Ответственность за рекламу

Содержание

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2017 N 310-КГ16-18933 по делу N А36-9108/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными пунктов решения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд округа, исходя из доказанности нарушений требований законодательства о рекламе, пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа в оспариваемой части.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 28, 38 Закона о рекламе, статьи 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из доказанности нарушений требований законодательства о рекламе, пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа в оспариваемой части.

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 304-КГ16-18090 по делу N А27-22687/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, исходя из доказанности нарушения обществом требований законодательства о рекламе, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям законодательства.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 38 Закона о рекламе, с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из доказанности нарушения обществом требований законодательства о рекламе, пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям действующего законодательства, с чем согласился суд округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1347-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чикатуева Расула Абдул-Керимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 3, частями 4 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»

части 4 статьи 38, устанавливающей, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

части 7 статьи 38, согласно которой рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных отдельными статьями данного Федерального закона.

Постановление Верховного Суда РФ от 19.04.2016 N 308-АД15-18286 по делу N А63-8981/2013 Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, приняв во внимание, что общество, имеющее право осуществлять услуги такси, является собственником абонентского номера 222-222, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем рекламных SMS-сообщений и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонентов.

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N 301-КГ15-19196 по делу N А17-2505/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу об обязании публично опровергнуть недостоверную рекламу. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку судом установлен факт распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона о рекламе, решение о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) принимается арбитражным судом при наличии установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и обращения антимонопольного органа с иском к рекламодателю. При этом параметры опровержения объекта рекламирования (форма, место, сроки размещения) являются компетенцией суда и определяются с учетом обстоятельств дела.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 305-АД15-18433 по делу N А40-213425/2014 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как обществом нарушены положения ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонента; процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.

Проанализировав условия договора, исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем указанного SMS-сообщения и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонента.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.12.2015 N 305-АД15-16957 по делу N А40-13081/2015 Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. Обстоятельство: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Проанализировав условия договора, исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем указанного SMS-сообщения и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонента. По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол от 05.12.2014 об административном правонарушении (в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества путем направления телеграммы) и 22.12.2014 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии со ст. 38 Федерального Закона «О рекламе», нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством, а также Федеральными Законами могут быть установлены иные меры ответственности.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Говоря об ответственности за нарушения законодательства о рекламе, отдельно следует выделить административную ответственность, так как нормами административного права регулируется множество немаловажных вопросов этой сферы деятельности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность как вид юридической ответственности имеет ряд особенностей:

  • 1. Она менее сурова, чем уголовная и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется.
  • 2. Субъектом административной ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
  • 3. Административная ответственность находит свое выражение в применении к виновному особого наказания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.
  • 4. Меры административной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами.
  • 5. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.
  • 6. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, нежели в уголовном процессе.
  • 7. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена следующими статьями КоАП РФ:

  • — ст.5.9 — нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
  • — ч.1 ст.6.13 — незаконная реклама наркотических веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства либо психотропные вещества, либо их прекурсоры;
  • — ч.2 ст.11.21 — в части нарушения установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов;
  • — ст.14.3 — нарушение законодательства о рекламе;
  • — ст.14.1№ — в части рекламы табака и табачной продукции;
  • — ст.14.7 — нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции;
  • — ст.14.38 — размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;
  • — ч.6 ст. 19.8 — непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе;
  • — ст.19.31 — нарушение сроков хранения рекламных материалов.

Многие из названных нарушений законодательства о рекламе по способу описания их объективной стороны имеют сложный состав, поскольку в них присутствует несколько объектов посягательства. Именно поэтому они отделены от ст. 14.3, имеющей общий характер и один объект посягательства — общественные отношения в области рекламы.

Остановимся подробнее на анализе ст.14.3. Она состоит из пяти частей. Административная ответственность по ч.1 комментируемой статьи наступает за все нарушения законодательства о рекламе, за исключением тех, которые предусмотрены ч.2-5 этой же статьи, а также ст. 14.3№, 14.37, 14.38 КоАП РФ. Таким образом, здесь налицо соотношение общих и специальных норм с преобладанием юридической силы последних.

К самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в частях 2-5 статьи 14.3 КоАП РФ, относятся:

  • — нарушение порядка прерывания рекламной и теле- или радиопрограмм;
  • — превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;
  • — распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации;
  • — превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемого в периодических печатных изданиях;
  • — прерывание рекламой при кино- и видео обслуживании демонстрации фильма;
  • — совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи;
  • — нарушение установленных законодательством требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

Субъектами предусмотренных в статье 14.3 правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. По части 1 ст.14.3 в числе возможных субъектов названы рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Между тем, субъектами предусмотренных в ч. 2 — 5 комментируемой статьи правонарушений являются рекламораспространители, а также их должностные лица. Такой подход к определению субъекта ответственности вполне объясним. Он непосредственно обусловлен характером деятельности этих лиц. Так, ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель, тогда как за корректность формы ее распространения отвечает рекламораспространитель.

Трактовка самих понятий «рекламодатель»», «рекламопроизводитель», «рекламораспространитель» дана в ст.3 ФЗ «О рекламе».

Определение рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо лица, определившего содержание рекламы, позволяет сделать вывод о том, что речь идет о лице, заказавшем рекламу по договору.

Субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон разделяет на два вида:

  • — реламопроизводитель («лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму»);
  • — рекламораспространитель («лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств»).

На практике часто встречаются ситуации, когда эти две функции может совмещать одно юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя.

За совершение указанных в ст.14.3 правонарушений (за искл. Превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде штрафа, минимальный размер которого для юридических лиц составляет 200 тысяч рублей, максимальный размер — 500 тысяч рублей; минимальный размер штрафа для должностных лиц — 10 тысяч рублей, а максимальный — 20 тысяч рублей.

С субъективной стороны предусмотренные ст. 14.3 правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (ст.23.48 КоАП РФ).

Применительно к нарушениям законодательства о рекламе существует особенность, касающаяся давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении в области рекламы не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Закон о рекламе: как не нарваться на штраф

ФЗ «О рекламе» (№ 38-ФЗ) впервые опубликован в марте 2006 года. Задача этого нормативного документа — защита прав потребителя, обеспечение добросовестной конкуренции, ограничение несовершеннолетних от неподобающего возрасту влияния, которое реклама может в себе нести.

Действие документа имеет ограничения. Например, он не распространяется на политические, государственные, нерекламные материалы, в том числе объявления граждан и юридических лиц, не связанные с рекламной деятельностью.

Действие закона неприменимо к информации и изображениям, используемым на упаковке конкретного товара, а также на упоминания в произведениях искусства и науки. Для последнего случая есть оговорка — упоминание должно быть включено в художественные или научные источники органично, т.е. соответствовать контексту.

В остальных случаях положения распространяются на всех, вне зависимости от отрасли, производителя товара или заказчика рекламы. Важно, что правила должны соблюдать не только владельцы или изготовители товара, но и те, кто оказывает услуги или выполняет работы.

Ответственность за нарушение несет вся цепочка людей и компаний, причастных к незаконной рекламе — рекламодатель (заказчик), изготовитель (например, маркетинговое агентство или типография) и распространитель (печатное издание, СМИ, торговая точка и т.д.).

Читайте еще: Выстраиваем рекламную кампанию.

Что говорит закон: о детях, наружной рекламе и не только

Статистика неутешительна: за 2018 год Федеральная антимонопольная служба рассмотрела 15312 заявлений о нарушениях, возбудила 4034 дела, по которым вынесли 1477 постановлений с общей суммой штрафов 78 710 300 рублей.

Статистика нарушений за 2018 год (в процентах, данные ФАС)

Главная рекомендация от Бизнес.ру по поводу рекламы — если собираетесь что-то рекламировать, внимательно изучите Закон о рекламе (ФЗ № 38) и Закон о защите конкуренции (ФЗ № 135), а также поинтересуйтесь мнением опытного юриста, работающего с рекламным правом. Не жалейте времени и сил на то, чтобы разобраться в тонкостях закона. Дело в том, что штрафы за нарушение высоки, а сотрудники ФАС весьма дотошны. Именно поэтому ведомству пока удается выигрывать большинство дел в отношении предпринимателей.

Не забудьте проверить потенциального контрагента. Самый простой способ — воспользоваться бесплатным приложением. Там же можно скачать отчет о должной осмотрительности при выборе контрагента.

Вот основные положения Закона о рекламе:

  1. Реклама должна быть добросовестной. Это означает, что нельзя подрывать репутацию других участников рынка и безосновательно сравнивать свою компанию и товары с другими. К примеру, нельзя утверждать, что ваш товар самый лучший, что продукция или предприятие — это лидер в своей категории. Для подтверждения своего превосходства вы обязаны иметь веские факты и аргументы — сравнительные исследования, данные технической экспертизы и прочих объективных методов исследования.
  2. Второй важный принцип — достоверность. Если то, что вы сообщаете целевой аудитории, не соответствует действительности, готовьтесь к наказанию. И будьте уверены, что недостоверность обнаружат — либо недовольный клиент, либо конкурент.
  3. Важно соблюдение этики. Это означает, что нельзя эксплуатировать половые, религиозные, культурные, этнические, возрастные особенности целевой аудитории. Под запретом провокационные образы, ситуации и ненормативная лексика.
  4. Запрещено использовать иностранные слова, если при их использовании возникает риск разночтения, или указывать значимые детали плохо различимым шрифтом.
  5. Отдельное внимание в законе уделяется детям: под запретом определенная категория информации, размещение рекламы в 100 метрах от детских учреждений и использование изображений детей, находящихся в угрожающих жизни состояниях.
  6. Существует ограничение на использование в рекламных целях образа врача и запрет на продвижение медицинских препаратов с прицелом на несовершеннолетнюю аудиторию.
  7. Небольшой, но важный раздел (статья 18) отведен правилам электронной рекламы. Главный посыл этой части закона — такой способ распространения информации будет законным, если получатель выразил на это согласие. При этом распространитель обязан доказать, что согласие получено.

Читайте еще: ФАС и реклама пива.

Закон о рекламе: что нового в 2019 году

Особенность закона в том, что большинство его наиболее жестких положений принято уже давно. Новшества, хотя и принимаются довольно часто, носят уточняющий характер или содержат в себе нюансы, которые выявились в ходе судебных разбирательств, а основные положения предпринимателям уже необходимо знать назубок.

31 октября 2018 года были подписаны поправки, запрещающие рекламировать выполнение научных работ — диссертаций, дипломов, курсовых и т.д. В 2019 году Госдума внесла уточнения, касающиеся проведения чемпионата Европы по футболу и небольшую поправку в отношении наркотических веществ. Также с 1 мая 2019 года законодатели уточнили, как подавать заявку на установку рекламных конструкций через портал Госуслуги.

Кроме того, есть поправки, принятые в мае 2019, которые уже вступили в силу. Первая корректирует пункт 10.2, запрещающий размещать рекламу ближе чем в 100 метрах от детских учреждений, она вступила в силу 29 октября 2019 года. Второе изменение касается запрета на рекламу облигации до даты регистрации биржей программы выпуска облигаций — эта поправка начнет действовать с 1 января 2020 года.

Читайте еще: Реклама магазина — как правильно?

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Плановых проверок в надзоре за рекламной деятельностью государственные органы не проводят. В 2012 году постановлением правительства был утвержден порядок надзора в этой сфере. Главным проверяющим органом является федеральная антимонопольная служба (ФАС). По сути, раз нет сроков плановых проверок, их могут осуществлять в любое время, в том числе, по заявлениям граждан, конкурентов и государственных органов — т.е. надо быть готовым к тому, что представители ФАС могут посетить предпринимателя когда угодно.

Нарушения в области рекламы регулирует КоАП, а именно его статья 14.3. Наказания здесь суровые, поэтому коснемся их подробно.

  1. При рекламе кредита, если не указать всех условий, влияющих на его стоимость, должностное лицо оштрафуют на 20‒50 тыс. рублей, а юридическое 300‒800 тыс. рублей
  2. Нарушения закона о рекламе, касающееся медицины и фармацевтики (включая услуги, лечение, медизделия, лекарства, в том числе БАДы и т.д.): граждане 2000‒2500 тыс. рублей, руководители 10‒20 тыс. рублей, компании — 200‒500 тыс. рублей.
  3. Превышение объема рекламы в печатном издании: штраф до 100 тыс. рублей.
  4. Нарушения, связанные с прерыванием трансляции (телевидение, кино, радио) — максимальное наказание составит 500 тыс. рублей.
  5. Если переоборудовать автомобиль под передвижную рекламу так, что он частично или полностью утратит функции автомобиля или промоматериалы будут создавать угрозу безопасности (например, затруднять обзор водителю) — можно заработать в качестве наказания до 1 млн. рублей.
  6. Также 1 млн. придётся отдать за несогласованную рекламу.
  7. Отдельное внимание в Кодексе отведено рекламе табака: спонсорство или стимулирование продаж, незаконная демонстрация, неиспользование обязанности социальной рекламы приведет компанию к наложению финансовых санкций до 600 тыс. рублей.

Все перечислить невозможно, но в основном штрафы за нарушение законодательства о рекламе во всех остальных случаях, кроме перечисленных выше, составят для граждан 2‒2,5 тыс. рублей, для ответственных лиц — 4‒20 тыс. рублей, а для юридических 100‒500 тыс. рублей. Для уточнения стоит внимательно прочитать закон о рекламе и статью 14.3 КоАП.

Примеров, когда ФАС штрафует за недобросовестную рекламу, множество. Из последнего — «Филип Моррис» оштрафован на 100 000 рублей за рекламу сигарет в почтовой рассылке. В настоящее время ведомство готовит иск против Google за то, что в их контекстной рекламе есть предложение услуг по выполнению курсовых работ. За рекламу «Анаферона» на одно из рекламных агентств наложили штраф, так как противопоказаниям и предупреждениям в промоционных материалах было отведено менее 7% площади, как этого требует закон.

МТС наказали на 100 000 рублей за «Тарифище», где не указано то, что ряд услуг тарифа невозможно оказать в ряде регионов из-за отсутствия покрытия. Фабрике «Коркунов» указали на недопустимость утверждения «Бренд № 1» и готовят постановление о штрафе.

Пример того, как наказали рекламодателя и рекламораспространителя: случай произошел в июне 2019 года, когда организация, не имеющая банковской лицензии, разместила в Яндексе контекстное объявление о привлечении средств граждан. При этом заказчик рекламы отделался предупреждением, а ее транслятор получил 100 000 рублей штрафа. И, наконец, Reg.ru — ещё один заказчик контекстной рекламы, отделавшийся предупреждением, утверждал, что они — регистратор доменных имен № 1 в России.

Приводить примеры можно долго, поэтому стоит понять — суды ФАС проигрывают даже лидеры бизнеса, а обычным предпринимателям стоит относиться к вопросу особенно серьезно.

Читайте еще: как рекламировать алкоголь

Автор Легкий Сергей

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Статья 14.3 КОАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в СМИ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении обязательных требований Федерального закона «О рекламе», которые носят общий характер, то есть административная ответственность за нарушения которых не предусмотрена в других частях комментируемой статьи, а также в ст. 14.37 «Нарушения требований к установке рекламной конструкции», в ст. 14.38 «Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах», в ст. 19.31 «Нарушение сроков хранения рекламных материалов».

3. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи заключается в нарушении предусмотренных в ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» ограничений на распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах, а именно:

— в нарушении порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой;

— в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;

— в распространении рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

4. Объективная сторона правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

5. Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи заключается в прерывании рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма; в совмещении рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

В ст. 17 Федерального закона «О рекламе» при кино- и видеообслуживании установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а так же на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

В ч. ч. 4 и 6 ст. 14 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» религиозные телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдуме.

Для обеспечения соблюдения указанных запретов в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность, которая применяется при их несоблюдении во время демонстрации фильмов при кино и видеообслуживании, а также только при совмещении рекламы с демонстрацией телематериалов в остальных случаях.

6. Субъектами предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи административных правонарушений являются физические и юридические лица — рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители (см. п. п. 5 — 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»), а также должностные лица указанных юридических лиц (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Субъектами предусмотренных в ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи административных правонарушений являются юридические лица — рекламораспространители, а также их должностные лица.

7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Ответственность рекламораспространителя

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение следующих требований:

1) нарушение общих требований законодательства о рекламе;

2) в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах;

3) нарушение сроков хранения рекламных материалов;

4) рекламу товаров, реклама которых не допускается;

5) нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи;

6) нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий;

7) нарушение особенностей рекламы в телепередачах, на радио, в периодических печатных изданиях, рекламы при кино — и видеообслуживание, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях;

8. нарушение правил рекламы на транспортных средствах;

Нарушение правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.

Требования, за нарушение которых предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя перечислены в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «о рекламе».

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение перечисленных требований, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет — 40 процентов;

В бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60 процентов.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, а также руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

В случае, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ).

Постановление о наложении административного штрафа может быть обжаловано в суд. Отметим, что решения антимонопольного органа, вынесенные по фактам нарушений антимонопольного законодательства, могут быть оспорены в суде независимо от того, связаны ли они с наложением административных взысканий и штрафов.

39.Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя.

Существует три основных игрока на поле рекламы: это рекламодатель – тот, кто её заказывает; рекламопроизводитель – тот, кто придаёт ей форму, изобразительный ряд; и рекламораспространитель. Рекламораспространителем может быть как рекламное агентство, так и средство массовой информации.

У каждого из них есть своя сфера ответственности. Рекламодатель несёт ответственность за содержание информации, которая передаётся в рекламном сообщении.Рекламопроизводитель – за этап подготовки рекламы, в том случае если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил «не» либо убрал «не» в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несёт ответственность за ту часть рекламы, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству её размещения. Если рекламу определённых товаров нельзя распространять в дневное время или вблизи детских учреждений, церквей и т.п., то, естественно, ответственность за нарушение этого положения несёт рекламораспространитель (ст. 30 ФЗ «О рекламе»).

Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако редакции не нарушают закона и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламе самого рекламодателя рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель – предоставить лицензию либо её надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что в нашей стране для производства и реализации большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуется получение лицензии, например на перевозку пассажиров воздушным, морским или железнодорожным транспортом, на проведение публичного кинопоказа, оказание туристических и охранных услуг и т.д.

Таким образом, всё, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, разрешается рекламировать также только после её получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на его продажу или производство. На самом деле это не так уж логично, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин товаров для охотников ещё до того, как его построят и откроют.

Хранить рекламные материалы рекламораспространитель обязан в течение года со дня последнего их распространения. Эти материалы, а также другую информацию, необходимую для осуществления полномочий государственными контрольными органами, которые призваны следить за соблюдением законодательства в сфере рекламы, рекламораспространители обязаны предоставлять им по первому же требованию. Полученные сведения, составляющие коммерческую тайну, контрольные органы разглашать не вправе, в законодательстве установлена ответственность за разглашение таких сведений (см., например, ст. 12, 13, 128 и 139 ГКРФ).

В газетах и журналах на последней странице часто публикуются заявления о том, что редакция не несёт ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле такое объявление ещё ни одну редакцию как рекламораспространителя от ответственности не освобождало и не освободит. Редакция обязана даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Она не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но обязанаубедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция должна также проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламы есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несёт ответственность и редакция распространившего её СМИ.

Для рассмотрения каждого конкретного дела по признакам нарушения законодательства о рекламе Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создаёт комиссию. Контрольные функции федерального антимонопольного органа можно разделить на две группы.

Первая группа – это те полномочия, которые этот орган и его территориальные подразделения осуществляют самостоятельно. Речь идет о праве предупреждать нарушивших закон рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей; направлять им предписания о прекращении нарушений, об осуществлении контррекламы; взыскивать с провинившихся штрафы. Правда, штраф налагается не за само нарушение законодательства о рекламе, а лишь за неисполнение в срок соответствующих предписаний антимонопольного органа. Уплата штрафа не освобождает от необходимости исполнять эти предписания.

Вторая группа – полномочия, реализацию которых антимонопольный орган совершает через другие компетентные органы власти. Имеется в виду право направлять материалы на нарушителей в лицензирующие органы (для возможного приостановления или аннулирования разрешений на ведение определённой деятельности) и в прокуратуру (для возбуждения уголовных дел по признакам преступлений в области рекламы), а также право подавать на нарушителей иски в суд. Именно через суд или арбитражный суд он вправе принудительно взыскать штраф, если нарушитель отказался выплатить его добровольно. Для добровольной уплаты штрафа Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлен 30-дневный срок с момента вынесения антимонопольным органом постановления.

В свою очередь действия самого антимонопольного органа, как, впрочем, действия любого другого органа исполнительной власти, могут быть опротестованы в суде или арбитражном суде. Однако сама по себе подача заявления в суд не приостанавливает исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы или о полном или частичном её прекращении.

Следует особо сказать о такой форме ответственности рекламодателей, как контрреклама. Это понятие подразумевает опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. При этом все расходы по контррекламе оплачиваются нарушителем. Обычная мера наказания – штрафы– здесь недостаточно эффективна, поскольку уже введенный недопустимой рекламой в заблуждение потребитель может так и не узнать, что товары, которые он покупает, не обладают обещанными характеристиками или, более того, опасны для здоровья. Нередки случаи, когда компания, опубликовавшая недостоверную рекламу и заплатившая за это штраф, чувствует себя победителем, поскольку объём её продаж возрос в несколько раз, даже несмотря на последовавший запрет Министерства по антимонопольной политике на дальнейшее распространение этой рекламы: люди продолжают покупать её продукцию по инерции. Воспрепятствовать этому может только контрреклама, однако случаи её применения пока редки.

Прецедент был создан, когда антимонопольный орган обязал опровергнуть рекламу пищевой добавки «Акулий хрящ», выдававшейся за чудодейственное лекарство, «единственное доступное средство против страшного заболевания цивилизации – рака». Фирма «Здоровье-2000», оплатившая эту распространённую миллионными тиражами рекламу в газетах «Мир новостей», «Мегаполис-экспресс», «Экспресс-газете» и других, должна была разместить в этих же изданиях текст, в котором дезавуировались незаслуженно приписанные препарату целебные свойства. Потом была контрреклама «царских» таблеток, на деле оказавшихся чесночными, и еще два-три случая контррекламы, аналогичные этим (менялись лишь названия «медицинских» препаратов).

В 1998 году была опубликована контрреклама иного толка. Бесплатный московский еженедельник «Бизнес-реклама» под шапкой «Публикуется по решению Государственного антимонопольного комитета» напечатал большую статью, в которой ЗАО «Мастер-Лок сервис» извинилось за неточности в распространявшейся ранее рекламе своей продукции. Примечательным в этой контррекламе является то, что, во-первых, антимонопольный орган впервые прибегнул к ней не в связи с рекламой опасных для здоровья медикаментов, а по поводу заурядной бытовой услуги – установки металлических дверей; во-вторых, реклама этой фирмы не содержала утверждений, которые могли ввести потребителя в опасное заблуждение по поводу их качества. Как было указано в решении по этому поводу, основной причиной, повлекшей данную санкцию, было «нарушение ст. 7 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в использовании терминов в превосходной степени, в том числе путём употребления слов «только», «самый», «лучший» и тому подобных… («наиболее подходящими для наших условий являются двери израильского производства», «фирма предлагает практически всё, что есть в мире самого лучшего из стальных дверей», «давать пожизненную гарантию от заводского брака» и т.п.)». Эти необоснованные характеристики товара нужно было опровергнуть.

Закон о рекламе устанавливает, что любой факт ненадлежащей рекламы является основанием для принятия антимонопольным органом решения об опубликовании контррекламы. Особенностью данного вида наказания для рекламодателя является то, что контрреклама должна быть опубликована в тех же средствах массовой информации и в то же время (если это телевидение или радио) или на том же месте той же полосы (в печатных СМИ) и, самое главное, в том же объёме, что и реклама, нарушившая закон. Важно и то, что статья 29 этого Закона устанавливает: все расходы, связанные с опубликованием контррекламы, должны оплачиваться нарушителем. Контрреклама удобна для СМИ. Рекламодатель, размещающий свой материал добровольно, может свободно выбирать среди сотен газет, и поэтому от него в большой степени зависят условия сделки; фирма же, обязанная опубликовать контррекламу, полностью связана решением антимонопольного органа, ей приходится быть очень сговорчивой, чтобы контрреклама появилась именно в указанном издании и точно в установленный срок.

Если же виновный в нарушении Закона о рекламе не захочет заплатить за критику своей же продукции, к нему могут применить штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

В заключение следует отметить, что федеральный орган не вправе заниматься цензурой: он контролирует рекламу не с момента её изготовления, а лишь после распространения.

Незаконное размещение рекламы: что грозит по КоАП РФ?. Статьи по предмету Административное право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    НЕЗАКОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ: ЧТО ГРОЗИТ ПО КОАП РФ?

    Е.Д. НОСКОВА

    Для продвижения бренда, товаров, работ или услуг, привлечения внимания потребителей и повышения спроса организации используют рекламу. Без рекламы достаточно сложно представить современный мир. Реклама уже давно заполонила улицы, СМИ, Интернет. При этом организации, размещающие или заказывающие рекламу, редко задумываются о возможных последствиях, возникающих при распространении ненадлежащей рекламы.

    КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с нарушением в сфере рекламы — статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.
    Достаточно внушительный список.
    В данной статье мы разберем, за что происходит привлечение к административной ответственности по вышеперечисленным статьям, в частности состав, предусмотренный статьей 14.3 КоАП РФ.
    Так, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А64-6843/2014).
    Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).
    Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательства о рекламе определяющими факторами будут являться:
    — направленность на неопределенный круг лиц;
    — направленность на привлечение внимания;
    — ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования;
    — формирование положительного отношения к объекту рекламирования.
    Под неопределенным кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)). В рекламе нет конкретного указания на лицо или лица, для которых эта реклама создана и на кого она направлена. Например, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007, 15.05.2007 N 09АП-5225/2007-АК, ФАС Московского округа от 23.08.2007 N КА-А40/8398-07 суды указали, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации признается рекламой.
    При этом, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, суд может квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012).
    Но не только суд, в том числе и должностное лицо антимонопольного органа, рассматривающего дело о данном правонарушении, вправе вынести постановление о прекращении дела и объявлении устного замечания.
    Суды в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, выделяют:
    — небольшой масштаб рекламной кампании — один или незначительное количество номеров СМИ (или иных рекламоносителей), в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама;
    — отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;
    — отсутствие ранее вынесенных в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Закона «О рекламе» в данной сфере (факт совершения правонарушения впервые);
    — отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы.
    См. письмо ФАС России от 30.09.2013 N АК/38198/13 «О малозначительности в рекламе».
    Соответственно, нарушение действующего законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности.

    За что могут оштрафовать?

    Ниже мы рассмотрим конкретные случаи, когда организации привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
    В сезон распродаж организации часто вывешивают объявления, содержащие слово «sale» без перевода на русский язык. Данное слово сообщает потребителям о наличии скидок на товары, услуги в организации. При этом размещение слова «sale» без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    Это связано с тем, что Законом о государственном языке не допускается использование слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
    Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе (ч. 6 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке).
    В рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
    Так, суд привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за размещение на витрине магазина слова «sale» без перевода на русский язык.
    Суд пояснил, что информация «sale» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.
    Используемое в рекламе иностранное слово «sale» имеет несколько значений.
    Имя существительное — 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.
    Оно также существует в различных языках мира и имеет самые различные переводы: с французского — «грязный, нечистый, гнусный»; с итальянского — «соль, остроумие»; с испанского — «солить, засаливать».
    Суд пришел к выводу, что в связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения.
    Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Потребителями рекламы являются представители самых разных слоев нашего общества, социального положения, образования и возраста. Использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искаженной (см. Определение ВАС РФ от 18.02.2013 N ВАС-1040/13 по делу N А65-19639/2012).
    Аналогичная позиция отражена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012. При этом суд квалифицировал данное нарушение как малозначительное, поскольку само по себе нарушение законодательства о рекламе не влечет безусловной угрозы жизни и здоровью населения.
    В то же время не только размещение «sale» в рекламе без перевода на русский язык является нарушением КоАП РФ, но и другие иностранные слова без перевода (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2006 по делу N А44-5938/2005-14а).
    Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, образует размещение в рекламе, на витрине магазина иностранных слов без соответствующего перевода на русский язык.
    Еще одним популярным способом рекламирования является направление физическим лицам SMS. При этом СМС-реклама также может повлечь за собой административную ответственность.
    Так в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014 рассматривалось дело о признании ненадлежащей рекламой СМС-сообщения, полученного гражданином. Как установил суд, гражданин не давал согласия на получение СМС-рекламы. Суд пришел к выводу, что по своему содержанию текстовое СМС-сообщение привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования — продукции, реализуемой компанией, так как сообщение не содержит указания конкретного субъекта его получения, а следовательно, обладает признаками рекламы.
    Аналогичный вывод отражен в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А12-15079/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 N 07АП-11880/14 по делу N А27-8590/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А43-28790/2013.
    Основным обстоятельством, при котором СМС-сообщение признается ненадлежащей рекламой и основанием для привлечения к административной ответственности, является отсутствие согласия абонента, который получил СМС (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 09АП-15429/2012-АК, от 15.07.2011 N 09АП-13978/2011).
    Соответственно, организация перед тем, как направлять СМС-сообщение рекламного характера, должна убедиться в достоверности номера телефона, а именно: принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если гражданин указал неправильный номер телефона, то отправление СМС на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 N 09АП-37235/2012-АК N А40-114200/12-122-633).
    Согласно письму ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.
    То есть не допускается распространение спама посредством направления писем на электронные почты.
    При этом в данном случае также необходимо получение согласия адресата.
    Кроме того, положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.
    В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15 разъяснено, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
    Рассмотрим еще один вариант неправомерного размещения рекламы, образующего состав административного правонарушения.
    В Постановлении от 23.09.2008 N 6327/08 по делу N А57-5741/07-6 Президиум ВАС РФ указал, что довод, приведенный нижестоящими судами в обоснование незаконности принятого антимонопольным органом постановления о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе. Данное нарушение обществу не вменялось.
    Аналогичная позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 18.06.2012 по делу N 11-10054.
    Соответственно, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является нарушением КоАП РФ.
    При этом административной ответственности за размещение рекламы на автомобиле можно избежать, если на автомобиле указано только коммерческое обозначение.
    Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 N А56-42800/2010 рассматривалось дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации коммерческого обозначения; суд разъяснил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке ее товаров, работ и услуг
    Соответственно, не относится к рекламе размещение отличительных знаков организации на автомобиле, например, коммерческого обозначения, поскольку указание на транспортном средстве коммерческого обозначения не преследует цели привлечения внимания к объекту и продвижения товара на рынке, а отражает принадлежность транспортного средства к организации, следовательно, привлечение к административной ответственности по данному основанию не происходит.

    Выводы

    Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.
    При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.
    К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.
    В то же время в судебной практике уже выработалась позиция по некоторым нарушениям в рамках статьи 14.3 КоАП РФ. В частности, размещение слова «sale» без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.
    В связи с этим избегайте употребления иностранных слов без соответствующего перевода.
    Распространение рекламы посредством СМС-сообщений, а также в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии получения предварительного согласия абонента или адресата.
    Рекомендуется перед отправлением СМС-сообщений удостовериться в достоверности телефонного номера, ведь получение СМС-рекламы без согласия является административным правонарушением.
    Не используйте транспортное средство в качестве рекламной конструкции, это является административным правонарушением.
    При этом указание на транспортном средстве названия организации или коммерческого обозначения не влечет административной ответственности, поскольку отражает принадлежность транспортного средства к организации, а не направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц.
    В следующей статье мы также разберем конкретные примеры, образующие состав административного правонарушения за незаконное размещение рекламы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

ФАС не одобряет. 7 примеров запрещённой рекламы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила «Газпрому» называть себя «национальным достоянием». По словам главы службы Игоря Артемьева, вопрос о неверной формулировке в рекламе компании обсуждался на одном из совещаний у президента страны. В общении с журналистами Артемьев подчеркнул, что достоянием могут называться «люди, газ и так далее, но не „Газпром“». Рекламу каких компаний ФАС счёл некорректной, рассказывает АиФ.ru.

Читайте также: Что можно назвать национальным достоянием России?

1. В августе 2015 за нарушение закона о рекламе пришлось ответить ОАО «Лубянка-девелопмент». В эфире нескольких радиостанций, вагонах метро и на рекламных конструкциях компания использовала следующие высказывания: «Хорошие родители водят своих детей на Лубянку. А вы хорошие родители?» или «Ты хороший родитель? Любишь ребёнка — отведи в ЦДМ на Лубянку!».

Таким образом, у детей могло сложиться впечатление, что если взрослые не отвели их в ЦДМ на Лубянке, то они плохие и не любят их. В сообщении ФАС говорилось: «…отношение родителя к ребёнку никоим образом не может быть поставлено в зависимость и оцениваться на основании факта посещения или непосещения определённого магазина».

2. В 2013 году в недобросовестной рекламе был уличён канал «Муз-ТВ» со слоганом «„Муз-ТВ“ — главный музыкальный канал». По мнению ФАС, такая формулировка содержит некорректное сравнение телеканала с его конкурентами, а значит, должна иметь подтверждение. Однако сотрудники службы их не обнаружили.

3. Сети World Class Федеральная антимонопольная служба запретила использовать в своей рекламе формулировку «сеть фитнес-клубов № 1». Нарушение было обнаружено сотрудниками ФАС во время плановой проверки организации. Дело в том, что, когда компания называет себя «№ 1», она должна тем или иным способом подтвердить своё превосходство, в противном случае от подобного продвижения лучше отказаться совсем.

4. Ещё один нарушитель был уличён в неправомерности своих заявлений Амурским управлением ФАС России. Сотрудники службы установили, что некая местная фирма проводила акцию по продаже пластиковых окон. В рекламе говорилось, что Эдик, купивший окно за 10 500 руб., — «лопух», потому что в этой компании оно стоит дешевле. Согласно нехитрой логике получалось, что все люди, которые предпочитают покупать окна у конкурентов фирмы за более высокую цену, — «лопухи».

5. Российскому представительству General Motors, начавшему продавать автомобили Chevrolet с цветом кузова Olympic white (олимпийский белый), также пришлось ответить за ненадлежащую рекламу. Слово «Olympic» является охраняемым зарегистрированным элементом. Оно принадлежит Международному олимпийскому комитету, а значит, его использование должно быть согласовано с организацией.

6. В 100 тысяч рублей штрафа обошлась реклама «чудесного напитка для детей ООО „Эббот Лэбораториз“». О существовании продукта родители и дети узнавали из специальных брошюр. В них говорилось о волшебных бутылочках с напитком, который поможет некоему хилому мальчику Шуре «стать сильным, умным и быстро вырасти». Подобная реклама формирует у детей впечатление, что употребление напитка позволит мальчику получить преимущество перед сверстниками, которые его не употребляют, говорится в сообщении ФАС.

7. Очередной выговор был сделан УФАС по Новосибирской области за распространение информации о целебных бальзамах. В рекламе средств говорилось об их широком спектре действия и лечении многих заболеваний.

Но проверка показала, что данные бальзамы не являются лекарственными средствами и в государственном реестре лекарственных средств не зарегистрированы. Следовательно, излечить человека они не могут, и реклама является недостоверной.

Примеры оскорбительной рекламы: судить нельзя помиловать

17 июня Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении компании Burger King. А все из-за рекламных слоганов, которые, по мнению ФАС, являются неэтичными.

О чем речь?

Вы наверняка видели эту провокационную рекламу. Под прицел попали слоганы «Раскурячь их всех!», «Окурительный чикен фри» плюс предложение из email-рассылки «Раздаст по Е-баллам за кофе». Эксперты ФАС увидели в этих фразах «непристойные образы, агрессию и деструктивные призывы».

Burger King давно славится слоганами на грани: «Смотри не обострись», «Почему утром стоит», «Похоже на какое-то наедалово» и так далее.

Зачем это Burger King?

Ну что за наивные вопросы! Очевидно, что главная цель подобного юмора – пиар, отстройка от конкурентов, выделение из серой массы.

«Burger King с самого начала был хулиганистым, чуть-чуть на грани. Мы понимали, что без агрессивной рекламы продвигаться будет тяжело», – говорила в интервью бывший гендиректор российского представительства Яна Песоцкая.
Взять слоган про обострение. Креативный директор агентства Fistashki Павел Таргашин так объяснял журналу РБК: «Это было заигрывание с аудиторией, которая реагировала в духе: «А вот пойду и обострюсь!».

Такая тактика принесла свои плоды: Burger King успешно конкурирует с McDonald’s, прибыль неуклонно растет. А ведь это главное в мире бизнеса, не так ли? Да и многим потребителям, как мне кажется, такой юмор заходит. Маркетологи компании говорят на языке своей ЦА, их слоганы попадают в десяточку и расходятся на мемы.

Хорошо это или плохо?

Если взять за основу то, что основная ЦА – молодежь, подрастающее поколение, то ничего хорошего. Пока нормой считается «Смотри не обострись», моральные рамки будут размыты.

С другой стороны – если даже Burger King будет выдавать рафинированный и вылизанный контент, молодежь не перестанет искать в соцсетях дерзкие приколы и слушать музыку с обсценной лексикой. Ну кто в свое время не включал тайком от родителей «Сектор газа» и Фараона? Вот то-то же.

И все же, мне кажется, подобного «добра» в интернете должно быть меньше. Лучше, если у молодежи будет меньше шансов видеть сомнительный контент.

А что с точки зрения закона?

Смотрим Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе», статью 5. В части 6 («Общие требования к рекламе») четко написано:

«В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

Что интересно, раньше в законе была статья 8 под названием «Неэтичная реклама». Теперь она утратила силу — понятие «ненадлежащей рекламы» сократилось до недобросовестной и недостоверной.

Если рассматривать спорные слоганы как оскорбительные выражения, то да, рекламу Burger King вполне могут признать недобросовестной. Прецеденты уже были. В прошлом году ФАС удалось оштрафовать Burger King на 100 тысяч рублей. Причиной стала наружная реклама – надпись на автобусе в Ярославле. В слогане «ЕдАЛ ТАКОЕ?» буква «д» подозрительно напоминала «б», из-за чего смысл выражения кардинально менялся. Ну вы поняли.

Чтобы не быть голословными, ФАС направила запрос в Институт русского языка имени В. В. Виноградова. Там провели лингвистический анализ той самой фразы и выяснили, что «использование графически сходных букв в данном случае может быть квалифицировано как случай языковой игры и намеренного придания слову “ЕдАЛ” графического облика, сходного с графическим обликом близкого по значению непристойного глагола». Этого оказалось достаточно, чтобы оштрафовать компанию за использование бранных слов, непристойных и оскорбительных выражений». Такие вот опасные языковые игры.

Другие примеры запрещенной рекламы в России

Были в российской практике и другие примеры запрещенной рекламы. Непристойным был признан слоган «Сосну в подарок», который разместила на баннере некая строительная компания из Новосибирска. Слоган подкреплялся фотографией девушки в откровенном наряде, чтобы ЦА уж точно поняла намек.

Интересно, что рекламодатели и в самом деле предлагали сосну в подарок: при условии заказа сруба до 31 января. Но ФАС была непреклонна: «откровенность наряда девушки в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова».

В Якутии ФАС оштрафовала хозяйку магазина цветов. Причиной стал использованный в наружной рекламе известный образ красноармейца, вот только призывал он не записаться добровольцем, а купить «своей любимой цветы». ФАС сочла такую рекламу оскорбляющей образ солдата, защищавшего Родину, и запретил ее.

Детский магазин на Лубянке тоже отличился: использовал в рекламной кампании сомнительные слоганы «Любишь ребенка – отведи на Лубянку» и «Хорошие родители водят своих детей на Лубянку». Родителям такие манипуляции не понравились.

Но это еще не все: поданным СМИ, магазин снял рекламные видеоролики, в которых обыгрывал тему пыток (Лубянка же). Например, в одном видео дети «пытают» родителей плачем, те сдаются и отвозят отпрысков в детский магазин. На мой вкус, это отвратительно. После общественного резонанса ролики были удалены из сети.

История закончилась тем, что в отношении ОАО «Лубянка-Девелопмент» завели аж три дела и признали их нарушителем закона о рекламе. По словам представителя ФАС, реклама создавала впечатление, будто «родители, не посетившие со своими детьми ЦДМ на Лубянке, плохие и не любят их». Меж тем отношение родителя к ребенку «никоим образом не может быть поставлено в зависимость и оцениваться на основании факта посещения или непосещения определенного магазина».

И на закуску: «веселые» картинки

Что там будет с Burger King – неизвестно. Я не судья, не антимонопольщик и даже не филолог, поэтому экспертных выводов делать не буду. Вполне возможно, что компания выплатит очередной штраф и продолжит провоцировать дальше.

Не будем пускаться в осуждение. Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу, сомнительный пиар или качественное PR-продвижение в интернете без чернухи и провокаций.

Предлагаю посмотреть другие примеры реклам, которые допускают «использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».

Этот ролик запретили с формулировкой: «В рекламе присутствует явный намек, что пожилые мужчины обделены вниманием молодых красивых женщин из-за возраста, а это может обидеть представителей старшего поколения».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *