Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях

Функциональная диагностика и оперативная оценка текущего состояния силовых масло-наполненных трансформаторов (СМТ) приобретают особую значимость и составляют один из этапов управления эксплуатацией оборудования. Его предназначение – обнаружение дефектов в СМТ на ранних стадиях развития и принятие оперативных решений о введении необходимых корректирующих воздействий. Техническая поддержка включает мониторинг функционирования оборудования под нагрузкой без снятия напряжения с использованием ограниченного набора параметров состояния, определяемых индикативными методами контроля. В статье представлены результаты инновационных решений по разработке системы оперативной оценки технического состояния СМТ. Ядром системы служат математические модели, методика получения которых основана на использовании совместно с ретроспективными данными многолетних диагностических измерений и историей эксплуатации парка однотипных трансформаторов, текущей диагностической информации по конкретной единице оборудования. Помимо базовой модели нормально работающего (бездефектного) СМТ в состав интеллектуального ядра системы входят модели идентификации параметров состояния отдельных элементов конструкции при обнаружении признаков отклонений от нормы. Для обнаружения дефектов использован обобщенный идентификатор и статистический метод, достоинствами которых являются высокая достоверность и возможность адаптации вероятностей достигнутых исходов к вновь появляющейся диагностической информации. Полученные инновационные решения позволяют сформировать систему адаптивного управления эксплуатацией СМТ, возможности которой демонстрирует и обсуждает данная статья.

Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях

Библиографическое описание:

Юлчибаева К. Г. Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 81-84. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10179/ (дата обращения: 21.12.2019).



В данной статье раскрывается вопрос значимость и сущности бюджетного учреждения в современном мире. Также раскрывается вопрос особенности налогообложения в сфере деятельности бюджетного учреждения.

Ключевые слова: бюджет, налог, деятельность, учет, экономика

Актуальность заявленной темы основывается на том факте, что бюджетные организации, то есть организации, зависящие от бюджета находящиеся под ведомством государственных органов были, есть и будут.

Бухгалтерский учетпо своей сути представляет формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Данный документ устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. При этом бюджетники отражают все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России 16 декабря 2010 г. № 174н.

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Учреждения подразделяются на три типа :

 казенные;

 бюджетные;

 автономные.

Отметим, что порядок финансирования зависит от типа учреждения. Эти учреждения могут финансироваться по двум схемам.

Первая — финансирование за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (применима к казенным учреждениям как к получателям бюджетных средств). Здесь предусмотрена сметная система финансирования.

Вторая — финансирование путем предоставления субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий (распространяется на бюджетные и автономные учреждения).

Порядок распоряжения имуществом зависит от вида имущества и типа того учреждения, которое его учитывает. За казенными, бюджетными и автономными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Они владеют и пользуются активами в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества в установленных законом пределах.

Все учреждения должны вести бухгалтерский учет на основании нормативных документов. Порядок применения нормативных актов также зависит от типа учреждения .

Принципы бухгалтерского учета учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов.

Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи.

Счета учета должны быть включены в рабочий план счетов субъекта учета и взаимосвязаны. Рабочий план счетов разрабатывается и утверждается на основании соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению. Об этом сказано в пункте 21 Инструкции по применению Единого плана счетов. Рабочий план счетов утверждается в составе учетной политики учреждения (как отдельное приложение) или его можно закрепить отдельным внутренним нормативным актом (приказом руководителя). Хозяйственная операция на счетах учета отражается строго на основании первичных учетных документов.

При ведении бюджетного учета применяют метод начисления (результаты операций признаются по факту их совершения).

Дополнительно отметим, что автономные учреждения применяют План счетов бухгалтерского учета, соответствующий типу данного учреждения. На основании общих норм утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Каждый счет Плана счетов имеет 26 знаков. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают в специальном порядке. А именно:

 в разрядах 1–17 — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

 в разряде 18 — код вида финансового обеспечения (деятельности);

 в разрядах 19–23 — синтетический код счета Единого плана счетов;

 в разрядах 24–26 — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (коды КОСГУ).

Код вида финансового обеспечения (деятельности) в разряде 18 аналитического счета может принимать значения от 1 до 9.

Государственные (муниципальные) учреждения, финансовые органы соответствующих бюджетов и органы, осуществляющие их кассовое обслуживание, используют следующие значения:

1 — деятельность, которая ведется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — бюджетные инвестиции;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые органы отражают операции, проведенные в рамках кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Для этого применяют такие коды :

8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах в части операций с собственными средствами учреждения (организации), со средствами во временном распоряжении и с субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете.

Использование бюджетной классификации при отображении хозяйственных операций учреждений позволяет организовать аналитический учет.

Данные бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам обобщаются на синтетических счетах (разряды 19–23 номера счета).

По существу учреждения работают с девятью знаками бюджетного счета, а 17 знаков — это бюджетная классификация, которая будет повторяться в однородных операциях.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, которые сгруппированы по экономическому содержанию.

В первом разделе — «Нефинансовые активы» — представлены счета для учета основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, нефинансовых активов в пути и нефинансовых активов имущества казны.

Во втором разделе — «Финансовые активы» — сосредоточены счета для учета денежных средств учреждения, средств на счетах бюджетов (органа казначейства), финансовых вложений, расчетов, а также вложений в финансовые активы.

В третьем разделе — «Обязательства» — представлены счета для учета расчетов с кредиторами, по принятым обязательствам, прочих расчетов с кредиторами, внутренних расчетов по поступлениям и по выбытиям из бюджета.

В четвертом разделе — «Финансовый результат» — представлены счета для учета доходов и расходов, доходов и расходов будущих периодов и отражения финансового результата прошлых периодов.

В пятом — «Санкционирование расходов бюджетов» — сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях, суммах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения), о принятых обязательствах (денежных обязательствах).

На забалансовых счетах учитываются:

 ценности, не закрепленные за учреждением на праве оперативного управления (арендованные основные средства, нефинансовые активы и т. п.);

 материальные ценности, которые учитываются вне балансовых счетов;

 расчеты;

 обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности.

Рабочий план счетов отражается в учетной политики. Под учетной политикой учреждения для целей бухгалтерского учета понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме способов ведения бухгалтерского учета следует определить (в тех случаях, когда это допускается Налоговым кодексом РФ) способы исчисления налоговой базы и расчета каждого конкретного налога.

В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета утверждаются (п. 6 Инструкции № 157н):

 рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учетов;

 методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

 порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

 правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

 формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные абзацем 2 пункта 7 Инструкции № 157н;

 порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;

 иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Учреждение формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им полномочий. В учетной политике следует отражать только те способы (методы) ведения учета (бухгалтерского или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет учреждению право выбора или оно самостоятельно в их определении.

Проблемным аспектом формирования бухгалтерского учета в бюджетной организации является нехватка специалистов данной сфера деятельности, так как деятельность носит узкую направленность, решение данной проблемы видится в повышении уровня значимости в сфере формирования специалистов бухгалтерского учета. В целом же обобщая материал, несмотря на специфику учета в бюджетной организации, учет базируется на тех же принципах и нормах, что и учет коммерческой организации.

Литература:

  1. Петракова И. Л. Особенности бюджетного учета / И. Л. Петракова // http://www. glavbukh.ru /rubrika /19#ixzz3tkh2YJj3
  2. Качкова О.Е Квалификация фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете / О. Е. Качкова// Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях. — № 10. — 2015. -32с.
  3. Кришталева Т. И. Административная ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета / Т. И. Кришталева // Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях. — № 10. — 2015–21с.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, учреждение, рабочий план счетов, единый план счетов, счет, кассовое обслуживание, обязательство, учетная политика, учетная политика учреждения, актив.>Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2019 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2019 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2019 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2019 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях значительно отличается от бухучета в коммерческих организациях. В нашей статье вы найдете общую информацию, которая поможет определить направления для дальнейшего изучения темы.

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бюджетные учреждения и налогообложение

Итоги

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Разряды

КБК

Счет

Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).

Номер разряда счета

19–21

24–26

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110535440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

За счет средств бюджета

Материальные запасы

Иное движимое имущество

Мягкий инвентарь

Уменьшение стоимости

План счетов состоит из 5 разделов. Первые 2 предназначены для учета активов — как в виде имущества, так и денежных средств, дебиторки и пр. Следующий раздел — для обязательств. В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов.

В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются отличия как в составе счетов, так и в их учете. Подробности можно найти в инструкции к Единому плану счетов, перечень проводок — в плане счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н).

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…»

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования ассигнований из бюджета, лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов, плановых доходов и расходов. То есть, получив от вышестоящих инстанций уведомления на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов, учреждение отражает это на счетах учета. Отражение находит и использование этих лимитов.

Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 167–180 плана счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н). Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Бюджетные учреждения и налогообложение

Бюджетные учреждения также являются налогоплательщиками. Они могут подпадать под налогообложение любым налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается при ведении деятельности, приносящей доход. Однако согласно ст. 149 НК РФ существуют необлагаемые виды операций, например некоторые медицинские и образовательные услуги.

Налог на прибыль в некоторых случаях должен быть исчислен, даже если учреждение не ведет коммерческую деятельность. Например, при безвозмездном получении имущества. Также в ст. 251 НК РФ содержатся виды необлагаемых доходов, применимые к бюджетным учреждениям.

Бюджетные учреждения уплачивают страховые взносы, являются агентами по НДФЛ, вносят налог на имущество, а также прочие платежи в бюджет РФ, если подпадают под определение плательщика.

Качество организации и ведения бухучета зависит от работы бухгалтера, который должен знать, чего от него ждет руководитель.

О том, как составить должностную инструкцию для данного ответственного лица, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Итоги

Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны подразумевает использование специальных кодов, знать которые необходимо и бухгалтерам бюджетных структур, поскольку они задействуются непосредственно при составлении рутинных проводок.

Бюджетные учреждения ведут не только бухгалтерский, но и налоговый учет, соблюдают порядок оформления законодательно утвержденных форм первичных документов и сдают отчетность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *