ФЗ о добровольном декларировании

Содержание

О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках

Уважаемые москвичи!

С 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Вы можете сообщить о своих зарубежных активах и счетах.
Добровольное декларирование направлено на освобождение от ответственности за ранее совершенные нарушения налогового и валютного законодательства, а также позволяет передать активы от номинального владельца бенефициарному (реальному) владельцу без уплаты налога.
Специальная декларация представляется декларантом в любой территориальный налоговый орган или в центральный аппарат ФНС России на бумаге лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности. Форма специальной декларации и порядок ее заполнения размещены на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Специальная декларация».
На официальном сайте ФНС России в доступной форме изложены особенности уплаты налогов в Российской Федерации при ведении бизнеса за границей или при наличии зарубежных активов, объясняется, как избежать двойного налогообложения, какая информация подлежит раскрытию, а также многие другие вопросы декларирования зарубежных активов и счетов.
Федеральная налоговая служба России обеспечивает конфиденциальный режим хранения поданных специальных деклараций.

Назад в раздел

Номинальный владелец иностранной компании в российской правовой действительности

В связи с введением в России правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2015 году возникла необходимость нормативного регулирования понятия «номинального владения» иностранной компанией, ранее отсутствовавшего в сложившемся российском правопорядке.

Дело в том, что в большинстве государств англо-саксонской правовой семьи (государств общего права) допускается «расщепление» права собственности на два составляющих: номинальное владение и бенефициарное владение. Традиционно, номинальный владелец является только формальным собственником какого-либо имущества (в том числе долей участия в капитале и акций компаний), чьи данные вносятся в правоустанавливающие документы, а бенефициарный владелец – реальным собственником, в чьих интересах и действует номинальный владелец, не претендуя на основные правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.

Российский правопорядок, сформировавшийся на основе континентального права, не подразумевает возможность подобного «расщепления» права собственности на номинальное и бенефициарное владение. Лицо, чьи данные были внесены в правоустанавливающие документы, при любых обстоятельствах будет признано реальным собственником имущества с правовой точки зрения, вне зависимости от имеющихся договоренностей этого лица в отношении осуществления каких-либо прав (правомочий) иными лицами. Такие договоренности о номинальном владении, как в устной, так и в письменной форме, не имеют в России правовой силы.

Законодательное определение номинального владельца

Тем не менее, после того, как в России вступили в силу нормы о КИК и у российских резидентов (как физических, так и юридических лиц) появились обязанности отчитываться перед налоговыми органами РФ о владении иностранными компаниями, вопрос об определении статуса номинального владельца иностранной компании стал актуальным в отдельно взятых отраслях права.

В связи с этим российским законодателем было дано определение номинального владельца. Оно содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-140): «номинальный владелец имущества — лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом».

В свою очередь, договор номинального владения имуществом определяется как «договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица».

Следует отметить, что данные законодательные определения были введены исключительно для целей «амнистии капиталов» в России, то есть добровольного декларирования физическими лицами активов (в т.ч. зарубежных), позволяющего законным образом избежать наложения штрафов за невыполнение отдельных обязанностей в отношении КИК и не уплачивать задолженность по отдельным налогам за предыдущие периоды. Соответственно, эти определения имеют достаточно узконаправленную специфику, а их создание в первую очередь было необходимо для стимулирования раскрытия физическими лицами-резидентами РФ как можно более подробной информации о владении зарубежными активами, включая информацию о номинальных владельцах.

Что характерно, форма документа, на котором основывается механизм амнистии капиталов под названием «специальная декларация», не подразумевает обязательного заполнения сведений о номинальном владельце какого-либо декларируемого имущества. Информация о них вносится в добровольном порядке по желанию декларанта, в отличие от обязательного заполнения идентифицирующей информации о КИК (наименование, адрес, регистрационный номер, и т.п.).

Номинальный владелец и договор номинального владения имуществом

Существует точка зрения, что понятие номинального владения недостаточно детализировано для целей применения правил о КИК в частности и налогового законодательства РФ в целом. В некоторых аналитических материалах говорится о том, что имеющиеся определения не содержат перечня видов договоров номинального владения, создание которого позволило бы с большей степенью точности установить, действительно ли имеет место номинальное владение акциями или долями компании в каждом отдельном случае.

Самым распространенным видом договора номинального владения долями или акциями компаний в подавляющем числе юрисдикций является трастовая декларация (упрощенный вид договора доверительного управления имуществом). Она выдается номинальным акционером бенефициарному владельцу компании и содержит условия о том, что фактическим получателем доходов от акций иностранной компании является именно физическое лицо-бенефициар. На практике крайне затруднительно представить ситуацию, в которой используется иной вид договора номинального владения акциями и долями в самых популярных безналоговых и низконалоговых юрисдикциях (Британские Виргинские острова, Белиз, Кайманы, Панама, Кипр и пр.).

Что касается договоров номинального владения иным имуществом, то здесь уже возможно некоторое разнообразие их видов и форм: это может быть договор доверительного управления имуществом (трастовый договор), агентский договор, иные виды договоров, предусмотренные законодательством иностранных государств.

Степень разработанности определения номинального владения для целей применения российского законодательства

По нашему мнению, нет необходимости в более подробной детализации понятия номинального владения в России. Дело в том, что для целей применения правил КИК, а именно для выявления факта контроля над иностранной компанией, осуществляемого российским резидентом, наибольшее значение имеет бенефициарное владение. В соответствии с п. 6 ст. 25-13 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) контролирующим лицом может быть признано лицо, осуществляющее контроль над иностранной организацией иным образом, нежели через прямое или косвенное участие в ее капитале.

Такая формулировка контроля над КИК всецело охватывает случаи, когда номинальный акционер владеет акциями или долями в пользу реального бенефициарного собственника, формально не являющимся акционером компании и не значащимся в реестре акционеров. На практике номинальным владельцем чаще всего является нерезидент РФ и при таких обстоятельствах его участие в структуре владения КИК не имеет определяющего значения для целей декларирования в РФ по правилам КИК, т.к. правила КИК накладывают обязанности именно на резидентов РФ.

Номинальными владельцами в большинстве юрисдикций могут выступать как физические, так и юридические лица, т.к. и те, и другие обладают общей гражданской правоспособностью и имеют право заключать договор номинального владения. Зачастую регистрационные агенты, оказывающие услуги по регистрации компаний в различных юрисдикциях, предоставляют также услуги номинального сервиса, т.е. предоставляют клиенту-бенефициарному владельцу номинального акционера для внесения данных о нем в реестр и обеспечения конфиденциальности бенефициарного владения.

Отдельно стоит отметить, что само понятие номинального владельца фигурирует в разделах общей части НК РФ, не посвященным КИК, для целей установления отдельных правил налогового администрирования:

  • В соответствии с пп. 8.2 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров и услуг для целей налогообложения передача имущества от номинального владельца бенефициарному, если такое имущество и его номинальный владелец были указаны в специальной декларации.
  • В соответствии с п. 2 ст. 41 НК РФ не признается доходом для целей налогообложения передача имущества от номинального владельца бенефициарному, если такое имущество и его номинальный владелец были указаны в специальной декларации.
  • Уточняющая норма п. 15 ст. 78 НК РФ содержит указание на то, что сам по себе факт указания в специальной декларации имущества и его номинального владельца не является признанием излишне уплаченной суммы налогов при передаче имущества от номинального владельца бенефициарному (если такая излишняя уплата имела место).

Вывод

В целом российский правопорядок не признает «расщепление» права собственности на номинальное и бенефициарное владение, однако для целей применения специального законодательства (амнистии капиталов, правил о КИК, определения доходов для целей налогообложения) такое «расщепление» допускается в отношении какого-либо имущества при условии заключения договора номинального владения в соответствии с законодательством иностранного государства. Номинальными владельцами могут быть как физические, так и юридические лица различных организационно-правовых форм. Как правило ими выступают нерезиденты РФ, что нивелирует необходимость раскрытия данных о номинальном владельце долей или акций иностранной компании в России, т.к. важным с точки зрения правил о КИК является именно бенефициарное владение такой иностранной компанией резидентом РФ.

Теги: Оффшоры, законодательство РФ

>Налоговый обзор. Обзор ключевых положений Закона о добровольном декларировании имущества

Авторы: эксперты департамента налогообложения Бейкер Тилли Россия

1. Амнистия капиталов. Общие положения

В своем послании в 2014 году Федеральному Собранию РФ Президент РФ предложил провести полную амнистию возвращающихся в Россию капиталов, и в целях реализации данных положений в июне 2015 года был принят Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 140-ФЗ от 08.06.2015 (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 401-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон № 140-ФЗ).

Согласно Закону № 140-ФЗ с июня 2015 года в России можно добровольно задекларировать зарубежные имущество, банковские счета, ценные бумаги, акции в капитале организаций и контролируемых иностранных компаний. При этом декларанты будут освобождаться от уголовной, административной и налоговой ответственности, если связанные с декларируемым имуществом нарушения были совершены до 1 января 2015 года, и только в пределах имущества, указанного в декларации.

2. Порядок подачи декларации

2.1. Общие положения о предоставлении декларации

Согласно Закону № 140-ФЗ до 30 июня 2016 года граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях путем подачи специальной декларации (далее – декларация).

Добровольно задекларировать свое зарубежное имущество может любое физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), указав в специальной декларации следующие сведения:

1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, собственником или фактическим владельцем которых является декларант);

2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом (определение контролирующего лица раскрыто в гл. 3.4 НК РФ);

3) об открытых физическим лицом счетах, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Информация, предоставленная в декларации, является налоговой тайной (более строгий режим по сравнению с обычными декларациями).2.2 Форма подачи декларации

2.2. Форма подачи декларации

Декларация представляется в налоговый орган:

  • по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) декларанта либо

  • в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (если декларант не состоит на учете в налоговых органах по месту жительства или месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ).

Декларация подается однократно самостоятельно либо через уполномоченного представителя в двух экземплярах. Подача уточненной декларации Законом № 140-ФЗ не предусмотрена.

Форма декларации и порядок ее заполнения установлены в приложении 1 и 2 к Закону № 140-ФЗ.

2.3. Срок подачи декларации

Согласно Закона № 140-ФЗ декларацию необходимо подать до 30 июня 2016 года.

2.4. Документы, прилагаемые к декларации

При предоставлении декларации также необходимо предоставить следующие документы (на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык):

  1. копии договоров номинального владения имуществом (нотариально заверенные). Подаются в случае, если декларант является фактическим владельцем имущества, указанного в декларации;

  2. опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации. Составляется в двух экземплярах и в произвольной форме. Опись содержит краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать;

  3. иные документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации, представляются по желанию декларанта.

Налоговые органы должны поставить отметку о дате принятия декларации и принять декларацию. Отказ в принятии декларации возможен при несоблюдении определенных условий.

2.5. Ответственность за непредставление декларации

Механизма штрафов в случае непредоставления декларации в Законе № 140-ФЗ не предусмотрено.

При этом, обращаем внимание, что Организация Экономического Сотрудничества и Развития (далее – ОЭСР)13 февраля 2014 года представила единый мировой стандарт по автоматическому международному обмену информацией между налоговыми органами. Единый стандарт ОЭСР по обмену информацией предполагает раскрытие банками, депозитариями, брокерами, инвестиционными фондами и страховыми компаниями местным налоговым органам данных о счетах налогоплательщиков, чей баланс по счету превышает 250 000 долларов США. Планируется, что Россия присоединится к автоматическому обмену в 2018 году, что в будущем с большой долей вероятности может привести к раскрытию информации о незадекларированных зарубежных счетах лиц, которые не воспользуются возможностью предоставления специальной декларации до 30 июня 2016 года.

3. Гарантии, предоставляемые при амнистии капиталов

3.1. Гарантии

Законом № 140-ФЗ декларанту представляются гарантии, обеспечивающие его защиту от юридической ответственности и сохранность имущества.

Освобождение от ответственности

Декларант и лицо, о котором предоставлена информация в декларации освобождаются от:

  • уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств), ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), ст. 198 (уклонение от уплаты налогов (сборов) физическим лицом) и ст. 199, ст.199.1 ,199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов) организацией);

  • от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст. 14.1 КоАП в случае выявления факта нарушения законодательства (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и/или контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и/или зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;

  • от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Конфиденциальность информации

Гарантии предоставляются в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 года (Письмо Минфина России от 04.09.2015 № 03-01-11/51066) и действуют с момента приёма ФНС РФ специальной декларации.

Сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной. Доступ к информации из этой декларации могут получить только налоговые органы, а сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта (п. 6 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

Невозможность возбуждения дела на основании информации, содержащейся в декларации

Законом № 140-ФЗ установлен запрет на использование данных, содержащихся в декларации, в качестве основания для возбуждения уголовного, административного, налогового дела или доказательства в рамках таких дел (п.3-5 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

Передача имущества от номинального владельца фактическому

Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п.7 ст.4 Закона № 140-ФЗ).

3.2. Условия предоставления гарантий

Гарантии предоставляются, если на дату представления декларации в отношении лица:

  • не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено Законом № 140-ФЗ (глава 3.1 Обзора);

  • не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено Законом № 140-ФЗ (глава 3.1 Обзора);

  • не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено Законом № 140-ФЗ (глава 3.1 Обзора).

3.3. Репатриация имущества

Гарантии предоставляются Законом № 140-ФЗ независимо от того, будет ли имущество, указанное в декларации, возвращено на территорию РФ. Исключение составляют случаи, когда соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится:

  1. в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — межправительственная организация). С полным актуальным перечнем стран можно ознакомиться на официальном сайте ФАТФ http://www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/.

  2. в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ. На данный момент перечень таких государств (территорий) не утвержден (Письмо ФНС России от 14.10.2015 № ОА-3-17/3833@).

3.4. Исполнение обязанности по уплате налогов

НК РФ содержит оговорку о том, что налог не подлежит взысканию, если обязанность по его уплате возникла у декларанта в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с задекларированным имуществом либо с зачислением денежных средств на задекларированные счета (ст. 45 НК РФ).

Однако, вопрос о взыскании штрафов и пеней в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Законом № 140-ФЗ, в настоящий момент в НК РФ не урегулирован. Комментарии Минфина России по данному вопросу также не представлены. Мы будем следить за позицией Минфина России по данному вопросу.

4. Валютный контроль при амнистии капиталов

Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) резиденты* обязаны подавать уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и изменении реквизитов таких счетов (вкладов) (далее — Уведомление). Уведомление подается в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2013 № ММВ-7-14/502@.

Для лиц, являющихся Декларантами по Закону № 140-ФЗ, которые не подали указанное выше Уведомление (на дату предоставления Декларации), предусмотрена возможность предоставить такое Уведомление. При этом оно будет считаться поданным без нарушения сроков, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Уведомление необходимо подать в налоговый орган, в который декларант предоставил Декларацию.

Валютные операции (в том числе зачисление денежных средств) по иностранным счетам (вкладам), совершенные до 1 января 2015 года, признаются совершенными без нарушения валютного законодательства РФ.

Обращаем Ваше внимание, что на операции совершенные по таким счетам после 1 января 2015 года, данная льгота не распространяется.

***

*физическим лицом-резидентом РФ для валютного законодательства является гражданин РФ, кроме лиц, проживающих не менее года за рубежом. То есть «валютный» резидент не равен налоговому резиденту РФ. Физическое лицо может не быть налоговым резидентом РФ по причине практически постоянного проживания за рубежом, но быть «валютным» резидентом и подпадать под валютные ограничения (ст. 1 Закона О валютном регулировании).

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Принят Закон о добровольном декларировании физлицами активов и счетов (вкладов) в банках.

Гражданам дана возможность добровольно представить в налоговые органы сведения о своем имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе зарубежных) и контролируемых иностранных компаниях, подав специальную декларацию. На нее распространяется режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, запрещено передавать каким-либо госорганам. Представить декларацию можно с 1 июля до 31 декабря 2015 г. Причем форма декларации и порядок ее заполнения приведены в приложении к закону.

В рамках программы добровольного декларирования граждане могут оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому освобождаются от налогообложения.

Для участников программы добровольного декларирования предусматривается ряд иных гарантий. Они освобождаются от уголовной ответственности (по ряду составов), а также административной и налоговой ответственности в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 г., если эти деяния были связаны с формированием (приобретением) задекларированного имущества. Гарантии непривлечения к уголовной и административной ответственности распространяются и на сотрудников компаний, участвовавших в приобретении имущества, которые выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Сведения деклараций нельзя использовать в качестве основания возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении, а также как доказательство в рамках указанных дел.

Отдельные гарантии предусматриваются для владельцев зарубежных счетов.

Процедура легализации капиталов не предполагает обязательного возвращения имущества в Россию. Достаточно лишь перевести его в прозрачную юрисдикцию, не включенную в список ФАТФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *