Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов налоговой проверки

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

На основании пункта 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки, составляется акт налоговой проверки.

Он составляется в любом случае, установлены факты нарушения налогового законодательства или таковые отсутствуют.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания такой проверки.

Формы актов налоговых проверок и требования к их составлению утверждены Приказом ФНС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №САЭ-3-06/892@.

Акт налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Пункт 3 данной статьи содержит конкретный перечень сведений, реквизитов и информации, которую должен содержать акт налоговой проверки:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится;

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом;

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах); о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.д.

В случае если проверяемое лицо внесло в установленном порядке изменения в налоговую декларацию (расчет), а также уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки по данному налогу за данный период, то указанные изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки. При представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов) после назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

требование о представлении документов;

решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);

акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);

разделы актов проверок филиалов (представительств);

документы (информация), истребованные в ходе проверки;

заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));

справка о проведенной проверке;

документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;

копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;

иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Пункт 6 данной статьи устанавливает сроки для предоставления налогоплательщиком возражений по акту и обосновывающих возражения документов (их заверенных копий). Этот срок составляет 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

При этом данный срок по-прежнему не является пресекательным. Однако этот срок связан с иным сроком — на принятие решения по результатам рассмотрения проверки. Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ срок принятия решения — 10 дней после истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик имеет право представить возражения по акту. В том случае, если письменные возражения не представлены, это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ). Данные правила применяются к оформлению результатов как выездной, так и камеральной проверки.

Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Комментируемая статья носит отсылочный характер и напрямую не регулирует порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Согласно пункту 1 данной статьи, дела о выявленных в ходе проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Акт налоговой проверки рассматривается руководителем налогового органа.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Более подробно смотрите статью 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушений рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ).

При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившем правонарушение.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

— о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

— об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Более подробно смотрите статью 101.4.

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

В данной статье, законодатель попытался детально регламентировать процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки в ходе, который были выявлены правонарушения и разрешения в досудебном порядке потенциально возможного налогового спора.

Комментируемая статья содержит, хотя и в очень усеченном виде, важнейшие институты данной процедуры, такие как:

— принципы рассмотрения;

— полномочия налогового органа;

— лица, участвующие в процедуре рассмотрения;

— доказывание;

— обеспечительные меры;

— процедурные сроки;

— основания отмены вынесенного налоговым органом решения.

Акт и другие материалы налоговой проверки, в том числе представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены в течение 10 дней после истечения пятнадцатидневного срока, установленного пунктом 6 статьи 100 НК РФ (пятнадцать дней). Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Вне зависимости от представления налогоплательщиком возражений по акту проверки налоговый орган обязан надлежащим образом известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения. Форма такого решения приведена в Приказе ФНС от 6 марта 2007 года №ММ-3-06/106@ (Приложение №62).

Пункт 4 данной статьи закрепляет принцип устности процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Принцип устности состоит в том, что восприятие всего доказательственного материала происходит в устной форме. Все письменные материалы, исследуемые в рамках «процедуры» подлежат оглашению.

Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Согласно пункту 5 в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. Форма такого решения установлена Приказом МНС Российской Федерации от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Как видно, в новой редакции НК РФ подробно регламентируется порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). Во-первых, установлен исчерпывающий перечень возможных дополнительных мероприятий: истребование документов у проверяемого лица, истребование документов о проверяемом лице у других лиц, допрос свидетеля и проведение экспертизы. Во-вторых, предусмотрен срок их проведения — один месяц и отсутствует возможность продления этого срока. В-третьих, определено содержание решения о проведении дополнительных мероприятий — налоговый орган должен указать обстоятельства, в связи с которыми они проводятся, срок и конкретную форму их проведения. Однако представляется, что такой механизм института доказывания, как получение дополнительных доказательств, закреплен «однобоко» поскольку не предоставляет возможности налогоплательщику представить дополнительные доказательства. На основании сложившейся практики взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами трудно предположить, что такие «дополнительные мероприятия налогового контроля» будут направлены на сбор доказательств исключающих или смягчающих ответственность налогоплательщика. Считаем, что в этом случае законодатель не до конца провел линию обеспечения прав налогоплательщика.

Более того, институт доказывания (пункт 4 статьи 101 НК РФ) также представляется недоработанным. Так, отсутствует перечень доказательств, порядок представления доказательств, порядок исследования доказательств, принятие или не принятие в качестве доказательств тех или иных сведений. Появляются фигуры свидетеля, эксперта, специалиста — полномочия этих лиц в рамках проведения налогового контроля предусмотрены статьями 90, 95 и 96 НК РФ соответственно. Однако очевидно, что объем их прав и обязанностей, в рамках процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, будет существенно отличаться от прав и обязанностей, предусмотренных статьями 90, 95, 96 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы названных решений утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Пунктом 8 данной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в решении о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой;

— ссылка на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту;

— результаты проверки этих доводов;

— решение, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения, с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;

— применяемые меры ответственности;

— размер выявленной недоимки и соответствующих пеней;

— подлежащий уплате штраф;

— срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение

— порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

В решении об отказе в привлечении к ответственности, излагаются обстоятельства послужившие основанием для такого отказа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры. Такими обеспечительными мерами могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке по правилам установленным статьей 76 НК РФ.

Для принятия обеспечительных мер руководитель налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительные меры могут быть отменены досрочно.

Пунктом 10 комментируемой статьи установлена очередность имущества, на которое налагается запрет на отчуждение, при этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Запрет на отчуждение производится в следующей последовательности:

— недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

— транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

— иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

— готовой продукции, сырья и материалов.

Как будут зафиксированы результаты камеральной проверки, зависит от того, выявит ФНС нарушения или нет. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее.

Оформление результатов камеральной проверки при отсутствии нарушений

Если результаты камеральной проверки не имеют нарушений налогового законодательства, то особого оформления не требуется. Отсутствие необходимости составлять какие-либо бумаги регламентировано ст.88 и ст.100 НК РФ.

ФНС также не обязана уведомлять компанию о том, что камеральная проверка завершена. Исключением будет только оформление результатов камеральной проверки декларации по НДС с возмещением. В этом случае ФНС уведомляет организацию об итогах письменно в течение семи дней (п.12 ст.176.1 НК РФ).

Чтобы получать уведомления в любом случае, необходимо обратиться в ФНС с письменным заявлением. Такое право налогоплательщика закреплено в ст.21 НК РФ.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки при наличии ошибок

Может быть и другая ситуация, когда нарушения выявлены. Тогда по результатам камеральной налоговой проверки составляется акт. Форма этого документа установлена приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892.

Если ФНС не составляет акт, это будет являться нарушением процедуры и результаты камеральной проверки могут быть отменены. Отсутствие акта – достаточное на то основание.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки должно включать следующие данные:

  • наименование и номер акта;
  • ФИО инспектора;
  • даты проверки и составления акта;
  • сведения о проверяемом предприятии (данные о внесении в реестр – наименование, ИНН, КПП);
  • конкретное описание нарушений с оценкой расхождений;
  • ссылки на нормы законодательства;
  • сведения о последствиях выявленных нарушений;
  • предложения по устранению нарушений;
  • доказательства нарушений в качестве приложений к акту.

ФНС оформляет результаты налоговой проверки в течение 10 рабочих дней с момента ее окончания. Акт составляется в двух экземплярах. Один документ остается в налоговой инспекции, осуществившей проверку, а второй направляется проверяемой компании. К экземпляру организации прилагаются дополнительные бумаги, которые служат подтверждением и обоснованием выявленных нарушений.

Выявленными нарушениями могут быть:

  1. Непредоставление налоговой декларации (п.1 ст.119 НК РФ).
  2. Нарушение порядка предоставления налоговой документации для проверки (ст. 119.1).
  3. Предоставление расчета, содержащего недостоверные данные (ст. 119.2).
  4. Существенное нарушение порядка учета доходов и расходов (ст. 120).
  5. Неуплата налогов в полном объеме (ст. 122).
  6. Несообщение данных, которое привело к неуплате налога в полном объеме (ст. 122.1).
  7. Несоблюдение правил перечисления налоговых платежей налоговым агентом (ст.123).
  8. Непредоставление данных для осуществления проверки (ст.126).

Если итоговые данные по фискальной проверке оформлены с ошибками, то они подлежат отмене. Это возможно, если ФНС были допущены нарушения, на основании которых принято неверное решение по итогам проверки. К примеру, если налоговая служба некорректно применила законодательные нормы или отразила в акте нарушение без достоверного обоснования.

Акт передается в организацию в течение пяти дней с момента его удостоверения. Стоит учесть, что если акт будет отправлен позже, это не станет основанием для отмены итогов камеральной фискальной проверки. Передать его можно лично в руки представителю фирмы под расписку или другими способами, которые предусматривают фиксирование даты получения (почтовым отправлением с уведомлением, курьером).

То, что итоги фискальной проверки донесены до сведения заинтересованного лица, фиксируется посредством личной подписи. Уполномоченный представитель фирмы удостоверяет на акте, что он его получил и ознакомился с содержанием.

В ответ на акт проверки фирма может составить возражения в письменной форме и отправить их в налоговую инспекцию. На основании всей предоставленной документации ФНС примет окончательное решение и осуществляет окончательное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

3.5 Порядок оформления результатов камеральных проверок и принятие решений

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименование, либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) ФИО лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии со статьей 101 НК РФ, материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц налогоплательщиков или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

Проект решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки готовится сотрудниками отдела камеральных проверок и проверяется на соответствие законодательству сотрудниками юридического отдела, и представляется на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) инспекции. Решение должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) инспекции не позднее чем через 75 дней со дня представления налогоплательщиком проверенной декларации. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

— обстоятельства совершенного плательщиком налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой;

— документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

— наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений;

— виды налоговых правонарушений;

— размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие статьи НК РФ. Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции только на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, приобщаются к имеющимся материалам камеральной налоговой проверки. Результаты таких мероприятий подлежат отражению в описательной части решения, принятого по их окончании. Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем решения по результатам камеральной проверки направляет указанные решения в отдел ввода для отражения в лицевых счетах плательщика сумм налогов, пени и налоговых санкций. Копия решения передается в отдел, занимающийся взысканием задолженности по налогам, для подготовки требования об уплате доначисленных сумм и затем вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами вручить решение невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки .

В десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет плательщику требование об уплате налога и пени, а также сумм налоговых санкций.

При установлении в ходе камеральной проверки в действиях плательщика состава административного правонарушения сотрудник отдела камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении ведется в соответствии с КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки

По завершении проверки должностные лица налогового органа составляют акт, если в ходе проверки установлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Из этой нормы можно сделать вывод: если налоговый орган не выявил никаких нарушений в ходе проверки, акт не составляется.

Однако в акте указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или делается запись об отсутствии таковых (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). Из этой нормы следует, что даже при отсутствии нарушений со стороны налогоплательщика налоговый орган все-таки должен составить акт.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.04.2011 N 14883/10 пришел к следующему выводу. Если в ходе камеральной проверки налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт нет необходимости.

На основании пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте отражаются документально подтвержденные факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, достоверность которых в соответствии со ст. 101 НК РФ (с учетом возражений налогоплательщика) оценивается налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки. Причем закон не требует от налогового органа уведомлять проверяемое лицо о результатах проведенной камеральной проверки и дате ее завершения (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@). Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. Если при такой проверке выявлены нарушения, по ее завершении, как и во всех остальных случаях, налоговая инспекция составит акт (п. 3 ст. 176, п. 13 ст. 176.1 НК РФ).

Если в результате такой проверки налоговый орган нарушений не выявил, он должен уведомить об этом налогоплательщика в письменной форме в течение семи дней после ее окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ). Однако и в этом случае акт проверки не составляется (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 14883/10). Данную позицию Президиума ВАС РФ приняли к сведению налоговые органы (п. 14 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Кроме того, если налоговый орган не выявит никаких нарушений, он в течение семи дней обязан принять решение о возмещении сумм НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки составляется по правилам, установленным ст. 100 НК РФ, и по форме, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Составить акт налоговый орган должен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Таким образом, по мнению Минфина России, максимальный срок для составления и направления налоговым органом налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение, составляет три месяца и 10 дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). К этому времени прибавляются еще пять дней, в течение которых акт камеральной налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась такая проверка (Письмо Минфина России от 09.12.2008 N 03-02-07/1-503).

В акте камеральной налоговой проверки указываются:

— дата акта налоговой проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности (с указанием наименования налогового органа, который они представляют);

— дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

— период, за который проводилась проверка;

— наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

— даты начала и окончания налоговой проверки;

— адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения проверяющих относительно устранения выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается проверенному лицу (п. 2.3 Требований к составлению акта налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Акт камеральной проверки должен включать (п. 1.6 Требований к составлению акта налоговой проверки):

— вводную часть (общие положения);

— описательную часть (установленные факты);

— итоговую часть (выводы налоговых органов, предложения об устранении выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Вводная часть акта должна содержать (пп. 1 — 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 2.2 Требований):

— номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

— наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

— дату акта проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

— должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

— сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная проверка (наименование налога (сбора), дата представления, указание, первичная она либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

— полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указываются их полное и сокращенное наименования;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— код причины постановки на учет (КПП);

— указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ, иными актами законодательства о налогах и сборах;

— даты начала и окончания проверки;

— место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки (об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки);

— иные необходимые сведения.

Требования к содержанию описательной части акта камеральной проверки содержатся в пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.8 Требований к составлению акта налоговой проверки.

Описательная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых и связанных с этим обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

В этой части акта указываются:

— вид нарушения;

— способ и иные обстоятельства его совершения;

— налоговый период, к которому относится нарушение;

— изложение существа нарушений со ссылкой на конкретные нормы НК РФ или иных нормативных правовых актов;

— доказательства совершения правонарушения.

Описание фактов нарушения налогового законодательства должно содержать ссылки на заключения экспертов, протоколы допросов свидетелей и иные протоколы (в случае проведения этих дополнительных мероприятий налогового контроля).

Порядок заполнения итоговой части акта камеральной проверки определен пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки.

В этой части налоговый орган должен указать:

— сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, об исчисленных в завышенных размерах налогах (с разбивкой по налогам и налоговым периодам);

— сведения о других установленных проверкой фактах нарушения (о завышении для целей налогообложения суммы убытков, завышении сумм НДС, предъявленных к возмещению из бюджета, и т.д.);

— предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений.

Эти предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом:

— взыскание недоимки по налогам и сборам;

— пени за несвоевременную уплату налогов и сборов;

— приведение налогоплательщиком учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие установленному законодательством порядку и т.д.;

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

При этом должен быть указан вид совершенных налогоплательщиком правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

— указание количества листов приложений;

— указание на право представления возражений по результатам проверки.

Акт камеральной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. К акту прилагаются:

— документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;

— ведомости, таблицы и иные материалы.

Документы, полученные от налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются. Все экземпляры акта налоговой проверки являются идентичными и включают все указанные в нем приложения.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, содержащимися в акте камеральной налоговой проверки, он вправе представить свои возражения на этот акт в целом или на отдельные его положения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения составляются в письменной форме. Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Срок представления возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок исчисляется в рабочих днях (п. п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ).

Возражения подаются в налоговый орган, осуществлявший проверку и составлявший соответствующий акт.

О том, в какой форме (лично или путем направления по почте) налогоплательщик должен представить возражения, в НК РФ ничего не говорится. Это означает, что возражения могут быть представлены в любом порядке.

Тем не менее, на наш взгляд, налогоплательщику имеет смысл представить возражения непосредственно в налоговый орган, для того чтобы инспекторы гарантированно могли получить их до начала рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если же по каким-либо причинам налогоплательщик пропустил 15-дневный срок подачи в налоговый орган письменных возражений на акт камеральной проверки, он имеет право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По окончании трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа (его заместитель) вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Форма такого решения приведена в Приложении N 11 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Срок проведения дополнительных мероприятий не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться:

— истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ;

— допрос свидетеля;

— экспертиза.

Эти мероприятия могут быть проведены только до вынесения соответствующего решения по итогам проверки.

Какие именно дополнительные мероприятия будут проводиться, должно быть указано в решении налогового контроля. Данное решение выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).

Таким образом, даже по окончании срока проведения камеральной проверки у налогового органа имеется право в течение месяца на основании решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля истребовать у налогоплательщика необходимые для этого документы (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). При этом налоговые органы не вправе требовать документы, кроме предусмотренных ст. 88 НК РФ.

К обязательным для предъявления относятся документы:

— подтверждающие правомерность использования льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— подтверждающие правомерность применения налогоплательщиками вычетов, влекущих за собой возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

— являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);

— которые налогоплательщик обязан приложить к декларации (расчету) в соответствии с НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Истребовать иные документы налоговый орган не вправе.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено принятие по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля специального решения.

Решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения принимает руководитель налогового органа (его заместитель) по материалам налоговой проверки и результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в срок не позднее 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14).

По результатам камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в этом.

Соответственно, и решение по результатам проверки принимается, только если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил нарушения налогового законодательства и по окончании проверки составил акт.

При рассмотрении материалов как камеральной, так и выездной налоговой проверки установлены общие правила. Так, акт камеральной налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения на указанный акт должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (его заместителем). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления возражений на акт проверки.

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Результаты камеральной проверки

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

Результаты выездной проверки

Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

Что указывается в акте

В вводной части акта указываются такие данные, как:

  • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
  • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
  • документы, которые были проверены в ходе проверки;
  • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
  • период, в который проводилась проверка;
  • период начала и окончания проверки.

При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

Возражения

Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *