Члены инвентаризационной комиссии

>Инвентаризация: отвечаем на организационные вопросы

* Если хотите еще сильнее углубиться в инвентаризационную тему, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94.

Содержание

Общие вопросы проведения инвентаризации

Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств предприятия?

Да, проведение годовой инвентаризации — процедура обязательная для всех предприятий. Ее проведения перед составлением годовой финансовой отчетности требуют ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете и пп. 5 и 7 разд. І Положения № 879.

Ну а основная цель инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухучета и финотчетности путем проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств предприятия.

Какими нормативными документами руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов?

Самый главный документ, которым предстоит руководствоваться предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности — Положение № 879.

Кроме того, специальные инвентаризационные документы используют, в частности, при инвентаризации:

— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;

— спирта этилового — Инструкцию № 264;

— активов и обязательств сельхозпредприятий — (Методрекомендации № 37) и т. д.

Какие объекты подлежат годовой инвентаризации и в какие сроки?

Годовая инвентаризация охватывает все виды активов и обязательств предприятия (пп. 6 — 7 разд. I Положения№ 879). Ее проводят ежегодно перед составлением годовой финотчетности.

Сроки проведения инвентаризации установлены п. 10 разд. I Положения № 879, который рекомендует проводить ее ежегодно до даты баланса (т. е. 31 декабря). Но 31 декабря — это предельная дата, на которую инвентаризация должна быть позади. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. таблицу).

Сроки проведения годовой инвентаризации

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводить инвентаризацию

1

Необоротные активы* (кроме незавершенных капинвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

* При проведении инвентаризации нужно учитывать следующие требования п. 10 разд. I Положения № 879:

— земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно инвентаризировать 1 раз в 3 года;

— инструменты, приборы, инвентарь (мебель) можно инвентаризировать ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих объектов в течение 3 лет;

— библиотечные фонды по решению руководителя можно инвентаризировать в течение года по установленному им графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;

— драгоценные металлы и драгоценные камни, которые содержатся в приспособлениях, оборудовании и других изделиях, инвентаризируют одновременно с инвентаризацией этих активов.

2

Незавершенные капинвестиции

В течение 2 месяцев до даты баланса

НЗП и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное соцстрахование

3

Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Обратите внимание (!): в ходе инвентаризации проверяют:

— собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в т.ч. предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;

— имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).

Конкретные сроки начала/окончания инвентаризации (в рамках сроков из Положения № 879), ее продолжительность, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.

Причем интересно: инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена. Например, согласно приказу руководителя инвентаризацию проводят по состоянию на 30.11.2019 г. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, со 2 по 16 декабря 2019 года). При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.

Инвентаризационные комиссии

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии?

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879). В нее включают:

— представителей аппарата управления предприятия;

— представителей бухслужбы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, СПД — физлица, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);

— опытных работников предприятия, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Также по решению руководителя в состав комиссии могут входить члены ревизионной комиссии хозобщества.

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем

А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).

Обязательно ли малому предприятию для проведения инвентаризации утверждать рабочие инвентаризационные комиссии? Или достаточно того, что у нас созданы постоянно действующие инвентаризационные комиссии?

Как правило, рабочие инвентаризационные комиссии создают на крупных предприятиях. Причина проста: крупное предприятие предполагает большое количество объектов инвентаризации и справиться с таким объемом работ одна комиссия просто не в силах. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 2.5 разд. II Положения № 879. В свою очередь, рабочие инвентаризационные комиссиизанимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства.

На предприятиях с небольшим объемом инвентаризационной работы постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов самостоятельно.

Рабочие комиссии формируют по тому же принципу, что и инвентаризационные комиссии: из представителей аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных работников предприятия. Причем интересно, что в рабочие комиссии можно включать также членов инвентаризационной комиссии (п. 2.2 разд. II Положения № 879).

Назначает председателя рабочей инвентаризационной комиссии и утверждает ее состав своим приказом руководитель предприятия. При этом помните (!): нельзя назначать председателем рабочей комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц (МОЛ), одного и того же работника 2 года подряд (п. 2.4 разд. II Положения № 879).

Включают ли в состав рабочих инвентаризационных комиссий МОЛ?

Ограничения на этот счет установлены п. 2.4 разд. II Положения № 879. Здесь предусмотрено, что МОЛ не может входить в состав комиссии для проверки активов, находящихся у него на ответственном хранении, поскольку является проверяемым лицом.

Получается, включить МОЛ в комиссию, которая будет проводить инвентаризацию вверенного ему имущества, нельзя. В то же время, на наш взгляд, ничто не мешает МОЛ принимать участие в инвентаризации в составе другой рабочей комиссии, которая будет пересчитывать активы, находящиеся в ведении других МОЛ.

На предприятии работает всего один человек — директор. Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного человека?

Минфин в такой ситуации предлагает два варианта действий (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918):

— утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или

— включить в состав комиссии специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Конечно же, на первый взгляд вариант проведения инвентаризации комиссией из одного работника — самый простой, а потому оптимален для столь малого предприятия. Но не все так просто, ведь в этом случае вы невольно нарушите положения п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879. Напомним: он запрещает включать в комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. А у нас именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

Чтобы не нарушить предписания Положения № 879, мы бы рекомендовали остановиться все же на втором варианте:

включить в комиссию специалиста, приглашенного для проведения инвентаризации на основании гражданско-правового договора

Один из членов инвентаризационной комиссии отсутствует по уважительной причине. Можно ли «пересчитать» активы и обязательства без него?

Пункт 1 разд. II Положения № 879 для таких случаев предусматривает следующее: инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии.

Получается, какова бы ни была причина отсутствия одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, проводить инвентаризацию «недоукомплектованным» составом нельзя. Но выход есть: отсутствующего по болезни или в связи с командировкой члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/19). Для этого необходимо издать приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят в состав комиссии другого работника. Еще один вариант — приостановить или перенести сроки начала инвентаризации (естественно, этот вариант подходит в случае непродолжительного отсутствия члена комиссии).

Во время проведения инвентаризации работник предприятия, ответственный за хранение и использование активов, заболел (находился в отпуске). Можно ли провести инвентаризацию доверенных ему активов без него?

Все тот же п. 1 разд. II Положения № 879 требует проведения инвентаризации в присутствии МОЛ. Поэтому проинвентаризировать активы в отсутствие МОЛ и не нарушить Положение № 879 не получится.

Так как же быть? А все зависит от того, выполняет кто-нибудь обязанности временно отсутствующего МОЛ или нет.

Если обязанности МОЛ передали другому работнику, то с ним должны были заключить договор о материальной ответственности и провести инвентаризацию ценностей при смене МОЛ. В таком случае инвентаризацию активов можно провести в присутствии не основного МОЛ, а под «присмотром» его временной замены.

Если же вы не назначаете исполняющего обязанности МОЛ, тогда ничего не остается, кроме как приостановить проведение инвентаризации (если она уже началась) или перенести начало ее проведения.

Документальное оформление инвентаризации

Как составить приказ о проведении инвентаризации?

Проведение инвентаризации начинают с издания приказа о ее проведении. В нем, кроме прочих обязательных реквизитов, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Этим же приказом нередко утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий. Пример оформления приказа см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94, с. 10.

В то же время помните! Сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе годовой, можно установить в приказе об организации бухучета или в приказе об учетной политике. В этом случае издавать приказ о проведении годовой инвентаризации не нужно. Достаточно непосредственно перед ее началомотдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Какими документами оформляют результаты проведения инвентаризации?

В ходе инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия оформляет (п. 15 разд. II Положения № 879):

— инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом;

— акты инвентаризации, в которых показывают наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями П(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Здесь проверяют все подсчеты, проведенные рабочей инвентаризационной комиссией в инвентаризационных описях и в случае выявления расхождений (излишков или недостач) между данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) с данными бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости активов и обязательств (п. 20 разд. II Положения № 879).

Ну и, наконец, инвентаризационная комиссия оформляет результаты инвентаризации протоколом инвентаризации. В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879): результаты инвентаризации, заключения о выявленных расхождениях между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухучета, причины возникновения недостач, потерь и излишков, предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, предложения о списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач, другую существенную информацию.

Протокол инвентаризационной комиссии вместе с другими «инвентаризационными» документами передают на утверждение руководителю.

Руководитель утверждает протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражают в бухучете и финотчетности того периода, в котором она закончена.

Инвентаризация активов из зоны проведения АТО (ООС)

Часть активов предприятия находится на территории проведения АТО (ООС). Как провести инвентаризацию имущества, доступа к которому у нас нет?

Напомним (!): п. 8 разд. I Положения № 879 устанавливает упрощенные инвентаризационные требования для предприятий:

— находящихся на временно оккупированной территории;

— находящихся на территории проведения антитеррористической операции (АТО)*;

* Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, приведен в приложении к распоряжению КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р.

— структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

Для них законодатель передвинул сроки проведения обязательной инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финотчетности, до того момента, когда станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. И только лишь после получения доступа к имуществу предприятия обязаны:

— проинвентаризировать его по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичке и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Документом, подтверждающим ограниченность доступа к активам с целью их инвентаризации, а значит, и право на применение упрощенных инвентаризационных правил, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ст. 10 Закона № 1669, письма ГФСУ от 14.02.2018 г. № 611/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 23.06.2016 г. № 13823/6/99-99-15-02-02-15).

Получается, предприятия, имущество которых находится в зоне проведения АТО (ООС), не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, но могут ее проводить не в установленные Положением № 879сроки, а когда это станет возможным.

Активы, по которым не была проведена инвентаризация, показывают в финотчетности по данным бухучета*. Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732).

* Поскольку из-за вооруженного конфликта произошло уменьшение полезности активов предприятия, то в бухучете их показывают с учетом положений П(С)БУ 28.

Списывать «оккупированные» активы без инвентаризации нельзя. То есть их придется держать на балансе до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним и сможет оценить их физическое состояние (см. письма ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15 и от 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15).

Ответственность за непроведение инвентаризации

Что грозит предприятию и должностным лицам за непроведение обязательной годовой инвентаризации и составление годовой финотчетности на основании неподтвержденных инвентаризацией данных бухучета?

Чуть раньше мы уже отмечали, что проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия, который издает соответствующий приказ, определяет сроки ее проведения, а также назначает состав инвентаризационной комиссии. Поэтому за непроведение обязательной годовой инвентаризации руководителя теоретически можно привлечь к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право назначения на должность данного работника (ст. 147 КЗоТ). Поскольку в нашем случае «проштрафившийся» работник — руководитель предприятия, то дисциплинарную ответственность налагают собственники предприятия или уполномоченный ими орган. На практике, сами понимаете, случаи привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности встречаются крайне редко.

Теперь о том, что касается материальных санкций.

Прямая ответственность за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и матценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностных лиц предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) — за повторное нарушение в течение года. Правда, должностных лиц обычных предприятий от этого штрафа спасает ст. 2341 КУоАП, которая разрешает привлекать к ответственности за такие нарушения органы Госаудитслужбы. А они наделены карательными функциями только в отношении подконтрольных учреждений и предприятий, связанных с бюджетными средствами (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 48, с. 15).

Более вероятно схлопотать штраф за предоставление органам статистики недостоверных данных для проведения государственных статистических наблюдений на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь, как вы помните, годовую инвентаризацию проводят перед составлением финотчетности, а ее отсутствие может поставить под сомнение достоверность отчетности предприятия.

Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП).

На наш взгляд, непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 87:

  • Инвентаризация: анатомия процесса
  • Материальная ответственность
  • Варианты возмещения ущерба виновным
  • Недостача — есть, виновного — нет
  • Излишки — в учете не лишние
  • Искусство прощать долги
  • Списываем устаревшие капинвестиции
  • Календарь бухгалтера на ноябрь 2019 года

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии

Добрый день. Могут ли материально-ответственные лица включаться в состав инвентаризационной комиссии при инвентаризации МПЗ?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация Согласно п.2.3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

ВажноТаким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета. Обязательно только участие работников бухгалтерии, которые ведут учет, и администрации. В остальном состав комиссии зависит исключительно от объема, сроков инвентаризации и других факторов.

Сколько человек должно быть в инвентаризационной комиссии

В организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п.

2.2 Приказа № 49). Но в нормативных актах нет указаний о количественных ограничениях – ни минимальных, ни максимальных.

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии образец

В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

  • работники администрации;
  • бухгалтеры;
  • другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Состав инвентаризационной комиссии

Подборка наиболее важных документов по запросу Состав инвентаризационной комиссии (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Состав инвентаризационной комиссии Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49(ред. от 08.11.2010)»Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Состав инвентаризационной комиссии Путеводитель по бюджетному учету и налогам.

Тоесть банально, если включить МОЛ в комиссию, получится что человек расписывается в двух местах, до и после инвентаризации, проверяет сам сам….что противоречит логике! Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Может ли материально ответственное лицо при проведении инвентаризации быть членом комиссии?
  • Материально-ответственное лицо увольняется, но на инвентаризацию не выходит. Как поступать?

Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Помощь в восстановлении на работе Москва от 40000 руб.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2). В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

ну и где здесь прямой запрет? этот вопрос проработан у нас в организации от и до, т.к.

ВниманиеМетодических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Формируя комиссию, ориентируйтесь на объем ревизии. Когда проверить нужно немного, то трех человек – руководителя, бухгалтера и еще одного ответственного сотрудника – будет достаточно.

Материально ответственные лица не могут быть членами комиссии. Ведь тогда они будут проверять сами себя. Но присутствовать при инвентаризации они обязаны.

Об этом написано в пункте 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

<�…

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 9, Май 2013

Документ

Какие реквизиты инвентаризационной описи обезопасят компанию от претензий налоговиков

<�…

К примеру, это следующие ситуации:

  • для годовой бухгалтерской отчетности;
  • если обнаружены хищение, порча имущества;
  • если меняется материально ответственное лицо;
  • в других случаях.

Для проверки создаются постоянно действующие и рабочие комиссии. Персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель.

Инвентаризация у ИП

В Приказе № 49 прямо указано о проведении инвентаризации только в организациях, но из Письма Минфина от 31.12.2009 N 03-11-09/422 следует, что в случае хищения имущества этот документ вправе применять также индивидуальные предприниматели.

Судебная практика ещё категоричнее относится к инвентаризации, считая эти документы одним из основных доказательств.

В результате нарушения были признаны существенными и во взыскании ущерба с работника ИП было отказано. Таким образом, во многих случаях необходимость создания и правила формирования инвентаризационной комиссии относятся не только к организациям, но и к предпринимателям. Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации.

Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем.

Может ли материально-ответственное лицо быть членом комиссии по инвентаризации?

  • Категории
  • Трудовое право
  • Добрый день.

Практическое пособие по бюджетной отчетности бюджетополучателей Внимание! Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным (п. 2.8 Методических указаний по инвентаризации). Путеводитель по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Внимание! Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным (п. 2.8 Методических указаний по инвентаризации).

Может ли материально ответственное лицо входить в комиссию инвентаризации

Я уже давно не говорю: «Идите все в *опу!», я говорю: «Всем оставаться на своих местах».

В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Мол как член инвентаризационной комиссии

Судебная практика ещё категоричнее относится к инвентаризации, считая эти документы одним из основных доказательств.

Добрый день! Кто должен быть в комиссии по инвентаризации? Наш отдел занимается проведением инвентаризаций ТМЦ в подразделениях организации. Длительное время в инвентаризационную комиссию по Приказу о проведении инвентаризации включались только два человека — это были контролёры-ревизоры нашего отдела (один — председатель; второй — член комиссии). Последнее время главбух требует включения не менее 3 человек в комиссию, но при этом не аргументирует своё требование нормативно-правовыми документами (говорит, что мы сами должны владеть подобного рода информацией). Мне также не удаётся найти конкретики относительно количества человек ни в одном из документов. В связи с этим вопросы:

1) сколько человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии по инвентаризации ТМЦ, согласно нормативно-правовых актов?

Прошу предоставить ссылки на эти документы. Мне необходимо, чтобы имелась конкретика относительно количества.

2) чьё присутствие (должности) обязательно в составе инвентаризационной комиссии?

Прошу обратить внимание, что меня интересуют именно те должности, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны входить в состав комиссии.

Вопрос относится к городу Москва

Ответы:

Инвентаризацию основных средств и других ТМЦ должны проводить все без исключения фирмы, которые ведут бухучет. Главная цель этого мероприятия — контроль за сохранностью имущества и финансовых обязательств компании, а также правильностью отражения данных в бухгалтерских документах. Для этого создается инвентаризационная комиссия, которая действует на предприятии постоянно. Рассмотрим, кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии и какое количество лиц необходимо для проведения проверки.

В нор­ма­тив­ных актах нет никаких ука­за­ний о ко­ли­че­ствен­ных огра­ни­че­ни­ях. На практике, состав инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении или в частной организации включает в себя не менее двух человек. Вообще, работодатель ко­ли­че­ствен­ный со­став определяет са­мо­сто­я­тель­но. Главное, чтобы число членов обеспечило точ­ную и пол­ную про­вер­ку.

Вольно обращаться с уже утвержденным составом не выйдет. В п. 2.3. (ред. от 08.11.2010) сказано, что неявка хотя бы одного участника на мероприятие может стать основанием для признания его итогов недействительными.

Для ответа на ваш вопрос нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Из текста приказа следует, что численный состав комиссии не лимитирован. А если собрать всех, кто рекомендован, то будет больше двух человек.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации (работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, инженеры, экономисты и т.д.), утвержденные руководителем организации.

Инвентаризационная опись должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек. В акте указываются должности членов и председателя комиссии и расшифровки их подписей.

Председателем инвентаризационной комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами. Главный бухгалтер учреждения обычно назначается заместителем председателя комиссии.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными

Рекомендация эксперта
Руководствоваться нужно Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

Также ознакомьтесь в разъяснениями в системе ГАРАНТ:

Проверка состава имущества и обязательств является обязательной для любой организации, это указано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Проводится проверка специальной комиссией, которая назначается приказом руководителя с указанием поименно, кто входит в состав инвентаризационной комиссии.

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Инвентаризация ТМЦ — количество человек, входящих в инвентаризационную комиссию

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации (работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, инженеры, экономисты и т.д.), утвержденные руководителем организации.
Инвентаризационная опись должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек. В акте указываются должности членов и председателя комиссии и расшифровки их подписей.
Председателем инвентаризационной комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами. Главный бухгалтер учреждения обычно назначается заместителем председателя комиссии.
В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными

Могут ли обязать участвовать в инвентаризации и быть председателем инвентаризационной комиссии, не материально-ответственное лицо?На каком основании работника могут привлечь к инвентаризации? Обязательно лли согласие работника? И что будет если он откажет

Ответ

Ответ на вопрос:

По общему правилу, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ).

Поэтому поручение сотруднику дополнительной работы (выполнение обязанностей члена или председателя инвентаризационной комиссии) должно оформляться с согласия сотрудника посредством заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ).

Если сотрудник отказывается, то обязать его выполнять дополнительную работу работодатель не вправе.

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (не нуждается в госрегистрации) указано, что в состав комиссии должны включаться:

 работники администрации;

 бухгалтеры;

 другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя. На практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п.

Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Вопрос из практики: как оформить выполнение работ, которые не входят в трудовые обязанности сотрудника

Выполнение работы, которая не входит в трудовые обязанности сотрудника, можно оформить одним из четырех способов:

 как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);

 как внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ);

 как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ);

 заключением гражданско-правового договора на оказание услуг (выполнение работ).

Выбор варианта зависит от характера дополнительной работы и от того, с какой регулярностью сотрудник должен ее выполнять. Если сотруднику придется заниматься новой для него работой в течение определенного времени, тогда лучше оформить внутреннее совместительство или совмещение.

При внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ).

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

При этом поручение сотруднику дополнительной работы за дополнительную оплату оформите подписанием сотрудником и работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором будут определены как содержание и объем, так и срок будущей работы, а также дополнительная оплата за ее выполнение (ст. 72, 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ в произвольной форме о поручении сотруднику соответствующей работы и установлении дополнительной оплаты. Копию приказа передайте в бухгалтерию для начисления и выплаты сотруднику доплаты.

Сведения о совмещении профессий, расширении зон обслуживания, увеличении объема работ, исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в трудовую книжку и личную карточку работника вносить не нужно (ч. 4 ст. 66 ТК РФ, п. 4, 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, раздел 3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Если работа разовая и не повторяется в течение некоторого времени, при этом работодателю важен результат, а не процесс, тогда лучше заключить гражданско-правовой договор. Подробнее об этом договоре см. Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Вопрос из практики: является ли изменением трудовой функции расширение обязанностей в рамках занимаемой сотрудником должности

Ответ на данный вопрос зависит от того, входят новые обязанности в объем ранее закрепленных функциональных обязанностей сотрудника или нет.

Трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Трудовая функция определяется либо трудовым договором, либо должностной (производственной) инструкцией сотрудника (ст. 9 ТК РФ). Степень конкретизации обязанностей и отражения трудовой функции работников законодательство не устанавливает. Данный вопрос работодатель решает по своему усмотрению.

Поэтому если при расширении обязанностей сотрудника новые (расширенные) обязанности укладываются в тот функционал, который закреплен в трудовом договоре (инструкции), то смены трудовой функции не происходит. Если же новые обязанности выходят за рамки установленных, и требуется внесение изменений в трудовой договор (инструкцию), то расширение будет являться изменением трудовой функции, даже если эти обязанности увеличиваются в пределах той же должности (профессии).

Если расширение обязанностей приводит к изменению трудовой функции, то работодателю необходимо получить письменное согласие сотрудника на выполнение дополнительной работы, пересмотреть должностной оклад или установить доплату.

Такие выводы следуют из совокупности положений статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса РФ и подтверждается судебной практикой (см., например, кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2011 г. № 33-554/11).

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Инвентаризационная комиссия из одного члена – не нарушение

«…В штате организации числится только один сотрудник – генеральный директор. Можно ли провести инвентаризацию расчетов с поставщиками и покупателями, если членом инвентаризационной комиссии будет только директор?..»

Ольга Борисова, г. Санкт-Петербург

Для проведения инвентаризации в компании создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49). Согласно пункту 2.3 Методических указаний, состав комиссии утверждает руководитель организации. Для этого он издает приказ (постановление, распоряжение). В комиссию могут входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты компании, а также представители службы внутреннего аудита компании или независимые аудиторы. Включение последних в комиссию имеет смысл как раз в случае, если в организации числится лишь один сотрудник – ее руководитель. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации делает ее результаты недействительными.

Однако отдельных требований к количеству членов комиссии законодательство не предъявляет, поэтому проведение инвентаризации единственным ее членом – генеральным директором – не является нарушением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *