Имущество в оперативном управлении

Содержание

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Раздел III. Имущество Казённого учреждения

Раздел III
Имущество Казённого учреждения

19. Имущество Казённого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.

Казённое учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счёт в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар по бюджетным средствам, печать со своим полным наименованием (в случаях, предусмотренных законодательством, — печать с изображением Государственного герба Российской Федерации).

Казённое учреждение имеет (не имеет):

филиалы

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

представительства

.

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

20. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за Казённым учреждением, возникает у Казённого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Казённое учреждение обеспечивает осуществление государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях и порядке, предусмотренных законом.

21. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Казённого учреждения, а также имущество, приобретённое Казённым учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Казённого учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

22. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Казённого учреждения по решению собственника.

23. Казённое учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учёт, инвентаризацию, сохранность и несёт бремя расходов на его содержание.

24. Казённое учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

25. Казённое учреждение владеет, пользуется имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

26. Казённое учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

27. Земельный участок, необходимый для выполнения Казённым учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством.

28. Права Казённого учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации.

29. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закреплённого за Казённым учреждением на праве оперативного управления, осуществляет департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и орган администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которого находится Казённое учреждение, в соответствии с действующим законодательством.

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к Ст. 296 ГК РФ

1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях — на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).

С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. N 5804/04.

2. Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием — возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.

3. Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограниченны по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.

Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Это может быть соответственно либо Правительство РФ, либо иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или муниципального образования в зависимости от того, какое публично-правовое образование является собственником имущества учреждения или казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Также ограничения установлены и иными законами, регулирующими деятельность учреждений, например Законом РФ «Об образовании».

Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, — гласит Закон, — вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества. В ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.

В одном из судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 14128/08.

4. Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

В судебной практике сложились определенные подходы к пониманию того, какое имущество может быть излишним, либо неиспользуемым, либо используемым не по назначению. Так, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ отметил следующее: «Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, установлено, что данные институты используют переданное им для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдают в аренду, а также владеют помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества» . В другом деле суд нашел основания для изъятия имущества, так как исходил из представленного учебным комбинатом списка обучающихся у него студентов и установленных Жилищным кодексом РФ нормативов жилой площади на одного человека, а также из специфики деятельности образовательного учреждения при определении площади общежития, необходимой для осуществления его уставной деятельности. Помимо этого судом было принято во внимание, что оспариваемым распоряжением нарушена целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление образовательному учреждению .

———————————
Определение ВАС РФ от 27 июля 2009 г. N 7689/09.

Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09.

5. Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 296 ГК РФ. Право оперативного управления

Новая редакция Ст. 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Судебная практика.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 296 ГК РФ), возложено на соответствующий управомоченный собственником орган (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Право оперативного управления имеет ту же природу, что и право хозяйственного ведения (см. комментарий к ст. 294), отличаясь от него только объемом. Очевидно, что право оперативного управления значительно уже по объему. Оно определяется не только законом, но и собственником, который может устанавливать объем права оперативного управления путем указания целей деятельности субъекта этого права, установлением заданий.

2. Субъектами права оперативного управления являются федеральные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), а также учреждения, независимо от того, кем они учреждены — государством, муниципальным образованием, частным (физическим или юридическим) лицом.

3. Собственник вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество. Спор о правомерности изъятия имущества собственником может быть предметом судебного разбирательства (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Процессное управление: структура и функции

Бармаков Борис Ведущий консультант ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг», зав. отделом Института экономики, политики и права, канд. экон. наук

Оглавление журнала

      Рост численности персонала компании, углубление специализации и развитие функциональных отношений часто приводят к тому, что работа коллектива становится менее слаженной.
      Несогласованность действий административно независимых сотрудников вызывает несовпадение (как правило, непреднамеренное) действий по времени, содержанию, характеру и месту, что порождает различные противоречия и в результате становится источником межличностной борьбы, которая еще больше снижает управляемость предприятия.

Постановка задачи
Развитие экономики, интенсификация процессов функционирования и жесткая конкуренция заставляют руководителей и собственников предприятий совершенствовать организационную систему и методы управления.
Задачи повышения конкурентоспособности решаются через улучшение качества труда и продукции, что приводит к увеличению числа квалифицированных работников, углублению функциональной специализации и усложнению бизнес-процессов. Создаются подразделения и группы, способные решать задачи на высоком профессиональном уровне. Однако, чем больше специализированных подразделений, тем больше требуется усилий для координации их деятельности. Другими словами, потоки работ, документов, денег, материалов должны быть согласованы друг с другом и потенциалом трудовых ресурсов. В противном случае работники и оборудование будут простаивать; произойдет «замораживание» средств, информации, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; вырастут незавершенное производство и как следствие накладные расходы компании.
Увеличивающаяся потребность в регулировании (согласовании и координации) множества разнородных действий и процессов, осуществляемых на коротких отрезках времени, приводит к повышению роли процессного управления и принципиальным структурным изменениям в организационной системе.

Деятельность под микроскопом
Если попытаться представить структуру отдельных действий на предприятии, произведя одномоментный срез его деятельности, заглянув во все кабинеты и закоулки, мы увидим работников, проявляющих активность в отношении различных предметов труда. На рис. 1 представлена образная схема, показывающая величину усилий и направление деятельности сотрудников. Эффективность усилий определяется размером и направлением индивидуального вектора результативности по отношению к вектору целей организации.
Схема одномоментной активности сотрудников компании напоминает картину броуновского движения, которая мало отличается от реальной жизни неорганизованного предприятия.
На рис. 1 вклад каждого работника в общее дело компании обозначен стрелкой, проекция которой на вектор цели компании (большая стрелка) отображает эффективность (величину и направление) его усилий. Очевидно, что не всякая деятельность, пусть даже результативная, приносит предприятию пользу. Часть векторов проецируется как точка, другие — как отрицательная величина, а третьи — как большая или меньшая положительная величина в зависимости от угла наклона (степени эффективности) вектора активности к вектору цели.
Точка означает, что деятельность бесполезна, отрицательная величина — что вредна. И только однонаправленная проекция к вектору цели свидетельствует о положительной эффективности (чем меньше угол наклона к вектору цели, тем она больше).
Совокупность полезных (положительных проекций векторов) и нецелевых (отрицательных и нулевых проекций) усилий работников за определенный период времени образует результирующий показатель работы компании.
Конечно, провести расчет эффективности деятельности, опираясь на изложенные принципы, довольно трудно. Это — всего лишь правдоподобная модель организации работы на предприятии.
На заводе биопрепаратов были выращены грибки в объеме, предусмотренном планом. В это же время из строя вышло несколько холодильных камер, и часть грибков пропала, а их выпуск — процесс дорогостоящий. Проблема упиралась в то, что производством руководит один начальник, ремонтом оборудования — другой. У каждого собственный план, свои критерии и оценки результативности. Выходом из сложившейся ситуации могло стать сокращение выпуска грибков или наращивание ремонтных мощностей, но для этого руководители подразделений должны договариваться.
Необходимость в координации действий возникает довольно часто. Но, если компания большая, трудно заранее предусмотреть, о чем, с кем и когда придется договариваться. Чем крупнее предприятие, чем разветвленнее у него структура, тем больше времени тратится на согласования. Кризис наступает, когда подавляющую часть времени руководителей подразделений и топ-менеджмента поглощает текучка, а на вопросы развития и совершенствования времени почти не остается.
Если бы служба управления имела точные данные о результатах активности работников в каждый момент времени, можно было бы упредить развитие негативных тенденций и своевременно сориентировать организацию на достижение целевых результатов. К сожалению, об ошибках функционирования мы узнаем, как правило, когда «поезд уже ушел».
Тотальный контроль не только дорог, но и невозможен с технической точки зрения. Именно поэтому появилось управление на основе нормативных документов.
Нормативные документы определяют общий порядок взаимодействия сотрудников и подразделений, ориентируют их на достижение целей и выполнение задач организации. Этот порядок синтезируется на основе знаний и опыта, накопленных в прошлом. Однако ситуации, кажущиеся типовыми, все же изменяются. Кроме того, положения и инструкции не полностью и не всегда точно описывают регулярно возникающие проблемы, требующие разрешения. К тому же интересы работников зачастую не совпадают с целями компании. Поэтому необходимо текущее регулирование бизнес-процессов и других аспектов деятельности, определяющих условия функционирования.
Руководители всех рангов вынуждены постоянно принимать решения, т. е. управлять на свой страх и риск, компенсируя пробелы в регламентах или ошибки работников. Одновременное множественное воздействие локальных «центров» управления единой организационной системы приводит к противоречиям, порождая «заторы» в разных частях операционной сети. Противоречия вызывают конфликты, переговоры, совещания с целью приведения контрольных показателей в соответствие с нормативными значениями. Иногда в результате совместных усилий руководителей равновесие восстанавливается, временами, наоборот, управляемость снижается, а дисбаланс возрастает.
И в том и в другом случаях имеют место большие непроизводительные затраты времени.

Оперативное и процессное управление
Непосредственное регулирование деятельности работников в пределах отдельных операций и процедур, осуществляемое в реальном режиме времени, называется оперативным или процессным управлением.
Разницы между понятиями оперативное и процессное управление почти нет. Процессное управление занимается регулированием действий на всем протяжении контролируемой цепочки операций с целью получения конечного результата к заданному времени. В этом смысле синонимом процессного управления является словосочетание целеориентированное оперативное управление.
Оперативное управление — это более широкое понятие, включающее в себя процессное управление как частный случай. Оперативное управление распространяется на отдельные действия и их результаты.
Форма оперативного управления называется децентрализованной, если его субъектами являются разные функциональные и административные руководители.
Эффективность одновременного воздействия множества субъектов управления на отдельные части единого функционального механизма невелика, поскольку трудно преодолеть различия в подходах, компетенции, интересах и, самое главное, согласовать импульсы процессной деятельности во времени. Это привело к появлению на предприятиях специалистов особой профессии — менеджеров по оперативному управлению.
К этой категории работников относятся исполнительные директора, ответственные секретари, диспетчеры, управляющие, офис-менеджеры, распорядители, метрдотели, администраторы. Главным смыслом их работы является регулирование текущей деятельности подведомственных объектов (предприятий, подразделений). Под текущей деятельностью мы понимаем решение вопросов в режиме реального времени. То есть, как теперь принято говорить, «здесь и сейчас».

Проблемы процессного управления
Оперативная деятельность по управлению компанией начинается с первого дня ее основания. Другое дело, что она не всегда отделяется от вопросов функционального и административного руководства. К тому же на ранних этапах развития предприятия это и не нужно. Потребность в отделении оперативного управления от других видов руководства обнаруживается по мере интенсификации потоков работ и информации, когда пропускная способность линейных менеджеров исчерпывается.
Вместе с тем попытки специализации функций оперативного управления не всегда приводят к успеху.
К типичным ошибкам, допускаемым в этих случаях, можно отнести следующие:

  • нечетко прописаны технология оперативного управления и полномочия оперативных, административных и функциональных руководителей;
  • полномочия оперативных органов управления игнорируются административными или функциональными руководителями, а высшее начальство не вмешивается;
  • объем функций превышает возможности менеджеров по оперативному управлению.

Во всех этих случаях система стремится вернуться в исходное положение, когда начальники вместо выполнения обозначенных в должностных инструкциях функциональных и административных обязанностей снова начинают руководить текущей деятельностью подчиненных. Тем временем менеджеры по оперативному управлению превращаются в «мальчиков на побегушках», счетоводов и т. д., номинально оставаясь оперативными руководителями. Все возвращается на «круги своя». И самое грустное, что всеобщая увлеченность сиюминутными проблемами и делами не оставляет времени на системное осмысление происходящего и выработку стратегических решений.
Культура разделения управленческого труда в сочетании с эффективной кооперацией, воплощаемой в матричной форме организации, не получила широкого распространения в России. Однако суровая действительность рыночных отношений заставляет критически переосмысливать это родное, до мозга костей въевшееся понятие вертикали власти.
Потребность в формировании системы оперативного управления возникает, когда исчерпываются резервы линейной функциональной организации и руководство компании окончательно запутывается в хитросплетениях служебных противоречий и межличностной борьбы.

Функции оперативного управления
Практика показывает, что корректная специализация функций оперативного руководства на предприятиях или в крупных подразделениях заметно снижает дефекты структурно-функциональной неупорядоченности и повышает управляемость и организованность внутрифирменной деятельности.
Итак, в отличие от административного руководства, осуществляемого через иерархическую ступенчатую вертикаль, подсистема оперативного управления регулирует сквозные межфункциональные процессы, контролируя их по ключевым показателям (объемы, время, состояние и т. п.) на стыке подразделений или даже рабочих мест (последнее особенно характерно для больших офисов — см. рис. 2). В этом случае процесс функционирования рассматривается как единый горизонтальный поток ресурсов и работ от входа в систему до выхода на результирующие целевые показатели.
Регулирующая деятельность оперативного управления не должна влиять на функциональные полномочия тех сотрудников, которые определяют технологические и технические особенности выполнения работ. То есть в задачи оперативного управления не входит ответ на вопрос, как надо сделать. Оперативный руководитель не занимается также администрированием. Он, например, не может дать команду принять продукцию из одного цеха и передать ее в другой, если специалист по техническому контролю признал этот продукт некачественным. Однако оперативный руководитель определяет, что, где и когда, т. е. время подачи вида продукции в пункт технического контроля и сроки, в которые контролер ОТК должен выполнить свою работу.
Также менеджер по оперативному управлению не может наказать сотрудника за отсутствие на рабочем месте: это обязанность административного руководителя — мастера или начальника цеха. Но менеджер вправе потребовать, чтобы начальник цеха или мастер предоставили ему информацию о срыве плановых работ, направить свое заключение в отдел управления персоналом и проконтролировать введение соответствующего приказа в действие.
Функция оперативного управления определяет место и время соединения всех видов ресурсов (включая функциональный потенциал работников) на главных направлениях основной (производственной) деятельности и обслуживающих ее видах работ.
Оперативные руководители ведут мониторинг состояния процессов и результатов, а также готовят отчеты о состоянии контролируемых объектов (компании, цеха) в течение коротких промежутков времени (ежедневно, еженедельно). Информация в структурированном, удобном для восприятия виде передается лицам, принимающим решения. Их директивы вносятся в оперативный план в виде сведений о наименованиях, последовательности и сроках проведения работ, а также исполнителях — подразделениях и работниках.
В целом прерогативой службы оперативного управления являются:

  • контроль состояния подведомственных процессов, включая работу над информацией, документами и документооборотом;
  • составление оперативного плана работ, согласующего деятельность подразделений или сотрудников;
  • доведение плановых заданий до исполнителей;
  • текущее регулирование (перераспределение, координация) работ в случае отклонений от плана, возникновения проблемных ситуаций или появления новых директив руководства;
  • регистрация проблемных ситуаций и отклонений, трансляция информации о них руководству и в соответствующие подразделения;
  • формальный учет результатов деятельности;
  • подготовка ежедневных, еженедельных и ежемесячных отчетов для аналитических подразделений и руководства.

Структура оперативного управления
Специализация функций оперативного управления требует выделения специальных должностей и даже подразделений, отвечающих за управление отдельными процессами.
В больших компаниях служба оперативного управления имеет разветвленную иерархическую структуру.
На рис. 3 представлена модель административной структуры компании, обслуживающей газоперекачивающие станции. На схеме показаны подразделения и связи оперативного управления. Исполнительный директор (обычно он также является первым заместителем генерального директора) руководит отделом оперативного управления предприятием.
В подразделениях и филиалах создаются должности диспетчеров для связи с центральным офисом. Отдел оперативного управления, являясь штабом по разработке и реализации оперативных планов, аккумулирует информацию о состоянии процессов.
Информационный отдел контролирует оборот документов и делопроизводство, обеспечивая отдел оперативного управления необходимыми данными.
В больших компаниях существуют два уровня оперативного управления: первый — заместитель генерального директора — заместители начальников служб и второй — заместители руководителей служб по оперативной работе — начальники подразделений.
Основой для составления оперативных планов являются бюджет и месячный производственный план. Регулирование текущей деятельности в границах месячного плана и бюджета осуществляется на основании директив руководства, отраженных в приказах, распоряжениях, резолюциях на документах, протоколах совещаний дирекции или управляющего совета.
Прямые команды административных руководителей, не соответствующие оперативному плану и направленные на изменение последовательности, объемов или времени исполнения работ, не допускаются. Такие команды рассматриваются как превышение полномочий, отражаются в ежедневных отчетах, подлежат расследованию с последующим принятием административных мер.
Ответственность за сохранность и правильную обработку документов лежит на руководителе информационного отдела, а в службах — на заместителях начальников по оперативной работе.

Функциональная модель
Деятельность службы оперативного управления базируется на применении специальной информационной технологии. Функциональная модель работы этого подразделения показана на рис. 4. Входящая информация поступает тремя потоками: извне, от руководства и исполнителей. Почтовые сообщения рассматриваются на предмет определения их ценности и необходимости для принятия решений. Регулярно поступающие документы регистрируются, кодируются, копируются и направляются исполнителю; подлинник остается в архиве службы. Кодирование осуществляется в целях облегчения поиска нужных документов и сведений. После кодирования информация заносится в базу данных.
Все документы и недокументированная информация, содержащие ценные сведения, хранятся в базе данных компании, которая со временем превращается в базу знаний, откуда в нужный момент извлекается информация, необходимая для решения забытых или новых задач.
Сведения директивного характера, содержащиеся в документах, преобразуются менеджером по оперативному управлению в задания, планы или программы различных подразделений. Для планирования используются данные первичных и отчетных документов, а также знания наиболее опытных сотрудников и внешних экспертов. Когда задания, планы сформированы и согласованы с исполнителями, они вводятся в базу данных «оперативный план» и рассылаются исполнителям.
Одной из задач оперативного руководителя является коррекция сроков в случае более раннего или позднего окончания работ на каком-либо этапе. Он также должен обеспечить подразделения информацией (графиками, документацией) и другими необходимыми ресурсами (доступом к документам, базам данных, а также оргтехникой, транспортом и т. п.). Функция обеспечения заключается в планировании и контроле соответствующих процессов. При возникновении отклонений или проблем менеджер имеет право подключить для подготовки экспертного заключения любого компетентного сотрудника.
В сложных случаях привлекается системный аналитик. При необходимости прибегают к помощи специалистов функциональных подразделений или независимых экспертов. Системный аналитик и эксперты вырабатывают решение по преодолению отклонений, которое затем включается в оперативный план и реализуется в штатном порядке.
Важнейшими задачами службы оперативного управления являются текущая инвентаризация состояния начатых работ и предоставление руководству агрегированных аналитических сведений.
По мере анализа отклонений накапливаются данные об эффективности действующей организационной системы, работоспособности персонала, перегрузках и недоиспользовании ресурсов, потребностях в дополнительных рабочих местах и новых специальностях. Эта информация нужна для выработки предложений по коррекции бизнес-процессов, административной структуры, штатного расписания, должностных инструкций, подготовки кадров и их штатной расстановки.
Информационный отдел обладает монопольным правом на прием, регистрацию, маршрутизацию, учет, хранение и регулирование движения документов и недокументированных сведений.
Централизация управления информационными потоками имеет большое преимущество перед обычной децентрализованной системой работы с документами, в которой из канцелярии информация в зависимости от ее содержания сразу направляется непосредственным исполнителям или специалистам. При децентрализованной системе управления ценные сведения часто теряются, что не позволяет использовать их повторно.
Информационные каналы службы оперативного управления больших предприятий устроены таким образом, что освобождают высшее руководство от потока неструктурированной рутинной информации. (На рис. 4 подразделения и связи подсистемы оперативного управления выделены красным.)
Стандартные (повторяющиеся) потоки документов и задач от высшего руководства или внешних организаций поступают не начальникам служб, а их заместителям по оперативной работе, на которых возлагаются обязанности по приему, регистрации, хранению и доведению до исполнителей необходимых сведений. Если задача или информация подлежит детальному анализу с последующим принятием квалифицированного решения, управляющий подключает к ней руководителя службы или даже генерального директора, чтобы организовать целевое профессиональное обсуждение по выработке решения и программы его воплощения.
Структурированная сводка обо всей поступившей за отчетный период информации передается руководителю службы оперативного управления, который определяет, к каким документам и задачам он подключится лично, а с какими будут работать его подчиненные.

* * *

Применение метода централизованного процессного управления в организационных системах отечественных предприятий обеспечивает положительный эффект независимо от их размеров и профиля и поэтому имеет большие перспективы.
Принципы централизованного процессного управления носят универсальный характер. Специфика организационного строения и технологии предприятия влияет только на конфигурацию функциональной структуры, распределение обязанностей и полномочий должностных лиц.
В целом корректное внедрение централизованной системы процессного управления обеспечивает:

  • сокращение непроизводительных потерь времени на ожидание решений, поиск информации, согласование работ и т. п.;
  • неотвратимость расследования всех конфликтных, проблемных ситуаций и принятия мер по их предотвращению или нейтрализации;
  • сокращение числа подобных ситуаций;
  • перераспределение функций управленческого персонала и передачу рутинных процедур нижнему звену иерархии управления, что позволяет топ-менеджерам уделять больше времени решению задач развития предприятия;
  • снижение текущей нагрузки на руководство компании;
  • освобождение функциональных руководителей от непрофильных работ, усиление их влияния на качественные стороны деятельности компании;
  • информационную прозрачность, полноту и достоверность сведений о состоянии процессов, объектов и элементов организационной системы;
  • быстрый доступ к информационным источникам и возможность многократного использования сведений, находящихся в архиве и базе данных отдела оперативного управления;
  • повышение оперативности исполнения приоритетных работ, планов и программ;
  • более основательную проработку планов;
  • регулярный контроль ключевых показателей деятельности;
  • устойчивость предприятия (бизнеса) по отношению к смене руководителей, начальников служб и подразделений (снижение управленческих рисков).





Версия для печати>Тема: оперативное управление.

ВОПРОСЫ:

>1 Оперативное управление, сущность, задачи.

1 Оперативное управление, сущность, задачи.

В процессе управления сельскохозяйственным производством возникает множество ситуаций технического, технологического, организационного характера, отличающихся по значению, специфике, сложности. Их повседневное решение и входит в содержание оперативного управления, поэтому (ОУ) в конечном счете, обеспечивает достижение основных целей организации.

Оперативность — это способность четко и быстро выполнять намеченные задания (ОУ) призвано решать следующие задачи:

  • составление и доведение плановых заданий до производственных подразделений и отдельных исполнителей;

  • инструктаж исполнителей и расстановку их по рабочим местам;

  • оперативный контроль, учет и проверка исполнения заданий с оценкой их качества;

  • своевременное устранение неполадок на производстве;

  • проведение оперативных нарядов, совещаний и др. мероприятий.

(ОУ) предполагает организацию и согласование деятельности руководителей хозяйства, специалистов и исполнителей за счет принятия грамотных решений, быстрого доведения их до исполнителей и обеспечение точного выполнения их.

(ОУ) производством является непосредственным продолжением частных функций технического и технологического характера получения от работников нормативные данные, на базе которых должно осуществляться производство сельскохозяйственной продукции.

Экономическая служба хозяйства определяет цель, хозяйственные результаты и допустимый объем затрат и ресурсов, в котором должно осуществляться производство, а (ОУ) должно организовывать выпуск продукции, не выходя за рамки имеющихся ресурсов, под контролем экономической службы.

Наглядным средством отображения оперативной деятельности службы (ОУ) являются различные графики (орфограммы, диаграммы, топограммы и др.).

Оперативное управление на производстве осуществляют, прежде всего, линейные руководители с помощью рядовых специалистов и исполнителей.

Основные требования к системе (ОУ):

1) четкость, простота построения;

2) обеспечение управления достаточной информацией;

3) регламентирование функций (ОУ) — планирования, организации, мотивации, контроля;

4) своевременное принятие управленческого решения и обеспечение его точного выполнения.

Усложнение производства вызывает рост объема, разнообразной по характеру, информации. В связи с этим все более важными становятся графические средства, позволяющие наглядно изобразить состояние и ход управления производственным процессом.

Графиком называются сведения о фактах и явлениях, нанесенные на плоскость в виде точек, линий, фигур и т.д. Наглядность графического способа основана на свойстве синаптичности, т.е. быстрое восприятие фактов, явлений с первого взгляда.

Разрабатывая меры по совершенствованию оперативного уп­равления, следует, прежде всего, обратить внимание на организа­ционную структуру управления, которая определяет систему ин­формационных потоков между структурными звеньями предприя­тия, включая движение оперативной информации. Особую роль в данном случае играет диспетчерская служба; она создает благо­приятные условия для централизации ряда функций управления, и прежде всего для решения многих задач оперативного характера.

При оперативном планировании опытные руководители и спе­циалисты учитывают возможность непредвиденных перестановок рабочей силы и техники, недисциплинированность отдельных ис­полнителей. Они всегда планируют резерв технических средств и их оперативный ремонт. К составлению оперативных планов в обязательном порядке привлекают руководителей среднего звена.

Оперативное управление требует наличия в каждом предприя­тии хорошо отработанной системы нормативов и умелого ее ис­пользования. Нормативы лежат в основе всего оперативного пла­нирования и контроля за деятельностью исполнителей.

Важный элемент оперативного управления — диспетчерский час. Все сообщения на нем должны быть краткими, а его общая продолжительность не должна превышать 40—50 мин. Главная за­дача диспетчерского часа — выяснить причины отставаний в вы­полнении заданий исполнителями.

Оперативный анализ производственной деятельности (в основ­ном это анализ использования тракторов, автомобилей, расхода топлива и смазочных материалов, кормов и других ресурсов) ну­жен для недопущения простоев техники и оборудования, перерас­хода нефтепродуктов, недокорма животных и других явлений, приводящих к сбоям на производстве.

Уровень оперативного управления во многом зависит от служб материально-технического снабжения, реализации продукции и хозяйственного обслуживания. Их четкая работа освобождает ру­ководителей и специалистов основных цехов производства от вы­полнения несвойственных им функций управления. Руководству предприятия следует постоянно контролировать производствен­ные издержки (стоимость приобретаемых средств и материалов; издержки, связанные с оформлением, доставкой и хранением ма­териально-технических ресурсов; ущерб, возникающий в случае отсутствия запасов).

Во многих предприятиях необходимо улучшить организацию подготовки и проведения оперативных совещаний, нарядов, пла­нерок путем их предварительного планирования и ограничения времени их проведения.

Важной мерой по совершенствованию управления является знание каждым руководителем и специалистом фак­торов, оказывающих наибольшее влияние на конечные результа­ты производства по отдельным видам продукции. Например, про­дуктивность коров, валовое производство молока и качество реа­лизуемой продукции зависят от многих причин: уровень и тип кормления, сбалансированность рациона по питательности в со­ответствии с требованиями кормления коров, распорядок дня на ферме и кратность доения коров, поголовье коров по месяцам года, возраст телок при первой случке, отелы коров по сезонам года, приплод на 100 коров и нетелей, соотношение коров в струк­туре стада по лактациям, процент чистопородных коров, жирность и сортность молока и др. Однако нет никакой необходимости оперативно менять распорядок дня на фермах, кратность доения коров и другие факторы, которые имеют стабильный характер, — достаточен простой контроль за их соблюдением. Опытные руко­водители и специалисты следят за выполнением плана поголовья коров на начало месяца, плана осеменения коров и покрытия те­лок, за среднесуточным удоем и в случае необходимости принима­ют оперативные меры по устранению недостатков в работе, кото­рые позволяют обеспечить выполнение плановых заданий по вы­ходу конечной продукции.

Оперативное управление (право)

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Право оперативного управления впервые получило законодательное закрепление в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Примечания

  1. Гришаев С. П. Соотношение права собственности с правом хозяйственного ведения и оперативного управления // Гражданин и право. — М.: Новая правовая культура, 2010, № 1. — С. 81-87

> Литература

  • Петров Д .В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. — СПб.: Юридический Центр Пресс, 2002. — 361с. ISBN 5-94201-112-5

См. также

Хозяйственное ведение

Право оперативного управления

Право оперативного управления является одним из видов ограниченных вещных прав и предусмотрено пунктом 1 статьи 296 ГК РФ. В соответствие с указанной нормой, право оперативного управления — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества .

Субъектами права оперативного управления могут быть:

— унитарные (казенные) предприятия, которые относятся к коммерческим юридическим лицам,

— финансируемые собственниками учреждения, являющиеся некоммерческими юридическими лицами.

Собственник, который и является учредителем, создает подобные организации, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая руководителей для их управления. Собственник управомочен также провести реорганизацию такого юридического лица или вовсе инициировать его ликвидацию без согласия руководства.

Правомочия, которые составляют содержание права оперативного управления, имеют конкретный целевой характер. Данная особенность обусловлена функциями, для исполнения которых создается соответствующее учреждение, унитарное или казенное предприятие. Собственник определяет для таких юридических лиц устанавливает прямые задания, связанные с целевым использованием выделенного им имущества. Кроме того, собственник самостоятельно решает вопрос о целевом назначении отдельных частей (видов) имущества, которые закрепляются за такими юридическими лицами на праве оперативного управления. Имущество может быть распределено в учетных целях на соответствующие специальные фонды. При этом, имущество (в том числе и денежные средства), которое числится в одном фонде, не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего), хотя из такого правила имеются и исключения.

Объектом права оперативного управления является имущественный комплекс. Имущественный комплекс включает все виды имущества, которое закреплено собственником за учреждением или приобретено им в процессе участия в гражданских правоотношениях. Собственник такого имущественного комплекса, являющийся и учредителем соответствующих юридических лиц, имеет право изъять у субъекта права оперативного управления все имущество, которое не используется или же используется по иному назначению, чем предусмотрено собственником. При этом какого-либо согласия субъекта права оперативного управления не требуется (п. 2 ст. 296 ГК РФ). В этой связи следует заметить, что такое изъятие является допустимым только лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

Такой узкий, ограниченный круг правомочий субъекта права оперативного управления объясняется ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Но данное обстоятельство не должно каким-либо образом ухудшать положение его возможных кредиторов .

Необходимо сказать, что, учитывая такой ограниченный объем правомочий учреждения или казенного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом, законодательство предусматривает субсидиарную ответственность собственника по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий). Эта черта является одной из основных особенностей имущественно-правового статуса таких юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ) .

Далее необходимо указать еще на одну особенность права оперативного управления. Данная особенность связана различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях и порядке наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой позиции необходимо различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

В заключение рассмотрения права оперативного управления важно отметить, что данный вид прав является значительно ограниченным. Субъект находится в довольно узких рамках и ограничен в выборе вариантов своего действия собственником. С правовой точки зрения подход является правильным, так как такая форма предупреждает растрату имущества тем субъектом, в пользовании которого соответствующее имущество находится. Однако, с экономической точки зрения такая форма осуществления прав не вполне эффективна.

Что касается правового регулирования правоотношений в области оперативного управления, то какие-либо серьезные недостатки законодательства здесь отсутствуют.

Право оперативного управления имуществом

Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Особенности оперативного управления

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Задачи и цели управления

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

  • Рост финансовых показателей;
  • Производительности труда;
  • Снижение риска и травматизма на предприятии;
  • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что такое регистрация оперативного управления

На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Для чего и кому нужна регистрация?

Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.

Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.

Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.

Порядок регистрации прав

Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов. Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается. Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.

Документы требуемые для регистрации

Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:

  • Учредительных документов предприятия;
  • Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
  • Документа о закреплении объекта;
  • Документы о факте передачи собственности.

Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.

Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.

Процедура передачи имущества

Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.

Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.

право, предоставляемое казенному предприятию или учреждению на осуществление в пределах, установленных законодательством, владения, пользования и распоряжения закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правовое регулирование права оперативного управления осуществляется в соответствии с ГК РБ и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 277 ГК РБ, собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, имеет право изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Право оперативного управления для казенное предприятие, согласно ст. 278 ГК РБ, определено тем, что оно имеет право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством, при этом порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Право оперативного управления на имущество учреждения, согласно ст. 279 ГК РБ предусматривает, что учреждение, без согласия собственника, не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.

Право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, в соответствии с нормами ст. 280 ГК РБ, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение, в соответствии со ст. 281 ГК РБ, сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *