Новое в жилищном законодательстве

Содержание

Обзор изменений в жилищном законодательстве с 2019 года

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки, которые изменили многие положения жилищного законодательства. В течение 2019 года вступят в силу и другие важные изменения. В настоящей статье будут рассмотрены следующие сферы и вопросы:

  • Порядок вывоза твердых коммунальных отходов;
  • Использование контрольно-кассовой техники при расчетах ТСН;
  • Компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт для новых категории граждан;
  • Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства и ответственность;
  • Изменения в Жилищном Кодексе РФ;
  • Изменения правил оплаты за отопление в многоквартирных домах.

ПОРЯДОК ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Происходит изменение положений законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Далее – ТКО).

По изначальной задумке законодателя с 1 января 2019 года все регионы должны были перестроиться на новый порядок обращения с отходами. Однако стало понятно, что не все регионы способны уложиться в сроки. Поэтому было принят Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе сохранить старый режим обращения с отходами до 1 января 2022 года.

Региональный оператор по обращению с ТКО в г. Москве не выбран. Тем не менее, режим обращения с ТКО в г.Москве может смениться и до 1 января 2022 года.

Приводим основное содержание проводимой реформы.

Региональный оператор выбирается в соответствии с правилами конкурсного отбора, которые утверждены Постановлением Правительства от 5 сентября 2016 г. N 881.

Отдельные вопросы по новому законодательству были рассмотрены в Письме Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реформа переводит услуги по вывозу ТКО из жилищных в коммунальные услуги. Таким образом, тарифы будут регулироваться на государственном уровне. Вывоз ТКО уже не будет являться строкой расходов по содержанию и ремонту жилого помещения.

Будет установлен единый тариф на вывоз ТКО. Плата за вывоз ТКО в многоквартирном доме будет рассчитываться по следующей формуле: единый тариф*норматив/12 месяцев * количество зарегистрированных в квартире. Сумма оплаты зависит от количества человек, а не от площади помещения. Презюмируется, что мусор всегда образуется в примерно одинаковых объемах. Данная презумпция опровержима: на время длительного отъезда можно предоставить соответствующие документы и не платить (оформить перерасчет).

Норматив не является одинаковым для всех. К примеру, для жителей многоквартирных домов норматив более «выгоден», чем для владельцев частных домов.

Можно заметить, что реформа приводит к образованию своеобразной монополии региональных операторов. Следовательно, следует ожидать повышения цен за вывоз ТКО.

Также следует обратить внимание, что законодатель стремится поощрить раздельный сбор мусора. При раздельном сборе мусора возможна оплата по фактически вывезенным контейнерам, а не по нормативам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАСЧЕТАХ ТСН

Некоторые изменения использования контрольно-кассовой техники (Далее – ККТ) при расчетах следуют из Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Следовательно, ККТ с этого периода будет необходима.

После 1 июля 2019 года ТСН не будет обязано использовать ККТ при проведении расчетов с членами ТСН, так как оказываемые услуги относятся к деятельности ТСН, закрепленной в Жилищном Кодексе. В этой части законодательное регулирование не изменится.

ТСН имеет право устанавливать порядок уплаты взносов и обязательных платежей. Члены ТСН не имеют права требовать от ТСН выдачи чека.

Толкование законодательства содержится в Письме Минфина России от 25.07.2018 N 03-01-15/52272.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств, как наличными, так и в электронном виде.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), ТСЖ (ТСН) создаются в том числе для оказания населению коммунальных услуг.

Обязанность членов Товарищества оплачивать коммунальные и эксплуатационные платежи, а также взносы на капитальный ремонт предусмотрена частью 5 статьи 155 ЖК РФ.

Следовательно, прием ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Аналогичная позиция выражена письме Министерства финансов РФ от 5 сентября 2018 года № 03-01-15/63303, которое содержит ответ на вопрос о необходимости обязательного применения ККТ садоводческим товариществом. Министерство финансов аргументирует свою позицию схожим образом.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке. Деятельность по обслуживанию многоквартирного дома приравнена к оказанию услуг (жилищных), что является основанием для распространения на ТСЖ положений Закона N 54-ФЗ.

Таким образом, ККТ обязательно применяется в следующих случаях:

  • Оплата услуг лицами, не являющимися членами ТСЖ;
  • Дополнительные услуги ТСЖ, которые не являются коммунальными и не относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Например, оказание каких-либо коммерческих услуг населению.

КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ ПО УПЛАТЕ ВЗНОСОВ ЗА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДЛЯ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 226-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года Законом субъекта РФ может быть предусмотрено распространение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, в том числе и на собственников жилых помещений, достигших возраста 70 или 80 лет и проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и/или неработающих инвалидов I и II группы (в размере 50 и 100 процентов соответственно).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Далее – ГИС ЖКХ) с 1 июля 2019 года поставщики информации в г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ. В регионах такая обязанность появилась раньше – с 1 июля 2017 года.

Субъекты, размещающие информацию в системе (Далее — поставщики информации), — органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии с названным законом, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг обязаны размещать в ГИС ЖКХ соответствующую информацию.

За невыполнение обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для регионов ответственность введена с 1 января 2018 года, а для городов федерального значения – с 1 июля 2019 года. Штрафные санкции в первую очередь касаются ТСЖ и управляющих компаний.

Если в ГИС ЖКХ будут отсутствовать данные о размере коммунальных платежей или они не будут совпадать с бумажной квитанцией, платежный документ будет считаться как непредоставленный потребителю. Кроме того, при невыполнении обязанности размещения информации виновное лицо будет лишено возможности взыскать пени.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ РФ

Федеральный закон от 27.12.2018 N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» несколько уточнил порядок перепланировки помещения. Основные изменения коснулись статьи 26 Кодекса: Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Теперь, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, необходимо также приложить протокол общего собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Раньше в перечне документов протокол не указывался, в подпункте 3 пункта 2 говорилось только о подготовленном и оформленном в установленном порядке проекте переустройства и (или) перепланировки помещения.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

С 1 января 2019 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

В формулы расчета тепла внесено важное изменение. До 2019 года если дом изначально не был оборудован счетчиками тепла во всех помещениях, то даже если собственник поставит счетчик тепла на свою квартиру, оплачивать по его показаниям нельзя вообще никак. Теперь это меняется. Можно поставить теплосчетчик и подавать показания в течение года, а потом собственнику должны будут выставлять оплату по среднемесячным показаниям за предыдущий год.

Описание формулы из Постановления:

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, — исходя из площади такого помещения по формуле 3(7).

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Богачкова Алёна Игоревна , помощник юриста.

Систему госучета жилфонда усовершенствуют

Сейчас единая система госучета, предполагающая сбор и использование достоверной информации о составе жилфонда, его местоположении, состоянии и стоимости, фактически не налажена. Правительственный законопроект, направленный на совершенствование системы, принят в первом чтении. Сведения об объектах будут в виде электронных паспортов в ГИС ЖКХ.

Собственники жилья смогут проводить собрания в виде конференции

Проект принятого в первом чтении закона направлен на обеспечение активности и самостоятельности собственников помещений в многоквартирных домах. Предусматривается возможность проведения общего собрания в виде конференции с участием делегатов, избираемых общим собранием на срок от трех до семи лет. При принятии решений каждый делегат будет распоряжаться голосами тех, кто его избрал.

Проверка газового оборудования в квартирах

Проект, которым предлагается включить техобслуживание газового оборудования в квартирах в требования договора с управляющей компанией, уже прошел первое чтение. Это обеспечит дополнительную безопасность жильцов.

Сейчас заключать такой договор должен собственник каждой квартиры, но многие этим правом пренебрегают. А при отсутствии договора газоснабжающая организация не может попасть в квартиру, чтобы проверить оборудование.

Микродоли в квартирах собираются запретить

Поправки в Жилищный кодекс, Законы «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» готовятся к третьему чтению. Минимальный размер доли устанавливается органами местного самоуправления. Законопроект позволит защитить собственников жилья от «черных риелторов» и ограничит появление резиновых квартир. В случае принятия документ вступит в силу после его официального опубликования.

Запрет на выселение предпенсионеров из жилья спецфонда

Законопроект защитит права граждан предпенсионного возраста. Инициативой предлагается дополнить Жилищный кодекс РФ новой категорией и распространить запрет на выселение из специализированных жилых помещений на женщин, достигших 55-летнего возраста, и мужчин, достигших 60-летнего возраста. Инициатива готовится к первому чтению.

Проведение капитального ремонта в срок

Если собственники не приняли решение о проведении капитального ремонта за месяц, то этим займутся органы местного самоуправления. Это позволит своевременно проводить капремонт в многоквартирных домах. Кроме того, органам местного самоуправления предложили участвовать в приемке работ по капремонту в целях обеспечения надлежащего контроля за его качеством. Законопроект прошел первое чтение.

Платить за отопление разрешат по индивидуальному счетчику

Согласно принятому в первом чтении законопроекту собственники жилья смогут платить за тепло по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ), даже если не у всех соседей они установлены. Из показателей общедомовых счетчиков будут вычтены показатели индивидуального прибора учета. При этом за обогрев мест общего пользования владелец квартиры будет платить отдельно.

Единые правила проведения общих собраний собственников

Упрощается процедура проведения общих собраний. На них будет проходить формирование повестки, общественное обсуждение, голосование. При этом граждане смогут выбирать способ голосования (очное, письменное, в личном кабинете в ГИС ЖКХ). Информация будет отображаться в едином месте – в ГИС ЖКХ. Это позволит избавиться от отсутствия кворума и исключит мошенничество, в том числе предоставление фальшивых протоколов собрания.

Единая платежка

Предлагается предоставлять простой, удобный и понятный единый платежный документ за услуги ЖКХ. Изменения направлены на снижение рисков злоупотреблений и хищений средств за счет повышения прозрачности расчетов.

Права жильцов бывших ведомственных общежитий защитят

Сейчас законодательство не позволяет защитить права граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях, переданных в частную собственность. Проект, который должен исправить эту несправедливость, был внесен Правительством. Документ уже прошел первое чтение. В частности, он исключит применение в отношении таких граждан необоснованно высоких тарифов по оплате жилья.

Какие изменения нас ждут в ЖКХ в 2017 году?

Быстрее всего граждане заметят традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Так, с 1 июля в Москве вырастет тариф на холодную воду на 7,2%, до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб. за кубометр. Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% и составит 180,55 руб./куб. м. Также возрастут розничные цены на газ на 3,9% (6,40 руб./куб. м.). Кроме того, вырастет минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве до 17 руб. за квадратный метр площади помещения вместо 15 руб., взимаемых на данный момент. Помимо этого, в силу вступает целый ряд нововведений, которые изменят привычные механизмы работы в сфере ЖКХ. Уже в конце 2016 года был подготовлен ряд законопроектов, которые также могут существенно повлиять на отрасль.

Реклама

«Грядущие изменения в сфере ЖКХ в 2017 году носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, часть законодательных инициатив связана непосредственно с обеспечением прав и законных интересов собственников помещений, улучшением их социальных гарантий. С другой стороны, факт непременного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги создает существенные финансовые трудности для многих категорий жильцов и в конечном итоге становится тяжким бременем для малообеспеченных граждан», — считает Илья Шахмейстер, юрист HEADS Consulting.

Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», также признал, что работа идет в двух направлениях: с одной стороны, потребителям идут навстречу, с другой — прописывается ответственность как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

«Главное не то, что вводятся штрафы, а то, что будет неотвратимость наказания, ничего не должно спускаться на тормозах»,

— отметил эксперт.

Новые строки в платежках

Если говорить об изменениях, которые должны защитить потребителей от произвола, то можно выделить следующие новации. С 1 января плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Напомним, что ранее это планировали сделать еще в апреле 2016-го, но перенесли на этот год.

Как пояснил Александр Козлов, перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро- и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т.п.).

«Если раньше плата начислялась практически бесконтрольно — известны случаи, когда управляющие организации выставляли счета за содержание дома, превосходящие счета за индивидуальное потребление в квартирах, — то сейчас все это будет регулироваться внутри коммунальной сферы и тарифы будут сдерживаться», — отмечает эксперт.

Еще одна строка перейдет из жилищной услуги в коммунальную — вывоз мусора.

Стоит отметить, что власти уже давно пытаются навести порядок и расчистить завалы в этой сфере. Согласно Федеральному закону №458-ФЗ твердые бытовые отходы уже переквалифицированы в твердые коммунальные, и с ними, соответственно, прописали новые методы работы. Предполагается, что тариф будет оплачиваться как по нормативам с каждого проживающего, так и по объему мусора. Таким образом планируется стимулировать раздельный сбор мусора: чем больше мусора можно будет вторично переработать, тем ниже будет плата. Помимо этого, предполагается, что регионы будут создавать собственных операторов, которые будут регулировать сферу переработки мусора.

«Пока это не носит обязательного характера, регионы, которые уже готовы, получат в этом году возможность начать работать по-новому, создавать новые схемы работы, назначат операторов. Известно, что эта сфера крайне непрозрачна, много несанкционированных свалок и т.п., давно требовалась тотальная ревизия», — отмечает Козлов.

На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т.п. Впрочем, стоит отметить, что сроки уже неоднократно переносились. Как отметил Козлов, после запуска «ГИС ЖКХ» в системе коммунального хозяйства «наступит переворот» и все процессы станет гораздо проще контролировать.

Капремонт льготам не помеха

Помимо этого, был выдвинут ряд обнадеживающих законопроектов.

«Так, правительство разместило законопроект, в котором предлагается сделать лицензируемой энергосбытовую деятельность, а также создать специальный реестр энергосбытовых компаний, с которым потребитель сможет ознакомиться на официальном сайте ведомства. По мнению правительства, указанные изменения поспособствуют улучшению качества работы энергосбытовых организаций», — говорит Илья Шахмейстер.

Как рассказал юрист, другая законодательная инициатива поступила от одного из депутатов Государственной думы, который

предлагает начиная с января 2017 года не учитывать в составе платы за жилое помещение взносы на капитальный ремонт.

«Данный законопроект вовсе не предусматривает отмену обязательных взносов на капитальный ремонт дома. По мнению парламентария, основной целью законопроекта является пресечение практики, при которой собственники, имеющие задолженность по оплате капремонта, не могут получить льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — поясняет юрист.

В связи с изменениями в нормативные акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и охране окружающей среды Администрации Великого Новгорода сообщает следующее.

Прежде всего, с 1 января 2017 года изменился состав платы за содержание жилого помещения.

В состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Примечание:

Затраты по отведению сточных вод могут быть включены лишь после утверждения Правительством Новгородской области соответствующих нормативов. В настоящее время нормативы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах отсутствуют.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление № 1498).

Постановлением № 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — УК, ТСЖ, ЖСК).

В случае если многоквартирный дом находится в управлении УК, ТСЖ, ЖСК:

— потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года будут вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных только в жилом или нежилом помещении (индивидуальное потребление).

— понятие «коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды» из коммунальных услуг исключено, но включено в состав платы за содержание жилого помещения как «коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

В платежном документе состав платы за содержание жилого помещения указываются отдельными строками:

плата за содержание общего имущества;

холодная вода на содержание общего имущества;

горячая вода на содержание общего имущества;

электрическая энергия на содержание общего имущества.

Обращаем Ваше внимание, что если в многоквартирном доме выбран способ управления «непосредственное управление» или способ управления не выбран или не реализован, то потребитель в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, как и прежде отдельно вносит плату:

— за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении,

— и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды — ОДН).

В данном случае в состав платы за содержание жилого помещения расходы на оплату за коммунальные ресурсы соответственно не включаются.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Для первоначального включения расходов коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Расчет стоимости каждого вида коммунального ресурса на содержание общего имущества определяется исходя из:

— площади общего имущества многоквартирного дома (межквартирные лестничные площадки, лестницы, внутриподъездные коридоры);

— площади жилых и нежилых помещений дома (офисы, магазины и т.д.);

— базовых нормативов потребления коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, утвержденных Постановлениями Правительства Новгородской области:

от 20.07.2015 № 300 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению» (далее — Постановление № 300) — таблица 11;

от 23.04.2015 № 172 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещениях, и нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды» (далее — Постановление № 172) — таблица 6.;

— утвержденных Постановлениями комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области тарифов на соответствующие коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия).

Например:

Общая площадь жилых и нежилых помещений (офисы) дома — 13 515,7 кв.м.

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (межквартирные лестничные площадки, лестницы, внутриподъездные коридоры)

— 1 670,9 кв. м.

Постановлением № 172 для домов с централизованным (децентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением от 6 до 9 этажей установлен базовый норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды в размере по 0,03 куб. м в месяц на кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.

Постановлением № 300 установлен базовый норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных лифтами в размере 4,75 кВт/ч в месяц на кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества (межквартирные лестничные площадки, лестницы, внутриподъездные коридоры).

Расходы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома с 01.01.2017 года составят:

по холодной воде:

0,03 куб. м х 1670,9 кв. м = 50,127 куб. м

50,127 куб. м х 29,09 руб./куб.м. = 1458,19 руб.

1458,19 руб. / 13 515,7 кв.м. = 0,11 руб./ кв.м.

по горячей воде:

0,03 куб. м х 1670,9 кв. м = 50,127 куб. м

50,127 куб. м х 128,77 руб./куб.м. = 6454,85 руб.

6454,85 руб. / 13 515,7 кв.м. = 0,48 руб./ кв.м.

по электрической энергии:

4,75 кВт/ч х 1670,9 кв. м = 7936,775 кВт/ч

7936,775 кВт/ч х 3,97 руб./кВт/ч = 31 509,00 руб.

31 509,00 руб. / 13 515,7 кв.м. = 2,33 руб./ кв.м.

Размер стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома не может превышать установленного норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Однако, исходя из фактических постоянных данных по отдельным домам этот показатель может быть и меньше нормативов. Больше установленного норматива нельзя, меньше можно. Каждая управляющая организация располагает данной информацией по своим домам.

В связи с указанными с 01.01.2017 года изменениями состава платы за содержание жилого помещения организации, осуществляющие управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК), обязаны представить в адрес организаций, осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (МУП «ИАЦ по ЖКХ», ООО РКЦ «Новострой», ООО «Расчетный центр» и другие), информацию о стоимости в руб. на квадратный метр жилого помещения каждого вида коммунального ресурса на содержание общего имущества каждого многоквартирного дома.

Например:

№№

п/п

Адрес МКД

Холодная вода на содержание общего имущества,

руб./кв.м

Горячая вода на содержание общего имущества,

руб./кв.м

Эл/энергия на содержание общего имущества,

руб./кв.м

1

ул. Васильковая, д. 45

0,13

0,58

2,83

2

ул. Ромашковая, д. 22

0,11

0,48

2,33

3

и т.д.

ул. Рябиновая, д. 10

0,15

0,51

2,52

Кроме того, Постановлением № 1498 внесены значительные изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Кратко о наиболее важных изменениях в Правилах № 354:

Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации) имеет право:

— осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца (ранее было — 1 раз в 6 месяцев) проверку достоверности передаваемых потребителем показаний индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, а также проверку состояния приборов учета не чаще 1 раза в месяц в случае установки приборов учета вне помещений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя;

— устанавливать на индивидуальные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

— уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Изменился порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

При отсутствии индивидуального или общеквартирного (в коммунальной квартире) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года принимается равной 1,5.

Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Уточнен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, где не зарегистрированы временно проживающие потребители.

В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка.

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Уточнен порядок определения объем коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (нулевые комнаты и квартиры).

В Правила № 354 включен дополнительный пункт 56(2), в соответствии с которым при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, если у собственника имеется квартира, комната, где никто не зарегистрирован (нулевая), ему все равно должны начислить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 58 Правил № 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), и (или) на основании составленного исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Примечание: Ранее было указано «на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесены уточнения по содержанию платежного документа на оплату за жилищно-коммунальные услуги.

Если размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, то в платежном документе дополнительно указываются:

размер повышающего коэффициента (с 01.01.2017 года — 1,5);

а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента.

Кроме того, размер неустоек (штрафов, пеней) указывается в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.

Уточнен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета осуществляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Примечание:

До 01.01.2017 года расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги производился исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 81(11) установлены мероприятия по защите несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, определены признаки вмешательства в прибор учета.

При проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя исполнитель вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

За несанкционированное вмешательство в работу прибора учета определение размера платы за коммунальные услуги будет производиться исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В пункте 85 Правил № 354 изложена в новой редакции процедура проведения проверок.

Если для проведения проверок требуется доступ в жилое помещение потребителя, проверки осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

— исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

— если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в сообщении потребителя, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

В случае составления акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента 1,5 начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен.

Внесены существенные изменения в Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу только в связи с отсутствием технической возможности установки индивидуального прибора учета.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет размера платы за коммунальные услуги не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Упрощена процедура приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

— исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;

— при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

— при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.

С 01.01.2017 года предусмотрена более высокая ответственность исполнителя.

В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года должны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 № 1498 внесены изменения:

в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 306;

в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;

в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», которыми установлены новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами;

в постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

— в пункт 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

— в пункт 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

— в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 предоставлены разъяснения «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения»;

Жилищный кодекс Российской Федерации в действующей редакции 2019 года (с комментариями к некоторым статьям кодекса и ссылками на судебную практику).

К наиболее часто применяемым при разрешении споров нормам права статей Жилищного кодекса РФ приведены комментарии в виде извлечений из разъяснений Верховного Суда РФ (Пленума ВС РФ, обзоров судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ), а также ссылки на уже опубликованные на нашем сайте материалы (статьи, комментарии, обзоры и обобщения судебной практики).

По мере внесения изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ, а также появления новых разъяснений Верховного Суда РФ, мы будем вносить правки в тексты статей ЖК РФ и комментариев к ним.

Ниже представлен текст документа:

Жилищный кодекс РФ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

Начало действия редакции — 01.10.2019 года (ред 79).

См. также разделы сайта:
Все кодексы РФ в действующей редакции;
Законы РФ, подзаконные акты;
Постановления Пленума Верховного Суда РФ

29 декабря 2004 года

N 188-ФЗ

>ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1 Жилищного кодекса РФ. Основные начала жилищного законодательства
Статья 2 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Статья 3 Жилищного кодекса РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 5 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство
Статья 6 Жилищного кодекса РФ. Действие жилищного законодательства во времени
Статья 7 Жилищного кодекса РФ. Применение жилищного законодательства по аналогии
Статья 8 Жилищного кодекса РФ. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Статья 9 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство и нормы международного права
Статья 10 Жилищного кодекса РФ. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Статья 11 Жилищного кодекса РФ. Защита жилищных прав
Статья 12 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 13 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 14 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15 Жилищного кодекса РФ. Объекты жилищных прав
Статья 16 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещений
Статья 17 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Статья 18 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация прав на жилые помещения
Статья 19 Жилищного кодекса РФ. Жилищный фонд
Статья 20 Жилищного кодекса РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Статья 21 Жилищного кодекса РФ. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение
и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22 Жилищного кодекса РФ. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23 Жилищного кодекса РФ. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 24 Жилищного кодекса РФ. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
в многоквартирном доме

Статья 25 Жилищного кодекса РФ. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
Статья 26 Жилищного кодекса РФ. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
Статья 27 Жилищного кодекса РФ. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
Статья 28 Жилищного кодекса РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
Статья 29 Жилищного кодекса РФ. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

Раздел II. Право собственности
и другие вещные права на жилые помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения
и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан

Статья 30 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности собственника жилого помещения
Статья 31 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
Статья 32 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 33 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
Статья 34 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
Статья 35 Жилищного кодекса РФ. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением

Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание таких собственников

Статья 36 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 36.1 Жилищного кодекса РФ. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
Статья 37 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
Статья 38 Жилищного кодекса РФ. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком доме
Статья 39 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Статья 40 Жилищного кодекса РФ. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
Статья 41 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире
Статья 42 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
Статья 43 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
Статья 44 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 44.1 Жилищного кодекса РФ. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 45 Жилищного кодекса РФ. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 46 Жилищного кодекса РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 47 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования
Статья 47.1 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы
Статья 48 Жилищного кодекса РФ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые
по договорам социального найма

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения
по договору социального найма

Статья 49 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50 Жилищного кодекса РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51 Жилищного кодекса РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52 Жилищного кодекса РФ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53 Жилищного кодекса РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54 Жилищного кодекса РФ. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55 Жилищного кодекса РФ. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56 Жилищного кодекса РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58 Жилищного кодекса РФ. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59 Жилищного кодекса РФ. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Статья 60 Жилищного кодекса РФ. Договор социального найма жилого помещения
Статья 61 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением по договору социального найма
Статья 62 Жилищного кодекса РФ. Предмет договора социального найма жилого помещения
Статья 63 Жилищного кодекса РФ. Форма договора социального найма жилого помещения
Статья 64 Жилищного кодекса РФ. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
Статья 65 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 66 Жилищного кодекса РФ. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 67 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 68 Жилищного кодекса РФ. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 69 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 70 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
Статья 71 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
Статья 72 Жилищного кодекса РФ. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
Статья 73 Жилищного кодекса РФ. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
Статья 74 Жилищного кодекса РФ. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
Статья 75 Жилищного кодекса РФ. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
Статья 76 Жилищного кодекса РФ. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 77 Жилищного кодекса РФ. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 78 Жилищного кодекса РФ. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 79 Жилищного кодекса РФ. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 80 Жилищного кодекса РФ. Временные жильцы
Статья 81 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
Статья 82 Жилищного кодекса РФ. Изменение договора социального найма жилого помещения
Статья 83 Жилищного кодекса РФ. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
Статья 84 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
Статья 85 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
Статья 86 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
Статья 87 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
Статья 87.1 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
Статья 87.2 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
Статья 88 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
Статья 89 Жилищного кодекса РФ. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
Статья 90 Жилищного кодекса РФ. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
Статья 91 Жилищного кодекса РФ. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения

Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма
жилых помещений жилищного фонда социального использования

Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования

Статья 91.1 Жилищного кодекса РФ. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.2 Жилищного кодекса РФ. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.3 Жилищного кодекса РФ. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.4 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.5 Жилищного кодекса РФ. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.6 Жилищного кодекса РФ. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.7 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.8 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.9 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Статья 91.10 Жилищного кодекса РФ. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.11 Жилищного кодекса РФ. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.12 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма
жилых помещений жилищного фонда социального использования

Статья 91.13 Жилищного кодекса РФ. Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.14 Жилищного кодекса РФ. Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.15 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Раздел III.2. Наемные дома

Статья 91.16 Жилищного кодекса РФ. Наемный дом
Статья 91.17 Жилищного кодекса РФ. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
Статья 91.18 Жилищного кодекса РФ. Учет наемных домов социального использования
Статья 91.19 Жилищного кодекса РФ. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
Статья 91.20 Жилищного кодекса РФ. Управление наемным домом

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда

Статья 92 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93 Жилищного кодекса РФ. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Статья 99 Жилищного кодекса РФ. Основания предоставления специализированных жилых помещений
Статья 100 Жилищного кодекса РФ. Договор найма специализированного жилого помещения
Статья 101 Жилищного кодекса РФ. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
Статья 102 Жилищного кодекса РФ. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
Статья 103 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
Статья 104 Жилищного кодекса РФ. Предоставление служебных жилых помещений
Статья 105 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений в общежитиях
Статья 106 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
Статья 107 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
Статья 108 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 109 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 109.1 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Статья 110 Жилищного кодекса РФ. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
Статья 111 Жилищного кодекса РФ. Право на вступление в жилищные кооперативы
Статья 112 Жилищного кодекса РФ. Организация жилищного кооператива
Статья 113 Жилищного кодекса РФ. Устав жилищного кооператива
Статья 114 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация жилищного кооператива
Статья 115 Жилищного кодекса РФ. Органы управления жилищного кооператива
Статья 116 Жилищного кодекса РФ. Управление в жилищном кооперативе
Статья 116.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к должностным лицам жилищного кооператива
Статья 117 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание членов жилищного кооператива
Статья 118 Жилищного кодекса РФ. Правление жилищного кооператива
Статья 119 Жилищного кодекса РФ. Председатель правления жилищного кооператива
Статья 120 Жилищного кодекса РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
Статья 121 Жилищного кодекса РФ. Прием в члены жилищного кооператива
Статья 122 Жилищного кодекса РФ. Реорганизация жилищного кооператива
Статья 123 Жилищного кодекса РФ. Ликвидация жилищного кооператива
Статья 123.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
Статья 123.2 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Статья 124 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
Статья 125 Жилищного кодекса РФ. Право на пай члена жилищного кооператива
Статья 126 Жилищного кодекса РФ. Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
Статья 127 Жилищного кодекса РФ. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
Статья 128 Жилищного кодекса РФ. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
Статья 129 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
Статья 130 Жилищного кодекса РФ. Прекращение членства в жилищном кооперативе
Статья 131 Жилищного кодекса РФ. Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
Статья 132 Жилищного кодекса РФ. Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
Статья 133 Жилищного кодекса РФ. Выселение бывшего члена жилищного кооператива
Статья 134 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья

Статья 135 Жилищного кодекса РФ. Товарищество собственников жилья
Статья 136 Жилищного кодекса РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
Статья 137 Жилищного кодекса РФ. Права товарищества собственников жилья
Статья 138 Жилищного кодекса РФ. Обязанности товарищества собственников жилья
Статья 139 Жилищного кодекса РФ. Утратила силу
Статья 140 Жилищного кодекса РФ. Реорганизация товарищества собственников жилья
Статья 141 Жилищного кодекса РФ. Ликвидация товарищества собственников жилья
Статья 142 Жилищного кодекса РФ. Объединение товариществ собственников жилья

Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Статья 143 Жилищного кодекса РФ. Членство в товариществе собственников жилья
Статья 143.1 Жилищного кодекса РФ. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 144 Жилищного кодекса РФ. Органы управления товарищества собственников жилья
Статья 145 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
Статья 146 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
Статья 147 Жилищного кодекса РФ. Правление товарищества собственников жилья
Статья 148 Жилищного кодекса РФ. Обязанности правления товарищества собственников жилья
Статья 149 Жилищного кодекса РФ. Председатель правления товарищества собственников жилья
Статья 150 Жилищного кодекса РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Статья 151 Жилищного кодекса РФ. Средства и имущество товарищества собственников жилья
Статья 152 Жилищного кодекса РФ. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 154 Жилищного кодекса РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 155 Жилищного кодекса РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 156 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за жилое помещение
Статья 156.1 Жилищного кодекса РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 157 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за коммунальные услуги
Статья 157.1 Жилищного кодекса РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
Статья 157.2 Жилищного кодекса РФ. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
Статья 158 Жилищного кодекса РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 159 Жилищного кодекса РФ. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Статья 160 Жилищного кодекса РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Раздел VIII. Управление многоквартирными домами

Статья 161 Жилищного кодекса РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
Статья 161.1 Жилищного кодекса РФ. Совет многоквартирного дома
Статья 162 Жилищного кодекса РФ. Договор управления многоквартирным домом
Статья 163 Жилищного кодекса РФ. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
Статья 164 Жилищного кодекса РФ. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
Статья 165 Жилищного кодекса РФ. Создание условий для управления многоквартирными домами

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных домах и порядке его финансирования

Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Статья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Статья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
Статья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
Статья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
Статья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
Статья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта

Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счет
Статья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозит
Статья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счета
Статья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету

Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах

Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператора
Статья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора
Статья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператора
Статья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператора
Статья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
Статья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным оператором
Статья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонта
Статья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора
Статья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператора
Статья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператора
Статья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора

Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения
​Статья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Статья 192 Жилищного кодекса РФ. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Статья 193 Жилищного кодекса РФ. Лицензионные требования
Статья 194 Жилищного кодекса РФ. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
Статья 195 Жилищного кодекса РФ. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
Статья 196 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
Статья 197 Жилищного кодекса РФ. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
Статья 198 Жилищного кодекса РФ. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
Статья 199 Жилищного кодекса РФ. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
Статья 200 Жилищного кодекса РФ. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
Статья 201 Жилищного кодекса РФ. Лицензионная комиссия
Статья 202 Жилищного кодекса РФ. Квалификационный аттестат

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
29 декабря 2004 года
N 188-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *