П 4 ст 226

2. Налоговый агент осуществляет исчисление сумм налога на доходы физических лиц (а впоследствии и уплату суммы налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет):

а) в отношении всех доходов налогоплательщика налога на доходы физических лиц (в т.ч. полученных последним и в натуральной форме), источником которых является сам налоговый агент. Не играет при этом решающей роли то, является ли налоговый агент:

— работодателем налогоплательщика (т.е. организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, заключившим с последним трудовой договор (контракт)). К налоговым агентам относятся и работодатели, у которых налогоплательщик работает в порядке совместительства;

— стороной гражданско — правовом договоре (например, заказчиком, комитентом, доверителем и т.д.), в соответствии с условиями которого он выплачивает налогоплательщику вознаграждение. Вполне возможно, что в конкретной ситуации налоговый агент выступает в отношении налогоплательщика одновременно и работодателем, и иным источником выплаты дохода, например, если работник в свободное от своей работы в качестве инженера время подрабатывает на заводе (по договору подряда), крася стены заводских помещений, в которых идет косметический ремонт;

б) исключая при этом доходы (даже если их источником является данный налоговый агент):

— выплаченные индивидуальным предпринимателям и лицам, приравненным (для целей налогообложения!) к индивидуальным предпринимателям (например, частным нотариусам, абз. 3 ст. 11 НК, см. об этом подробный комментарий к ст. 227 НК);

— выданные физическим лицам, получающим доходы из-за пределов РФ;

— иные доходы, упомянутые в ст. 228 НК (см. комментарий к ней);

в) производя при этом зачет ранее удержанных (именно данным налоговым агентом, а не другими налоговыми агентами) сумм налога на доходы физических лиц. При этом излишне удержанные налоговыми агентами из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговыми агентами по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (см. об этом подробный комментарий к ст. 231 НК);

г) обеспечивая при этом учет доходов, полученных от них данным налогоплательщиком в том или ином налоговом периоде (см. об этом комментарий к ст. 230 НК).

3. Характеризуя правила п. 3 ст. 226, необходимо учесть, что:

а) исчисление сумм налога на доходы физических лиц налогоплательщика производится налоговыми агентами (которые являются источниками этого дохода):

— нарастающим итогом с начала налогового периода (т.е. начиная с января и на протяжении всего периода с 1 января по 31 декабря текущего календарного года, см. об этом комментарий к ст. 216 НК);

— по итогам каждого календарного месяца (за который был выплачен доход налогоплательщику). При этом дата получения (выплаты) дохода определяется по правилам ст. 223 НК (см. комментарий к ст. 223). Необходимо также осуществлять зачет удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода (т.е. года) суммы налога;

б) они предписывают применять такой порядок исчисления налога на доходы физических лиц лишь по доходам, в отношении которых установлена основная налоговая ставка, т.е. в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК);

в) в той мере, в какой по доходам установлены иные налоговые ставки (т.е. 30% и 35%, см. комментарий к ст. 224 НК), налоговый агент исчисляет сумму налога на доходы физических лиц:

— отдельно от сумм доходов, по которым установлена основная налоговая ставка (т.е. 13%);

— отдельно по каждой сумме дохода, облагаемого по налоговым ставкам, установленным в размере 30% и (или) 35%.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: имеется ли в виду в абзаце 2 п. 3 ст. 226 НК обязанность налогового агента исчислять сумму налога на доходы физических лиц отдельно и в отношении каждой из сумм, облагаемых по ставке 35% (например, если налогоплательщик получил доходы и в виде выигрыша на конкурсе, проведенном в целях рекламы товаров, производимых налоговым агентом, и сумму экономии на процентах при получении от налогового агента заемных средств), в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК (см. комментарий к ней)?

Да, правила абзаца 2 п. 3 ст. 226 распространяются и на такие случаи. И в данной ситуации налоговый агент обязан исчислить сумму налога на доходы физических лиц отдельно по каждой из упомянутых сумм дохода. Аналогично решается вопрос и тогда, когда налогоплательщик получил от налогового агента и доход, облагаемый по ставке 30%, и доход, облагаемый по налоговой ставке в размере 35%: и в этих случаях налоговый агент должен исчислить сумму налога на доходы физических лиц отдельно по каждой из указанных сумм дохода;

д) в них содержится существенная новелла — установлено, что:

— налоговый агент производит исчисление суммы налога на доходы физических лиц без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов. Иначе говоря, с 1 января 2001 г. нет необходимости требовать представления налогоплательщиком справок с прежнего места работы (о суммах полученных там доходов налогоплательщика) в целях учета последних при исчислении суммы налога на доходы физических лиц новым работодателем (как «другим» налоговым агентом);

— налоговый агент не учитывает (при исчислении сумм налога на доходы физических лиц) также и сумму налога на доходы физических лиц, удержанные другими налоговыми агентами (например, по прежнему месту работы данного налогоплательщика).

4. Анализируя правила п. 4 ст. 226, необходимо учесть, что:

а) они императивно предписывают налоговым агентам:

— удерживать сумму налога на доходы физических лиц (которую они исчислили в соответствии с правилами п. 2 и 3 ст. 226, см. об этом выше. К сожалению, в абзаце 1 п. 4 ст. 226 допущена досадная опечатка: употреблено словосочетание «начисленную сумму налога» вместо словосочетания «исчисленную сумму налога». Видимо, законодателю нужно эту опечатку устранить) непосредственно из доходов самих налогоплательщиков. Иначе говоря, налоговые агенты не вправе исчислять сумму налога на доходы физических лиц, например, за счет собственных средств, за счет общих средств бригады, группы налогоплательщиков и т.п. (не следует упускать из виду, что в противном случае были бы нарушены правила п. 1 ст. 8 НК о том, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения при надлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований);

— удерживать сумму налога на доходы физических лиц при фактической выплате доходов налогоплательщика. Дата фактической выплаты этих доходов определяется по правилам ст. 223 НК. В день выплаты дохода и должны налоговые агенты удерживать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц;

б) упомянутое выше удержание суммы налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами:

— за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Даже если часть доходов выплачивается (данным налоговым агентом) налогоплательщику в натуральной форме, то и в этом случае исчисление общей суммы налога на доходы физических лиц из всех доходов налогоплательщика (т.е. имеющих как денежную, так и натуральную форму, см. об этом комментарий к ст. 225 НК) производится налоговым агентом именно за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: обязан ли налоговый агент удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц, если налогоплательщику выплачиваются только доходы в натуральной форме (см. об этом комментарий к ст. 211 НК)?

На этот вопрос следует ответить отрицательно: не случайно в абзаце 2 п. 4 ст. 226 употребил словосочетание «за счет любых денежных средств», выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, а не за счет иных средств. Кроме того, необходимо учитывать и правила ст. 8 НК (о том, что налог — это именно платеж, осуществляемый в денежной форме) и ст. 45 НК (о том, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ и в установленных законодательством случаях — также в валюте иностранных государств). Так как отсутствуют упомянутые в абзаце 2 п. 4 ст. 226 «любые денежные средства», выплачиваемые налоговым агентом налогоплательщику, налоговый агент должен известить налоговый орган (в порядке, предусмотренном в п. 5 ст. 226, см. об этом ниже) о невозможности произвести удержанием суммы налоговых вычетов (исчисленной данным налоговым агентом в соответствии со ст. 225 НК);

— как при фактической выплате дохода непосредственно самому налогоплательщику, так и (по указанию налогоплательщика) — третьим лицам (например, лицам, которым налогоплательщик выдал доверенность на получение причитающихся ему сумм денег, продавцам, у которых налогоплательщик купил товары в кредит, и т.д.);

в) правила п. 4 ст. 226:

— императивно предписывают, что удерживаемая (при данной выплате дохода) налоговым агентом сумма налога на доходы физических лиц не может превышать 50% суммы выплаты (даже если сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная налоговым агентом, значительно превышает указанное ограничение);

— распространяются именно на случаи выплаты дохода и удержания суммы налога на доходы физических лиц. Иначе говоря, ограничение, установленное в п. 4 ст. 226, касается только суммы налога на доходы физических лиц, но не других сумм, которые должны быть удержаны с доходов налогоплательщика по иным основаниям. В частности, для правильного применения норм ст. 226 НК необходимо учитывать правила ст. 125 КЗоТ (о том, что при каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, — 50% зарплаты, причитающейся к выплате работнику. При удержании из зарплаты по некоторым исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Указанные выше ограничения не распространяются на удержание из зарплаты при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

В связи с этим в практике фирмы возник вопрос: вправе ли налоговый агент удержать всю сумму налога на доходы физических лиц, если суммарный размер удержаний по налогу на доходы физических лиц и алиментов составляет 75% зарплаты, выдаваемой работнику?

Да, вправе: такое удержание не противоречит правилам ст. 226 НК и ст. 125 КЗоТ (см. об этом также в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий КЗоТ РФ (изд. 4). М., 2001).

5. Особенности правил п. 5 ст. 226 состоят в том, что:

а) они подлежат применению, лишь когда налоговый агент установит:

— невозможность (независимо от причины, это в данном случае не играет роли) удержать у налогоплательщика исчисленную налоговым агентом (по правилам ст. 225 НК) сумму налога на доходы физических лиц;

— заведомо, что период (например, 15 месяцев), в течение которого может быть удержана исчисленная сумма налога на доходы физических лиц (а не «начисленная», опять опечатка!), превысит 12 месяцев (календарных и следующих подряд друг за другом). Например, исчисленная общая сумма налога на доходы физических лиц так велика, что (учитывая ограничение в 50%, упомянутое в п. 4 ст. 226) ее можно будет удерживать на протяжении 18 месяцев;

б) они обязывают (а не дают ему право, как это было предусмотрено в п. 76 Инструкции N 35) налогового агента:

— письменно известить налоговый орган о ставших ему известными обстоятельствах, которые делают невозможным удержание исчисленной суммы налога на доходы физических лиц. Форма такого извещения утверждается МНС (см. об этом подробный комментарий к ст. 230 НК);

— направить такое извещение именно в налоговый орган по месту учета налогового агента (а не налогоплательщика). В извещении указываются обстоятельства, делающие невозможным удержание суммы налога на доходы физических лиц и размер этой суммы;

— направить извещение в течение 1 календарного месяца (т.е. и нерабочие дни при исчислении срока не подлежат исключению) с момента возникновения упомянутых обстоятельств. Отсчет срока начинается со следующего после дня обнаружения налоговым агентом указанных обстоятельств дня (ст. 6.1 НК).

6. Правила п. 6 ст. 226 императивно предписывают налоговым агентам:

а) перечислять (со своего банковского счета) суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщика налога на доходы физических лиц не позднее дня:

— фактического получения в обслуживающем его банке наличных денег на выплату дохода. Речь идет о случаях, когда доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме, при этом в виде выдачи последнему наличных денежных средств (например, при выплате зарплаты, при выдаче суммы денежного вознаграждения подрядчику и т.д.);

— дня перечисления с расчетного (иного банковского счета, если с этого счета допускается осуществление таких операций, например, с текущего) счета налогового агента в банке на счета как самих налогоплательщиков в банках (например, если работники обратились к работодателю с заявлениями с просьбой перечислять суммы их зарплат на их банковские счета), так и (по поручению налогоплательщиков) на банковские счета третьих лиц (например, получателей алиментов, магазинов, продавших товары в кредит налогоплательщику, и т.д.).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: подлежат ли применению правила абзаца 1 п. 6 ст. 226 к случаям, когда налоговые агенты (по просьбе налогоплательщика) перевели сумму зарплаты по почте на домашний адрес налогоплательщика?

Нет, не распространяются. Безусловно — это пробел в законе. Впредь до его устранения необходимо руководствоваться правилами абзаца 2 п. 6 ст. 226;

б) перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц в иных случаях (например, если налоговый агент выдает суммы доходов своим работникам за счет наличных денег, вырученных от реализации товаров (работ, услуг), в случаях, когда это допускается действующим Порядком ведения кассовых операций и гражданским законодательством):

— не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (этот день определяется по правилам ст. 223 НК, см. комментарий). При этом речь идет о случаях, когда доходы выплачиваются в денежной форме;

— не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога на доходы физических лиц, для доходов, полученных в натуральной форме (если такое удержание возможно за счет денежных средств, подлежащих выплате налогоплательщику, в противном случае необходимо известить налоговый орган о невозможности удержания суммы налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 5 ст. 226, см. об этом выше) либо в виде материальной выгоды (см. об этом комментарий к ст. 212 НК). Речь идет о том, что исчисленная сумма налога на доходы физических лиц может быть удержана налоговым агентом исходя, например, из момента фактического получения экономии на процентах за пользование заемными средствами.

7. Анализ правил п. 7 ст. 226 показывает, что:

а) налоговый агент — организация обязан исчислять и удерживать сумму налога на доходы физических лиц по месту нахождения организации (месту учета налогового агента в налоговом органе). При этом местом нахождения российских организаций (а, по существу, российских юридических лиц) является место их государственной регистрации (абзац 14 п. 2 ст. 11 НК, ст. 54 ГК). Место нахождения постоянного представительства иностранной организации — место осуществления деятельности этой организации через постоянное представительство (абзац 15 п. 2 ст. 11 НК). Организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (ст. 83 — 85 НК). Постоянные представительства иностранной организации также подлежат постановке на учет (особенности ее определены МНС, см. об этом комментарий к ст. 208, 214 НК);

б) налоговые агенты — индивидуальные предприниматели уплачивают суммы удержанных налогов на доходы физических лиц по месту своего жительства (оно определяется по правилам ст. 20 ГК). По этому же месту они подлежат постановке на налоговый учет;

в) совокупная сумма налога на доходы физических лиц, упомянутая в п. 7 ст. 226:

— это общая сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная по правилам ст. 225 НК (см. комментарий). Видимо, законодателю необходимо унифицировать терминологию (а то в п. 2 ст. 225 говорится об «общей сумме» налога на доходы физических лиц, а в п. 7 ст. 226 — о «совокупной сумме» налога на доходы физических лиц);

— эта сумма налога на доходы физических лиц, которая исчислена и удержана именно налоговым агентом, и именно по доходам, источником которых признается данный налоговый агент;

г) особые правила установлены для налоговых агентов — российских организаций (а по существу, — только российских юридических лиц, см. об этом выше), имеющих обособленные подразделения, а именно:

— филиалы и представительства юридических лиц, указанные в ст. 55 ГК;

— любые иные территориальные обособленные от организации подразделения, по месту которых оборудованы стационарные рабочие места (т.е. если рабочее место создается на срок более одного месяца) (абзац 17 п. 2 ст. 11 НК);

д) упомянутые налоговые агенты обязаны перечислить исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщика:

— как по месту своего нахождения;

— так и по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работает налогоплательщик (или в договорных отношениях с которым состоит налогоплательщик: договор с последним заключает либо непосредственно юридическое лицо, либо руководитель обособленного подразделения юридического лица, действующий на основании доверенности, оформленной в соответствии со ст. 55, 185 ГК). Если таких обособленных подразделений у юридического лица несколько, то оно (как налоговый агент) исчисляет и удерживает суммы налога на доходы физических лиц, а потом перечисляет их по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения;

е) в последнем абзаце п. 7 ст. 226 императивно предусмотрено, что сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица:

— определяется из общей суммы дохода, которая подлежит выплате каждому налогоплательщику в отдельности;

— исчисляется и удерживается в отношении каждого налогоплательщика (в отдельности, по правилам, указанным в ст. 225 НК, см. комментарий);

— определяется суммарно (т.е. исчисленные в отношении каждого налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц складываются: полученный результат и, нужно уплатить, а не сумму налога на доходы физических лиц каждого налогоплательщика, отдельным платежным поручением) и перечисляется в соответствующий бюджет.

8. Важные правила (относительно процедуры перечисления суммы налога на доходы физических лиц) установлены в п. 8 ст. 226. В соответствии с ними:

а) совокупная сумма налога (правильнее было бы сказать: общая сумма налога на доходы физических лиц), превышающая 100 руб. (имеется в виду 101 руб., учитывая правила п. 4 ст. 225 НК о том, что сумма налога на доходы физических лиц определяется в полных рублях и что сумма налога на доходы физических лиц менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля), перечисляется налоговым агентом в соответствующий бюджет. При этом нужно обратить внимание на то, что:

— речь идет о налоговых агентах, являющихся источником дохода;

— перечисление суммы налога на доходы физических лиц осуществляется в порядке, изложенном в пунктах 1 — 7 ст. 226.

В практике фирмы возник вопрос: если сумма налога на доходы физических лиц составляет ровно 100 руб., то обязан ли налоговый агент перечислить эту сумму или вправе ее добавить к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца?

Увы, опять в законе пробел. Предусмотрено, что сумму налога на доходы физических лиц, превышающую 100 рублей, необходимо перечислять в соответствии со ст. 226, что сумму налога на доходы физических лиц менее 100 рублей следует добавлять к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца, но не решен вопрос, как быть, если сумма налога на доходы физических лиц составляет ровно 100 рублей. Впредь до уточнения законодателем своей позиции — выбор за налоговым агентом: он может перечислить сумму налога на доходы физических лиц в данном месяце, но может эту сумму добавить к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца;

б) общая сумма налога на доходы физических лиц менее 100 рублей добавляется налоговым агентом к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в бюджет:

— в месяце, непосредственно следующем за месяцем, за который исчислена и удержана сумма налога на доходы физических лиц, составляющая менее 100 рублей. Однако, если и в этом месяце сумма налога на доходы физических лиц незначительна (при условии, что совместно и первая сумма налога на доходы физических лиц, — равная, например 53 рублям, и вторая сумма — равная, например, 20 рублям), составляют сумму менее 100 рублей (в нашем примере — 73 рубля), то налоговый агент вправе добавить обе эти не перечисленные в бюджет суммы налога на доходы физических лиц к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце;

— в любом случае — не позднее декабря текущего года.

В практике возник вопрос: если сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в бюджет, именно за декабрь менее 100 рублей, то следует ли эту сумму перечислить в бюджет именно в декабре или налоговый агент должен добавить эту сумму к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в январе?

Нужно исходить из буквального текста п. 8 ст. 226, а это означает, что сумму налога на доходы физических лиц менее 100 рублей (пусть даже эта сумма будет весьма незначительной, например, 10 рублей) нужно перечислить в декабре текущего года.

Возник в практике и еще один вопрос (связанный с применением правил п. 8 ст. 226): учитывая то обстоятельство, что в п. 8 ст. 226 речь идет только о том, что налоговый агент перечисляет (т.е. безналичная форма расчетов имеется в виду) сумму налога на доходы физических лиц, то как быть, если сумма налога на доходы физических лиц исчислена и удержана индивидуальным предпринимателем, у которого нет банковского счета (а доходы налогоплательщику он выплачивает за счет наличных денег)? Распространяются ли правила п. 8 ст. 226 на таких индивидуальных предпринимателей — налоговых агентов?

Да, распространяются: в любом случае (даже если у индивидуального предпринимателя нет банковского счета) налоговый агент обязан исчислить, удержать и именно перечислить (в данном случае, например, через Сбербанк) сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет. Этот вывод основан на систематическом толковании правил ст. 24, 45, 226 НК. Лишь в случае, указанном в п. 2 ст. 45 НК, допускается внесение суммы налога на доходы физических лиц наличными деньгами в банк или кассу органа местного самоуправления, государственную организацию связи.

9. В правилах п. 9 ст. 226 установлен ряд императивных правил:

а) о запрещении т.н. «налоговых оговорок». Иначе говоря:

— налоговый агент не вправе за счет собственных средств уплачивать сумму налога на доходы физических лиц вместо налогоплательщика. Иначе нарушались бы также правила ст. 8 НК (о том, что налог — это именно индивидуальный платеж);

— налоговый агент и налогоплательщик не вправе включать в договоры (сделки) условия о налоговых оговорках: эти сделки суть сделки ничтожные (противоречащие закону, ст. 168 ГК) в части, касающейся именно налоговой оговорки, но не в остальной части (ст. 180 ГК);

б) учет доходов и сумм налога на доходы физических лиц, выплаченных налогоплательщику, предоставление данных об этом в налоговый орган, выдача справок о доходах и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом и не охватывается понятием «налоговая оговорка» (см. об этом комментарий к ст. 230 НК).

О судебной практике по этому вопросу см.: Вестник ВАС. 2000. N 4. С. 80

>
Ст. 226 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Ст. 226 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 226 НК РФ

Ст. 226 НК РФ: вопросы и ответы

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Положения ст. 226 НК РФ обязаны выполнять налоговые агенты, к которым в нашей стране относятся российские организации, ИП, частные нотариусы, а также обособленные подразделения иностранных компаний в РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Важно! Определение налоговых агентов и перечень их обязанностей даны в ст. 24 НК РФ.

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента у указанных лиц возникает в том случае, если они выплатили налогоплательщику какие-либо доходы. Исключение составляют доходы, в отношении которых расчет и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Если компания выплатила налогоплательщику доход, переложить на него обязанность по уплате НДФЛ она не может — такую позицию высказали чиновники Минфина в письмах от 09.03.2016 № 03-04-05/12891, от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292. Касается это и случаев, когда налоговый агент выплачивает физлицу доход по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

А вот по вопросу исполнения функций налогового агента в отношении выплаченного физлицу аванса по договору ГПХ единой позиции нет. Чиновники Минфина и отдельные судьи считают, что выплата денежных средств в виде аванса за еще не выполненные работы обязывает компанию удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (письма Минфина от 21.07.2017 № 03-04-06/46733, от 26.05.2014 № 03-04-06/24982, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2013 по делу № А56-72251/2012).

Вместе с тем существуют судебные решения, в которых указано, что аванс нельзя признать объектом налогообложения НДФЛ до момента выполнения физлицом обязательств по договору (постановления ФАС Уральского округа от 14.11.2011 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10, ФАС Московского округа от 23.12.2009 № КА-А40/13467-09 по делу № А40-66058/09-140-443).

Подробнее о том, с каких доходов физлица нужно удерживать и платить НДФЛ, см. в статье «Что является объектом налогообложения НДФЛ (нюансы)?».

См. также: «Организация-арендатор не вправе взять на себя НДФЛ арендодателя-физлица».

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Если физлицо получило доход от иностранной организации, которая не имеет подразделения в РФ (подп. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ) и не является по российскому законодательству налоговым агентом, обязанность по подаче декларации о полученных доходах и уплате налога лежит на таком физлице (п. 2 ст. 228 НК РФ).

Подобная ситуация возникает и в случае, если физлицо получило доход от другого физлица или посредника. По мнению Минфина (письмо от 02.08.2013 № 03-04-06/31086), посредник, участвующий в расчетах с физлицами, не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как не является источником выплаты дохода.

См. также: «Организация не может договориться с физлицом об уплате НДФЛ с дохода, по которому она не налоговый агент».

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

Если компания расплатилась с физлицом продукцией или товарами (в натуральной форме), но кроме этого дохода денежных выплат этому физлицу не производила, у компании, как у налогового агента, нет возможности удержать НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В этом случае (учитывая подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) указанному физлицу придется самому уплатить налог с полученного в неденежной форме дохода — на основании полученного от налоговиков уведомления.

Но у компании остается другая обязанность налогового агента — по п. 5 ст. 226 НК РФ она должна письменно сообщить налоговикам и физлицу о невозможности удержать налог и сумме налога. Сделать это необходимо не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход в натуральной форме (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ).

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

В 2018-2019 годах налоговые агенты исполняют свои обязанности в привычном для них режиме. Никаких существенных изменений или новововедений по сравнению с ранее действовашими правилами в этом периоде нет. А обязанности эти, напомним, заключаются в правильном и своевременном исчислении НДФЛ, его удержании у налогоплательщика и перечислении в бюджет. Кроме этого, нужно не забывать сдавать в ИФНС отчетность: формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Внимание! С 2019 года справки 2-НДФЛ нужно будет составлять по новой форме. Это, пожалуй, и есть самый существенный нюанс ст. 226 НК РФ в 2019 году.

Статья 223. Дата фактического получения дохода

Статья 223. Дата фактического получения дохода

1. В целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 — 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;

4) зачета встречных однородных требований;

5) списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику;

6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;

7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

1.1. Для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода в виде сумм прибыли такой компании признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.

2. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

3. Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

5. Средства финансовой поддержки, полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных настоящим пунктом, сумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Дата получения фактического дохода в целях НДФЛ

Виталий Семенихин,
Руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Датой получения дохода является дата, на которую доход признается фактически полученным для целей включения его в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Об особенностях определения даты фактического получения дохода в целях исчисления НДФЛ мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Дата получения дохода определяется по нормам ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и зависит от того, какой вид дохода получает налогоплательщик.

Помимо этого, допускается и смешанная реорганизация юридического лица, то есть одновременное сочетание перечисленных выше форм, например, реорганизация в форме преобразования с одновременным присоединением к другой организации.

При этом не запрещена и реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Датой фактического получения дохода является:

  1. при получении доходов в денежной форме — день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета на- логоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    В Письме Минфина России от 26.01.2015 № 03-04-06/2187 об определении даты получения дохода в виде оплаты отпускных в целях НДФЛ сказано, что дата фактического получения дохода в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках. Указанный вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11 по делу № А68-14429/2009;

  2. при получении дохода в натуральной форме — день передачи доходов в натуральной форме (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    В Письме Минфина России от 15.01.2015 № 03-04-06/306 разъясняется, что при получении дохода в натуральной форме, например в виде оплаты банком страховых взносов за физических лиц по договору, заключенному между физическим лицом и страховой организацией, днем передачи доходов считается дата перечисления банком страховых взносов страховой компании;

  3. при получении доходов в виде материальной выгоды — день приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    Обратите внимание, что в случае если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;

  4. при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, — последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    ФНС России в Письме от 29.03.2016 № БС-4-11/5338@ «О налогообложении доходов физических лиц» поясняет, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство;

  5. при получении дохода в результате зачета встречных однородных требований — день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ);
  6. при получении дохода в результате списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, — день списания такого долга (пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    Обратите внимание, что положения пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ применяются в отношении доходов, полученных в налоговых периодах, начинающихся с 01.01.2017 , на что указывает п. 10 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Имейте в виду, что специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.

    Если списание в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику (в том числе если невозможность или нецелесообразность взыскания задолженности подтверждена остановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в установленном порядке), не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, то указанная дата для такого налогоплательщика не является датой фактического получения дохода в целях обложения налогом на доходы физических лиц.

    Такие пояснения содержатся в письмах Минфина России от 29.05.2018 № 03-04-06/36301, от 04.05.2018 № 03-04-06/30308;

  7. при получении дохода, возникшего в связи с возмещением работнику командировочных расходов, — последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    Как разъясняет Минфин России в Письме от 09.02.2016 № 03-04-06/6531, определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений п. 3 ст. 217 НК РФ производится организацией — налоговым агентом в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки, а исчисление сумм налога производится налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ на дату фактического получения дохода;

  8. для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании — последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

    В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода в виде сумм прибыли такой компании признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль (п. 1.1 ст. 223 НК РФ);

  9. при получении дохода в виде оплаты труда — последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (абзац 1 п. 2 ст. 223 НК РФ).

    Здесь хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, в котором рассматривался вопрос об НДФЛ при выплате банком зарплаты работникам 20-го числа текущего месяца и 5-го числа месяца, следующего за расчетным. В нем сказано, что в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога.

    До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.

    Удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена.

    Учитывая это, при выплате заработной платы 5-го числа месяца, следующего за расчетным, необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и перечислить в бюджет суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

    Поскольку уплата налога за счет средств налоговых агентов согласно п. 9 ст. 226 НК РФ не допускается, перечисление денежных средств в счет уплаты НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, т. е. до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не предусмотрено. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 15.12.2017 № 03-04-06/84250;

  10. при получении дохода в виде оплаты труда в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца — последний день работы, за который налогоплательщику был начислен доход (абзац 2 п. 2 ст. 223 НК РФ).

Как разъясняет Минфин России в Письме от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610, из абз. 2 п. 2 ст. 223 НК РФ следует, что датой получения бывшим работником организации дохода в виде выданного аванса по зарплате признается последний рабочий день его работы в организации.

Доходы в виде выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат (п. 3 ст. 223 НК РФ).

В случае нарушения условий получения выплат суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Доходы (средства финансовой поддержки) в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества(п. 4 ст. 223 НК РФ).

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Доходы (средства финансовой поддержки), полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной РФ по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки (п. 5 ст. 223 НК РФ).

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержкисумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются составе доходов этого налогового периода.

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 настоящего Кодекса с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьёй производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьёй 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьёй 227.1 настоящего Кодекса, также с учётом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227, 228 настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьёй 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьёй 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учёта доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учётом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счёт любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днём выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признаётся источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учёта (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учёта в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учёта налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признаётся источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьёй порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счёт средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *