Как проверить правильность составления сметы

Содержание

Обман в строительстве и завышение сметной стоимости

Чем более широко распространяется индивидуальное возведение жилых сооружений, тем чаще встречается обман в строительстве. Чаще всего практикуется такой прием, как завышение сметной стоимости, которое не видно невооруженным взглядом и требует тщательной экспертизы в независимой организации. Но можно поступить проще и сделать анализ самостоятельно. В этом материале вы узнаете про самые распространенные приемы обмана в строительстве. Также мы расскажем, как самостоятельно проверить и пересчитать сметы.

Проверка сметы необходима!

К сожалению, всегда был широко распространен такой вид мошенничества, как обман клиентов при составлении строительных смет. Во многом такое возможно из-за того, что строительная смета — это объемный малопонятный человеку, который по роду деятельности не сталкивается с вопросами строительства или ремонта, документ. Поэтому проверка сметы в любом случае необходима и сделать это можно самостоятельно. К каким только ухищрениям не прибегают составители смет и подрядные организации, чтобы ввести доверчивого клиента в заблуждение и взять с него больше денег. Это завышение стоимости материалов, махинации с применением норм и расценок, и т. д. Бороться с этим сложно, а пытаться оспорить ту или иную позицию сметы зачастую вообще невозможно. Представители организации-подрядчика выдвинут «вагон и малую тележку» объяснений и аргументов, пересыпая их специфическими малопонятными терминами.

Проверка сметной стоимости и расходов материалов

Одним из наиболее распространенных мошеннических приемов является искусственное завышение стоимости сырья и материалов, используемых в процессе строительно-ремонтных работ. Проведенная правильно проверка сметной стоимости и количества расхода материалов позволяет выявить подобные махинации.

При составлении смет многие подрядчики надеются, что не разбирающийся в вопросах строительства клиент не станет скрупулезно проверять каждую позицию сметного расчета. Эти надежды почти всегда оправдываются: никто не хочет тратить время на изучение малопонятных терминов, формулировок, цифр и коэффициентов. Все желают совсем другого — как можно скорее завершить строительство или ремонт и забыть о нем, если не навсегда, то надолго.

Чем более подробно составлена смета расхода материально-сырьевых ресурсов, тем проще обнаружить в ней различные приписки. В частности, по завершении работ и при приемке объекта можно просто сверить позиции сметы с тем, что есть на самом деле. Конечно, сложно с высокой степенью достоверности проверить все позиции сметы, но всегда можно пересчитать количество электрических розеток и выключателей, проверить наличие именно той сантехники, которая указана в смете (а не более дешевой) и т. п.

Проверка сметной документации на предмет искусственного завышения

Проверка сметной документации на предмет искусственного завышения расценок и расходов проводится с целью корректировки заложенных параметров в соответствии с рыночными реалиями.

Вместо контроля над составлением сметы представители подрядной организации могут ограничиться перечислением одного-двух десятков работ и материалов, взяв их стоимость чуть ли не с потолка.

С подозрением нужно относиться к строительным или ремонтным сметам, в которых стоимость работ или материалов указана в виде расценок на 1 кв. м площади помещения: представить реальную картину строительства в такой ситуации крайне сложно. Ну а если в смете стоимость материалов и работ объединены, то правду искать и вовсе бесполезно. Именно поэтому, кстати, многие подрядные организации стараются составлять именно такие сметы, убеждая наивных клиентов, что только так и надо работать.

Как проверить смету самостоятельно?

Под объединением в смете стоимости работ и материалов очень часто скрывается наглое мошенничество. Известно множество случаев, когда этот прием позволял искусственно завысить стоимость материально-сырьевых ресурсов по смете в два раза и более. Поэтому, перед тем, как проверить смету самостоятельно, ознакомьтесь со справочными матреиалами.

С особой бдительностью нужно относиться к пунктам сметы, которые называются: «Дополнительные расходы», «Прочее», «Непредвиденные затраты», «Прочие расходы» и т. п. Именно здесь строители нередко указывают ничем не обоснованную сумму и единственное, на что они обращают внимание, — это чтобы сумма более-менее органично смотрелась в смете и не вызывала подозрений. Лучше всего, если еще на стадии разработки сметной документации заказчик твердо заявит, что никакие «прочие» и иные документально неподтвержденные расходы оплачивать не будет. Если такой пункт попадет в смету, он не будет нулевым — опытный подрядчик всегда придумает, что сюда можно внести.

Даже если удастся настоять на исключении из сметы любых сомнительных позиций, решена только часть проблемы. Не спасет и знание о стоимости материалов: цена может зависеть от конкретного производителя, условий поставки и других факторов, которые с готовностью перечислит представитель организации-подрядчика, поэтому при составлении сметы у строителей всегда есть возможность добавить небольшую сумму к цене некоторых материалов. Вряд ли непосвященный человек обратит внимание, если мешок какого-то материала в смете будет стоить не 17,8 $ (как должен стоить), а 18,5 $ или 19,7 $. Аналогично сложно заметить, если расход некоторых материалов в смете будет завышен.

ВНИМАНИЕ! Проще всего обмануть клиента на материалах, расход которых по окончании работ подсчитать слишком сложно или вообще невозможно. Если, например, те же розетки можно пересчитать, то определить реальный расход цемента или штукатурного раствора, не имея специальных знаний, не получится.

Смета расхода материально-сырьевых ресурсов предоставляет возможности для мошенников в строительстве. Причем заложенные в смету излишки могут выступать в виде своеобразного товара: если строительство или ремонт ведется несколькими бригадами, то одна может просто продать этот «нематериальный актив» своим коллегам, предоставить его «в долг» и т. п.

Поэтому прежде чем согласиться с предложенной сметой, рекомендуется не пожалеть времени и внимательно ознакомиться с ее позициями, обращая внимание на расход материально-сырьевых ресурсов и их стоимость. Не будет лишним обратиться за помощью к экспертам, в качестве которых могут выступить «продвинутые» в строительном отношении друзья и знакомые или представители специализированной лаборатории. В последнем случае вам придется оплатить экспертизу, но эта сумма будет меньше той, на которую хотели обмануть строители.

Как пересчитать смету?

В некоторых случаях результаты экспертизы оказываются столь впечатляющими, что клиент предпочитает отказаться от услуг выбранной подрядной организации и поискать более добросовестных строителей. Но нужно знать, как пересчитать смету самостоятельно, чтобы не попасть впросак ввиду своего непрофессионализма. Если вы сомневаетесь в своих возможностях, обратитесь к профессионалам.

Завышение стоимости либо расхода материально-сырьевых ресурсов не всегда является обманом. Иногда это происходит по объективным причинам, ведь строительство или ремонт — это не только сложный, но зачастую и непредсказуемый процесс. Например, в ходе работ может выясниться, что какая-то конструкция требует дополнительного усиления, какой-либо материал непригоден для эксплуатации в данных условиях и его придется заменить более дорогостоящим аналогом и т. д.

Завышение расценок на работы и включение в смету ненужных работ — это еще один вид мошенничества в строительной сфере и с ним необходимо бороться.

При выполнении строительных или ремонтных работ заказчик и подрядчик решают разные экономические задачи. Первый стремится минимизировать стоимость строительства или ремонта, задача же второго прямо противоположна: он желает максимально «раздуть» итоговую сумму сметы. Одним из хитрых приемов, позволяющих подрядной организации достичь своих целей, является искусственное завышение расценок на выполняемые работы, а также включение в смету необязательных или вообще ненужных для данного объекта работ.

Стоит отметить, что подрядные организации могут официально установить высокие расценки на выполняемые работы: это, несомненно, приведет к заметному увеличению сметной стоимости строительства или ремонта, но, по крайней мере, будет честным по отношению к клиенту. Тем более что высокие расценки на работы часто компенсируются относительно низкой стоимостью материалов, например, если подрядная организация имеет возможность получать их по более низкой цене, чем та, которую заказчик может увидеть в строительных магазинах и на рынках. Такое удешевление может достигаться, в частности, благодаря оптовым закупкам материалов. Здесь экономия может достигать 10 % и больше. Заказчик может и не подозревать о подобных вещах: пусть работы стоят дороже, а материалы — дешевле, но итоговая сумма по смете приемлема, а значит, повода для волнений нет.

Однако искусственное завышение стоимости работ либо включение в смету ненужных работ — это уже откровенное мошенничество. Подрядчики действуют хитро: они объявляют низкие расценки на работы — ниже, чем у конкурентов, — а также могут предлагать дополнительные скидки за большой объем работ. При составлении предварительной сметы у потенциального заказчика рассеиваются последние сомнения: смета выглядит привлекательно, расценки на выполняемые работы намного ниже средних цен по городу.

На самом деле не все так безупречно. Как показывает практика, в подобных случаях подрядчики сильно завышают объемы работ, а также не стесняются включать в смету вообще ненужные работы. Их расчет в том, что клиент не разбирается в вопросах строительства и ремонта (особенно в области составления смет и нормирования работ), как оно и бывает в большинстве случаев.

Существует несколько наиболее популярных методов искусственного завышения стоимости строительных и ремонтных работ: необоснованное завышение различных индексов, нормативов накладных расходов, тарифных ставок, отчислений на развитие производственной базы, транспортно-заготовительных и складских расходов, плановых накоплений, лимитированных затрат и т. д. Чтобы разбираться в этих тонкостях, необходимо наличие если не соответствующего образования, то хотя бы специальных знаний, которых, как известно, у большинства заказчиков нет и быть не может.

Еще один распространенный способ — это неправильное применение единичных расценок сборников и поправочных коэффициентов, а также несоблюдение норм расхода строительных материалов. Опять же, редкий клиент имеет хотя бы поверхностные знания в этих вопросах, а потому здесь открывается широкое поле деятельности для мошенников строительной индустрии.

Банальный, даже грубый, однако распространенный прием — преднамеренные арифметические ошибки в строительных и ремонтных сметах. Если заказчику еще может прийти в голову перепроверить нормы расхода или оправданность включения в смету тех или иных позиций, то пересчитывать калькулятором смету не будет практически никто — и, как показывает практика, напрасно: этот нехитрый прием позволяет взять с клиента немалую сумму сверх положенного без всяких оснований.

Как проверять сметы

А теперь рассмотрим более подробно вопрос, который касается того, как проверять сметы самостоятельно. Чтобы быстро пересчитать строительную смету, ее можно отсканировать и сохранить в Excel (это легко сделать с помощью сканера и программы FineReader). После этого нужно задать формулы, в соответствии с которыми рассчитываются итоговые суммы по позициям (как правило, для этого следует перемножить расценку и количество), причем однотипные формулы можно копировать в соответствующие ячейки. Для расчета общих итогов по разделам сметы и всей смете также несложно задать формулы, а можно обойтись и без этого: Excel автоматически суммирует цифры, находящиеся в выделенных ячейках, и показывает результат в строке состояния.

Еще один известный способ обмана — повторное внесение в смету работ и материалов: например, один раз в начале сметы, другой — в ее конце. Обнаружить эту хитрость можно только при очень внимательном и скрупулезном изучении сметы. Однако и здесь подрядчик может схитрить, указав одну и ту же позицию под разными названиями.

Часто при проведении строительства или ремонта современные и дорогие технологии работ заменяются более дешевыми аналогами. Разумеется, заказчик об этом не подозревает и добросовестно оплачивает все, что ему скажут, в соответствии со сметой.

В последние годы некоторые подрядные организации применяют еще один хитрый прием: они предъявляют смету на выполнение работ к оплате с некоторой задержкой, чтобы на законном основании пересчитать сумму с учетом инфляции.

Следует помнить, что любые затраты непредвиденного характера, включаемые в строительную смету или акт выполненных работ, должны в обязательном порядке согласовываться с заказчиком. Если обнаружилась позиция, о которой ранее заказчик не был поставлен в известность, значит, это попытка «развести» клиента на деньги.

Проверка правильности составления и исполнения бюджетной сметы

Т. Обухова

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 3/2016

Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений. О порядке проведения такой проверки читайте в статье.

Казенные учреждения (в том числе являющиеся органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств) в силу норм ст. 221 БК РФ составляют бюджетную смету, а затем следят за исполнением показателей, отраженных в ней. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее – Общие требования). Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с Общими требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ). Этот документ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Для того чтобы установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы (объекта проверки), перед началом проведения контрольных мероприятий проверяющие должны изучить законодательную базу, устанавливающую:

  • требования к составлению, утверждению и исполнению учреждением сметы в проверяемый период;
  • порядок организации и проведения проверок. Например, Приказом председателя Контрольно-счетной палаты г. Казани от 01.10.2013 № 12 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению проверок в муниципальных казенных учреждениях Казани. Работники контрольно-счетных органов Казани руководствуются ими при осуществлении мероприятий контроля.

Новое в правилах составления бюджетной сметы

Обычно при проведении внешних контрольных мероприятий проверке подлежат предыдущие отчетные периоды (например, при проверке, осуществляемой в 2016 году, объект проверки – финансово-хозяйственная деятельность учреждения 2013 – 2015 годов), однако в зависимости от программы проверки могут проверяться документы и текущего финансового года. Принимая во внимание практику проверок, можно с большой долей вероятности утверждать, что, скорее всего, в 2016 году проверяющие не будут обращать внимание на правильность составления, исполнения и утверждения бюджетной сметы этого года, тем не менее полностью исключить возможность проверки бюджетной сметы 2016 года нельзя. В связи с вышесказанным автор посчитал необходимым в рамках данного материала рассмотреть новые положения порядка составления бюджетной сметы этого года. Эта информация позволит при необходимости своевременно внести изменения в смету.

Причиной корректировки Общих требований послужили изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Начиная с 2016 года такие указания применяются с учетом положений приказов Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н. С целью обеспечения сопоставимости сведений, содержащихся в данных указаниях и Общих требованиях, в последний из названных приказов Приказом Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н были внесены правки, которые распространяются на правоотношения, возникшие при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет казенных учреждений на 2016 год (п. 10 Приказа Минфина РФ № 201н).

Суть изменений заключается в следующем. Показатели бюджетной сметы на 2016 год формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Общих требований). В связи с этим из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, исключена графа 7 «КОСГУ». То есть с учетом произошедших изменений форма бюджетной сметы начиная с 2016 года предусматривает отражение раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджетной классификации и кода аналитического показателя в случае, если порядком составления, ведения и утверждения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.

Здесь же отметим, что казенные учреждения в составе квартальной и годовой отчетности начиная с отчетности за 2016 год будут составлять и представлять главному распорядителю бюджетных средств отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), в котором за отчетный период отражаются показатели поступления, выбытия, изменения остатков средств в разрезе КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). В бухгалтерском учете казенных учреждений КОСГУ также подлежит применению (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку КОСГУ казенными учреждениями применяются в бухгалтерском учете и в отчетности, удобно, чтобы направления расходования средств в бюджетной смете отражались с детализацией по КОСГУ. Поэтому, несмотря на то что КОСГУ убрали из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, главные распорядители бюджетных средств в своем ведомственном документе, устанавливающем порядок составления, утверждения и согласования сметы, могут предусмотреть КОСГУ в рекомендуемой для применения подведомственными учреждениями форме бюджетной сметы КОСГУ.

Приказом Минфина РФ № 201н внесены поправки в правила утверждения бюджетных смет. В новой редакции п. 8 Общих требований установлено, что смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. Согласно ранее применявшейся редакции данного пункта утверждение бюджетной сметы возлагалось на руководителя главного распорядителя средств бюджета, который мог в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, теперь может утверждаться не только руководителем главного распорядителя средств бюджета, но и иным уполномоченным руководителем лицом.

Общими требованиями предусматривается возможность внесения изменений в бюджетную смету (п. 11 – 14 данного документа). Поправки в смету вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус. Поскольку начиная с 2016 года бюджетная смета составляется без детализации по КОСГУ, внесение изменений в бюджетную смету для перераспределения средств между статьями, подстатьями КОСГУ не требуется (новая редакция п. 11 Общих требований). После внесения изменений смета утверждается в порядке, установленном п. 8, 13 Общих требований.

Ведомственные приказы главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающие порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет подведомственными учреждени­ями, должны быть скорректированы в соответствии с требованиями новой редакции Приказа Минфина РФ № 112н.

Предмет проверки

При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения исследуются:

  • своевременность получения от главного распорядителя уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • своевременность и правильность отражения в учете сумм полученных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • наличие и обоснованность расчетов показателей бюджетной сметы;
  • соблюдение порядка утверждения бюджетной сметы;
  • правомерность и своевременность внесения изменений в бюджетную смету;
  • исполнение бюджетной сметы учреждением, как по кассовым, так и по фактическим расходам, а также их соответствие;
  • соответствие направления расходования средств бюджета, целям и задачам, стоящим перед учреждением и показателям, отраженным в бюджетной смете.

При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями БК РФ, ГК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, Общими требованиями, ведомственным приказом, устанавливающим порядок составления, утверждения и исполнения смет проверяемым учреждением, Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162 «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Анализ исполнения сметы

Проводя анализ исполнения учреждением сметы, проверяющие определяют:

  • отклонение кассовых расходов от фактических;
  • отклонение кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;
  • отклонение фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы являются оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

  • изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
  • изучение состава и структуры расходов;
  • анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах;
  • выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;
  • обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения бюджетной сметы учреждения служит информация, как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

В статье 70 БК РФ содержится перечень расходов, финансовое обеспечение которых включает в себя обеспечение выполнения функций казенного учреждения. Среди таких расходов названы расходы:

  • на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Бюджетная смета каждого казенного учреждения включает в себя направления данных расходов. При проведении проверок сметы 2013 – 2015 годов проверяющими обращается внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка проводится путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2013 – 2015 годы в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и групп КОСГУ проверяются:

  • ведение учета и расходование средств на оплату труда, дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовым договором, начисление страховых взносов;
  • договоры на оказание услуг, в том числе всех видов услуг связи, договоры аренды помещений, договоры на приобретение коммунальных услуг (отопление, освещение, горячее и холодное водоснабжение, предоставление газа и электроэнергии, канализации, текущее содержание в чистоте зданий, дворов и иного имущества), их наличие и законность, соблюдение порядка закупки работ и услуг в соответствии с действующим законодательством, правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, оказанные услуги;
  • поступление нефинансовых активов учреждения;
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, бюджетам;
  • расходы, связанные с уплатой налогов, выплатой стипендий, возмещения убытков и вреда, прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Так, в ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по оплате труда (подстатьи 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» КОСГУ) на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, устанавливаются:

  • соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
  • источники выплат по заработной плате, надбавкам, дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода необходимо установить, по каким причинам он допущен и за счет каких источников осуществлен;
  • правильность выплаты заработка в соответствии с установленными окладами, надбавками, премиями, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при увольнении. Следует учитывать, что отдельным категориям работников бюджетной сферы ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа работы и уровня образования;
  • правильность выплат за совместительство, замещение отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными сотрудниками;
  • правильность выплат по пособиям, компенсациям, выплатам, обусловленным статусом сотрудников;
  • соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством отдельным категориям работников;
  • правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочие компенсации.

При проверке расходов по начислениям на заработную плату (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда») обращается внимание наполноту начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливаются правильность и своевременность выплаты пособий, принятия в зачем сумм страховых взносов при расчете пособий и других расходов за счет средств ФСС.

При проверке расходов на приобретение нефинансовых активов (статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») устанавливаются:

  • правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря;
  • целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;
  • правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
  • соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ, полноту оприходования и правильность списания;
  • правильность расходования средств на горюче-смазочные материалы, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом;
  • соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе государственных и муниципальных контрактов.

При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.

При проверкеправильности совершения учреждением командировочных расходов (подстатьи 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие работы, услуги») обращается внимание:

  • на законность и целесообразность расходования средств на служебные разъезды;
  • на правильность оплаты командировочных расходов (соблюдение утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации и возмещение расходов в пределах установленных норм);
  • на соблюдение порядка командирования и норм возмещения командировочных расходов.

При анализе расходов по прочим услугам и работам (подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», статья 290 «Прочие расходы») проверке подлежат следующие расходы:

  • на оплату научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, проектных и изыскательских работ, услуг по типовому проектированию;
  • на монтажные и пусконаладочные работы;
  • на противопожарные мероприятия;
  • на услуги по страхованию;
  • на услуги в области информационных технологий, типографские услуги, медицинские и санитарно-эпидемиологические работы и услуги;
  • на оплату текущего ремонта и реставрацию нефинансовых активов;
  • прочие текущие.

Нарушения составления и исполнения бюджетной сметы

Среди нарушений составления, утверждения и исполнения бюджетных смет можно выделить следующие нарушения требований законодательства:

  • отсутствие даты утверждения бюджетной сметы – несмотря на то что наличие такой даты предусмотрено формой сметы;
  • несоответствие наименования получателя бюджетных средств, указанного в бюджетной смете, наименованию, отраженному в уставе казенного учреждения;
  • несоответствие КБК, указанных в бюджетной смете, бюджетной росписи;
  • несоответствие формы бюджетной сметы, применяемой учреждением, форме сметы, рекомендуемой для применения главным распорядителем бюджетных средств (значения, указанные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы);
  • отсутствие расчетных таблиц, обосновывающих сметные показатели, являющиеся неотъемлемой частью сметы. Согласно п. 6 Общих требований к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

* * *

В завершение сделаем следующие выводы:

1. Проверка правильности составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.

2. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ № 112н. Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с данными требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений.

3. При проверке контролеры обращают внимание:

  • на своевременность получения от главного распорядителя уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • на своевременность и правильность отражения в учете сумм полученных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • на наличие и обоснованность расчетов показателей бюджетной сметы;
  • на соблюдение порядка утверждения бюджетной сметы;
  • на правомерность и своевременность внесения изменений в бюджетную смету;
  • на исполнение бюджетной сметы учреждением, как по кассовым, так и по фактическим расходам, а также их соответствие;
  • на соответствие направления расходования средств бюджета, целям и задачам, стоящим перед учреждением и показателям, отраженным в бюджетной смете.

4. Начиная с 2016 года бюджетная смета составляется в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Изменения в Приказ Минфина РФ № 112н были внесены Приказом Минфина РФ № 201н.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета.

Фактические расходы – это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета.

Фактические расходы – это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.

>Инструкция: составляем бюджетную смету на 2020 год

Новый бланк на 2020 год

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). По сути это специальный бланк, на основании которого финансируется госучреждение.

Образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет ОКУД 0501012 утвержден приложением № 1 к Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н. Обратите внимание, что форма 0501012 на 2019-2020 год изменена, и составлять документ по нормам 2018 года недопустимо.

ВАЖНО! Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях неказенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены Приказом Минфина от 31.08.2018 № 186н.

Общие требования к ведению определяет законодатель (новый Приказ № 26н). Составлять БС придется с учетом индивидуальных требований учредителя. Порядок составления, утверждения и ведения бюдж. смет устанавливает главный распорядитель (ГРБС), в ведении которого находится организация. Обратите внимание, что Приказ Минфина 112н по составлению сметы на 2020 год не действует, он утратил силу 31.12.2018.

Новая структура документа

Законодатели скорректировали форму. Структура документа разрослась, введены новые разделы. Их содержание:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация.

ВАЖНО! Все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.

Основные правила составления

Форма составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО). Например, в 2020 году придется составить БС не только на текущий финансовый год, но и на плановый период — это 2021 и 2022. Составляется форма бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. Обратите внимание, с 2020 таких экономических обоснований 95.

Новые формы придется учитывать при разработке и составлении БС. Образец расчетов к бюджетной смете казенного учреждения на 2020 год закреплен в отдельном Приказе Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

ВАЖНО! Составлять обоснования, как и заполнять бланк бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год, придется по новым КБК и КОСГУ. Чиновники обновили порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации (Приказ № 132н) и КОСГУ (Приказ № 209н). Подробнее об изменениях: «Изменения по КБК: что важно знать бюджетникам и НКО».

Если деятельность учреждения составляет государственную тайну, то БС в таком случае придется составлять обособленно. В остальных случаях федеральные бюджетники готовят документ в специализированной онлайн-системе «Электронный бюджет».

Инструкция по заполнению

Учитывайте следующие правила при составлении БС:

  1. Объемы расходов и их направления должны в строгости соответствовать доведенным ЛБО, в частности по разделам 1-4.
  2. Текущие показатели и код аналитического показателя в бюджетной смете на 2020 год формируйте с учетом новых требований законодательства: Приказы № 132н и № 209н.
  3. Показатели БС и показатели плана закупочной деятельности на отчетный период должны соответствовать по объемам и направлениям финансового обеспечения.
  4. Если учредитель предусмотрел обязательное согласование сметы, то включите в пример заполнения бюджетной сметы на 2020 год отдельную графу «Согласовано». Предусмотрите поля не только для подписи, но и для Ф.И.О. должностного лица с расшифровкой и датой визирования.
  5. Подтвердите показатели БС соответствующими обоснованиями, на основании которых и составлен документ (пункт 8 нового Приказа № 26н).
  6. Если в отношении казенного учреждения главный распорядитель установил госзадание, то при заполнении БС придется учитывать доведенные показатели (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ).

ВАЖНО! Федеральные бюджетники обязаны учитывать дополнительные требования к составлению, которые для них утвердил Минфин России.

Особенности и сроки утверждения

Порядок утверждения БС одобряет вышестоящий или главный распорядитель бюджетных средств. Документ утверждают в течение 10 рабочих дней с момента, когда были доведены лимиты бюджетных обязательств до казенного учреждения.

Если деятельность госучреждения сопряжена с государственной тайной, то применяются иные требования. БС с гостайной утверждаются не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО.

Утверждает БС либо сам руководитель, либо иное лицо, которое уполномочено на совершение таких действий. ГРБС вправе предусмотреть эти полномочия для иного лица.

Документ, который утвержден по установленным правилам, необходимо направить ГРБС не позднее дня, следующего за днем, в котором утвердили смету.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но с обоснованием и учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Если корректировка сметных показателей требует изменений в действующую бюджетную роспись на 2020 год и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Смета в электронном бюджете

Федеральные казенные госучреждения обязаны отражать БС в системе «Электронный бюджет», если их деятельность не сопряжена с государственной тайной. Региональные и муниципальные организации не обязаны вести документацию в ЭБ, но порой ГРБС требуют ведение электронной версии БС.

Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений и для повышения качества управления финансами. В 2020 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организации.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь вправе исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

Общие правила к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы постоянно меняются в соответствии с внесенными изменениями в законодательство. Расскажем, по каким правилам нужно будет формировать бюджетную смету на 2019 г. и плановый период.

Порядок для подведомственных учреждений

Процесс формирования бюджетной сметы включает в себя проведение ряда расчетов сметных плановых показателей и составление проекта бюджетной сметы. Работа по формированию документа начинается в тот момент, когда учреждение получает данные о размерах бюджетных назначений, выделенных из бюджета. К смете прикладывают расчеты, где обосновывается каждая статья расходов. Все казенные учреждения формируют свою бюджетную смету, на основании которой распорядитель бюджетных средств формируется Сводную ведомость по всем своим подведомствам.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

На протяжении ряда лет главные распорядители руководствовались общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, который не раз подвергался внесению корректировок. Очередное уточнение при составлении бюджетной сметы внес Приказ Минфина РФ № 26н от 14.02.2018 г. При составлении и утверждении смет на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. необходимо воспользоваться новыми требованиями, которые определены данным Приказом. Основные изменения:

  • увеличилось количество разделов бюджетной сметы и изменилась структура документа;
  • в смете теперь также необходимо отражать прогнозные показатели;
  • сметы, содержащие государственную тайну, утверждаются не позднее 20 рабочих дней со дня доведения учреждению ЛБО;
  • утвержденную бюджетную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после утверждения.

Также теперь главный распорядитель утверждает порядок в форме единого документа. В нем могут быть установлены (п. 3, 5 Приказа Минфина № 26н):

  1. главным распорядителем средств федерального бюджета:
    • сроки составления и подписания проектов смет;
    • порядок и сроки утверждения смет (внесения изменений в сметы);
    • полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;

2) главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета):

  • порядок и сроки составления и подписания проектов смет;
  • порядок и сроки составления, ведения и утверждения смет (внесения изменений в сметы);
  • полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Составление и ведение бюджетной сметы

Как и прежде, бюджетная смета подразумевает под собой документ, где отражены установленные доведенные объемы и их распределение по направлениям расходов. При этом учтено, что соответствующие объемы расходов устанавливаются на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый и плановый период).

Бюджетная смета составляется учреждением путем формирования показателей на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Приказа Минфина № 26н).

Теперь бюджетная смета состоит их шести разделов, а именно:

1 раздел: итоговые показатели бюджетной сметы.

2 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств.

3 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий РФ, а также по резервным расходам.

4 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц.

5 раздел: справочно, бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

6 раздел: справочно, курс иностранной валюты к рублю РФ.

В приложении 1 и 2 Приказа Минфина 26н приведены Форма сметы и форма, предназначенная для изменения ее показателей.

Можно выделить следующие основные особенности составления бюджетной сметы на 2019 год:

  1. Увеличилось количество разделов: было 4, стало 6.
  2. Введены графы для отражения показателей первого и второго годов планового периода в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый и плановый период.
  3. Новая форма сметы предусматривает обособленное отражение показателей текущего года и планового периода. Они формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов. Возможно также применение дополнительной детализации показателей по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей), если это установлено соответствующим порядком ведения сметы.
  4. В отличие от действующей формы на 2018 год, рекомендованной Приказом Минфина РФ № 112н, отметка «Согласовано» будет проставляться в конце сметы.

Согласно правилам, которые изложены в п. 11 Приказа Минфина 26н, ведение бюджетной сметы предполагает внесение в нее изменений в пределах доведенных бюджетных назначений учреждению. При этом суммы увеличения отражаются со знаком плюс, а суммы уменьшения со знаком минус. Корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок в показателях, которые меняют:

  1. Объемы сметных назначений.
  2. Распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ.
  3. Распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя.
  4. Распределение по дополнительным кодам аналитических показателей.

Ведение смет в ГИИС «Электронный бюджет»

С 2018 г. государственными (субъектов РФ) и муниципальными казенными учреждениями ведение и составление Бюджетной сметы должно осуществляться с использованием ГИИС «Электронный бюджет» согласно Приказу Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н.

Система «Электронный бюджет» предназначена для ведения более прозрачной, открытой деятельности учреждения. В системе обеспечена возможность:

  1. Формирования и ведения бюджетной сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке ЛБО.
  2. Формирования обоснований плановых сметных показателей.
  3. Формирования и ведения свода бюджетных смет.

С порядком подключения учреждений, которые финансируются из федерального бюджета изложен Письме Минфина РФ «21-03-04/74624.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.14.7 КоАП РФ).

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, июль 2018

Акт проверки соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчётности при исполнении муниципального задания в муниципальном общеобразовательном учреждении Старомайнская средняя школа №1 муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области за 2014 год

АКТ

проверки соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчётности при исполнении муниципального задания в муниципальном общеобразовательном учреждении Старомайнская средняя школа №1 муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области за 2014 год.

р. п. Старая Майна 12.03.2015 г.

Основание для проверки:

План контрольных мероприятий на 2015 год, утвержденный приказом Управления финансов муниципального образования «Старомайнский район», от 01.01.2001 года №89- пр, приказ на проведение проверки от 01.01.2001г. №10-пр, приказ о продлении срока проверки №15-пр от 01.01.2001г, удостоверение на право проведения проверки №2 от 01.01.2001 года.

Цель проверки: проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчётности при исполнении муниципального задания.

Объект ревизии (проверки): муниципальное общеобразовательное учреждение Старомайнская средняя школа №1 муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

Юридический адрес: 433460, Ульяновская область, Старомайнский район, рабочий посёлок Старая Майна, ул. Комсомольская, д.39а

ИНН/КПП: 7318340139/ 731801001.

Проверяемый период: 2014 год.

Сроки проведения ревизии (проверки): начало 05.02.2015г.

окончание 12.03.2015г.

Проверка проведена начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности, исполнения бюджета и финансового контроля Управления финансов муниципального образования «Старомайнский район»

В проверяемом периоде директором является , в должности главного бухгалтера .

В проверяемом периоде МОУ Старомайнская средняя школа №1 муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области имеет следующие счета:

— лицевой счет 20056000006,21056000006 в Управлении финансов МО «Старомайнский район»;

МОУ Старомайнская средняя школа №1 осуществляла в проверяемом периоде свою деятельность на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Старомайнский район» от 01.01.2001г. № 000,а также устава от 01.01.2001г. № 000 с изменениями, зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № 7 по Ульяновской области (Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе по месту её нахождения серии 73 № 000,основной государственный регистрационный номер 1027301110484).

В МОУ Старомайнская средняя школа №1 имеется свидетельство о государственной аккредитации от 01.01.2001г.№ 000серии 73А01 № 000,со сроком действия до 24.12.2025г.

МОУ Старомайнская средняя школа №1 является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, имеет самостоятельный баланс, также имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Право ведения образовательной деятельности осуществляется на основании лицензии № 000 от 01.01.2001г. Серии 73Л01 № 000

Финансовое обеспечение деятельности МОУ Старомайнская средняя школа №1 происходит по плану финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год от 01.01.2001; 17.03.2014; 31.03.2014; 26.05.2014; 19.06.2014; 29.07.2014; 22.08.2014; 19.09.2014, 17.11.2014, 26.11.2014, 05.12.2014, 12.12.2014, 23.12.2014, 29.12.2014, утвержденного Главой Администрации муниципального образования » Старомайнский район».

На реализацию мероприятий МОУ Старомайнская средняя школа №1 в 2014 году в бюджете района по состоянию на 21.01.2014 года предусмотрено финансирование в объеме 7525250,00 руб.(в т. ч. поступление субсидии на выполнение муниципального задания-7206830,00руб и поступление целевых субсидий 318420,00руб), по состоянию на 31.12.2014г. финансирование возросло до 10309020,35,(в том числе поступление субсидии на выполнение муниципального задания составило 9547515,27руб, поступление целевых субсидий 405754,08)

В 2014 году МОУ Старомайнская средняя школа №1 выделялись следующие субсидии:

-субсидия на исполнение переданных государственных полномочий Ульяновской области по финансированию ежемесячной стипендии обучающихся 10-х и 11 классов согласно соглашению №17 от 01.01.2001г. на сумму 19200 руб,

-субсидия на исполнение переданных государственных полномочий по финансовому обеспечению повышения квалификации или профессиональной переподготовки педагогических работников МОУ соглашение №40 от 01.01.2001г. на сумму 2700 руб,

-субсидия в целях осуществления обучающимся 10(11) и 11(12) классов МОУ ежемесячных денежных выплат по соглашению № 000 от 01.01.2001г.,доп. соглашение 1/165 от 01.01.2001г. на сумму 4000 руб,

-субсидия на реализацию совершенствование организации питания обучающихся МОУ на 2013-2015г. по соглашению №39 от 01.01.2001г., доп. соглашение №1/283 от 01.01.2001г. на сумму 261 311 руб,

-субсидия на реализацию МЦП Пожарная безопасность объектов образовательных учреждений муниципального образования «Старомайнский район» на 2014-2016 годы по соглашению №41 от 01.01.2001г. на сумму 40 000 руб,

-субсидия по финансированию ежемесячной выплаты педагогическим работникам, имеющим учёную степень по соглашению №19 от 01.01.2001г. на сумму 21450 руб

Порядок и условия предоставления субсидий в течение 2014 года происходило согласно утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Старомайнский район №15 от 01.01.2001г «Об утверждении муниципальных заданий муниципальным образовательным учреждениям муниципального образования «Старомайнский район» на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий №06 от 01.01.2001г. В течение 2014 года в него вносились изменения, дополнительные соглашения 1/53 от 01.01.2001, 2/64 от 01.01.2001, 3/84 от 01.01.2001, 4/96 от 01.01.2001, 5/115 от 01.01.2001, 6/124 от 01.01.2001, 7/150 от 01.01.2001, 8/167 от 01.01.2001, 9/191 от 01.01.2001, 10/214 от 01.01.2001, 11/260 от 01.01.2001, и12/305 от 01.01.2001, 13/307 от 01.01.2001, 14/329 от 01.01.2001, 15/349 от 01.01.2001г.

В ходе проведения выборочного анализа эффективности использования бюджетных средств за 2014 год необходимо отметить, что выделенные денежные средства были использованы в соответствии с их целевым назначением.

Организация и ведение бухгалтерского учёта.

Деятельность учреждения регламентируется Положениями об учётной политике, утвержденной приказом №1 от 01.01.2001г. «Об учетной политике организации»

В нарушение п.4. Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 01.01.2001 N 106н), утвержденная Учетная политика учреждения, не содержит положений по учетной политике в части:

· — рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· — форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;·

· — порядка контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

— правил документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— определения структуры уникального порядкового инвентарного номера для принятия на баланс объектов основных средств (ОС), поэтому присвоение инвентарных номеров производилось бессистемно.

Бухгалтерский учет осуществляется согласно «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.01.2001г. № 000н.

Первичные учетные документы, принимаемые к учету, формируются по унифицированным формам, перечень и формы которых регламентированы Инструкцией по бюджетному учету, а также постановлениями Правительства РФ, Госкомстата РФ и приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. № 000н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета».

Принятые к учету первичные документы систематизируются по датам совершения операций с отражением в регистрах бюджетного учета (журналы операций, главная книга).

Данные, приведённые в формах отчётности на 01 января 2014 года, соответствуют данным главной книги.

Штатное расписание МОУ Старомайнская средняя школа №1 сформировано в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Старомайнский район»,утвержденный Постановлением Администрации муниципального образования «Старомайнский район» от 01.01.2001г. № 000.

Были представлены следующие штатные расписания:

-штатное расписание №1 с 01.01.2014г.,утверждённое приказом №10/1-ОД от 01.01.2001г. ,утверждён штат в количестве 34,35 штатных единиц с месячным фондом 405103,86 руб.

-штатное расписание №2 от 01.01.2001г. с 01.06.2014г, утверждённое приказом №32-лс от 01.01.2001г, утверждён штат в количестве 35,79 штатных единиц с месячным фондом 413103,86 руб.

-штатное расписание с 01.09.2014г, утверждённое приказом №3Д/10-ОД от 01.01.2001г., утверждён штат в количестве 43,35 штатных единиц с месячным фондом 455831,10 руб.

Штатная численность работников соответствует установленным нормативам. В ходе проверки проведена выборочная проверка начисления заработной платы. Нарушений не выявлено.

Согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2014г. числилось основных средств на сумму 14 747 124,26 руб., Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств.

На основании приказа от 01.01.2001 года №40-ОД перед составлением бухгалтерской отчётности была проведена инвентаризация, в результате которой недостач и излишков не было выявлено.

В ходе проведения проверки по состоянию на 12.03.2015г. была проведена выборочная проверка наличия основных средств, в результате которой было выявлено, что в нарушении п.11 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств от 13 октября 2003г. N 91-н не всегда инвентарному объекту основных средств присваивается при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. По следующим основным средствам отсутствуют инвентарные номера:

-музыкальная установка для актовых залов на сумму 89000 руб

-компьютер в сборе на сумму 23400 руб

-интерактивный комплекс на сумму 86400 руб.

В нарушении п.46, п.4 раздела 1 Инструкции 157-н от 01.01.2001г. на объектах основных средств, числящихся на балансе, частично отсутствовали уникальные инвентарные порядковые номера, либо они были стерты в ходе эксплуатации, в связи с этим, в учреждении не обеспечивается формирование полной и достоверной информации о наличии муниципального имущества и его использовании.

В нарушение п.54,п.119 Инструкции от 01.01.2001г. материально ответственным лицом ( М) не велся учет основных средств (в том числе стоимостью до 3 тыс. руб.) в Инвентарных списках нефинансовых активов ф.0504034 и материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей ф.0504042(ф.0504043).

В ходе проведения инвентаризации по продуктам питания было выявлено, что материально-ответственным лицом по продуктам питания не производится своевременная сдача меню-требования на выдачу продуктов в бухгалтерию, а также накладных по приходу продуктов питания, с задержкой 3-4 дня. Данный факт свидетельствует о нарушении Статьи 9 п.3 402-ФЗ «Закона о бухгалтерском учёте», т. к. первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, не обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

По состоянию на 12.03.2015г было произведено снятие остатков продуктов питания(материально-ответственное лицо ),в ходе снятия остатков было выявлено следующее:

— недостача продуктов питания на сумму 760,26 руб.,

-излишки продуктов питания на сумму 72,08 руб.

Инвентаризационная ведомость и объяснительная материально-ответственного лица прилагается.

В нарушении п.119 Инструкции от 01.01.2001г. материально ответственное лицо по продуктам питания не ведет учёт продуктов питания в книге учёта материальных ценностей (Ф0504042) по наименованию, сортам, количеству.

В учреждении отсутствует внутренний контроль со стороны главного бухгалтера, не проводится снятие остатков продуктов питания с составлением акта. В соответствии с п. 1 ст.19 Федерального закона РФ от 01.01.2001г. «О бухгалтерском учете» учреждения, как экономические субъекты, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

В учреждении ведется реестр закупок (по договорам до 100,0 тыс. руб.) по форме в соответствии с требованиями статьи 73 Бюджетного кодекса РФ, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей, но не указывается конкретный адрес местонахождения поставщика, подрядчика и исполнителя услуг (место их государственной регистрации в качестве юридического лица, а если поставщиком, подрядчиком или исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его место жительства);

При проверке банковских документов было выявлено, что в результате несвоевременных платежей по бюджетным обязательствам, средства районного бюджета были отвлечены на:

1. уплату пеней по налогам на сумму 2827 руб 50 коп:

-по п/п г. в размере 155-89 руб.;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 106-19 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 38-80 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 48-23 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 113-76 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 1587-78 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 334-50 руб;

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 442-36 руб;

2. на уплату госпошлин по исполнительному листу на общую сумму 6000,00 руб.:

-по п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 2000 руб;

-п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 1428-50 руб;

-п/п г. в размере 571-50 руб;

-п/п № 000 от 01.01.2001г. в размере 2000 руб.

На основании ст.34 Бюджетного Кодекса РФ данные факты указывают на неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 8827 руб 50 коп.

Начальник отдела бухгалтерского

учета, отчетности исполнения бюджета

и финансового контроля

Директор

Главный бухгалтер

Один экземпляр получен__________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *