Могут ли уволить учителя по жалобе родителей

Содержание

Подстава или профнепригодность: за что могут уволить учителя в школе

Обновлено: 30 мая 2019 7926 Шрифт A A Нет времени читать?

Учительский состав в образовательном учреждении – трудовой штат, работа которого регламентируется Трудовым кодексом. Поэтому в ряде случаев возникают вопросы, каким образом и за что можно уволить учителя школы. Мы рассмотрели основные причины, по которым педагог может лишиться рабочего места.

За что можно уволить учителя по закону

Законные условия увольнения прописаны в статье 77 Трудового кодекса. Они также распространяются на сотрудников, осуществляющих свою деятельность в государственных либо коммерческих учебных заведениях. Однако, специфика подобной работы предусматривает наличие ряда других аспектов, которые могут выступать причиной для увольнения педсостава.

Так, принимая во внимание нормы закона (ст. 336 ТК), они будут следующие:

  • достижение учителем определенного возраста;
  • грубое или же насильственное отношение к ученикам;
  • действия, противоречащие уставу организации;
  • не прохождение аттестации.

Что касается возрастного фактора, то педагог, вышедший на пенсию, уволенным с занимаемой должности по этой причине быть не может. Однако переводы на другую должность на практике встречаются довольно часто.

Под превышением полномочий, касающихся насильственных действий со стороны педагога, понимают:

  • умышленное нанесение телесных повреждений ученику;
  • насильственные методы взаимодействия с детьми психологического характера;
  • необоснованная критика и завышенные требования;
  • другие действия морального давления, приведшие к ухудшению психического здоровья несовершеннолетнего.

Описанные выше случаи не могут квалифицироваться как действия, осуществляемые со стороны педагога по неосторожности или случайному стечению обстоятельств.

Нарушение или невыполнение положений устава подразумевает трудовую деятельность учителя, проводимую:

  • без соблюдения в процессе воспитательного и образовательного процесса норм, прописанных в локальных актах учреждения;
  • недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей;
  • случаи некорректного поведения с педсоставом и учащимися.

Трудовое соглашение с сотрудником прекращается, если он не прошел аттестацию/не захотел участвовать в ней.

Уйти с места работы учитель сможет в любой период вне зависимости от графика занятий. То есть сотрудник вправе уволиться во время отпуска или же в начале, середине, конце учебного года.

Руководитель в данном случае не может отказать в увольнении, мотивируя это отсутствием кадров для замены. На поиски подходящего работника для замещения увольняющегося сотрудника у директора будет 2 недели, которые учителю выделены на обязательную отработку.

Ст. 77 ТК РФ

Ст. 336 ТК РФ

Могут ли уволить учителя без его желания

Руководящий орган образовательного учреждения также может стать инициатором ухода своего подчиненного с занимаемой должности. В данном случае предусматриваются следующие причины (ст. 81 ТК РФ):

    • кадровые перестановки в учреждении – сокращение штата сотрудников;
    • когда работник не пришел на работу без уважительных причин;
    • отказ от выполнения своих функций;
    • закрытие образовательного учреждения;
    • профнепригодность, которая была подтверждена результатами аттестации педагога;
    • без его желания учитель может быть уволен в случае прихода на работу в нетрезвом виде (при условии медицинского подтверждения подобного факта дисциплинарного нарушения);
    • хищение материальных ценностей (если причастность к преступлению будет подтверждена судом);

  • аморальный поступок;
  • нарушение норм охраны труда.

Ст. 81 ТК РФ

Работник, который будет уволен вследствие нарушений норм трудового законодательства, внутренних локальных актов две недели перед увольнением, как правило, не отрабатывает.

Помимо правомерных причин, которые могут послужить причиной ухода педагога по его инициативе либо же по желанию руководства, нередкими бывают случаи, когда родители, коллеги и даже ученики просто пытаются подставить учителя. Сотруднику образовательного учреждения стоит знать, при неправомерном увольнении его с занимаемой должности директором, он вправе рассчитывать на помощь профсоюза.

Что значит «аморальный поступок», за который могут уволить учителя, рассказывают в этом видео:

Когда увольнение проходит с нарушением установленных нормативно-правовых актов, уволенный сотрудник имеет все основания оспорить решение в судебной инстанции с последующим восстановлением в должности.

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет). Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор. То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура . В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию». Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу. «У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя. Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе. Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник. Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана. Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго. Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение. Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы. «В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель. — К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс». Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке. Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Задачи по «Административное право»

Задача 1. Директор педагогического колледжа своим приказом установил штрафы за нарушение студентами правил внутреннего распорядка. Студентов стали штрафовать за опоздание на занятия, за отсутствие «сменной» обуви, т.п. По жалобе нескольких учащихся прокурор принёс протест на упомянутый приказ и предложил отменить его. Какое нарушение закона усмотрел прокурор в приказе директора? Составьте проект прокурорского протеста в отношении приказа директора.

Ответ: Любые дисциплинарные нарушения в образовательных учреждениях, несут только дисциплинарные взыскания.

Должна быть проведена проверка исполнения законодательства, гарантирующего право граждан на получение образования в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Педагогического колледжа». И установлено, что директором колледжа утверждены правила внутреннего трудового распорядка, согласно которым за пропуски занятий без уважительной причины студенты обязаны заплатить штраф. Утвержденные правила не соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании», в связи с этим прокуратурой должен быть принесен протест.

Задача 2. Несунова задержали на выходе из торгового зала магазина с бутылкой вина, стоимостью 1100 рублей, за которую он не расплатился, пройдя мимо кассы. В отношении Несунова был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.27 КоАП и постановлением мирового судьи ему было назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на пять суток. Прокурор района принес протест на постановление мирового судьи, указав, что в действиях Несунова имеются признаки уголовно наказуемого деяния, поэтому он не может быть привлечен к административной ответственности. Районный суд отменил постановление мирового судьи и производство по делу прекратил по основаниям, указанным в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП за отсутствием состава административного правонарушения, указав, что Несунов не мог распорядиться похищенным.

Дайте юридический анализ дела, опишите признаки и элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.27 КоАП. Законны ли вынесенные по делу судебные акты?

Ответ: Санкция ст. 7.27. КоАП РФ, по которой привлечен Несунов, предусматривает не только административный арест, но и другой вид административного наказания – административный штраф. В соответствии со ст. 7.27. КоАП РФ мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Задача 3. Общество с ограниченной ответственностью «Белочка» обратилось в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В выдаче лицензии было отказано на том основании, что в уставе организации, в котором предусмотрен открытый перечень видов деятельности, в качестве одного из видов деятельности, которыми может заниматься общество, розничная продажа алкогольной продукции не указана.

Оцените законность решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии. Какие нормативные акты определяют порядок лицензирования и выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Ответ: Перечень необходимых документов для получения лицензии:

1. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр и НЗ копия свидетельства о государственной регистрации;

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов (устава, учредительного договора) — для юридического лица;

3. Копии решения (протокола) о создании организации, решения о назначении руководителя, заверенные руководителем юридического лица;

4. Нотариально заверенная копия свидетельства налогового органа о постановке на учет;

5. Нотариально заверенная копия информационного письма со статистики;

6. Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право владения, пользования участками городской территории, зданиями, сооружениями, помещениями, которые будут использоваться при осуществлении заявляемого вида деятельности (договор аренды, договор купли-продажи, свидетельство о собственности и т.д.);

7. Справку с налогового органа об отсутствии у соискателя лицензии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов (срок действия — 10 дней);

8. Подлинник заключения СЭН о соответствии помещений (торговых, складских, подсобных, офисных) и оборудования санитарно-эпидемиологическим требованиям (оказываем помощь в оформлении);

9. Нотариально заверенная копия карточки регистрации контрольно-кассовой машины;

10. Подлинник справки ОВД об оснащенности объекта средствами охранной сигнализации или копию договора на обслуживание средств охранной сигнализации с органами вневедомственной охраны или охранной фирмой, имеющей лицензию на охранную деятельность с использованием технических средств (копию лицензии приложить);

11. Банковские реквизиты организации, телефоны, факс, адрес электронной почты;

12. Старая лицензия на алкоголь (если есть);

13. В случае осуществление деятельности (кроме вида деятельности «розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте») — Подлинник справки из банка об уплате уставного капитала 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей;

14. Документ подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии в размере 40000 рублей.

В выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть отказано в случаях:

1) выявления в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2) несоответствия условий деятельности и статуса заявителя установленным настоящим порядком лицензионным требованиям и условиям (по результатам обследования) — соответствует рассматриваемой нами ситуации!!!

Задача 4. В уставе государственного автономного учреждения предусмотрен открытый перечень видов деятельности и полномочия руководителя учреждения самостоятельно определять виды деятельности, которыми занимается государственное автономное учреждение.

Оцените законность указанных положений устава.

Ответ: с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», которым и был введен новый тип учреждения — автономное учреждение.

Если говорить кратко, автономное учреждение отличается от бюджетного большей степенью экономической свободы, возможностью осуществления действий, которые для бюджетных учреждений законодательно ограничены или запрещены. Так, автономные учреждения вправе привлекать заёмные средства, открывать счета в кредитных организациях, самостоятельно распоряжаться отдельными видами имущества, что невозможно в отношении бюджетных учреждений. Кроме того, автономное учреждение в отличие от бюджетного в значительно большей степени должно рассчитывать на свою активность, ведь учредитель автономного учреждения финансирует определенный объём его деятельности, определяемый заданием учредителя. Также существуют особенности ответственности автономного учреждения по своим обязательствам, отличающие его от бюджетного учреждения.

Однако реальная возможность автономного учреждения самостоятельно осуществлять вышеуказанные полномочия достаточно ограничена. Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ основными органами автономного учреждения являются наблюдательный совет и руководитель. Что касается руководителя автономного учреждения, то он, во-первых, назначается учредителем, во-вторых, за исключением утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и выбора кредитных организаций для вклада денежных средств, руководитель не вправе самостоятельно принимать решения по важным вопросам. В-третьих, руководитель не входит в коллегиальный высший орган автономного учреждения — наблюдательный совет. В то же время функции наблюдательного совета автономного учреждения по важнейшим вопросам, за исключением совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, носят лишь рекомендательный характер.

Таким образом, возможность осуществления автономным учреждением своих функций напрямую зависит от воли учредителя автономного учреждения, так как по большинству предусмотренных Законом № 174-ФЗ полномочий окончательные решения принимает именно он. К тому же руководитель может воздействовать на деятельность автономного учреждения через наблюдательный совет, в который обязательно входят представители учредителя автономного учреждения, а общая численность государственных должностных лиц должна превышать 1/3 от общего количества членов.

Хозяйственно-распорядительная и финансовая самостоятельность автономного учреждения может не компенсировать отказ государства от его финансирования, поэтому вопрос об автономии автономного учреждения можно поставить под сомнение. Последствия учреждения автономного учреждения могут повлечь за собой стремление автономного учреждения осуществлять несвойственную ему предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, может повлиять на качество предоставляемых работ и услуг. Кроме того, отсутствие государственного финансирования является нарушением гражданского законодательства, так как финансирование является атрибутом учреждений, своеобразной гарантией для вступающих с ним в правоотношения субъектов гражданского права.

Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть, что законодательство об автономных учреждениях носит весьма расплывчатый характер и имеет свои пробелы, которые требует дополнения и внесения поправок.

Задача 5. Гр-н Савельев в связи с освобождением из мест заключения, где он впервые пребывал по приговору суда за кражу (ч. 1 ст. 158 УК РФ), устроил у себя дома шумную многодневную гулянку. Его соседка, гр-ка Павлова, сообщила об этом участковому милиционеру Макарову и попросила принять соответствующие меры для восстановления общественного порядка. Макаров действительно застал на квартире у Савельева группу нетрезвых лиц и следы разнузданного пьяного гульбища. Участковый потребовал у Савельева немедленного прекращения безобразия и заявил, что в целях предотвращения антиобщественных деяний подобного рода он установит над Савельевым административный надзор. Поясните, правомерно ли применение в данном случае названной меры принуждения.

Ответ: На основании ст.7.27 Административного кодекса РФ мелким хищением признается «хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации… .»

И в соответствие примечанием ст. 7.27 Административного кодекса «Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.»

А ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплате труда» устанавливает, что минимальным размером оплаты труда в РФ по уплате штрафов, на данный момент, является 100 рублей. Следовательно, данное правонарушение попадает под действие ст. 158 п.1 Уголовного кодекса РФ.

Соответственно, все процессуальные действия были не правомерны.

Задача 6. Главный государственный санитарный врач г. Екатеринбурга принял решение о временном ограничении доступа в образовательные учреждения города обучающихся, не прошедших предварительную вакцинацию против гриппа, в связи с высоким уровнем заболеваемости гриппом и ОРВИ. Кроме того, он внес на имя руководителей образовательных учреждений предложение о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил. Правомерны ли его действия? В каком нормативном акте и в какой статье урегулирован этот вопрос?

Ответ: Действия считаю правомерными в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

карантин — комплекс административных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим проживания, работы, передвижения населения, а также передвижения транспортных средств, товаров, грузов и животных;

профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям;

Задача 7. Семнадцатилетний Бахтин после окончания школы поступил в военное училище и 22 июля был зачислен курсантом ЕВАКУ. Находясь вне расположения военного училища, 28 июля он вместе с шестнадцатилетним Павлюком распивал спиртные напитки в парке, где они и были задержаны работниками милиции. Начальник РОВД, рассматривая дело о вышеуказанном правонарушении, наложил на Бахтина штраф. На довод Бахтина о том, что он, как курсант военного училища, не может быть оштрафован, начальник РОВД ответил, что Бахтин еще не принял присягу и потому не является военнослужащим, и административные взыскания на него налагаются в общем порядке.

Задача № 2.

Сотрудники милиции задержали военнослужащего С., находящегося в состоянии опьянения, и направили его в медицинский вытрезвитель. Законны ли действия сотрудников милиции?

Действия сотрудников милиции были незаконны. Согласно п.11 ст.11. Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1, милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе. Но в данном случае задержанный обладал специальным статусом, являясь военнослужащим. Так, в соответствии с ч.1 ст.2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. Поэтому в соответствии с п.12 ст.11 Закона РФ «О милиции» милиция вправе задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении административного правонарушения, лишь до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Задача № 3.

После официального предупреждения застройщиков по распоряжению главы администрации города уполномоченные на то хозяйственные организации ликвидировали самовольно построенные гаражи. Кроме того, глава администрации предъявил требование к застройщикам об оплате выполненной работы. Законно ли распоряжение главы администрации города?

В данном случае имело место быть административное правонарушение, предусмотренное ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, а именно нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства в данном случае гаражного назначения. В ст.23.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением установленного порядка строительства. Только судебный орган может применять меры восстановительного характера. Органы муниципального уровня, в том числе глава администрации города, таким правом не наделены. Более того, решение о сносе самовольного строения может принять только судебный орган. Таким образом, распоряжение главы администрации города было незаконным.

Согласно абзацу 2 п.2 ст.222 части первой Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, самовольная постройка действительно подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Но так как в данном случае ликвидация самовольной постройки была произведена незаконно, то застройщикам следует обратиться в суд для разрешения данного спора.

Тема 8. Административная ответственность. Решение задач. Задача № 1.

Ректор университета издал приказ, в котором указывалось, что за нарушение правил пожарной безопасности на студентов налагается штраф в размере 50 рублей. Законен ли приказ ректора университета?

Ч. 9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 20 августа 1996 года № 125-ФЗ предусматривает, что за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарная ответственность всегда осуществляется в условиях служебного подчинения внутри устойчивого коллектива, поэтому в данном случае об административной ответственности речь идти не может. Дисциплинарные санкции для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов включают в себя – замечание, выговор, строгий выговор и исключение. Следовательно, приказ ректора является незаконным.

КоАП – кто имеет право налагать штраф за нарушение правил пожарной безопасности?

За что могут уволить директора школы. Право и бесправие

Не будем долго ходить вокруг да около: директора, как и любого начальника, могут уволить без объяснения причин («несоблюдение трудового договора»). Дополнительные условия для увольнения директора школы устанавливаются ее учредителем, который вправе вносить в трудовой договор специальные требования в соответствии с нормами закона и целями школы, — вне зависимости, частная школа или государственная. Основания для увольнения директора государственной школы шире и жестче, что связано с исполнением ею государственных гарантий, установленных законодательством, по обеспечению всеобщего бесплатного начального, основного и среднего образования.

Анализ содержания уставов школ из нескольких городов разных регионов России (Москва, Череповец, Калининград, Волгоград, Севастополь и др.) позволяет сделать вывод о том, что учредители государственных школ по-разному видят обязанности и ответственность директора. Однако только московскими типовыми уставами государственных школ закреплены условия, неисполнение которых директором устанавливается учредителем как грубое нарушение, однократный факт которого приводит к расторжению договора с директором (в соответствии с положениями устава). Часть таких условий закреплена в законе, а часть внесена учредителем по собственной инициативе, которая обоснована, как покажет дальнейший анализ, необходимостью защиты государственных гарантий в области образования.

Между тем именно эти условия, по большому счету, и являются обычно камнем преткновения интересов участников образовательных отношений, в связи с чем интересно проанализировать и попробовать дать правовую оценку таким условиям на примере требований к директору учредителя государственных школ города Москвы.

Так, для директора государственной школы недопустимыми являются грубые нарушения его трудовых обязанностей, такие как:

  • неисполнение возложенных на директора школы Уставом, трудовым договором обязанностей, которые повлекли причинение вреда здоровью детей или работников;
  • несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом и денежными средствами Учреждения, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы;
  • невыполнение государственного задания;
  • невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых она создана;
  • неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в размере, определяемом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в соответствии с утвержденными городскими нормативами;
  • превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, размер которого устанавливается правовым актом Работодателя;
  • осуществление школой деятельности без оформления лицензии, а также принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • лишение учреждения государственной аккредитации;
  • отсутствие обеспечения или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний).

Уйти, чтобы вернуться. Другой конец истории

По смыслу Закона «Об образовании» (гл. 5) и Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», директор школы при отсутствии педагогической нагрузки не является педагогическим работником. Однако в случае, если директор преподает, он является также и педагогическим работником, и нарушения, допущенные им в педагогической работе, также являются основанием для его увольнения в соответствии со ст. 336 Трудового кодекса РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава школы; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Однако эти основания предмет не для нашего исследования. Коротко только могу заметить, что в принципе расторжение трудового договора даже с директором школы для последнего отнюдь не приговор и зачастую успешно оспаривается в суде.

Когда жизнь богаче правил

Так, по одному из дел об увольнении, увольнение на дату приказа фактически не состоялось. Дело в том, что этим приказом был прекращен трудовой договор, фактически являющийся дополнительным соглашением к основному трудовому договору, в связи с чем приказ об увольнении был отменен, а уволенный работник восстановлен в штате. По другому делу директор отозвал свое заявление «по собственному желанию» до окончания двухнедельного срока предупреждения, а назначение нового директора не наступило. В итоге он был восстановлен на работе со всеми причитающимися ему компенсациями.

Ты в ответе за все, ты — директор

Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.

Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.

Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.

Организация питания в школе

должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

  1. Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;
  2. СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;
  3. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
  4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
  5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
  6. МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах» и пр.

Кто же на самом деле контролирует качество и безопасность питания детей в школе? И какие должностные лица какой организации обязаны обеспечивать такой контроль?

По первому вопросу — безусловно, поставляющая питание организация, но только до факта поставки питания в школу. В школе же, в соответствии с п. 14.4 СанПиН 2.4.5.2409-08, за организацией питания должны следить медицинские работники. В зону их контроля входит качество поступающих продуктов и правильность их закладки.

Проба в теории и на деле

Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее? Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.

Оценка качества блюд проводится бракеражной комиссией по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). В составе комиссии не менее трех человек: медицинский работник, работник пищеблока и представитель администрации школы. Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.

Из требований следует, что если за качество отвечает поставляющая организация, то за ее приемку в школе — администрация, которая обязана обеспечить своего представителя на снятие пробы.

Как это обеспечивается на деле? Фактически — никак. Питание доставляется автомобильным транспортом в поточном порядке согласно расписанию маршрута. Представитель школы расписывается в товарно-сопроводительных документах, и на этом все. Есть ли в том вина директора? Очевидно, что нет. Однако если качество питания имеет последствия, ответственность все равно ляжет на директора. Справедливо ли это? Вряд ли. Но имеем что имеем просто потому, что переход на контрактную систему абсолютно не привел к фактическому разделению юридической ответственности.

С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль правильности отбора и условий хранения суточных проб осуществляет медицинский работник. В свете новых условий положения требования СанПиН безусловно трактуются в сторону ответственности школы, но могут быть нивелированы заключенным договором с поставщиком питания.

Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока? Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08, ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания школы на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин и катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносятся в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.

То есть, согласно требованиям СанПиН, работники пищеблока школы, осуществляющие раздачу и разогрев пищи, обязаны проходить внутренний медицинский контроль, а школа обязана обеспечить ведение контрольной документации. Как соблюдаются эти правила на деле в школах, попавших под «оптимизацию» медицинского персонала? Опять же — никак. Поскольку в школах, перешедших на оптимизационную схему медицинского сопровождения, штатный медработник фактически отсутствует. Следовательно, последняя линия контроля остается на поставляющей организации.

Виноват, но… не виноват

Виноват ли директор в случаях нарушений качества питания в связи с ненадлежащим состоянием кухни или состоянием здоровья ее сотрудников? Да, виноват. Может ли директор обеспечить требования СанПиН в школе, если финансирование, хотя и максимальное, но подушевое, а главной задачей стоит сохранение и приумножение государственного бюджета? Вряд ли, если ставит целью сохранить работу. Будет ли справедливым его увольнение за подобные нарушения? Да, будет. Но в этот момент вспоминается знаменитая реплика участкового в фильме «Берегись автомобиля»: «Он, конечно, виноват!.. Но он — не виноват!..»

В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 нельзя привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности. Однако, соблюдая данное требование, директор тут же опять попадает в ловушку «оптимизации»: принимая на работу персонал по конкретным видам деятельности, он также обязан обеспечить надлежащее исполнение персоналом возложенных на него обязанностей, в том числе и по требованиям гигиенического контроля. Но как же их исполнить, когда…

Из краткого анализа нормативных требований по организации питания в школе становится очевидным, что директор, хотя и является ответственным лицом, просто не имеет возможности обеспечить полный контроль качества питания. Вспомним, что в большинстве школ на региональном уровне выведены из штата медицинские работники, что типовыми условиями госконтракта зачастую не предусмотрен контроль за деятельностью подрядной организации со стороны школы, что доставка питания производится в поточном порядке, при котором приемку питания со снятием пробы с участием представителя школы провести фактически невозможно по «времязатратам»…

В этой связи директор становится невольным заложником системных решений, сбой в которых то здесь, то там «отзывается» дизентерией и отравлениями. «Кто шил этот прекрасный костюм?» — вопрос риторический, при ближайшем изучении которого становится очевидным, что ответственность руководителя за организацию питания — не более чем оставшаяся от прошлого декларация, не имеющая ничего общего с реалиями настоящего времени.

Не хлебом единым… Немного о справедливости

Следующее основание для увольнения устанавливается для директора государственной школы исключительно в государственном интересе: за несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом, денежными средствами школы, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы.

Абсолютно верное условие: отвечай за бюджет и не самовольничай, хотя и прецедентов таких нет, ибо уже сформированы и формы электронной отчетности, и порядки исполнения госзадания.

Невыполнение государственного задания как причина увольнения — в принципе декларативная норма, поскольку школа, работающая в рамках госпрограмм образования, просто-таки не имеет такой возможности.

Увольнение директора за невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых оно создано, фактически повторяет условие за невыполнение госзадания, только применительно к частным школам, реализующим образовательный процесс не по госзаданию, а в соответствии с самостоятельно принятыми бюджетом и программой.

Особого внимания заслуживает условие увольнения директора за неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в законном размере, поскольку распределение бюджета для государственной школы — сфера самостоятельных решений, как и управление педагогическими ресурсами. Так, например, школа вправе заключать гражданско-правовые договора с педагогами не только допобразования, но и обязательных дисциплин — запретов тому нет.

Не за горами, по всей видимости, то время, когда гарантии минимальных зарплат будут преодолены предоставлением возможности заключения контрактов с внешними образовательными организациями, подбирающими и направляющими в школу педагогический персонал. И что собой представляет в правовом смысле на данный момент норма об обеспечении нормированных зарплат — очевидное и невероятное: фактически ничего, и равенства зарплатных гарантий у педагогов допобразования по отношению к педагогам обязательных дисциплин абсолютно нет, поскольку кому как не директору знать, как уйти от излишней ответственности, как перевести педагога с трудового договора на гражданско-правовой…

В этом смысле возникает вопрос: действительно ли заданное условие опасно для директора и гарантирует права педагогического состава? Ответ лежит на поверхности: данное условие гарантирует права только педагогов обязательных дисциплин. Справедливо ли гарантировать трудовые права только части сотрудников школы? Но кто в наше время будет говорить о справедливости…

Мифы и реальность

Условие увольнения за превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, размер которого устанавливается правовым актом работодателя, безусловно направлено на законное управление финансовыми средствами школы и напрямую не затрагивает гарантий участников образовательного процесса.

Странным выглядит условие увольнения директора в случае осуществления школой деятельности без оформления лицензии, а также принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку лицензия является правообразующим документом, и, безусловно, его отсутствие влечет расторжение трудового договора не только с директором, но и со всеми сотрудниками школы. Возможно, это атавизм далекого прошлого, когда лицензии только вводились, однако в настоящее время не имеет практического смысла, как и условие для увольнения директора в случае лишения школы государственной аккредитации.

Гарант безопасности

Камнем преткновения и причиной различных перекосов управления является условие для увольнения директора школы в случае необеспечения или ненадлежащего обеспечения безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода детей, их содержания. Сюда же относится нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний): с одной стороны, в обязанности директора входит создание условий для физического развития детей, а с другой стороны, именно развивающие спортивные комплексы и являются источником опасности для жизни и здоровья, как и объектами пристального внимания контролирующих органов. Недалек в прошлом пример, когда именно демонтаж спортивного комплекса в целях заботы о здоровье детей и повлек увольнение директора московской школы (правда, формально совсем по другой причине). Размытость формулировки, ее неконкретность всегда несет правовую неопределенность для всех участников правоотношений, особенно в образовании и особенно в период реформ.

Гарант безопасности. Пример с комментариями

Яркий пример правовой коллизии — развитие цифрового направления в школах (в Москве — система Московской электронной школы, МЭШ). МЭШ подразумевает урочную и внеурочную деятельность детей с электронными средствами информации и связи — электронными досками, планшетами, ноутбуками и компьютерами. Между тем требования к обращению и использованию электронных средств связи установлены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», которыми ответственность за их соблюдение возложена на юридические лица и ИП, а в нашем случае — на школы, то есть — на директоров.

В соответствии с требованиями п. 13.1 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке; а в соответствии с п. 13.3 медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится также в установленном порядке.

При внедрении «цифры» в школах соблюдение требований по качеству вроде бы отдано на откуп поставщиков (продавцов). Однако понимания, в каком порядке, в каком бюджете, при каких конкретно организациях и с какой периодичностью будет организована работа школы в рамках требований по охране здоровья детей нет, и самое главное, что данная проблема пока и не рассматривается. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предвидеть последствия работы с МЭШ в школе для детей со скрытыми противопоказаниями, как и не возникает вопроса о том, кто же будет за это отвечать даже при наличии родительского на то согласия…

Из любви, или Функция такая

Директор школы, по сути, постоянно находится между молотом и наковальней: между учредителем и родителем, и главная его задача — в первую очередь создать гармоничные и доверительные отношения с родителями, что позволит решать на месте проблемы «угроз жизни и здоровью» и на основе «кредита доверия» исполнять требования учредителя в законном порядке.

На мой взгляд, преодолеть имеющиеся риски всех участников образовательных отношений возможно через активное «включение» директорского сообщества, как наиболее компетентного среди всех участников образования, в родительские (а это априори значит детские) интересы. Ибо абсолютно понятно, что директор школы — это не только менеджер или управляющий, а и защитник и педагог, ибо невозможно без понимания педагогического процесса включиться в реалии образовательных реформ и тем более — гарантировать безопасность детей и устойчивость образовательного процесса.

В пример победы воспитательной работы школы — заявление старшеклассников на Управляющем совете Школы самоопределения (г. Москва) о необходимости развития в школе ученических институтов самоуправления и медиации. Детьми — членами Управляющего совета школы был твердо поставлен вопрос представителю учредителя о необходимости возобновления работы в школе ученического Совета Справедливых — органа медиации, разрешения конфликтных ситуаций между школьниками, — и требование их было принято.

Подобная форма отношений предполагает у директора школы твердый набор таких компетенций, как педагогический опыт или опыт работы педагогическим наставником, внутренний нравственный стержень из любви к детям и, как ни странно, на предпоследнем месте оказывается управленческое образование, а на последнем — хозяйственные качества.

Педагог, психолог, правовед… хозяин

Даже поверхностный анализ возможных причин увольнения директора позволяет сделать вывод, что положение директора школы в сфере защиты его прав весьма незавидное, а учитывая максимальное повышение компетенций в области права родительского сообщества, — весьма зависимое. История показывает яркие примеры значительного влияния родительского сообщества, от которого уже не отмахнуться, как на решения директора, так и на движение образовательных реформ, на переднем фланге которых опять же — директор.

Реалии настоящего времени таковы, что директору школы приходится быть не только «хозяином», но и педагогом, и психологом, и… правоведом с крепким нравственным стержнем, ибо настало время вести диалог не только с работодателем, но и с родителями и с детьми. И если в первом случае это скорее монолог государственных требований, то с родителями это полноценный диалог именно о детях — их обучении, воспитании, развитии, безопасности, в самом широком понимании, и условиях, создаваемых директором по реальному запросу, а не «по разнарядке».

Ну а уж когда выступают с требованиями дети — это безусловная победа развития воспитательной работы школы. Ребенок, понимающий, что ему необходимо, могущий свое требование обосновать и заявляющий об этом вслух, — уже гражданин со сформированным самосознанием. И в этом случае речь идет об исполнении школой не госзадания уже, а ее государственной миссии по формированию гармоничной и социализированной личности.

Требования к квалификации директора школы

Их устанавливает «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (ЕКС). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

  • В соответствии с ними директор школы должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет. Альтернативой может быть профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет.
  • При назначении лица с высшим педагогическим образованием на должность директора оформляется контракт сроком на пять лет.
  • Увольнение директора можно произвести в любое время, включая нахождение в отпуске или на больничном. При этом процедуру расторжения договора можно производить и в отсутствие лица, но в день увольнения отпуск должен быть завершен, а больничный закрыт.

Развитие демократического самосознания детей через ученические институты самоуправления, прямой и честный контакт с родительским сообществом, проведение не только «обучательной», но и воспитательной линии в развитии школы. Именно так можно обозначить пути, с помощью которых дети легко и заинтересованно войдут и в новые образовательные требования, и в цифровые технологии. Перед нами объективно реальные инструменты управления и взаимодействия развивающегося и современного директора школы, и это уже не про «по хозяйству», а по закону человеческого развития; налаживание мостов взаимопонимания с детьми и родителями, формирование конкурентоспособного будущего страны — миссия, а не «менеджерство» и единственная действенная защита от всех причин увольнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *