Структура номера счета бюджетного учета

Содержание

1.8. Структура номера счета бюджетного учета

Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). Учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается учреждением на основе Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению. Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов (таблица 1):

Таблица 1

Номер счета бюджетного учета

Номер счета
Код
аналитический по бюджетной классификации вида деятельности синтетического счета аналитический по КОСГУ
объекта учета группы вида
номер разряда счета
1 — 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

1 – 17 разряды – аналитический код по бюджетной классификации Российской Федерации.

Для обозначения первых семнадцати разрядов номера счета используются буквенные обозначения в соответствии с Приложением № 2 к Инструкции № 162н:

— КРБ – код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета;

— КДБ – код главного администратора доходов бюджета, код вида, подвида дохода бюджета;

— КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета;

— гКБК – код главы по бюджетной классификации, в 4 – 17 разрядах номера счета указываются нули.

В отношении доходов бюджета классификационный код (таблица 2) имеет следующую структуру:

1 – 3 разряды – код главного администратора доходов бюджета

4 – 13 разряды – код вида доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

14 – 17 разряды – код подвида доходов.

Таблица 2

Классификационный код доходов бюджета

Код главного администратора доходов бюджета Код вида доходов бюджетов Код подвида доходов бюджетов
группа доходов подгруппа доходов статья доходов подстатья доходов элемент доходов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

В отношении расходов бюджета классификационный код (таблица 3) имеет следующую структуру:

1 – 3 разряды – код главного распорядителя бюджетных средств;

4 – 5 разряды – код раздела;

6 – 7 разряды – код подраздела;

8 – 14 разряды – код целевой статьи, включающий программный срез;

15 – 17 разряды – код вида расходов.

Таблица 3

Классификационный код расходов бюджета

Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов
группа подгруппа элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

18 разряд – код вида финансового обеспечения (деятельности):

1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

При ведении бюджетного учета учреждениями в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности):

1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

3 – средства во временном распоряжении.

Заметим, что в номере счета бюджетного учета казенными учреждениями код вида деятельности «2» не применяется, так как они не вправе осуществлять операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч.ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ;

При ведении бюджетного учета учреждениями не предусмотрено применение кода финансового обеспечения для средств по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Поэтому при ведении бюджетного учета со средствами ОМС учреждениями в 18-м разряде номера счета бюджетного учета применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) «1».

19 – 23 разряды – код синтетического счета Единого плана счетов.

Код синтетического счета включает:

19 – 21 разряды – код синтетического счета объекта учета;

22 разряд – код группы синтетического счета;

23 разряд – код вида синтетического счета.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.

В связи с этим и в соответствии с п. 1 Инструкции № 157н учреждениям при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС целесообразно предусмотреть при формировании своей учетной политики и с учетом требований законодательства РФ о раскрытии информации о расходах, произведенных учреждением за счет средств ОМС, аналитику (в том числе счетов аналитических кодов в синтетических счетах объектов учета) в рабочем плане счетов учреждения, позволяющую осуществлять раздельный учет.

24 – 26 разряды – код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Структура номера счета бюджетного учета

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.

  • 1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
  • 18 разряд — код вида деятельности:

при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;

бюджетная деятельность — 1;

предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2;

деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3.

  • 19-20 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.
  • 22-23 раздел — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.
  • 24-26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления.

Структура номера счета приведена в таблице 1.

Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета

1-17 разряды

18 разряд

19-20 разряды

22-23 разряды

24-26 разряды

Код функциональной классификации расходов бюджета

Код вида деятельности

Код синтетического счета

Код аналитического счета

Код классификации операций сектора государственного управления

Администратор ГРБС

Наименование раздела, подраздела

Наименование целевых статей

Наименование вида расходов

Рассмотрим более подробно структуру формирования счета бюджетного учета на примере раздела 1 «Нефинансовые активы» (см. табл. 2).

Таблица 2. Пример формирования номера счета бюджетного учета

Счет «Нефинансовые активы» имеет код синтетического счета 100. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.

Счет «Основные средства» имеет код синтетического счета 101. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.

Счет «Основные средства» подразделяется на аналитические счета.

«Жилые помещения» — код синтетического счета 101, код аналитического счета 01, кода классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 24-26 указывается три нуля. Кроме того, аналитический счет (например, 101.01 «Жилые помещения») подразделяется на коды классификации операций сектора государственного управления:

по счету 101.01.310 учитывается увеличение стоимости жилых помещений;

по счету 101.01.410 учитывается уменьшение стоимости жилых помещений.

Аналогично приведенному примеру формируются счета в разделе 1 «Нефинансовые активы». В коде синтетического счета (19-21 разряд) первая цифра 1 говорит о том, что этот счет относится к первому разделу бюджетного плана счетов «Нефинансовые активы».

В состав нефинансовых активов в бюджетном плане счетов отнесены основные средства, непроизведенные и нематериальные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути.

Органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Далее при составлении корреспонденции счетов будут использованы только коды Плана счетов бюджетного учета и коды Классификации операций сектора государственного управления.

Статья: Корректировка входящего остатка (Кварандзия А.А.) («Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании», 2010, n 4)

«Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании», 2010, N 4
КОРРЕКТИРОВКА ВХОДЯЩЕГО ОСТАТКА
Составление промежуточной отчетности начинается с корректировки показателей на начало отчетного года. Расчет и учет корректирующих значений входящего сальдо имеет свои особенности, которые должны быть учтены страховщиком. Проведение мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства при корректировке входящего сальдо, имеет принципиальное значение для повышения достоверности и сопоставимости отчетных данных.
Формирование отчетных данных начинается с заполнения показателей на начало отчетного периода (года) или входящего остатка.
Данные отчетности на начало отчетного периода должны соответствовать показателям на конец предыдущего отчетного года. Это необходимое условие для соблюдения принципа их сопоставимости. Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке в соответствии с правилами, установленными нормативными актами. В этом случае данные на начало отчетного периода могут отличаться от соответствующих показателей на конец отчетного периода на сумму корректирующих показателей.
Формирование данных на начало отчетного периода происходит в несколько этапов:
1. Осуществляется прямой перенос данных, сформированных на конец предыдущего отчетного периода.
2. Выявляются показатели, корректирующие входящий остаток.
3. Производится пересчет перенесенных данных на начало года с учетом корректировок.
Необходимость корректировки входящего сальдо и ее отражения в отчетности возникает в соответствии с действующими требованиями законодательства. К ним относятся:
— изменение требований нормативных документов, касающихся учета и отчетности и устанавливающих прямое указание на корректировку входящего сальдо;
— изменение учетной политики;
— переоценка основных средств и нематериальных активов.
Корректировки входящего сальдо осуществляются в межотчетный период — после 31 декабря отчетного года, но до 1 января следующего года. В этот период организация отражает изменение входящих остатков баланса следующего года по сравнению с исходящими остатками баланса предыдущего года. В межотчетный период могут изменяться только данные бухгалтерского баланса и других форм отчетности, связанных с ним, но данные отчета о прибылях и убытках корректироваться не могут, так как в межотчетный период организация не имеет права затрагивать счета доходов и расходов.
Корректировка означает корректировочную проводку, когда дебетуются и кредитуются статьи отчетности. Все корректировки входящего сальдо осуществляются в корреспонденции со счетом нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), если иной порядок не установлен для отдельных операций.
Для упрощения процедуры формирования отчетных данных на начало периода может быть разработана специальная форма, наглядно отражающая их формирование с учетом корректирующих показателей (табл. 1). Перед началом процедуры расчета и отражения корректирующих значений следует составить список возможных корректировок и документов-оснований. Суммы принимаемых корректировок должны быть обоснованы в бухгалтерской справке.
Таблица 1
Формирование показателей отчетности
на начало отчетного периода (руб.)
———T—————T——————————————————-T———-
Статьи¦ На конец ¦ Корректировка ¦На начало
баланса¦ периода, +——T————————T————————-+отчетного
¦предшествующего¦Всего¦ Переоценка ¦ Изменения ¦ периода
¦ отчетному ¦ +———T—————+—————-T———+
¦ ¦ ¦основных¦нематериальных¦законодательства¦ учетной¦
¦ ¦ ¦ средств¦ активов ¦ ¦политики¦
———+—————+——+———+—————+—————-+———+———-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8
———+—————+——+———+—————+—————-+———+———-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
———+—————+——+———+—————+—————-+———+———-
К предложенной таблице могут быть составлены аналитические справки, раскрывающие информацию в отчетности. Например, в случае корректировки отчетного показателя в связи с изменением учетной политики следует расшифровать следующую информацию в соответствии с правилами ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:
— причину изменения учетной политики;
— содержание изменений учетной политики;
— суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
Изменение требований нормативных правовых актов
В случае изменения действующих требований или принятия новых нормативных правовых актов, касающихся порядка ведения учета и отчетности, отражению в учете и отчетности подлежат последствия таких изменений, если это закреплено законодательно.
Примером такой нормы является п. 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», согласно которому в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств подлежит пересчету с отнесением возникшей разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Так, с 1 января 2009 г. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ была изменена ставка налога на прибыль организаций с 24 до 20%, в результате чего потребовалось произвести пересчет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств и скорректировать входящее сальдо по состоянию на 01.01.2009. Корректировка производится в бухгалтерском балансе по статьям «Отложенные налоговые активы» (строка 230), «Отложенные налоговые обязательства» (строка 620), «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (строка 470).
Переоценка основных средств и нематериальных активов
Стоимость основных средств и нематериальных активов, в соответствии с которой они приняты к бухгалтерскому учету, может быть изменена в случаях переоценки объектов основных средств.
Порядок осуществления переоценки основных средств определен:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Порядок осуществления переоценки нематериальных активов регламентирован ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
В соответствии с действующим порядком переоценка основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета носит не обязательный, а добровольный характер. Принимая решение о переоценке основных средств и нематериальных активов, следует учитывать, что в последующем такие активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка основных средств и нематериальных активов может осуществляться как собственными силами с помощью создания оценочной комиссии, так и специалистом-оценщиком.
Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов обобщен в таблице 2.
Таблица 2
Порядок проведения переоценки основных средств
и нематериальных активов
—————T————————————T————————
Объекты и ¦ Основные средства ¦ Нематериальные активы
условия ¦ ¦
переоценки ¦ ¦
—————+————————————+————————
Периодичность¦Не чаще одного раза в год (на начало отчетного года)
—————+————————————T————————
Способы ¦По текущей (восстановительной) ¦По текущей рыночной
оценки ¦стоимости ¦стоимости,
¦ ¦определяемой
¦ ¦исключительно по
¦ ¦данным активного рынка
—————+————————————+————————
Определение ¦Путем пересчета первоначальной ¦Путем пересчета
стоимости ¦стоимости или текущей ¦остаточной стоимости.
¦(восстановительной) стоимости, если ¦Под текущей рыночной
¦данный объект переоценивался ранее, ¦стоимостью
¦и суммы амортизации, начисленной за ¦нематериального актива
¦все время использования объекта. ¦понимается сумма
¦Под текущей (восстановительной) ¦денежных средств,
¦стоимостью объектов основных средств¦которая могла бы быть
¦понимается сумма денежных средств, ¦получена в результате
¦которая должна быть уплачена ¦продажи объекта на
¦организацией на дату проведения ¦дату определения
¦переоценки в случае необходимости ¦текущей рыночной
¦замены какого-либо объекта ¦стоимости
—————+————————————+————————
Объекты, не ¦Земельные участки (на праве ¦ —
подлежащие ¦собственности) и объекты ¦
переоценке ¦природопользования (вода, недра и ¦
¦другие природные ресурсы) ¦
—————+————————————+————————
Порядок ¦- сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал
отражения в ¦организации;
учете ¦- сумма уценки относится на счет учета нераспределенной
¦прибыли (непокрытый убыток);
¦- сумма дооценки, равная сумме уценки объекта, проведенной
¦в предыдущие отчетные годы и отнесенной на счет учета
¦нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется
¦на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого
¦убытка);
¦- сумма уценки объекта основных средств относится в
¦уменьшение добавочного капитала организации, образованного
¦за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в
¦предыдущие отчетные периоды;
¦- превышение суммы уценки над суммой дооценки, зачисленной
¦в добавочный капитал организации в результате переоценки,
¦проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на
¦счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток);
¦- при выбытии актива сумма его дооценки переносится с
¦добавочного капитала организации на счет учета
¦нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
—————+————————————————————
Активный рынок для нематериальных активов — редкое явление, а информация о цене актива может носить закрытый характер. По этим причинам уплаченная за один актив цена не может служить достаточным подтверждением текущей рыночной стоимости другого актива. Кроме того, активного рынка отдельных видов нематериальных активов вообще не существует, например, не существует рынка торговых марок, поскольку они являются уникальными.
Правила проведения переоценки следует закрепить в учетной политике. При этом страховщик самостоятельно определяет методы и периодичность проведения переоценки, так как ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» никаких ограничений по методике проведения переоценки не содержат.
Согласно разъяснениям Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63, ввиду того что в настоящее время в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» решение о переоценке основных средств организация принимает самостоятельно, также самостоятельно она выбирает и метод проведения переоценки (путем индексации или прямого пересчета). Если выбран метод индексации, организация должна самостоятельно разработать индексы для переоценки или на коммерческой основе использовать индексы, разработанные Госкомстатом России.
Обратим внимание на то, что в прежней редакции п. 15 ПБУ 6/01 были установлены конкретные методы переоценки: путем индексации (умножения первоначальной стоимости основного средства на коэффициенты, установленные Росстатом) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В настоящее время специальных индексов не существует, так как с 2001 г. они не разрабатываются.
При прямом пересчете могут использоваться данные об аналогичной продукции, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, и т.п.
Основанием для проведения переоценки основных средств и нематериальных активов является приказ о ее проведении, выполнение которого является обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в этом процессе. Унифицированной формы приказа не существует, поэтому она разрабатывается организацией самостоятельно. В приказе следует перечислить все основные средства и нематериальные активы, которые будут переоцениваться.
Результаты переоценки рекомендуется обобщить в таблице, форма которой приведена ниже (табл. 3). На основании таблицы составляется бухгалтерская справка.
Таблица 3
Результаты переоценки основных средств
и нематериальных активов
————-T———-T—————-T——————-T————-
Наименование¦ Стоимость¦ Порядок расчета¦ Сумма ¦ Стоимость
актива ¦ актива до¦ корректировки ¦корректировки, руб.¦актива после
¦переоценки¦ +———-T———+ переоценки
¦ ¦ ¦ Дооценка ¦ Уценка ¦
————-+———-+—————-+———-+———+————-

Операции в межотчетный период в бюджетном учете

Что представляет собой межотчетный период в бухгалтерском учете бюджетных организаций? Какие действия нужно производить специалистам в эту дату? Есть ли важные свежие инновации законодательства, касающиеся этого вопроса? Разбираемся вместе в этой статье.

Межотчетный период – что это

Межотчетный период – это условное время после отчетного года перед тем, как было что-то изменено в учетной политике, в течение которого вносятся необходимые корректировки, переносятся «остатки». По датам это время после 31.12 минувшего финансового года и до 01.01 наступившего года.

Это необходимо, чтобы отразить операции, ставшие необходимыми вследствие изменений, внесенных в различные нормативные акты по регламентации бюджетного учета.

Что касается текущего года, то межотчетным периодом является 1 января 2018 года. В этот день исходящие остатки по документам аналитических счетов переносятся во входящие. Эта дата условна, то есть по факту эти операции не проходили в обозначенный день, но в отчете отражаются именно под этим числом.

Операции, проводимые межотчетным периодом

Принятие к учету, перемещение или перенос остатков в межотчетный период являются следствием одной или нескольких из таких операций:

  • реогранизация предприятия;
  • перемены в способе кассового обслуживания, исполняющегося местными бюджетами или бюджетами субъектов РФ;
  • если государственные, автономные и иные организации переводятся на кассовый сервис в Федеральное казначейство и его органы;
  • изменилась бюджетная классификация Российской Федерации, особенно ее коды;
  • внеслись корректировки в план счетов бухучета в бюджетных предприятиях (поменялись коды бюджетного учета).

Особенности отражения операций в межотчетный период

Во всех видах учетных бумаг операции межотчетного периода значатся под датой 1 января наступившего финансового года, тогда как в первичной учетной документации, взятой за основу, стоят реальные даты.

Операции по межотчетному периоду заносятся в специальный Журнал по прочим операциям, который ведется по форме 0504071. Этот журнал нужно вести по каждому виду бюджета из бюджетной системы РФ по отдельности. Если операции проводились межотчетным периодом, в течение текущего финансового хода Журнал переформировывается.

Данные в Журнале по прочим операциям являются исходными для внесения нужных корректировок на начало года в Главной книге, которую предписано вести по форме 0504072, а именно в графах 3 и 4 «Остаток на начало года».

ВАЖНО! Все изменения в Главной книге делаются исключительно межотчетным периодом, Главные книги за другие даты не переформировываются.

Межотчетный период-2018

С начала 2018 года вступают в силу новые федеральные стандарты бухучета для госсектора, а именно:

  • Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2016 года №256н;
  • Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года №260н;
  • Стандарт «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года №257н;
  • Стандарт «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года №258н;
  • Стандарт «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года №259н.

В связи с переходом на эти стандарты учета основных активов нужно правильно применять переходные положения СГС «Основные средства». Министерство финансов опубликовало письмо №02-07-07/79257 от 30 ноября 2017 года с методическими разъяснениями, касающимися в первую очередь учета такого ОС, как недвижимость.

Корреспонденции межотчетного периода-2018

В межотчетный период следует произвести все операции, касающиеся признания объектов в качестве основных средств как недвижимого имущества, а также их переведение на обновленные учетные счета.

Первичным документом для этого является Бухгалтерская справка, оформляемая по форме 0504833, которую составляют на основе результатов инвентаризации основных активов, производимой обычным порядком. На основании Бухгалтерской справки нужно отразить операции на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Например:

  • здания, учет которых велся на счетах 101.Х3, надо переместить на счета 101.Х2;
  • библиотечный фонд, значащийся на счетах 101.Х7, переводится на счета 101.Х8;
  • основные активы, учитывающиеся в группе «Многолетние насаждения», теперь придется учитывать на счете 0 101 07 000 «Биологические ресурсы»;
  • группа объектов основных средств «Инвестиционная недвижимость» будет проходить по специальному счету 0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость».

Все эти перемены нужно производить исключительно в межотчетный период.

Примеры бухгалтерских проводок в межотчетный период

ПРИМЕР 1. Бюджетная организация ранее арендовала здание, при этом внесла в него существенные улучшения, которые нельзя убрать: достроило еще один этаж. Стоимость этой модернизации была отражена на счете 0 101 12 000 в размере 500 000 руб. По новому этажу была начислена амортизация в размере 200 000 руб. Поскольку данное здание было объектом финансовой аренды, с 1 января 2018 года его следует признать в качестве основного средства. Учитывать его нужно будет на том же счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость здания в новом финансовом году – 5 000 000 руб. Какие записи следует произвести в межотчетный период? В бухучете должны появиться следующие проводки:

  • дебет 0 104 12 000, кредит 0 101 12 000 – 200 000,00 руб. – списана амортизация, накопленная на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости (стоимость здания снизилась);
  • дебет 0 101 12 000, кредит 0 401 30 000 – 5 800 000,00 руб. – отражение изменения стоимости здания в связи с внесенными усовершенствованиями (актуальная кадастровая стоимость).

ПРИМЕР 2. На балансе автономного предприятия значились несколько сооружений, которые до 2018 года были учтены на счете 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения». Теперь их необходимо перевести на появившийся новый счет 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения». Это осуществляется в межотчетный период, проводки будут следующими:

  • дебет 0 401 30 000, кредит 0 101 13 000;
  • дебет 0 101 12 000, кредит 0 401 30 000 – отражение перевода балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12;
  • дебет 0 104 13 000, кредит 0 401 30 000;
  • дебет 0 401 30 000, кредит 0 104 12 000 – отражение перевода амортизации, накопленной по данному сооружению.

Важные моменты, касающиеся межотчетного периода-2018

  1. Когда основные фонды на время межотчетного периода находятся на консервации или в неприкосновенном запасе, амортизацию на них доначислять не положено. После 1 января 2018 года начисление амортизации производится по новому порядку, разъясненному в письме Минфина РФ с Методическими указаниями.
  2. Комплектование объектов, признаваемых ОС до 2018 года, в комплекс (при наличии необходимых свойств) – это не обязанность, а право производящего учет. То есть вы вправе сами решать, считать ли, к примеру, офисную обстановку (мебель) одним основным средством или несколькими.
  3. Если даже стоимостный критерий ранее признанных основных активов изменился, в межотчетный период доначислять амортизацию нет необходимости. А вот на ОС, введенные в эксплуатацию после 1 января 2018 года, обязательно потребуется начислить амортизацию относительно новой стоимости.

Обособление операций завершения финансового года и межотчетного периода

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, что такое межотчетный период, зачем требуется выделять операции межотчетного периода в учете и отчетности и каким образом это реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.

Какие операции требуют обособления в учете и отчетности

Согласно приказу Федерального Казначейства от 04.12.2015 № 339 межотчетным периодом считается условный период, следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного (казначейского) учета, отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного (казначейского) учета текущего финансового года и использующийся для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок ведения бюджетного (казначейского) учета, или проведением реорганизационных мероприятий и в иных установленных законодательством РФ случаях.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государст­венных (муниципальных) учреждений также есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Это:

l перенос остатков на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета на начало финансового года при внесении изменений в приказ, регламентирующий порядок применения бюджетной классификации РФ, в части изменения кодов бюджетной классификации в номерах счетов. Например, в связи с применением с 01.01.2016 новой редакции Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н в части изменения структуры бюджетной классификации и, следовательно, номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, а также в части применения некоторых кодов КОСГУ письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 был доведен Порядок формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (далее — Порядок). В соответствии с Порядком: «Перенос исходящих остатков по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета, сформированных по состоянию на 01.01.2016 с учетом операций по завершению финансового года, осуществляемых согласно положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на входящие остатки по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета на 01.01.2016 осуществляется в межотчетный период. Остатки, отраженные на соответствующих счетах аналитического учета, сложившиеся в Главной книге (ф. 0504072) за 2015 год, подлежат переносу на соответствующие счета аналитического учета Рабочего плана счетов бюджетного учета 2016 года на основании Справки (ф. 0504833) с приложением таблицы соответствия кодов бюджетной классификации (далее — КБК) и аналитических счетов бюджетного учета, действующих в 2015 году и 2016 году». Также в Порядке приведены бухгалтерские записи по переносу остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета в связи с изменением порядка применения КОСГУ и видов расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета в случае изменения кодов счетов бюджетного учета (письмо Казначейства России от 16.05.2011 № 42-7.4-05/8.1-333 «О направлении Методических рекомендаций по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011г.»);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в структуру номера счета. Например, в связи с включением с 01.01.2017 в номера счетов Рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений раздела и подраздела бюджетной классификации расходов письмом Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 доведены разъяснения по формированию разрядов 1-4 номеров счетов бухгалтерского учета;
  • переоценка стоимости нефинансовых активов (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей) (п. 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н));
  • изменение валюты баланса при изменении типа учреждения (письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при передаче учреждения другому ГРБС (РБС) в части входящих остатков (письма Минфина России от 03.11.2016 № 02-06-10/64668, от 07.12.2016 № 02-07-10/72756, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • корректировка данных бюджетного учета в связи с изменением порядка учета хозяйственных операций.

Под межотчетным периодом понимается период по факту отражения учреждением на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета операций по закрытию показателей счетов в рамках завершения отчетного финансового года (2010) и до отражения на счетах операций текущего года (2011) (п. 1 ч. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).

Помимо операций межотчетного периода, есть еще ряд операций, изменяющих входящие остатки текущего финансового года, которые также требуется обособлять (далее — операции завершения финансового года):

  • при завершении финансового года суммы доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженных на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции № 157н);
  • при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 11 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» на следующий финансовый год не переносятся (п. 365 Инструкции № 157н) и т. д.

Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Для данных операций первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Примеры оформления бухгалтерской справки (ф. 0504833) приведены в письме Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989. Из них следует, что подобные операции должны отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период.

Обособление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)

Программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 (далее — БГУ2) включает функционал, позволяющий обособить в учете и отчетности операции межотчетного периода и операции завершения финансового года.

Операции завершения финансового года и межотчетного периода разделены на три группы в зависимости от типа межотчетного периода:

l Заключение счетов — включают операции завершения финансового года (заключения счетов), отражаемые после формирования ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности»), но до формирования баланса (ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», ф. 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения»).

  • Технологические операции — включают технологические операции закрытия счетов, остатки по которым на следующий год не переходят, — остатки по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», счетам санкционирования текущего периода закрываемого года и другим аналогичным.
  • Изменение валюты баланса — включают операции, отражаемые после формирования баланса, но до формирования входящих остатков следующего года, — переоценка нефинансовых активов (НФА), перенос исходящих остатков на аналитические счета следующего года и аналогичные операции.

Оформление документов по операциям завершения финансового года и межотченого периода

Оформление регламентных операций завершения финансового года и операций межотчетного периода производится специализированными документами программы с возможностью вывода на печать формализованных печатных форм (бухгалтерская справка ф. 0504833 и другие) — см. таблицу 1:

Таблица 1

№ п/п

Виды операций

Документ БГУ2

«Заключение счетов»

«Закрытие балансовых счетов в конце года»

«Технологические
операции»

«Закрытие забалансовых счетов поступлений и выбытий денежных средств»

«Закрытие оборотных КЭК по счетам»

«Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года»

«Перенос остатков»

«Изменение валюты баланса»

«Перенос остатков»

Возможно оформление произвольных операций межотчетного периода универсальным документом Операция (бухгалтерская) с выводом на печать формы 0504833 «Бухгалтерская справка».

В документах регулярных операций межотчетного периода изменение типа периода, как правило, недоступно:

  • в документе Закрытие балансовых счетов в конце года (рис. 1) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Заклю­чение счетов;
  • в документах Закрытие оборотных КЭК по счетам (рис. 2) и Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года (рис. 3) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Технологические операции.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

В регламентном документе Перенос остатков по КПС на дату 31.12.ХХ можно указать, что операция должна быть отражена в межотчетном периоде (флаг Отражать в межотчетном периоде) и выбрать тип этого периода: Изменение валюты баланса или Технологические операции.

В случае формирования документа Перенос остатков по КПС в связи с изменением структуры плана счетов (новый вид КПС, перенос данных при изменении бюджетных классификаторов) операции следует отразить в периоде Изменение валюты баланса. В данном случае — это изменение входящих остатков следующего периода, и эти изменения должны отразиться в Журнале операций по прочим операциям (ф. 0504071) по межотчетному периоду.

Если документ не связан с формированием входящих остатков следующего года, тогда следует выбрать тип периода Технологические операции.

Формирование произвольных операций с отражением в межотчетном периоде

Помимо регламентных операций, оформляемых специализированными документами, в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование произвольных операций с отражением их в межотчетном периоде. Для этого в документе Операция (бухгалтерская) реализована возможность отражения операции в межотчетном периоде, если дата операции конец года, т. е. 31.12.ХХ (рис. 4).

Рис. 4

На дату 31.12.ХХ в документе становится доступным флаг Отражать в межотчетном периоде и возможность выбора типа периода: Заключение счетов, Технологические операции или Изменение валюты баланса.

Следует отметить, что все документы межотчетного периода нельзя сторнировать.

Формирование отчетов и регистров с учетом и без операций межотчетного периода

Рассмотрим, каким образом в программе формируются отчеты и регламентированные регистры бухгалтерского учета.

Стандартные бухгалтерские отчеты

Стандартные бухгалтерские отчеты позволяют получить данные по операциям:

  • текущего периода без включения операций межотчетного периода;
  • текущего периода с включением операций межотчетного периода;
  • только межотчетного периода.

Во всех стандартных отчетах реализована возможность настроить вывод информации по типу периода (рис. 5):

  • Отчетный период;
  • Заключение счетов;
  • Технологические операции;
  • Изменение валюты баланса.

Рис. 5

Для этого в настройках отчета на закладке Показатели следует установить переключатель в необходимую позицию.

Если переключатель типа периода установлен в позицию:

  • Отчетный период — отчет отражает информацию за выбранный отчетный период без учета закрытия балансовых счетов в конце года, иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса;
  • Заключение счетов — отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года, но не учитывает результаты иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса. Т. е. в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период и Заключение счетов;
  • Технологические операции — отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года (040100000, 030405000 и т. д.), при этом также учитываются результаты иных технологических операций, таких как закрытие счетов санкционирования текущего года, закрытие оборотных КЭК, но без учета операций по изменению валюты баланса. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период, Заключение счетов и Технологические операции.
  • Изменение валюты баланса — отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом операций закрытия балансовых счетов, иных технологических операций (закрытие счетов санкционирования, закрытия оборотных КЭК), а также учитывает операции по изменению валюты баланса, таких как перенос остатков по КПС. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период, Заключение счетов, Технологические операции и Изменение валюты баланса.

Кроме того, комбинируя флаг Только указанный период с различными позициями переключателя типа периода, можно получать вывод обособленных операций по заключению счетов, технологических операций или операций по изменению валюты баланса.

Регламентированные регистры бухгалтерского учета

Регламентированные регистры учета (Главная книга (ф. 0504072), Журнал операций (ф.0504071) и др.) включают данные межотчетного периода в соответствии с порядком их формирования, установленным нормативными документами. Таким образом, регламентированные регистры учета формируются по отчетному периоду с операциями заключения счетов.

Рассмотрим формирование данных в зависимости от установленного в регистре типа периода на примере отчета Главная книга (ф. 0504072).

К примеру, в 2016 году в учете бюджетного учреждения были отражены операции текущего (отчетного) периода, операции по закрытию балансовых счетов текущего периода (операции по заключению счетов), операции по закрытию оборотных КЭК (технологические операции) и операции по переносу остатков на новые КПС (операции по изменению валюты баланса). При формировании отчета Главная книга (ф. 0504072) за 2016 год в отчете будут отражены только операции отчетного периода и операции по заключению счетов.

Операция по переносу остатков на новые КПС является межотчетной и влияет только на входящие остатки следующего периода, поэтому в регламентированных отчетах текущего периода отражаться не должна. Следовательно, в Главной книге (ф. 0504072) за 2016 год отображаются операции только по КПС, действующим в 2016 году.

Согласно пункту 11 Инструкции № 157н при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Следовательно, в 2016 году в регистрах бухгалтерского учета операции по закрытию оборотных КЭК также не отражаются.

При формировании Главной книги (ф. 0504072) за 2017 год выводятся суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год. При этом обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в 2017 год не перешли, и в Главную книгу (ф. 0504072) включены остатки уже по новым КПС, действующим в 2017 году.

Формирование «Журнала по прочим операциям (ф. 0504071)» за межотчетный период

Согласно письмам Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 и Федерального Казначейства от 26.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-866 операции межотчетного периода по изменению остатков на начало года должны отражаться на основании первичных учетных документов в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период. Для этого в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 реализован дополнительный Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо. Данный журнал формируется по операциям изменения валюты баланса.

В отличие от других журналов, настройки Журнала № 8-мо не редактируются.

Журнал № 8-мо можно сформировать, перейдя в раздел Учет и отчетность (команда панели навигации Регистры учета и отчета, далее гиперссылка Журнал операции (ф. 0504071)). В открывшейся форме в реквизите Номер журнала следует указать 8-мо Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года. В реквизите Период по умолчанию будет уставлен последний день текущего года.

Форму Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо необходимо утвердить в учетной политике учреждения.

Код счета бюджетного учета

План счетов не только затрагивает абсолютно все объекты бюджетного учета, но и отражает их соответствующие изменения (увеличение или уменьшение). Заметим, что план счетов содержит в себе 5 обязательных разделов: Раздел I. Активы (нефинансовые);
Раздел II. Активы (финансовые);
Раздел III. Обязательства;
Раздел IV. Финансовый результат.
Раздел V. Санкционирование расходов бюджета.
Заметим, что соответствующий номер счета представлен 26 разрядами, каждый из которых несет определенную информацию. Приведем актуальную на сегодня структуру:

  1. разряд 18 представляет собой код вида деятельности. Бюджетная деятельность маркируется «1»; деятельность, приносящая какой-либо доход, нумеруется «2»; деятельность с денежными средствами, которые находятся во временном распоряжении — «3»;
  2. 19 — 21 разряды образуют код синтетического счета рассматриваемого Плана счетов;
  3. 22, 23 разряды соответствуют коду аналитического счета бюджетного учета;
  4. разряды 24 — 26 — код классификации операций, которые напрямую связаны с сектором гос. управления;
  5. разряды 1 — 17 представляют собой код классификации расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета учреждения.

Заметим, что разряды 18 — 23 вместе образуют код счета бюджетного учета.
Таким образом, план счетов является стройной иерархической системой видов и типов абсолютно всех известных обязательств и активов.

Дополнительные особенности кодов счета бюджетного учета

На сегодняшний день органами местного самоуправления, органами государственной власти и органами управления территориальных внебюджетных государственных фондов разрешается внесение в код аналитического счета дополнительных разрядов, которые будут нести в себе необходимую информацию. Такие сведения, как правило, требуются внутренним пользователям.
После окончания отчетного года обороты по счетам, которые отражают уменьшение и увеличение обязательств активов, не переходят в регистры бюджетного учета следующего года.
Новый План счетов имеет в своем составе около двух тысяч счетов. Заметим, что большое число счетов нового Плана представляют собой субсчета 1-го, 2-го и 3-го порядка. К примеру, если не брать в расчет первые 17 знаков (которые созданы для КБК — кодов бюджетной организации), то соответствующий номер счета по учету основных денежных средств учреждения будет равен 110100000. Первая единица свидетельствует о виде деятельности. Далее, следующие три цифры (то есть «101») указывают на счет «Основные средства». Последующие два знака указывают уже имя объекта, где сосредоточены основные средства. Восьмой и седьмой знаки свидетельствуют о характере движения соответствующего объекта. Например, увеличение количество оборудования отражается на счете под номером 10104310, а уменьшение — 10104410.

Счета бюджетного учета
Ведение бухгалтерского учета невозможно без использования счетов учета: это относится не только к бухгалтерскому учету на коммерческих предприятиях, но и к бухгалтерскому учету,…

Задачи бюджетного учета
Для каждого органа государственной власти, в настоящий момент, особенно актуальной является проблема наиболее эффективной организации и управления бюджетом государства….

Тест по бюджетному учету и товарным знакам
Любой тест представляет собой форму проверки знаний человека, который проходит этот тест. Для проверки знаний в сфере бухгалтерского учета в бюджетном учреждении используется…

Особенности бюджетного учета
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день сектор гос. управления переходит в систему рыночных отношений, достаточную важность приобретает деятельность бюджетных организаций. Как…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *