Авансирование по 44 ФЗ

Размеры авансов и порядок принятия обязательств по контрактам в 2018 году

Алексеева М., эксперт журнала

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2018

В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье.

Авансирование по контрактам.

Получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке (п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому сумма авансовых платежей по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не должна превышать определенные лимиты.

Максимально возможные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать при заключении государственных контрактов, установлены п. 18 Положения № 1496.

Размер аванса зависит от предмета, который указан при заключении государственного контракта (договора), иных условий и определяется в следующем порядке:

Условия договора (госконтакта)

Установление размера аванса

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг

До 30 %

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ:

– на сумму менее 600 млн руб.

До 30 %

– на сумму более 600 млн руб. при условии последующего авансирования после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств*

До 70 %

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции при наличии подтверждения факта такого импортозамещения

От 30 до 80 %

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг при условии осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения авансовых платежей**

От 30 до 90 %

Оказание услуг связи; подписка на печатные издания и их приобретение;

обучение на курсах повышения квалификации; прохождение профессиональной переподготовки; участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета; приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом; приобретение путевок на санаторно-курортное лечение; проведение мероприятий по тушению пожаров; аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки); обязательное страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нем; лечение граждан РФ за пределами территории РФ (договоры заключаются Минздравом с иностранными организациями)

До 100 %

* На сегодняшний день порядок санкционирования оплаты денежных обязательств по контрактам утвержден Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н.

**Казначейское сопровождение контрактов в 2018 году осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1722.

Авансовые платежи в указанных размерах предусматриваются, если иное не определено:

  • федеральными законами;

  • указами Президента РФ;

  • Положением № 1496;

  • другим нормативным правовым актом Правительства РФ для соответствующего государственного контракта (договора).

Отметим, что правила установления размеров авансов, предусмотренные в п. 18 Положения № 1496, не распространяются на контракты, предметом которых является поставка товаров (оказание услуг), включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Также обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году установлен запрет на выплату авансов на последнем этапе исполнения государственных контрактов (договоров), поименованных в пп «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты. Это все перечисленные выше (в таблице) контракты, кроме тех, для которых предполагается авансирование до 100 %. При этом в отношении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, ограничений нет.

Принятие обязательств по контрактам.

Согласно п. 10 Положения № 1496 бюджетные обязательства по контрактам, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года. Однако из этого правила есть исключения (поименованы в п. 11 указанного положения), в частности:

  • в случае утверждения решений Президента РФ или Правительства РФ, устанавливающих возможность принятия бюджетных обязательств после 1 октября;

  • при реализации государственного оборонного заказа;

  • при исполнении международных обязательств РФ;

  • в случае если источниками финансового обеспечения бюджетных обязательств являются доходы, указанные в п. 10 ст. 241 БК РФ, получаемые федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, а также средства Федерального дорожного фонда;

  • в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении исполнителя или проекты контрактов направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до 1 октября;

  • в случаях, указанных в п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42, 46, 50, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ, при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок, предусмотренный названным законом;

  • если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе по причине введения процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков;

  • в случае если бюджетные обязательства возникают в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела, дела по экономическому спору, выполнением требований Конституционного Суда, а также при представлении по законодательству РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам по контрактам;

  • при осуществлении закупок за пределами РФ;

  • при принятии бюджетных обязательств в размере, не превышающем 10 % общей суммы не использованных по состоянию 1 октября доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Для реализации указанных исключений (кроме первого случая) не позднее 6 октября 2018 года необходимо направить в территориальные органы Федерального казначейства информацию о соответствующих бюджетных обязательствах.

Принимать бюджетные обязательства по контрактам после 1 декабря нельзя, если в контракте предусмотрена выплата аванса в пределах доведенных в установленном порядке заказчику лимитов бюджетных обязательств и срок его выплаты превышает один месяц после названной даты (п. 14 Положения № 1496).

* * *

Согласно п. 18 Положения № 1496 в любом государственном контракте (договоре) можно установить условие о предоплате до 30 % суммы контракта. Исключение – закупки, поименованные в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 21‑р. Также допускается авансирование по контрактам:

  • до 30 или 70 % при выполнении работ по строительству, реконструкции и капремонту (в зависимости от суммы контракта и определенных условий);

  • от 30 до 80 % при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • от 30 до 90 % при казначейском сопровождении контрактов;

  • до 100 % в ряде случаев, среди которых заключение государственного контракта об оплате услуг связи, обучении на курсах повышения квалификации, о подписке на печатные издания, приобретении полисов ОСАГО и др.

При заключении контрактов, указанных в пп. «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включают условие о внесении авансового платежа на последнем этапе исполнения контракта.

Бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года, если иное не определено Положением № 1496.

>Можно ли прописать в договоре по 44-ФЗ условие предоплаты за поставку товара> Вопрос

МУП. Можно ли прописать в договоре по 44-ФЗ условие предоплаты за поставку товара?

Ответ

Можно прописать аванс. Закон № 44-ФЗ не запрещает предоплату. В 2018 году на федеральном уровне Правительство РФ ограничило объем авансовых платежей для получателей бюджетных средств. По общему правилу предоплата не должна превышать 30 процентов цены контракта. Однако есть и исключения, когда размер аванса зависит от вида контракта. Например, по отдельным закупкам заказчики вправе перевести предоплату в размере 100 процентов цены контракта. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496, далее – Постановление № 1496.
Например, бюджетные учреждения Приморского края в 2017 году должны соблюдать пределы авансирования, которые установила местная администрация. Поэтому рекомендуем ознакомиться с местными НПА. Возможно аванс может быть не более 30 %.

Размер аванса указывается в виде точной процентной ставки. Не следует устанавливать минимально возможную и (или) предельно допустимую величину аванса. Не следует устанавливать требования к целям расходования аванса. Подобные условия могут являться основанием для привлечения заказчика к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. письмо Казначейства России от 19 мая 2015 г. № 07-04-05/09-319.

Обоснование

Рекомендация:

Направлять ли платежку в реестр контрактов в течение трех рабочих дней со дня выплаты аванса

Нет, заказчик не обязан направлять платежку в реестр контрактов. В течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта направьте в реестр контрактов сведения о наименовании, номере и дате всех платежных документов, в том числе и об авансе (п. 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, подп. «к» и «н» п. 2 Правил, которые утвердили постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084, п. 36 приказа Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н).

Рекомендация:

В каких контрактах устанавливать аванс

Закон № 44-ФЗ не содержит особых требований к размеру аванса.

Вместе с тем, в отдельных нормативных правовых актах могут предусматриваться ограничения в отношении размера аванса.

В настоящее время в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1551 установлены размеры аванса на 2017 год.

Заказчики не вправе устанавливать аванс, когда закупают товары или услуги из правительственного перечня. Об этом сказано в пункте 42 постановления № 1551.

Также не устанавливайте аванс, когда в одной закупке приобретаете товары или услуги, включенные и не включенные в перечень (п. 3 постановления Правительства РФ от 13 марта 2017 года № 278).

Если заказчик не предусмотрел аванс, то вносить изменения в целях приведения его в соответствие с постановлением № 1551 не нужно.

Правительство РФ также вправе установить размер авансовых платежей по контракту государственного оборонного заказа не более чем в объеме финансирования такого контракта в текущем финансовом году (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ).

Размер аванса указывается в виде точной процентной ставки. Не следует устанавливать минимально возможную и (или) предельно допустимую величину аванса. Не следует устанавливать требования к целям расходования аванса. Подобные условия могут являться основанием для привлечения заказчика к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. письмо Казначейства России от 19 мая 2015 г. № 07-04-05/09-319).

Схожая позиция содержится в решении ФАС России от 28 января 2015 г. по делу № К-67/15.

Из рекомендации «Какие условия о цене и оплате можно предусмотреть в контракте»

В каком размере предусмотреть аванс

Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. В Законе № 44-ФЗ конкретный размер аванса не определен. Пределы устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами. Какой аванс заказчики вправе предусмотреть, читайте в рекомендации.

Федеральные заказчики

В каком размере федералы вправе предусмотреть аванс

В 2018 году на федеральном уровне Правительство РФ ограничило объем авансовых платежей для получателей бюджетных средств. По общему правилу предоплата не должна превышать 30 процентов цены контракта. Однако есть и исключения, когда размер аванса зависит от вида контракта. Например, по отдельным закупкам заказчики вправе перевести предоплату в размере 100 процентов цены контракта. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496, далее – Постановление № 1496.

Внимание: не устанавливайте в контракте условие о выплате аванса на последнем этапе исполнения контракта. Поступайте так, когда предусмотрели отдельные этапы исполнения контракта и оплаты. Исключение – контракт подлежит казначейскому сопровождению (п. 19 Постановления № 1496).

Контракты без аванса

Заказчики не вправе устанавливать аванс, когда закупают товары или услуги из правительственного перечня. Об этом сказано в пункте 20 Постановления № 1496.

Также не устанавливайте аванс, когда в одной закупке приобретаете товары или услуги, включенные и не включенные в перечень (п. 20 Постановления № 1496).

Аванс до 30 процентов

Аванс до 30 процентов суммы контракта установите на товары, услуги, работы, в том числе работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России.

Если сумма контракта на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России превышает 600 млн руб., заказчик вправе произвести повторную предоплату, но только когда подрядчик выполнит работы в объеме выплаченного аванса. Общий размер аванса не должен превышать 70 процентов суммы контракта.

Об этом сказано в подпункте «а», подпункте «б» пункта 18 Постановления № 1496.

Аванс от 30 до 80 процентов

Аванс от 30 до 80 процентов суммы контракта установите, когда закупаете научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.

При этом соблюдайте два требования:

 включите в контракт условие о том, что аванс подлежит казначейскому сопровождению;

 получите подтверждение от Минпромторга, что контракт соответствуют целям импортозамещения технологической продукции (до того, как проведете закупку).

Исключение – в контрактах, которые подлежат банковскому сопровождению, аванс не устанавливают.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 18 Постановления № 1496.

Аванс от 30 до 90 процентов

Предоплату от 30 до 90 процентов предусмотрите в контрактах, которые содержат условие о казначейском сопровождении авансовых платежей, за исключением контрактов, в которых устанавливают аванс от 30 до 80 процентов суммы контракта.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 18 Постановления № 1496.

Аванс до 100 процентов

Предусмотрите аванс до 100 процентов, когда предмет контракта:

 услуги связи;

 подписка на печатные издания;

 приобретение печатных изданий;

 обучение на курсах повышения квалификации и прохождение профессиональной переподготовки;

 участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях;

 госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;

 проверка достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства;

 приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов на городской и пригородный транспорт;

 приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;

 ОСАГО;

 аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

 проведение мероприятий по тушению пожаров;

 грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;

 страхование опасных производственных объектов;

 лечение граждан РФ за пределами территории России. Контракты заключает Минздрав России с иностранными организациями.

Региональные и муниципальные заказчики

В каком размере регионалы и муниципалы вправе предусмотреть аванс

Региональные и муниципальные заказчики должны выполнять требования учредителя и нормы местного законодательства, когда прописывают размер аванса в контракте.

Например, бюджетные учреждения Приморского края в 2017 году должны соблюдать пределы авансирования, которые установила местная администрация. В частности, предусмотреть аванс в размере 100 процентов возможно по тем же контрактам, что и у федеральных заказчиков, и по закупкам, предмет которых:

 организация и проведение спортивных мероприятий;

 услуги по обеспечению питанием, проживанием, транспортным и культурным обслуживанием школьников и их сопровождающего во время участия во всероссийской олимпиаде;

 приобретение путевок в рамках оздоровительной кампании детей;

 гастрольная деятельность.

Об этом сказано в постановлении администрации Приморского края от 30 декабря 2016 г. № 624-па.

Ситуация: вправе ли энергосбытовая компания установить аванс 70 процентов в контракте на энергоснабжение

Вправе, если энергосбытовая компания – гарантирующий поставщик. Основание: порядок авансирования контрактов энергоснабжения в размере 70 процентов установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 4 мая 2012 года № 442.

Аванс по 44-ФЗ в 2019 году: размер выплат в таблице

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.

Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Размер аванса по контракту 44-ФЗ

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Условия контракта

Размер авансового платежа

Поставка любых товаров или услуг, не включенных в перечень постановления №737-р.

До 30% от суммы контракта

При заключении договора на реализацию опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ, которые ориентированы на импотрозамещение высокотехнологичной продукции.

Аванс может быть в пределах от 30 до 80 % от суммы, предусмотренной к оплате контрактом.

Контракты на оказание услуг связи, подписки на печатные издания, профессиональной переподготовке сотрудников, участие в различных конференциях, проведения государственной экспертизы, по проверки правильности составления сметы для объектов капитального строительства. Договора на оформление авиа- и железнодорожных билетов, аренды сейфов, тушение пожаров.

Сумма аванса может доходить до 100%.

Заключение договоров на строительные работы, услуги по реконструкции, а также капитальному ремонту зданий и сооружений.

Если сумма контракта не превосходит 600 миллионов рублей, то аванс не может превышать 30% от цены. При сумму свыше 600 миллионов рублей сумму аванса может быть увеличена до 70%.

Как правильно отразить перечисление аванса в контракте

Порядок предоставления и размер авансового платежа в обязательном порядке отражаются в тексте государственного контракта. Соответствующий пункт должен быть внесен в параграф «Порядок оплаты». Стоит помнить, что в договор могут быть включены только те сведения, которые отражались в закупочной документации.

Для выплаты аванса заказчик запрашивает у поставщика авансовую счет-фактуру. На основании полученных документов денежные средства из бюджета перечисляются на счет Казначейства. После этого они переводятся на расчетный счет поставщика. После того как все обязательства поставщиком исполнены, заказчик оплачивает сумму, предусмотренную контрактом, за вычетом авансированной суммы.

Авансовый платеж, как правило, применяется только в особо важных контрактах. Чаще всего заказчики предпочитают оплачивать товары или услуги на условиях отсрочки платежа. Если же государственное учреждение хочет выплатить аванс, необходимо заранее предусмотреть это условие в документации. При этом должны соблюдаться все требования законодательства.

С 1 января 2019 года изменятся правила авансирования по контрактам

baranq / .com

С указанной даты начнет действовать новая редакция . В частности, устанавливаются особенности определения размера последующих после выплаты аванса платежей в зависимости от того, предусмотрены ли контрактом этапы, и последовательности их исполнения (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1430).

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

Так, в соответствии с изменениями заказчики – получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в контрактах авансовые платежи в размере не превышающем разницу между:

  • стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);
  • суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Напомним, что п. 18 Положения предусмотрены предельные размеры авансовых платежей, которые заказчики – получатели бюджетных средств вправе установить в контрактах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *