Международная перевозка НДС

Содержание

По какой ставке НДС облагаются услуги таможенного брокера

По нашему мнению, таможенный брокер, с которым заключен договор на оказание услуг таможенного представителя, должен предъявить клиенту (в данном случае экспедитору) НДС по ставке 20%.

При этом, если доходом экспедитора является только сумма его вознаграждения, а расходы «перевыставляются» заказчику, то экспедитор не вправе принять к вычету НДС, предъявленный брокером. На основании счета-фактуры, «перевыставленного» экспедитором заказчику, право на вычет НДС возникает у заказчика транспортно-экспедиционных услуг (конечно, если заказчик является плательщиком НДС и услуги ТЭУ приобретены для облагаемых операций).

Если заказчик не компенсирует расходы экспедитора (вознаграждение экспедитора включает все расходы), то НДС, предъявленный таможенным брокером вправе принять к вычету экспедитор.

Но в любом случае, услуги экспедитора в рамках международной перевозки груза, в т.ч. включающие услуги по таможенному оформлению товаров, облагаются НДС по ставке 0%. Поясним.

Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых в рамках международной перевозки. Перечень транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0%, приведен в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В этот перечень включены в том числе и услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств.

Поэтому экспедитор, оказывающий услуги при международной перевозке товаров по договору транспортной экспедиции, включающему услуги по таможенному оформлению товаров вправе применять по своим услугам ставку НДС 0%.

Но, таможенный представитель (он не экспедитор) должен предъявить экспедитору НДС по ставке 20%.

Так, по мнению Минфина РФ и ФНС (см., например, письма ФНС от 19.07.2017 N СД-4-3/14105@, Минфина России от 17.03.2017 N 03-07-08/15345) услуги транспортной экспедиции (в т.ч. по таможенному оформлению товаров) облагаются НДС по ставке 0% при одновременном выполнении следующих условий:

договор должен соответствовать требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» к договору транспортной экспедиции;

услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Если услуги, предусмотренные абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываются НЕ в рамках договора транспортной экспедиции, то операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению по ставке 18% (с 01.01.2019 г. — 20%).

В письме от 17.03.2017 N 03-07-08/15345 Минфин России пояснил, что при оказании услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% (с 01.01.2019 г. — 20%).

Пленум ВАС РФ в постановлении N 33 указал, что в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанной нормы судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1, 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

По смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Но, по нашему мнению, из вышеизложенного можно сделать вывод: даже если договор на оказание услуг таможенного представителя заключается при исполнении экспедитором договора в рамках международной перевозки, договор с таможенным представителем, не названный договором транспортной экспедиции, не является договором транспортной экспедиции. Поэтому применение НДС по ставке 0% к услугам, оказываемым в рамках договора возмездного оказания услуг, а не в рамках договора транспортной экспедиции нормами НК РФ не предусмотрено. Соответственно таможенный представитель (он не экспедитор) должен предъявить экспедитору НДС по ставке 20%.

А вопрос налоговых вычетов, как уже говорилось, зависит от условий договора транспортной экспедиции. Если доходом экспедитора является только сумма его вознаграждения, а расходы, произведенные в рамках договора ТЭУ, в т.ч. расходы по таможенному оформлению груза, компенсируются клиентом, то НДС, предъявленный по таким расходам экспедитор к вычету принять не может. Он должен «перевыставить» полученные счета-фактуры клиентам (п.3.1. ст.169 НК РФ). И если они являются плательщиками НДС, то при соблюдении условий, установленных ст.171 и 172 НК РФ «перевыставленный» НДС они смогут принять к вычету.

Получите
консультацию
эксперта Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта. Задать вопрос Задать вопрос

Международная перевозка

  • 11.09.18 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 02.08.2018 г. N 03-07-08/54404 О применении НДС при оказании услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, оказываемых иностранными авиакомпаниями, имеющими постоянные представительства на территории РФ 1 702
  • 06.09.18 В письме от 14 августа 2018 г. N 03-07-08/57471 Минфин рассказал об НДС при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке, а также транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным… 2 135
  • 06.09.18 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14.08.2018 г. N 03-07-08/57471 О применении НДС при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок 2 499
  • 11.05.18 Опубликовано определение судьи ВС по делу № А53-30316/2016, о котором мы писали ранее. ООО «А» оплатило исполнителю услуги по комплексной перевалке груза. На основании выставленного исполнителем счета-фактуры ООО «А» заявило возмещение НДС. По результатам камеральной проверки налоговая отказала, поскольку товар реализован на экспорт, следовательно, услуги оказаны в рамках международной перевозки товаров и облагаются по ставке 0%. Суд… 3 819
  • 14.12.17 Письмо Минфина России от 15.11.2017 № 03-07-08/75382 2 039
  • 12.09.17 В письме от 4 сентября 2017 г. № 03-07-08/56523 Минфин ответил на вопрос об НДС с услуг по упаковке товара, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки товаров морским транспортом в Нидерланды. Нулевая ставка НДС применяется в отношении оказываемых российскими организациями и ИП транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК, на… 1 300
  • 12.09.17 Письмо Минфина России (Министерство финансов РФ) от 04.09.2017 г. №03-07-08/56523 1 131
  • 11.08.17 В письме от 19 июля 2017 г. № СД-4-3/14105@ ФНС рассказала об НДС по услугам таможенного представителя. ФНС рассмотрела случай, когда согласно условиям договора, заключенного импортером с таможенным представителем последний оказывает услуги по совершению таможенных операций в отношении товаров, в том числе: декларирование товаров и транспортных средств; получение разрешения таможенного органа на совершение отдельных таможенных операций;… 2 377
  • 11.08.17 Письмо Федеральной налоговой службы от 19.07.2017 г. № СД-4-3/14105@ 1 296
  • 13.06.17 Письмо Минфина от 18.05.2017 N 03-07-08/30251 1 464
  • 02.03.17 В письме от 20 февраля 2017 г. № СД-4-3/3154@ ФНС ответила на вопрос о применении ставки НДС 0% при реализации услуг по сопровождению и охране товаров в контейнерах при международной перевозке. В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 164 НК нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при перевозке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых… 2 377
  • 21.12.16 Письмо Федеральной налоговой службы от 12.12.2016 г. № СД-4-3/23716@ “О рассмотрении обращения” 6 657
  • 21.11.16 В России вводится понятие «международный дальнобойщик». С 20 ноября начинает действовать новый порядок Минтранса по допуску водителей автобусов и грузовиков к международным рейсам. 660
  • 01.11.16 В рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки ООО «Г» привлекло ряд компаний для перевозки ввезенных из КНР, Таиланда грузов автомобильным и железнодорожным транспортом по территории РФ. Счета-фактуры в адрес ООО «Г» были выставлены с выделенной суммой НДС, и ООО «Г» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, ссылаясь на то, что услуги были оказаны на территории РФ. По результатам камеральной… 4 391
  • 29.08.16 Письмо Минфина от 04.07.2016 N 03-07-11/38969 5 854
  • 29.07.16 В письме от 4 июля 2016 г. № СД-4-3/11936@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда налогоплательщик импортирует товары и для их доставки заключил договоры транспортной экспедиции. Каждый экспедитор доставлял товар из другой страны до пункта назначения на территории РФ (в Москву). При этом для экспедиторы привлекали третьих лиц (перевозчиков). Одни перевозчики везли товар морским транспортом (из Китая до Санкт-Петербурга), другие — автотранспортом (из… 3 416
  • 28.07.16 Письмо Минфина от 04.07.2016 г. № СД-4-3/11936@ 5 076
  • 12.07.16 В письме от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@ ФНС напомнила о нулевой ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В этих целях к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные … 3 476
  • 29.06.16 Письмо ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@ 4 450
  • 22.01.16 Фирма оказывала услуги по международной перевозке грузов. Согласно договору с заказчиком подача транспортных средств к месту погрузки является элементом комплекса перевозочных услуг, а не самостоятельным видом услуг, а возврат предоставленных ранее заказчику вместе с грузом полуприцепов связан с необходимостью их повторной загрузки. Перевозчик представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС, по результатам камеральной проверки которой… 2 369
  • 08.10.15 Письмо Минфина от 04.09.2015 № 03-07-08/51093 2 311
  • 11.06.15 В письме от 21.05.15 № 03-07-08/29322 Минфин указал на пункт 18 постановления пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33. Оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют… 4 350
  • 11.06.15 Письмо Минфина от 21.05.2015 № 03-07-08/29322 3 657
  • 08.06.15 ООО «С» (клиент) и ООО «Г» (экспедитор) заключили договор транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор организует выполнение услуг, связанных с перевозкой груза в международном и внутреннем сообщениях. Клиент выплачивает экспедитору вознаграждение, а также компенсирует расходы, связанные с исполнением поручения клиента. ООО «Г» оказало услуги с привлечением ОАО, которое выставило в адрес ООО «Г» счета-фактуры с НДС по ставке… 3 230
  • 18.02.15 В письме от 19 декабря 2014 г. N 03-07-08/65733 Минфин напомнил, что перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на нулевую ставку НДС при оказании услуг международной перевозки, определен пунктом 3.1 статьи 165 НК. Данным перечнем таможенная декларация не предусмотрена. При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река — море) плавания с территории иностранного государства, не… 3 081
  • 18.02.15 В письме от 19 декабря 2014 г. N 03-07-08/65899 Минфин согласился с позицией пленума ВАС, высказанном в постановлении от 30 мая 2014 г. N 33. Оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим 0% НДС… 2 706
  • 17.02.15 Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65733 2 982
  • 17.02.15 Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899 2 285
  • 06.02.15 В письме от 12 декабря 2014 г. N 03-07-08/64224 Минфин напомнил, что нулевая ставка НДС применяется в отношении: услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ; … 3 302
  • 30.01.15 Письмо Минфина России от 12.12.2014 N 03-07-08/64224 2 596
  • 30.12.14 Опубликовано определение судьи ВС по делу А40-164197/2013, о котором мы писали ранее. Напомним, компания заявила в налоговой декларации по НДС ставку 0% по транспортно-экспедиторским услугам, оказанным двум контрагентам. По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что перевозка товаров осуществлялась в пределах РФ, и доначислила НДС, пени и штраф. Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение… 2 490
  • 01.12.14 Компания занимается коммерческими перевозками грузов автомобильным транспортом, в том числе, международными перевозками. По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция решила, что услуги по возврату заказчику порожнего транспортного средства и подача прицепов на загрузку не могут быть отнесены к международной перевозке, поскольку оказываются до или после перевозки товара. Налоговики изменили ставку НДС по данной операции… 1 873
  • 19.11.14 В письме от 17.10.14 № 03-07-08/52436 Минфин со ссылкой на постановление пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33 сообщил, что оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (то есть, множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Льгота распространяется на транспортно-экспедиционные… 2 120
  • 19.11.14 Письмо Минфина от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 3 106
  • 27.10.14 ООО «А», осуществляющее коммерческие международные перевозки грузов автомобильным транспортом, заключило договор оказания услуг с ООО «М» по доставке автомобильным транспортом грузов из Литвы в РФ. В соответствии с договором стоимость услуг по перевозке включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг, в том числе и на обратную дорогу. ООО «А» в налоговой декларации по НДС заявило о применении ставки 0% к выручке по операциям… 1 859
  • 17.09.14 В письме от 10 июля 2014 г. N 03-07-08/33637 Минфин рассказал об НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров, оказываемых российской организацией. Вознаграждение, получаемое экспедитором по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки за оказание транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК, облагается НДС по нулевой … 4 706
  • 16.09.14 Письмо Минфина России от 10.07.2014 N 03-07-08/33637 3 117
  • 03.09.14 По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2012 года инспекция установила неправомерное применение ставки НДС 0% по транспортно-экспедиторским услугам и услугам по перевозке автомобильным транспортом, оказанным компанией двум контрагентам. По этим услугам имеются договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом, заявки на предоставление транспорта, международные товарно-транспортные накладные, авиагрузовые… 3 4 124
  • 14.07.14 На основании договора транспортной экспедиции фирма оказала контрагенту транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки грузов, в частности, услуги по приемке, погрузке и сдаче груза на судно, оформлению сертификатов на судовую партию, документальному сопровождению грузов при таможенном оформлении, выпуск коносаментов и манифестов, рассылка грузовых документов, ведение реестра автотранспорта. Конечным пунктом… 2 736
  • 19.05.14 В соответствии с нормами статьи 164 налогового кодекса России налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. 9 861
  • 15.04.14 На следующей неделе пленум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрит проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Документ объединяет правовые подходы, которые президиум ВАС РФ выработал при рассмотрении в порядке надзора дел, касающихся применения законодательства о НДС. Однако значительная часть пунктов проекта представлена в виде… 1 763
  • 11.04.14 Комментарий к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.03.2014 N 48 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза» (вступает в силу 27.04.2014) 3 085
  • 19.03.14 Письмом от 12 марта 2014 г. № ГД-4-3/4400@ ФНС переслала письмо Минфина от 14 февраля 2014 г. N 03-08-13/6151, в котором говорится о порядке налогообложения в РФ доходов иностранной фирмы от международной перевозки и экспедирования, если эта инофирма работает с российскими заказчиками, не открывая постоянное представительство в РФ. В общем случае НК предусмотрено, что в таком случае к доходам иностранной организации, подлежащим обложению… 1 375
  • 02.08.12 Услуги по международной перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги по организации такой международной перевозки, оказываемые иностранными организациями, не облагаются НДС. Поскольку местом их реализации не является территория Российской Федерации. Основание: пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. Таким образом, российская организация, приобретающая такие услуги, не признается налоговым агентом… 1 695
  • 09.07.12 Индивидуальный предприниматель осуществляет пассажирские и грузовые автомобильные перевозки между Российской Федерацией и иностранными государствами. Переводится ли его деятельность на ЕНВД при условии, что договоры на перевозки предприниматель заключает с иностранными контрагентами? Да, такая деятельность может быть переведена на «вмененку», считают в Минфине России (письмо от 22.06.12 № 03-07-14/60). Перечень видов предпринимательской… 2 583
  • 28.10.11 С 1 января 2011 г. установлен новый порядок обложения НДС услуг по международной перевозке товаров. Международная транспортировка товара может осуществляться как иностранными компаниями, так и российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями. Для целей обложения НДС транспортировка товара является услугой. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. 17 023
  • 10.10.11 Компании, занимающиеся международными перевозками в смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта, могут применить нулевую ставку НДС (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) ко всему маршруту следования товара, в том числе и по России. А не только когда товар пересекает границу. Это относится к любым перевозкам, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами России. 3 249
  • 31.03.10 Совет Федерации одобрил закон об уточнении порядка применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) по международным перевозкам, которые осуществляются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. Закон устраняет противоречия между ст.164 и ст.165 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения при железнодорожных перевозках. Согласно п.5 ст.165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки… 948
  • 27.02.10 Является ли российская организация налоговым агентом по налогу на прибыль с дохода, полученного иностранной организацией по договору международной перевозки… 2 8 210
  • 10.02.10 Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект, уточняющий порядок обоснования нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при международных перевозках, осуществляемых российскими железнодорожными перевозчиками. Изменения предлагается внести в статью 164 части второй Налогового кодекса (НК) РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в соответствии с данной статьей, при оказании услуг по перевозке или… 1 087

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 21 октября 2011 г.

Содержание журнала № 21 за 2011 г.Е.А. Федорцова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договорач. 1 ст. 431 ГК РФ, которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ.

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ. Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ. А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип. 1 ст. 801 ГК РФ, в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ. Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным ЗакономФедеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедиторп. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ:

  • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

Формы и порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом Россиип. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147, от 18.03.2011 № 03-07-08/74, от 18.03.2009 № 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247.

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ.

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148. Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296.

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:

  • сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
  • все затраты по этим услугам несет заказчик.

В этом случае в суде у вас есть шанс доказать, что вы должны исчислять НДС лишь с вознагражденияПостановления ФАС СЗО от 22.10.2009 № А56-55513/2008; ФАС ЦО от 03.09.2009 № А54-1111/2008С18; Девятнадцатого ААС от 19.10.2010 № А36-2127/2010; Двадцатого ААС от 26.03.2010 № А54-3115/2009С4.

Экспедиция для заказчика

Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.

По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:

  • <или>единый счет-фактуру на всю стоимость оказанных услугстатьи 168, 169 НК РФ;
  • <или>перевыставленные счета-фактуры третьих лиц и счет-фактуру экспедитора на сумму его вознагражденияп. 1 ст. 156, ст. 169 НК РФ; п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и МинфинПисьма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69.

***

Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Международные перевозки грузов и товаров

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет услуги международной перевозки грузов и товаров различными видами транспорта:

Они могут использоваться как по-отдельности, так и в различных комбинациях. Выбор вида транспорта, которым осуществляются международная перевозка и маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Мы оказываем услуги любым участникам ВЭД:

  • Физическим лицам
  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Осуществляем доставку любых грузов и товаров, различных размеров и объемов! Это могут быть отправки как в коммерческих целях, отправляемые или доставляемые в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, и некоммерческие отправки, получаемые или доставляемые в адрес физических лиц (переезд на постоянное место жительства за границу или наоборот).

Мы с радостью готовы ответить Вам по стоимости и срокам доставки, виде транспорта, которым может быть доставлен груз. Предложить различные варианты на Ваше усмотрение, а Вам уже выбрать наиболее подходящие из них. А также готовы ответить на любые вопросы связанные с таможенным оформлением, сертификацией, страхованием и на другие интересующие Вас вопросы!

География международных перевозок грузов

Нами осуществляется международные перевозки грузов и абсолютно любых товаров, различных размеров и объемов из любых стран мира в Российскую Федерацию или из России в любые страны мира. География очень обширна и охватывает практически все страны мира, за исключением некоторых, где проходят военные действия.

Австралия Гонконг Корея Тайвань
Австрия Греция Куба Турция
Азербайджан Грузия Латвия Украина
Америка Европа Литва Финляндия
Англия Египет Люксембург Франция
Аргентина Израиль Норвегия Харбин
Афганистан Индия ОАЭ Черногория
Белоруссия Индонезия Польша Чехия
Бельгия Ирландия Португалия Швейцария
Болгария Испания Румыния Швеция
Венгрия Италия Сингапур Шанхай
Вьетнам Камерун США Эстония
Германия Канада Сербия Южная Америка
Голландия Китай Таиланд Япония

Типы грузов при международных перевозках

Нами перевозятся в международном сообщении любые типы и виды грузов:

Виды международных перевозок грузов и товаров

Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки различными видами транспорта: автомобильным, морским, железнодорожным и авиа. Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Так, например, международные перевозки грузов в страны Европы традиционно осуществляются автомобильным или воздушным транспортом, в то время, как для транспортировки груза из Индии или Китая может использоваться комбинированный транспорт: морской и сухопутный. При отправке небольших партий грузов, как правило небольшим объемом и весом (до 100 кг) и при необходимой срочности – используется авиа транспорт, что является наиболее быстрым способом доставки.

Выбор транспорта, которым осуществляются международные перевозки, маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Автомобильным транспортом – это одна из самых востребованных услуг. Популярность автомобильной перевозки грузов на международном направлении объясняется его доступной стоимостью, универсальностью, возможностью забирать груз со склада продавца и доставлять на склад покупателя без дополнительных перегрузок, а также быстро транспортировать груз на дальнее расстояние. Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет грузоперевозка автотранспортом практически любых видов грузов по всему миру. В том числе он может быть использован при доставке небольших партий товаров в составе сборного груза. В основном автотранспорт востребован в таком сегменте, как страны СНГ и Страны Европейского Союза. Эти направления являются традиционными, экономические связи складывались в течение продолжительного времени, на европейском направлении и на территории стран СНГ имеется развитая дорожная сеть, облегчающая транспортировку груза. Эти преимущества делают грузоперевозки автотранспортом одним из самых доступных и экономически целесообразных видов.

Морским транспортом — являются одними из самых дешевых. Данный транспорт широко используется для доставки контейнерных грузов из стран Азии, северной и южной Америки и др. стран имеющих морские порты. Не меньшим спросом пользуются морские перевозки и на европейском направлении. Как правило при морских перевозках используется комбинированный вид транспорта: автомобильный-морской-автомобильный. Вначале груз доставляется в порт автомобильным транспортом, далее доставляется морским транспортом от порта до порта, а дальше перегружается на автомобильное транспортное средство для последующей доставки на склад получателя. Так, например доставка в Россию может осуществляться через порты Прибалтики, Финляндии, России (Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Находки и др. морских портов России).

Железнодорожным транспортом перевозки также весьма популярны. Так как данный транспорт, как правило, используется для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов на дальние расстояния, где нецелесообразно использовать автомобильный и морской транспорт. А также может быть использован в составе комбинированных перевозок грузов или работы по схеме «от двери до двери». Так например часто используется доставка железнодорожным транспортом из стран Европы и СНГ. Либо комбинированным транспортом через порты Санкт-Петербурга, Владивостока, Находки. В этом случае доставка груза осуществляется морем до порта, где организуется его перегрузка и таможенное оформление груза. После завершения всех процедур груз может быть размещен на железнодорожную платформу либо вагоне и доставляется на станцию получателя.

Авиационным транспортом перевозки не менее популярны. Этот вид транспорта популярен для небольших грузов, срочных, а так же скоропортящихся. Доставка осуществляется через основные аэропорты России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и др. Для больших объемов груза данный тип грузоперевозок становиться нецелесообразным в связи с его высокой стоимостью.

Мультимодальные перевозки грузов как правило используются при смешанном виде перевозок комбинированным транспортом авто+авиа+авто; авто+море+ж/д+авто; авто+ж/д+авто и др. Например: груз доставляется в морской порт автомобильным транспортом, далее осуществляется морским путем, после чего из порта груз опять доставляется автомобильным транспортом на склад получателя.

Перевозка и доставка из Китая

Одним из направлений деятельности компании «Универсальные Грузовые Решения» являются международные грузоперевозки из стран Азии: Китая, Индии, Японии, Тайваня, Таиланда и др.

В сегменте международные перевозки товаров из Китая – это одно из самых популярных направлений, так как выход на один из самых быстрорастущих рынков для Российских компаний является одним из важнейших этапов развития. Осуществляемые компанией «Универсальные Грузовые Решения», международные перевозки товаров из Китая позволяют компаниям-импортерам эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, обеспечивая быструю и своевременную поставку товара.

Международные грузоперевозки из Азии осуществляются преимущественно морским транспортом через порты Санкт-Петербург, Владивосток и другие крупные портовые города России, где груз проходит таможенное оформление.

Перевозки из Европы

Международные грузоперевозки из Европы являются традиционным направлением. Экономические связи России со странами Европы складывались на протяжении десятилетий и отличаются устойчивостью. Международные автомобильные грузоперевозки из Польши, Германии, Голландии, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Англии, Чехии, Финляндии и других стран Европы являются одним из основных направлений в деятельности компании «Универсальные Грузовые Решения».

На европейском направлении компания «Универсальные Грузовые Решения» также осуществляет международные перевозки из Турции, Румынии и Болгарии.

В зависимости от пункта назначения, международные перевозки из Европы, осуществляются через территорию Прибалтики, Белоруссии или Украины. На этом направлении, как правило, осуществляются международные автомобильные грузоперевозки, но в зависимости от маршрута следования транспортировка груза может осуществляться морским путем в Санкт-Петербург.

Нельзя не принимать во внимание и огромное значение, которое имеет Германия в транзитных международных грузоперевозках. Благодаря выгодному транспортно-географическому положению государства сюда стекаются товары из различных стран мира, после чего международные грузоперевозки из Германии осуществляются сухопутным путем или морским через порт Санкт-Петербурга.

Использование автомобильного транспорта на таком направлении, как международные грузоперевозки из Финляндии является на сегодняшний день одним из наиболее целесообразных. Использование грузового автотранспорта объясняется не только ценовой привлекательностью, но и его универсальностью. Автомобильный транспорт позволяет осуществлять международные грузоперевозки из Финляндии практически всех видов товаров.

Перевозка в страны СНГ

Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет перевозки из России в страны СНГ и наоборот из СНГ в Россию. Это наиболее востребованное направление из-за преференций на таможне по товарам производимым в данных станах.

Грузоперевозки из Грузии, Узбекстана, Армении и Молдовы пользуются значительным спросом, но в то же время требует знания особенностей таможенного оформления. Товары из стран СНГ как правило облагаются только НДС без уплат таможенных пошлин. Самым ярким примером может служить свободное перемещение товаров из стран Таможенного союза: России, Беларуссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Из этих государств грузоперевозки осуществляются без прохождения таможенного контроля и в рамках свободной торговли между ними.

Международные перевозки в Страны Северной и Южной Америки

Нами осуществляется доставка из стран Северной и Южной Америки в Российскую Федерацию или наоборот. Как правило, при перевозке грузов используется морской или воздушный транспорт. При перевозке морским транспорт сроки доставки значительно отличаются от сроков доставки воздушным транспортом и могут составлять от 30 дней против 1-2 дней при доставке воздушным.

Схемы «От двери До двери»

Компания «Универсальные Грузовые Решения» предоставляет комплексные услуги по схеме «от двери о двери». Подобная схема является одной из самых выгодных для клиента, который полностью доверяет все заботы по доставке и таможенному оформлению груза профессионалам.

Схема «от двери до двери» включает в себя ряд этапов:

  • Подготовка груза к отправке, разработка логистической схемы;
  • Транспортировка груза в Россию;
  • Таможенное оформление груза;
  • Доставка груза на склад владельца.

Одним из важнейших этапов схемы является таможенное оформление груза. Его особенностью является необходимость заполнения различных деклараций, оформления сертификатов и другой разрешительной документации. Даже малейшие ошибки при заполнении документации могут впоследствии привести к проблемам с постановкой на баланс и дальнейшей реализации продукции.

Сотрудничество с компанией «Универсальные Грузовые Решения» обеспечивает быстроту доставки товара, снижение стоимости международных перевозок и быстрое прохождение таможенного оформления.

Если Вам нужны международные грузоперевозки из Европы, СНГ, стран Азии, Северной и Южной Америки или других стран мира. Мы с радостью станем Вашим надежным партнером!

Сроки и стоимость международной перевозки грузов и товаров

Сроки и стоимость международной перевозки грузов и товаров в нашей компании минимальны по рынку и рассчитываются индивидуально в зависимости от вида транспорта, выбранного маршрута, веса и габаритов груза.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Узнать стоимость международной перевозки

Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра

Транспорт — одна из важнейших сфер в экономике любого государства. Транспортная система обеспечивает производственные связи и является индикатором состояния мировой торговли. В непростых современных экономических условиях сформировался тренд на комплексные логистические решения и сотрудничество с профессиональными операторами, которые способны взять на себя решение всех проблем грузоперевозок.

Рассмотрим подробнее нюансы 4PL-схемы, а также текущее состояние рынка международных перевозок, его проблемы и перспективы.

Рынок услуг международных грузоперевозок: камо грядеши?

Международная логистика включает следующие виды транспорта:

  • наземный (железнодорожный и автомобильный);
  • водный (морской и речной);
  • воздушный.

Соотношение видов международных грузоперевозок в регионах и отдельных странах различается. В промышленных государствах транспортная система представлена всеми указанными видами транспорта. Особенно развитой является инфраструктура в Японии, США и Евросоюзе. На их долю приходится до 85% мирового грузооборота. В западноевропейских странах по объемам грузоперевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), следом идет железнодорожный (25%). Остальное приходится на морской и внутренний водный.

В Северной Америке автомобильные и железнодорожные перевозки практически равны по объемам. В странах СНГ и Восточной Европы преобладает ж/д-транспорт, однако роль автомобильного транспорта постепенно растет. Международные грузоперевозки морем практикуют преимущественно «морские» государства: Греция, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Япония.

Что касается авиаперевозок и интенсивности движения, то здесь эксперты традиционно выделяют три региона: Западная Европа, Дальний Восток и США. На них приходится 2/3 мирового грузооборота по воздуху. Еще один крупный регион расположен в Азии — это КНР, Сингапур, Таиланд, Япония. Они забирают 1/5 объемов. Значительная часть грузов проходит транзитом через российскую территорию.

В России, как следует из отчетов Аналитического центра при Правительстве РФ, по тоннажу лидирует автомобильный транспорт. Он занимает до 68% в структуре всех перевезенных грузов. В тройку входят железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%).

Немного статистики

За 2018 год в России объем грузоперевозок вырос на 5,2% по сравнению с показателями 2017 года. Рост грузоперевозок автомобильным транспортом составил 6,8%, железнодорожным — 2,3%, авиационным — 2%. Морской транспорт, наоборот, показал спад на 21,9%.

Международная логистика: цифры и факты

Из-за кризисных явлений в мировой экономике одни страны погрузились в глубокую стагнацию, другие, напротив, вышли на новый уровень развития. К примеру, в США существенно снизились объемы трансатлантических перевозок. Этот сегмент рынка активно осваивают азиатские компании, особенно из Китая, чья мощная экономика одной из первых перешагнула кризисную черту. Те или иные изменения произошли в каждом секторе рынка международной логистики. Каждый вид перевозок по-своему реагирует на влияние извне.

Международные железнодорожные грузоперевозки

Популярность железнодорожного транспорта объясняется выгодными тарифами, низкой стоимостью транспортировки из расчета 1 тонна на 1 км и возможностью применения мультимодальных схем (например, груз доставляют по морю, а затем перемещают в железнодорожный контейнер). Общая протяженность железных дорог в мире — 1,2 млн км. Из них 240 тыс. км пролегают по территории США и 90 тыс. км — Канады. В России цифра меньше — 86 тыс. км. При этом густота сети высокая лишь в европейской части страны. В Сибири фактически используется только Транссибирская магистраль. Абсолютные лидеры среди грузов — уголь и строительные материалы. Для владельцев небольших партий товаров железнодорожные перевозки остаются невыгодными: невозможна доставка от двери до двери, трудно планировать из-за больших сроков, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку при использовании мультимодальных схем.

Международные морские грузоперевозки

Это наиболее дешевый вид транспорта. Он обеспечивает в среднем 75% перевозок между государствами. Лидеры мирового торгового флота — Япония, Греция, Кипр, Китай, США. Активно используются так называемые суда под дешевыми флагами, принадлежащие Либерии, Панаме, Сингапуру. Себестоимость перевозки в этих странах в три раза ниже, чем на европейских судах, в том числе за счет налоговых льгот. Чаще всего по международным морским торговым путям перевозят нефть и нефтепродукты. Крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе по направлению к Европе, Японии и США. Значительны объемы перевозок угля и железной руды. Большую долю занимает доставка зерновых культур.

Что касается России, то в нашей стране морские перевозки используются главным образом для экспорта. Крупнейшим портом считается Новороссийск, занимающий по объемам перевалки грузов третье место в мире. В связи с ростом поступления товаров из Юго-Восточной Азии перевалочные мощности российских портов в ближайшие годы будут расти (см. рис. 1).

Рис. 1. Прогноз роста перевалочных мощностей в российских морских портах

Авиаперевозки

Больше всего развиты там, где сложилась густая сеть авиалиний. Парк судов наиболее значителен в США, Канаде, Франции, Германии, Австралии. Схема грузооборота объединяет свыше 1 тыс. аэропортов по всему миру. Тем не менее на долю воздушных перевозок приходится очень незначительная часть грузов — по всему миру не более 1–2%. Связано это с высокой стоимостью пересылок и большим количеством ограничений. Авиационный транспорт используют в основном для перевозки скоропортящихся и уникальных товаров. Ведь его неоспоримым преимуществом является скорость. Воздушные суда — это единственный способ быстро переправить груз на большое расстояние.

Автоперевозки

Общая длина дорожной сети мира превышает 23 млн км. Треть дорог сосредоточена в Северной Америке, четверть — в Западной Европе. Ключевую роль играют трансконтинентальные магистрали. Это, например, шоссе через пустыню Сахара в Африке, дорога от Атлантического до Тихого океана через всю территорию США, Панамериканское шоссе, соединяющее Северную и Южную Америку, и ряд других.

Международные перевозки автомобильным транспортом наиболее гибкие. Они позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Авто успешно комбинируют с другими видами транспорта. Между тем, внутри России автомобиль остается транспортом ближнего действия. По статистике, средняя дальность перевозки 1 тонны — менее 50 км. В основном это доставка из морских портов или железнодорожных станций. Транспортировать на большие расстояния невыгодно в силу высоких издержек и ограниченности грузового места.

Вид автотранспорта во многом влияет на стоимость доставки грузов. Конкуренция существует не только между сферами, но и между конкретными фирмами. Поэтому система тарифов, применяемая перевозчиками, очень гибкая. И позволяет к каждому клиенту подходить индивидуально. Тарифные ставки включают в себя конкретные характеристики груза и отражают общую заинтересованность государств в поддержании конкретного грузопотока.

Аналитики считают, что в 2019 году рынок автоперевозок будет расти. В России на автомобильный грузовой транспорт приходится 2/3 всех перевозок. Рост прогнозируется на уровне 3,5% в год. Интересно, что отмечается переориентация грузопотоков: обмен товарами с ЕС резко сократился, в то время как с Китаем вырос (во многом за счет интернет-торговли, которую по большей части обслуживает именно автотранспорт). В 2018 году сократился ввоз грузов из Европы в Россию автомобильным транспортом: объем автоперевозок стал на 4,2% меньше, чем в 2017 году. Еще один тренд — стабильный рост сегмента сборных грузов, тоже за счет товаров из Китая.

Цена имеет значение

Итак, самыми дорогими считаются авиаперевозки, наиболее доступными по цене — перевозки по морю. Имеет значение также тип судна, расстояние между пунктами отправки и прибытия, сроки. Влияет на стоимость перевозки и количество транзитных стран, которые предстоит преодолеть по пути следования в конечную точку, платежи по транзиту, условия оплаты и так далее. Можно выделить основные группы параметров:

  • при организации перевозки: габариты груза, его свойства, ценность, дальность доставки, экспедиторские и страховые услуги и другие;
  • при подготовке документов: количество таможенных кодов, необходимость оформления сертификатов и прочее;
  • при хранении на складе: объем груза, условия хранения, сроки и так далее.

С учетом всех факторов для международной перевозки грузов, например, из Юго-Восточной Азии целесообразно выбирать мультимодальный способ доставки. В этом случае большую часть пути контейнер пройдет по морю, а затем от порта до места назначения — по железной или автомобильной дороге. Допустим, есть груз весом 20 тонн, который требуется переправить из Азии в Москву. До порта Котка (Финляндия) его доставят морским транспортом, далее — автомобильным. Срок хранения в порту — семь суток.

При прочих равных условиях стоимость морских или комбинированных перевозок оказывается ниже сухопутных. Точную стоимость доставки рассчитывают при приемке заказа. Для того чтобы перевозка стала возможной, требуется оформить пакет документов, среди которых и разрешение на пересечение границы конкретным транспортным средством с конкретным грузом. В своих действиях таможенные органы четко придерживаются законодательства.

Что в выборе тебе моем, или Какой вид международных грузоперевозок предпочесть

Стремясь оптимизировать логистику, многие компании предлагают клиентам разные виды перевозки. В дополнение к классическому варианту — 20- или 40-футовому контейнеру — существует такая форма, как сборный груз. В этом случае клиент платит не за весь контейнер, а только за то пространство, которое занимает его товар. Перевозка обходится в минимально возможную сумму, поэтому международная отправка сборных грузов особенно востребована представителями малого и среднего бизнеса. В состав сборного груза могут включить практически любой товар, за исключением сыпучих, наливных и горючих продуктов.

Некоторые компании работают по схеме доставки карго. Используется она в основном для пересылок грузов из Китая и стран Ближнего Востока. Компания сочетает в себе функции перевозчика и таможенного брокера, часто заключая сделки под собственный контракт. По заказу клиента представители данной фирмы подбирают необходимый товар, приобретают его, доставляют и декларируют. С точки зрения простоты и скорости это, безусловно, удобно. Однако работа посредника в таких случаях зачастую полулегальна, а клиент полностью зависит от его действий, рискуя остаться без денег и вовсе не с тем грузом, который был запланирован.

То, какой вид транспорта выбрать, во многом зависит от типа груза, места назначения и желаемых сроков доставки. Для перевозок внутри одного континента на небольшие расстояния идеально подойдет автотранспорт. Он дороже железнодорожного, но быстрее. Кроме того, практически не зависит от климатических условий. Хорошо подходит для контейнерных перевозок, пригоден в том числе и для опасных грузов.

Международные железнодорожные перевозки грузов на 30–40% дешевле автомобильных. Их применение одинаково, разница обычно в расстоянии. Перевозки по железной дороге востребованы, когда речь идет о длинных дистанциях.

Авиационный транспорт самый дорогой, зависим от погоды, его вместимость ограничена. Однако воздушные суда позволяют переместить груз в любую точку планеты в течение 3–5 дней, поэтому авиаперевозки наилучшим образом подходят для транспортировки скоропортящихся грузов, срочных и дорогих заказов.

Морской транспорт выбирают те, кто не сильно ограничен во времени. Путь контейнера может растянуться на 35–45 дней. Процесс доставки нередко задерживает шторм или ураган. Однако именно по морю доставляют подавляющее большинство строительных материалов, сырья и полезных ископаемых: железную руду, уголь, нефть, зерно и так далее.

Организация международных грузоперевозок предусматривает не просто доставку товара в конечный пункт. Надежные и профессиональные компании берут на себя страховку, маркировку, упаковку груза. Они заполняют накладные, готовят документы и декларации. По желанию клиента компания может заняться и процедурой таможенной очистки.

Для небольших фирм содержание собственного подразделения международной транспортной логистики обычно не оправдано. Но и крупные компании не всегда испытывают необходимость в непрерывных поставках груза из-за рубежа. Если ваша цель — оптимизировать существующие транспортные расходы, вне всякого сомнения, имеет смысл выбирать в качестве партнера одного из ведущих логистических 4PL-провайдеров, способных выполнять все поручения под ключ.

К какому перевозчику обратиться?

Мы попросили дать комментарий для наших читателей руководителя компании «Стандарт Лайн» Александра Александровича Березнева, и вот что он нам рассказал:

«Международный перевозчик должен уметь работать со всеми видами транспорта и предлагать оптимальные для клиента варианты доставки грузов. Важным качеством транспортной логистической компании является возможность доставлять грузы из любой точки мира. Некоторые перевозчики работают, например, только с Европой или Китаем. Но более широкая специализация говорит об опыте и солидной материальной базе компании.

«Стандарт Лайн» является международным перевозчиком, который готов обеспечить доставку грузов из стран Европы, Азии, Африки и Америки. Мы организуем перевозки морским, воздушным и наземным транспортом, мультимодальные перевозки, при необходимости выступаем в качестве внешнеторгового агента и таможенного брокера. На сайте компании можно найти мини-путеводитель по странам с указанием вариантов перевозки и основных товаров, актуальных для экспорта или импорта. Наши специалисты имеют большой опыт оформления практически любых грузов — от свежих овощей и фруктов до оружия. Услуги могут быть оказаны под ключ, включая оформление внешнеэкономической документации и страхование грузов».

P. S. На сайте «Стандарт Лайн» можно оставить запрос через форму обратной связи или заказать обратный звонок.

* Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0742/01 выдано ФТС РФ 03 сентября 2018 года.

>
Нулевая ставка НДС при международных перевозках организациями РФ

1. Что такое международная перевозка

Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территориях разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства.

2. Чем регулируются международные перевозки

2.1 Международные конвенции

  • Железнодорожные перевозки (Конвенция о международных перевозках по железной дороге Берн 1890 год);
  • Морские перевозки (Брюссельская конвенция 1924 год),
  • Авиаперевозки (Варшавская конвенция 1929 год);
  • Автомобильные перевозки (Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом Женева 1961 год);

2.2 Локальные документы ЕвразЭС

  • Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Киргизия). Общим документом для союза является Таможенный кодекс;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • Стандарт ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования»

3. Какую ставку НДС использовать при международных перевозках организациями РФ

Нулевая ставка НДС при международных перевозках предусматривается для ряда услуг (полный перечень в п. 1 ст. 164 НК РФ), в том, числе:

  • услуг по международной перевозке товаров различным транспортом, при которых пункт назначения или отправления расположен за пределами РФ;
  • транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых россиийскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции. Их классификация — в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004, утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.

Если услуга не входит в перечень п. 1 ст. 164 НК РФ, то она облагается по полной ставке.

Важно! Если Вы желаете применять ставку 0%, указывайте верный предмет договора: транспортно-экспедиционные услуги или услуги по международной перевозке.

4. Какие документы нужно подать для подтверждения нулевой ставки НДС по международным перевозкам

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по таким услугам в ИФНС вместе с декларацией необходимо будет предоставить документы:

4.1 контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг
4.2 копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации)

Бывают ситуации, когда груз перевозится несколькими видами транспорта. Например, по территории России товар перевозится по железной дороге, а затем другой перевозчик доставляет товар морским транспортом до пункта назначения в иностранном государстве. Можно ли в такой ситуации применять нулевую ставку НДС разъясняет Минфин России в своем письме от 02.08.11 № 03-07-15/72. По мнению чиновников, право на нулевую ставку НДС есть только у второго перевозчика в отношении услуг, оказанных на участке от пункта перегрузки товаров до конечного пункта назначения.

Полная процедура подтверждения НДС см. в статье «Сроки возмещения НДС при общем порядке».

Итоги

Международные перевозки регулируются международными конвенциями и локальными документами страны отправления. Документ, регулирующий ставку НДС 0% — Налоговый Кодекс РФ. Для ее подтверждения нужны два вида документов – контракт с верно указанным предметом деятельности и копии документов, подтверждающие вывоз товаров. Пунктом назначения товаров должен быть расположен за пределами территории РФ. На разного рода нештатные ситуации существуют разъяснения Минфина и судебная практика.

Какой вид международных перевозок грузов выбрать? Ищем выгодный вариант

Все виды внешнеэкономической деятельности неизбежно связаны с вопросами международных перевозок и таможенного оформления грузов. Какой же транспорт для международных перевозок выгоднее и потребует меньше времени на прохождение таможенных процедур? Для каждой задачи решение индивидуально. Однако есть общие принципы осуществления международных перевозок, которые помогут сориентироваться.

Особенности и этапы международных перевозок грузов

Международными называются перевозки грузов, связанные с пересечением государственных границ. Правовое поле определяется международными транспортными конвенциями, которые содержат унифицированные требования к перевозочной документации, определяют процедуры прохождения государственных границ и ответственность перевозчиков. Помимо этого каждая страна имеет собственный регламент международных транспортных перевозок, устанавливающий государственные пошлины и процедуры таможенного оформления грузов. Страны Таможенного союза имеют единые правила грузоперевозок, сведенные в Таможенный кодекс Таможенного союза.

В общем случае таможенное оформление товаров проходит в три этапа:

  1. Таможенное оформление в стране экспорта . Этим термином обозначается подготовка пакета документов, необходимого для вывоза товаров из страны-производителя-продавца. Обязательными являются документальные подтверждения оснований для вывоза (например, договоры купли-продажи), сертификаты и лицензии, прочие документы необходимые для вывоза. Итогом является оформление экспортной декларации на вывоз товара.
  2. Перемещение через границу . Для перемещения через границу товар загружается в транспортное средство и при необходимости пломбируется таможенным органом страны отправления.
  3. Таможенное оформление в стране импорта . Для этого заполняются таможенные декларации и оплачиваются таможенные налоги. Таможенным оформлением может заниматься как грузополучатель, так и таможенный представитель в рамках договорных отношений. Если законодательство страны импорта предусматривает для ввозимых товаров процедуру ветеринарного или фитосанитарного контроля, она должна быть пройдена в пункте пропуска.

В случае, когда после оформления на границе дальнейшая доставка товаров грузополучателю осуществляется под таможенным контролем, должны соблюдаться следующие правила:

  • Необходимо внесение денежных средств на депозит таможенного органа или предоставление банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных пошлин и сборов. Обеспечение не требуется в случае речных перевозок или перевозок внутренними авиарейсами, если во всех аэропортах следования есть таможенные органы.
  • Доставку осуществляет таможенный перевозчик или назначается таможенное сопровождение, при перемещении железнодорожным транспортом обеспечение не требуется.
  • Автомобильным транспортом товары перевозятся с применением книжки МДП (Carnet TIR).
  • Транспортные средства должны иметь свидетельство о допуске к перевозкам под таможенными печатями и пломбами либо разовый допуск к перевозке.

Международные морские перевозки грузов

Договор морской перевозки груза составляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. Перевозка грузов морским транспортом, производимая юридическими лицами, подлежит лицензированию Минтрансом РФ. Таможенные органы для оформления грузов, пришедших по морю, располагаются в морских портах.

Для оформления процедуры доставки таможенный орган должен получить следующие документы:

  • Коносамент.
  • Данные о товарах и их стоимости, включая счета-фактуры или счета-проформы.
  • При наличии – документы, подтверждающие, что товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами (например, гуманитарная помощь или товары, предназначенные дипломатическим представительствам иностранных государств).
  • В предусмотренных законодательством РФ случаях – лицензии или их нотариально удостоверенные копии.
  • Документы для идентификации товаров (описания, чертежи, фото, схемы).

Международные автомобильные перевозки грузов

Перевозчик при ввозе грузов автотранспортом должен представить таможенному органу следующие документы:

  • CMR – международная товарно-транспортная накладная. Этим документом устанавливается договор перевозки. Он должен существовать не менее чем в 3 экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Один экземпляр находится у отправителя, второй представляется на таможне, третий остается у перевозчика. В CMR должны содержаться сведения согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) 1956 г.
  • Cчет-фактура или счет-проформа, а также документы, содержащие информацию о кодах товаров по товарной номенклатуре ВЭД.
  • Талон контроля при въезде.
  • Книжка МДП, заполненная и оформленная в соответствии с требованиями Конвенции МДП 1975 г.

В установленных ФТС РФ случаях проводится таможенный досмотр товаров и транспортных средств с последующим составлением акта таможенного досмотра.

Международные авиаперевозки

При ввозе товаров воздушным транспортом командир воздушного судна или уполномоченный агент должен предъявить в таможенный орган, расположенный в аэропорту, следующие документы:

  • Генеральная декларация. Содержит сведения о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета и экипаже.
  • Грузовые ведомости. Содержат информацию о перевозимых на борту товарах.
  • Авианакладные, задание на полет, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, лицензии, сертификаты.

Выгружать товары с борта воздушного судна можно только после таможенного оформления самого судна и с разрешения сотрудника таможенного органа.

Международные железнодорожные перевозки грузов

При ввозе товаров по железной дороге таможенный орган должен быть уведомлен следующими документами:

  • Международная железнодорожная накладная.
  • Счета-фактуры или счета-проформы со сведениями о товарах и их стоимости.
  • Передаточная ведомость или натурный лист. Необходимо два экземпляра: один остается в таможенном органе, второй возвращается сотруднику станции.

Таможенный орган может потребовать предъявить прибывшие товары для осмотра, досмотра, взятия проб и образцов.

Планируя международные перевозки, имейте в виду: самым дешевым, но одновременно и медленным считается морской транспорт. Наибольшую свободу планирования маршрута в сочетании со скоростью и надежностью дают воздушные и автомобильные перевозки. По железной дороге удобнее всего отправлять насыпные и наливные грузы.

Конвенции и правила международных перевозок автотранспортом

Мир становится более прозрачным. Государства открывают границы для других, налаживаются торговые связи. Это дает сильный толчок скорому развитию такой сферы, как международные грузоперевозки. На этом стремятся заработать многие автотранспортные компании. Поэтому и появилась необходимость регулировать поведение всех игроков. Так возникли конвенции и основные правила международных автомобильных перевозок.

Особенности международных грузоперевозок

Международные перевозки, в отличие от внутригосударственных, имеют ряд особенностей, затрагивающих такие области:

  • организацию автомобильного сообщения;
  • пересечение границыгосударств;
  • техпомощь автотранспорту, прибывшему из другой страны.

Безопасность — один из основных факторов и требований, выдвигаемых к перевозчику. Для обеспечения выполнения этого условия используются транспортные магистрали, которые отвечают международным стандартам, устанавливаются унифицированные правила дорожного движения, приводятся к единому виду дорожные знаки и сигналы. Нарушение международных правил автомобильных перевозок грузов сурово наказывается, особенно в части норм безопасности на дороге.

Регулирующие документы

Перечисленные выше особенности оговариваются в ряде международных актов. Их условно разделяют на пять групп.

Устанавливающие автомобильные сообщения

Соглашения обычно заключаются между правительствами стран (Россия заключила более 35 соглашений). Здесь оговариваются автотрассы, их правовой режим, устанавливаются маршруты, порядок выдачи разрешительных документов, распределение объемов грузоперевозок в равных долях, технические характеристики применяемого транспорта, процедура технического контроля.

Двусторонние соглашения закрепляют принцип разрешительной системы, согласно которому компетентный орган выдает допуск на один рейс туда и обратно груженным или пустым автотранспортом. Упоминаются также исключения, при которых те или иные нормы могут быть нарушены. В частности, это касается перевозки усопших, транспорта, животных, имущества и других обстоятельств.

Организация регулярных линий между государствами

Речь идет о специальных соглашениях между правительствами и отдельными организациями, определяющими регулярные автомобильные линии, которые дозволяется использовать для доставки грузов. Этими документами определяются маршруты, вводится расписание для перевозчиков, оговаривается размер платы, обязанности и ответственность сторон-подписантов.

Вопрос о функционировании регулярных транспортных линий настолько важен, что отдельные европейские государства заключили между собой специальное соглашение, которое сокращенно называется СЛКП, или AGTC.

Использование автотранспортных путей сообщения, требования к ТС и водителю

Третья группа документов — ­­это, в первую очередь, Конвенция 1968 года о дорожном движении. В ней унифицируются правила поведения на дороге, вводятся требования к автомобилям и другим транспортным средствам, используемых в этом типе грузоперевозок, регистрационным номерам. Часть документа отведена теме подготовки и соответствия водителей. Вводятся образцы водительских удостоверений и описываются причины их аннулирования вследствие различных нарушений.

Еще один важный документ — Конвенция 1978 о дорожных знаках и сигналах, которая приводит их к единому общему виду. В тексте дается их подробная характеристика, описание, места расположения и порядок соблюдения.

Грузоперевозки

Группы документов, о которых идет речь выше, являются только дополнением к Конвенции 1961 года о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также двум соглашениям:

  • о международных дорожных перевозках грузов, или ЦМР (1969);
  • о международных перевозках скоропортящихся продуктов и предназначенных для этих целей специальных ТС (1976).

ЦМР (CMR)

Как сказано выше, Конвенция про перевозки грузов автомобильным транспортом 1969 года — один из основных источников регуляции. Ее принятие инициировал Комитет по внутреннему транспорту Европейской комиссии ООН. Россия участвует в договоре с 1983 года как правопреемник СССР, который присоединился к КДПГ (еще одно название документа) в 1983 году.

Конвенция в сфере международных автомобильных перевозок применяется, если место доставки или принятия в стране, которая является зоной действия документа. Условия договора, не урегулированные положениями Конвенции, толкуются согласно нормам законодательства страны одного из подписантов.

Документ носит императивный характер и обязателен для исполнения сторонами, подписавшими его. Все положения договора по перевозке груза, которые противоречат этим нормам, считаются недействительными.

Главные требования КДПГ касаются оформления и приема груза, сроков его доставки, выдачи, ответственности, порядка и условий подачи претензий и исков.

Накладная CMR

По международному договору, при перевозке грузов на международных направлениях оформляется накладная. Она не заменяет договор, а удостоверяет факт его заключения.

В документе обязательно указываются такие реквизиты:

  • дата и место составления договора о перевозке;
  • для индивидуального предпринимателя — ФИО, для компании — название, а также адреса лиц либо организаций, которые отправляют, принимают и перевозят груз;
  • место приема и доставки отправления, дата приема;
  • маркировка, вид упаковки, если перевозится опасная продукция — наличие соответствующего знака;
  • количество грузомест, маркировка, если местнесколько — то номер каждого;
  • точное количество перевозимого, обычно применяется масса с упаковкой (вес брутто);
  • внесенные платежи;
  • инструкции, которые необходимы для соблюдения таможенных формальностей;
  • пометка, что перевозка осуществится независимо от оговорок Конвенции.

Иногда документ содержит и другие сведения. К дополнительной информации, указываемой в накладной, относят:

  • пометку о запрете перегрузки;
  • платежи, которые вносит отправитель, и те, что должны быть оплачены при сдаче отправления;
  • стоимость товаров, сумма, представляющая интерес в доставке;
  • требования и инструкции по страхованию (предоставляются перевозчиком) и др.

Накладную ЦМР подписывает отправитель и перевозчик. Она оформляется в трех экземплярах, которые остаются у отправителя и грузоперевозчика, грузополучателя.

Международные документы при грузоперевозках

При пересечении границы оформляют и другие акты.

Декларация ЕХ-1

Этим документом сопровождается экспортная продукция, произведенная в ЕС и экспортируемая за пределы содружества. Декларация ЕХ-1 позволяет не платить местный НДС. Ее выписывает продавец товара или покупатель при экспертном таможенном оформлении перед вывозом груза. За покупателя документ может оформить экспедитор или представитель грузоперевозочной компании. Погашается экспортная декларация при пересечении границы Евросоюза. Документ оформляют в электронном виде на общеевропейском сервере.

Декларация Т1

В отличие от предыдущего, декларация Т1 сопровождает грузы, произведенные за пределами Европы. Если груз ввозится автомобилями, его оформляют на таможенных складах. Ответственность за данную процедуру несут уполномоченные представители поставщика или грузоперевозчика.

Система TIR

Эта система введена для того, чтобы упростить при транзите груза пересечение границы для автотранспортных компаний. Другая функция — сделать прозрачными правила международных перевозок грузов автомобильным транспортом, по которым работают таможни разных стран. Система действует более чем в 50 государствах мира, ей руководствуются более 4 тыс. перевозчиков.

Согласно системе TIR, транспортные компании и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере автомобильных перевозок, соблюдают такие правила:

  • перевозимые грузы опечатываются, доступ к ним исключается;
  • имеют при себе книжку МДП (английское название — Carnet TIR).

Книжка МДП сопровождает груз между таможнями стран. В ней зарегистрированы отправитель и получатель. Документ оформляют уполномоченные органы (например, в РФ — АСМАП).

Внешне документ представляет блокнот с темно-желтой обложкой, внутри находится манифест, парные отрывные листки (их изымают при прохождении таможни), протокол. Каждый такой блокнот имеет индивидуальный номер, представляющий собой комбинацию литер и цифр.

Срок действия документа ограничивается. Конечная дата проставляется штампом на обложке. Чтобы получить блокнот ТИР, следует иметь допуск к международным перевозкам и карточку допуска на ТС.

Особенности конкуренции при международных автомобильных перевозках

В международных грузовых перевозках уровень конкуренции довольно высок. Так, согласно некоторым данным, количество игроков из стран Азии и Европы достигает тысячи только на территории страны.

Общепринятым инструментом регулировки конкуренции является разрешительная система. Согласно ей, на рынок получают доступ транспортные операторы, которые получили соответствующие разрешения, или «дозволы». Такие системы действуют в большинстве стран мира. Условия и порядок выдачи разрешений регулируются межправительственными соглашениями.

Каждый ответственный и претендующий на успех автоперевозчик должен знать документы, конвенции по автомобильным грузовым перевозкам. Это поможет избежать ошибок в работе и беспрепятственно доставить грузы получателю, а также заработать преимущества перед своими конкурентами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *