Путевой лист сроком на месяц

Содержание

Какой срок действия путевого листа?

По общему правилу организация, использующая автомобиль должна составлять путевой лист. Срок действия этого документа в 2020 году сокращен. Можно ли составлять путевой лист на день, рейс или на целый месяц? На сколько составляют путевой лист по новым правилам? Давайте разбираться.

Также см.

Правило для всех

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, должны оформлять путевые листы. Для этих целей руководителем компании назначается ответственное лицо.

Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд. Главный критерий – наличие пассажиров или груза.

Составлением путевых листов решается ряд задач. Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять.

Во-вторых, путевой лист – первичный документ, подтверждающий экономическую обоснованность расходов компании на автомобиль (зарплата водителя, ГСМ и т.д.).

Срок оформления

В 2020 году года действуют важные правила составления путевых листов. Если до 2019 года этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то с 2019 года это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2019 года.

По новым правилам путевой лист должен оформляться (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

  • перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
  • перед началом первого рейса, если рейс короче смены или рабочего дня, и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Таким образом, срок действия путевого листа легкового автомобиля не может быть больше продолжительности рейса или рабочего дня водителя. Аналогичное правило действует и для грузовиков.

Также см. “Путевой лист на двух водителей“.

Путевой лист на месяц: можно оформлять?

Путевой лист может быть оформлен на срок более одного дня, но не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Минтранс в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ разъяснил, что путевой лист можно оформить одним из способов:

  1. Выписать новый путевой лист.
  2. Проставить в ранее оформленном путевом листе обязательные реквизиты:
  • показания одометра;
  • даты и время очередных выезда и заезда транспортного средства;
  • даты проведения контроля его технического состояния и медицинских осмотров.

При этом все остальные реквизиты должны быть неизменными.

Из этих разъяснений следует, что путевые листы даже на однодневные рейсы можно оформлять на срок, превышающий один день. Главное – проставлять в них показания одометра, сведения о выезде и заезде, отметки о медосмотре и контроле технического состояния перед каждым рейсом и после возвращения из него.

Таким образом, приходим к выводу:

Путевой лист можно выписать на день, месяц или несколько дней. В путевом листе сроком больше чем на день проставляйте по каждой поездке ее дату и время, показания одометра, отметки о медосмотре и техническом состоянии автомобиля (Письмо Минтранса от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Путевой лист на месяц (образец 2020) – скачать можно здесь

Путевой лист на один день

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С какой периодичностью нужно оформлять путевые листы легкового автомобиля, используемого директором организации

ИА ГАРАНТ

Организация не является автотранспортной. Какова периодичность оформления путевых листов легкового автомобиля, используемого директором организации, которые ранее выписывались один раз в месяц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

Неправильное заполнение путевых листов может послужить причиной привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Обоснование вывода:

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ). Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство.

Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись. При этом порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2017 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17). Кроме того, небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2017 приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 476.

Для остальных (нетранспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). Таким образом, организация (не являющаяся транспортной) имеет право самостоятельно разработать и утвердить форму путевых листов. При этом в утвержденной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ и Приказом N 152.

Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее — Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам путевой лист должен быть составлен:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или

  • до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Ранее п. 10 Приказа N 152 звучал так: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».

Что касается возможности составления путевого листа в целом на месяц при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов по этому поводу всегда носили противоречивый и изменчивый характер.

С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16.

С другой стороны, высказывалась позиция, что путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.

К сожалению, официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.

Исходя из формулировок Приказа N 467 полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня.

В случае, приведенном в вопросе (когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов), путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Путевой лист;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Вопрос: Организация — казенное учреждение системы МВД эксплуатирует более тысячи единиц транспортных средств. В казенном учреждении (далее — учреждение) автомобили выезжают ежедневно на суточное дежурство или несколько раз в день. С учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 1 марта 2019 г.) сохранилась ли возможность ведения месячных путевых листов? Или надо переходить на ежедневные путевые листы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.);

— Вопрос: Изменились правила составления путевого листа. В организации имеются как грузовые, так и легковые автомобили. Значит ли это то, что теперь необходимо заводить путевой лист на каждый день (в течение дня водитель производит 1-4 рейса)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

С 1 марта 2019 года действуют изменения, внесенные Приказом Минтранса России от 21.12.2018 № 467 в Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12414) (далее — Приказ № 152). Сегодня разберемся, как оформлять путевые листы «по-новому», а также коснемся правил оформления путевых листов, оставшихся без изменений.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — закон № 196-ФЗ) прямо не предусмотрена обязанность оформления путевых листов. Однако, в силу пункта 2 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также перемещение лиц (кроме водителя) и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 (далее — Правила), и проводить (согласно установленному перечню) мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Пунктом 29 Правил установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

Документом, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, является путевой лист (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон № 259-ФЗ)).

Статьей 6 Закона № 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше При этом, напомним, что Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 09.03.2017 № 309-КГ17-1326 еще раз указал: если лицо осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона № 196-ФЗ. Рекомендуем воспользоваться унифицированной формой, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» либо самостоятельно разработать соответствующую форму, которая должна содержать обязательные реквизиты.

Требования к обязательным реквизитам путевого листа выглядят следующим образом:

  • наименование и номер путевого листа — указывается тип транспортного средства (путевой лист легкового автомобиля, например), номер указывает в заголовочной части в хронологическом порядке;
  • сведения о сроке действия путевого листа — дата (число, месяц, год), на которую путевой лист может быть использован, в случае оформления более чем на 1 день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
  • сведения о собственнике/владельце транспортного средства — организационно-правовая форма, наименование, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
  • сведения о транспортном средстве:
  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства и прицепа,
  • государственный регистрационный знак транспортного средства и прицепа,
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного ТС по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку. С 1 марта 2019 года можно не заверять штампами показания одометра, достаточно подписи ответственных лиц,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства. Проводить техконтроль должен контролер, соответствующий Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Однако, не обязательно иметь в штате такого контролера. Указанную функцию можно возложить либо на стороннюю организацию, либо на водителя в порядке совмещения;
  • сведения и водителе:
  • фамилия, имя, отчество водителя,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Организация может разработать форму данного журнала самостоятельно либо воспользоваться типовой межотраслевой формой 8 «Журнал учета движения путевых листов», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Оформленные путевые листы организация должна хранить как минимум пять лет. Следует уделить внимание новым положениям о периодичности оформления путевого листа.

Предварительно отметим, что в законодательстве не дано определение рейса. Но обычно под рейсом понимают промежуток времени, начиная с выезда транспортного средства с места постоянной парковки, и до его возвращения обратно.

В предыдущей редакции Приказа № 152 оформление путевого листа было возможно на один день или срок, не превышающий одного месяца. По новым правилам путевой лист нужно оформлять:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Следовательно:

  • если водитель поехал в один рейс, но на 2 дня, то его рейс составляет 2 дня и выдается 1 путевой лист;
  • если водитель развозит продукцию по нескольким точкам и на место постоянной парковки не возвращается, то у него получается в течение одного дня один рейс и требуется только один путевой лист;
  • если водитель развозит продукцию по нескольким точкам и на место постоянной парковки возвращается, то у него получается в течение одного дня несколько рейсов, но в течение одной рабочей смены и будет возможным оформление одного путевого листа;
  • если в течение срока действия путевого листа одно транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то на него может оформляться несколько путевых листов, отдельно на каждого водителя.

Предрейсовый (предсменный) осмотр

Также, с 21 декабря 2018 года вступили в силу изменения в статью 20 Закона № 196-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Начиная с указанной даты, учреждения, использующие для собственных нужд автобусы и грузовики, обязаны проводить предрейсовый и предсменный контроль состояния данных транспортных средств, порядок проведения которых регламентируется Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пункт 16.1 Приказа № 152).

Указанные данные о прохождении предрейсового осмотра заверяются подписью лица, проводившего соответствующий осмотр. В предыдущей редакции правил оформления путевых листов отметка о проведении медосмотра заверялась еще и штампом. Однако, в отсутствие такого указания имеются определенные противоречия в нормативных актах, так как пунктами 16 и 17 Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» до сих предусмотрено, что по результатам предрейсового, послерейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп, например: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Поэтому, до внесения соответствующих изменений в приведенный нормативный акт для предотвращения спорных ситуация советуем проставлять такой штамп.

Таким образом, заполнение путевых листов с учетом внесенных изменений не является затруднительным, однако, необходимо учитывать обязательные реквизиты и периодичность оформления путевых листов.

Что изменилось в путевых листах с 1 марта 2019 г.?

Кто должен оформлять путевой лист

С 1 марта 2019 года заполнять путевой лист надо с учетом новых требований. Минтранс внес три изменения в правила заполнения путевых листов.

Оформлять путевые листы должны организации всех форм собственности, которые эксплуатируют транспортные средства для перевозки пассажиров и грузов. Аналогичные требования действуют для индивидуальных предпринимателей.

Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж. Все это следует из пункта 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. Не важно, занимается организация или ИП коммерческими перевозками или эксплуатирует транспорт для собственных нужд (определение Верховного суда от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).

Путевой лист подтверждает маршрут следования машины, что автомобиль технически исправен, а водитель может им управлять, так как прошел медицинский осмотр. Отметки о техническом состоянии и медосмотре в путевых листах проверяют представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора.

Путевой лист также первичный документ для учета работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257). Документ необходим, чтобы подтвердить экономическую обоснованность аренды или лизинга автомобиля, а также расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля. К таким расходам относят:

  • зарплату водителю и надбавки за разъездной характер работы;
  • стоимость ГСМ;
  • стоимость парковки.

Организация может оплачивать расходы на ГСМ, запчасти, парковку собственных машин, арендованных или личных автомобилей сотрудников. Если для работы требуется личная машина работника, то ему организация будет начислять специальную компенсацию. Обоснованность расходов также может обосновать путевой лист.

Ситуация: кто оформляет путевой лист, если автомобиль в аренде – с экипажем или без

Кто будет составлять путевой лист, зависит от того, какой договор аренды заключили стороны.

Аренда без экипажа. Арендатор фактически эксплуатирует арендованный транспорт, поэтому он составляет путевой лист. По договору аренды без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование. При этом арендодатель не оказывает услуги по управлению транспортом (ст. 642 ГК). Если договором аренды не предусмотрено иное, арендатор несет расходы на ГСМ (ст. 646 ГК).

Аренда с экипажем. Порядок оформления путевых листов стороны договора должны определить в договоре аренды. Если стороны договора аренды согласуют, что путевые листы оформляет арендодатель, то арендатору нужны их копии, чтобы подтвердить расходы на оплату услуг аренды.

При аренде с экипажем арендодатель, во-первых, предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование. А во-вторых, оказывает своими силами услуги по управлению автотранспортом. Это следует из статьи 632 ГК.

Кто будет составлять путевой лист, зависит от того, какой договор аренды заключили стороны.

Аренда без экипажа. Арендатор фактически эксплуатирует арендованный транспорт, поэтому он составляет путевой лист. По договору аренды без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование. При этом арендодатель не оказывает услуги по управлению транспортом (ст. 642 ГК). Если договором аренды не предусмотрено иное, арендатор несет расходы на ГСМ (ст. 646 ГК).

Аренда с экипажем. Порядок оформления путевых листов стороны договора должны определить в договоре аренды. Если стороны договора аренды согласуют, что путевые листы оформляет арендодатель, то арендатору нужны их копии, чтобы подтвердить расходы на оплату услуг аренды.

При аренде с экипажем арендодатель, во-первых, предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование. А во-вторых, оказывает своими силами услуги по управлению автотранспортом. Это следует из статьи 632 ГК.

Когда и на какой срок составлять путевой лист

С 1 марта нельзя оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены. По новым правилам путевой лист оформляйте:
– перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
– перед началом первого рейса, если рейс короче смены или дня и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Об этом – в пункте 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Ситуация: нужен ли путевой лист, если руководитель использует автомобиль организации в служебных целях и лично им управляет

Путевой лист нужен, если транспортное средство, которым управляет руководитель, он использует для перевозки пассажиров, грузов или багажа.

Оформлять путевой лист нужно, если руководитель управляет автомобилем в служебных целях и на этом автомобиле перевозит грузы или других лиц, кроме себя. Например, своих сотрудников. Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж, в том числе для собственных нужд организации (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом под пассажирами понимают лиц, кроме водителя, которые находятся в транспортном средстве, а также лиц, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет перевозок пассажиров и грузов, законодательством не предусмотрена. Такую позицию поддерживают суды (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № А03-4759/2015, решение Омского областного суда от 09.02.2016 № 77-80/2016). Но отсутствие путевого листа может вызвать споры, поэтому его безопаснее всегда оформлять, если используете транспорт в служебных целях.

Путевой лист нужен, если транспортное средство, которым управляет руководитель, он использует для перевозки пассажиров, грузов или багажа.

Оформлять путевой лист нужно, если руководитель управляет автомобилем в служебных целях и на этом автомобиле перевозит грузы или других лиц, кроме себя. Например, своих сотрудников. Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж, в том числе для собственных нужд организации (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом под пассажирами понимают лиц, кроме водителя, которые находятся в транспортном средстве, а также лиц, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет перевозок пассажиров и грузов, законодательством не предусмотрена. Такую позицию поддерживают суды (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № А03-4759/2015, решение Омского областного суда от 09.02.2016 № 77-80/2016). Но отсутствие путевого листа может вызвать споры, поэтому его безопаснее всегда оформлять, если используете транспорт в служебных целях.

Ситуация: нужно ли оформлять путевой лист на личные автомобили, которые используют в служебных целях

Путевой лист не нужен, если работник не перевозит пассажиров и грузы для нужд организации.

Путевые листы нужно оформлять, если организация или ИП использует транспорт в коммерческих перевозках или в перевозках пассажиров и грузов для собственных нужд (п. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 9 и 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Под перевозками для собственных нужд понимают перемещение лиц, кроме водителя, материальных объектов автобусами или грузовыми автомобилями без договоров перевозки (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Если работник не использует личный автомобиль для перевозок пассажиров и грузов для нужд организации, оформлять путевые листы не требуется (постановление ФАС Центрального округа от 10.04.2006 № А48-6436/05-8). Служебный характер поездок можно подтвердить и другими документами, например, приказами, актами и т. д.

Главбух советует: оформить путевой лист на личный автомобиль можно независимо от того, перевозит сотрудник пассажиров и грузы или нет. Документ подтвердит, что личный автомобиль сотрудника компания использует в деятельности, а также обоснует расходы на компенсацию за использование личного автомобиля.
Основание для выплаты компенсации – приказ руководителя. Аналогичные выводы – в письмах Минфина от 27.06.2013 № 03-04-05/24421, от 05.12.2012 № 03-03-06/1/629. Служебный характер поездок можно подтвердить не только путевым листом, но и другими документами. Например, приказами, актами и т. д. Но служебный характер поездок проще обосновать данными путевого листа.
Чтобы освободить выплаты сотруднику от НДФЛ и страховых взносов, у организации также должны быть документы, которые подтверждают, что используемый автомобиль принадлежит сотруднику. Получите у работника копию ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля (письмо Минфина от 23.01.2018 № 03-04-05/3235).

По какой форме заполнять путевой лист

Официального бланка, обязательного для всех, нет. Форму организация может разработать самостоятельно с учетом особенностей своей работы.

Можно применять ранее утвержденные Госкомстатом унифицированные формы. Но в бланках нет всех обязательных реквизитов, поэтому использовать их можно, только если добавить обязательные поля.

Альтернативный вариант – применять путевые листы, разработанные самостоятельно, что называется, с нуля. В бланк также надо включить все обязательные реквизиты из раздела II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Бланк, который будет применять организация, зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Проверьте, чтобы помимо обязательных реквизитов путевого листа, форма отвечала всем требованиям законодательства к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ниже образец путевого листа для легкового автомобиля.

Правила нумерации организация устанавливает сама.

В бланке укажите наименование документа – «Путевой лист» и тип транспорта, для которого этот путевой лист составлен (подп. 1 п. 6, п. 12 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Например, «Путевой лист легкового автомобиля».

Каждый путевой лист пронумеруйте в хронологическом порядке. Система нумерации может быть любой, в том числе с латинским алфавитом, раздельными символами и пр. Например, если компания эксплуатирует разные типы транспортных средств, можно использовать индексы для каждого типа. Это следует из пункта 12 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Нужно выписывать перед каждым рейсом или перед первым рейсом, если их несколько. Выписывать один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены нельзя.

Срок действия

Путевые листы оформляют перед:
– каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
– началом первого рейса, если рейс короче смены или дня и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Выписывать один путевой лист на несколько рейсов в разные дни нельзя (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если продолжительность рейса не превышает рабочего дня, срок действия путевого листа будет в рамках одной даты. Если же длительность рейса превышает один рабочий день, в сроке действия укажите дату начала рейса и дату его окончания (п. 4 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Срок действия путевого листа – обязательный реквизит. Если даты, в течение которой действует путевой лист, нет, документ не подтверждает расходы.

ОГРН – обязательный реквизит, предприниматели указывают ОГРНИП.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

Состав сведений о собственнике или владельце транспортного средства зависит от того, кто это – организация или предприниматель. Это следует из пункта 5 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Кто владелец Какие сведения отражать
Юрлицо – наименование
– организационно-правовая форма
– адрес и телефон. Если транспорт эксплуатируется обособленным подразделением, укажите юридический адрес головной организации
– ОГРН
Предприниматель – Ф. И. О. предпринимателя
– место жительства, телефон
– ОГРНИП

Ошибки в наименовании организации, адресе или в Ф. И. О. предпринимателя или неполные сведения опасны. Например, когда есть только название компании, но нет адреса, ОГРН. Сведения об организации – обязательный реквизит (подп. 1 п. 5 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если данные искажены, например, в наименовании перепутаны местами буквы, не хватает букв или стоят лишние или не указаны организационно-правовая форма, адрес, ОГРН, такие ошибки не позволяют проверяющим идентифицировать организацию. Такой документ инспекторы могут не признать и снять расходы.

Отметку о техническом осмотре автомобиля ставьте перед каждым выходом в рейс, после рейса отметка не нужна.

Предрейсовый и предсменный технический контроль

Отметка о техническом контроле состояния транспортного средства – обязательный реквизит путевого листа для тех организаций или ИП, которые должны проводить такой контроль по законодательству. Это предусмотрено подпунктом 5 пункта 6 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Кто должен проводить контроль При каких перевозках
Организации и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками Пассажиров по договорам перевозки и фрахтования Грузов по договорам перевозки
Организации и ИП, которые не занимаются коммерческими перевозками и используют транспорт для личных нужд Любого имущества или людей, помимо водителя, автобусами или грузовым транспортом

Если водитель перевозит своих сотрудников или имущество на легковом автомобиле, проводить контроль и ставить соответствующую отметку в путевом листе необязательно. Это следует из пункта 2 статьи 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Организация или ИП должны проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства.

Вид контроля Когда проводить
Предрейсовый В течение одной смены или рабочего дня водитель выполняет лишь один рейс или длительность рейса превышает длительность смены (рабочего дня)
Предсменный В течение смены или рабочего дня водитель выполняет более одного рейса

Оба вида контроля проводите до выезда транспортного средства с парковки. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводят до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает в рейс. Об этом – в пунктах 3–6 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296.

Требования к сотруднику, который вправе проводить технический контроль, установлены в пункте 8 правил, утвержденных приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296.

Кто вправе проводить контроль Требования к сотруднику
Контролер технического состояния автотранспортных средств Отдельный штатный сотрудник, в обязанности которого входит технический осмотр автотранспортных средств. Квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств установлены приказом Минтранса от 28.09.2015 № 287. Контролера технического состояния не обязательно принимать на полный рабочий день, оформите его по совместительству. Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, обязаны проходить аттестацию. Это предусмотрено пунктом 16.3 Квалификационных требований к контролеру технического состояния автотранспортных средств, утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 № 287;
Механик, любой другой сотрудник или водитель Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям из приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287. У сотрудника должно быть среднее профессиональное образование, он должен знать технические требования к транспорту, его устройство. Если в обязанности водителя не входит контроль за техническим состоянием транспортного средства, заключите с ним соглашение о совмещении должностей.

Контролер обязан проверять техническое состояние транспортного средства перед каждым выездом транспорта в рейс или смену (п. 5 приказа Минтранса от 08.08.2018 № 296). В ходе контроля технического состояния необходимо проверить транспортное средство по показателям, которые указаны в пунктах 10–11 Порядка, утвержденного приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296.

После технического осмотра механик или уполномоченный сотрудник делает запись об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Если неисправности не выявлены, контролер делает запись «контроль технического состояния транспортного средства пройден», заверяет своей подписью с указанием Ф. И. О., даты и времени осмотра. Это следует из пункта 12 Порядка, утвержденного приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296, пункта 16.1 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, письма Минтранса от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС.

Если на транспортном средстве работает несколько водителей посменно, отметку о проведенном предрейсовом контроле технического состояния надо ставить в листе водителя, который первым выехал с парковки.

Отметку о медосмотре водителя ставьте перед каждым выездом автомобиля и после рейса. Подтверждать отметку штампом врача не нужно.

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр

Сведения о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителя – обязательные реквизиты путевого листа. Они включают:
– дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра;
– подпись и расшифровку подписи медицинского работника. Штамп врача ставить не требуется.

Об этом – в подпункте 2 пункта 7, пункте 16 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

По результатам предрейсового медосмотра медработник ставит штамп с надписью «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», подпись с расшифровкой и дату (п. 16 приказа Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на сотрудников, которые приняты на работу в должности водителя (ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Если сотрудник не работает в должности водителя, но его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он также обязан проходить предрейсовые медосмотры (ст. 213 ТК, постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Например, курьеры, которые доставляют товары на служебном транспорте.

Если сотрудник, который не работает в должности водителя, периодически использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медосмотры. Но в целях безопасности такие медосмотры можно проводить по соглашению с сотрудником. Кроме того, с таким сотрудником можно заключить допсоглашение, по которому возложить на него дополнительные обязанности водителя. В этом же допсоглашении пропишите обязанность проходить медосмотры.

Предрейсовый медицинский осмотр должны проходить все водители. Послерейсовые медицинские осмотры проводят только для водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель. Для этого организация нанимает в штат медработника, организует медпункт или заключает договор с медицинским учреждением. Чтобы проводить медосмотр, у работника или учреждения должна быть лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Если в путевом листе не будет отметки о предрейсовом медосмотре, компанию и должностных лиц могут оштрафовать. Такие же санкции предусмотрены, если есть отметка, но не указали дату и время осмотра и данные медработника.

Маршрут движения опишите подробно, неопределенные фразы «по городу» могут лишить расходов.

Маршрут движения

Сведений о маршруте движения автомобиля нет в перечне обязательных реквизитов путевого листа (приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152). Но эта информация нужна, чтобы обосновать обоснованность расходов по ГСМ и подтвердить реальность поездки.

Когда в путевом листе нет подробного маршрута или указаны нереальные адреса и названия контрагентов, инспекторы могут посчитать, что фактически служебной поездки не было. Не используйте формулировки «по городу», «по заданию», из них невозможно определить, в каких целях использовали автомобиль.

Укажите сведения о транспортном средстве.

Тип, марка автомобиля и государственный номерной знак

Сведения о транспортном средстве – обязательный реквизит. Он включает в себя:
– тип транспортного средства, например, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай;
– марку и модель автомобиля, например Skoda Octavia.

Сведения о транспортном средстве должны позволять четко его идентифицировать.Если грузовой автомобиль используете с прицепом, пропишите модель прицепа. Государственный номер заполните и на автомобиль, и на прицеп.

Это предусмотрено подпунктами 1 и 2 пункта 6 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Когда в путевом листе сведения о транспортном средстве, которые не соответствуют реальности, проверяющие могут решить, что автомобиля в компании фактически нет. Если в путевом листе сведения, которые не позволяют четко определить, к какому транспортному средству относится данный путевой лист, инспекторы также могут снять расходы на его содержание.

Приведите общие сведения о водителе: Ф. И. О. водителя и номер его водительского удостоверения.

Водитель и номер водительского удостоверения

В путевом листе нужно указать Ф. И. О. водителя. Дополнительно можно указать номер его водительского удостоверения. Но сведения о водительском удостоверении – не обязательный реквизит.

Когда транспортное средство используют посменно несколько водителей, можно на одну машину оформить сразу несколько путевых листов – для каждого водителя (п. 11 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Данные на момент выезда указывайте в путевом листе того водителя, который первым выезжает с парковки. А данные на момент возвращения – в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку.

Ошибка в Ф. И. О. сотрудника опасна тем, что инспекторы могут посчитать, что поездка не связана с производственной деятельностью, и снять расходы. Например, если в путевом листе Ф. И. О. сотрудника, который фактически не работает в организации. Если в путевом листе ошибка в номере водительского удостоверения, это не критично для подтверждения расходов при условии, что остальные реквизиты заполнили верно (письмо Минфина от 04.02.2015 № 03-03-10/4547).

Показания одометра указывайте перед выездом с парковки. Также укажите данные при заезде на парковку после окончания смены.

Опишите подробно маршрут движения с указанием адресов и названий контрагентов

Укажите время выезда от места отправления и время прибытия в место назначения, а также время возврата на парковку.

Если решите взять за основу своего бланка унифицированную форму, ниже примеры, как заполняют такие бланки.

Путевые листы с 1 марта 2019 года – новые правила

Путевой лист грузового автомобиля с 1 марта 2019 года должен быть оформлен с изменениями, принятыми Минтрансом РФ в конце 2018 года. Они начали действовать и вступили в силу с первых дней мартовского месяца 2019 года. Изменения касаются любого транспорта, используемого для коммерческих целей.

Неправильно оформленные путевые документы, их отсутствие является административным правонарушением и приводит к штрафным санкциям до 30000-100000 рублей (минимальный штраф – 500 рублей).

Данный бланк является обоснованием законности использования автомобилей, их технической исправности. Он дает право водителю, как сотруднику предприятия, управлять данным автомобилем на основании водительских прав и медицинского освидетельствования, что также отражено в путевке. Благодаря путевому листу, компания имеет полную информацию о передвижении своего транспортного средства и может четко, до рубля, просчитать свои расходы.

  • 1 Это учет следующих данных:
  • 2 Бланк путевого листа 2019
  • 3 Правила заполнения путевого листа в 2019 году
  • 4 Понятие «парковки»
  • 5 Пред сменный технический контроль
  • 6 Отмена штампов
  • 7 Сроки действия путевого листа

Это учет следующих данных:

  1. Расход бензина или дизельного топлива.
  2. Расчет амортизации автомобиля.
  3. Начисление зарплаты водителя.
  4. Пробег автомашины.
  5. Расходы разного характера на содержание машины.

Предприятия, у которых при уплате налогов учитываются расходы и доходы (упрощенка), такая деловая информация является строго обязательным.

Наличие и правильное оформление путевки имеет право проверить любой сотрудник ГИБДД.

Бланк путевого листа 2019

Предприятие может пользоваться стандартными образцами, разработанными Госкомстатом РФ или создать собственный формат, главное, чтобы все обязательные пункты были прописаны.

При корректировке формата оформления бланков обязательными стали:

  • название (Путевой лист);
  • нумерация путевки;
  • время действия;
  • данные о владельце транспорта;
  • модель и тип машины;
  • государственный номер;
  • данные одометра (километраж за время выполнения работы);
  • показатели времени и числа месяца о начале и окончании работы (отсчет по парковке);
  • информация о пред рейсовом или пред сменном техосмотре (время обязательно);
  • данные о состоянии здоровья водителя до и после рейса с подписью медработника;
  • информация о работнике, управляющем автомобилем, его подпись (ФИО полностью).

В новой редакции откорректированы пункты 3,7, 8, 9,10,11, они должны быть заполнены более подробно по новым правилам.

Важно! Маршрут движения автомобиля указывать не обязательно.

Бланк будет иметь статус официального документа только при письменном перечислении всех реквизитов, подписи главы компании и занесения информации в журнал записей учетной документации.

Правила заполнения путевого листа в 2019 году

Изменения в составлении путевки коснулись нескольких моментов:

Перечень откорректированных позиций Раньше Сейчас
Показатели времени, дата, расход топлива Данные при выезде и въезде в гараж, заверялись печатью, ФИО контролера полностью Данные фиксируются при выезде с парковки, штамп не используется, только фамилия и инициалы
Дата и время техосмотра Пред рейсовый контроль без указания даты и времени Добавлен термин «пред сменный осмотр», указывается дата и время
Дата и время медосмотра Заверяется штампом и расшифровкой ФИО полностью Указывается фамилия и инициалы, печать не используется
Использование транспорта несколькими водителями На каждого работника оформляли путевку Все показатели при выезде проставляют в путевке первого водителя в смене, при заезде на парковку все данные заносят в путевку последнего водителя
Срок действия путевки Не более одного месяца От одного дня до времени окончания рабочей поездки, ограничение – месяц снято

После рейса лист передается диспетчеру, который его закрывает. Закрытые путевки хранятся в архиве 5 лет.

Понятие «парковки»

Термин «гараж» или «место постоянной стоянки» было заменено на новое понятие «парковка». Оно определяет место нахождения машины в нерабочее время и может быть не только на собственной земле компании, но и на других, организованных для этого площадках.

Ранее владелец предприятия обязан был обеспечить для своего автопарка гараж или площадку для стоянки и ремонта на своей территории. Теперь достаточно иметь парковочное место на стоянках для транспорта в помещениях, на улице, на участках дорог, предназначенных для паркования машин. Размещение автотранспорта на площадках для парковки, принадлежащих другим собственникам, может быть как платным, так и бесплатным.

В новом варианте также прописана обязанность владельцев предприятий обеспечить для своего транспорта не только парковочные места, но и должны быть созданы условия для проведения ремонтных работ.

Пред сменный технический контроль

В новом откорректированном тексте введен дополнительный термин «пред сменный техконтроль. Его проводят перед началом смены, путевка выписывается на одну смену, даже если за это время водитель сделает несколько рейсов.

Он включает проверку тормозной системы, рулевых механизмов, стеклоомывателей, фар, звукового сигнала, колес, топливного бака и других важных элементов, обеспечивающих безопасное движение. Проставляется число месяца и временные показатели его проведения.

Отмена штампов

Ранее, в путевку ставился штамп о прохождении технического контроля и печать о проведении медосмотра врачом. Иногда этого было достаточно, чтобы выпустить машину на линию, теперь эта процедура отменена.

В откорректированном варианте исключается использование штампов при проведении любых контрольных действий перед рейсом. Кроме того, уполномоченные лица ранее обязаны были завизировать результаты проверочных осмотров, оставив свой автограф и прописав ФИО полностью. Теперь для раскодировки подписи прописывают фамилию и инициалы контролирующего лица.

Сроки действия путевого листа

Сделаны корректировки и на временные сроки действия путевок. Ранее выписывался 1 путевой бланк для поездок на 30 дней и за это время осуществлялись необходимые рейсовые поездки. Водитель регулярно возвращался к месту работы, но новые путевые листы на каждую следующую поездку не выписывались.

После внесения изменений подобная ситуация стала невозможна. Теперь на рейсовые поездки во время рабочего дня выписывается путевка, которая после окончания рабочей смены заканчивается. На следующий день перед рейсовым маршрутом выписывается новый путевой лист. При поездках, длящихся несколько дней или недель, выписывается один путевой лист, который закрывается при возвращении водителя. Термин «один месяц» больше не используется, так как поездка может проходить и более длительное время.

Для грузовых автомобилей

Путевой лист для грузового автомобиля заполняется по формату № 4-С или 4-П. Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если выполнение рейсового маршрута длится более смены, то путевой бланк выписывается перед выездом на рейс на нужное количество дней.

Для легковых автомобилей

Путевой лист для легкового автомобиля заполняется по форме № 3. Чаще всего для легковушек формируется путевка на временную протяженность в одну смену, даже при том, что он возвращается на парковку несколько раз за день.

Когда оформление путевого листа обязательно, а когда нет?

В Правилах дорожного движения 2016-2017 года словосочетание «путевой лист» можно увидеть только в одном пункте 2.1.1, звучит он следующим образом:

«Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов».

Правда, в ПДД нет разъяснений о том, что в себя включают те самые «установленные случаи». Вероятно, что под «установленными случаями» здесь подразумеваются унифицированные формы путевых листов, обязательные к использованию рядом автоперевозчиков, о которых мы поговорим ниже.

Для чего нужен путевой лист?

Путевой лист является первичным документом, обеспечивающим учет расходов на топливо и вычет этих расходов из налогооблагаемой базы, потому в первую очередь этот документ нужен бухгалтерам компаний с образованием юридического лица или ИП, а также налоговым инспекторам.

В целом ведение путевых листов обеспечивает уменьшение суммы уплачиваемых налогов.

Когда путевой лист не нужен?

Стоит сразу выделить тех водителей, которым нет необходимости оформлять путевые листы. Это случаи:

  • когда автомобильное транспортное средство находится в собственности у физического лица, эксплуатируется им в личных целях либо может быть передано другому физлицу посредством оформления доверенности, в общем-то, это все обычные водители;
  • когда автомобиль находится в собственности юридического лица или ИП и для него не важен учет расходов на бензин.

Когда такое возможно? Ситуация вполне распространенная, например, машина находится в собственности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы». Проще говоря, у данного конкретного предпринимателя налогообложение распространяется только на доходную часть, а расходы в учет не берутся. При таком варианте ведения бухгалтерского и налогового учета заниматься оформлением путевых листов — тратить лишнее время на заполнение бумаг.

Предпринимателю гораздо удобнее в данном случае выдать водителю доверенность на управление транспортным средством, именно ее он будет показывать инспекторам ГИБДД по требованию вместо путевого листа.

По ссылке можно файлом.

Когда путевой лист обязателен?

В ряде случаев заполнение путевого листа является обязательным условием. Рассмотрим эти случаи. А для разъяснений обратимся к статье 6 Федерального закона от 08.09.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которая так и называется «Путевые листы». В пункте 2 обозначенной статьи сказано:

«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».

Получается, что без оформления путевого листа запрещено управлять транспортным средством при перевозке пассажиров, багажа и грузов.

Что же относится к данным понятиям?

  • багаж — это личные вещи пассажира, которые принимаются для перевозки в порядке, установленном законом и правовыми актами;
  • груз — это материальный объект, принимаемый для перевозки в установленном законом порядке;
  • пассажиром выступает физическое лицо, которое заключает договор о своей перевозке, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключается договор о фрахте транспортного средства. Так, например, покупая билетик на проезд в автобусе, человек, по сути, становится физлицом, с которым заключили договор о перевозке.

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».
Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

На какой срок выдается путевой лист?

С программой «Бухсофт: Путевые листы» заполнять путевые листы легкового автомобиля даже в ежедневном режиме — просто, быстро и удобно.

Правда, далеко не всем организациям хочется заниматься этим каждый день, не исключены и случаи, особенно в небольших компаниях, когда для этого просто нет возможностей. Потому многие задаются насущным вопросом — можно ли выдавать путевой лист на несколько дней?

За ответом обратимся к пункту 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», где сказано, что путевой лист может быть оформлен на один день либо срок, не превышающий один месяц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *