Ias и IFRS отличия

МСФО (IAS)

Актуально на: 17 мая 2018 г.

О нормативном регулировании бухгалтерского учета в РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что наряду с положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) к нормативным актам второго уровня относятся также Международные стандарты финансовой отчетности.

Стандарты IAS

Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО) – от англоязычного International Financial Reporting Standards (IFRS). МСФО также часто именуют IAS – International Accounting Standards, или Международные Стандарты Бухгалтерского Учета (МСБУ). Несмотря на то, что термины IAS и IFRS обычно используются как равнозначные, между ними есть различия.

IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

В 2001 году была произведена реструктуризация Комитета по МСФО и был основан Фонд МСФО. Действующий в его составе Совет по МСФО (International Accounting Standards Board – IASB) с 01.04.2001 стал выпускать стандарты, которые именуются IFRS. Но по сути это такие же МСФО, которые действуют наряду с IAS.

А потому и Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н, который ввел МСФО в действие на территории РФ, предусматривает применение как IAS, так и IFRS.

Для разграничения по принявшему их органу стандарты именуются МСФО (IAS) или МСФО (IFRS).

Напомним, что МСФО в настоящее время должны применять организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Другие организации могут наряду с российским учетом вести бухучет по МСФО по своему желанию.

Действующие МСФО на территории РФ

Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н ввел в действие на территории РФ не только IAS и IFRS, но и разъяснения МСФО. Эти разъяснения выпускаются Комитетом по интерпретациям международной финансовой отчетности (КРМФО) и именуются IFRIC, а ранее, когда выпускались Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), — SIC. Цель интерпретаций — разъяснять применение МСФО и своевременно предоставлять рекомендации по вопросам учета, специально не рассматриваемым в самих МСФО.

Приведем перечень действующих в 2018 году международных стандартов и их интерпретаций. В настоящее время их 66:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 Представление финансовой отчетности;
  • МСФО (IAS) 2 Запасы;
  • МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств;
  • МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки;
  • МСФО (IAS) 10 События после отчетного периода (также иногда именуемый как МСФО IAS 10 События после отчетной даты);
  • МСФО (IAS) 11 Договоры на строительство;
  • МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль;
  • МСФО (IAS) 16 Основные средства;
  • МСФО (IAS) 17 Аренда;
  • МСФО (IAS) 18 Выручка;
  • МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам;
  • МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи;
  • МСФО (IAS) 21 Влияние изменений валютных курсов;
  • МСФО (IAS) 23 Затраты по заимствованиям (также именуется как МСФО (IAS) 23 Затраты по займам);
  • МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах;
  • МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным программам;
  • МСФО (IAS) 27 Отдельная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия;
  • МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление;
  • МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию;
  • МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 36 Обесценение активов;
  • МСФО (IAS) 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы;
  • МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка;
  • МСФО (IAS) 40 Инвестиционная недвижимость (также часто именуемое как IAS 40 Инвестиционное имущество);
  • МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство;
  • МСФО (IFRS) 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности;
  • МСФО (IFRS) 2 Выплаты на основе акций;
  • МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнесов;
  • МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования;
  • МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность;
  • МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых;
  • МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации;
  • МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты;
  • МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность;
  • МСФО (IFRS) 11 Совместное предпринимательство;
  • МСФО (IFRS) 12 Раскрытие информации об участии в других организациях;
  • МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 Определение наличия в соглашении признаков аренды;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработавшее электрическое и электронное оборудование;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 Применение метода пересчета, предусмотренного МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 Повторный анализ встроенных производных инструментов;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 Концессионные соглашения о предоставлении услуг;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 Программы лояльности покупателей;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива программы с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 Распределение неденежных активов собственникам;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 Передача активов покупателями;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 Обязательные платежи
  • Разъяснение ПКР (SIC) 7 Введение евро;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 15 Операционная аренда – стимулы;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса организации или ее акционеров;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 27 Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 29 Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 31 Выручка — бартерные сделки, включающие рекламные услуги;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 32 Нематериальные активы — затраты на веб-сайт.

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 некоторые из указанных документов утрачивают силу (Приказ Минфина от 11.07.2016 № 111н). Например, МСФО (IAS) 17 Аренда в связи с введением в действие МСФО (IFRS 16) Аренда.

Структура МСФО (IAS, IFRS)

Существует два вида стандартов (прил. 1):

  • — IAS (International accounting standards) — первые (старые) стандарты в количестве 41 (действующих в настоящее время — 29). IAS под номерами 3-6, 9, 13 — 15, 22, 25, 30 и 35 отменены. С 2005 г. введен мораторий на принятие новых стандартов IAS. Старые стандарты периодически дорабатываются путем принятия интерпретаций, которые означают разъяснения и ответы на вопросы пользователей (5/С);
  • — IFRS (International finance report standards) — вторые (новые) стандарты, в настоящее время принято восемь стандартов, данный перечень еще открыт, СМСФО будет принимать новые стандарты.

Европейский союз по МСФО в 2002 г. издал регламент № 1606/02, в соответствии с которым МСФО приобрели статус закона прямого действия. Международные стандарты обрели статус официального правового акта и стали достоянием Европейского сообщества.

МСФО можно структурировать по следующим признакам:

  • — концептуальный уровень;
  • — структурный уровень;
  • — технологический уровень;
  • — стандарты, связанные с отражением финансовых результатов и прибыли;
  • — стандарты, связанные с объединением бизнеса;
  • — прочие стандарты.

К концептуальному уровню относятся не сами стандарты, а концептуальные основы, включающие:

  • — принципы МСФО;
  • — элементы МСФО;
  • — оценку элементов;
  • — концепции капитала.

Принципы не являются стандартом и не подменяют их конкретных положений. Цель принципов — обеспечить последовательное и логически выдержанное построение МСФО. Они создают основу для профессиональных суждений.

Структурный уровень МСФО объединяет стандарты, связанные с правилами составления финансовой отчетности и раскрытия информации, к нему относятся стандарты IAS 1, 7, 34.

Технологический уровень объединяет стандарты, связанные с подготовкой отчетности в отношении активов, имущества, аренды компаний, а также правилами их оценки и отражения в отчетах убытков от обесценения. В этот перечень входят такие стандарты, как IAS 2, 16, 17, 36 и 38.

К уровню стандартов, связанных с правилами признания выручки, определения налогооблагаемой базы по налогам на прибыль относятся такие стандарты, как IAS 12, 18 и 33.

Следующая группа — это стандарты, связанные с объединением бизнеса, и стандарты по подготовке консолидированной, а также сегментной отчетности. Сюда входят стандарты: IAS 27 и 28, а также IFRS 3 и 8.

Остальные стандарты можно объединить как прочие стандарты.

Данная группировка стандартов условна, она полезна для систематизации управленческого и финансового назначения стандартов.

Три главные концепции МСФО

Приоритет экономического содержания над формой.

Справедливая стоимость.

Прозрачность.

В данном пособии рассмотрение международных стандартов проводится с одновременным сопоставлением их с российскими Положениями по бухгалтерскому учету (далее — РПБУ) и выявлением основных различий. Впоследствии мы увидим, что в целом различия методов ведения учета и составления отчетности устраняются через грамотную учетную политику по МСФО и по РПБУ. Однако сложившиеся традиции российской экономики не позволяют устранить различия вышеупомянутых трех главных концепций МСФО. Мы постоянно будем указывать на эти различия при рассмотрении конкретных стандартов.

Принципы МСФО

В настоящее время российский бухгалтерский учет находится на этапе реформирования. Принятие Концепции развития бухгалтерского учета в Российской Федерации (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180) явилось, по сути, вторым шагом реформирования бухгалтерского учета после принятия 6 марта 1998 г. постановления Правительства РФ № 283, утвердившего Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Результатом выполнения данной Программы явилось появление обновленных редакций практически всех российских Положений по бухгалтерскому учету, принятие в 2000 г. нового Плана счетов, принятие ПБУ, приближенных к структуре МСФО, а также утверждение приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н форм бухгалтерской отчетности. В дальнейшем формы отчетности были доработаны (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).

Особо важное значение в этой связи стали приобретать концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности, которые включают в себя принципы МСФО, сущность ее элементов, их признание, оценку, концепцию определения капитала и его поддержания.

Принципы МСФО определяют положения в отношении подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Они служат для разработки будущих МСФО и пересмотра уже существующих, помогают конвергенции МСФО при разработке национальных стандартов, применяются при чтении международных стандартов и используются аудиторами при формировании мнения о соответствии финансовой отчетности МСФО. Эти принципы не являются стандартами финансовой отчетности. В них рассматриваются цели финансовой отчетности, их пользователей, основные подходы к определению доходов и расходов компании, а также качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности.

Классификация принципов МСФО представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Классификация принципов МСФО

С тем чтобы выполнить поставленные задачи, финансовая отчетность составляется по методу начисления, согласно которому результаты хозяйственных операций, прочие события признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о денежных средствах, которые будут получены в будущем.

Признание доходов для целей бухгалтерского учета в РФ определено ст. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (далее — ПБУ 9/99), согласно которой выручка признается в момент перехода права собственности от организации к покупателю. Расход же, согласно ст. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (далее — ПБУ 10/99) признается в момент передачи актива. Порядок признания расходов при методе начисления для целей налогообложения в российском учете содержится в ст. 272 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Альтернативным методу начисления является кассовый метод, при котором результаты хозяйственных операций и прочие события признаются тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Порядок признания расходов при кассовом методе для целей налогообложения в российском учете содержится в ст. 273 гл. 25 НК РФ. Различие с международными стандартами заключается в наличии в российском законодательстве допущения имущественной обособленности организаций, на практике означающее признание имущества в качестве активов на основе нрава собственности, что не типично для МСФО. Вместе с тем в МСФО существуют концепция капитала и концепция поддержания капитала, определение элементов, в то время как в российском бухгалтерском учете данных концепций нет. Отсутствие упомянутых определений не позволяет бухгалтеру в некоторых случаях достоверно оценить и классифицировать ряд хозяйственных объектов и операций.

Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что финансовая отчетность составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Данный принцип отражает довольно жесткий закон бизнеса, согласно которому компания после регистрации и начала хозяйственной деятельности не может приостанавливать свою деятельность, а также не должно быть систематичности в убыточности бизнеса компании.

Для воплощения основных качественных характеристик, а именно, понятности, уместности, надежности и сопоставимости, необходимо соблюдение определенных принципов. Перечислим их.

  • 1. Существенность.
  • 2. Правдивое представление.
  • 3. Преобладание сущности над формой.
  • 4. Нейтральность.
  • 5. Осмотрительность.
  • 6. Полнота.
  • 7. Своевременность.
  • 8. Баланс между выгодами и затратами.
  • 9. Баланс между качественными характеристиками.
  • 10. Достоверное и объективное представление.

Качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей.

Основное качество информации, представляемой в финансовой отчетности, — ее понятность. Предполагается, что для этого пользователям следует иметь достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, а также при организации бухгалтерского учета.

Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения. Информация является уместной тогда, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события.

На уместность информации серьезное влияние оказывают ее характер и существенность. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Применение данного принципа неразрывно связано с принципом рациональности, который означает оптимальное с точки зрения экономики ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. При выборе рациональных способов ведения учета следует руководствоваться размером принятого уровня существенности, то есть рациональность в подходе должна выявить, существенен или нет данный объект учета в качестве его отдельного выделения в отчетности или при подготовке регистров учета. Конкретную величину уровня существенности необходимо указать в учетной политике. Уровень существенности может колебаться от 5 до 25%.

Полезность применяемой информации предполагает ее надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее как на правдивую. Информация должна быть правдивой, чтобы быть надежной. Балансовый отчет должен правдиво отражать операции и другие события, результатом которых на отчетную дату стали активы, обязательства и капитал компании, отвечающие критериям признания. Иными словами, все факты хозяйственной деятельности, отражаемые в бухгалтерских регистрах, должны подтверждаться первичной документацией.

В информации сущность должна преобладать над формой. Например, при финансовой аренде в начальный срок пользования активом компании еще не произошла передача юридического права собственности этой организации, но в балансе арендатора уже отражается стоимость аренды, так как к нему уже перешли основные риски пользования данным активом. В отношении отражения финансовой аренды (лизинга) в российской отчетности заключается существенное отличие от норм IAS 17, в результате чего можно сделать вывод, что в российском законодательстве не всегда соблюдается этот принцип. Данное несоответствие подтверждает также различие норм признания выручки согласно МСФО 18 и ПБУ 9/99. Признание выручки в российском законодательстве возможно только в случае перехода права собственности на нее от продавца к покупателю, в то время как признание выручки, согласно МСФО 18, происходит при наличии двух условий:

  • — при переводе компанией на покупателя значительных рисков, связанных с владением товарами (работами, услугами);
  • — компания не участвует в управлении в той степени, которая ассоциируется с правом владения, и не контролирует проданные товары.

Надежность информации предполагает ее нейтральность. Данный принцип означает, что отчетность должна быть составлена без преобладания интересов одной группы пользователей над остальными, а именно, без заинтересованности отдельных лиц в том, что следует показать «нужный» результат. Наличие определенной заинтересованности неминуемо приведет к потере достоверности самой отчетности.

Следующий принцип — осмотрительность. Это введение определенной степени осторожности в процесс формирования суждений, необходимых при производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, так, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы занижены. При разработке технико-экономического обоснования проекта должны быть максимально учтены все неблагоприятные воздействия, а именно, рыночная конкуренция, необходимость снижения цен на выпускаемую продукцию, непредвиденные затраты. Новый проект можно внедрять только при большой достаточности предполагаемой прибыли.

Отражение в отчетности продажи активов в соответствии с принципом соотнесения со справедливой стоимостью означает, что при заключении компанией прибыльного долгосрочного контракта на продажу своих услуг данный контракт не будет показан в качестве актива, так как принцип осмотрительности запрещает признание ожидаемой прибыли.

Чтобы быть падежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения ее уместности.

Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды, для того чтобы определять тенденцию в ее финансовом положении и результатах деятельности.

Важным условием сопоставимости как качественной характеристики является то, что пользователи информируются о вариантах учетной политики, использованной при подготовке финансовой отчетности, любых изменениях в ней и результатах этих изменений.

Необходимость своевременности информации вызвана тем, что в случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность.

Например, если главный инженер заключил крупный контракт и подписал акт на выполненные работы, но при этом до главного бухгалтера данная информация не была доведена, то это приведет к неправильному определению выручки и расходов, и соответственно, налогов. Информация, которая несвоевременно поступит в бухгалтерию, потеряет свою уместность.

Баланс между выгодами и затратами означает, что выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение. Это обусловлено основной целью бизнеса, заключающейся в получении прибыли.

Баланс между качественными характеристиками означает равновесие или компромисс между качественными характеристиками для достижения соответствующего соотношения между ними.

Финансовая отчетность достоверна и даст объективное представление или представляет финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении компании в полном объеме и динамике.

Национальная система управления данными

Национальная система управления данными — совокупность взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера, обеспечивающая достижение целей и выполнение задач по эффективному управлению государственными данными. Вся имеющаяся у государства информация о гражданах, компаниях, товарах и объектах будет включена в единую информсреду, которая объединит сотни государственных информационных систем (ГИС). Создание Национальной системы управления данными (НСУД) предусмотрено Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». НСУД — ключевой элемент госуправления в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Она предполагает новый подход к госданным — единый порядок их сбора, обработки, хранения и использования .

Цель и задачи

Основной целью создания и обеспечения функционирования Национальной системы управления данными является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

  • повышения доступности государственных данных;
  • обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных;
  • обеспечения информационной безопасности.

История

О планах создания Национальной системы управления данными впервые стало известно в феврале 2018 года

Первая версия Концепции, разработанной в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.

Концепция создания и функционирования НСУД утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1189-р. Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными .

Отдельным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года решено провести эксперимент по апробации основных подходов к созданию системы на данных, которые будут предоставлены органами государственной власти. В этом эксперименте, в частности, примут участие Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при правительстве РФ, Центральная избирательная комиссия, ЦБ, банки и страховые организации, а также региональные власти на добровольной основе.

Национальная система управления данными в полном объёме заработает в 2022 году.

Примечания

  1. Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. pravo.gov.ru (07.06.2019). Дата обращения 1 августа 2019.
  2. Госданным прописали архитектуру // Коммерсантъ.
  3. Государство собирается с базами // Коммерсантъ.
  4. МЭР подготовит проект нацсистемы управления данными на базе Росстата. РИА Новости (20180215T1447+0300Z). Дата обращения 1 августа 2019.
  5. Госданным прописали архитектуру // Коммерсантъ.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 года №1189-р. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  7. Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах»). Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс.
  8. Национальная система управления данными заработает в 2022 году. www.pnp.ru. Дата обращения 1 августа 2019.

Ссылки

  • Новость об утверждении Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными на сайте Правительства Российской Федерации http://government.ru/docs/36940/
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1189-р http://static.government.ru/media/files/jYh27VIwiZs44qa0IXJlZCa3uu7qqLzl.pdf
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 http://static.government.ru/media/files/o7rxmm4VbC5Y65JAipZiHHL2aBdr03Oo.pdf
  • «Кабмин утвердил концепцию национальной системы управления данными» https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6521279
  • «Национальная система управления данными должна заработать в 2022 году» https://www.garant.ru/news/1274684/
  • «Национальная система управления данными заработает в 2022 году» https://www.pnp.ru/economics/nacionalnaya-sistema-upravleniya-dannymi-zarabotaet-v-2022-godu.html
  • «Суперсистема единого управления госданными России появится в 2022 году» http://www.cnews.ru/news/top/2019-05-29_natsionalnuyu_sistemu_upravleniya_dannymi_zapustyat
  • «Информации пропишут единство» https://www.kommersant.ru/doc/3681917
  • «Госданным прописали архитектуру» https://www.kommersant.ru/doc/3814604
  • «Клиент в профиль» https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/20/5ba262ef9a7947c2ab193522
  • «Государство собирается с базами» https://www.kommersant.ru/doc/3984248
  • «АНО „Цифровая экономика“ разработала Концепцию Национальной системы управления данными» https://news.rambler.ru/other/41353519-ano-tsifrovaya-ekonomika-razrabotala-kontseptsiyu-natsionalnoy-sistemy-upravleniya-dannymi/

В ноября 2009 года Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (англ. International Accounting Standards Board) опубликовал первую часть МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», стандарта, который в конечном итоге заменит МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Предприятие должно применять МСФО (IFRS) 9 в отношении всех активов и обязательств, находящихся в сфере применения МСФО (IAS) 39.

Важное отличие от МСФО (IAS) 39 заключается в том, что «котируется ли инструмент на активном рынке или нет» — это не имеет значения для метода оценки согласно МСФО (IFRS) 9.

Дата вступления в силу: годовые периоды, начинающиеся 1 января 2015 года. Досрочное применение разрешается с 12 ноября 2009 года.

МСФО (IFRS) 9 в конечном итоге полностью заменит собой МСФО (IAS) 39. По мере завершения каждой стадии проекта, часть положений в МСФО (IAS) 39 будет удаляться при одновременном включении соответствующих новых глав в МСФО (IFRS) 9.

Основные положения

МСФО (IFRS) 9 устанавливает порядок классификации и оценки финансовых активов, включая некоторые гибридные договоры. Все финансовые активы требуется:

(а) классифицировать на основе бизнес модели предприятия, используемой для управления финансовыми активами, и характеристик финансового актива, которые связанны с предусмотренными договором потоками денежных средств.

(б) при первоначальном признании оценивать по справедливой стоимости плюс определенные затраты по сделке (если такие затраты понесены), исключая финансовые активы, которые оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

(в) в последствии оценивать по справедливой стоимости или по амортизированной стоимости.

Учет финансовых обязательств не изменился по отношению к имеющемуся в МСФО (IAS) 39, за исключением корректировок стоимости на кредитный риск, которые отражаются через прочий совокупный доход (OCI).

Международные стандарты финансовой отчётности

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию — Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC).

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учёта. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение, в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Цели стандартов

Цель стандартов финансовой отчётности — сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчётности, улучшить качество и сопоставимость информации, унификация стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний, в том числе на международном уровне, более эффективно.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. В документе «Концептуальные основы финансовой отчетности» закреплены все базовые принципы МСФО, в том числе принцип начисления, принцип непрерывности деятельности, принцип осторожности и уместности.

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности:

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Иерархия МСФО

В порядке уменьшения важности существует иерархия стандартов:

  • МСФО (IFRS) и (IAS), включая все приложения, являющиеся частью стандарта;
  • Интерпретации КИМФО (IFRIC) и ПКИ (SIC);
  • Приложения к МСФО, не являющиеся частью стандарта;
  • Рекомендации по внедрению, выпущенные СМСФО.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

США

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, — при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчётности (Фонд НСФО) ведёт работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчётности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчётности всех общественно значимых компаний:

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список).

IFRS

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
  • IFRS 2 Платёж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)
  • IFRS 9 Финансовые инструменты (Financial Instruments)
  • IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность (Consolidated Financial Statements)
  • IFRS 11 Совместная деятельность (Joint Arrangements)
  • IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях (Disclosure of Interests in Other Entities)
  • IFRS 13 Оценка справедливой стоимости (Fair Value Measurement)
  • IFRS 14 Счета отложенных тарифных корректировок (Regulatory Deferral Accounts)
  • IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями (Revenue from Contracts with Customers)
  • IFRS 16 Аренда (Leases)
  • IFRS 17 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS for SMEs МСФО для малых и средних предприятий (МСФО для МСП)

IAS

  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Inventories)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Statement of Cash Flows)
  • IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчётного периода (Events After the Reporting Period)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exchange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учёт и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Отдельная финансовая отчётность (Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (Investments in Associates and Joint Ventures)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты: признание и измерение (Financial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members’ Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)
  1. 1 2 3 4 5 6 PwC. Учебное пособие АССА ДипИФР. — 2019. — С. 15-17.
  2. IFRS. Memorandum of Understanding. Архивировано 16 июня 2015 года.
  3. Deloitte. МСФО в кармане. — 2015. — С. 21-27.
  4. Ernst & Young. Первое применение МСФО. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — С. 17-18. — ISSN 978-5-9614-2241-2.
  5. Журнал по налогообложению и учёту Главбух, о применении МСФО в России.
  6. Учебные материалы, подготовленные в рамках проектов ТАСИС.
  7. База данных отчетностей по МСФО. База данных отчетностей по МСФО. Дата обращения 25 февраля 2016.
  8. Приказ Минфина России от 18 июля 2012 года № 106н, о введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации.
  9. Временный (промежуточный) стандарт. Обязателен с 1 января 2016 года, возможно применение до этой даты.
  10. Обязателен с 1 января 2017 года, возможно применение до этой даты.
  11. IFRS for SMEs. МСМО для МСП. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. IASB. Unaccompanied Standards as of 1 January 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *