Налоговые расходы

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Содержание

Комментарий к Ст. 318 НК РФ

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный п. 1 ст. 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 29 декабря 2011 г. N 07-02-06/260).

Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Однако из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «…связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)».

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Так, в Определении ВАС РФ от 13 мая 2010 г. N ВАС-5306/10 отмечается, что не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений ст. ст. 318 и 319 НК РФ, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (Письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2952@ «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные»).

Распределять расходы на прямые и косвенные должны организации:

— которые не являются торговыми, но определяет доходы и расходы по методу начисления (организации, использующие кассовый метод, расходы на прямые и косвенные не распределяют);

— которые являются торговыми. Они должны распределять расходы на прямые и косвенные независимо от метода расчета налога на прибыль.

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в отчетном (налоговом периоде);

— расходы на доставку товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в стоимость товаров).

При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, то пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. То есть в случае если у организации отсутствует прибыль, то признать она сможет только косвенные расходы.

Все остальные расходы (кроме внереализационных расходов, предусмотренных ст. 265 НК РФ) относятся к косвенным и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Порядок деления затрат на прямые и косвенные зависит от того, какой деятельностью занимается организация:

— производством продукции, выполнением работ; — оказанием услуг; — торговлей.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно определить обоснованный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, по мере реализации продукции, работ, услуг.

1. К прямым расходам организаций, осуществляющих деятельность по производству продукции или выполняющих работы, могут быть отнесены, в частности:

— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Все остальные расходы (за исключением внереализационных) будут признаваться косвенными.

В случае если организация осуществляет деятельность по выполнению работ, она не вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 22 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/114).

2. Абзацем 3 п. 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

При этом п. 5 ст. 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Учитывая изложенное, организация, оказывающая услуги, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе применять положения, предусмотренные абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ в отношении оказываемых этой организацией услуг.

В связи с этим организации, оказывающие услуги, не обязаны распределять прямые расходы между затратами текущего налогового (отчетного) периода и стоимостью услуг, не принятых заказчиками на конец этого периода (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/1/348).

3. Для торговых организаций перечень прямых расходов фиксированный. Он приведен в ст. 320 НК РФ. Он распространяется на организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Таким образом, к прямым расходам относятся расходы по доставке товара до склада организации при покупке данного товара, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки товара.

При этом расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров после оприходования их на склад организации и в связи с их дальнейшим перемещением до другого склада следует относить к косвенным расходам (Письмо Минфина России от 29 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/783).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Например, расходы, связанные с предпродажной подготовкой товара, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 320 НК РФ (Письмо Минфина России от 4 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/465).

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров

(п. 2);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как

произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Статья 318 НК РФ. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

См. все связанные документы >>>

На практике не совсем ясным остается вопрос, является ли перечень прямых расходов, приведенный в пункте 1 статьи 318 НК РФ, закрытым в целях исчисления налога на прибыль.

Поскольку пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), можно сделать вывод, что любой вид расходов, связанных с производством, может быть отнесен к прямым расходам.

Связанным с этим является и вопрос о праве налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Учитывая изложенное, можно полагать, что налогоплательщик самостоятельно не определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Вместе с тем из пункта 1 статьи 318 НК РФ следует, что все расходы на производство и реализацию, не отнесенные к прямым, признаются косвенными. В то же время законодательством о налогах и сборах не установлен закрытый перечень прямых расходов на реализацию.

Поэтому следует признать, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Минфин России настаивает, что расходы на сертификацию учитываются в целях налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат (см., например, письма Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-02/268, от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).

Аналогичный вывод содержится в письмах Управления ФНС России по г. Москве от 10.10.2007 N 20-12/096609, от 27.01.2006 N 20-12/5511, от 26.12.2005 N 20-12/97013.

Между тем, по мнению большинства арбитражных судов, расходы по сертификации являются косвенными, признаются на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, и в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Судьи ссылаются на то, что договоры на оказание сертификационных услуг не предусматривают условий, о которых говорится в пункте 1 статьи 272 НК РФ, то есть о получении доходов в течение более чем одного отчетного периода. Работы органом сертификации выполнялись единовременно в одном периоде, и не предусматривались отношения, длящиеся более одного периода. Следовательно, имеет место единовременное оказание услуг и срок действия сертификата не имеет правового значения при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При данных обстоятельствах у налогоплательщика отсутствуют основания для распределения расходов по сертификации с учетом принципа равномерного и пропорционального распределения. Оснований для применения специального правила о признании расходов в течение более одного отчетного периода, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ, не имеется (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-2003/2008(2378-А27-34), ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08, ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 N А56-10798/2006 арбитражный суд указал, что глава 25 НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика распределять расходы на сертификацию продукции в течение всего времени действия сертификата.

Совокупные налоговые издержки (Инс)

Тема: Оценка эффективности налогового менеджмента налогоплательщика

Для реализации функции управления налогами в сфере интересов налогоплательщика должны быть не отдельные налоги, а их совокупность, объединенная в систему налогообложения хозяйствующего субъекта.

Классификация налогов в целях их минимизации основывается от положения налога относительно себестоимости продукции, работ, услуг налогоплательщика:

1) налоги, источником уплаты которых является себестоимость – это налоговые издержки, относимые на затраты (Инз). Сумма начисленного налога является расходами организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20, 26, 28, 41). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению прибыли. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль организаций.

2) Оборотные налоговые издержки (Ино). Источником уплаты налога является полученная выручка. Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки, с которой выплачивается НДС, но и в максимизации НДС, который выплачивается поставщикам, идет в зачет и компенсируется организации-налогоплательщику (НДС, акциз).

3) Налоговые издержки, относимые на прибыль (Инп). Для этого налога (Налог на прибыль организаций) следует стремится к уменьшению облагаемой базы и применению наиболее низкой ставки налога.

4) Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует стремиться уменьшить налоговую базу и применить наименьшую ставку.

Эффективность налогового менеджмента организации определяется с помощью рада коэффициентов. Эти показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так в процентах. Все эти показатели относительные.

1. Общий коэффициент эффективности налогообложения (Кобщ):

Кобщ = Пч/ Инс,

где Пч – чистая прибыль организации-налогоплательщика;

Инс – совокупные налоговые издержки.

2. Налогоёмкость продаж (Кне):

Кне = Инс/ О,

где Инс – совокупные налоговые издержки;

О – объём продаж.

3. Коэффициент налогообложения доходов (Кнд):

Кнд = Ино/ В,

где Ино – оборотные налоговые издержки;

В – выручка от реализации.

4. Коэффициент налогообложения затрат (Кнз):

Кнз = Инз/ С,

Инз – налоговые издержки, относимые на затраты;

С – себестоимость.

5. Коэффициент налогообложения прибыли (Кнп):

Кнп = Инп/ П.

где Инп – налоговые издержки, относимые на прибыль;

П – прибыль организации-налогоплательщика.

6. Коэффициент налоговой нагрузки (Нн):

Нн = (Инс + Ш + П)/ О,

где Инс – совокупные налоговые издержки;

Ш – штрафы;

П – пени;

О – объем продаж.

В силу особенности отечественной хозяйственной среды невозможно привести рекомендуемые значения этих коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации.

В отношении показателя «Налогоёмкость продаж» специалисты приводят 4 варианта оценки потребности и необходимости в налоговом менеджменте:

1. Налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых налоговых льгот и самообразованием главного бухгалтера.

2. Налоговое планирование должно быть частью общего финансового управления и контроля на предприятии, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или формирование специализированного структурного подразделения (от 15 до 20 %).

3. Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования. Необходим обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций. Вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права.

4. Бизнес вряд ли целесообразен в дальнейшем.

Анализ показателей налоговых издержек и налоговой нагрузки

Проблема оптимизации налоговой нагрузки для нашей экономики является одной из самых актуальных. Если налоговая система не будет стимулировать развитие бизнеса и, особенно в сфере производства, то ожидаемого подъема экономики не будет. В этой связи следует отметить позитивность изменений, внесенных в отечественную налоговую систему новым Налоговым кодексом. Однако конкретные результаты можно будет оценивать по истечении нескольких лет. Оценка действующей налоговой нагрузки на предприятие дана на примере одного из производственных предприятий Оренбургской области.

Таблица 1- Расчет структуры налоговых издержек

Показатели Базисный год Отчетный год
Сумма (млн. руб.) Уд. вес % Сумма (млн. руб.) Уд. вес %
Налоги, возмещаемые через цену продукции (косвенные налоги) –всего: в т.ч. НДС и т.д. 41,1 34,9 40,2 35,6
Налоги, возмещаемые через себестоимость, всего: в том числе: — Земельный налог -Налог на пользователей автомобильных дорог — Единый социальный налог и т.д. 5,5 6,5 4,2 32,9 3,4 4,4 2,9 5,5 8,0 4,4 33,9 3,2 4,6 2,5
Налоги, относимые на финансовые результаты – всего: в том числе: — Налог на имущество и т.д. 4,1 4,1 4,1 3,4
Налоги, возмещаемые за счет чистой прибыли – всего: в том числе: — Налог на прибыль — Платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и т.д. 21,9 17,1 4,8 21,8 17,2 4,6
Всего налоговые издержки

Расчеты в таблице 11.1 показали, что большая часть налогов более — 40% — приходится на косвенные. Последние включают в основном НДС. Второе место в составе налоговых издержек занимают налоги, относимые на затраты производства, составляющие около 33%. Существенна доля и налогов, относимых за счет чистой прибыли предприятия – более 20%.

Роль различных групп налоговых издержек зависит от специфики производства, отрасли деятельности и др. факторов, но общая картина их структуры характерна для большинства из них, что подтверждают результаты нашего исследования.

Опережающий рост выручки от продаж, прибыли и финансовых ресурсов (валюты баланса) по сравнению с ростом налоговых издержек способствовал снижению налоговой нагрузки на валовую прибыль, финансовые ресурсы и реализацию, как по обобщающим, так и по частным показателям (Таблица 11.2).

Таблица 11.2 – Данные для расчета налоговой нагрузки на предприятие

Показатели Базисный год (млн. руб) Отчетный год (млн руб) Темп роста, %
Доходы 117,2
Выручка от продаж 123,1
Себестоимость 120,0
Прибыль до налогообложения 133,3
Чистая прибыль 112,5
Валюта баланса (среднегодовые данные) 133,3
Среднесписочная численность работников 103,5
Налоговые издержки всего 119,2
в т.ч. возмещаемые за счет: а) цены б) себестоимости в) финансовых результатов г) чистой прибыли, включая налог на прибыль 116,7 122,9 116,7 118,8

Однако увеличение массы налоговых издержек значительно ослабило положительные тенденции, а по показателям чистой прибыли и численности работников показало усиление налогового пресса (Таблица 11. 3).

Недостаточный размер чистой прибыли предприятия является причиной того, что более 80% ее суммы уходит в налоговые платежи. Рост же объемов продаж способствовал тому, что налоговая нагрузка на доходы снизилась, однако превышает 50% от суммы доходов и выручки от продаж, что снижает заинтересованность предпринимателей в развитии бизнеса.

Таблица 11.3 – Расчет налоговой нагрузки на предприятие

Показатели Базисный год Отчетный год Скорректированный показатель Отклонение
общее в т.ч. за счет
суммы налогов (налоговых издержек) источников возмещения налогов или ресурсов предприятия
Показатели общей налоговой нагрузки на предприятие в % по отношению к показателям: а) доходов б) реализации в) финансовых ресурсов г) прибыли до налогообложения д) на 1 работника е) чистой прибыли +1 -2 -8 -25 +8 +22 +8 +8 +10 +35 +10 +63 -7 -10 -18 -60 -2
Частные показатели налоговой нагрузки по источникам покрытия налоговых издержек (%): а) реализация б) себестоимость в) прибыль до налогообложения г) чистая прибыль -2 +1 -1 +4 +2 +5 +1 +13 -4 -4 -2 -9

Следовательно, нужны постоянные исследования по оценке налоговой нагрузки по отчетным данным, т.к. изменения в налоговом законодательстве существенно меняют и налоговую нагрузку на предприятие.

Изменения, внесенные в налоговое законодательство в 2002 г., были направлены на снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 24 % с 35 % в 2001 г. Однако, как показали расчеты в таблице 11.3, это существенно не снизило общие показатели налоговой нагрузки. Так, по отношению к доходам нагрузка увеличилась на 1 %, а к чистой прибыли на 22 %. Эти изменения обусловлены тем, что темпы роста налоговых издержек опережали темпы роста доходов и чистой прибыли. Высокий прирост налоговых издержек, в том числе и налога на прибыль обусловлен жесткостью налоговой системы в части пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства, а также увеличением числа затрат не учитываемых при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В связи с этим прибыль предприятия сформированная в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету существенно ниже, чем прибыль, сформированная для целей налогообложения в соответствии с требованиями 25 главы Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

Снижение налоговой нагрузки на исследуемом предприятии имело место по показателям нагрузки на валюту баланса общую сумму финансовых ресурсов предприятия, выручку от продаж, прибыль до налогообложения. Главная причина этого снижение состоит в том, что темпы роста налоговых издержек отставали от темпов роста перечисленных показателей. Следовательно, расширение объемов деятельности и увеличение инвестиций в бизнес потенциально снижают налоговую нагрузку. Факторный анализ ее подтверждает важность этих выводов: за счет роста доходов налоговая нагрузка сократилась на 7 пунктов, выручки – на 10, финансовых ресурсов – на 18, а прибыли до налогообложении – на 60.

Частные показатели налоговой нагрузки имели неоднозначные изменения. Рост налогов, относимых на себестоимость, обусловлен увеличением налогооблагаемых баз: выручки, оплаты труда и других. Существенное снижение чистой прибыли в результате уплаты штрафных санкций в бюджет за нарушение налогового законодательства привело к тому, что изъятие чистого дохода возросло с 80 до 84 %. Таким образом, на практике не всегда снижение налоговых ставок приводит к снижению налоговой нагрузки. Исследование причин роста нарушений налогового законодательства на отдельных предприятиях показало, что они могут быть вызваны частыми изменениями, несогласованностью с другими нормативными актами, недостаточной компетентностью работников бухгалтерии предприятия. Это требует усиление контроля со стороны аппарата управления над своевременностью расчетов с бюджетом, а также привлечения аудиторов с целью своевременного исправления ошибок в учете.

Наряду с этим на уровне законодателей требуется упрощение налоговой системы. Практика показала, что новый Налоговый кодекс пока этой проблемы не решил. Напротив, специалисты отмечают существенное усложнение налогового законодательства и усиление его фискальной функции.

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 5096;

Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?

Какие расходы относятся к прямым

Общий порядок учета прямых расходов

Прямые расходы и сфера услуг

Как правильно распределить прямые расходы на реализованную продукцию

Косвенные расходы по налогу на прибыль: перечень

Косвенные расходы: что к ним относится в налоговом учете

Итоги

Какие расходы относятся к прямым

Ст. 318 Налогового кодекса относит к прямым расходам:

  • Затраты, понесенные предприятием при приобретении материалов и сырья, которые используются в производстве товаров, а также при осуществлении работ или оказании услуг.
  • Затраты, понесенные предприятием при приобретении комплектующих изделий для монтажа или полуфабрикатов для дополнительной обработки.
  • Расходы по оплате труда работников предприятия, задействованных в производстве товаров, в оказании услуг или осуществлении работ. В эту категорию относятся также расходы на обязательное пенсионное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности, медицинская страховка, социальное страхование от профзаболеваний и несчастных случаев, финансирование накопительной части пенсии. Перечисленные расходы обязательно должны быть начислены на оплату труда работников, задействованных в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Только в этом случае их можно будет учесть при определении налога на прибыль.
  • Суммы, начисляемые по амортизации основных средств, если таковые используются в производстве товаров, осуществлении работ или оказании услуг.

Перечень прямых расходов является открытым. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить свой список прямых расходов, отличающийся от перечня из ст. 318 НК РФ. При этом Минфин РФ обращает внимание, что перечень прямых расходов, определяемых налогоплательщиком, должен быть обоснован технологическим процессом. Такого же мнения придерживаются и судьи Арбитражного суда Дальневосточного округа (см. постановление от 01.08.2017 № Ф03-2571/2017 по делу № А04-10568/2016. Определением Верховного суда РФ от 24.11.2017 № 303-КГ17-17016 отказано в передаче дела № А04-10568/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

При этом чиновники подчеркивают, что к косвенным расходам можно отнести затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам (письмо Минфина РФ от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785). Эту точку зрения разделяют и арбитры (см. постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.08.2017 № Ф04-3174/2017 по делу № А27-19836/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2017 № Ф03-2571/2017 по делу № А04-10568/2016, Арбитражного суда Московского округа от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016).

См. также «Состав прямых и косвенных расходов в учетной политике зависит не только от усмотрения налогоплательщика».

Перечень прямых расходов для целей налогообложения должен быть утвержден в учетной политике для целей налогообложения (абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ, письма Минфина России от 21.02.2018 № 03-07-07/11012, от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785, от 07.02.2011 № 03-03-06/1/79 и УФНС России по г. Москве от 02.02.2010 № 16-12/009984@).

См. также материал «Перечень прямых расходов по налогу на прибыль».

Общий порядок учета прямых расходов

Для прямых расходов по налогу на прибыль существует особый порядок учета, предусмотренный Налоговым кодексом РФ.

Суть прямых расходов в том, что они учитываются лишь в части, приходящейся на товары, работы, услуги или продукцию после переработки, реализуемые в текущем налоговом или отчетном периоде (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Это утверждение разъяснено, кроме того, в письмах Минфина России от 20.07.2017 № 03-03-06/1/46286, от 31.10.2016 № 03-02-07/1/63462, от 09.06.2009 № 03-03-06/1/382, от 08.12.2006 № 03-03-04/1/821, а также УФНС России по г. Москве от 18.05.2010 № 16-15/051839@.

Отдельно указано, что такие расходы надо списывать в периоде, когда продукция реализована, даже если средства по ее оплате поступили уже в следующем налоговом периоде. Подтверждение этому можно найти в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2011 № А45-12953/2010.

Прямые расходы и сфера услуг

Если деятельность организации связана с оказанием услуг, то, согласно абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, таким налогоплательщикам разрешено уменьшать доходы от реализации на всю сумму прямых затрат налогового или отчетного периода (письма Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348, от 31.08.2009 № 03-03-06/1/557). Есть на этот счет и судебные решения, например постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 № А27-19013/2012. В нем указано, кроме того, что в учетной политике такой порядок учета закреплять не обязательно, поскольку он предусмотрен НК РФ. Впрочем, лучше все-таки отразить это в соответствующем документе, что позволит избежать ненужных пояснений.

Работы, в соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ, как и товары с продукцией, отличаются от услуг тем, что они имеют материальное выражение и их можно реализовывать в буквальном смысле (например, построенное здание, выполненный проект и проч.). Услуги же материальным обликом не обладают (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Пример

Разработку проектной документации, согласно ст. 758 ГК РФ, следует отнести к деятельности, связанной с выполнением подрядных работ. Это означает, что доходы нельзя единовременно уменьшить на всю сумму прямых расходов, а надо распределять такие расходы на незавершенное производство. На это нацеливает письмо Минфина России от 22.02.2007 № 03-03-06/1/114.

Общестроительные затраты, которые включают содержание строительной площадки, в том числе охрану поселка, уборку территории, аренду техники, временное электроснабжение, проектирование и строительство временных дорог, типовое проектирование жилых домов, разработку и согласование документации по планировке и межеванию территории и др. работы, являются неотъемлемой частью расходов на строительство объектов. Они должны учитываться в качестве прямых расходов строительной компании.

К такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016. Определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления. А вот аудит относится, согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ, к услугам. Поэтому организация, работающая в этой сфере, имеет право единовременно уменьшить доходы отчетного периода на всю сумму прямых расходов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348.

Если же налогоплательщик совмещает оказание услуг с производством или выполнением работ, то в полном объеме он вправе относить к расходам отчетного периода лишь те, которые связаны с услугами (письмо Минфина России от 11.09.2009 № 03-03-06/4/77).

Как правильно распределить прямые расходы на реализованную продукцию

Для точного определения той части прямых расходов, которую надо отнести на реализованную продукцию, следует вычленить прямые расходы за месяц, приходящиеся:

  1. На остатки незавершенного производства.
  2. Остатки продукции отгруженной, но не реализованной на конец месяца.
  3. Остатки продукции на складе.

Суммы прямых расходов, которые пришлись в текущем периоде на все эти остатки, учитывать в уменьшении налоговой базы этого периода не надо.

Если организация принимает решение об изменении перечня прямых расходов, то она должна внести изменение в учетную политику с начала нового налогового периода (абз. 6 ст. 313, абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ).

О ситуации, когда налоговая инспекция может оспорить перечень прямых и косвенных затрат, приведенный в учетной политике, читайте в материале «Аренду производственных помещений могут не признать косвенным расходом».

В результате с начала нового отчетного или налогового периода отдельные расходы по налогу на прибыль перейдут из категории прямых в категорию косвенных расходов.

Однако на конец прошедшего налогового периода прямые затраты, пришедшиеся на нереализованную продукцию и незавершенное производство, не были учтены. Минфин России в письмах от 15.09.2010 № 03-03-06/1/588, от 20.05.2010 № 03-03-06/1/336 рекомендует их и в новом налоговом периоде учитывать по мере реализации товаров или работ. Единовременно же можно теперь будет признавать лишь те расходы, которые осуществлены уже с начала нового периода.

Впрочем, в судебной практике встречается и иное мнение. В качестве примера можно привести ситуацию, которую рассмотрел ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 03.02.2011 № А78-901/2010). Суть дела в том, что в первом квартале организация учла при расчете базы по налогу на прибыль расходы, которые ранее относились у нее к прямым, в полном объеме.

Налоговые инспекторы восприняли это действие как нарушение, указав в акте проверки, что, поскольку расходы осуществлены в прошлом налоговом периоде, то их к ним и надо отнести. А единовременно списывать их в качестве косвенных расходов налогоплательщик был не вправе. Тем не менее арбитражный суд принял сторону организации и признал единовременное включение этих затрат в базу по налогу на прибыль правомерным. Аналогичная позиция суда содержится в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 27.05.2011 № Ф03-1824/2011 и от 25.12.2009 № А27-671/2009.

Косвенные расходы по налогу на прибыль: перечень

В бухгалтерском учете в состав косвенных расходов включаются общепроизводственные, общехозяйственные расходы, т. е. расходы, связанные с выпуском разных видов продукции, которые обеспечивают деятельность организации в целом. В связи с этим при расчете себестоимости их нужно распределять. База распределения косвенных расходов в бухгалтерском учете устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.

Как отразить косвенные расходы в учетной политике см. в статье «Отражение косвенных расходов в учетной политике — образец».

Косвенные расходы: что к ним относится в налоговом учете

В ст. 318 Налогового кодекса к косвенным расходам относятся все расходы, кроме прямых и внереализационных. То есть если из расходов на производство и реализацию исключить прямые расходы, перечень которых должен быть приведен в учетной политике, то остаются косвенные расходы по налогу на прибыль, перечень которых является открытым. Косвенные расходы включают в себя и расходы на ремонт, и освоение природных ресурсов, и НИОКР, и страхование имущества, а также прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Состав косвенных расходов у каждой организации будет зависеть от осуществляемых операций. Косвенные расходы следует относить к затратам текущего налогового либо отчетного периода. На это нацеливает письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/182, основанное, в свою очередь, на положениях п. 2 ст. 318 НК РФ.

Пример

Компания имеет кондитерский цех, что позволяет ей изготавливать и продавать соответствующие изделия. Если продукция не реализуется, то она, по договору, возвращается и перерабатывается в качестве сырья. В таких обстоятельствах прямые расходы по переработке кондитерских изделий следует признавать в том периоде, в котором происходит реализация готовой продукции, изготовленной из переработанного сырья.

В налоговом учете косвенные расходы не распределяются. Но из этого правила есть исключение: распределение косвенных расходов производится, если они относятся к нескольким отчетным периодам. В то же время существуют косвенные расходы по налогу на прибыль, перечень которых приведен ниже и которые в налоговом учете относятся на уменьшение налоговой базы не в момент возникновения, а по особому алгоритму. К таким расходам, в частности, принадлежат:

  • расходы на НИОКР (ст. 262 НК РФ);
  • расходы на страхование (п. 6 ст. 272 НК РФ);
  • представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Итоги

Перечень расходов, относящихся к прямым, налогоплательщик определяет самостоятельно исходя из специфики своего технологического процесса. Затраты, относящиеся к производству и реализации, относятся косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам.

Ошибки в распределении расходов между прямыми и косвенными приводят к искажению (чаще всего занижению) налогооблагаемой базы, начислению штрафов и пени. Поэтому любой расход в целях исчисления налога на прибыль нужно не только тестировать на соблюдение норм ст. 252 НК РФ, но и правильно классифицировать.

— суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

— суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями, как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям;

— начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— расходы на оплату труда работников — доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

— расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско — правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско — правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

— предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором;

в) амортизационные отчисления, определяемые:

— по основным средствам (а не по любому имуществу). В практике возник вопрос: могут ли быть отнесены к прямым расходам амортизационные отчисления на нематериальные активы, учитывая, что законодатель (для целей налогообложения налогом на прибыль организаций) в ст. 258 НК приравнивает нематериальные активы к амортизируемому имуществу? Систематическое толкование ст. 257, 258 НК (см. коммент. к ним) и ст. 318 не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Дело в том, что законодатель различает амортизируемые основные средства и иные виды амортизируемого имущества;

— лишь по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг) (а не по основным средствам, используемым при реализации товаров (работ, услуг)), в качестве офисных помещений и т.п.;

— в порядке, предусмотренном в ст. 256 — 259 НК (см. коммент. к ним);

2) косвенные расходы. К последним относятся все иные расходы, которые не отнесены нормами ст. 318 к числу прямых, и в частности расходы на приобретение:

а) материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса, для контроля, содержания, эксплуатации основных средств, для установки и иной подготовки производимых и реализуемых товаров;

б) запчастей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и т.п.;

в) комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, воды, энергии, работ и услуг производственного характера и т.п.;

г) прочие расходы (см. коммент. к ст. 254, 264 НК).

При этом речь идет о косвенных расходах, реально осуществленных налогоплательщиком налога на прибыль организаций по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря включительно.

3. Характеризуя правила п. 2 ст. 318, нужно обратить внимание на то, что:

а) они предписывают налогоплательщикам налога на прибыль организаций относить на уменьшение доходов (т.е. вычитать из суммы доходов), полученных в течение того или иного отчетного (налогового) периода, всю сумму косвенных расходов на производство и реализацию, которые налогоплательщик произвел в том же отчетном (налоговом) периоде.

В практике возникли вопросы:

а если сумма косвенных расходов превышает сумму полученных доходов, подлежат ли применению правила п. 2 ст. 318 НК? Да, подлежат: законодатель не делает для этого случая никаких исключений;

как относить убыток, возникший вследствие превышения суммы косвенных расходов отчетного периода над суммой доходов этого же отчетного периода? В общем порядке, предусмотренном в ст. 283 НК (см. коммент. к ней);

б) сумма прямых расходов, осуществленных в том или ином отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации (но не внереализационные доходы), полученные в том же отчетном (налоговом) периоде. Но это общее правило. Нельзя уменьшить сумму доходов от реализации в случаях, когда:

— расходы распределяются на остатки незавершенного производства (см. коммент. к п. 1 ст. 319 НК);

— расходы распределяются на остатки готовой продукции, находящейся на складе налогоплательщика налога на прибыль организаций (т.е. еще не отгруженной покупателю, см. коммент. к п. 2 ст. 319 НК);

— расходы распределяются на остатки отгруженной продавцу продукции, но еще не реализованной в данном отчетном (налоговом) периоде. См. коммент. к п. 3 ст. 319 НК.

О порядке определения расходов по торговым операциям см. коммент. к ст. 320 НК. О порядке ведения налогового учета расходов:

Вопрос: На металлургическом заводе затраты на электроэнергию составляют около 90% всех затрат на производство. К каким расходам (прямым или косвенным) относятся расходы на приобретение электроэнергии для энергоемкого производства? («Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2003 г.)

На металлургическом заводе затраты на электроэнергию составляют около 90% всех затрат на производство. К каким расходам (прямым или косвенным) относятся расходы на приобретение электроэнергии для энергоемкого производства?

Следуя буквальному прочтению НК РФ, расходы на приобретение электроэнергии необходимо относить к косвенным расходам.

Дело в том, что расходы на приобретение энергии всех видов, используемой на технологические цели, относятся к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). В прямые расходы в соответствии с п.1 ст.318 НК РФ включается только часть материальных расходов, а именно:

— на приобретение сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика.

Остальные материальные затраты, в том числе и на приобретение электроэнергии, относятся к косвенным расходам. Какова доля этих затрат в общей сумме производственных расходов, значения не имеет.

Отметим, что МНС России планирует разработать отраслевые методические рекомендации по применению 25-й главы НК РФ. В них будут учтены технологические особенности предприятий разных отраслей, в том числе металлургии. Возможно, в соответствующем документе найдет отражение и эта ситуация. Следите за нашими публикациями.

И.В. Педченко,

эксперт «РНК»

Прямые и косвенные налоговые расходы

Дубовик И. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Деление затрат на прямые и косвенные используется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом законодатель не определил перечень данных затрат, что приводит к разногласиям на практике. Постановление АС ПО от 17.03.2017 № Ф06-18293/2017 – один из наглядных примеров, когда налоговики разошлись с налогоплательщиком во мнениях по квалификации сразу нескольких видов затрат, свойственных производственным предприятиям. Что это за затраты и к каким расходам (прямым или косвенным) они должны быть отнесены по законодательству?

Несколько слов о прямых и косвенных расходах

Для целей налогообложения прибыли расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые и косвенные. Примерный перечень прямых расходов представлен в ст. 318 НК РФ. Это сырье и материалы, амортизация, расходы на оплату труда и страховые взносы сотрудников основных подразделений, непосредственно выпускающих готовую продукцию.

На том основании, что вышеуказанный перечень является открытым, налоговый орган в оспариваемом решении пришел к выводу, что те или иные расходы относятся к прямым, если они связаны с производством и реализацией. Нетрудно догадаться, что налоговики намекали на ст. 253 НК РФ, в которой содержится перечень всех расходов, связанных с производством и реализацией. На эту статью нет ссылки в ст. 318 НК РФ, где установлено деление налоговых расходов на прямые и косвенные. И налоговое законодательство не устанавливает зависимость группировки затрат по периоду и способу признания в налоговом учете (на прямые и косвенные) с квалификацией затрат по их характеру (на связанные с производством и реализацией и внереализационные). То есть проводить параллели между названными расходами, тем самым расширяя список прямых затрат, у налоговиков нет оснований.

О бухгалтерской и налоговой квалификации

Как известно, налоговое законодательство, в частности ст. 11 НК РФ, разрешает применять термины и определения, содержащиеся в других отраслях права, но только если в самом НК РФ нет указаний по используемой в конкретной ситуации терминологии. Налоговики этим пренебрегли и в вопросах налогообложения ссылались на нормативные акты, имеющие отношение к бухгалтерскому учету. В частности, термины «прямые затраты» и «косвенные затраты» используются в значениях, прописанных в Основных положениях по калькулированию себестоимости на промышленных предприятиях.

В документе указано, что в зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. При этом под прямыми затратами понимаются, как уже отмечено, расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную зарплату производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость, а косвенными считаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

В налоговом учете понятия «прямые затраты» и «косвенные затраты» (ст. 318 НК РФ) имеют иное значение: во-первых, используется «налоговый» термин «расходы» в отличие от «бухгалтерского» термина «затраты»; во-вторых, «налоговая» классификация прямых и косвенных расходов (и, соответственно, перечень этих расходов) существенно отличается от «бухгалтерской» классификации таких расходов.

Различия в классификации расходов при их делении на прямые и косвенные в бухгалтерском и налоговом учете обусловлены целями применения данной классификации. В бухгалтерском учете деление затрат на прямые и косвенные производится с целью их распределения между единицами калькулирования и исчисления фактической себестоимости каждой единицы. В налоговом учете деление расходов на прямые и косвенные преследует исключительно цель выделения расходов, не уменьшающих доходы и подлежащих включению в стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции и отгруженных товаров.

Таким образом, при решении вопроса об отнесении расходов (к прямым или косвенным) в целях исчисления налога на прибыль следует руководствоваться исключительно требованиями и правилами гл. 25 НК РФ.

Аренда технологического оборудования

Использование на праве аренды различных производственных активов является достаточно распространенной сегодня практикой. В рассматриваемом деле в аренду производителем продукции были взяты литейно-формовочный цех, гипсолитейный цех, массо-заготовительный цех, туннельно-печной цех, цех полировки. Налоговый орган включил арендную плату по данным объектам в состав прямых расходов, но при этом не представил доказательств, подтверждающих использование арендованного имущества именно в производственной деятельности.

При переквалификации расходов на аренду ревизоры использовали сведения из регистров бухгалтерского учета, предоставленных обществом. Однако при отражении в бухгалтерском учете расходов на арендную плату общество не давало оценку указанным затратам на предмет возможности отнесения к прямым налоговым расходам.

При принятии решения о перераспределении расходов на арендную плату налоговый орган также не учел следующее: арендодатель выставлял арендную плату единой суммой без разделения на производственные и непроизводственные объекты; стоимость арендной платы за оборудование была постоянной, не содержала переменной части и не зависела от результатов производства и объема произведенной продукции. Данные затраты относятся к постоянным (косвенным) расходам, не формирующим прямую себестоимость продукции. Таким образом, распределение начисленной суммы арендной платы между незавершенным производством и готовой продукцией приведет к искажению базы по налогу на прибыль в налоговом (отчетном) периоде.

Не в пользу налоговиков было и то, что они в рамках проверки не проводили мероприятия налогового контроля, необходимые для принятия решения о правомерности или неправомерности учета затрат в составе косвенных расходов: не истребовали информацию, не производили допросы должностных лиц касательно учета прямых и косвенных расходов, не осуществляли осмотры производственных помещений, не производили инвентаризацию собственных и арендованных производственных объектов, не истребовали технические паспорта арендованных зданий.

В итоге вывод налогового органа о неправомерном отнесении арендной платы в отношении технологического оборудования (производственных помещений) к косвенным расходам основан на субъективных предположениях, не учитывает обстоятельства производственной деятельности и противоречит налоговой политики общества.

Стоимость работ (услуг) производственного характера

Согласно ст. 254 НК РФ услуги подобного характера включаются в состав налоговых материальных затрат налогоплательщика. Но не все такие затраты являются прямыми расходами, связанными непосредственно с производством продукции. В данном деле часть услуг производственного характера (полировка и нарезка плитки) оказывали налогоплательщику сторонние исполнители (контрагенты).

Суд указал, что обязанность по ведению налогового учета операций, связанных с производственным процессом контрагентов, лежит на самих контрагентах, которые в силу требований гл. 25 НК РФ самостоятельно определяют состав прямых и косвенных расходов, а также производят оценку остатков незавершенного производства и готовой продукции для целей расчета налога. Затраты на приобретение работ производственного характера, выполняемых сторонними лицами, указаны в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ и в перечне, рекомендуемом для включения в состав прямых расходов, отсутствуют.

Дополнительным аргументом в пользу налогоплательщика было то, что согласно учетной политике общества затраты в виде стоимости производственных услуг не включаются в состав налоговых прямых расходов, что соответствует законодательству.

Транспортировка полуфабрикатов собственного производства

В отличие от предыдущего вида затрат, названные в заголовке расходы налоговики отнесли не к стоимости работ (услуг) производственного характера, а к затратам, связанным с приобретением материально-производственных запасов. Между тем услуги по доставке полуфабрикатов собственного производства не могут быть так квалифицированы по двум причинам. Во-первых, данные операции не являлись приобретением, поскольку не происходил переход права собственности. Во-вторых, полуфабрикаты не являются материально-производственными запасами, а относятся к незавершенному производству. Такие выводы основаны на нормах п. 101 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Применение названного документа оправданно в данном случае, поскольку понятие полуфабрикатов не определено в Налоговом кодексе.

Здесь уместно вспомнить еще об одном бухгалтерском акте – ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В нем полуфабрикаты собственного производства не поименованы среди активов, принимаемых в качестве МПЗ. Сырье и материалы, а также готовая продукция являются частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Как следует из материалов рассматриваемого дела, доставка керамогранитной плитки осуществлялась к контрагенту (для полировки) и обратно. По сути, имели место давальческие операции, которые в гл. 25 НК РФ отдельно не указаны, что позволяет налогоплательщику самостоятельно определиться с расходами, связанными с этой хозяйственной операцией. Мнение налоговиков о том, что затраты на транспортировку полуфабрикатов собственного производства должны быть отнесены к прямым расходам, основано на субъективных предположениях, не аргументированных законодательно.

Покупные комплектующие изделия

Материальные расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, являются рекомендованными законодателем прямыми затратами (пп. 4 п. 1 ст. 254, ст. 318 НК РФ). Поэтому налоговый орган имел неплохие шансы доказать налогоплательщику и суду, что названные расходы являются прямыми. Но в данном деле ревизоры воспользоваться своим шансом не сумели. Почему?

Потому что налогоплательщик самостоятельно расширил перечень прямых расходов для целей налогообложения прибыли после увеличения доли хранимой на складе укомплектованной продукции и тем самым минимизировал свои риски. Но до принятия такого решения нужно разобраться, почему стоимость комплектующих может не входить в состав прямых затрат налогоплательщика. Причина была в следующем.

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия использовались обществом для комплектации при продаже санитарно-строительных изделий (ССИ) и приобретались как готовые изделия, не требующие дополнительной обработки. Монтаж и крепление к унитазу, бачку или умывальнику не осуществлялись. На складе готовых ССИ хранились неукомплектованные изделия, операции по их комплектации и упаковке производились на складе готовой продукции непосредственно перед отгрузкой изделий покупателю. Комплектующие изделия, учтенные обществом в составе затрат текущего налогового периода, реализовывались покупателям в этом же периоде. Монтаж арматуры и сидений осуществлялся конечным потребителем продукции при установке сантехники по месту ее использования, что подтверждается паспортами санитарно-строительных изделий, инструкцией по установке комплекта наливной и смывной арматуры, а также фотоснимками изделий, готовых к отгрузке покупателям.

Арбитры отметили, что выбор счета бухгалтерского учета (10.02 или 41) никак не влияет на тот факт, что сиденья для унитаза и сантехническая арматура не монтировались на готовые изделия и дополнительно не обрабатывались. Представленными в дело документами подтверждалось: сантехническая арматура и сидения не образуют основу готовой продукции общества и не являются ее компонентом по той же причине (комплектующие не монтируются, а укладываются в упаковку вместе с санитарно-строительными изделиями).

Доля стоимости укомплектованных изделий в остатках готовой продукции составляла всего 0,2%. В одном из отчетных периодов доля укомплектованных изделий в составе остатков готовой продукции выросла до 14,8%, что послужило причиной изменения учетной политики предприятия и включения комплектующих изделий в состав прямых расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Вывод ревизоров о том, что затраты на приобретение покупных комплектующих изделий в любом случае должны быть отнесены к прямым расходам, основан на субъективных предположениях, не учитывает технологический процесс и обстоятельства производственной деятельности.

Затраты на оплату природного газа и электроэнергии

Данные затраты отнесены налогоплательщиком к косвенным расходам и в полной сумме приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Это следует из норм Налогового кодекса. Ведь затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии однозначно обособлены от затрат на приобретение сырья и материалов, выделены в специальном пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, который не поименован в ст. 318 НК РФ, и не отнесены к прямым расходам.

Налоговики не согласились с такой очевидной аргументацией, указав на то, что в соответствии с технологическим процессом существует прямая зависимость большей части расходов на топливо (природный газ, электроэнергию) с объемом производства готовой продукции. Однако эти доводы проверяющих не подтверждаются представленными в материалы дела фактическими показателями расхода энергоносителей при сопоставлении их с объемами выпуска продукции. На самом деле показатели потребления газа и электроэнергии связаны непосредственно с сезонностью производства в целом.

Сезонность потребления энергоносителей доказывает обоснованность включения обществом расходов на энергоносители в состав косвенных, то есть расходов того периода, к которому они относятся. Отчеты о расходе газа и электроэнергии не могут использоваться при исчислении базы по налогу на прибыль, поскольку составлены с использованием условных величин (в частности, каких-либо показаний внутренних счетчиков в отчетах о расходе газа и электроэнергии не имеется), что не отвечает требованиям налогового законодательства.

В рассматриваемом деле был еще один фактор, «сыгравший» против налоговиков – отсутствие газо-, электросчетчиков, установленных на производственном оборудовании. В связи с этим невозможно достоверно определить, какая часть энергоресурсов используется для изготовления готовой продукции, а какая – не относится к производственному процессу и потребляется для нужд освещения, отопления, нагрева воды в душевых, приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха, в том числе в помещениях, не относящихся к основному производству.

С учетом вышеизложенного суды правомерно признали вывод налогового органа о том, что затраты на приобретение газа и электроэнергии должны быть отнесены к прямым расходам, ошибочным, не учитывающим особенности технологического процесса.

Отметим: если бы налогоплательщик организовал бухгалтерский учет таким образом, чтобы он позволял однозначно относить стоимость энергоносителей (электроэнергия, газ, пар) на себестоимость готовой продукции, то, возможно, судебное решение было бы иным. Но сослагательное наклонение в истории, как и в налогообложении, неуместно.

Что еще не понравилось налоговикам?

Законодатель закрепил за налогоплательщиком право самостоятельного определения в налоговой учетной политике перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В рассматриваемом в данной консультации деле в учетной политике общества не отражены используемые критерии для причисления спорных расходов к косвенным. Однако Налоговый кодекс не только не содержит положений, обязывающих налогоплательщика закреплять в своей учетной политике критерии отнесения затрат к косвенным расходам, но и не устанавливает обязанность налогоплательщика утверждать сам перечень косвенных расходов.

Порядок отнесения расходов к прямым и косвенным регламентирован ст. 318 НК РФ, которая не содержит ограничений по самостоятельному определению налогоплательщиком перечня прямых расходов. Все остальные расходы являются косвенными априори в силу норм упомянутой статьи НК РФ, и этого вполне достаточно.

* * *

Итак, в рассмотренном судебном решении налоговики предъявили претензии касательно различных расходов производственного предприятия, посчитав их не косвенными, а прямыми. Налогоплательщик сумел в суде отстоять все расходы, которые учел в составе косвенных. Однако это не значит, что у налогоплательщика нет прямых затрат. Они есть – гл. 25 НК РФ не допускает формирования налоговой базы только на основании косвенных расходов. Другой вопрос, что прямых расходов не так много, рекомендованный законодателем список данных расходов не нуждается в расширении. Ведь это в интересах бюджета, а не налогоплательщика. Ему нужно быть готовым ответить на любые претензии налоговиков, касающиеся квалификации прямых и косвенных расходов, и, надеемся, консультация в этом поможет.

Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.

Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

  1. Пополнять федеральный бюджет. Например, доходы российского бюджета на 2019 год — около 20 трлн рублей, из них 6 трлн — это налог на добычу полезных ископаемых, а 1 трлн — налог на прибыль.
  2. Пополнять региональные бюджеты: например, только налог на прибыль и НДФЛ составляют три четверти от всех доходов бюджета Москвы.
  3. Контролировать работу бизнеса и проверять, правильно ли перечислены налоги и как работают компании в целом.
  4. Бороться с социальным неравенством. Те компании или граждане, которые много зарабатывают или владеют большим количеством имущества, платят больше денег. Эти деньги государство потом может потратить на выплаты и пособия нуждающимся.

Отличие прямых налогов от косвенных

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.

Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.

Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.

Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.

Виды прямых налогов

Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.

Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.

В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.

Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

Региональные налоги — ставки, сроки уплаты, льготы для налогоплательщиков — могут отличаться в разных субъектах. Например, ставка транспортного налога на легковой автомобиль мощностью до 100 л.с. в Москве — 12 Р за одну л.с., а в Башкортостане — 25 Р. Какими будут налоги, решают власти на местах. К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, а еще сборы от предпринимателей, работающих по патентной системе и налоги на профессиональный доход.

Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.

Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:

  1. 13% — основная ставка, которую применяют в том числе для доходов, полученных от репетиторства, продажи или сдачи в аренду недвижимости, дивидендов и выигрышей в лотерею больше 4000 Р.
  2. 35% — для выигрышей в рекламные лотереи более 4000 Р, а также от экономии на беспроцентных займах или займах со ставкой меньше ⅔ от ключевой ставки. Такие выгодные ссуды часто выдают работодатели. Получается, что тот, кто берет заем — экономит за счет низких процентов. С этой экономии надо заплатить НДФЛ. Выгоду считают как разницу между ключевой ставкой Центробанка и процентом, под который дали ссуду.
  3. 15% — для нерезидентов по дивидендам российских компаний.
  4. 30% — для нерезидентов.

Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.

НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.

Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.

Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.

Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.

Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.

Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.

Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.

Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.

Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:

  1. Если предприятие берет воду для своих нужд, налог будет зависеть от выкачанного объема воды за определенный период времени.
  2. При использовании акватории, например для организации пляжа — от площади используемого водного пространства.
  3. Для получения электроэнергии на гидроэлектростанциях налог рассчитают в зависимости от количества произведенной энергии.
  4. При сплаве леса налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое ее транспортировали.

Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.

Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.

Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.

Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.

Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.

Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *