1 планирование аудита

ФПСАД № 3. Планирование аудита

  • ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В ОБАНКРОТИВШЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    КОНЦЕПЦИЯ АУДИТА ПРИ БАНКРОТСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ Развитие аудиторских услуг в области арбитражного управления как направления аудиторской деятельности обусловлено расширением практики банкротств и повышением правовой грамотности хозяйствующих субъектов. Широкие управленческие возможности арбитражного…
    (Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика)

  • ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

    Методические рекомендации Для более глубокого понимания темы необходимо изучить соответствующую главу учебника, а также действующие законо-дательно-нормативные акты, приведенные в п. 3.5 данной главы. В целях закрепления знаний по теме и контроля степени усвоения данного материала проводится тестирование….
    (Аудит: Практикум)

  • Предварительная работа по планированию аудита

    Порядок планирования аудита определяется Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». Этот стандарт аудита устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности при выполнении повторных аудиторских заданий, а также отдельно формирует…
    (Аудит)

  • ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

    В ФПСАД № 3 «Планирование аудита» указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. При разработке аудитором общего плана и программы аудита…
    (Учет, анализ, аудит)

  • Подготовка и планирование аудита

    Проведение аудита качества предусматривает следующие основные этапы (рис. 21): • подготовка к проведению аудита (назначение руководителя группы; определение цели, области и критериев аудита; формирование группы по аудиту; предварительный контакт с проверяемой организацией); • планирование аудита; • подготовка…
    (Аудит качества для постоянного улучшения)

  • Мероприятия по планированию аудита

    В целях повышения эффективности проведения аудита, как и любой иной профессиональной деятельности, аудитор должен осуществлять планирование своей работы. Надлежащее планирование аудиторской работы позволяет достичь понимания того, что всем важным аспектам аудита уделено должное внимание. Кроме того,…
    (Международные стандарты аудита)

  • Предварительное знакомство аудитора с клиентом Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы и планирования. Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом (экономическим субъектом),…
    (Аудит)
  • Планирование аудита: подготовка общего плана и программы аудита

    Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом на проведение аудита. Она должна составить общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, разработать аудиторскую…
    (Аудит)

  • Планирование аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД)

    Аудит в условиях компьютерной среды регламентируется правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Аудит в условиях компьютерной обработки данных». При проведении аудита в системе КОД сохраняются цели аудита и основные элементы его методологии. Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения…
    (Аудит)

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– подготовительная работа;

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Ответ:

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Просмотров 459

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации и проведения аудита финансовой отчётности в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, а также подготовка и предоставление аудиторского заключения.

Ключевые слова: аудит, стратегия аудита, аудиторское заключение, Международные стандарты аудита, МСА.

Аудит – независимая проверка финансовой отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

В России решение о переходе на МСА было принято в конце 2014 года. Но этому противостояли следующие причины:

  1. Перевод разработанных стандартов на другие языки;
  2. Сложное содержание стандартов, а так же их структуры;
  3. Большой объём изменений в стандартах;
  4. Малым и средним аудиторским и бухгалтерским фирмам трудно применять МСА;
  5. Компетентность российских специалистов.

Порядок признания МСА для применения на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

Согласно приказу Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» вступают в силу следующие МСА: 200, 240, 250, 265, 300, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 520, 530, 550, 560, 610, 620. А уже с 1 января 2017 г. международные стандарты аудита стали обязательны к применению всеми аудитор­скими организациями и аудиторами, за исключением аудиторских проверок «переходного периода».

Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

  1. Планирование аудита
  2. Сбор аудиторских доказательств
  3. Оформление результатов проверки

Перед этапом планирования аудитору необходимо познакомиться с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенци­ального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа, расчёта временных и материальных затрат на проведение аудита. Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • организационные и технологические особенности деятельности клиента;
  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование финансовой отчётности;
  • уровень автоматизации учётных процессов;
  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг;
  • организация системы внутреннего контроля;
  • информация о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объёма аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки. Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

1 этап – Планирование аудита

Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Для подготовки данного этапа необходимо руководствоваться Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».

Разработанная стратегия аудита должна отражать объём, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являться основой для разработки плана аудита. Поэтому при разработке общей стратегии аудита аудитор должен ознакомится с информацией об организации, в которой будет проводиться проверка.

Далее необходимо разработать план аудита, который включает характер, сроки и объём планируемых процедур оценки рисков, запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок и прочих запланированных аудиторских процедур.

Планирование должно помочь аудитору должным образом организовать свою работу и осуществлять надзор за работой ассистентов, участвующих в проверке, а также координи­ровать работу, которая выполняется другими аудиторами и специалистами других профессий.

Планирование и подготовка аудита осуществляется таким образом, чтобы гаранти­ровать его высокое качество, эффективность и своевременность выполнения всех процедур. В зависимости от этого аудитору необходимо документально оформить общий план проверки, определить в нем существенность ошибок, а затем осуществить аудит по этому плану.

Существенность – максимально допустимый размер суммы ошибки, которая может быть рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности в аудите регламентируется МСА 320 «Существенность при плани­ровании и проведении аудита». Определение аудитором существенности является предметом профессионального суждения и зависит от понимания аудитором потребностей в финансовой информации пользователей финансовой отчётности.

В настоящее время считается, что незначительным является отклонение показателя отчётности до 5%, а более 10% – материальным (существенным). Однако не все искажения будут оцениваться как несущественные. Конкретные обстоятельства, относящиеся к тем или иным искажениям, могут служить основанием для оценки аудитором таких искажений как существенных, даже если они оказались меньше установленной величины существенности.

Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, таким образом, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую отчётность.

Записи и выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы фиксируются в рабочей документации и является тем фактическим материалом, который используется аудитором в процессе подготовки аудиторского отчёта.

2 этап – Сбор аудиторских доказательств

На втором этапе аудиторской проверки необходимо получить достаточные доказательства в целях обоснования своего мнения. Для этого необходимо отобрать элементы, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств.

Аудиторская выборка – способ применения аудиторских процедур, при котором аудитор проверяет документацию финансовой отчётности субъекта выборочно так, чтобы все элементы выборки могли быть включены выборку для более достоверного формирования выводов. Требования к формированию аудиторской выборки установлены МСА 530 «Аудиторская выборка»

Аудитор делает точный расчёт: сколько документов необходимо ему проверить, основываясь на генеральной совокупности всех представленных для проверки первичных документов. В процессе проверки процент выборки может быть изменен в большую сторону. Уменьшать количество выборки аудитор не имеет права.

Необходимый объём выборки определяется приемлемым для аудитора уровнем риска выборки. Чем ниже степень такого риска, тем больше должен быть объём выборки.

Существует несколько методов отбора элементов для формирования выборок. Наиболее часто используются методы случайного, систематического, произвольного, блочного отбора, а также монетарная выборка.

Чтобы выразить мнение о достоверности финансовой отчётности, аудитор должен собрать достаточные и необходимые аудиторские доказательства и выполнить необходимые процедуры. Целенаправленный подход к сбору аудиторских доказательств может быть реализован через систему предпосылок подготовки финансовой отчётности. На это указывается в МСА 500 «Аудиторские доказательства».

Для сбора доказательств используется информационная база, которая формируется из различных источников. В соответствии с требованиями и разъяснениями МСА 315 (пересмотренного) и МСА 330 аудиторские доказательства для формирования выводов, на которых будет основано аудиторское мнение, собираются путем проведения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур.

Все аудиторские процедуры отражаются в соответствующих отчётах аудитора, в которых отражается, что проверялось, каким образом делалась проверка, какие документы запрашивались у организации, корреспонденция каких счётов анализировалась аудитором. То есть на каждый пункт аудиторского задания аудитор должен написать способ и результат проверки, указать на существование какого-либо риска материального искажения, сообщить материальную существенность данного искажения, по возможности определить сумму искажения и превышает ли данная сумма барьер, указать рекомендуемые корректировки. Если какая-либо информация не была предоставлена аудитору, необходимо указать, каким образом непредставление запрашиваемой информации влияет на возможность судить о наличии или отсутствии существенных искажений.

Все отраженное по данной проверке в отчётах аудитора будет иметь место в аудиторском заключении.

3 этап – Оформление результатов проверки

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица.

С учётом требований применимой концепции подготовки финансовой отчётности в организации аудитор оценивает:

  1. раскрытие в финансовой отчётности выбранных и применяемых основных положений учётной политики, соответствуют ли они применяемой концепции и являются ли они надлежащими;
  2. обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством;
  3. уместность, надежность, сопоставимость и понятность информации, представленной в финансовой отчётности;
  4. надлежащее раскрытие информации, которое позволит предполагаемым пользователям понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчётности;
  5. использование в финансовой отчётности надлежащей терминологии, включая наиме­нование каждого отчёта в составе финансовой отчётности.

Если на основании полученных аудиторских доказательств аудитор делает вывод о том, что финансовая отчётность, содержит существенные искажения, или он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то в соответствии с МСА 705 аудитор должен выразить модифицировать мнение. В противном случае выражается немодифициро­ванное мнение.

В результате оформляется аудиторское заключение, которое должно включать следующую информацию:

  1. Наименование «Аудиторское заключение»
  2. Мнение
  3. Основание для выражения мнения
  4. Ключевые вопросы аудита
  5. Прочая информация
  6. Ответственность руководства аудируемого лица за годовую финансовую отчётность
  7. Ответственность аудитора за аудит годовой финансовой отчётности
  8. Сведения об аудируемом лице
  9. Сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе
  10. Указание даты заключения

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Таким образом, качество проведения аудита достигается за счёт выполнения всех техно­логических процессов на каждом этапе проверки. Во избежание неоднозначного понимания того, какие действия следует предпринять и какое мнение аудитору выразить, необходимы подробные инструкции, которые сейчас прописаны в Международных стандартах аудита.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
  4. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».
  5. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».
  6. МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
  7. МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
  8. МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски».
  9. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
  10. МСА 530 «Аудиторская выборка».
  11. МСА 705 (пересмотренного) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Шимолина Марина Александровна,
главный аудитор-методолог Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Как правильно определить объемы аудиторских работ, их стоимость и сроки проведения аудиторской проверки? Все эти вопросы аудитор должен решить на этапе планирования аудита при получении заказа от клиента на проведение проверки бухгалтерской отчетности. Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности1.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность2.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора3.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита6.

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения7. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита8. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах9.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки10.

1) п. 7 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2) Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (25.12.1996, утратил силу)

3) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

4) п. 2 Федерального правила (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) п. 9 Федерального правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

7) п. 8 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

8) п. 10 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

9) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

10) п. 12 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

Разница между планом аудита и программой аудита

  • 2019

План аудита относится к схеме, сформулированной аудитором, которая включает стратегию или подход, который используется для проведения аудита. С другой стороны, программа аудита подразумевает ряд процедур проверки, которые применяются к конечным счетам, для получения аудиторских доказательств и, таким образом, помогают аудитору в предоставлении обоснованного мнения.

При проведении аудита аудитору требуются доказательства, подтверждающие его мнение. Сбор доказательств является началом процесса аудита. И для этого одитор, вместе с приемами, составляет соответствующий эскиз работы. План аудита и Программы аудита являются двумя основными инструментами, используемыми аудитором для этой цели.

Для непрофессионала нет никакой разницы между этими двумя, но факт в том, что между планом аудита и программой аудита есть тонкая грань разграничения, которую мы составили в данной статье. Посмотри.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения План аудита Программа аудита
Имея в виду План аудита относится к стратегиям или руководящим принципам, которым аудитор руководствуется при проведении аудита. Программа аудита — это список шагов, которые должны выполнить сотрудники аудита для получения достаточных аудиторских доказательств.
Что это? Основной принцип аудита. Серия этапов проверки и проверки.
шаг Первый второй

Определение плана аудита

План аудита может пониматься как план проведения аудита организации, который включает в себя стратегии или руководящие принципы.

План аудита является основополагающим принципом аудита, который гласит, что аудитор должен получить подробную информацию о бизнесе, предпринятом клиентом. Это делается для того, чтобы определить характер, время и объем аудиторских процедур, выполняемых членами команды по проекту. Помимо других фактов, он должен быть разработан для охвата:

  • Получение знаний о бизнесе клиента, то есть о политике, системе бухгалтерского учета, процедурах внутреннего контроля и т. Д.
  • Установление определенной степени зависимости от внутреннего контроля.
  • Установление характера, времени и объема процедур аудита.
  • Координация аудиторской работы.

Планирование аудита — это регулярный процесс, который начинается сразу после выполнения предыдущего аудита и имеет тенденцию длиться до выполнения текущего задания. План аудита должен быть настолько гибким, чтобы его можно было изменить или пересмотреть в соответствии с обстоятельствами.

Определение программы аудита

Программа аудита — это план плана аудита, который определяет, как должен выполняться аудит, кто будет его выполнять и какие шаги необходимо выполнить для его проведения. Это набор инструкций, которые проводит аудиторский персонал, для правильного проведения аудита.

После того, как план аудита сформулирован, разрабатывается программа аудита, состоящая из различных этапов. Это не что иное, как комплексный план по внедрению аудиторских процедур в конкретных условиях с указаниями по выбору подходящего метода для достижения целей аудита. Это в первую очередь зависит от размера предприятия и других подобных факторов.

Программа аудита определяет, что и сколько доказательств или фактов необходимо получить и проанализировать. Кроме того, он устанавливает обязанности для персонала аудита, чтобы провести аудит. Программа аудита должна быть достаточно гибкой, чтобы ее можно было пересмотреть в соответствии с преобладающими условиями.

Ключевые различия между планом аудита и программой аудита

Различие между планом аудита и программой аудита может быть четко определено на следующих основаниях:

  1. План аудита определяется как схема или проект, подготовленные аудитором для эффективного проведения аудита. С другой стороны, программа аудита относится к исчерпывающему плану, который включает в себя список шагов проверки, которые должны быть выполнены, для окончательных отчетов организации, для сбора достаточных фактов и доказательств, чтобы облегчить аудитору выражение мнения,
  2. План аудита — это не что иное, как первый и главный принцип аудита. И наоборот, программа аудита представляет собой серию этапов проверки и проверки.
  3. План аудита сначала разрабатывается аудитором, после чего создается комплексная программа аудита, включающая различные этапы.

Заключение

Аудиторские доказательства играют решающую роль в аудите, поскольку они дают основания полагать, является ли конкретная вещь истинной или нет. Как план аудита, так и программы аудита полезны для получения соответствующих доказательств, чтобы поддержать мнение аудитора по отчету. Более того, они поддерживают стоимость аудита на разумном уровне, а также проверяют деятельность бизнеса, если она осуществляется эффективно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *