Родительская плата

Содержание

Что такое родительская плата и должны ли родители платить что-то кроме нее?

Законом РФ «Об образовании» установлено, что учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее — родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях.

Таким образом, родительская плата, взимаемая детскими садами по квитанциям, в которых указан такой вид платежа, как родительская плата, является абсолютно законно установленной платой.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 процентов указанных затрат.

В Барнауле родительская плата установлена Постановлением администрации г. Барнаула от 24.05.2011 № 1596 и равна 1500 руб. в месяц.

Это та сумма, которую каждый родитель (иной законный представитель) обязан вносить, если его ребенок посещает муниципальный детский сад.

Законодательством предусмотрена компенсация части родительской платы. Это часть денежных средств, которая возвращается родителям (иным законным представителям). В отношении первого ребенка — это не менее 20% от оплаченной суммы родительской платы, в отношении второго — не менее 50%, на третьего — не менее 70%. Для получения компенсации родитель должен написать заведующему детского сада соответствующее заявление и указать номер банковского счета, на который необходимо перечислять денежные средства в счет компенсации.

Почему в настоящей колонке поднята эта тема. После размещения в средствах массовой информации сведений о том, что одним из детских садов незаконно взималась родительская плата, в комментариях было очень много сообщений о так называемых поборах в детских садах. Так вот, родительская плата никак не может быть отнесена к поборам. В том детском саду, о котором было сообщение прокуратуры, воспитываются дошкольники, родители которых в силу закона освобождены от родительской платы (так как воспитанники относятся к категории детей с ограниченными возможностями).

Вместе с тем, существование так называемых добровольных пожертвований отрицать нельзя.

В большинстве своем детским садам не хватает бюджетного финансирования для нормального функционирования. Проводимые прокуратурой района проверки показывают, что денежные средства выделяются далеко не на все нужды дошкольного образования. В связи с чем детские сады, а иногда и родительская общественность, обращаются к финансовым возможностям родителей воспитанников, предлагая вносить дополнительную плату.

Предлагать вносить такую плату законом не запрещено, ее размер может быть таким, каким сами родители ее определят. А вот заставлять вносить дополнительную плату, тем самым делать ее обязательной, — это неправомерно.

Поэтому родители при возникновении такой ситуации, когда работники детского сада в императивной форме говорят о необходимости внесения добровольных взносов, о целях которых самим родителям ничего не известно, могут поинтересоваться, чем это предусмотрено, в связи с чем возникла такая необходимость, может быть родительское собрание так решило — тогда почему и на что будут потрачены собираемые денежные средства.

Несмотря на полученные ответы, это право каждого решать — платить или не платить добровольный (дополнительный взнос).

У очень многих родителей возникает вполне логичный вопрос, а что будет, если я не заплачу. А вдруг пострадает мой ребенок? В данной связи можно отметить, что ребенок ни в коем случае не должен страдать. Ведь цель функционирования дошкольных учреждений — это воспитание, обучение, укрепление здоровья ребенка. Каждый работник детского сада должен надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности независимо от внесения или невнесения добровольных пожертвований родителями. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей работник несет дисциплинарную ответственность. А за причинение вреда возможна и уголовная.

Также в органы прокуратуры поступают обращения о законности использования денежных средств, оплаченных родителями в качестве добровольных взносов (пожертвований). В этой части в каждом детском саду может быть установлен свой принцип расходования денежных средств. Как правило, это прописывается в таком локальном акте учреждения, как Положение о добровольных взносах или пожертвованиях (о спонсорской помощи). Варианты могут быть различные. Например, денежные средства могут быть направлены на какие-либо цели только по согласованию с Попечительским советом или родительским комитетом, а потом заведующий обязан отчитаться за их расходование перед этим же органом. Может быть так, что заведующий только отчитывается перед родительской общественностью путем вывешивания соответствующего отчета. Но во всех этих вариантах важным является то, что сами родители иногда должны интересоваться жизнью детского сада, на что учреждению не хватает средств, каким способом они получены.

Но в то же время, действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нецелевое расходования собранных с родителей в качестве добровольных взносов денежных средств.

Подводя итог, хотелось бы отметить, если Вы желаете полностью контролировать расходование добровольных сборов, займитесь этим сами: в группу Вашего ребенка необходимы новые полотенца или стульчики, а может ручки для кабинок или Вы желаете установить пластиковые окна, решите этот вопрос с родителями группы, может быть, двух групп, а может и детского сада; соберите деньги и сами их расходуйте при условии, что руководитель учреждения не против произведения каких-то работ в садике. А если Вы считаете, что не должны платить дополнительные взносы — то не платите. Заставить Вас делать это — законных оснований нет.

Пример

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Радуга» осуществляет в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком в учреждении установлена плата, взимаемая с родителей (законных представителей). Ставка родительской платы составляет 1500 руб. в мес. Сумма родительской платы рассчитывается исходя из фактического количества посещений.

Операция Дт Кт Сумма
(руб.)
Документ 1С Первичный документ

Входящий Исходящий
Внутренний

1 Поступила родительская плата на лицевой счет учреждения КИФ КДБ 2.205.31.660 7500,00 Поступление родительской платы Выписка из лицевого счета бюджетного учреждения (ф. 0531962)
Выписка из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963)
Приложение к Выписке из лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0531967)
КДБ Увеличение 17
(КПС 130, КОСГУ 131)
7500,00
2 Сформированы проводки по исполнению плана ФХД КДБ 2.508.10.131 КДБ 2.507.10.131 7500,00 Поступление родительской платы Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
3 Начислена родительская плата по окончании месяца КДБ 2.205.31.560 КДБ 2.401.10.131 7285,11 Табель учета посещаемости детей
Начисление родительской платы
Табель учета посещаемости детей (ф. 0504608)
Ведомость по расчетам с родителями (форма 327)

1. Настройка учета родительской платы

1.1. Для автоматизации расчетов с родителями за присмотр и уход за детьми в детском дошкольном учреждении (детских садах, яслях), за обучение детей в учреждениях дополнительного образования, за присмотр и уход за детьми в школах-интернатах предусмотрена подсистема Учет родительской платы меню Расчеты (рис. 1).

Рис. 1

1.2. Предварительно должны быть заполнены справочники:

  • Дети — сведения о воспитанниках детского учреждения;
  • Группы по услугам детского учреждения — список групп по видам услуг, предоставляемых детям;
  • Ставки оплаты — список ставок родительской платы, ставок оплаты образовательных услуг и услуг других видов, оказываемых учреждением;
  • Направления деятельности — список направлений деятельности, в рамках которых ведет свою деятельность учреждение;
  • Настройка расчетов по родительской плате — список расчетных формул документов Расчет платы за услуги дошкольного учреждения, Начисление платы за услуги дошкольного учреждения и Расчет компенсации родительской платы.

<<- вернуться в начало статьи

2. Расчет родительской платы и выписка квитанций

2.1. Для расчета сумм к оплате, выписки и печати квитанций по родительской плате и дополнительным образовательным услугам, которые оказывает детское учреждение, предназначен документ Выписка квитанций.

При вводе нового документа реквизит Дата устанавливается автоматически по текущей дате компьютера, дату можно изменить вручную. Номер — присваивается после записи.

В первую очередь заполняются реквизиты шапки документа (рис. 2):

  • Направление деятельности — значение направления деятельности, в рамках которого ведется расчет;
  • Группа по услуге — выбирается из справочника Группы;
  • Настройка расчета — настройка расчета, в соответствии с которой будет производиться расчет родительской платы;
  • Количество дней месяца — количество рабочих дней месяца, за который выписываются квитанции.

Рис. 2

На закладке Общая указываются:

  • КФО — код вида финансового обеспечения по умолчанию устанавливается 2 Приносящая доход деятельность;
  • Счет учета расчетов — для данного примера — 205.31;
  • Вид документа — можно выбрать вид документа — квитанция или ведомость, который будет печататься по умолчанию.

2.2. Табличную часть Квитанции (рис. 3) можно заполнить автоматически, выбрав в подменю Заполнить пункт Списком детей. Если заполнен реквизит шапки Группа детского учреждения, табличная часть будет заполнена списком детей из данной группы детского учреждения. В противном случае в документ будет включен полный список детей учреждения.

Для автоматического расчета суммы квитанции необходимо заполнить графу Ставка оплаты. Если заполнен реквизит Группа детского учреждения в шапке документа, в графе Ставка оплаты по умолчанию устанавливается ставка, назначенная ребенку за посещение данной группы детского учреждения.

Рассчитанную сумму квитанции можно скорректировать вручную.

Для выписки квитанций на оплату с учетом задолженности контрагентов необходимо заполнить графу Задолженность табличной части. Ее можно заполнить автоматически, выбрав в подменю Задолженность пункт Заполнить по остаткам на конец месяца.

Рис. 3

2.3. Далее заполняется закладка Реквизиты печати (рис. 4).

Для печати в квитанции банковских реквизитов необходимо выбрать Лицевой счет, на который следует перечислить плату.

Если суммы в квитанции необходимо выводить в целых рублях, следует включить флажок Печатать квитанции в целых рублях.

Флажок Оплата в кассу выставляется в том случае, если оплата квитанций будет производиться наличными в кассу учреждения. Если флажок включен, банковские реквизиты не будут указаны в квитанциях.

Рис. 4

Из документа можно распечатать:

  • Ведомость выписанных квитанций;
  • Квитанции (ПД-4).

<<- вернуться в начало статьи

3. Поступление родительской платы на лицевой счет учреждения

3.1. Для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм, поступивших от родителей в безналичном порядке, предназначен документ Поступление родительской платы подсистемы Учет родительской платы меню Расчеты.

Квитанции вводятся по мере их оплаты. В одном документе следует вводить все квитанции за день, оплаченные по безналичному расчету.

При вводе нового документа реквизит Дата устанавливается автоматически по текущей дате компьютера, дату можно изменить вручную. Номер — присваивается после записи.

В шапке документа указываются (рис. 5):

  • Вид операции – при вводе документа автоматически устанавливается Поступление родительской платы (205.30, 205.80);
  • Направление деятельности — вид оказываемых услуг (родительская плата, платные кружки), по которому поступает оплата;
  • Группа детского учреждения — при заполнении этого реквизита табличная часть будет автоматически заполнена списком детей из данной группы детского учреждения;
  • Лицевой счет — выбирается из справочника;
  • Раздел л/с — вид средств, на счет которого поступают средства.

Рис. 5

3.2. На закладке Общая вводится информация о первичном документе.

Счет расчетов за содержание детей — указывается полный счет расчетов (счет кредита проводки по поступлению оплаты).

Реквизиты КПС назначения платежа и КЭК назначения платежа используются для подстановки в соответствующие реквизиты забалансового счета 17.

Вводятся балансовый и забалансовый счета дебета проводки (счета учета денежных средств).

При необходимости формирования дополнительных проводок по исполнению Плана доходов нужно включить опцию Формировать проводки по исполнению плана доходов (Дт 508.00 Кт 507.00).

3.3. Табличную часть закладки Оплата (рис. 6) можно заполнить списком детей автоматически выбрав в подменю кнопки Заполнить пункт Списком детей, в этом случае в таблицу попадут дети, входящие в выбранную группу детского учреждения.

При выборе пункта Заполнить по квитанциям таблица заполняется по выписанным квитанциям по выбранному в шапке Направлению деятельности.

Суммы оплаты указываются вручную либо с помощью внешних обработок.

Рис. 6

3.4. После проведения документа можно просмотреть сформированные проводки (рис. 7) и распечатать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) и Ведомость оплаты.

Рис. 7

<<- вернуться в начало статьи

4. Начисление родительской платы

4.1. Для регистрации учета посещаемости детей в программе применяется документ Табель учета посещаемости детей (меню Расчеты — Учет родительской платы).

При вводе нового документа реквизит Дата устанавливается автоматически по текущей дате компьютера, дату можно изменить вручную. Номер — присваивается после записи.

В шапке документа заполняются следующие реквизиты (рис. 8):

  • Группа – группа по услугам, предоставляемым детям, детского дошкольного учреждения;
  • Период начисления — месяц, за который составляется табель;
  • Вид табеля — следует выбрать, как составляется табель: По Дням (в табличной части документа дни непосещений вводятся в соответствующую колонку по дате) или Сводно (вводится сводное количество оплачиваемых (Н(о)) и неоплачиваемых (Н(н)) невыходов за месяц в целом);
  • Количество дней в месяце – количество календарных дней в месяце по производственному календарю;
  • Количество рабочих дней – количество рабочих дней в месяце по графику работы, заданному в группе по услугам, или производственному календарю (если для группы не задан свой график работы).

Рис. 8

4.2. Для заполнения табличной части документа предназначена кнопка Заполнить табель командной панели табличной части.

Если табель заполняется по дням, детям, у которых в месяце формирования табеля были пропуски посещений, необходимо в колонке, соответствующей дню пропуска, выбрать из выпадающего списка признак непосещения:

  • Н(о) – оплачиваемое непосещение (день, в который зафиксировано такое непосещение при расчете месячной платы включается в оплачиваемые дни);
  • Н(н) – неоплачиваемое непосещение (день с данным видом непосещения при расчете месячной платы исключается из числа оплачиваемых дней).

Если табель заполняется сводно, в строке для ребенка указывается общее количество оплачиваемых и неоплачиваемых невыходов за месяц в целом в графах Н(о) и Н(н) соответственно.

В колонке Причины непосещения можно вызвать диалог редактирования текстовой информации для краткого описания причин пропуска посещений.

Для вида табеля По дням после заполнения всех реквизитов можно сформировать печатную форму табеля (рис. 9).

Рис. 9

4.3. Для начисления сумм родительской платы и дополнительных платных услуг, которые оказывает детское учреждение, и их отражения в учете предназначен документ Начисление родительской платы (рис. 10).

Расчеты по родительской плате в программе ведутся в разрезе направлений деятельности (справочник Направления деятельности). Значение направления деятельности, в рамках которого ведется расчет, задается в договоре, заключенном с родителями.

Вид оказываемых услуг (родительская плата, платные кружки), по которому производится начисление, устанавливается в шапке документа в реквизите Направление деятельности.

Услуга — реквизит, определяющий реализуемую услугу.

На закладке Корреспонденция счетов указываются счета дебета и кредита и их аналитика для отражения начислений в бухгалтерском учете.

В реквизите Счет дебета выбрать соответствующий субсчет учета расчетов за содержание детей 205.30 (205.80). Для данного примера — 205.31.

В реквизите Счет кредита — счет учета доходов — следует выбрать рабочий счет счета 401.10 и его аналитику.

В поле Вид документа можно выбрать вид первичного документа — основания операции, который будет печататься по умолчанию.

Рис. 10

4.4. Табличную часть Начисления (рис. 11) документа можно заполнить автоматически, выбрав в подменю Заполнить пункт Списком детей.

Если заполнен реквизит шапки Группа детского учреждения, табличная часть будет заполнена списком детей из данной группы детского учреждения. В противном случае в документ будет включен полный список детей учреждения.

Для автоматического расчета суммы начисления необходимо заполнить графу Ставка оплаты.

Если заполнен реквизит Группа детского учреждения в шапке документа, в графе Ставка оплаты по умолчанию устанавливается ставка, назначенная ребенку за посещение данной группы детского учреждения. Также можно рассчитать документ по любой произвольной ставке.

Рис. 11

4.5. После проведения документа можно просмотреть сформированные проводки (рис. 12) и распечатать:

  • Ведомость по расчетам с родителями (форма 327);
  • Акты об оказании услуг;
  • Счета-фактуры.

Рис. 12

<<- вернуться в начало статьи

5. Отчеты, формируемые на основании введенных данных

5.1. Для формирования ведомости по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях по форме, разработанной на основе ф. 327, предназначен отчет Ведомость по расчетам с родителями (рис. 13) меню Расчеты — Учет родительской платы.

Рис. 13

5.2. Для оперативного контроля над поступлением оплаты по выписанным квитанциям можно использовать Отчет по оплате квитанций (рис. 14) меню Расчеты — Учет родительской платы.

Рис. 14

<<- вернуться в начало статьи

2.5. Добровольные пожертвования имущества оформляются в обязательном порядке актом приема-передачи и ставятся на баланс учреждения в соответствии с действующим законодательством. Добровольные пожертвования недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Расходование добровольных пожертвований.

3.1. Добровольные пожертвования используются по назначению, обусловленному жертвователем. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется в соответствии с назначением имущества, которое должно быть направлено на обеспечение и выполнение уставной деятельности Школы, в целях образовательного процесса.

3.2. Добровольные пожертвования в виде денежных средств расходуются в соответствии со сметой расходов, утвержденной директором Школы (Приложение №1).

3.3. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя по решению суда.

3.4. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 3.3. настоящего порядка, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

3.5. Все имущество, приобретенное за счет добровольных пожертвований, находится у Школы в оперативном управлении и учитывается в балансе на отдельном счете.

4. Отчетность и контроль использования добровольных пожертвований.

4.1. Школа, в лице директора, представляет отчетность о расходовании добровольных пожертвований лицам, внесшим добровольные пожертвования, по их требованию.

4.2. Контроль расходования добровольных пожертвований родителей (законных представителей) осуществляет родительский комитет Школы.

4.3. Школа несет ответственность за использование добровольных пожертвований в соответствии с действующим законодательством РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Статьи расходов

1. Приобретение музыкальных инструментов и оборудования технического оснащения образовательного процесса.

2. Ремонт и настройка музыкальных инструментов, техническое обслуживание вычислительной техники, настройка программного обеспечения.

3. Обустройство интерьера образовательного учреждения.

4. Приобретение строительных материалов для обеспечения ремонта, оплата ремонта помещений.

5. Приобретение основных средств.

6. Приобретение материалов, предметов, инвентаря хозяйственного пользования и канцелярских товаров для текущих хозяйственных целей учреждения, товаров необходимых для соблюдения санитарно-гигиенических требований и требований пожарной безопасности.

7. Оплата филармонических концертов для детей.

8. Оплата курсов повышения квалификации сотрудников МБОУ ДОД «ДМШ».

9. Командировочные расходы (суточные, проживание, проезд, ГСМ).

10. Расходы на организацию и проведение мероприятий культурно-просветительского характера (питание детей, сувениры).

11. Расходы, связанные с участием в конкурсах и фестивалях различного уровня (питание детей, сувениры).

12. Расходы, связанные с приобретением материалов для занятий, наглядных пособий, справочной и методической литературы.

13. Оплата госпошлин, услуг связи, почтовых расходов.

14. Расходы по обслуживанию пожарно-охранной сигнализации, коммунальным услугам – при дефиците бюджетных средств.

15. Расходование добровольных пожертвований на иные цели допускается только с согласия жертвователя.

Запись детей в кружки и секции по новым правилам. Сертификаты и оплата

Уже третий год в нескольких регионах России продолжается эксперимент по внедрению новой системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Со следующего года система будет работать по всей стране. Для родителей будут изменения, причем вполне серьезные, и о них лучше узнать заранее.

Платные или бесплатные занятия?

Уже почти забыты советские времена, когда внешкольные занятия в кружках были бесплатными. К настоящему времени больше половины дополнительных занятий для детей стали платными – в 2019 году их количество оценивали в 62% от общего числа. Кстати, еще полтора года назад платными были только 54% услуг в сфере дополнительного образования для детей.

Платность таких занятий привела, в том числе, и к тому, что примерно каждый пятый школьник кроме занятий в самой школе не посещает больше ничего. Из их числа каждой третьей семье не хватает денег на дополнительное внешкольное образование.

Возможность чем-то занять ребенка после школы – это неплохо, к тому же кружки дают такие знания и навыки, которых дети не получают на школьных занятиях. Для многих именно посещение кружков и факультативов в дальнейшем влияет на выбор профессии и всю последующую карьеру.

Но выбор часто ограничен, потому что родители не готовы, что их ребенок будет посещать занятия в отдаленных районах. Именно это является основной причиной того, что все больше семей выбирают именно платные занятия. Как оказалось, только для 21% опрошенных семей полностью подходят бесплатные занятия.

В каждой школе есть факультативные занятия. Для них действуют 2 правила: они не могут быть обязательными, и среди них должны быть бесплатные.

Однако с цифрами не поспоришь, и бесплатные кружки проигрывают платным. Причин может быть несколько:

  • чтобы открыть бесплатный кружок, нужно набрать в него минимум 15 человек – тогда выделяемых из бюджета денег хватит на оплату всех расходов;
  • в 9-11 классах начинается активная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, родители не готовы рисковать и предпочитают платных репетиторов школьным факультативам;
  • в школе или в муниципальном центре детского творчества может не оказаться нужных преподавателей, и т.д.

Ситуация разная в разных городах. Например, в Москве и Подмосковье встречаются совершенно разные ситуации: кто-то рассказывает, что все занятия бесплатные и не берут даже символической оплаты, другие совмещают платные с бесплатными, а третьим приходится платить по несколько тысяч за каждый кружок в месяц. Цены называют примерно от 2 000 до 5 000 рублей в месяц.

Увы, Конституция не гарантирует бесплатного дополнительного образования. Поэтому никто не обязывает школу или город открывать кружки и в обязательном порядке делать их бесплатными.

Что такое сертификат дополнительного образования

Раньше деньги выделялись на кружок в целом – оплату труда педагога, расходные материалы и другие расходы. Потом был переход к подушевому финансированию, то есть, деньги выделялись на каждого ученика. Эту систему недавно модернизировали и ввели сертификаты.

Впервые о сертификатах начали говорить в 2016 году, когда в рамках Федеральной целевой программы развития образования провели конкурс и выбрали пилотные регионы для внедрения нововведений. Тогда участниками эксперимента стали несколько субъектов РФ, в том числе Тульская область, Татарстан, Пермский край, ХМАО-Югра и т.д. В последующие годы новая система появилась и в других регионах.

Сертификат нужен для подтверждения права у ребенка проходить дополнительное обучение за счет бюджета. Сам по себе сертификат не является чем-то ценным – это просто бумага, на которой есть специальный номер, который, в свою очередь внесен в специальный реестр вместе с данными на ребенка.

Сертификат может иметь 2 статуса:

  • сертификат учета: обязательный для всех, служит для того, чтобы государство отслеживало число кружков, которые посещает ребенок;
  • сертификат финансирования: если ребенок поступает в кружок на общеразвивающую программу, на сертификат поступают деньги, которые затем списываются на оплату кружка.

При этом часть занятий остаются бесплатными, это могут быть программы предпрофессиональной подготовки, программы в школах искусств, спортивных школах, или важные для региона программы. Их финансируют по старой схеме.

Естественно, большая часть «обычных» кружков попадает в группу, которая предполагает финансирование за счет сертификата. И среди них государство гарантирует оплату лишь одного кружка.

С одной стороны, это не понравится родителям вундеркиндов, которые посещают сразу несколько кружков и раньше теоретически везде могли попадать на бесплатные места. С другой, это гарантирует, что хотя бы один кружок будет бесплатным.

Раньше государство платило образовательным учреждениям за каждого обучающегося, исходя из норматива (то есть, норматив умножался на количество детей). Теперь будут платить за каждого конкретного ребенка, который принес свой сертификат.

Кажется, это одно и то же, но система изменилась. Раньше, если ребенок не мог попасть в бесплатный кружок, он оставался вообще без бесплатного дополнительного образования. Теперь он может пойти в любой кружок, который будет оплачен сертификатом.

По замыслу авторов идеи, это должно стимулировать у детей чувство ответственности, а также дать доступ к тем занятиям, которые раньше были только платными.

Сертификат работает в государственных, муниципальных и даже частных организациях. Главное, чтобы они имели лицензию и были подключены к этой системе.

Еще новая система снова делает возможной доплату родителями за кружки. Этой возможности не было с 2010 года, когда занятия поделили на исключительно платные и исключительно бесплатные.

Сумма по сертификату разная в разных городах. Например, в Московской области это примерно 12 тысяч рублей в год. Соответственно, если занятия в частном образовательном центре стоят дороже, родители могут доплатить недостающую сумму. Но если кружок относится к муниципальному образовательному учреждению, сертификат покроет все расходы.

Порядок получения и использования сертификата

Как можно было понять, новая система с сертификатами весьма прогрессивная. Предполагается, что в перспективе сертификат получит каждый ребенок в России в возрасте от 5 до 18 лет. Учитывая это, процедура получения должна быть простой и понятной.

Итак, получить сертификат можно в двух видах – бумажном и электронном. Большая часть регионов сейчас работает по бумажным документами, электронные доступны пока не по всей России. Оба вида сертификата выдаются один раз и действуют до достижения 18-летнего возраста ребенком.

Чтобы получить бумажный сертификат, нужно обратиться в управление образование своего города или в конкретное учебное заведение. Предоставить потребуется такие документы:

  • паспорт одного из родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого выдается сертификат;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • если есть необходимость – подтверждение того, что ребенок живет в данном муниципальном образовании.

Узнать, какое учреждение ближе, можно на «Портале персонифицированного дополнительного образования», адрес pfdo.ru. Правда, там почему-то отмечены не все регионы, где работает система.

Если в регионе работает система с электронными сертификатами, можно получить его. Для этого нужно на Портале выбрать свой регион, а на региональном сайте – пункт «регистрация». Дальше требуется ввести адрес электронной почты, на которую придет ссылка для дальнейшей регистрации.

После этого откроется доступ к заполнению заявки. В ней нет ничего сложного:

Сам по себе электронный сертификат – это номер в реестре. После его получения можно будет выбрать кружок прямо на Портале и сразу же подать заявление на вступление в него. Организация сама проверит данные о сертификате в реестре и подтвердит заявку.

Записаться в кружок, естественно, можно и с помощью бумажного сертификата. Подать его можно только в то учреждение, которое лицензировано и является участником системы. Сама программа обучения должна быть включена в общерегиональный навигатор.

После записи в кружок образовательная организация начнет получат за ребенка деньги из бюджета. Так как сумма ограничена, на весь год ее может не хватить, тогда после ее исчерпания родителям придется доплачивать.

Возможные проблемы и решения

Сразу после анонсирования новой системы к ней была одна серьезная претензия: государство отныне оплачивает только один кружок. Примерно 28% детей родители записывают на несколько курсов – для них бесплатным теперь будет только один.

Но это касается общеразвивающих общеобразовательных программ. Например, школы искусств и спортивные школы выведены из этой системы, и их нововведения не касаются. В регионах некоторые программы тоже могут финансироваться по-старому, и на них ограничение на 1 кружок не действует.

Система начнет работать полноценно с 2020 года во всех регионах России. Сейчас это около 20 регионов, и в них родители жаловались на технические сбои и другие проблемы. В настоящее время портал ПФДО работает без сбоев.

Но с 2020 года, когда сертификаты будут обязательными для всех детей, родители из большей части регионов России будут пытаться их оформить, и вполне возможно, что система не выдержит наплыва посетителей.

В первое время были случаи, когда новую систему пытались «обойти». Например, школы собирали у родителей сертификаты и оформляли их так, будто все дети ходят в разные секции (получая соответствующее финансирование). Потом порядок записи усложнили и такие случаи ушли в прошлое.

Другая возможная проблема – если номинал сертификата не покроет стоимости посещений кружка или секции. Но система построена так, что в каждом муниципальном образовании рассчитывают свою сумму по сертификату так, чтобы она полностью покрывала стоимость посещения кружков в муниципальных заведениях.

В частных центрах плата обычно выше, и там, возможно, придется доплачивать. Например, на одном из региональных сайтов ПФДО даже есть реклама:

То есть, частное учреждение предлагает записаться на курс английского языка всего за 1000 рублей в месяц. Соответственно, остальную стоимость будет покрывать сертификат.

Но здесь есть другая проблема, частным учреждениям сложно присоединиться к системе: для них выделяется мало мест и многие просто не успевают подать заявку.

В целом, новая система неидеальна, но по словам ее авторов, изменения были необходимы. Более того, по факту ограничения в 1 секцию или кружок на 1 ребенка не будет: многие учреждения продолжат работать по старой схеме.

Бесплатное дополнительное образование существует

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нынешнее поколение родителей рассуждает с позиций победившего капитализма. Их точка зрения понятна: «Ничего хорошего забесплатно не получишь». Однако, так ли всё плохо обстоит с дополнительным образованием детей? Или это очередное заблуждение?

Мифы нашей области

«Каждая область имеет свои мифы, и миф нашей области – что бесплатного дополнительного образования не существует. Это абсолютно не так. Во всех районах города до сих пор работают дворцы и дома детского и юношеского творчества, и во всех этих организациях большая часть кружков – бесплатная. Безусловно, можно найти организации, которые предлагают платные услуги, но государственные учреждения дополнительного образования достаточно многочисленны. Скажем, в городском дворце творчества юных занимается более 15000 детей, и из них на платной основе меньше четверти» — утверждает Артур Ляндзберг, директор детского эколого-биологического центра «Крестовский остров».

Как заплачено…

По данным статистики, в России насчитывается около 9000 учреждений дополнительного образования детей, и в них занимается более полутора миллионов детей. Около сотни таких организаций работает в Петербурге.

Тем не менее, многие родители предпочитают отдавать детей в коммерческие секции и кружки. «Мне так психологически проще, — призналась Анна Якушева, мама 11-летнего Ярослава, — потому что мне не одолжение делают, что берут сына в бюджетную группу, а я сама решаю, к какому педагогу он будет ходить, по каким дням. И могу требовать с него исполнения условий контракта. Помещения обычно лучше оборудованы, охрана есть, инвентарь новый и современный. Еще в коммерческих занятиях я точно знаю, на какую сумму рассчитывать в месяц, там нет бесконечных взносов, не нужно искать и покупать расходные материалы или скидываться на что-то».

«Вы что, сектанты?»

«Мы полгода не могли набрать детей на одну группу! Оказывается, не так-то это просто, особенно если секция бесплатная, следовательно, нет крупных средств на рекламу. — делится инструктор рукопашного боя Вадим Поляков. — Кроме того, не один раз мы сталкивались с отношением типа: «Бесплатная секция? Вы что, сектанты? В чем подвох?» Товарно-денежные отношения как-то быстро успели укорениться в мозгах».

Город выделяет средства из бюджета на финансирование дополнительного образования. Благодаря этим деньгам кружки, секции и клубы есть в каждом районе. Это факт. Другой факт — этих денег мало. И если нет спонсоров, то учреждению просто неоткуда взять дорогостоящее оборудование, закупить необходимое снаряжение или организовать летний лагерь. Следовательно, выход один — просить о помощи родителей. И родители, в целом, с пониманием относятся к таким взносам, справедливо считая их платой за «бесплатное» образование.

Чистые руки, горячая голова

Правда, и здесь не обошлось без подводных камней и двойной бухгалтерии. Бюджетным кружкам законом строжайше запрещено брать деньги. Руки педагогов должны оставаться незапятнанными презренным металлом. Требование понятное: большинству учителей неприятно и унизительно обращаться к родителям с просьбой купить фломастеры или скакалки. Но работающей альтернативной системы привлечения средств взамен создано не было. «Сделать это официально и провести в виде пожертвований, разумеется, можно, но потом мы вынуждены проводить все это через систему тендеров, и в результате через длительное время покупать неизвестно у кого неизвестно что, — сетует Ляндзберг. — Например, на летнюю экспедицию этого года комитет предложил закупать все продукты по тендеру в Петербурге, и везти все эти продукты куда-нибудь на Урал, включая, к примеру, хлеб и помидоры. Да еще заключать договор с баней где-то на месте, потому что наличные деньги на это руководителю давать запрещено. То есть система этих госзакупок абсолютно не стыкуется с реальностью».

Охота на родителей

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году, введенный законом РФ «Об образовании». До этого все пользовались словосочетанием внешкольное образование, которое действительно было отделено от школы задачами и методами. Но с 90-х годов начинается процесс интеграции школы и секций. По мнению многих педагогов, это необходимое и единственно верное решение. Роль дополнительного воспитания растет, так как становится очевидно, что обычная школьная система не справляется со своими задачами, а в совокупности они могли бы решить проблему комплексного воспитания человека.

«Советуем бесплатным детским образовательным учреждениям действовать через родителей: в первую очередь надо заманивать их, а не детей. И важно иметь какую-нибудь государственную поддержку, пусть даже фиктивную, просто бумажку от какого-нибудь комитета или администрации. Несмотря ни на что, советские пережитки вроде доверия к круглым печатям и официальным названиям в нас еще сильны», — отметила Людмила Воронихина, администратор детско-юношеского клуба.

На два фронта

Тем не менее, стремление решить проблему без особых материальных и интеллектуальных вложений видится ошибочным. Дополнительное образование при школе не может удовлетворять потребностям ребенка ни в плане научно-технической оснащенности, ни в плане подготовки преподавателей. Для этого нужны специализированные организации, центры, а на базе школы это сделать нельзя. В большинстве школьных кружков и секций работают сами школьные педагоги, компенсируя тем самым низкую зарплату. Работать на два фронта чрезвычайно сложно, а введение в вузах специальности «педагог дополнительного образования» еще не дало своих результатов.

Несмотря на все трудности, интерес к секциям, кружкам и клубам у детей остается высоким. В младших классах многое зависит от родителей, а старшеклассники уже сами подыскивают себе дополнительные формы досуга, желая более глубокого или гармоничного развития, которое не дает им ни школа, ни круг общения. Так и получается, что для многих ребят именно педагог кружка или тренер секции становится на долгие годы самым авторитетным взрослым.

В дошкольных образовательных учреждениях и школах-интернатах согласно действующему законодательству с родителей взимается родительская плата за содержание детей. При этом в них могут оказываться платные дополнительные образовательные и иные услуги, которые родители оплачивают дополнительно. Взимается плата с родителей и в учреждениях дополнительного образования (платные кружки, секции и др.), и в общеобразовательных учреждениях (за платные дополнительные образовательные услуги и питание учащихся). При этом многие руководители учреждений образования, несмотря на изменения в законодательстве, по-прежнему считают, что их учреждения не должны платить налоги, так как это целевые средства. Кроме того, бытует мнение, что такая деятельность образовательного учреждения не является предпринимательской.

Рассмотрим правовой статус родительской платы и платных услуг образовательных учреждений согласно нормам действующего законодательства, порядок их налогообложения и отражения в бухгалтерском учете.

Правовой статус родительской платы в образовательных учреждениях

До 1 января 2005 г. в ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) присутствовали нормы, согласно которым можно было говорить об особом характере родительской платы и дополнительных платных образовательных услуг, не рассматриваемые при определенных условиях в качестве предпринимательской деятельности. В силу этой статьи доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) должен был реинвестироваться в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. В этом случае деятельность образовательного учреждения не относилась к предпринимательской.

Кроме того, ст. 47 Закона N 3266-1 устанавливала аналогичные нормы в отношении практически любой деятельности, осуществляемой образовательным учреждением: деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Пунктом 3 ст. 40 Закона N 3266-1 образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм гарантировалось освобождение от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом.

В результате родительская плата считалась целевыми средствами. Ни с нее, ни с доходов от дополнительных платных и иных услуг налоги образовательное учреждение не уплачивало. Понимание родительской платы как целевых средств было закреплено также в Инструкции N 107н <1>, в которой даже существовал специальный субсчет 272 «Средства родителей на содержание детского учреждения».

<1> Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н.

После внесения изменений в Закон N 3266-1 с 1 января 2005 г. Законом N 122-ФЗ <2> возможности отнесения родительской платы и доходов от платных образовательных услуг к непредпринимательской деятельности больше нет, все специальные налоговые льготы в этой части полностью отменены. Кроме того, нормы налогового законодательства (о них пойдет речь ниже) не позволяют избежать налогообложения таких доходов.

<2> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации».

С точки зрения действующего законодательства родительская плата относится к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Ситуация усугубляется еще и тем, что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (включая родительскую плату) относятся к неналоговым доходам бюджета согласно п. 1 ст. 41 БК РФ. При этом доходами бюджета они становятся лишь после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. Кроме того, п. 2 ст. 42 БК РФ устанавливает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В то же время должна формироваться единая смета доходов и расходов, включающая как бюджетное финансирование (по нормативам финансирования), так и родительскую плату в доходной части. В расходной части сметы все доходы образовательного учреждения должны быть распределены по статьям расходов согласно действующей экономической классификации расходов (ЭКР) бюджета.

Особенности взимания родительской платы в различных образовательных учреждениях

Наиболее распространенной является родительская плата в детских дошкольных учреждениях. Ежемесячная плата за содержание в них детей определяется согласно ставкам оплаты, утвержденным органами местного самоуправления (органами государственной власти в Москве и Санкт-Петербурге).

При этом особое внимание нужно обратить на то, что при установлении размеров родительской платы органы власти должны соблюдать ограничение в 20% от размеров затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Такое ограничение было определено Постановлением ВС РФ <3>. Оно было отменено с 1 января 2005 г. Законом N 122-ФЗ.

Однако в Постановлении КС РФ N 5-П <4> было указано на обязанность органов местного самоуправления сохранить сложившиеся по состоянию на 31 декабря 2004 г. пропорции в распределении расходов на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях между родителями и муниципальными образованиями, определенные федеральными нормами, действовавшими до 1 января 2005 г., а также объем бюджетного финансирования по реализации этих норм по состоянию на 31 декабря 2004 г.

<3> Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений».
<4> Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой Главы города Твери и Тверской Городской думы».

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) также взимается плата. При этом в определенных случаях родители (законные представители) могут быть полностью или частично освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате.

Плата родителей за питание может вноситься в общеобразовательное учреждение либо (если столовая не является структурным подразделением учреждения) предприятию общественного питания. В последнем случае не возникает сомнений в том, что это доходы от предпринимательской деятельности.

Родители, дети которых учатся в образовательных учреждениях, при желании могут также оплачивать дополнительные платные образовательные и иные услуги. В соответствии с Законом N 3266-1 учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги вне рамок соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями вместо или в рамках основной образовательной деятельности (основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

При оказании платных образовательных услуг должны соблюдаться Правила оказания платных образовательных услуг <5>. При этом необходимо заключить договор между образовательным учреждением и заказчиком (родителем, законным представителем несовершеннолетнего) и, в случае достижения учащимся возраста 14 лет, с ним как потребителем. Примерная форма такого договора для общеобразовательных учреждений утверждена Приказом Минобразования России N 2994 <6>.

<5> Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
<6> Приказ Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».

Следует различать родительскую плату и различные сборы денежных средств с обучающихся и их родителей (законных представителей) в связи с недостаточным бюджетным финансированием — на хозяйственные нужды, проведение ремонтов, доплаты обслуживающему персоналу. Такие сборы должны осуществляться исключительно на добровольных началах. Оформлять их целесообразно в виде пожертвований образовательному учреждению.

Налогообложение родительской платы

В п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 в целях обеспечения единообразных подходов к применению части первой Налогового кодекса арбитражным судам было разъяснено, что в силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно п. 1 ст. 1 НК РФ состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, после введения соответствующих глав в часть вторую НК РФ и изменения Закона N 3266-1 родительская плата в образовательных учреждениях подлежит налогообложению на общих основаниях, и шансы получить какие-либо льготы в судебном порядке нереальны.

В то же время, несмотря на отнесение родительской платы к доходам от предпринимательской деятельности, при правильном осуществлении расходов и грамотном ведении налогового учета с использованием всех возможностей налогового законодательства можно не уплачивать налоги с родительской платы.

Вопросы об обложении НДС решаются с использованием льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ <7>. Но налог на прибыль при определенных условиях уплатить с родительской платы необходимо, так как специальные льготы для образовательных учреждений по этому налогу не установлены. Налог на прибыль определяется путем умножения на 24% суммы полученной прибыли, которая, в свою очередь, определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ и связанных с полученными доходами.

<7> Подробнее о льготах по НДС для учреждений образования читайте в статье Л. Максимовой «Налоговый кодекс: два вида освобождения от НДС».

Напомним, что в соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В НК РФ содержится перечень доходов, подлежащих налогообложению, который не является исчерпывающим, при этом в нем имеется небольшой закрытый перечень поступлений, не учитываемых при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Все другие поступления, не входящие в этот перечень, должны включаться в налогооблагаемую базу.

В составе налогооблагаемой базы не учитываются определенные доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Среди них доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К таким доходам относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К сожалению, признать родительскую плату целевыми поступлениями в целях налогообложения невозможно, так как говорить о безвозмездности в случае фактического оказания возмездных услуг ребенку и наличия родителя (законного представителя), их оплачивающего, нельзя.

Обратите внимание: пожертвования образовательному учреждению не подлежат обложению налогом на прибыль на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Расходами в соответствии со ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом они не должны упоминаться в перечне расходов, не учитываемых в целях налогообложения в ст. 270 НК РФ.

При исчислении налога на прибыль образовательным учреждениям также надо учитывать ст. 321.1 НК РФ, устанавливающую особенности налогового учета бюджетными учреждениями.

Таким образом, если расходы за счет родительской платы осуществляются своевременно (на конец отчетного и налогового периодов размер расходов должен совпадать с размером доходов, для того чтобы сумма определяемой прибыли равнялась нулю) и при этом за счет родительской платы не приобретается оборудование или не производятся другие расходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, то этот налог платить образовательному учреждению не нужно, так как при расчете он будет равен нулю.

Обратите особое внимание на то, что даже при отсутствии налогооблагаемой прибыли каждое образовательное учреждение в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязано представлять в установленные сроки налоговые декларации по налогу на прибыль. За непредставление отчетности даже при отсутствии объекта налогообложения может быть наложен штраф в размере 100 руб. за каждую форму отчетности по ст. 119 НК РФ.

В то же время, по мнению автора, исходя из некоторых норм бюджетного законодательства у образовательных учреждений может и не образовываться объекта налогообложения по налогу на прибыль. Это связано с казначейской системой исполнения бюджета, когда доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательных учреждений поступают непосредственно на доходные счета бюджета ОФК и затем возвращаются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования образовательному учреждению. В этом случае объекта налогообложения, как минимум, налогом на прибыль возникать не должно. Согласно ст. 40 БК РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

В системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений, установленной Инструкцией N 107н речь шла о средствах учреждения, находящихся на счетах ОФК, поэтому можно было определить объект налогообложения. Согласно Инструкции N 25н <8> при казначейском исполнении бюджета доходы, получаемые от оказания бюджетным учреждением платных услуг, отражаются как изменение задолженности данного учреждения по перечислению в бюджет неналоговых доходов. Поэтому согласно новой системе бюджетного учета объект налогообложения при получении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетным учреждением возникает лишь при «работе» через счета, открытые непосредственно учреждению в банках и кредитных организациях. Однако арбитражная практика по данному вопросу пока отсутствует.

<8> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Бухгалтерский учет родительской платы

Родительская плата отражается в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам. При этом следует помнить, что доходы от реализуемых образовательным учреждением товаров, работ, оказываемых услуг отражаются по методу начисления — в момент возникновения задолженности потребителей или заказчиков, а не в момент поступления сумм оплаты на расчетный счет учреждения в банке или лицевой счет в ОФК.

В случае задержки поступления родительской платы по итогам квартала может возникнуть прибыль в виде начисленных, но не поступивших доходов. Для исключения такой ситуации необходимо осуществлять расходы в большем размере, чем позволяют имеющиеся в наличии средства. Например, продукты питания могут быть взяты на условиях оплаты авансом с отсрочкой платежа. При наличии кредиторской задолженности перед поставщиками и использовании поступивших продуктов и материалов на питание на другие цели, на которые может расходоваться родительская плата, налог на прибыль платить не нужно.

Для учета расчетов по начислению и поступлению доходов от платных услуг (родительской платы) в Инструкции N 25н предусмотрен счет 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». В то же время в некоторых случаях родительская плата отражается на счете 205 10 000 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам». Как следует из Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету <9>, на этом счете отражаются расчеты по специальным видам платежей, ранее учитываемых на счете 172, расчеты за содержание воспитанников в школах-интернатах и расчеты с работниками за форменную одежду. Остальные расчеты по родительской плате должны отражаться по счету 205 03 660. Хотя названные Методические рекомендации и утратили силу в связи с изданием Инструкции N 25н, отменившей Инструкцию по бюджетному учету N 70н <10>, иных официальных разъяснений и рекомендаций Минфин не давал. По мнению автора, относить по разным счетам родительскую плату в дошкольных учреждениях и школах-интернатах безосновательно.

<9> Приказ Минфина России от 24.02.2005 N 26н «Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н».
<10> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

В дошкольных образовательных учреждениях начисление родительской платы производится в соответствии с табелем учета посещаемости детей (форма по ОКУД 0504608) за месяц по каждой группе в последний рабочий день текущего месяца исходя из календарного графика работы детского дошкольного учреждения и установленных ставок оплаты. Начисленные доходы, поступающие от родителей и направляемые в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, учитываются в составе средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Начисление доходов

Начисление родительской платы оформляется следующей проводкой:

Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Эта же проводка делается и при начислении платы за дополнительные платные услуги (кружки, секции, студии и т.д.), причем не только в детских садах, но и в других образовательных учреждениях. Аналогично осуществляется и начисление платы за питание детей в интернатах при школах — на основании списков групп, подписанных воспитателем и директором школы.

На суммы начисленной платы за фактические дни пребывания воспитанника в школе-интернате делается следующая запись:

Дебет счета 1 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 1 401 01 180 «Прочие доходы».

Поступление доходов

Поступление родительской платы оформляется различными проводками в зависимости от способа оплаты — наличным или безналичным путем.

Чаще всего плата вносится родителями на лицевые счета учреждения, открытые в ОФК через Сбербанк России, путем оформления Извещения-квитанции N ПД-4 (форма 0308004) или на расчетный счет дошкольного учреждения в РКЦ. При оплате безналичным путем через банковские учреждения составляется следующая проводка:

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Прием родительской платы дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) может осуществляться через кассу или, при отсутствии в штате должности кассира, через лиц, назначенных приказом руководителя учреждения (с ними в обязательном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности). Родителям при этом выдаются квитанции об уплате — бланк строгой отчетности N 10 по ОКУД (форма 0504510). Принятые уполномоченными лицами суммы должны ежедневно сдаваться на счет учреждения, при этом до поступления платы на текущие счета, открытые в кредитных организациях или ОФК, их расходование допустимо только при наличии соответствующего разрешения банка и только в установленных им пределах.

При оплате наличными в кассу ДОУ производится следующая проводка:

Дебет счета 2 201 04 510 «Поступления в кассу»

Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Сдача денежных средств в банк оформляется следующей проводкой:

Дебет счета 2 201 015 10 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 201 04 610 «Выбытия из кассы».

Взнос наличных денег на лицевые счета в ОФК и их последующее зачисление на лицевой счет образовательного учреждения отражается в учете следующим образом:

Дебет счета 2 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

Кредит счета 2 201 04 610 «Выбытия из кассы»

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 210 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

Поступление родительской платы в школах-интернатах отражается следующим образом:

Если средства поступают в кассу учреждения:

Дебет счета 1 201 04 510 «Поступления в кассу»

Кредит счета 1 205 10 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Сдача средств из кассы и зачисление на лицевой счет в ОФК оформляются такими проводками:

Дебет счета 1 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

Кредит счета 1 201 04 610 «Выбытия из кассы»

Дебет счета 1 210 02 180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам»

Кредит счета 1 210 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

Поступление платы в доход бюджета при казначейском обслуживании отражается в учете таким образом:

Дебет счета 1 210 02 180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам»

Кредит счета 1 205 10 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Возврат излишне начисленных сумм

Возврат излишне начисленных сумм платы может быть произведен родителям (законным представителям) на основании их письменных заявлений и распоряжения руководителя учреждения. Заявление и распоряжение руководителя образовательного учреждения сдаются в бухгалтерию вместе с очередным табелем учета посещаемости детей.

Возврат может быть производен через кассу, перечислением на счет в банке или почтовым переводом. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 2 201 04 610 «Выбытия из кассы» (если производится выплата из кассы) или Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов» (если возврат средств осуществляется перечислением).

Следующая проводка делается методом красного сторно:

Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

При отчислении воспитанника из школы-интерната по болезни, вследствие перемены места жительства или по другим причинам внесенная родительская плата подлежит возврату за соответствующее число дней данного месяца. Возврат излишне внесенных сумм на содержание воспитанников в интернатах производится на основании заявления родителей (законных представителей).

Возврат денежных средств в этом случае оформляется следующими проводками:

Дебет счета 1 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 1 201 04 610 «Выбытия из кассы» (если выплата произведена из кассы) или Кредит счета 1 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов» (если возврат производится перечислением).

Следующая проводка делается методом красного сторно:

Дебет счета 1 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 1 401 01 180 «Прочие доходы».

Начисление расходов

Расходы, произведенные в соответствии со сметами доходов и расходов за счет средств родителей в течение года, учитываются на счете 2 106 04 340 «Увеличение стоимости готовой продукции (работ, услуг)».

Перечень расходов, осуществляемых за счет родительской платы, может быть ограничен решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, которым подведомственны образовательные учреждения.

Так, например, в Нижнем Новгороде согласно Распоряжению Администрации г. Н. Новгорода «Об использовании родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» <11> был установлен следующий порядок использования родительской платы за содержание детей в муниципальных ДОУ:

  • сумму средств, полученную от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, направлять на оплату продуктов питания, в том числе на оплату продуктов питания для детей, родители которых имеют льготу по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях, установленную соответствующим нормативным документом;
  • сумму средств, полученную за содержание детей в дошкольных учреждениях, дополнительно к средствам, запланированным в бюджете, или оставшуюся после оплаты всех расходов, необходимых на питание всех детей, направлять на оплату мелкого ремонта оборудования, хозяйственных нужд и медикаментов.

<11> Распоряжение Администрации г. Н. Новгорода от 14.03.2005 N 679-Р «Об использовании родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях».

Учет фактических расходов осуществляется по кодам экономической ЭКР в Многографной карточке (форма N 0511807).

Фактические расходы списываются на счет финансовых результатов ежемесячно по дате признания доходов и расходов следующей проводкой:

Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»

Кредит счета 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции (работ, услуг)».

А.Вифлеемский

К. э. н.,

директор Центра экономики образования

Н. Новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *