Внешнее управление

Содержание

Внешнее управление

Внешнее управление — это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника, на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Процедура внешнего управления

Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов.

Срок, на который вводится внешнее управление — 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок введения внешнего управления

1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий

Права внешнего управляющего

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий

— Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве: по заявлению внешнего управляющего;
по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

— Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Примечания

  1. 1 2 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства., 2002., № 43., ст. 4190.
  3. Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
  4. Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия

При проведении процедуры банкротства юридического лица, если есть вероятность вернуть предприятию состояние платежеспособности, одним из шагов является привлечение внешнего управляющего. Насколько широк круг его полномочий, какова роль и функции?

Порядок назначения

Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.

Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы. Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:

• гражданство РФ;

• членство в СРО арбитражных управляющих;

• высшее образование;

• опыт работы на руководящих должностях;

• наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;

• отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.

К сведению В течение 2-7 дней с даты признания арбитражным судом предприятия банкротом, сама разорившаяся фирма и местные власти обязаны определиться со степенью и формой допуска к гос. тайне главы фирмы-должника и предоставить эти сведения в арбитражный суд и СРО. Только получив информацию о наличии тайны и степени ее секретности, члены СРО вправе коллегиально решить, кто именно достоин стать временным начальником в фирме-банкроте, и сообщить о своем выборе в арбитражный суд.

В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать. При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней. Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.

Информация Если на протяжении 3-х месяцев не будет назначен внешний арбитражный управляющий, то вопрос об этом закрывается. В случае, если претендент признан достойным такой ответственной должности, его кандидатура будет утверждена. Новый глава фирмы сразу после своего утверждения занимает кресло прежнего руководителя и начинает внедрять собственную политику возрождения предприятия.

Полномочия внешнего управления

Срок передачи всей документации, основных и временных фондов (по результатам инвентаризации), а также иных атрибутов власти внешнему управляющему составляет от 3-х дней до недели. Входить в курс дела внешний управляющий должен уже с даты введения внешнего управления, так как именно с этого времени полномочия его расширяются до таких пределов:

  • уволить прежнее руководство или трудоустроить его (возможен перевод);
  • органы управления предприятия и владельца имущества сдают свои полномочия и передают его в руки главы, пришедшего извне;
  • все те меры, которые ранее были предприняты с целью удовлетворения требований кредиторов, упраздняются;
  • аресты на все, что принадлежало должнику, отменяются (за исключением наложенных в рамках дела о банкротстве);
  • платежные обязательства в отношении кредиторов лишаются приоритетности;
  • обязательные платежи, как и требования кредиторов, подлежат взыскания в специальном порядке.

Полномочия внешнего управляющего позволяют ему запретить истребование кредитов, пока положение не стабилизируется.

Права и обязанности внешнего управляющего

Права и обязанности внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом, регламентированы ст. 99 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В частности, п. 1 конкретизирует права, которые позволяют:

  • действовать в соответствии с планом внешнего управления, в том числе и в части распоряжения имуществом фирмы;
  • заключать мировые соглашения;
  • отказывать в исполнении договорных обязательств должником (ст. 102);
  • обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями относительно признания сделок недействительными, если должник заключил их в нарушение закона №127-ФЗ, а также требовать возмещения убытков, полученных в результате действий или, наоборот, бездействия членов управления должника и пр. лицами, пользовавшимися учредительными бумагами банкротящегося предприятия, и т.п.

Что касается обязанностей, то внешний управляющий должен принять имущество фирмы-задолжника, провести инвентаризацию, проанализировать деятельность и обнаружить недостатки в прежней системе руководства предприятия, приведшие к такому печальному итогу. В 3-дневный срок с момента окончания инвентаризации всего имущества, числящегося за должником, глава должен подать информацию о проделанной переписи в ЕФРСоБ. Также глава фирмы обязан:

  • составить план действий и подготовить его для одобрения собранием кредиторов;
  • проводить все виды учетов, вести отчетность;
  • заниматься уменьшением долгов;
  • составить перечень требований кредиторов;
  • постоянно докладывать комитету кредиторов о ходе выполнения мероприятий по оздоровлению предприятия и о достигнутых результатах;
  • предоставлять отчеты кредиторам по итогам внедрения программы внешнего управления, и пр.

Все должно работать на положительный результат, для чего нужен четкий и конкретный план.

Составление плана

В ст. 106 Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес. с момента утверждения на должности. Главная цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства.

Информация В плане внешнего управляющего должны быть указаны конкретные сроки достижения положительной динамики, а также приведены обоснования, позволяющие такие смелые прогнозы сделать реальностью в пределах срока графика. Но для того, чтобы реализовать план, предстоят расходы, чего тоже нельзя не учитывать в таком плане.

Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим.

Отчет внешнего управляющего

Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов. В случае, когда деятельность пришлого руководителя подходит к концу по истечению срока, отпущенного для попытки реанимировать компанию, или при досрочном сложении полномочий, отчет внешнего управляющего должен составляться в соответствии со ст. 90 Закона №127-ФЗ.

По требованиям этого законодательного документа, отчет должен быть готов к рассмотрению собранием кредиторов не позже, чем за 15 дней до даты прекращения деятельности внешнего арбитражного управленца. В отчете необходимо отразить такие цифры:

  • баланс на последнее 1-е число месяца, предшествующего отчетному;
  • итоги прибылей и убытков;
  • наличие на счетах должника средств, которые могут быть перечислены кредиторам в счет погашения задолженностей;
  • сводку оставшихся непогашенными долгов кредиторам и пр.

Важно, чтобы к отчету прилагался перечень оставшихся требований кредиторов. Так как назначенный арбитражным судом руководитель закончил свою работу, то он на основании достигнутых результатов, подтвержденных бухгалтерскими данными, должен приложить к отчету свои предложения о дальнейшей судьбе фирмы. Эти предложения могут содержать один из вариантов:

  • на основании восстановления платежеспособности предприятия прекратить внешнее управление за ненадобностью;
  • заключение мирового соглашения;
  • вследствие невозможности восстановить положительный баланс фирмы, признать ее банкротом и ввести конкурсное производство.

В Законе №127-ФЗ приглашенному внешнему управляющему отводится срок в 18 месяцев, и есть возможность один раз пролонгировать его еще на 6 мес. Если внешнее управление ожидаемых результатов на протяжении этого периода не принесло, то придется принимать решение перехода к стадии конкурсного производства.

Вознаграждение

Грамотный высококвалифицированный внешний управляющий, должен получать за свою работу вознаграждение, размер и источник которого регламентируется ст. 20.6 Закона №127-ФЗ. Именно для внешнего управляющего фиксированная сумма предусмотрена в размере 45 тыс. руб. в месяц.

В зависимости от сложности ситуации, собрание кредиторов вправе эту сумму увеличить. Кроме фиксированных выплат, арбитражный директор может рассчитывать на допоплнительное поощрение, которое может быть установлено в таких размерах (п. 12 ст. 20.6):

  • 3% от прироста суммы чистых активов спасаемого предприятия (если фирма будет признана банкротом, и назначат процедуру конкурсного производства);
  • 8% от суммы средств, которые сможет отдать фирма кредиторам (если дело о банкротстве закроют).

К сведению Проценты выплатят по окончанию срока полномочий внешнего руководителя, в случае, если результаты работы позволят это.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

Внешний управляющий назначается для того, чтобы попытаться вытащить предприятие из долговой ямы в состоянии, когда дело о банкротстве только открыто, и фирма еще может быть восстановлена с плюсовым балансом, после чего арбитражный управленец считается выполнившим свою миссию, а фирма может продолжать функционировать. Если же ему не удалось возродить предприятие — долги не погашены, баланс отрицательный, то по истечению 18 мес. предприятие все-таки объявят банкротом.

Конкурсный руководитель приходит на предприятие уже после признания юридического лица банкротом. Деятельность этого должностного лица подчинена требованиям ст. 127 Закона №127-ФЗ, его функции и задачи кардинально отличны от тех, которые вменяются при внешнем управлении.

Банкротство предприятия не может быть признано в одночасье, законом предпринимаются различные меры и процедуры с целью восстановить платежеспособность компании. Среди таких мер есть и внешнее управление, когда назначенный арбитражным судом руководитель получает возможность избежать признания фирмы банкротом.

Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Процедура банкротства организации состоит из нескольких стадий, к которым относится внешнее управление. Этот процесс вводится судебным определением на основании решения, принятого на общем заседании заимодателей или по инициативе других лиц.

Внешнее управление не является обязательной процедурой, оно вводится для поиска и реализации возможных решений, которые позволят избежать банкротства юрлица. Для выполнения этой процедуры суд сразу назначает ответственное лицо – внешний управляющий, который принимает на себя управление компанией.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Права

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников;
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании.

Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:

  • изменение вида деятельности организации;
  • закрытие убыточных направлений;
  • реализация активов фирмы;
  • выпуск дополнительных ценных бумаг;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • пополнение уставного капитала и т. д.

В образце документа указываются порядок и сроки реализации каждого мероприятия. Все запланированные действия должны быть подкреплены соответствующими расчётами предполагаемых расходов и доходов.

Периоды всех мероприятий должны соответствовать сроку внешнего управления.

На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.

Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.

Отчёт внешнего управляющего

За 15 дней до окончания своей деятельности управленец должен составить итоговый отчёт. В документе специалист излагает полную информацию о финансовых результатах предприятия, полученных за период временного руководства, и о возможности погашения претензий заимодателей.

На основании отчёта кредиторы принимают решение о продлении процедуры или об инициировании новой стадии процесса.

Если предприятие стало платёжеспособным, управленец может начинать выплату его обязательств согласно реестру.

За свою работу временный руководитель получает вознаграждение, которое выплачивается из средств потенциального банкрота. Сумма ежемесячного вознаграждения включает фиксированный платёж – 45 тыс. рублей и проценты.

Сумма процентов устанавливается по результатам работы управленца и зависит от размера выплат по обязательствам должника и суммы прироста стоимости активов юрлица за период внешнего руководства.

Жалоба на внешнего управляющего

По результатам работы специалиста на него могут поступить жалобы от участников процесса. Причины для обжалования деятельности управленца могут быть следующие:

  • неэффективность работы специалиста и проводимых им мероприятий;
  • непрофессиональное отношение к работе;
  • отсутствие у управляющего необходимых знаний и понимания методики решения основных задач.

В результате заимодатели или другие участники могут направить на управляющего письменную жалобу в суд. В документе заявители должны указать нарушенные правовые нормы и свои претензии. А суд обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и принять решение.

В отличие от конкурсного управленца временный руководитель стремится возродить предприятие. Все его усилия направлены на восстановление платёжеспособности должника, чтобы избежать его ликвидации.

Если на протяжении всей процедуры банкротства не удалось вывести предприятие из кризиса, к процессу привлекается конкурсный управляющий. Специалист начинает свою деятельность на последней стадии банкротства для организации торгов имущества должника, выплаты его долгов и ликвидацией обанкротившейся компании. Таким образом, конкурсный управляющий завершает процедуру банкротства.

Внешнее управление как способ реанимации предприятия при банкротстве: порядок, сроки, особенности

Один из способов спасения компании, которой грозит ликвидация – внешнее управление при банкротстве. Метод не очень распространенный, так как к нему прибегают, только если есть реальный шанс спасти организацию.

Разберем подробно, что это за способ, и какие его особенности важно учитывать для того, чтобы процесс прошел максимально успешно.

Что это такое

Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.

Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.

Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:

  • имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
  • кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
  • после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.

Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.

Цель и особенности

Несмотря на то, что внешнее управление при банкротстве юридического лица является одним из этапов процедуры признания его неплатежеспособности, его основная задача заключается в максимальном исправлении финансового положения фирмы и погашение долгов в полном объеме.

Особенности процедуры:

  • устанавливается судебным постановлением на ограниченный период – согласно ч.2 ст. 92 №127-ФЗ (Закона о банкротстве), общее время на финансовое оздоровление и внешнее управление не может быть более 24-х месяцев;
  • арбитражный управляющий становится фактическим начальником фирмы, но выносит свои резолюции под присмотром кредиторов;
  • после получения функций руководителя внешний управляющий должен за месяц составить проект по возобновлению прежней состоятельности фирмы и ознакомить с ним кредиторов на общем собрании, где они должны рассмотреть его и одобрить;
  • список финансовых претензий контрагентов актуален в период всей процедуры;
  • внешний управляющий вправе аннулировать соглашения (например, по аренде имущества);
  • договоренности можно оспаривать по особым основаниям, присущим несостоятельности (банкротству);
  • требования контрагентов замораживаются до завершения данного этапа банкротства;
  • после вынесения решения о начале расчетных операций с контрагентами у фирмы есть полгода на погашение всех долгов.

Это тоже важно знать: Банкротство ИП (индивидуальных предпринимателей)

Основное отличие данной стадии банкротства – необязательность. Начинается только по решению суда и лишь в конкретных ситуациях.

Обратите внимание! Внешнее управление вводится как для возврата к прежней состоятельности, так и для общего оздоровления предприятия, а также получения возможности погасить все долги.

Процесс внешнего управления начинает официально работать, как только суд утверждает кандидатуру временного управляющего. Она может быть оспорена, но процесс обжалования не предполагает приостановления исполнения решения суда (ч.4 ст. 96 №127-ФЗ).

Стадии

Внешнее управление как процедура банкротства формируется из следующих стадий:

  • утверждение арбитражного управляющего;
  • создание проекта по финансовому оздоровлению фирмы;
  • приведение данного проекта в действие после одобрения кредиторами на общем собрании;
  • исполнение всех обязательств перед контрагентами.

План для приостановления процедуры банкротства, содержит:

  • действия для возобновления состоятельности предприятия;
  • обстоятельства и период их приведения в действие;
  • смету на реализацию;
  • период, за который несостоятельность фирмы будет ликвидирована;
  • аргументы, подтверждающие реальность восстановления жизнеспособности фирмы;
  • разделение функций взыскателей общего собрания и комитета по одобрению соглашений предприятия-банкрота.

Временный управляющий обязан не только согласовать план оздоровления фирмы с финансовыми контрагентами, но и отчитываться по ходу ее реализации по запросу.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Процесс внешнего управления будет считаться успешно завершенным, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности, и она исполнит свои обязательства по финансовым договорам.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Алгоритм действий при внешнем управлении

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:

  • уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
  • направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
  • получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
  • передача новому временному руководителю пакета документов;
  • первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
  • направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
  • общее собрание персонала организации;
  • привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
  • организация инвентаризации;
  • анализ финансового положения компании;
  • возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
  • составление и рассмотрение претензий кредиторов;
  • повторное собрание кредиторов;
  • формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
  • осуществление мероприятий по плану оздоровления;
  • составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.

Сроки

Закон устанавливает общий период для финансового оздоровления и внешнего управления предприятия-банкрота – 2 года. Из него на внешнее управление может быть отведено не больше 1.5 лет. Продление возможно, но только по ходатайству взыскателей и целесообразности – внесения важных корректировок в план либо достижение ощутимых успехов в приостановлении процедуры банкротства. Максимально возможный срок продления – дополнительные 6 месяцев.

Это тоже важно знать: Все что нужно знать о процедуре банкротства ООО с непогашенными долгами

В соответствии с ч.3 ст. 92 №127-ФЗ, временные рамки для управления могут быть уменьшены по ходатайству, как взыскателей, так и конкурсного управляющего.

Важно! Отдельные сроки поставлены для предприятий градообразующего и фермерского типов, пострадавших от природных катаклизмов. В таких ситуациях возможно увеличение срока процедуры до 2,5 лет.

Участники, их права и обязанности

В процедуру банкротства юридического лица вовлекается:

  • фирма;
  • временный управляющий;
  • взыскатели;
  • государственные органы.

Права фирмы:

  • выдвижение предложения о продаже предприятия взыскателям;
  • назначение своего представителя;
  • подписание договоров со сторонними лицами о передаче средств для исполнения финансовых обязательств и приостановления процедуры банкротства;
  • замена собственных активов.

Внешний управляющий при банкротстве фирмы:

  • осуществляет полноценное руководство ею;
  • выполняет инвентаризацию;
  • готовит проект мероприятий по возврату жизнедеятельности;
  • формирует отчетность о проведенных делах и достигнутых результатах для взыскателей и судебных органов.

Права кредиторов, как лиц, перед которыми имеются финансовые обязательства:

  • участие в признании предприятия несостоятельным;
  • организация собраний для обсуждения политики фирмы;
  • направление ходатайства в судебные органы об открытии внешнего управления;
  • составление списка параметров, которым должен соответствовать арбитражный управляющий;
  • одобрение/отклонение проекта, составленного управляющим, внесение корректировок и дополнений.

Госорганы наделены правом на первоочередное удовлетворение финансовых обязательств. Сюда относятся налоговые органы, трудовая инспекция, ПФ, таможня и т.д.

Возможные категории должников

Процедура банкротства вводится для разных категорий неплательщиков и не для всех из них возможно введение процедуры управления.

Юридические лица

При банкротстве юридического лица внешнее управление — это как один из способов вернуть прежнюю состоятельность. Вводится судом при наличии потенциальной возможности спасения компании от ликвидации.

Это тоже важно знать: Банкротство физических лиц: пошаговая инструкция, изменения в процедуре и порядке проведения в 2019 году

Мероприятия в рамках процедуры направлены на:

  • улучшение общего финансового состояния;
  • погашение имеющихся задолженностей;
  • продолжение деятельности предприятия.

Физические лица

Для этой категории должников введение внешнего управления невозможно. Для них установлена процедура реструктуризации долгов, в результате которой:

  • реализуется имущество неплательщика;
  • закрываются оставшиеся долги.

Банк

При признании банкротства банковской организации введение управления также не предусмотрено. Возможен ряд других действий, направленных на улучшение финансовой ситуации, но они производятся в досудебном порядке.

Если же направляется ходатайство в суд, результатом может стать только инициирование конкурсного производства с последующим признанием банка банкротом.

Застройщик

Для данного типа компаний возможно введение процедуры. В данном случае управляющий выполняет ряд действий, в результате которой у застройщика должна появиться возможность:

  • завершения возведения и сдачи объекта;
  • расчета по всем долгам.

Если план не удается выполнить, вводится конкурсное производство. В результате конкурсный управляющий обязан реализовать имущество должника унитарного предприятия, включая недостроенные объекты и направить полученные средства на погашение долгов.

Контроль за внешним управляющим

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 550-49-37

Оздоровление компании производится по плану, который управляющий должен подготовить и представить на одобрение кредиторам в течение 1-го месяца. Он должен соответствовать нормативным требованиям и содержать основные условия возвращения фирмы к прежней деятельности.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

О проводимых процедурах и их результатах составляется регулярный отчет, на основании которого и производится контроль за тем, как управляющий выполняет возложенные на него функции.

Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления

Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:

  • единая цель – восстановление платежеспособности компании;
  • предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
  • введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.

Это тоже важно знать: Как проходит банкротство и признание должника банкротом: особенности процедуры

При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:

  1. При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
  2. Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.

Варианты завершения внешнего управления

В результате проведения процедуры возможно 2 варианта развития событий:

  1. Достижение цели по восстановлению платежеспособности фирмы, полное погашение долгов и продолжение деятельности. В данном случае судебный процесс завершается заключением мирового соглашения, а управляющий обязан продолжать осуществлять руководство до назначения новых ответственных лиц.
  2. Признание несостоятельности организации и невозможности исполнения своих финансовых обязательств. В этом случае после закрытия реестра конкурсный управляющий начинает процедуру реализации имущества, а в дальнейшем компания ликвидируется.

Возможные последствия

По результатам действий временного управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о несостоятельности компании – если управляющий полностью справился со своими обязанностями и остановил процедуру банкротства;
  • подписание мирового соглашения – если удалось рассчитаться со всеми долгами;
  • увеличение сроков управления – если суд посчитает, что наступили существенные улучшения и шансы на восстановление жизнеспособности фирмы увеличились;
  • отклонение подготовленного плана и назначение нового управляющего – если суд придет ко мнению, что отсутствие результата вина управляющего и при назначении нового руководства компанию все еще можно спасти;
  • открытие конкурсного производства – если данный этап не дал результатов.

Решение зависит от результатов, которых удалось достичь к определенному моменту.

Жалоба на управляющего

Управляющий является лицом, от которого зависят шансы компании на дальнейшее функционирование. Но его действия не всегда результативны, причинами чего может быть:

  • политическая ситуация;
  • стихийные бедствия;
  • инфляция и другие факторы.

Также это может обуславливаться давлением кредиторов, которые хотят быстрее перейти к этапу конкурсного производства из-за чего оказывают давление на управляющего и устанавливают препятствия для его эффективной работы.

Это тоже важно знать: Стадии банкротства физического лица

Но чаще всего отсутствие результатов объясняется низким уровнем профессионализма временного руководителя.

Если кредиторов не устраивает политика управляющего, они могут подать на него жалобу в суд. Также направить претензии могут иные лица, перед которыми у компании есть неисполненные финансовые обязательства.

Жалоба составляется в письменной форме с учетом общих норм судопроизводства и содержит:

  • реквизиты судебного органа;
  • сведения об истце и ответчике;
  • реквизиты дела о банкротстве;
  • суть обращения – основания для претензии;
  • требования к суду – замена управляющего либо открытие конкурсного производства;
  • перечень приложений;
  • дату и подпись истца.

На рассмотрение обращения суду отводится месяц.

Внешнее управление — одна из стадий несостоятельности фирмы, назначается только, если есть реальные шансы на возобновление платежеспособности компании.

Особенности процедуры следующие:

  • имеет ограниченный период – не более 1,5 лет;
  • возможно продление еще на 6 месяцев либо сокращение по постановлению судебного органа и обращению заинтересованных лиц;
  • руководство фирмы отстраняется от исполняемых функций, а их полномочия передаются временному управляющему;
  • временный директор берет на себя решения по дальнейшей политике компании, но должен отчитываться перед взыскателями и судебным органом;
  • у временного управляющего есть 1 месяц на составление проекта по возобновлению платежеспособности фирмы и его одобрение судебным органом и взыскателями;
  • Внешнее управление невозможно для банков и физических лиц;
  • контроль за процедурой осуществляется взыскателем и судебным органом согласно утвержденному плану;
  • отличается от финансового оздоровления тем, что полностью меняется стратегия деятельности организации;
  • допускается 2 варианта завершения этапа: приостановление процедуры признания несостоятельности и возврат к прежним функциям (если все прошло успешно) либо запуск конкурсного производства и последующая ликвидация (если этап не имел эффекта);
  • если деятельность временного управляющего не приносит результата, на него может быть подана жалоба любым лицом, перед которым у компании имеются непогашенные финансовые обязательства.

Таким образом, внешнее управление – важный этап процедуры признания несостоятельности компании, который может восстановить ее жизнеспособность и избежать ликвидации.

Бесплатная консультация 8 800 550-49-37 Задать вопрос >Задайте вопрос юристу бесплатно

Видео-инструкция «Внешнее управление при банкротстве»

Подпишитесь на свежие новости

Внешнее управление при банкротстве вводится с целью восстановления финансовой стабильности и платежеспособности компании должника по итогам наблюдения или в случае, если финансовое оздоровление не принесло необходимого результата.

Правовое регулирование

Порядок и особенности процедуры регулируются главой 6 закона 127-ФЗ. На практике внешнее управление представляет собой передачу компании под полный контроль внешнего управляющего, который получает право принимать любые важные решения:

  • о реорганизации производства;
  • о продаже части активов должника;
  • о закрытии неприбыльных производств;
  • о взыскании долгов в пользу фирмы;
  • о перепрофилировании компании;
  • об участии в венчурных проектах;
  • о сокращении штатов.

Порядок введения и последствия

Внешнее управление вводится судом по решению собрания кредиторов на срок до 1,5 лет и может продлеваться один раз на полгода по решению суда. Важно учесть, что суммарный срок оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, а введение внешнего управления после финансового оздоровления допустимо только в случае, если с момента ввода финансового оздоровления прошло не больше 18 месяцев.

Внешнее управление вводится в следующем порядке:

  1. Управляющий предоставляет отчет по итогам наблюдения или в ходе оздоровления предприятия.
  2. Собрание кредиторов анализирует отчет управляющего, принимает решение о вводе внешнего управления и направляет протокол собрания в арбитражный суд.
  3. Суд проверяет законность решения собрания кредиторов и выносит определение о переходе к внешнему управлению.
  4. Утверждается внешний управляющий.
  5. Управляющий разрабатывает план по восстановлению платежеспособности должника в течение месяца после своего назначения.
  6. Собрание кредиторов утверждает план.

План управления предприятием должен содержать перечень мер по восстановлению финансовой стабильности предприятия, смету сопутствующих расходов, а также сроки восстановления платежеспособности и обоснование таких сроков.

Собрание кредиторов может утвердить план, потребовать устранить недочеты или принять решение о переходе к конкурсному производству. С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • руководство компании должника утрачивает свои полномочия;
  • отменяются все меры, принятые ранее в целях обеспечения требований кредиторов;
  • арест активов допускается только в рамках закона о банкротстве;
  • действие исполнительных листов приостанавливается;
  • замораживается начисление штрафов и пеней за просрочки.

В отношении отстраненных руководителей должника вновь утвержденный управляющий вправе принять одно из следующих решений:

  • уволить;
  • предложить работу в компании, не связанную с управлением;
  • предложить продолжить исполнять свои обязанности в статусе помощника управляющего.

Важно учесть, что руководитель подразделения, оставленный внешним управляющим в должности, не может принимать управленческие решения без подписи управляющего. При увольнении руководители всех уровней должны передать всю документацию, печати и материальные ценности управляющему в течение трех дней.

Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

  • размещать дополнительные акции и определять их стоимость;
  • ходатайствовать перед собранием кредиторов о дополнительной эмиссии акций и о продаже фирмы должника;
  • определять регламент процедуры собрания акционеров;
  • принимать решение о замещении активов;
  • заключать соглашение с третьими лицами о получении финансовой помощи.

Поданные собранию ходатайства рассматриваются собранием и утверждаются арбитражным судом.

Исполнительные производства по ранее поданным требованиям прекращаются, и выплаты кредиторам начинаются только после восстановления платежеспособности компании или открытия конкурсного производства, если платежеспособность восстановить не удалось. Важно учитывать, что прекращают свое действие только те исполнительные листы, которые были выданы до введения процедуры – если в ходе внешнего управления компания задерживает обязательные платежи поставщикам ресурсов, то они вправе взыскивать средства через суд.

Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Внешний управляющий

Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.

Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.

Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.

Внешний управляющий имеет следующие права:

  • управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
  • подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
  • отказываться от исполнения сделок должника;
  • подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
  • осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.

Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.

Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.

Обязанности

К обязанностям внешнего управляющего относятся:

  • провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
  • сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
  • вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
  • возражать на требования кредиторов при необходимости;
  • взыскивать долги в пользу компании должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять утвержденный план внешнего управления;
  • составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.

Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.

В каких случаях управляющий может быть отстранен от должности

Управляющий может быть отстранен от должности по решению суда, если поступит заявление о неисполнении управляющим своих обязанностей от кредиторов или иных лиц, права которых были нарушены действиями управляющего.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Евгений Бобро Юрист. Автор статей. Практика договорной работы в сфере недвижимости и закупок.
>О процедуре конкурсного производства

Вопрос

Мы являемся кредиторами в процедуре конкурсного производства. Однако в настоящее время большинства в реестре не имеем. Общее собрание кредиторов приняло решение перейти в процедуру внешнего управления и соответственно предложив избрать свою кандидатуру управляющего. На фирме имеются комплекс имущества — два здания (стоимость их порядка 10 000 000 руб.), реестр требований составляет порядка 13 000 000 руб. Наши оппоненты обосновывают свое ходатайство о переходе в другую процедуру тем, что имеются фирмы, готовые взять имеющиеся площади в аренду, которая через несколько месяцев покроет весь реестр. К ходатайству были приложены оферты от указанных фирм. По этому поводу нами предприняты следующие шаги: одна фирма написала письмо об отзыве оферты, второй направлен акцепт с указанием конкретных условий оплаты, сроков и последствий несоблюдения условий. К назначенному времени денег от них не поступит. Дело рассматривается Арбитражным судом Кировской области. Интересует ваше мнение по данной ситуации, со ссылками на практику. А также совет по усилению нашей позиции.

Ответ

По усилению позиции: поскольку Вам не надо введение ВУ, Вы в заседании говорите и настаиваете, что не представлены доказательства платежеспособности арендаторов, что одного ходатайства мало и мнения КУ мало. Необходим вменяемый план внешнего управления, где предварительный договор хотя бы, где внесение на депозит нотариуса или суда хотя бы аванса, иными словами Вы должны доказательно и обстоятельно донести до судьи мысль о том, чтобы он усомнился в платежеспособности арендаторов, требуйте предоставления банковской гарантии, как гарант исполнения договоров аренды. Модель Ваших рассуждений может быть аналогично как в Определении А. С. Ростовской области от 02.02.2015 № А53−22254/13.

В данной ситуации диктует тот, у кого больше денег и не важно, один это кредитов или группа лиц, голосующих единогласно. Заинтересованные кредиторы (дружественные должнику или наоборот заинтересованные в дележе актива должника, который они поделили уже между собой) зачастую включаются в реестр и не всегда их требования обоснованы, хотя другим кредиторам никто не мешает возражать против включения других и доказывать необоснованность требований, но, как правило, каждый кредитор (не понимающий политическую игру, происходящую в деле) сам за себя.

Большинством кредиторы «продавливают» свои решения на общем собрании, в этом собственно и смысл банкротства, в реестр не всегда включаются обиженные оппоненты, банкротство зачастую затевается с целью увеличить свое присутствие в реестре и ввести свои правила. Не удивительно, что и управляющий также пусть не явным образом, но аффилирован к группе большинства, т.к. это право большинства «вводить» своего человека.

Кредиторы пожелали сохранить должника, явно, что они не желают его банкротства. Случаются варианты, когда кредиторы большинством заключают мировое соглашение с рассрочкой на десяток лет по мизерной сумме, но доказывают восстановления платежеспособности.

Надо понимать ЦЕЛЬ большинства и Вашу. В Вашем случае мы видим целью большинства удовлетворение требований кредиторов за счет сохранения должника и реального удовлетворения требований. Мы так понимаем, это Вы не заинтересованы в аренде, если бы с Вашей стороны не было попыток воздействия на арендаторов, то возможно, кредиторы бы действительно смогли бы получить реальное исполнение.

Возможно, Вы заинтересованы в продаже актива, который будет продаваться аффилированным Вам лицам, т.к. возможно у Вас есть выходы на конкурсного и Вы не заинтересованы в его смене.

Дела о банкротстве сложные дела и политически продуманные. Поэтому для того, чтобы что-либо рекомендовать конкретно необходимо проанализировать материалы дела. На сегодня мы понимаем, что диспозиция такова, есть большинство, которое любым способом пытается сохранить должника, возможно и эти 2 фирмы — не просто со стороны. Желание перейти во внешнее обусловлено попыткой «посадить» своего арбитражного, поскольку арбитражный — собственно исполнительный орган должника, если на чистоту.

Вы предприняли максимально возможные действия, договорились о том, что фирмы не оплатят. НО переход во внешнее будет происходить до момента оплаты по ходатайству, но не только по ходатайству и решению большинства на собрании. На практике еще надо доказать суду целесообразность и возможность восстановления платежеспособности, доказать обратное — Ваша задача, если Вы не заинтересованы в сохранении должника и сохранении у должника актива.

Что в следующий раз предпримет большинство — вопрос.

Согласно ст. 146 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ

1. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, (прим.: уже явствует, что есть некая связь между КУ и большинством, т.к. с таким предложением и инициированием созыва собрания выступает КУ) что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

2. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов и не погашены на дату проведения собрания кредиторов, рассматривающего вопрос о принятии такого решения.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.

На основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. (прим.: т.е. определение о переходе будет вынесено на основании ходатайства в котором можно указать и расписать все что угодно и ДО момента неоплаты)

Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

3. В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:

прекращаются ограничения органов управления должника, предусмотренные гл. 7 Закона № 127-ФЗ; (прим.: т. е. возвращается старый ген. директор, т. е. большинство заинтересовано в этом возврате)

открывается реестр требований кредиторов; (прим.: т. е. есть появляется возможность включения иных и не всегда обоснованных требований, только лишь для того, чтобы увеличить свое присутствие в реестре для определенных целей)

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению; (прим.: т.е. все текущие, которые были ДО момента принятия заявления о признании должника банкротом в соответствии со ст. 5 Закона № 127-ФЗ становятся реестровыми при заявлении ими требования о включении, у них появляется возможность включения в реестр, а текущими становятся только те, кто образовался после введения конкурсного. Логично, что в ходе конкурсного вряд ли кто-либо не аффилированный имел какие-либо отношения с уже банкротом, как минимум это бы противоречило Пленуму № 53 12.10.2006 ВАС РФ и чревато последствиями со стороны налоговой.)

требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению; (прим.: т. е. текущие, которые образовались после введения конкурсного становятся таковыми только после введения внешнего, стало быть, все их требования заявленные ранее (до внешнего) не законны и им придется переписывать требования, т.к. ПРАВО требовать первоочередного удовлетворения (а текущие удовлетворяются вперед реестровых (в том числе, кстати, расходы на КУ) у них возникает с даты введения ВУ.)

требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.

На требования кредиторов, уполномоченных органов по денежным обязательствам должника и об уплате обязательных платежей, возникшие до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в ходе конкурсного производства начисляются проценты в размере и в порядке, которые установлены п. 2 ст. 95 Закона № 127-ФЗ.

4. В случае, если на дату вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению с даты введения конкурсного производства прошло менее чем три месяца, течение срока, установленного п. 1 ст. 102 Закона № 127-ФЗ, приостанавливается ДО утверждения внешнего управляющего.

Согласно ст. 102 Закона № 127-ФЗ

1. Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. (прим.: может быть в этом цель попыток ввести ВУ, это можно выяснить только будучи в деле, анализируя материалы, присутствуя на заседаниях и собраниях)

2. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

3. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 102 Закона № 127-ФЗ, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора.

4. Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника. (прим.: следовательно сроки сдвинуться еще)

5. Положения, предусмотренные ст. 102 Закона № 127-ФЗ, не применяются в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления, если такие договоры были заключены в соответствии с Законом № 127-ФЗ.

6. Отказ от исполнения финансовых договоров, соответствующих определенным п. 1 ст. 4.1 Закона № 127-ФЗ требованиям, может быть заявлен только в отношении всех существующих между кредитором и должником финансовых договоров.

Таким образом, необходимо проанализировать действия и поведение большинства в системе с учетом определения цели их действий и последующих выгод, которые они могут получить в процессе реализации своих намерений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Из приведенной нормы следует, что возможность прекращения конкурсного производства и перехода к процедуре внешнего управления определяется арбитражным судом с учетом обязательных условий: возможность восстановления платежеспособности должника, подтвержденная данными финансового анализа; наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности; решение собрания кредиторов о возможности прекращения процедуры конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе наличие у должника имущества, в том числе дебиторской задолженности (на настоящий момент не завершен судебный процесс по ее взысканию), не свидетельствует о реальной возможности ее полного исполнения в ходе процедуры внешнего управления и восстановления платежеспособности должника. В основу наличия у юридического лица признаков банкротства положен принцип неплатежеспособности, а не недостаточности имущества должника.»

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
  3. Постановление 3 ААС от 14.05.2014 № А33−19154/2012
  4. Определение ВАС РФ ОТ 04.03.2014 № ВАС-1461/14
  5. Определение ВАС РФ ОТ 27.12.2013 № ВАС-18701/2013
  6. Определение ВАС РФ ОТ 12.10.2011 № ВАС-12793/11

В соответствии с п. 3 ст. 146 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прекращение конкурсного производства и переход во внешнее управление влечет открытие реестра, если таковой был закрыт в конкурсном производстве в соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В связи с этим неясно: могут ли требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра кредиторов и учтённые арбитражным судом в деле о банкротстве, как подлежащие удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника далее — «зареестровые») после открытия реестра в указанном случае быть включены в него?
Исходя из того, что
— положениями закона не предусматривается наличие в такой процедуре дела о банкротстве, как внешнее управление, зареестровых требований кредиторов;
— законом и правоприменительной практикой (п. 3 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 23.07.2009г. №58) допускаются случаи изменения статуса требований кредиторов, учтённых судебным актом (в случае с требованиями кредитора, учтёнными как незалоговые, если в дальнейшем он на наличие этих отношений сошлётся);
— кредитор в случае учёта его требований за реестром не реализовал своё право на включение в него своих требований помимо своей воли (направленной именно на их включение в реестр)
представляется, что требования, в конкурсном производстве учтённые как зареестровые, при переходе к внешнему управлению и открытию реестра могут быть включены в реестр требований кредиторов.
Так же неясно: согласно разъяснениям пункта 4 Постановления №58 если залоговый кредитор предъявил свои требования к должнику или обратился с заявлением о признании за ним статуса залогового кредитора по делу с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве (это дата закрытия реестра), то он не имеет специальных прав залогодержателя, предоставленных законом о банкротстве. Снимается ли это ограничение после раскрытия реестра при прекращении конкурсного производства и переходе во внешнее управление? И если снимается, то только для тех залоговых кредиторов, которые предъявили свои требования к должнику или обратился с заявлением о признании за ним статуса залогового кредитора после перехода во внешнее управление, или также для тех, кто заявил ранее, в конкурсном производстве после закрытия реестра?
Будем надеяться, в ближайшее время появятся какие-то материалы правоприменительной практики, на основе которых можно было бы прийти к ответу на эти вопросы.

Что такое план внешнего управления и как его разрабатывают

Компания, попавшая в кризисное состояние, неминуемо приближается к банкротству. Процедура объявления банкротом достаточно сложна и требует соблюдения всех законодательно регламентированных этапов. Одним из них является назначение внешнего управляющего, который помогает максимально удовлетворить интересы кредиторов, пока организация еще не объявлена неплатежеспособной. Для этого управляющий должен составить особый план, о нюансах структуры и утверждения которого мы поговорим в этой статье.

Понятие плана внешнего управления (ПВУ)

Внешнее управление – это обязательный компонент дела об объявлении организации банкротом. Если владелец компании довел ее до такого состояния, что она вынуждена признаваться в несостоятельности, значит, он не может принимать мер по обеспечению собственных долгов. В интересах кредиторов нужно ввести независимое управление, чтобы можно было удовлетворить максимально большое количество финансовых обязательств.

Как только на предприятии вводится внешнее управление, руководитель, как и его управляющие органы, больше не имеют прежних полномочий. Арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве, назначает внешнего управляющего. Руководитель-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию фирмы, имеющиеся фонды, в том числе и нематериальные ценности, а также печати предприятия.

Главное отличие деятельности внешнего управляющего – плановость. Закон обязывает представителя внешнего управления действовать не на свое усмотрение, как это делало руководство, а по заранее составленному и утвержденному плану, одобренному и прошедшему процедуру утверждения у заинтересованных лиц – собрания кредиторов. Этот документ крайне важен и носит название плана внешнего управления (ПВУ).

Назначение плана внешнего управления

Главная задача ПВУ – изыскание и планирование мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия, попавшего в долги. В рамках главной цели ПВУ предназначено для решения следующих задач:

  • установление условий принятия обозначенных мер;
  • определение порядка их реализации;
  • обозначение источников финансирования указанных мер;
  • уточнение сроков вероятного восстановления платежеспособности;
  • учет доходов и расходов несостоятельного предприятия;
  • обоснование целесообразности выбранных мер для достижения результата в означенные сроки.

ВАЖНО! Составленный управляющим план внешнего управления обязан соответствовать действующему федеральному законодательству.

Структура плана внешнего управления

Типовая форма плана внешнего управления утверждена законодательным порядком. Для этого документа обязательны определенные части и пункты:

  1. Общая характеристика организации. В плане нужно перечислить основные реквизиты фирмы:
    • полное и сокращенное наименование;
    • форму собственности;
    • все коды статистики;
    • номер свидетельства о регистрации;
    • юридический адрес, а также почтовый;
    • номер расчетного счета.
  2. Также в этом разделе нужно привести организационную структуру компании, охарактеризовать менеджеров, на которых лежит ответственность за результаты деятельности предприятия.

  3. Анализ финансового состояния. Следует проанализировать учетную политику предприятия, результаты анализа свести в типовую таблицу. В нее заносятся финансовые показатели за три года. Тут же следует привести интерпретацию приведенных показателей в динамике.
  4. Мероприятия, призванные восстановить работоспособность должника. Внешний управляющий избирает ряд мер, наиболее эффективных с его точки зрения для финансового оздоровления организации и возвращения состоятельности. Этот пункт оформляется в виде таблицы, в которой содержатся основные характеристики выбранных мер:
    • название мероприятия;
    • срок, когда оно должно быть реализовано (завершено);
    • средства, нужные на реализацию, и их источники;
    • суммы, вырученные посредством реализации означенной меры.
  5. В качестве мероприятий по восстановлению внешним управляющим могут быть применены:

  • перепрофилирование;
  • закрытие нерентабельных частей производства;
  • взыскание задолженностей в пользу предприятия;
  • реализация определенной доли фондов;
  • продажа всего предприятия;
  • переуступка долгов;
  • приток уставного капитала (обеспечение взносов участников и т.п.);
  • замещение активов;
  • выпуск и размещение дополнительных акций и др.
  • Маркетинговая стратегия. Планирование с учетом положения на рынке.
  • План производства и продажи продукции предприятия. Нужно рассчитать эти показатели на весь период внешнего управления по кварталам: каков будет объем выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг) и сколько примерно будет за все это выручено (чистая прибыль, балансовая прибыль).
  • Финансовое планирование. Эта итоговая таблица, в которой по кварталам распределены все финансовые показатели за период вводимого внешнего управления.
  • Резюме ПВУ:
    • срок реализации ПВУ;
    • сумма требующихся на реализацию ПВУ средств;
    • финансовый итог реализации плана.
  • Заключение: график выплат по долгам. Порядок и объем удовлетворения интересов кредиторов.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обоснованным будет считаться план, по финансовым результатам которого поступления превысят имеющиеся задолженности.

    Порядок составления и утверждения ПВУ

    После того как арбитражный суд назначил внешнего управляющего, у него есть максимум 30 дней для того, чтобы составить ПВУ. После этого план следует направить на утверждение собранию кредиторов.

    Текст плана следует направить в орган исполнительной власти, в чьей компетенции находится реализация госполитики в этой сфере. Получить план исполнительный орган должен не позже чем за 15 дней до назначенного собрания кредиторов. Свое заключение относительно плана орган предоставляет арбитражному суду.

    Собрание кредиторов должно быть созвано не позже 2 месяцев после назначения внешнего управляющего. Возможны такие варианты решений собрания кредиторов:

    1. Утвердить предоставленный на обсуждение ПВУ.
    2. Отклонить предоставленный план. Это решение влечет за собой ходатайство в арбитражный суд о следующем шаге в процедуре банкротства – открытии конкурсного производства. Это значит, что оздоровить предприятие и «выжать» из него средства на погашение долгов в данной ситуации нерентабельно.
    3. Переработать предоставленный план. Данный план отклоняется, но внешний управляющий должен предоставить на обсуждение собрания кредиторов новый (на это ему дается не более 2 месяцев, причем дата нового собрания назначается сразу).
    4. Отстранить внешнего управляющего. Собрание кредиторов может сделать вывод о том, что ни план, ни управляющий не отвечают их финансовым интересам. В таком случае учреждается саморегулируемая организация, из которой избирается новый внешний управляющий.

    После утверждения в течение 5 дней план должен попасть в арбитражный суд. Заинтересованные лица могут ходатайствовать о признании его недействительным полностью или частично, такое решение может быть обжаловано.

    План разрешается изменять по установленной процедуре.

    Как составить план внешнего управления

    Написание плана – итог комплексной работы с исходными данными предприятия, включающей в себя:

    • финансовый анализ текущей ситуации;
    • на его основе – выбор антикризисных действий;
    • прогнозирование экономической ситуации при реализации запланированных мер;
    • формулировки в идее документа с регламентированной структурой.

    Для составления плана внешнего управления можно привлечь специализированные экспертные организации.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *