период действия освобождения. Другими словами, выручка в этом случае считается по отгрузке, и суммы, полученные за услуги, оказанные в декабре 2004 года, в расчет не включаются. Это следует из п. 5 ст. 145 НК РФ.

2. С полученной суммы надо заплатить НДС. Такое требование содержится в п. 2.10. Методических рекомендаций по НДС. С позицией налоговых органов трудно не согласиться. Дело в том, что НДС облагается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача их покупателю. Так как организация в момент отгрузки являлась плательщиком НДС, у нее появился объект налогообложения и обязательство по уплате налога. При этом Налоговый кодекс не связывает возникновение этого обязательства с методом определения выручки для целей налогообложения, устанавливающим срок исполнения обязательства. В нашем примере он наступает в день получения оплаты, то есть в феврале 2005 года.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета оформляются следующие записи :

Дата Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль Поступила плата за услуги, оказанные в декабре 2004 года 2 210 02 130

Расчеты с ОФК по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

2 205 03 660

Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

118 000
Февраль Перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 304 05 251

Расчеты с ОФК по перечислениям другим бюджетам

18 000

Не менее интересна ситуация, когда до использования права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС организация на основании ст. 171, 172 НК РФ приняла к вычету НДС по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованных по назначению. Или, наоборот, в период действия указанного права суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам учитывались в их стоимости, а после его утраты они были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС.

Пример 3.

По данным бухгалтерского учета ДСШ по состоянию на 1 февраля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей имелись остатки:

–25 000 руб. – на счете 2 105 05 000 «Прочие материальные запасы»;

– 8 000 руб. – на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

В мае 2005 г. ДСШ приобрела и оплатила 4 спортивных велосипеда на общую сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9 000 руб. Напомним, что ДСШ получила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС 1 февраля 2005 г. и утратит его с 1 июля 2005 г.

По состоянию на 1 июля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей будут числиться остатки:

– 8 000 руб. – на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

– 59 000 руб. – на счете 2 101 05 000 «Транспортные средства».

По моему мнению, выход из описанной ситуации может быть следующим.

Во-первых, сумму НДС, относящуюся к остатку на 1 февраля 2005 года на счете «Прочие материальные запасы», ДСШ обязана восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от НДС путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 145 НК РФ).Это право используется организацией с 1 февраля 2005 года, значит, последним периодом перед отправкой уведомления будет январь 2005 года. В налоговой декларации по НДС за январь 2005 года должны быть уменьшены налоговые вычеты (строка 310 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг))» на 4 500 руб. (25 000 руб. x 18%). На сумму восстановленного НДС надо увеличить стоимость прочих материальных запасов.

Во-вторых, необходимо определить остаточную стоимость основных средств, числящихся на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь». Допустим, что это гантели (5 шт.), каждая стоимостью 1 600 руб. Всего – 8 000 руб. По правилам бюджетного учета на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при вводе их в эксплуатацию (п. 44 Инструкции № 70н). О том, что спортивный инвентарь был выдан, свидетельствует требование-накладная на гантели. Таким образом, остаточная стоимость спортивного инвентаря равна нулю.

По мнению автора, восстанавливать НДС не с чего. Налоговые органы могут не согласиться с такой позицией, так как прямых указаний на восстановление налога с остаточной стоимости основных средств относительно утраты права на освобождение от НДС Налоговый кодекс не содержит. В этом случае можно сослаться на Письмо Минфина РФ от 27.04.04 № 04-03-11/66, в котором говорится о необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В-третьих, при утрате организацией права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС сумма налога, относящаяся к основным средствам, приобретенным в период освобождения, принимается к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ. Следуя логике вышеприведенных рассуждений, принимать к вычету НДС нужно в части, которая относится к остаточной стоимости.

В бюджетном учете срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. (п. 39 – 41 Инструкции № 70н).

Согласно указанной классификации велосипеды относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет. Установленный организацией срок эксплуатации велосипедов – три года. На учет они были поставлены в мае 2005 года. В июне бала начислена амортизация в сумме 1 639 руб. (59 000 руб. / 36 мес.). НДС, относящийся к остаточной стоимости, будет равен 8 750 руб. ((59 000 руб. -1639 руб.) / 118 % x 18 %)).На сумму НДС, поставленного к вычету, придется уменьшить стоимость велосипедов и пересчитать норму дальнейшей их амортизации.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета должны быть отражены следующие операции:

Дата

Порядок и сроки уплаты НДС в 2020 году

Порядок исчисления и срок сдачи НДС

Срок уплаты НДС в бюджет в 2020 году

Итоги

Порядок исчисления и срок сдачи НДС

НДС — налог, который в обязательном порядке должны рассчитывать хозсубъекты, применяющие общие правила налогообложения. В определенных ситуациях его придется считать и неплательщикам.

О том, когда для неплательщиков возникают такие ситуации, читайте в материале «Порядок возмещения НДС при УСН».

Порядок исчисления, как правило, не вызывает затруднений. При реализации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг плательщик НДС увеличивает сумму продажи на ставку НДС, а входной налог принимает к вычету, уменьшая тем самым налог, начисленный при продаже. Фактически НДС рассчитывается с наценки. Например, компания купила ТМЦ за 12 000 руб. (10 000 — за товар и 2 000 — НДС), а продала их за 18 000 руб. (15 000 — за ТМЦ с наценкой и 3 000 руб. — НДС). Заплатить в бюджет необходимо разницу между налогом с реализации и входным налогом, то есть 1 000 руб. (3 000 – 2 000). Неплательщики налога вычетом пользоваться не вправе.

Информацию о входящем НДС следует зафиксировать в книге покупок, а об исходящем — в книге продаж. Разница выводится в декларации по итогам квартала. Данные книг покупок и продаж входят в этот отчет составной частью. Декларацию необходимо передать в ФНС по месту учета налогоплательщика не позднее 25-го числа следующего за отчетным кварталом месяца (п. 5 ст. 174 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщики НДС могут отправлять декларации в ИФНС только в электронном виде по защищенным каналам связи, предварительно заверив файлы электронно-цифровой подписью. Неплательщики имеют право сдавать этот отчет и на бумаге.

В случае несвоевременной сдачи отчетности по НДС имеют место штрафные санкции в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1000 руб. и не больше 30% от суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Срок уплаты НДС в бюджет в 2020 году

Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы п. 1 ст. 174 НК РФ. Оплату следует производить ежемесячно до 25-го числа в течение квартала, следующего за отчетным периодом, разделив равными долями сумму исчисленного налога. При этом если срок платежа выпадает на выходной день, то он автоматически переносится на ближайшую следующую за выходным рабочую дату (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Рассмотрим срок уплаты НДС в 2020 году в таблице:

За период

Дата платежа

4 квартал 2019 года

1 квартал 2020 года

2 квартал 2020 года

3 квартал 2020 года

4 квартал 2020 года

Пример

Сумма НДС к уплате ООО «Юг-Полимер» за 1 квартал 2020 года составила 34 549 руб. Чтобы определить размер платежа, необходимо величину налога разделить на 3 части. В условиях примера она составит 11 516,3333 руб. (34 549 / 3).

Поскольку размер платежа в результате деления получается с остатком, то транши 1 и 2 округляются до целых рублей в меньшую сторону, а 3 — в большую. При этом увеличение суммы в большую сторону в траншах 1 и 2 также не будет ошибкой. Такое условие отражено в письме УФНС России по Москве от 26.12.2008 № 19-12/121393.

То есть до 27.04.2020 и 25.05.2020 бухгалтеру необходимо перечислить по 11 516 руб., а до 25.06.2020 — 11 517 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Порядок округления копеек в рубли утвержден только для налогов. Зачастую компании с целью упростить взаиморасчеты округляют копейки до рублей и в первичке. Это довольно опасно, поскольку фирма рискует занизить платежи, что повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Налоговое законодательство допускает досрочную уплату налога. Не возбраняется уплатить всю сумму одним платежом до 25-го числа первого месяца или же 1/3 часть уплатить до 25-го числа первого месяца, а 2/3 — до 25-го числа второго месяца.

При перечислении налога следует внимательно проверить реквизиты налоговой инспекции в регионе.

На какие реквизиты обратить внимание при заполнении платежного поручения, узнайте в статье «Куда платить НДС и как и где найти правильные реквизиты для уплаты?».

В случае просрочки платежа компанию ждут налоговые санкции в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если же налоговики смогут доказать, что НДС был не уплачен умышленно, то на компанию наложат штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Подробнее об ответственности налогоплательщика за несвоевременную уплату НДС читайте в материале «Какая ответственность за несвоевременную уплату НДС?».

Про уплату и срок сдачи НДС налоговым агентом читайте в нашей специальной рубрике.

Срок уплаты НДС для плательщиков этого налога — 25-е число. При этом налог уплачивается ежемесячно равными частями по 1/3 его суммы, начисленной в декларации.

С первого января 2019 ставка НДС увеличилась до 20%. В декабре мы уже рассказывали, как подготовиться к нововведениям. В этом материале разберем, как безошибочно и своевременно заплатить налог в 2019 году, что предпринять в переходный период, как быть, если вы налоговый агент или спецрежимник.

Кто должен платить НДС в 2019

Напомним, что платить НДС должны все организации и предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения. Статья 143 Налогового кодекса РФ делит плательщиков налога на добавленную стоимость на 3 группы:

Компания или ИП могут освобождаться от начисления и уплаты НДС, если они применяют один из специальных налоговых режимов — УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН. Это правило касается только товаров и работ, которые обращаются внутри страны. Если налогоплательщик на спецрежиме приобретает иностранные товары и ввозит их в РФ — он автоматически становится плательщиком НДС по такому товару. В таком случае на таможне придется заплатить НДС «сверху» на стоимость ввозимого товара.

Пример

ИП Андреев А.А. продает компьютеры, оргтехнику и комплектующие. Режим налогообложения предпринимателя — ЕНВД. В январе 2019 года он закупил в Китае партию роутеров и импортировал их в РФ. Стоимость товаров составляет 200 000 рублей, сумма уплаченной таможенной пошлины — 40 000 рублей. Налогооблагаемой базой НДС в нашем примере будет сумма стоимости товара и таможенной пошлины.

Рассчитаем налоговую базу: 200 000 + 40 000 = 240 000 рублей.

Рассчитаем сумму НДС к уплате: 240 000 х 20% = 48 000 рублей, где 20% — ставка налога на добавленную стоимость в 2019 году.

Выводы:

  • если ИП реализует товары, закупленные в РФ, он не платит НДС, поскольку находится на ЕНВД;
  • если ИП реализует товары, приобретенные у иностранных поставщиков, он обязан рассчитать и уплатить НДС на сумму стоимости товаров, таможенных пошлин и акцизов (если применяется).

Кроме импортеров, налоговым агентом по НДС может стать организация или предприниматель, находящиеся на спецрежиме и совершившие определенные виды сделок. Например, выкуп или аренда муниципального имущества, проведение посреднических операций, приобретение металлолома, некоторые иные операции.

Организации, освобожденные от уплаты налога НДС, в связи с применением спецрежимов, и выписавшие счет-фактуру с НДС по своей реализации по просьбе клиента – тоже обязаны уплатить выставленный НДС в бюджет и сдать декларацию, с заполненным 12 разделом.

НДС при экспорте товаров

Сроки уплаты НДС

Уплата НДС происходит по правилам статьи 174 НК РФ. Сумму налога можно разбить на 3 части и уплачивать их не позднее 25 числа в течение 3 месяцев после окончания квартала. По желанию налогоплательщика, налог можно уплатить единовременно или за 2 раза. При этом главное придерживаться установленных сроков.

Пример

По итогам 1 квартала 2019 компания должна перечислить НДС 450 000 рублей. В зависимости от финансового положения организации, налог на добавленную стоимость может быть уплачен следующими способами:

  1. Вся сумма 450 000 рублей в срок до 25 апреля.
  2. 150 000 рублей — до 25 апреля 2019, 150 000 рублей — до 27 мая, 150 000 рублей — до 25 июня.
  3. Любая сумма больше 150 000 рублей до 25 апреля, оставшаяся сумма — до 27 мая.

Как оплачивать НДС налоговому агенту

Обязанность налогового агента — рассчитать, удержать и перечислить в бюджет платежи по НДС. Это происходит в том случае, если получатель дохода не является плательщиком НДС. При этом нет разницы, является ли организация плательщиком НДС или находится на специальном налоговом режиме.

При этом следует учитывать такие особенности:

  • Компания-плательщик НДС сможет принять к вычету суммы уплаченного агентского НДС.
  • Если у налогового агента отсутствует возможность удержать НДС (например, из-за отсутствия денежных расчетов) — необходимо письменно уведомить об этом налоговую инспекцию. Срок для уведомления — 1 месяц. Отсчет срока начинается со дня, когда компания узнала о невозможности удержания налога.
  • Суммы НДС, удержанные агентом при приобретении работ, товаров или услуг у иностранных компаний, должны быть перечислены в бюджет в день оплаты иностранному поставщику.
  • С 2019 года при покупке электронных услуг у иностранных компаний (например, Гугл) российские налогоплательщики не исчисляют и не удерживают НДС.

Как подать налоговую декларацию

Плательщики налога и налоговые агенты сдают декларацию по НДС в ту инспекцию, на территории которой они зарегистрированы. Срок сдачи — 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Традиционно, если 25 число приходится на выходной или праздничный день, крайний срок сдачи переносится на следующий рабочий день.

В 2019 году декларация должна быть сдана в сроки, указанные в таблице.

Важный момент — декларация по НДС всегда сдается в электронном виде. Декларации, сданные на бумажном носителе, не принимаются. Единственное исключение — отчетность налоговых агентов, в отношении которых одновременно выполнен ряд условий:

  • среднесписочная численность сотрудников организации менее 100 человек;
  • налогоплательщик не относится к числу крупнейших;
  • компания не является посредником;
  • плательщик освобожден от уплаты НДС либо не является плательщиком НДС на законном основании.

Только в этом случае закон допускает сдачу декларации по НДС на бумажном носителе. Если не соблюдается хотя бы одно из условий — вы обязаны передавать налоговую декларацию в электронном виде.

Клиенты 1С-WiseAdvice могут быть спокойны за подготовку и сдачу налоговых деклараций. Наши специалисты не допускают просрочек при сдаче отчетности и уплате налогов.

Заказать услугу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *