Проверки пенсионного фонда

Содержание

Жизненные ситуации

Пенсии

  • Как оформить страховую пенсию по старости
  • Как оформить страховую пенсию по инвалидности
  • Как оформить страховую пенсию по случаю потери кормильца
  • Перерасчет страховой пенсии с учетом нестраховых периодов
  • Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам
  • Как оформить накопительную пенсию
  • Как оформить государственную пенсию по старости
  • Как оформить государственную пенсию за выслугу лет
  • Как оформить государственную пенсию по случаю потери кормильца
  • Как оформить государственную пенсию по инвалидности
  • Как оформить социальную пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям — оба родителя которых неизвестны)
  • Как оформить социальную пенсию по старости представителям малочисленных народов Севера
  • Выплата пенсии при смене места жительства
  • Как повышаются пенсии сельских пенсионеров c 1 января 2019
  • Как получить предпенсионные льготы

Социальные выплаты

  • Как получить ежемесячную денежную выплату (ЕДВ)
  • Как получить набор социальных услуг
  • Как оформить компенсационную/ежемесячную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы

Работодателям и самозанятому населению

  • Как зарегистрировать работника в системе персонифицированного учёта
  • Где найти бесплатные программы для подготовки и проверки отчётности
  • Как предоставлять отчетность в ПФР
  • Как зарегистрироваться и сняться с регистрационного учёта в ПФР лицам, добровольно вступающим в правоотношения по ОПС

СНИЛС

  • Как получить, заменить и восстановить СНИЛС

Сведения об индивидуальном лицевом счёте

  • Как добавить недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт
  • Как узнать о сформированных пенсионных правах

Пенсионные накопления

  • Что делать если у вашего НПФ аннулировали лицензию
  • Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, как платить взносы и получить налоговый вычет
  • Как выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд
  • Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без

Выплаты пенсионерам-«северянам»

  • Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства
  • Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно

Изменения в пенсионной системе

  • Как подтвердить статус предпенсионера
  • Как индексируются пенсии c 1 января 2019 года

Пенсии проживающим за границей

  • Как открыть банковский счёт (вклад) в кредитной организации РФ, проживая за границей
  • Как получить российскую пенсию, проживая за границей

Материнский (семейный) капитал

  • Как получить ежемесячную выплату из средств материнского капитала
  • Как направить материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов
  • Как направить средства материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию мамы
  • Как направить материнский капитал на образование детей
  • Как направить материнский (семейный) капитал на улучшение жилищных условий
  • Как получить сертификат на материнский (семейный) капитал

Посмотреть пенсию в личном кабинете Пенсионного фонда России, может каждый пенсионер, создавший учетную запись на портале Госуслуг. Аккаунт позволяет гражданину получать оперативные сведения об изменениях пенсионного обеспечения, количестве денежных накоплений на лицевом счете. Услуга популярна, ведь пенсионеру доступен мониторинг преобразований пенсионной суммы, связанных с индексацией, прочими корректировками.

Посмотреть пенсию в личном кабинете Пенсионного фонда

Работающий гражданин пенсионного возраста в аккаунте на сайте ПФР видит подробную информацию о действительной начисляемой пенсии в период трудовой занятости, а еще величину пенсионной суммы, которую будут начислять после завершения договора с нанимателем. Это главный плюс сервиса: гражданин может прикинуть, на какую сумму уменьшена его пенсия в связи с действием запрета на индексацию выплат работающим пенсионерам.

Кроме сведений о величине страховой доли пенсии, гражданин может посмотреть, как изменился размер накопительной части, кто является страховщиком, в какую компанию инвестируются накапливаемые денежные средства. Здесь же представлены результаты мониторинга инвестиционного дохода.

Кроме того,

На открывшейся странице пользователь может:

  • в разделе «Индивидуальный лицевой счет» – оформить заявку на выдачу копии страхового свидетельства, получить информацию о пенсионных правах, запросить справку о состоянии лицевого счета;
  • в разделе «Управление средствами пенсионных накоплений» – отправить уведомление о выбранной управляющей компании, об отказе от накопительной доли пенсии, получить информацию о страховщике, о ранее рассмотренных заявках;
  • в разделе «Пенсии» – оформить заявку на назначение, доставку пенсии, единовременную или срочную выплату средств из накопительной части, перевод одной части пенсии в другую, перерасчет величины пенсионных выплат, уведомить о завершении трудовой деятельности, запросить информацию о пенсионном обеспечении, выписку о величине пенсии, переходе в статус гражданина предпенсионного возраста.
  • В разделе «Социальные выплаты»— подать заявление, о назначении ежемесячной денежной выплаты, об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, о доставке социальных выплат.
  • В разделе «Материнский каритал» — подать заявление, о выдаче государственного сертификата на МСК, о распоряжении средствами МСК
  • В разделе «Гражданам, проживающим за границей», получить информацию, о назначении пенсии о произведенных выплатах, о статусе направленных в ПФР документов, а также заказать справку (выписку): о пенсии для граждан, проживающих за границейо выплатах для граждан, проживающих за границей.

Посмотреть пенсию в кабинете ПФР — пошаговая инструкция

Посмотреть пенсию в личном кабинете Пенсионного фонда РФ, простой, в несколько кликов.

Пенсионер должен действовать по следующему алгоритму:

Шаг 1: Войти в аккаунт на сервисе Пенсионного фонда, по адресу: es.pfrf.ru.

Шаг 2: На странице «Электронные услуги и сервисы ПФР», нажать «Войти».

Шаг 3: На странице единой системы «Госулуг», вводим номер телефона и пароль, указанные при регистрации на портале «Госулуг».

Шаг 4: В разделе «Пенсии», кликнуть по ссылке «Получить информацию о пенсионном обеспечении».

Шаг 4: Откроется окно, в котором будет представлена подробная выписка о производимых пенсионных выплатах. В этом электронном документе пользователь может увидеть:

  • величину начисленной страховой доли пенсии и относящейся к ней фиксированной выплаты в рублях;
  • размер выплаты для работающего пенсионера, когда не учитывается индексация;
  • размер ежемесячной денежной выплаты, установленный государством набор социальных услуг.

Получение выписки доступно для любого пенсионера, зарегистрированного на сервисе Пенсионного фонда. Осуществляемые фондом индексации и прочие корректировки социальных начислений тоже отражаются в личном кабинете.

Посмотреть пенсионные накопления а кабинете ПФР

Есть только один способ, как посмотреть пенсию с указанием размера накоплений, – нужно запросить подробную выписку из лицевого счета. Пользователь должен действовать следующим образом:

Шаг 1: Посетить личный кабинет на сервисе Пенсионного фонда, по адресу: es.pfrf.ru

Шаг 2: В разделе «Индивидуальный лицевой счет», выбрать запрос «Заказать выписку о состоянии ИЛС».

Шаг 3: Откроется окно, в котором нужно кликнуть поставить галку, напротив «Прошу направить уведомление о готовности документа на электронную почту» и нажать по кнопке «Запросить».

Шаг 4: Чтобы посмотреть результат, нужно перейти в раздел «История обращений».

Шаг 5: Нажать на в разделе «Документы» — «Справка». Запрошенный документ будет представлен в PDF-формате.

Выписка выглядит как многостраничный электронный документ, в котором приведены сведения по рабочему стажу, величине накоплений, сумме начисляемой пенсии. Чтобы посмотреть информацию о накопительной части пенсии, нужно открыть раздел №3.1

В пунктах этого раздела гражданин видит следующую информацию:

  • подробные сведения о застрахованном лице;
  • наименование страховой организации по накопительной части пенсии;
  • дату заключения договорных отношений со страховщиком;
  • наименование управляющей организации, в которую отправляются накапливаемые средства;
  • сумму денежных накоплений, которую гарантировано получает застрахованный гражданин, если произойдет гарантийный случай, касающийся пенсионных накоплений, что находятся на индивидуальном счете (гарантом выступает Агентство по страхованию вкладов);
  • сумму пенсионных накоплений, рассчитанную с учетом итогов инвестирования (сюда же входят страховые взносы на накопительную часть пенсии, определяемые с учетом итогов инвестиционной работы).

Если в формировании накопительной доли участвуют не только страховые взносы, но и другие виды начислений (например, материнский капитал либо страховые суммы, реализуемые по проекту софинансирования, то сведения об этих начислениях, а также о получаемом от них инвестиционном доходе отображаются в выписке.

Если гражданин увидел ошибочные сведения в представленных выписках, то он может обратиться за консультативной помощью к юристу. Это можно сделать на сервисе в чате в нижней части окна, либо набрать номер юридической помощи:

+7(499)9385174 для жителей Москвы,

+7(812)4673186 для жителей Петербурга и Ленинградской области.

Личный кабинет на сервисе Пенсионного фонда – удобный способ получения информации о величине назначенной пенсии, производимых доплатах и индексациях, наборе социальных услуг, изменении накопительной доли.

Как проходит камеральная проверка ПФР? Что проверяют в первую очередь?

В целях контроля над исчислением страховых взносов организацией и перечислением их в Пенсионный Фонд РФ сотрудники данного государственного органа проводят камеральную проверку, основанную на детальном изучении первичной документации по заработной плате и отчетности в фонд. Данная процедура является стандартной и используется для проверки отчетности по компаниям, имеющим различные формы собственности. В статье мы рассмотрим как проходит камеральная проверка ПФР, какие сроки ее проведения, необходимые документы и штрафы.

Сущность камеральной проверки ПФР

Сущность камеральной проверки сотрудниками Пенсионного Фонда сводится к тому, что представляемая отчетность анализируется на предмет правильности ее составления, а также соотносится с размером страховых взносов, которые были уплачены в этом периоде. Камеральная проверка осуществляется на основе отчетности, предоставляемой бухгалтером в Пенсионный Фонд, и проводится непосредственно на месте работы сотрудников фонда без выезда на территорию хозяйствующего субъекта.

Камеральная проверка проводится по сданной отчетности в течение трех месяцев, то есть до периода сдачи отчетности за следующий расчетный период. При обнаружении ошибок сотрудники могут потребовать дать объяснения по поводу расхождений или же затребовать какие-либо дополнительные документы, свидетельствующие о правильности толкования того или иного момента.

Проверку подобного рода проводят сотрудники Пенсионного Фонда, которые в соответствии с их должностными обязанностями имеют право и должны выполнять поставленные перед ними задачи подобного рода. При этом им не требуется разрешения со стороны руководства, так как осуществление данного мероприятия является их прямой должностной обязанностью.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи камеральной проверки ПФР

Целью камеральной проверки со стороны пенсионного Фонда является определение правильности или нарушения со стороны организаций ведения персонифицированного учета по сотрудникам и выявление ошибок или неточностей, которые необходимо исправить. Иными словами, камеральная проверка нужна для того, чтобы обеспечить всех работающих граждан их пенсионными правами, которые зависят от того, каким образом ведется кадровый и зарплатный учет на предприятии.

В соответствии с указанной целью выделяются определенные задачи, которые должна решить камеральная проверка со стороны Пенсионного Фонда. К ним относятся:

  • контроль над правильностью применения нормативно-правового законодательства РФ в сфере пенсионных прав сотрудников организаций;
  • выявление каких-либо нарушений в части исчисления и уплаты страховых взносов, а также предотвращение их повторного появления;
  • взыскание сумм задолженности по страховым перечислениям, если таковая присутствует в деятельности хозяйствующего субъекта;
  • применение штрафных санкций в случаях грубого нарушения российского законодательства;
  • разработка графика камеральных проверок и выявление организаций, по которым необходимо проводить выездные проверки.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Объекты анализа при камеральной проверке ПФР

При проведении камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда исследуются и анализируются определенные документы, представляемые хозяйствующим субъектов. В первую очередь к ним относятся:

Документ
РСВ-1 (расчет по страховым взносам) В документе указывается информация в обобщенном виде по всем сотрудникам предприятия (кроме Раздела 6). В данном отчете отражается информация по начисленной заработной плате; суммам, по которым не начисляются пенсионные страховые взносы; непосредственные размеры страховых отчислений. В РСВ-1 производится расчет как взносов на обязательное пенсионное, так и обязательное медицинское страхование сотрудников организации. Кроме того, в расчете присутствуют данные о том, есть ли на предприятии сотрудники, по которым используется пониженная процентная ставка или дополнительный тариф по вредным условиям труда. РСВ-1 сдается поквартально нарастающим итогом
Персонифицированный учет (Раздел 6 расчета по страховым взносам) Этот раздел входит в состав РСВ-1 и представляет наибольший интерес для сотрудников Пенсионного Фонда, поскольку в нем содержатся персонифицированные сведения по каждому сотруднику. При этом в данный раздел входит такая информация, как начисленная заработная плата, не облагаемые взносами суммы, размер отчислений в ПФР, период работы сотрудника и его кодировка, а также использование дополнительного тарифа при работах во вредных или опасных условиях. Отчет сдается поквартально, как и РСВ-1
СЗВ-М Отчет появился в 2016 году и его назначением является определение сотрудников, которые получают пенсию, но при этом имеют официальное трудоустройство. В данном отчете указываются только ФИО работника, его номер страхового свидетельства в ПФР и ИНН

При определении базы для расчета страховых взносов особое внимание уделяется суммам, которые не облагаются взносами, то есть исключаются из базы для исчисления. К ним относятся различные виды пособий социального характера, будь то по временной нетрудоспособности, по болезни или травме, в связи с материнством, а также отдельные выплаты в виде материальной помощи сотрудникам (см. → Материальная помощь сотруднику: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы).

Кроме того, сотрудники Пенсионного Фонда обращают внимание и на дополнительный тариф, который должен быть уплачен организацией по тем сотрудникам, которые работают во вредных условиях. Для его исчисления должна быть в обязательно порядке проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой выявляются должности, соответствующие вредным или опасным условиям производства.

Процесс проведения камеральной проверки ПФР

Непосредственный процесс проведения камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда начинается только в том случае, когда хозяйствующий субъект представил к рассмотрению необходимую отчетность. При этом необходимо отметить, что для организаций с численностью более 25 человек она должна быть передана по защищенным электронным каналам связи через специального оператора. Он предоставляет информацию о том, что документ передан в ПФР, но еще не считается сданным, или же прошел проверку и принят Пенсионным Фондом.

Проверке подвергаются все документы, представленные организацией, на предмет соответствия их требованиям российского нормативно-правового законодательства. При выявлении каких-либо ошибок или неточностей сотрудники Пенсионного Фонда запрашивают объяснения со стороны организации или же дополнительные документы. Необходимо отметить, что Пенсионный Фонд при необходимости может затребовать информацию и у Фонда социального страхования, поскольку в некоторых моментах расчет взносов в оба эти фонды совпадает. К примеру, в обоих случаях взносы не начисляются на суммы по листкам временной нетрудоспособности, по пособиям на рождение ребенка или до 1,5 лет.

Выявленные при проверке РСВ-1 ошибки или упущения должны быть исправлены в течение пяти дней, и при этом необходимо отправить уточненный РСВ-1 с исправленными показателями. В том случае, когда хозяйствующий субъект не согласен с исправлениями, ему необходимо написать официальное письмо, в котором он указывает, в соответствии с чем проставил те или иные данные в расчете. Также необходимо прикрепить к письму копии подтверждающих документов при их наличии. Письмо с сопроводительной документацией также отправляются через защищенные электронные каналы связи при помощи составления простого формализованного письма.

Документы, составляемые при камеральной проверке ПФР

По окончании камеральной проверки сотрудники Пенсионного Фонда в течение 10 дней составляют акт, в котором отражаются все ошибки или неточности, которые должны быть исправлены. Он должен быть отправлен проверяемому юридическому лицу в течение 5 дней, а ответ по нему необходимо направить в течение 15 дней. Работодатель всегда имеет право согласиться либо нет с результатами проверки, а также попробовать самостоятельно разобраться в нелегкой ситуации или обратиться за помощью в судебные органы.

Если ответ от юридического лица не будет получен, Пенсионный Фонд выносит Решение о привлечении к ответственности плательщика взносов, вступающее в силу по истечении 10 дней после его составления и подписания. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента его получения.

Штрафы при обнаружении ошибок

Если при проведении камеральной проверки были обнаружены грубые ошибки, пенсионный Фонд имеет право привлечь плательщика взносов к ответственности, в том числе выписать штраф за неправомерные действия. К такому виду привлечения к ответственности можно отнести:

Описание нарушения Штраф
Непредставление в установленные сроки РСВ-1 Зависит от суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены

– при просрочке до полугода – 5 % от суммы взносов за каждый месяц (не более 30% и не менее 100 руб)

– при просрочке более полугода – 30 % от размера взносов и 10 % за каждый месяц (не менее 1000 руб, окончательная граница штрафа не установлена)

Непредставление РСВ-1 вообще Штраф начисляется только после осуществления выездной проверки и составит сумму штрафов за все периоды
Полная или частичная неуплата страховых взносов – 20 % от непреднамеренно не уплаченного размера страховых взносов

– 40 % от преднамеренно не уплаченного размера страховых взносов

Кроме того, ответственность также предусматривает начисление пени по просроченному платежу

Отказ от представления по требованию необходимых документов 50 руб. за любой не представленный документ

Читайте также статью: → Как заполнить РСВ-1: пример

Камеральная проверка после закрытия ООО

В том случае, когда организация закрывается, она обязана заплатить все необходимые страховые взносы в Пенсионный Фонд и полностью отчитаться перед государственными органами. Даже если предприятие уже закрыто, Пенсионный Фонд имеет право провести камеральную проверку сданной отчетности и правильности начисления взносов и уплаты платежей. По этой причине необходимо хранить всю документацию в течение установленного законом времени, для ИП – 4 года, для организации – 5 лет.

При камеральной проверке сотрудники Пенсионного Фонда осуществляют следующие действия:

  • проверяют отчетность на предмет правильности составления;
  • анализируют правомерность применения понижающего тарифа;
  • производят контроль правильности исчисления пенсионных взносов;
  • отслеживают своевременность уплаты страховых взносов.

4 ответа на частые вопросы по камеральной проверке ПФР

Вопрос №1. Наша компания закрывает обособленное подразделение, которое считается нерентабельным. Будет ли проведена камеральная проверка со стороны ПФР?

Скорее всего, в этом случае проведут выездную проверку, хотя и не обязательно, ведь в целом предприятие продолжает функционировать.

Вопрос №2. При запросе из ФСС о представлении документации мы передали не копии документов, а их оригиналы с описью. Правильно ли мы поступили?

Законом не запрещено передавать оригиналы документов, однако такое действие является нецелесообразным. Проверку и запрос документов может осуществить и ПФР, и в этом случае у вас не будет в наличии необходимой документации. Вы их не сможете представить, а за каждый не представленный документ предполагается штраф в размере 50 руб.

Вопрос №3. Камеральная проверка проводится по всем организациям без исключения или предприятия выбираются по определенным критериям?

Камеральная проверка отчетности должна осуществляться по всем организациям независимо от их форм собственности, направления деятельности или других характеристик.

Вопрос №4. Какие документы могут быть запрошены Пенсионным Фондом при проведении камеральной проверки?

Примерный перечень документов содержится в Методических указаниях к осуществлению данного мероприятия. В общем смысле необходимо понимать, что Пенсионный Фонд имеет право запросить любые документы, относящиеся к начислению заработной платы сотрудникам и расчету обязательных пенсионных взносов.

Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице. Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки. В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов. Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий;
  • оказывает инжиниринговые услуги.

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки. Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки.

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов.

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Секреты проверок Пенсионного фонда

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера.

Кто на новенького?

Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки. Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку.

1. Крупнейшие плательщики.

2. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы.

3. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации.

4. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд.

5. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов.

6. Плательщики, которых приглашали на «зарплатные» комиссии, но никаких действий по результатам встреч они не предприняли (зарплата не увеличена, уточненные расчеты с большей облагаемой базой не представлены).

7. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия (например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период), но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

8. Те, кто не представил отчетность по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) более чем за один прошедший отчетный период.

9. Те, кто не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета более чем за один прошедший отчетный период.

10. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России.

11. Льготники, применяющие пониженные тарифы страховых взносов на ОПС и ОМС.

12. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату (в первую очередь убыточные предприятия) на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

13. Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд.

14. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали. По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах.

15. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

16. Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд.

17. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение.

Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Например, критерий 7 — несоответствие сведений, 12 — зарплата ниже МРОТ, 17 — частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент.

Кто стучится в дверь ко мне…

После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не регламентирует процедуру вручения решения о назначении проверки. Как это сделать, сказано в рекомендациях.

Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае следует вызвать представителя организации, направив ему уведомление по форме № 7, утвержденной приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее — приказ № 957н). Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки.

…и что требуют проверяющие

Одновременно с ознакомлением плательщика с решением проверяющие должны вручить ему требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Форма требования утверждена приказом № 957н (приложение № 21).

Процедура истребования документов установлена ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы. Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке. И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами.

Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает.

Максимальных сроков на продление Закон № 212-ФЗ в этом случае не устанавливает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве (уведомлении). Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней (с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы) и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать

В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций.

Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Первые нужны, чтобы сверить «адреса, явки, пароли», вторая — для анализа методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, оформления первички и организационно-распорядительных документов.

Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний — из 22 (табл. 1). Причем последними поименованы «иные документы», что дает моральное право проверяющим запрашивать любую информацию. Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде.

Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение. Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. 3.

справка

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Фонд идет на борьбу со схемами

При проведении выездной проверки специалисты Пенсионного фонда могут заподозрить фирму в применении способов минимизации страховых взносов. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить. Приведем их в табл. 3.

справка

Включить компанию в план проверки чиновники могут в любой момент. Основанием для этого, в частности, может быть получение срочных заданий от вышестоящих органов ПФР, а также ФОМС и ФСС, прокуратуры и право­охранительных органов

Результат проверки — полезные дополнения

Методичка содержит указания по оформлению результатов проверки и процессуальным вопросам рассмотрения материалов. В основном они повторяют положения Закона № 212-ФЗ, но есть и некоторые уточнения.

В последний день проверки ревизоры должны составить справку по форме, утвержденной приказом № 957н, и вручить ее проверяемому лицу. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма.

Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт. Его форма и требования к содержанию также утверждены приказом № 957н. В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте (п. 7 Требований к составлению акта выездной проверки, утвержденных приказом № 957н).

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, — 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Закон № 212-ФЗ дает право органу контроля продлить этот срок, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ), например, как сказано в методичке, когда нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения законодательства о страховых взносах. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов.

Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. Закона № 212-ФЗ). О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Заметим, что в Законе № 212-ФЗ о письменной форме извещения ничего не говорится.

Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений. Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения.

И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

Какие документы должны быть у компании (таблица 1)

№ п/п

Перечень документов

Примечание

Учредительные документы

Устав, учредительный договор, положение

Приказы об учетной политике

Лицензии

Расчет РСВ-1 ПФР

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации

Договоры между организацией и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование граждан, работающих на предприятии

Необходимо приложить список граждан, застрахованных на ОМС

Регистры бухгалтерского учета

Главная книга,

журналы-ордера, мемориалы-ордера,

оборотно-сальдовые ведомости,

аналитические карточки (карточки субконто и др.), своды по заработной плате,

разработочные таблицы — машинограммы

Формы первичной учетной документации

Необходимы не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а именно:

  • Т-1. Приказ (распоряжение) о приеме на работу;
  • Т-2. Личная карточка;
  • Т-3. Штатное расписание;
  • Т-5. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • Т-5а. Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • Т-6. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • Т-6а. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • Т-8. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);
  • Т-8а. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);
  • Т-11. Приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • Т-12. Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда;
  • Т-13. Табель учета использования рабочего времени;
  • Т-49. Расчетно-платежная ведомость;
  • Т-51. Расчетная ведомость;
  • Т-53. Платежная ведомость;
  • Т-54. Лицевой счет;
  • прочие документы.

Документы, используемые при проверке кассовых операций

Приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера.

При наличии ККТ проверяются:

  • договор с центром технического обслуживания;
  • журнал кассира-операциониста;
  • справки-отчеты кассира-операциониста:
  • Х-отчеты;
  • Z-отчеты.

Банковские документы

Платежные документы (выписки банка, платежные поручения (требования) и проч.)

Расчетные документы

Счета и прочие документы

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

Документы по подотчетным суммам

Авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и проч.

Унифицированная форма государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

Этот документ представляется плательщиками страховых взносов, юридическими лицами — коммерческими и некоммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности в органы Росстата

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

Карточка налогоплательщика

При необходимости иные документы

Порядок проверки отдельных операций (таблица 3)

Наименование операции

Что проверят

Выплата денежных средств из кассы организации

Журнал-ордер, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовую книгу и регистры бухгалтерского учета.

Проведут сверку фактически выданных физическому лицу сумм по кассе с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета. В случае расхождений начислят страховые взносы

Выплата денежных средств безналичным путем

Журнал-ордер № 2 по счету 51, банковские выписки, платежные поручения, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, субсчет «Денежные документы», 51, 52, 55.

Проверят полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций по всем банковским счетам организации

Выплаты денежных средств по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

Приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер № 7 по счету 71.

Проверят операции по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дебет 71 Кредит 50, 51).

Авансовые отчеты и документы, которые к ним прилагаются: акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость), служебные задания, командировочные удостоверения, журналы учета прибывших и выбывающих в командировки сотрудников, первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.), приказы руководителя об установлении повышенных норм командировочных расходов; сметы представительских расходов; гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации

Выплаты в натуральной форме

Первичные документы (накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.п.)

Операции при реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей

Акт о ликвидации основных средств; накладную на отпуск со склада основных средств, узлов, комплектующих деталей и других основных средств, товарно-материальных ценностей; акт приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств. Эти документы будут проверять с целью выявления операций по реализации в счет оплаты труда или иного вознаграждения.

Кроме того, проверят правильность отражения результатов реализации на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

О каких схемах минимизации взносов знает ПФР (таблица 2)

Суть схемы

Как выявляют

Применение ЕНВД в 2010 г.

Выплаты работникам, занятым в деятельности на ЕНВД, облагаются по пониженным тарифам

Плательщики должны вести персональный раздельный учет выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД. Если однозначно можно установить, что выплата связана с «вмененной» деятельностью, то применяется пониженный тариф. В противном случае организацию ждут доначисления взносов исходя из общего тарифа, установленного ч. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ

Выплаты в пользу индивидуального предпринимателя в 2010 г.

С предпринимателем, применяющим УСН, заключен гражданско-правовой договор, выплаты по которому не облагаются взносами. Хотя фактически предприниматель является работником организации, а заключенный с ним договор имеет характер трудового

Во-первых, выплаты должны быть произведены предпринимателю за те виды деятельности, которые указаны в его свидетельстве о госрегистрации. Если в ходе проверки будет установлено, что деньги предпринимателю заплатили за ту работу (услугу), которой нет в его свидетельстве, эти суммы включат в облагаемую базу по взносам на ОПС и ОМС.

Во-вторых, гражданско-правовым договором с предпринимателем может быть прикрыт трудовой. Это выявляется при анализе условий соглашения. Если в нем есть такие условия, как подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем определенных условий труда, ежемесячная оплата, не зависящая от результата работ или услуг (то есть фактически заработная плата), такой договор с большой долей вероятности будет расценен как трудовой с соответствующими последствиями. Подписание актов приема-сдачи работ в этом случае не будет безусловным доказательством, что отношения носят гражданско-правовой характер

Замена договора авторского заказа договором купли-продажи

Передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, оформляется договором купли-продажи, выплаты по которому не облагаются взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Проверяющие определят, подпадает ли объект договора купли-продажи под объект интеллектуальной собственности (изобретения, ноу-хау, произведения науки, искусства и т.д.). Если да, то имущественные права на интеллектуальную собственность должны передаваться по договору об отчуждении исключительного права, а не по договору купли-продажи и соответственно облагаться страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Выплата зарплаты в конвертах

1. Компания проводит по бухгалтерии только часть заработной платы.

2. Часть зарплаты работников начисляется в пользу одного работника (например, руководителя организации) и не облагается после достижении предельной базы в 415 000 руб. (за 2010 г.). Если бы зарплата начислялась в пользу тех работников, которым затем выплачивается, то она облагалась бы до превышения облагаемой базы в сумме 415 000 руб. при начислении выплаты в пользу каждого отдельно взятого работника

Признаки схемы:

  • жалобы физических лиц на бывших работодателей о сокрытии заработной платы или неполном отражении выплачиваемых сумм в учете (такие заявления поступают, как правило, от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости);
  • наличие информации, поступающей из иных внешних источников.
  • размер зарплаты значительно ниже среднеотраслевой, регионального МРОТ или прожиточного минимума;
  • руководителю организации выплачивается максимальная зарплата в размере, превышающем 415 000 руб., а зарплата сотрудникам выдается из «фонда руководителя» без документального оформления.

Необходимо установить факт отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы. При документальном подтверждении факта применения схемы организацию ожидают доначисления взносов по аналогии в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Аннуитет

Организация заключает со страховой компанией фиктивные договоры страхования работников от несчастных случаев и болезней.

Получение такой информации может стать основанием для проверки страхователей-организаций, на работников которых оформлены такие договоры

Пенсионный фонд вправе запросить информацию у налоговых органов о контрагентах страховых компаний. Налоговые органы, проверив выписки по расчетному счету подобной страховой компании, устанавливают факты ежемесячного на протяжении года или ряда лет перечисления денежных средств по договорам страхования работников от несчастных случаев и болезней с указанием основания платежа — «страховые случаи».

При этом на счет страховой компании ежемесячно перечисляются денежные средства в виде страховых взносов по указанным договорам, а на следующий день эти деньги уходят под видом страховых выплат (аннуитетов) на карточные счета сотрудников организаций-контрагентов в качестве заработной платы. Следовательно, произойдет доначисление страховых взносов

Как проходят проверки ПФР

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
  • Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Налоговый Кодекс РФ.

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

  1. Выявлена недостача по взносам (недоимка). Проверяющий составляет справку по форме 3-ПФР, руководитель ее подписывает и заверяет печатью. Ее не выдают подателю отчетности, а хранят в деле. По факту этой справки в течение 3 месяцев работодатель получит требование о погашении недоимки.
  2. Выявлены ошибки в исчислении или разбег данных. В этом случае страхователь получит требование 8-ПФР о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Сделать это надо быстро, не позже 5 дней. Далее реализуется один из следующих путей:
    • после пояснений нарушений нет – проверка закрывается, акт составлять не нужно, плательщику дополнительно ничего не сообщается;
    • после пояснений выявляется правонарушение – это вызывает составление акта 16-ПФР, который направляется плательщику. Если у него есть возражения, он вправе их предоставить в течение 15 дней. Затем в течение декады выносится окончательный результат: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в этом привлечении. Ответственность предусматривает не только погашение возникшей недоимки но и пеней, штрафов, которые назначаются в течение 10 дней с момента вступления решения в силу отдельным требованием. Копия вынесенного решения в течение 5 дней выдается плательщику под роспись или направляется заказным письмом.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

>Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Вводная часть

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички. Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках. Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций). Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года. Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ). Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу. Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов. Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов». Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ. В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты. Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

1 Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
2 Приказы об учетной политике
3 Лицензии
4 Расчет по форме РСВ-1 ПФР
5 Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
6 Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
7 Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
8 Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
9 Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
10 Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
11 Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
12 Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
13 Расчетные документы (счета и пр.)
14 Трудовые договоры
15 Трудовые книжки работников
16 Договоры гражданско-правового характера
17 Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
18 Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
19 Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
20 Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
21 Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *