Аудиторское заключение в статистику

Содержание

Аудиторское заключение в статистику

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 1 января 2014 г. у компаний, подлежащих обязательному аудиту, возникла обязанность представить аудиторское заключение, в котором аудитором выражается мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой компании, в территориальные органы статистики.

Напомним, что срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта 2016 года.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Критерии обязательного аудита

Важно!

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в статистику

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Ежегодный аудит

Аудиторское заключение в статистику

Аудиторские заключения составляют государственный информационный ресурс, доступ пользователей к которому обеспечивается в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росстата РФ от 20.05.2013 г. №183 (зарегистрирован Минюстом РФ 08.11.2013 г. №30338).

Аудиторское заключение должно содержать (п.3 стандарт №1 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»):

  • наименование («Аудиторское заключение»);

  • указание адресата (акционеры АО или ПАО, участники ООО, иные лица);

  • сведения об аудируемой компании (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения);

  • сведения об аудиторской компании, индивидуальном аудиторе (наименование организации, ФИО индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СРО, членом которой является аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций СРО);

  • перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой была проведена аудиторская проверка, с указанием периода, за который она составлена;

  • распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемой компанией и аудитором;

  • сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

  • мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;

  • подпись аудитора;

  • дату аудиторского заключения.

В части аудиторского заключения «Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность» должно быть приведено:

  • указание на уполномоченных аудируемой компанией лиц, отвечающих за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности;

  • описание ответственности указанных лиц за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. Такое описание должно включать заявление о том, что указанные лица несут ответственность за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.

Важно!

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом. Аудируемая компания должна заказать один экземпляр аудиторского заключения для предоставления его в территориальные органы статистики.

Если по результатам аудиторской проверки в бухгалтерскую (финансовую) отчетность были внесены исправления, то в соответствии с п.8 и п.15 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. №63н), должна быть представлена информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности, о внесенных изменениях.

В какой форме представляется аудиторское заключение в статистику

Аудиторское заключение представляется:

1) в форме электронного документа, или его копия в электронном виде с расширением (pdf, tif, jpg) по телекоммуникационным каналам связи в территориальный орган статистики (наименование файла должно содержать код ОКПО экономического субъекта, который подлежит обязательному аудиту).

2) на бумажном носителе (оригинал) может быть представлено:

  • непосредственно в органы государственной статистики;

  • в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Статья актуальна на 20.07.2016

Подготовьте аудиторское заключение в Росстат — осталось две недели

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год компании представят только в ФНС. Служба будет собирать обязательный экземпляр отчетности вместо Росстата (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 № 444‑ФЗ). 11 декабря опубликовали новые правила, как сдать баланс налоговикам. За 2018 год комплект бухгалтерских отчетов представьте в статистику.

Бухгалтерский баланс: новая форма скачать бесплатно

Изменились формы бухгалтерской отчетности: на что обратить внимание

31 декабря 2019 года — крайний срок, чтобы отправить в Росстат заключение аудитора за 2018 год (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это касается компаний, для которых аудит обязательный. Сдать документ можно лично, отправить по почте или электронке (п. 5 Порядка, утв. приказом Росстата от 31.03.2014 № 220).

Заключение сдавайте в течение 10 рабочих дней после того, как его подпишет аудитор. За опоздание компанию оштрафуют на сумму до 5 тыс. руб., а ответственного сотрудника — на 500 руб. (ст. 19.7 КоАП, письмо Росстата от 04.12.2017 № 04-4-04-4/136-СМИ).

Оштрафовать могут главбуха, если именно он по должностной инструкции обязан представлять отчетность. Если же выяснится, что за прошлые периоды аудиторских заключений у компании нет, то ответственному работнику грозит штраф 10 тыс. руб. (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП). Посмотрите, за что еще штрафуют компании и главбухов.

Данные об итогах обязательного аудита необходимо разместить еще в одном ресурсе — федеральном реестре сведений о фактах деятельности (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307‑ФЗ). За сообщение оператор потребует плату — 143,39 руб. с НДС. Реестр сведений ведет АО «Интерфакс».

Аудит отчетности необходим каждой организации за период, следующий за годом, в котором выручка составила более 400 млн руб. или валюта баланса получилась 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ). Но есть и другие требования. В 2019 году чиновники насчитали 73 случая, когда аудит обязательный. Перечень ежегодно публикуют на сайте minfin.ru.

>Нужно ли делать обязательный аудит и представлять аудиторское заключение в органы статистики

Справочник Бухгалтера

Организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, обязаны сдавать ее в Росстат, а некоторые из них — еще и аудиторское заключение.

Из статьи вы узнаете:

  • как отправить бухгалтерскую (финансовую) отчетность (БФО) в Росстат;
  • как отправить аудиторское заключение совместно с БФО;
  • как отправить аудиторское заключение отдельно от БФО.

Нормативное регулирование

БФО — это информация о финансовом положении хозяйственного субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Организации, обязанные составлять БФО, должны отправить один ее экземпляр в орган госстатистики для формирования государственного информационного ресурса (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ).

Проверьте, не должны ли вы сдать в Росстат аудиторское заключение

Срок предоставления БФО: не позже 3-х месяцев по завершению отчетного периода.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, дополнительно должны направить в Росстат аудиторское заключение (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ):

либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, однако не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Способы представления экземпляра БФО и аудиторского заключения в орган статистики (Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220):

  • на бумажном носителе: лично или по почте (с уведомлением о вручении);
  • в электронном виде по ТКС.

Отправка БФО совместно с аудиторским заключением

Если у Организации подключен сервис 1С-Отчетность, то отправить БФО и аудиторское заключение в Росстат можно сразу из программы 1С. Подготовка и отправка отчета происходит через: Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты.

Аудиторское заключение прикрепляется к полной бухгалтерской отчетности (Бухгалтерская отчетность с 2011 года) на закладке Дополнительные файлы. Если нужно отправить только БФО, а аудиторское заключение будет отправляться позже, то оставьте это поле пустым.

Экземпляр отчета для Росстата можно создать из формы отчета по ссылке Сдать в Росстат.

На следующем шаге нужно указать период и нажать на кнопку Создать.

Укажите Дату подписи.

В поле Бухгалтерская отчетность будет по умолчанию указан отчет, из формы которого был создан экземпляр для Росстата. При необходимости его можно изменить.

Для сохранения экземпляра отчета нужно нажать на кнопку Записать.

Отправка через сервис 1С-Отчетность – по кнопке Отправить.

Отправка аудиторского заключения после бухгалтерской отчетности

Отправка аудиторского заключения отдельно от БФО через сервис 1С-Отчетность возможна через неформализованный документооборот на вкладке Письма.

Нужно создать новое письмо.

В поле Кому указывается отделение Росстата (нужно выбрать из списка контролирующих органов).

Файл с аудиторским заключением прикрепляется по кнопке Добавить.

По кнопке Отправить происходит отправка письма с прикрепленным аудиторским заключением в Росстат.

Обязательный аудит 2017 года призван максимально открыто и прозрачно раскрыть информацию об экономических субъектах.

Вместе с тем он позволяет повысить эффективность компании, снизить давление на добросовестные организации, выявить риски и ошибки, устранить их с минимальными потерями.

Обязательный аудит в 2017 году, как и раньше, регулируется законом и его непроведение может привести к неприятным последствиям.

Ответственность за обязательную проверку в 2017 году

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2017 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2017 года наступает, когда нужно сдать в органы государственной статистики финансовый отчёт, так как он представляется вместе с аудиторским заключением. А этот документ можно получить только после проведения обязательного аудита. При отсутствии заключения ответственность регламентирует Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Следовательно, за непрохождение проверки ответственность не предусмотрена. Но чтобы получить аудиторское заключение нужно пройти проверку финансовой отчётности сторонними специалистами.

(495) 917-27-78(495) 621-59-77

Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение.

И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом. Иначе по ст. 19.

7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

По ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, если аудиторское заключение не представлено вместе с годовой отчётностью, а по закону проверку нужно было провести, то это является грубым нарушением финансовой отчётности.

Штраф за непроведение обязательного аудита в 2017 году в этом случае от 5 000 до 10 000 руб. Если нарушение повторяется, то штраф вырастает в два раза.

А также возможно лишение права на вид деятельности на 1-2 года.

По п. 2 ст.

Кто должен предоставлять аудиторское заключение в росстат?

15.19 КоАП РФ для АО предусмотрен большой штраф ещё и за нарушение раскрытия аудиторского заключения. Для предприятия – это 700-1000 тысяч рублей, для физических лиц – 30-50 тысяч рублей или дисквалификация от профессии на 1-2 года.

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон/факс: +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2017 год ?

Обязательный аудит

Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ.

На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно.

Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года.

Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита с 2017 года

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику.

Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2018 год ?

Аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат. В том случае, если аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности у вас готово до сдачи баланса, то оно может быть представлено вместе бухгалтерской отчетностью.

Если по каким то причинам, Вы получаете аудиторское заключение уже после сдачи бухгалтерской отчетности в отделение статистики, то в этом случае вы должны предоставить аудиторское заключение в течении 10 рабочих дней с даты выдачи аудитоского заключения. При этом без штрафа можно предоставить аудиторское заключение в срок не позднее 31 декабря года следующего за отчетным.

Таким образом, за 2018 год аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

В Росстат можно предоставить аудиторское заключение лично, направив ценное письмо с описью вложения или отправив скан аудиторского заключение по ТКС через спецоператора связи.

Важно учесть, что при отправке аудиторского заключения в электронном виде файл должен иметь расширения — pdf, tif, jpg. Имя файла должно начинаться с кода ОКПО вашей организации (пример 04436855_AZ2016_OOOCVET.pdf).

Если аудиторское заключение представляется в территориальное отделение Росстата по месту нахождения организации лично, то имеет смысл составить сопроводительное письмо в двух экземплярах, на котором вам проставят отметку о получении, что будет является подтверждением своевременной сдачи.

Бухгалтерская отчетность вместе с аудиторским заключением за 2019 год будет представляться только в ИФНС по месту нахождения организации в форме электронного документа. В 2020 году в Росстат ни бухгалтерская отчетность, ни аудиторское заключение представляться не будут !

Аудиторская проверка проводится не только для статистики и налоговой инспекции! Аудит необходим собственникам организации для того, что бы понять насколько можно доверять бухгалтерской отчетности и принимать управленческие решения.

Нужно ли представлять аудиторское заключение в налоговую ?

Обязанность представлять аудиторское заключение в ИФНС по месту нахождения организации на сегодняшний день в НК РФ не содержится. Организация должна представить только годовую бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и др.).

В то же время, ИФНС может запросить аудиторское заключение при проведении камеральной или выездной проверки. И в этом случае, ваша организация должна будет представить аудиторское заключение в установленный срок для представления документов (информации).

Обратите внимание, что с отчетности за 2019 год — бухгалтерская отчетности и аудиторское заключение обязательно будет для представления в ИФНС по месту нахождения организации. Организации подлежащие обязательному аудиту будут представлять бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в форме электронного документа по ТКС подписанного ЭЦП.

За 2018 год и ранее в ИФНС аудиторское заключение представляется только по требованию налогового органа.

Кто представляет аудиторское заключение в Минюст ?

Некоммерческие организации призанные иностранными агентами обязаны предоставить в Министерство юстиции РФ аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие организации представляют аудиторское заключение не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.

Кроме того, в Министерство юстиции РФ обязаны представить аудиторское заключение филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций осуществляющих дейтельность на территории РФ. Такие представительства и филиалы представляют аудиторское заключение в срок до 1 апреля года следующего за отчетным.

обратите внимание, что филиалы и представительства иностранных НКО вправе не вести бухгалтерский учет по российским стандартам. В этом случае, обязательный аудит может проводится отчености составленной по специальным правилам. Как правило аудит проводится в отношении годового отчета составляемого по правилам налогового законодательства.

Кто обязан предоставить аудиторское заключение в Центризбирком ?

Организации зарегистрированные как политические партии обязаны предоставлять в Центральную избирательную комиссию РФ аудиторское заключение.

Обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии в случае, если:
а) в отчетный период политическая партия получала государственное финансирование;
б) в отчетный период общая сумма пожертвований политической партии составила 60 млн. руб. и более;
в) в отчетный период общая сумма расходов политической партии в сводном финансовом отчете политической партии, превысила 60 000 000 рублей.

Срок представление аудиторского заключения в Центризбирком в течение 10 рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения.

Проведем аудит в срок! Гарантия получения аудиторского заключения по МСА.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте .

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. Их недавно подкорректировали, но для отчетности за 2018 год действуют прежние нормы:

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте .

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

С отчетности за 2019 год описанный в предыдущем разделе порядок частично меняется. По каким правилам предстоит сдавать отчетность за 2019 год и последующие периоды, смотрите на рисунке:

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Актуально на: 3 декабря 2019 г.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

  • государственных компаний (п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • государственных корпораций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • жилищных накопительных кооперативов (ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ);
  • застройщиков (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Куда предоставляется аудиторское заключение?

В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ) в случае опубликования, а также представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться и представляться вместе с аудиторским заключением.

Таким образом, вышеуказанное аудиторское заключение подлежит включению в состав годовой бухгалтерской отчетности, которая в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 04.12.2012 г.).

СТОИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОГОВОРА

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее Закон N 307-ФЗ) аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрим, в каком случае бухгалтерская отчетность организаций подлежит обязательному аудиту. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Рассмотрим куда организации должны представлять свою бухгалтерскую (финансовую) отчетностью с аудиторским заключением, в случае если она подлежит обязательному аудиту.

1) В соответствии со пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного года вместе с аудиторским заключением.

Следует отметить, что при сдаче бухгалтерской отчетности в электронной форме, в соответствующих форматах представления, утвержденных Приказами ФНС России от 03.09.2013 г. N ММВ-7-6/311@ и N ММВ-7-6/313@, также предусмотрено представление аудиторского заключения.


2) В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода вместе с аудиторским заключением.

3) В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 208-ФЗ) общество обязано предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

СДАЧА НУЛЕВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ООО, СТОИМОСТЬ

Согласно п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ открытое общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Перед ее опубликованием общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Аудиторское заключение подлежит публикации вместе с годовой бухгалтерской отчетностью общества.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 г. N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Публикация бухгалтерской отчетности производится после ее проверки и подтверждения независимым аудитором и утверждения общим собранием акционеров.

4) В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 14-ФЗ) для проверки и подтверждения правильности бухгалтерских балансов общества, оно вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Согласно п. 3 ст. 36 Закона N 14-ФЗ общество обязано предоставлять своим участникам годовой бухгалтерский баланс и аудиторское заключение.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ООО

Аудиторское заключение по отчетности подлежащей обязательному аудиту, а также по отчетности не подлежащей обязательному аудиту, может быть представлено любым другим пользователям по усмотрению аудируемой организации, например, банку, контрагентам и др.

ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон о консолидированной отчетности) консолидированную отчетность в соответствии Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) обязаны составлять следующие организации:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
  • организации, в случае если их учредительными документами или федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

Согласно ст. 4 и 5 Закона о консолидированной отчетности годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в Центральный банк РФ. Она представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

В соответствии со ст. 7 Закона о консолидированной отчетности публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям.

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Для чего нужно аудиторское заключение

Итак, аудиторское заключение необходимо внешним пользователям бухгалтерской отчетности предприятия: инвесторам, кредиторам, партнерам для принятия верного решения. Кроме того, руководство организации тоже несет ответственность перед учредителями и государством за некоторые аспекты своей деятельности, в том числе за ведение налогового и бухгалтерского учета.
Аудит является одни из инструментов контроля за деятельностью различных служб и подразделений предприятия. Аудиторское заключение позволяет выявить недостатки в их работе и провести мероприятия по устранению.
Аудит может проводиться внутри предприятия, когда в его структуру входит специалист или подразделение, осуществляющее проверки финансовых служб и составляющее заключения. Это так называемый внутренний аудит. Внешний аудит проводится с привлечением специалистов аудиторской фирмы. Внутренний аудит служит целям оперативного контроля, внешний – для получения независимой оценки, которую в действительности может дать только взгляд со стороны.

Аудиторское заключение – это подтверждение достоверности отчетности предприятия. Оно способно поднять имидж компании в глазах партнеров, упростить взаимоотношения с налоговыми органами, таможней, банками, государственными учреждениями. Рекомендации, изложенные аудитором в заключении, помогут вести финансовую деятельность наиболее эффективно и безопасно, оптимизировать бухгалтерский учет и налогообложение.
Аудит может быть инициативным и обязательным. Инициативный аудит осуществляется по желанию предприятия и может затрагивать только некоторые участки учета, например, проверку правильности предъявления к вычету НДС. В этом случае аудитор проанализирует полноту и правильность налоговой политики, выявит зоны возможных рисков, поможет подготовиться к налоговой проверке. Аудиторское заключение при обязательном аудите не дает настолько полной информации. Однако и оно способствует наведению порядка в фирме.

Обязательный бухгалтерский аудит: кому и зачем он нужен

Проведение бухгалтерского аудита в некоторых случаях обязанность. Однако, не все руководители организаций точно понимают, когда и для чего именно они необходимы. В данной статье рассматривается один из видов аудита – обязательный бухгалтерский аудит, а именно для каких организаций он необходим, какие функции он выполняет, а также виды аудиторского бухгалтерского заключения и ответственность за его не предоставление в налоговые органы.

Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту организация подлежит если:

1. имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением госучреждений) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. организация (за исключением госучреждений) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такие организации обязаны одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представлять в налоговые органы аудиторское заключение. Срок предоставления – 90 дней по окончании года.

Ответственность за не предоставление аудиторского заключения в ФНС: должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 руб., организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В результате максимальный размер штрафов может составить — 700 руб. При этом выплата штрафов не освобождает организацию и должностных лиц организации от представления в ФНС аудиторского заключения.

Форма и содержание аудиторского заключения

Форма и содержание аудиторского заключения строго регламентировано федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение прошивается с формами бухгалтерской отчетности и пояснительной запиской, все листы аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью и пояснительной запиской пронумеровываются, итоговое количество скрепляется подписью и печатью аудиторской компании (аудитора).

Основное предназначение аудиторского заключения — это выражение мнения аудиторской компании (аудитора) о достоверности или о не достоверности отражения в представленной бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях финансового положения аудируемой организации по состоянию на 31 декабря ХХХХ года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств аудируемого лица за период с 01 января по 31 декабря ХХХХ года.

Аудиторское заключение может быть:

— с выражением безоговорочно-положительного мнения;

— с выражением мнения с оговоркой;

— с выражением отрицательного мнения;

— с отказом от выражения мнения.

Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части аудиторского заключения, содержащей основания для выражения мнения с оговоркой. Основаниями для выражения мнения с оговоркой могут быть, например: ошибки в отражении данных по строкам форм бухгалтерской отчетности; ошибки при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлиявшие на искажение данных бухгалтерской отчетности и др.

Аудиторское заключение с выражением отрицательного мнения составляется в том случае, когда выявленные ошибки при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, либо при их не отражении в бухгалтерском учете настолько существенны, что не позволяют аудиторской компании (аудитору) выразить мнение с оговоркой.

Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудиторская компания (аудиторы) не были ознакомлены с затребованными для целей проведения аудита документам, ограничены в доступе к документам и информации, при этом такое ограничение не дает основание выразить аудитору мнение о достоверности, либо не достоверности представленной бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Полезные функции аудита

Следует отметить, что аудит, помимо своей обязательности в указанных выше случаях, также выполняет ряд положительных для организации функций.

  • отличный способ подготовиться к грядущей проверке налоговыми органами, а соответственно и возможность сэкономить на штрафных санкциях. Кроме того, за деятельность организации директор лично несет не только административную и материальную, но и уголовную ответственность. Не нарушая умышлено налоговое законодательство, руководитель компании все равно может быть подвергнут преследованиям контролирующих органов. Причин тому много, но, самая распространенная из них — ошибка бухгалтера.
  • аудит – хорошая возможность проверить квалификацию и работу бухгалтерского персонала, ведь бухгалтерская ошибка при проверке может дорого стоить.
  • аудит дает оценку эффективности деятельности организации, так как обязательным элементом аудиторской проверки является выполнение анализа финансово-хозяйственной деятельности.
  • можно открыть новые способы минимизации налоговых платежей. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации переплачивают налоги, вследствие технических ошибок или незнания отдельных особенностей и льгот налогового законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *