Экономическая зона Липецк

В особой экономической зоне «Липецк» открылся завод по переработке кофе. На предприятии будут производить классические сорта кофе классов Specialty и Premium и эксклюзивные бленды. Подписание соглашения о его строительстве с «Липецкой кофейной компанией» состоялось в апреле 2017 года, завод был построен за два года.

В торжественной церемонии официального открытия завода принял участие глава региона Игорь Артамонов. «Очень здорово, когда в Липецкой области открываются такие объекты, Это то, что мы хотим видеть в нашем регионе. Экологичное и высокотехнологичное производство. Надеемся, что в регионе появится больше таких предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами и хорошими условиями труда», — сказал Игорь Артамонов.

Для контроля качества поступающего сырья и производимой продукции на заводе создана лаборатория, которая отвечает самым современным характеристикам в области обжарки кофе, а также разработана собственная линейка блендов под торговой маркой Stile di Vita. Как рассказал директор предприятия, завод оснащен новейшим немецким и итальянским оборудованием, специалисты прошли подготовку в ведущих обучающих центрах Германии, Голландии, Италии и России. Все это позволяет соответствовать мировым стандартам производства качественного кофе.

Также планируется увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции. Намечен выпуск капсул для кофе-машин, разработка эксклюзивных смесей по специальным заказам клиентов, запуск линии по сборке капсульных кофемашин и аппаратов для вендинга с собственным сервисным центром по обслуживанию и ремонту. Кроме того, предполагается открытие обучающего центра с многофункциональной лабораторией на базе предприятия, который позволит проводить обучение персонала по профессиям «обжарщик», «бариста», «кап-тестер».

Особая экономическая зона

Особая экономическая зона «Алабуга» в Елабуге

Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

Понятие ОЭЗ

Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:

  1. в рамках российского законодательства обобщённое понятие — «особая экономическая зона» (ОЭЗ)
  2. в рамках некоторых учебников и научных статей — «свободная экономическая зона» (СЭЗ).
  3. в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
  4. в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона» (СЭЗ), что может вносить некоторую путаницу.
  5. в рамках системы/терминологии «Зоны свободной торговли» как подсистема «торговой особой экономической зоны» (Торговых ОЭЗ).
    • Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.
    • А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
      • действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);
      • действует для всех стран, выполнивших критерии;
      • может действовать не только в отношении товаров;
      • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

При этом стоит отметить, что и в английском языке существует смешение понятий. Например, зона свободной торговли как этап интеграции называется как free trade zone, как и зона свободной торговли как торговая ОЭЗ.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства:

  • Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг;
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
  • Развитие экспортной базы;
  • Импортозамещение;
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели использования с точки зрения инвесторов:

  • Приближение производства к потребителю;
  • Минимизация затрат на таможенные пошлины;
  • Доступ к инфраструктуре;
  • Использование более дешёвой рабочей силы;
  • Снижение административных барьеров;
  • Развитие территории.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ классифицируются: по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.

По видам хозяйственной деятельности

  • Торговая зона (ТЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды:
    • Свободные порты
    • Свободные города
    • Зоны свободной торговли (не путать с ЗСТ-интеграцией)
    • Свободные таможенные зоны
    • Магазины Duty Free
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:
    • Зона одной отрасли
    • Зона одного предприятия
    • Экспортно-производственная зона
    • Промышленный парк
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:
    • технопарк
    • технополис
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:
    • Зона свободных банковских услуг
    • Зона свободных финансовых услуг
    • Зона свободных страховых услуг
    • Зона свободных туристско-рекреационных услуг
    • Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.
  • Комплексные зоны — представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:
    • Свободная зона
    • Свободная экономическая зона
    • Особая экономическая зона

По степени организации

  • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
    • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.
    • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспортоориентированных компаний.
  • Территориально-функциональные ОЭЗ — наличествуют признаки обоих предыдущих типов зон.
    • Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.

По степени интеграции в национальную экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

По принципу национальности

  • Национальные — действующие рамках одного государства.
  • Трансграничные — действующие в рамках двух и более государств. Примеры:
    • В 1950-е гг. создавали в практике ЕС Е врорегионы) до 100 штук, в которых участвует сейчас даже Россия; «Треугольник экономического роста», «Зоны экономического роста» в рамках АТЭС. Затем такие зоны стали создаваться даже в Африке.

По системам льгот

  • Налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %).
  • Торговые, или таможенные (импорт) льготы — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) льготы — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые льготы — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные льготы — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

ОЭЗ в России

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Создание и деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом ФЗ-116 от 22 июля 2005 г.

Цель создания особых экономических зон в России — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — АО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

На основании основного федерального закона в России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  1. Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  2. Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  3. Портовые зоны.
  4. Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, действуют:

  1. с 1991 года СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..
  2. ОЭЗ в Магаданской области, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 104-ФЗ от 31.05.1999 г..

Отдельно стоит отметить свободную экономическую зону:

  1. СЭЗ в Республики Крым, СЭЗ в Севастополе. Статус СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года (на период в 25 лет с возможным продлением) и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Статистика

Всего на 2018 год в России действуют:

  • 25 особые экономические зоны:
    • 9 промышленно-производственных экономических зон;
    • 6 технико-внедренческих экономических зон;
    • 1 портовых экономических зон;
    • 9 туристско-рекреационных экономических зон.

38 стран инвесторов;

656 резидентов;

28 421 — создано рабочих мест.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

  • ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Липецк» созданы промышленные зоны соответственно на территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005
  • ОЭЗ Тольятти создана 12 августа 2010 года особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Самарской области, территория, которая непосредственно примыкает к Тольятти Постановлением Правительства РФ.
  • ОЭЗ «Титановая долина» создана в декабре 2010 года особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Верхней Салде, Свердловской области.
  • ОЭЗ «СТУПИНО КВАДРАТ» создана в августе 2015 года особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Ступинском муниципальном районе Московской области Постановлением Правительства РФ № 826.
  • ОЭЗ «Центр» создана в январе 2019 года особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Новоусманском районе Воронежской области Постановлением Правительства РФ № 1774.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов;
  • Строительных материалов;
  • Химической и нефтехимической продукции;
  • Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода её на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Шесть инновационных зон располагается на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии;
  • Медицинские технологии;
  • Электроника и средства связи;
  • Информационные технологии;
  • Точное и аналитическое приборостроение;
  • Ядерная физика;
  • СВЧ-технологии.

Туристические ОЭЗ

Основная статья: Туристско-рекреационная зона

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Ещё шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

В феврале 2019 Минэкономики предложило создать виртуальную особую экономическую зону (ВОЭЗ) для туристического рынка. ВОЭЗ предлагается создать до конца текущего года в рамках реализации «Стратегии развития экспорта услуг в период до 2025 года». В набор особых правил и преференций для зоны может войти упрощение оформления виз для организованных путешественников. Не исключается и прямое субсидирование туроператоров — предположительно, около 5 тысяч рублей за каждого привлеченного в Россию иностранного туриста.

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые.
  • Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Влияние на занятость: роль незначительна

Значительной роли в обеспечении занятости населения особые экономические зоны в России не играют. В 2017 году оказалось, что за 11 лет существования особых экономических зон в них было создано только 21,1 тыс. рабочих мест.

Малая экономическая эффективность

В 2016 году оказалось, что особые экономические зоны малоэффективны. Начальник контрольно-счетного управления К. А. Чуйченко сообщил, что с 2006 года по январь 2016 года на создание 33 особых экономических зон направлено 122 млрд рублей из федерального бюджета, а поступления из зон в виде таможенных и налоговых платежей составили 40 млрд рублей. В них были созданы 18 тыс. рабочих мест (вместо 25 тыс. запланированных). На 1 января 2016 года по данным Счетной палаты ОЭЗ не успели освоить 84,4 тыс. га из 214 тыс. га отведенных им земель. Впрочем, невысокая эффективность ОЭЗ возможно носит временный характер и связана с невыполнением региональными властями своих обязательств по их финансированию. Регионы недофинансировали ОЭЗ на сумму в 45,7 млрд рублей.

Счетная палата Российской Федерации в апреле 2017 года признала относительно эффективной деятельность только тех особых экономических зон, которые расположены в Татарстане («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных особых экономических зон была признана Счетной палатой либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся.

В других странах

В США существует более 50 ОЭЗ, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта, в Южной Корее — 170.

ОЭЗ действуют и во многих других странах, в том числе соседних с Россией. Так, в Белоруссии в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон» (увеличена в 2011 г.), «Минск» (частично расположена в г. Минске, который не входит в состав Минской области), «Могилёв».

Республика Беларусь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 января 2014 года.

Знак «Свободная экономическая зона „Минск“» (Заводской район, микрорайон Шабаны)Одно из предприятий — резидентов свободной экономической зоны «Минск»

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата в 1990-е годы. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В Белоруссии функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Белоруссии являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск».

Первая СЭЗ «Брест» в Белоруссии была создана в 1996 году. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом (1997—2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны.

Второй этап (2000—2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с её специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов.

Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве.

Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилёв. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности.

Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Белоруссии в 2009 году составил 1176,86 млн долл., а импорт — 1146,94 млн долл. Сальдо равняется +29,91 млн долл. Ситуация изменилась в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил — 1571,24 млн долл., а импорт — 1588,89 млн долл. Соответственно сальдо внешней торговли −17,65 м млн долл.

Наибольшее количество резидентов занято в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48 % всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объём накопленных инвестиций.

Свободными экономическими зонами Белоруссии за период с 1998 по 2011 годы накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн долларов. В абсолютном выражении наибольший объём ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн долл., соответственно 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Белоруссии. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

Китай

15 июля 1979 года ЦК КПК и Госсовет КНР приняли решение о создании особых экспортных районов в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне в качестве эксперимента. 16 мая 1980 года ЦК КПК и Госсовет КНР отменяет термин «особый экспортный район» и официально вводит понятие «специальная экономическая зона». В первые годы после введения политики реформ и открытости создание специальных экономических зон сыграло важную роль в развитии экономики страны, издании новых законов и правил, способствующих развитию рыночной экономики и расширению внешних экономических контактов.

Игорь Рогачёв отмечал:

Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны. Игорь Рогачёв

По замечанию В. В. Овчинникова:

Первые свободные экономические зоны на юге и востоке страны были прежде всего ориентированы на связи с Гонконгом и Тайванем. Овчинников В.В.

Грузия

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Кутаисская свободная индустриальная зона

Южная Корея

В Южной Корее используется понятие FEZ (Free Economic Zone) — Свободная Экономическая Зона.

СЭЗ Республики Корея:

Инчхон Пусан — Чинхэ Бухта Кванъян
Инчхон (районы Ёнсугу, Чунгу, Согу) Пусан (район Кансогу), Кённам (Чинхэ) Чолла-намдо (Йосу, Сунчхон, Кванъян), Кёнсам-намдо (Хадонг)
Желтое море Тэгу — Кёнсан-Пукто Сэмангым — Кунсан
Чхунчхон-намдо (Танджин, Асан, Сосан), Кёнгидо (Пхёнтхэк, Хвансон) Тэгу, Кёнсан-Пукто (Кёнсан, Йончхон, Куми, Пхохан) Чолла-Пукто (Кунсан, Пуан)

Примечания

  1. 1 2 3 N 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах» (HTML). КонсультантПлюс (23 августа 2013). Дата обращения 21 июля 2014.
  2. 1 2 Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  3. Платонова И.Н. и др. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. — МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. — М., 2008. — С. 366. — 408 с.
  4. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — С. 39—55. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  5. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире. — МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. — М., 2008. — С. 15—19. — 139 с.
  6. Иванов: особые экономические зоны позволят РФ слезть с «нефтяной иглы» // РИАН.ru, 25.01.2008
  7. Закон о свободной экономической зоне в Крыму вступил в силу. РИА Новости (1 января 2015). Дата обращения 9 июля 2015.
  8. Россия изымает Крым. Gazeta.ru (29 мая 2014). Дата обращения 19 июля 2015.
  9. Путин подписал закон о создании свободной экономической зоны в Крыму. Lenta.ru (30 ноября 2014). Дата обращения 17 июля 2015.
  10. Россия. Особые экономические зоны. www.russez.ru. Дата обращения 28 февраля 2019.
  11. http://government.ru/docs/35310/
  12. Технико-внедренческие ОЭЗ. www.russez.ru. Дата обращения 27 января 2019.
  13. Ведомости. Правительство решило создать особую экономическую зону в подмосковном Фрязине. www.vedomosti.ru (8 января 2016). Дата обращения 27 января 2019.
  14. В подмосковном Фрязино создадут особую экономическую зону. Interfax.ru (8 января 2016). Дата обращения 27 января 2019.
  15. Турфирмам предложили платить по ₽5 тысяч за каждого иностранца в РФ. sobesednik.ru. Дата обращения 23 февраля 2019.
  16. 1 2 3 Счетная палата РФ не видит пользы от «Титановой долины». www.uralweb.ru. Дата обращения 27 января 2019.
  17. 1 2 3 4 Особые зоны по специальным ценам: Правительству поручено остановить создание ОЭЗ // Коммерсантъ. — 2016-09-06.
  18. Андрей Пушкин. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — С. 217. — ISBN 978-5-9614-1954-2.
  19. СЭЗ «Гомель-Ратон» павялічылі больш чым на тысячу га (белор.)
  20. 30 самых важных событий в течение 30 лет после введения политики реформ и открытости // russian.china.org.cn
  21. Игорь Рогачёв: Китай может стать участником путинского союза. www.fontanka.ru (19 октября 2011). Дата обращения 27 января 2019.
  22. Мост во внешний мир: Почему надо дружить с зарубежными соотечественниками?. Российская газета (19 июля 2012). Дата обращения 27 января 2019.

Ссылки

  1. Фурщик М. А., Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы / Фурщик М. А., Шутова А. В.. — М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014. — 212 с.
  2. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Рецензенты: Корепанов К.И. д.и.н., проф., Мухаметгалиева С.Х. к.и.н., доцент. — Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. — 158 с.
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. — 2005. — 25 июля.
  4. Сергей Чижов. Тенденция развития ОЭЗ на базе аэропортов // Авиапорт. — 2010. — 17 сентября. — Дата обращения: 27.01.2019.
  5. Минэкономразвития России
  6. S. Masaev. «Destruction of the Resident Enterprise in the Special Economic Zone with Sanctions, » 2019 Twelfth International Conference «Management of large-scale system development» (MLSD), Moscow, Russia, 2019, pp. 1-5. doi: 10.1109/MLSD.2019.8910997

Администрация Липецкой области меняет схему привлечения инвесторов в регион. Управляющая компания особой экономической зоны «Липецк» расширяет полномочия и теперь будет заниматься привлечением и сопровождением бизнес-проектов не только на двух площадках ОЭЗ, но и за их пределами. Корпорация развития Липецкой области, привлекавшая инвесторов вне ОЭЗ «Липецк», ликвидируется. Власти объясняют новую схему стремлением уйти от дублирования функций и большим успехом ОЭЗ в привлечении бизнеса. Собеседники „Ъ“ считают схему закреплением давно существующей модели, но отмечают, что на новое руководство ОЭЗ, не успевшее достичь значительных успехов по привлечению инвесторов, ляжет дополнительная нагрузка.

О намерении ликвидировать Корпорацию развития Липецкой области, которая специализируется на работе с инвесторами, вчера в ходе пресс-конференции рассказал замглавы администрации Липецкой области Дмитрий Аверов. По его словам, подведомственное областным властям АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк»» теперь будет работать с бизнесом не только для привлечения проектов на двух площадках ОЭЗ «Липецк» (в Грязинском и Елецком районах), но и для входа в особые экономические зоны регионального уровня и за их пределами. АО займется поиском инвестиций в разных сферах региональной экономики — к примеру, в ЖКХ, подчеркнул господин Аверов.

Управляющая компания ОЭЗ будет курировать и проекты с государственно-частным партнерством. В ближайшее время глава Корпорации развития Дмитрий Джиоев покинет должность, отметили в областной администрации. В структуре управляющей компании ОЭЗ часть новых полномочий могут перейти созданному Центру по привлечению инвестиций, который возглавила выходец из банковской сферы Евгения Локтионова.

Дмитрий Аверов объяснил изменения необходимостью распространения успешного опыта ОЭЗ по привлечению инвестиций на другие направления и территории: «Будет единый «центр продаж»». «Исторически сложилось так, что в Липецкой области особая экономическая зона традиционно более успешно привлекала инвестиции. Дублирование функций решили устранить, — сказали “Ъ-Черноземье” в областном управлении экономики. — Площадки будут предлагаться в зависимости от профиля и интереса инвесторов».

По собственным данным, Корпорация развития Липецкой области арендует административные помещения в деловом центре ОЭЗ «Липецк». По данным корпорации, в 2018 году она выполнила все поставленные перед ней цели — к примеру, привлекла 16 инвесторов, установила 190 «деловых контактов», поучаствовала в 18 выставках. Компания получила 25,6 млн руб. доходов и потратила 25,2 млн руб. По данным Kartoteka.ru, АО «ОЭЗ ППТ Липецк» за 2018 год получило 436,7 млн руб. выручки и 31,4 млн руб. убытка.

По словам Дмитрия Аверова, убыток ОЭЗ номинальный и формируется в отчетности лишь благодаря амортизации инфраструктуры; в остальном управляющая компания не является убыточной. В 2018 году в ОЭЗ было привлечено 13 инвесторов с объемом инвестиций 24 млрд руб., еще два резидента заявили о расширении производств. С 2006 года в ОЭЗ создано 4,1 тыс. рабочих мест, общий объем заявленных инвестиций — 195 млрд руб., освоенных — 59,6 млрд руб. По итогам анализа деятельности ОЭЗ в 2016 году Счетная палата назвала «Липецк» одной из четырех эффективных ОЭЗ из 26 действовавших в РФ.

Собеседник “Ъ-Черноземье”, хорошо знакомый с работой по привлечению инвестиций в Липецкую область, согласен, что ОЭЗ в регионе уже давно фактически является единственным центром привлечения инвестиций: «Так сложилось исторически, но в некоторых других регионах, например в Тульской области, «выстреливала» именно Корпорация развития. Но вопрос в том, насколько новая команда, пришедшая в ОЭЗ весной по инициативе главы региона Игоря Артамонова, будет справляться с дополнительной нагрузкой. Пока заявлено о привлечении до конца 2019 года трех-шести инвесторов в ОЭЗ “Липецк”, а в 2018 году их было десять, при этом в 2019 году ни один новый инвестор еще не приступил к проектам — пока только меморандумы».

Олег Мухин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *