Нарушение валютного законодательства

Содержание

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

  • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
  • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
  • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
  • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Банковский валютный контроль: нарушения и санкции

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

За что могут оштрафовать резидента, заключившего контракт с нерезидентом

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом, мы уже разобрались. Теперь на повестке дня вопрос, что грозит резиденту, если он, скажем, несвоевременно оформит паспорт сделки или несвоевременно отчитается за совершенную валютную операцию.

Штраф за поданные с опозданием «валютные» справки и документы взыскивает Росфиннадзорч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ; ч. 2 ст. 22 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ; пп. 1, 5.2, 5.8 Положения, утв. Постановлением Правительства от 04.02.2014 № 77. Сведения о нарушениях он получает от Центрального банка, который, в свою очередь, информируют уполномоченные банкип. 1 Положения, утв. ЦБ от 20.07.2007 № 308-П.

Для наглядности приведем размеры штрафов в таблице.

Нарушение валютного законодательства Размер штрафа
для организации для руководителя (предпринимателя)
Нарушения:

  • <или>порядка представления форм учета по валютным операциям (то есть справок по валютным операциям и справок о подтверждающих документах)п. 1.5 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И, например указание в справке неверных сведений;
  • <или>порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, например их непредставление;
  • <или>правил оформления паспортов сделок, например неоформление или несвоевременное оформление паспорта сделки, невнесение необходимых изменений
В первый разч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ 40 000—50 000 руб. 4000—5000 руб.
Повторно до истечения года со дня исполнения постановления о назначении штрафа за аналогичное нарушениест. 4.6, ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ 120 000—150 000 руб. 12 000—15 000 руб.
Нарушение сроков представления:

  • <или>справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах;
  • <или>подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
Не более чем на 10 рабочих днейч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014
  • <или>предупреждение;
  • <или>5000—15 000 руб.
  • <или>предупреждение;
  • <или>500—1000 руб.
Более чем на 10, но не более чем на 30 рабочих днейч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014 20 000—30 000 руб. 2000—3000 руб.
Более чем на 30 рабочих днейч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014 40 000—50 000 руб. 4000—5000 руб.

Можно ли оспорить штраф

Если Росфиннадзор вас оштрафовал, вы можете попробовать обжаловать постановление в суде или добиться хотя бы минимального размера санкции.

СПОСОБ 1. Заявите в суде о малозначительности нарушения. То есть о том, что нарушение, с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениямст. 2.9 КоАП РФ; п. 21 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5. К сожалению, никаких четких критериев малозначительности нет. В каждом конкретном случае суд признает (или не признает) нарушение малозначительным, оценивая конкретные обстоятельства его совершения. И даже в двух схожих ситуациях решения суда могут оказаться прямо противоположными. Но если вам повезет, то суд отменит штраф. Приведем несколько примеров.

Как правило, шансы на признание нарушения малозначительным существенны, если нарушение связано с техническими ошибками в заполнении справок о валютных операциях, о подтверждающих документах. Например, указан не тот код операции. Или, скажем, по контракту с отсрочкой платежа в справке не указана через разделительную черту сумма, на которую предоставлена отсрочка, а проставлена лишь общая сумма контрактаПостановления 1 ААС от 02.03.2015 № А39-3725/2014, от 05.03.2015 № А39-3726/2014; 13 ААС от 02.06.2015 № 13АП-8188/2015. Кстати, в отношении таких ошибок вы вообще можете заявить в суде, что неправильное заполнение справки нельзя рассматривать как «несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям». И суд может согласиться с тем, что штрафовать вас не за чтоПостановление 7 ААС от 24.03.2014 № А45-14562/2013.

А вот связи между длительностью просрочки и малозначительностью нарушения нет. В каких-то ситуациях суды, например, освобождают организации от штрафов при нарушении срока подачи справок о подтверждающих документах на 13 рабочих дней и даже на 28Постановления 1 ААС от 16.02.2015 № А43-21629/2014; 11 ААС от 20.03.2015 № 11АП-1508/2015. И в то же время при просрочке всего в 3 дня никакой малозначительности не усматриваютПостановление 9 ААС от 12.01.2015 № 09АП-48180/2014. Отказывая, суды часто аргументируют свое решение тем, что фактор продолжительности просрочки уже учтен в размере санкций. Или же ссылаются на «пренебрежительное отношение» организации к обязанностям в сфере валютного контроляПостановления 11 ААС от 30.10.2013 № А65-14565/2013; 13 ААС от 10.04.2015 № 13АП-2784/2015.

СПОСОБ 2. Обратите внимание суда на смягчающие обстоятельства. Например, на то, чточ. 3 ст. 4.1 КоАП РФ:

  • вы подали все документы еще до привлечения вас к ответственности;
  • ранее нарушений у вас не было;
  • у вас тяжелое финансовое положение (штрафы в назначенном размере приведут к убыткам и долгам).

Суд может принять во внимание такие обстоятельства и снизить штраф до минимальногоПостановление 7 ААС от 11.06.2014 № А03-2425/2014.

***

«Пренебрежительное отношение» к обязанностям в сфере валютного контроля может обойтись организации очень дорого. Поэтому советуем вам не затягивать с представлением документов валютного контроля.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

173-ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле РФ в 2019 году

Валютный контроль на территории России осуществляется в четком соответствии с Федеральным законом № 178 “О валютном контроле и регулировании”. Зная его последние изменения можно исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Рассматриваемый Федеральный закон считается ключевым нормативно-правовым актом, который осуществляется валютный контроль на территории России.

Под ним подразумевается специальный законодательный акт, включающий в себя достаточно объемный перечень Положений, регулирующий разные стороны воздействия государства непосредственно на экономику страны.

Структура норматива

173-ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле включает в себя несколько глав, в частности:

  • общие положения;
  • валютное регулирование;
  • репатриация резидентами иностранной и отечественной валюты , включая обязательную продажу доли выручки;
  • осуществление валютного контроля;
  • заключительные Положения.

Некоторые статьи Федерального закона № 117 были признаны таковыми, как утратившие свою силу Федеральным законом № 58 от июня 2004 года. Этим же нормативно-правовым актом были подвержены поправкам.

Необходимо также обращать внимание на то, что большая часть норм и Положений Федерального закона № 117 вступили в юридическую силу практически мгновенно — по иссечению полугода с периода опубликования.

В частности, некоторые положения Федерального закона № 173, которые напрямую касаются правил открытия и применения счетов юридическими лицами, которые выступают в качестве резидентов в банковском учреждении за пределами России, обрели юридическую значимость по истечению 1 года с периода принятия новых законодательных норм.

В частности с июня 2005 года. В этот переходной период действовали нормы Федерального закона № 3615-1 “Относительно валютного регулирования и валютного контроля в частности”.

Рассматриваемый нормативно-правовой документ обрел юридической значимости только с января 2007 года.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт был специально разработан с учетом показателей макроэкономических тенденций рынка, которые напрямую связаны с реализацией мер по так называемой либерализации отечественного валютного законодательства.

В первую очередь он направлен на формирование единой государственной политики, включая стабилизацию рубля.

Основные положения федерального закона

Федеральный закон № 173 “Относительно валютного регулирования и валютном контроле” был принят Государственной Думой еще в ноябре 2003 года и одобрен Советом Федерации.

Президентом России нормативно-правовой акт был подписан в декабре 2003 года. Благодаря принято Федеральному закону, на территории России обеспечивается:

Не только адресное Но и конкретное взаимодействие регулирующих норм на отдельно взятые типы операций, включая их непосредственных субъектов
Устранение многочисленных противоречий Непосредственно между возложенными обязательствами по вопросу неограниченных операций и потребности в контроле за применением на территории России иностранной валюты, непосредственно при расчетах с резидентами и нерезидентами страны

Согласно ст. 1 к валютным операциям принято относить:

Покупку резидентами у резидентов многочисленных валютных ценностей в соответствии с Законом Включая применение ценностей с целью совершения платежа
Покупка резидентами у нерезидентов отечественную валюту И ценные бумаги с целью дальнейшего использования в качестве платежей
Покупка нерезидентами у аналогичных лиц валюты Включая и отечественную в соответствии с Законом непосредственно в качестве платежа
Ввоз на территорию России и вывоз валюты Включая ценные бумаги
Перевод иностранной и отечественной валюты С одного расчетного счета на иной, который был открыт, как на территории России, так и за ее пределами

Согласно с действующим Законом, в расчетах между резидентами и нерезидентами могут быть использованы специальные счета.

Что нового в последней редакции

Следует обращать внимание на то, что в ноября 2017 года был опубликован ФЗ № 325 “Относительно внесения поправок в ст 19 и 23 Федерального закона о валютном регулировании и контроле на территории России”, а также КоАП РФ, который обрел юридической значимости только в мае 2019 года.

Законодательные нормы устанавливают новые требования в области репатриации валютной выручки и осуществления финансовых операции.

Дополнительно были внесены поправки в некоторые статьи административной ответственности в случае нарушения норм Закона.

Ключевые Положения внесенных поправок заключаются в следующем:

Были введены требования относительно указания в подписываемых контрактах (имеется в виду внешнеторговых) Между резидентами и резидентами периодов исполнения возложенных обязательств
Резиденты должны будут в обязательном порядке представлять в финансовые учреждения Сведения о периодах получения иностранной валюты, непосредственно от нерезидентов России зав возложенные на них обязательства на основании подписанного ранее договора (вне зависимости от того, по результатам выполненной работы либо предоставления конкретной услуги)
Были введены новые требования относительно предоставления резидентами уполномоченным финансовым учреждениям сведений Относительно установленных сроков оформления возвратов авансовых платежей, которые были произведены непосредственно в пользу нерезидентов на основании ранее подписанного внешнеторгового настоящего соглашения
Дополняется список оснований для принятия решения относительно отказа В проведении финансовыми учреждениями различных валютных операций. Отныне банки больше не будут осуществлять финансовые операции, если они в полной мере не соответствуют заявленным требованиям и нарушают дополнительно правила использования расчетных счетов резидентов в банках иных стран

Помимо этого, на основании статей 9, 12 и 14 рассматриваемого Закона банки вынуждены будут ответить отказом в совершении различных валютных операций, если они не соответствуют утвержденным правилам иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

В обязательном порядке банки вынуждены ставить в известность агентов в письменном виде относительно принято го решения по отказу.

Из дополнительных изменений выделяют:

  • внесены поправки в понятие “должностные лица”, применяемое по отношению к перечню правонарушителей, на основании статьи 15.25 КоАП РФ;

В 2019 году на основании Примечания № 1 к ст. 15.25 КоАП РФ под ними подразумеваются лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельности без формирования при этом статуса юридических лиц.

При этом законодательство аннулирует Примечание и в данной ситуации возникает необходимость ссылаться на Общие Положения относительно ответственности должностных лиц, на основании статьи 2.4 Кодекса об Административной ответственности.

Из этого следует, что за ведение противоправных валютных операций и одновременного нарушения требований относительно репатриации валютной прибыли к ответственности можно привлечь не только юридических лиц, но и также руководителей и иных наемных работников, осуществляются организационно-распорядительные функции.

На основании Кодекса об Административных правонарушениях размер штрафа варьируется от 20 до 30 тысяч рублей.

  • дополнительно были внесены поправки и в порядок расчета штрафных санкций, которые предусматриваются статьей 15.25 КоАП РФ. В данном случае с целью определения так называемого процентного коэффициента, применяемого к базе исчислений сумму взыскания, взамен ранее установленной ставки рефинансирования Центральным Банком России будет применяться ключевая ставка ЦБ РФ.

Обращая внимание на указанные особенности можно исключить вероятность возникновения различных негативных юридических последствий.

Напоследок можно сказать — в рассматриваемом Федеральном законе с недавнего времени произошли немалые изменения, которые были тщательно изучены в статье.

В случае игнорирования установленных новых требований, есть большая вероятность не только получения отказа в совершении валютной операции, но и привлечения к административной ответственности. Размер штрафа варьируется от 20 до 30 тысяч рублей.

Видео: изменения в валютном законодательстве

Универсальное средство расчетов между гражданами — это денежные средства. В зависимости от государства, в котором используются такие средства исчисления, купюры имеют свой определенный номинал, объективную рыночную стоимость. Валюта используется для обеспечения товарно-денежных отношений в обоих направлениях, то есть для приобретения продукции и в качестве возмещения стоимости того или иного продаваемого объекта.

Так как валюта считается обезличенным платежным средством, деньги иностранных государств пользуются большой популярностью у лиц, осуществляющих противоправную деятельность. Чтобы пресечь такие преступления, существует статья УК РФ за незаконные валютные операции.

Какие валютные операции считаются незаконными

Понятие незаконной валютной деятельности определено в КоАП. По нормам этого законодательного акта, к данным видам правонарушений относятся совершенные гражданами операции с иностранными валютами, запрещенные на уровне законодательства.

В исключительных случаях возможно привлечение виновного гражданина к ответственности за выполнение операций с иностранными денежными средствами, совершенными с нарушениями буквы закона. К примеру:

  1. Незаконные операции, которые запрещены нормативными актами РФ. Это может быть приобретение валюты без участия банковских организаций, уполномоченных на совершение таких действий.
  2. Не представление резидентом в местное отделение налогового органа уведомления об открытии счета или внесения изменений с несоблюдением сроков, определенных на законодательном уровне.
  3. Невыполнение резидентом своих обязанностей по получению иностранных денежных средств за переданные в ранее оговоренном договором или установленном законом порядке товары в те сроки, которые определены на законодательном уровне.
  4. Невыполнение резидентом своих обязанностей по возврату денег в РФ.
  5. Невыполнение распоряжения или иного требования от должностного лица, который осуществляет контроль над оборотом валюты в РФ.
  6. Несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям в иностранных банках, нарушение установленных сроков передачи такой документации.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 15.25 КоАП РФ

Есть ли уголовная ответственность за незаконные валютные операции

В России предусмотрена возможность привлечения лица, совершившего валютные преступления, к уголовной ответственности. К примеру, если человек совершил какие-либо незаконные операции с валютой, представленной в иностранных номиналах, это может повлечь за собой следующие меры наказания:

  1. Назначение штрафа, максимальный размер которого на данный момент составляет до 1 000 000 рублей (в совокупности с лишением свободы или до 500 000 рублей — без такового) или в размере заработной платы виновного лица за период до 5 лет.
  2. Принудительные работы, срок выполнения которых составляет до 3 лет.
  3. Лишение человека свободы на срок до 5 лет.

К более суровым мерам ответственности привлекаются лица, которые совершили преступление с отягчающими обстоятельствами. В частности, виновные лица могут быть:

  1. Лишены свободы на срок до 5 лет.
  2. Оштрафованы на сумму до 1 000 000 руб. (применяется одновременно с л/с).

Квалификация преступлений

  1. Не зачисление в уполномоченные банковские организации иностранной валюты, а также несоблюдение сроков исполнения такой обязанности.
  2. Юридическое бездействие — отказ от выполнения обязательств, установленных на законодательном уровне. Такому правонарушению, как правило, сопутствует использование валюты до ее зачисления на банковский счет.
  3. Не зачисление иностранных валютных средств на банковский счет на территории Российской Федерации, или нарушение специальных сроков.
  4. Нарушение норм валютного законодательства, касающегося зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации в больших размерах от одного или сразу нескольких резидентов в уполномоченном для этого иностранном банке.
  5. Нарушение требований закона о возврате валютных средств на счет резидента в РФ или за рубежом за неполученные товары, невыполнение работ, не оказание услуг или не передачу информацию.

Меры ответственности

Чаще всего меры наказания, к которым привлекается лицо, совершившее незаконные операции с иностранной валютой, применяются в соответствии с КоАП. В этом случае человек может быть привлечен к ответственности в объеме до 1 размера суммы от совершения незаконной операции с валютой.

К таким мерам наказания могут быть привлечены:

  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Что касается УК РФ, то субъектом ответственности здесь чаще всего выступает должностное лицо. А именно: спецсубъект — руководитель организации.

В зависимости от тяжести такого преступления, различается и размер ответственности за совершенное преступное деяние.

Крупный ущерб от незаконных операций с валютой

Нормами российского законодательства, предусмотрены более суровые меры уголовной ответственности за совершение противоправного деяния в области валютного закона в большом размере.

В частности, статьей 193 Уголовного кодекса, установлены более суровые меры наказания за совершение преступлений со следующими отягчающими обстоятельствами:

  1. Особо крупный размер.
  2. Группа, действующая по сговору.
  3. Совершение противоправного деяния с использованием подложных документов.
  4. Использование специального юридического лица, целью создания которого было совершение одного или сразу нескольких преступных деяний с валютой.

Действия, которые были совершены в рамках этого нормативного акта, считаются совершенными в крупном размере, если общая сумма неучтенных средств в течение одного календарного года превышает 9 000 000 руб.

Аналогичное преступление может быть признано противоправным деянием, совершенным в особо крупном размере, в том случае, если общий размер денежных средств, которые не были зачислены в законном порядке в течение одного года, превышает 45 000 000 руб.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 193 Уголовного кодекса РФ

Примеры из экономики

Человек решил обменять рубли на иностранную валюту, игнорируя банковские организации из-за низкого курса. Местный «меняла» обменял ему большую сумму средств по привлекательному курсу, но эти манипуляции были замечены местными правоохранительными органами.

В результате судебного разбирательства, гражданин был привлечен к уголовной ответственности за совершение незаконных валютных операций в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Про незаконные валютные операции

Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы

Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.

Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность

Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:

  1. Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
  2. Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
  3. Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
  4. Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
  5. Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.

В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:

  • административной (подразумевает штрафные санкции);
  • гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
  • уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).

Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:

  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная таможенная служба.

Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы

До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц

> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.

Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.

На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.

Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.

Как оспорить штраф – возможно ли это?

Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:

  • апеллирование к малозначительности нарушения;
  • указание на смягчающие факторы.

Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.

Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:

  • безупречная репутация организации;
  • непростое финансовое положение;
  • факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
  • т.д.

Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.

Последние законодательные изменения

Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.

Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).

Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.

Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.

Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.

Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.

Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

1.1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;

7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств.

3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

4. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

5. В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком.

Не позднее пяти рабочих дней со дня поступления финансовому агенту (фактору) — резиденту денежных средств в счет исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или со дня последующей уступки денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту), но не позднее истечения срока исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), финансовый агент (фактор) — резидент, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), вытекающее из указанного внешнеторгового договора (контракта), обязан письменно уведомить резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением копий документов, указанных в пунктах 15 — 17 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, если указанные документы не были переданы резиденту ранее.

Худолеев В.В.
Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №8 / 2004

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютномрегулировании и валютномконтроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютногорегулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее ответственность за нарушениевалютногозаконодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютномрегулировании и валютномконтроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Рассмотрим подробнее виды ответственности за нарушениевалютногозаконодательства РФ.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной сторонойвалютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;

2) желал этого.

В данном случае, используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:

  • кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. Рассмотрим их подробнее.

Первое административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 1 письма Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ» (далее по тексту — Письмо Минфина РФ) в обстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в Центробанк РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное, то есть в этом случае предприятие будет считаться виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.

Согласно пункту 4 Письма Минфина РФ в случае, если требуется разрешение на осуществление валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар за границу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение и совершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно на предприятие.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

На основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту — Письмо ГТК РФ) состав правонарушения, предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Законом № 173-ФЗ, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины.

На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной подготовки:

  • выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения контракта:

  • внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
  • применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

  • ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.

Стоит иметь в виду, что согласно пункту 7 Письма Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).

Объектом административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», согласно которому импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком РФ.

В соответствие с пунктом 4 Письма ГТК РФ не могут быть признаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:

  • проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
  • товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
  • иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль;
  • имеется разрешение Центробанка РФ на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.

Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. На практике это весьма важный документ, получить который мы рекомендуем в обязательном порядке всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.

Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ конкретный размер административного наказания должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение:

  • в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;
  • во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.

Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

  • неправильное составление паспорта сделки;
  • неправильное ведение учетных карточек по сделкам;
  • неправильное заполнение платежных документов;
  • досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;
  • иные административные правонарушения.

Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютное законодательство обязательно к соблюдению в РФ. Нарушения его правил чревато несением ответственности.

Нарушение закона, связанного с валютными взаимоотношениями – пренебрежение основными нормами документов, установленных правительством на федеральном, региональном уровнях, регулирующих этот вопрос.

Полный перечень

Перечень действий, характеризующихся как нарушения, представлен в КоАП РФ (ст. 15.25):

  • проведение нелегальных валютных операций, запрещенных действующим законодательством страны и конкретных регионов (приобретение и реализация иностранной валюты, чеков, осуществление расчетов);
  • предоставление уведомления об оформлении или прекращении действия депозита, баланса, изменении реквизитов с нарушением сроков или в неверной форме;
  • пренебрежение выполнением со стороны резидента обязательств, связанных с уведомлением контролирующих органов о поступлениях на счета иностранной валюты или валюты РФ;
  • неисполнение обязательства по возмещению в РФ финансов, которые были компенсированы нерезидентам в счет оплаты стоимости товаров, не полученных на территории страны;
  • игнорирование соблюдения порядка, в котором должно производиться предоставление отчетностей по операциям с валютами.

Чем регулируется

Основной закон, регламентирующий обращение валют – ФЗ №173 «О валютном регулировании и контроле» от 10.12.2003. Он включает в себя следующие аспекты:

  • основные положения;
  • законы на федеральном уровне, которые изданы в рамках продолжения данного источника;
  • соглашения международного значения;
  • акты правового регулирования;
  • нормы, сформированные силами органов валютного контроля.

Поле валютного законодательства обширно и многогранно. Оно включает целый перечень нормативных актов, косвенно причастных к этой сфере:

  • нормы, посредством которых определяется деятельность органов регулирования валютного обращения, например, ФЗ №86 «О Центробанке…» от 10.07.2002 г.;
  • правовые источники, включающие материалы о валютных преступлениях и соответствующих наказаниях – Гражданский кодекс, Уголовный, КоАП;
  • документация, регламентирующая взаимодействие между контрольными и надзорными службами.

К основным службам контроля валютного обращения принято причислять Центробанк и правительство РФ. В качестве агентов выступают уполномоченные коммерческие институты (банки), внешнеэкономические кредитные учреждения. Невзирая на значительное количество ответвлений в рамках данной схемы, каждое из звеньев функционирует строго в определенной области.

Формы и виды ответственности

Действия, связанные с нарушением валютного законодательства, порождают возникновение множества форм и разновидностей ответственности.

Закон подразумевает три направления ответственности за совершение противоправных мероприятий:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Каждая форма распространена как в отношении резидентов, так и нерезидентов. Применительно к физическим лицам терминология «налоговый» и «валютный» резидент имеет неодинаковое значение. В первом случае гражданин живет в стране менее чем 180 дней в году. Во второй ситуации он может проживать за рубежом на постоянной основе.

Формы представлены в табличной форме.

Причина наступления Санкции Законодательное регулирование
Гражданско-правовая Признание сделки недействительной или в рамках подписания ничтожного соглашения Меры, предусмотренные законом:

· компенсация сторонам имущественных и материальных затрат, понесенных в ходе совершения операции;

· перечисление вырученных средств в бюджет страны

Ст. 167-169 ГК РФ
Административная Осуществление запрещенных валютных операций.

Нарушение сроков предоставления сведений о факте открытия, закрытия, внесения изменений, а также предоставление материалов в неверной форме.

Пренебрежение необходимостью предоставления сведений о наличии счета за рубежом.

Несоблюдение правил репатриации валюты.

Игнорирование правил по соблюдению порядка отчета о проведении операций с валютами на зарубежных балансах.

Для каждого нарушения соответственно:

· штраф в сумме от ¾ полной величины, фигурирующей в договоре;

· штраф до 1500 руб. для физических лиц, до 100 000 (от 50 000 руб.) для организаций;

· штраф 5000 руб. для ФЛ, 800-1000 тыс. руб. для фирм;

· 1/150 ставки рефинансирования, установленной в ЦБ РФ за каждые сутки просрочки, ¾ или 100% величины сделки, если возвращения так и не случилось;

· для физ. лиц., максимум 3000 руб., для фирм — 50 000 руб.

Ст. 15.25 КоАП РФ
Уголовная Производство поддельных банкнот с последующим хранением и распространением.

Невозвращение валюты российских финансов из-за рубежа в крупной (от 9 млн.) и особо крупной (от 45 млн.) величине.

Перевод финансов за рубеж по подложной документации.

Лишение свободы сроком до 8-12 лет (максимальный срок «светит» за крупные обороты от 2 250 000 руб.).

Отправление виновного в МЛС до 5 лет.

Тюрьма до 10 лет.

Ст. 186, 193, 193.1 УК РФ

Доказательная база

Судебная практика свидетельствует, что проще всего освободиться от штрафных санкций, выписанных в рамках допущения технических ошибок, которые подтверждают документы или справки о проведении валютных операций. К примеру, к таким недочетам следует относить:

  • погрешности, допущенные в процессе указания кодов транзакций;
  • ошибки в сделках, связанных с отсрочкой платежа (когда сумма через черту не указана, а имеет место быть только общая величина контракта).

Что касается такого рода нарушений, можно отметить, что неверное заполнение справочных материалов нельзя считать нарушение порядка. Зачастую суд соглашается с тем фактом, что оснований для выписывания тех или иных мер ответственности не имеется.

Степень нарушений не имеет зависимости от продолжительности просрочки в подаче документов в адрес контролирующих служб. Порой фискальные органы готовы закрыть глаза на просрочку в 20 и более дней.

В ряде ситуаций такие нарушения, наоборот, не могут быть признаны несущественными, даже если просрочка составляет всего пару суток. Объяснить этот феномен просто: некоторые судьи убеждены, что допущение подобных пропусков сроков – пренебрежение нормами закона.

Практический пример: между украинской фирмой, не являющейся валютным резидентом, и Обществом-резидентом было заключено соглашение о поставке. Общество во избежание правонарушений произвело экспорт согласно ст. 19 ФЗ №173.

В установленный срок должна была зачислиться вся сумма выручки. По факту была перечислена лишь часть. В связи с этим Общество привлекли к ответственности на базе ст. 15.25 КоАП РФ.

Суд в удовлетворении поданного заявления отказал на основе ст. 2.1 ФЗ №173. Как доказательную базу резидент использовал два решения, принятых хозяйственным судом Киева.

Изменения в законодательстве в 2018 году

В ближайшей перспективе (с 2018-2019 гг.) есть вероятность изменения в рамках общих положений валютного законодательства:

  • перечисление денег, поступивших от реализации ценных бумаг, на балансы за границей;
  • обязательная репатриация средств, которые были предоставлены нерезиденту на базе договора займа (данная мера способствует оказанию противодействия нелегальному выводу финансов путем предоставления ссуд в иностранные кредитные конторы);
  • разрабатывается законопроект о том, чтобы установить статус резидента (валютного) в отношении ФЛ, которые находятся на территории страны свыше 183 дней в годовом периоде (за ними будет сохранено обязательство по предоставлению отчета о вкладах и движении средств на иностранных счетах).

Последний законопроект в настоящее время пребывает на стадии доработки, так что в ближайшем будущем его принятие не рассматривается. Многие граждане, тем не менее, находят его наиболее актуальным, т. к. львиная доля граждан РФ проживает на 2 государства.

Можно ли оспорить

Если налоговики или представители службы российского финансового надзора выписали штраф, допустимо обращение в суд в целях смягчения наказания или его полноценной отмены. Добиться этого можно лишь двумя способами:

  • применение попыток доказать тот факт, что нарушение не настолько значительно, как считает обвиняющая сторона;
  • приведение достаточного количества аргументов в собственную пользу в виде смягчающих обстоятельств.

Каких-то конкретных критериев, свидетельствующих о малозначительности нарушений, не имеется. В процессе рассмотрения дела о наказании суд вправе либо принять доказательную базу, предоставленную обвиняемым, либо проигнорировать ее ввиду малозначительности. Она может включать в себя следующие обстоятельства:

  • нарушение совершено впервые;
  • финансовое положение потерпело временный крах;
  • подача документов до момента привлечения к ответственности.

Таким образом, валютные правонарушения чреваты несением различных форм и видов ответственности.

Краткая видео-инструкция по валютному контролю внешнеторговых операций представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *