Занижение налоговой базы

В силу пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета), установлена ст. 346.24 НК РФ. Форма и порядок (далее — Порядок) ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Организация, применяющая УСН, отражает в Книге учета все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. Причем налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога (п. 1.1, п. 1.2 Порядка).

Как определено п. 2.4 Порядка, в графе 4 раздела I «Доходы и расходы» Книги учета отражаются доходы, учитываемые при определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ. При этом указывается, что порядок признания и учета доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен п.п. 1, 3 и 5 ст. 346.17, п.п. 1-5, 8 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у лиц, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (смотрите также письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41441).

Таким образом, каждый получаемый налогоплательщиком доход, признаваемый таковым в соответствии с нормами главы 26.2 НК РФ, должен быть отражен в Книге учета на дату погашения задолженности налогоплательщику как в денежной форме, так и в натуральной форме или иным способом, например, посредством исполнения обязательства третьим лицом или зачетом встречных однородных требований (ст.ст. 313, 407, 408, 410 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если же указанные деяния повлекли занижение налоговой базы, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Из буквального прочтения приведенной нормы можно предположить, что разовое неотражение дохода в Книге учета не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, ответственность за которое установлено ст. 120 НК РФ.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации следует учитывать, повлекло ли неотражение дохода в Книге учета какие-либо иные налоговые последствия.

Так, если доход не был учтен при определении размера налоговой базы по УСН, что повлекло неуплату или неполную уплату налога, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Кроме того, в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 000 000 рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

То есть с начала того квартала, в котором было допущено превышение предельной величины доходов для целей применения УСН, организация обязана исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций (п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организацией не был своевременно учтен доход, влияющий на величину предельного размера дохода, ограничивающего право налогоплательщика на применение УСН, вследствие чего организация не выполняла обязанности налогоплательщика по иным налогам, то к ней могут быть применены следующие санкции, предусмотренные нормами НК РФ:

Статья 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Статья 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

Причем приведенные санкции могут быть применены в отношении каждого из налогов (налога на прибыль, налога на имущество, НДС), плательщиком которых признается организация после утраты права на применение УСН, и взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

При этом на основании п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налогов и пени.

Кроме того, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

В частности, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Налоговые санкции;

— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Соотношение ответственности по ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Дмитрий Аборин, ведущий эксперт-консультант компании «Правовест»

Предположим, компания нарушила налоговое законодательство, и налоговая служба привлекла ее к ответственности. В этом случае важно знать, что можно попытаться уменьшить штраф или вообще его не платить. Главное препятствие заключается в том, что, скорее всего, свою позицию придется отстаивать в суде. Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения установлены главой 15 части 1 Налогового кодекса РФ. Именно в ней содержатся положения, защищающие права налогоплательщика. На примерах из арбитражной практики мы рассмотрим, как можно применять те или иные нормы данной главы, чтобы снизить аппетиты инспекторов.

Два штрафа за одно нарушение

Повторно привлечь к ответственности за совершение одного и того же нарушения налоговые органы не могут (п. 2 ст. 108 НК РФ). Тем не менее эту норму они зачастую игнорируют. Например, если инспекторы выявят занижение налоговой базы, то сразу могут наложить два штрафа: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за неполную уплату налогов (ст. 120 и 122 НК РФ).

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Так, некая организация не полностью уплатила в бюджет НДС, налог с продаж и земельный налог. В итоге на нее были наложены сразу оба штрафа в размере 15000 и 30000 рублей соответственно. Посчитав такое наказание несправедливым, плательщик обратился в суд, который поддержал его позицию. Судьи указали, что привлечение к ответственности по указанным выше статьям за одни и те же финансово-хозяйственные операции противоречит Налоговому кодексу. В результате штраф в 15000 рублей был снят (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2005 г. по делу № Ф04-137/2005(8081-А45-23)).

Более оригинально в ходе налоговой проверки одной организации поступила ИФНС РФ № 32 г. Москвы. Инспекторы выявили, что налоговая база была занижена по трем налогам из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов. Штраф за это составляет 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ). Компания же занизила налоги на 274934 рубля. Таким образом, штраф должен был составить 27493 рубля. Однако налоговая инспекция посчитала иначе: поскольку в данном случае занижены объекты по трем налогам, то штраф должен равняться 45000 рублей (три раза по 15000). Дело было рассмотрено судами трех инстанций. Судьи сошлись во мнении, что хотя нарушение и было допущено по трем объектам налогообложения, вид нарушения один. Поэтому сумма штрафа должна составлять 27493 рубля (постановление ФАС Московского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/2248-05).

Сколько платить за занижение

Налоговый кодекс предусматривает два разных штрафа за занижение налоговой базы. Во-первых, 20 процентов от суммы доначислений за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Во-вторых, 10 процентов от той же суммы (но не менее 15000 рублей) за грубое нарушение правил учета доходов (расходов) или объектов налогообложения, если такое нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ). Выбор между этими двумя вариантами может существенно отразиться на сумме санкций.

Например, при недоплате налогов на 50000 рублей плательщику выгоден первый вариант. Тогда штраф составит 10000 рублей, в то время как во втором – 15000. И наоборот, при выявлении задолженности в 500000 рублей сумма штрафов составит уже, соответственно, 100000 против 50000 рублей.

Приведем пример из практики. В результате налоговой проверки обществу была доначислена доплата по налогам в общей сумме более 5 миллионов рублей. Вместе с тем был наложен штраф в 20 процентов. Из акта проверки следовало, что у компании отсутствовали первичные документы, подтверждающие произведенные им расходы.

Суд указал, что отсутствие первичных документов относится к правонарушениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса. Поэтому штраф должен составлять не 20, а 10 процентов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г. по делу № А26-1530/2005-217). Также судьи разъяснили, что пункт 3 статьи 120 является специальной нормой по отношению к статье 122 Кодекса. То есть штраф в 20 процентов применяется только в случаях отсутствия признаков правонарушения, предусмотренного для ответственности в 10 процентов.

Вину нужно доказать

Доказывать обстоятельства, свидетельствующие о налоговом правонарушении и виновности в нем организации, должны сами налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ). Если вины нет, то и привлекать к ответственности не за что (п. 2 ст. 109, ст. 111 НК РФ).

В принципе, суть данной нормы понятна и однозначна. И судебных дел, в которых судьи использовали ее и освобождали плательщика от вменяемой ему ответственности, очень много. В качестве примера можно привести два интересных момента.

Первый касается неприменения контрольно-кассовой техники (ККТ) при внезапном отключении электричества в момент продажи товара. Как указал суд, вины плательщика в перебоях с электроснабжением нет. Поэтому штрафовать его неправомерно (постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 мая 2004 г. по делу № Ф03-А04/04-2/776).

Во втором случае компания, по мнению налоговых органов, недоплатила ЕСН, уменьшив его на начисленные взносы по обязательному пенсионному страхованию. Однако судьи указали, что доказательств неправомерности применения вычетов контролеры не представили, а потому лицо считается невиновным, а штраф – незаконным (постановления Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2005 г. № 4486/05, Северо-Западного округа от 28 сентября 2005 г. по делу № А05-3873/05-9).

Давность взыскания налоговой санкции

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Как правило, сроки инспекциями не нарушаются. Вопрос связан лишь с моментом начала их исчисления в том случае, когда акт проверки не составляется.

Так, по результатам проведения ИМНС РФ № 35 г. Москвы выездной проверки был составлен акт от 8 июня 2004 года. 11 августа было вынесено решение о взыскании штрафа в размере 3 673 458 рублей. Компания добровольно штраф не уплатила, и в конце января 2005 года инспекция обратилась в суд. Как видно, срок между двумя последними датами составил менее шести месяцев. Однако судьи освободили организацию от штрафных санкций, указав контролерам на то, что срок давности уже истек (постановление ФАС Московского округа от 27 сентября 2005 г. по делу № КА-А40/9521-05).

Дело в том, что в данной ситуации срок следует считать со дня составления акта, то есть с 8 июня. В подобных случаях судьи руководствуются пунктом 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. В соответствии с ним, при применении нормы о сроке в шесть месяцев необходимо иметь в виду следующее. Если налогоплательщик привлекается к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, то срок исчисляется со дня составления акта, поскольку его составление предусмотрено законом (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Данное постановление можно использовать и при несвоевременной сдаче деклараций. Здесь отсчет шестимесячного срока начинается со дня их представления, независимо от даты составления акта или решения налоговой инспекции (постановление ФАС Московского округа от 27 июня 2005 г. по делу № КА-А40/5621-05). Также следует иметь в виду, что срок давности в шесть месяцев применяется и в отношении санкций, налагаемых органами ПФР и ФСС (постановления ФАС Московского округа от 8 августа 2005 г. по делам № КА-А40/7488-05 и № КА-А40/7375-05).

Смягчающие обстоятельства

Налоговым кодексом установлен открытый перечень обстоятельств, которые смягчают ответственность за налоговые правонарушения. Благодаря им сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Исходя из сложившейся арбитражной практики, кроме предусмотренных в Кодексе, могут быть следующие смягчающие обстоятельства:

  • применяемые санкции несоразмерны допущенному правонарушению;
  • ответчик находится в процессе ликвидации;
  • правонарушение совершено впервые или неумышленно;
  • отсутствуют неблагоприятные экономические последствия для бюджета;
  • деятельность организации убыточна и др.

В качестве примера можно привести судебное дело, по итогам которого организации удалось снизить штраф за несвоевременное предоставление сведений по персонифицированному учету со 192796 до 90000 рублей. Судьи посчитали, что совершение данного нарушения впервые является смягчающим обстоятельством (постановление ФАС Московского округа от 22 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/3106-05). Другая компания предоставила неполные сведения из-за утраты бухгалтерской информации в связи с выходом из строя жесткого компьютерного диска. Это также было признано судом смягчающим обстоятельством, в результате чего штраф был снижен с 75746 до 500 рублей. (постановление ФАС Московского округа от 20 апреля 2005 г. по делу № КА-А41/3096-05).

Малозначительность

Малозначительность правонарушения никак не отражается на штрафах, налагаемых согласно Налоговому кодексу. Однако этот фактор может учитываться судьями при рассмотрении дел о наложении штрафов по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 2.9 КоАП РФ). Заметим, что определение малозначительности законодательством не установлено. Но с учетом сложившейся практики его можно охарактеризовать как отсутствие угрозы причинения значительного ущерба интересам государства и общества.

Нередко суды признают вину лиц в совершении правонарушений, но в виду их малозначительности ограничиваются устным замечанием. Так, на одно общество был наложен штраф в 32000 рублей за неприменение ККТ при продаже банки пива за 19 рублей. Суд освободил организацию от уплаты штрафа в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись объявлением замечания (постановление ФАС Центрального округа от 12 октября 2005 г. № А14-5968-2005-190/18).

Отметим, что для того, чтобы ограничить рост подобных решений, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 17 мая 2005 г. в постановлении № 391/05 указал, что небольшая сумма продажи не должна свидетельствовать о малозначительности правонарушений, предусмотренных за неприменение ККТ.

Отягчающие обстоятельства

При совершении лицом налогового правонарушения, за которое оно ранее уже привлекалось к ответственности, сумма налоговой санкции увеличивается в два раза (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Это называется отягчающим обстоятельством. Однако следует помнить, что лицо считается не привлекавшимся к ответственности в случае, если с момента вступления в силу решения суда (налогового органа) прошло 12 месяцев (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Так, организация была оштрафована за то, что в установленный срок она не представила налоговую декларацию. С учетом того, что ранее плательщик уже привлекался к ответственности за подобное нарушение, сумма штрафа составила 20194 рубля. Суд установил, что в предыдущий раз организация привлекалась к аналогичной ответственности 13 месяцев назад. Следовательно, применять положения, отягчающие ответственность, неправомерно. Более того, по мнению суда, правонарушение было совершено по неосторожности и квалифицируется как совершенное впервые. С учетом применения нормы о смягчающих обстоятельствах, размер штрафа был снижен до 500 рублей (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 июля 2005 г. № Ф08-3048/2005-1234А).

В заключение необходимо отметить, что ни о какой гарантии исхода судебного разбирательства в пользу налогоплательщика в таком вопросе, как уменьшение штрафа, не может быть и речи. Каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств. К тому же с 2006 года инспекции смогут взыскивать налоговые штрафы до пяти тысяч рублей с предпринимателей и пятидесяти тысяч – с организаций во внесудебном порядке (Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ). В то же время суд остается единственным способом защиты предпринимателями своих прав. А потому организациям приходится либо подчиняться решениям налоговых органов, которые зачастую грубо нарушают нормы закона, либо отстаивать свою точку зрения в арбитраже.

Полученные разъяснения исключают вину

Андрей Кузьмин , юрисконсульт компании «Бейкер Тилли Русаудит»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что главным препятствием для уменьшения штрафа является отстаивание налогоплательщиком своей позиции в суде. Скорее, это препятствие для налогового органа, так как для него это единственная возможность взыскать сумму штрафа. Если, конечно, налогоплательщик не уплатит его добровольно и сумма штрафа недостаточно мала для того, чтобы ее можно было списать в безакцептном порядке.

Нужно отметить еще одно важное обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения. Оно заключается в том, что налогоплательщик руководствовался письменными разъяснениями уполномоченных государственных органов (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Такими органами являются Минфин России и Федеральная налоговая служба. При этом не имеет значения, кому разъяснения были адресованы, – важно только, чтобы они были сделаны по аналогичному вопросу. Таким образом, если действия налогоплательщика будут признаны неправомерными, ответственность на него возлагаться не должна. Следует отметить, что данная норма распространяется исключительно на штрафы, от уплаты недоимки и пени она не освобождает.

Нередко инспекторы налагают на налогоплательщиков штраф за те нарушения, с момента которых прошло более трех лет. Это прямо противоречит положениям статьи 113 Налогового кодекса. Моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения налоговым органом решения об этом в установленном порядке. Допустим, до 20 декабря 2005 года вынесено решение о наложении штрафа за неуплату НДС за октябрь 2002 года. В этом случае суд должен отказать налоговому органу».

Нечетких норм в Налоговом кодексе множество

Николай Фрейтак, старший консультант компании AGA Management

«Одной из главных проблем, возникающих при наложении санкций за налоговые правонарушения, является неясность положений Налогового кодекса. Так, много нареканий вызывают формулировки статей 116 и 117. Они предусматривают ответственность за уклонение от постановки на учет и за нарушение ее сроков. Однако эти статьи не содержат четких критериев, позволяющих разграничить данные нарушения. В результате применение санкций остается на усмотрение инспекторов.

Опираясь на статью 126, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика в пятидневный срок представить огромное количество документов. А не получив их, накладывают штраф из расчета 50 рублей за каждый документ. В данном случае допускается двойное нарушение. Во-первых, отсутствует вина налогоплательщика, так как истребованный объем бумаг часто невозможно собрать, откопировать и заверить печатью за пять дней. Во-вторых, штраф должен определяться на основе перечня документов, указанных в требовании контролеров, а не исходя из фактически представленных бумаг.

Размытые формулировки содержит и статья 120. Она позволяет налоговым органам квалифицировать в качестве грубого нарушения правил учета отсутствие практически любых документов.

Отметим, что законопроект № 181057-4 о внесении изменений и дополнений в первую часть Кодекса, рассматриваемый Думой, не содержит необходимые уточнения. А значит, у налоговых органов остается возможность взыскивать с компаний необоснованные штрафы».

Содержание

Какая ответственность за несвоевременную уплату НДС?

Налоговая ответственность за несвоевременную уплату налога

Какие обстоятельства смягчают ответственность за налоговое правонарушение

Переплата по налогу

Добровольное погашение недоимки и пеней

Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые

Итоги

Налоговая ответственность за несвоевременную уплату налога

За неуплату налога или неполную уплату в установленные сроки в Налоговом кодексе предусмотрены последствия как в виде штрафа (ст. 122 НК РФ), так и в виде пени (ст. 75 НК РФ),

Штраф по ст. 122 НК РФ предъявляется по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483) в случае, когда неуплата или неполная уплата налога образовалась в результате неправильного его исчисления.

Если неуплата налога вызвана тем, что при расчете налоговой базы было допущено ее занижение в результате неумышленных ошибок, то в этом случае налогоплательщику предъявят штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ)

Если налоговый орган докажет умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа вырастет вдвое (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Если налогоплательщик подал декларацию, в которой сумма налога рассчитана правильно, но при этом он не уплатил его в установленный срок, то в такой ситуации взыскиваются только пени, а штраф по ст. 122 НК РФ не назначается (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483, п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Это правило действует и в случае, когда налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию, не уплатив налог по первоначальной декларации (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Несвоевременная уплата НДС (как и любого другого налога) как по причине занижения налоговой базы, так и в случае нарушения срока уплаты правильно исчисленного налога влечет за собой взыскание пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитывают в процентах от суммы неуплаченного налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, но эти условия сохранены только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц формула расчета применяется только в случае, если количество дней просрочки уплаты налога не превышает 30. Начиная с 31-го дня просрочки для юридических лиц пеня будет рассчитываться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, т. е. сумма пеней увеличивается вдвое.

Правильно рассчитать сумму пеней к уплате вам поможет наш калькулятор.

Какие обстоятельства смягчают ответственность за налоговое правонарушение

В пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие (при определении степени) вину в неполной уплате или полной неуплате налогов. Так, например, к ним отнесены стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств или наличие угрозы. Перечень не является закрытым, поэтому налоговая инспекция или суд могут посчитать смягчающими и другие обстоятельства, не вошедшие в список.

См. также материал «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое».

Переплата по налогу

На вопрос, является ли смягчающим обстоятельством переплата по налогу, есть 2 противоположные позиции.

Первая точка зрения основана на утверждении, что переплата по налогу — это смягчающее обстоятельство при определении степени вины в неуплате этого налога. В пользу такой позиции говорят решения различных инстанций арбитражных судов.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010 указал, что наличие переплаты по налогу на счетах организации говорит о неточностях в расчетах, а не о желании уклониться от обязанностей налогоплательщика. Поэтому такие обстоятельства можно признать смягчающими, несмотря на их отсутствие в перечне, приведенном в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Аналогичные аргументы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А45-23284/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 по делу № А32-18613/2010.

Еще больше убеждает судей в невиновности налогоплательщика переплата, превышающая на момент проверки величину обнаруженной недоимки. Подтверждением такой позиции служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45.

Схожие аргументы приведены, кроме того, в постановлениях ФАС Московского округа от 30.01.2007, 06.02.2007 № КГ-А40/12966-06 по делу № А40-32425/05-14-286 (определением ВАС РФ от 31.05.2007 № 6329/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2007 № Ф04-1683/2007(32718-А75-26) по делу № А75-6311/2006 (определением ВАС РФ от 23.07.2007 № 8578/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Примечательно, что арбитражные суды принимали решения в пользу смягчения ответственности не только по НДС, но и по налогу на прибыль, а также налогу на имущество организаций.

Альтернативная точка зрения говорит о том, что переплата по налогу не может служить смягчающим обстоятельством при определении степени вины, если допущена несвоевременная уплата НДС или иного налога.

Такая позиция содержится лишь в одном судебном акте — постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Арбитражные судьи указали, что установление смягчающих обстоятельств — это сфера компетенции судебных органов. На этом основании требование налогоплательщика о снижении размера штрафа было отклонено.

Добровольное погашение недоимки и пеней

По вопросу, является ли добровольное погашение недоимки и пеней смягчающим обстоятельством, также сложилось 2 мнения.

Первое: если недоимки и пени погашены досрочно, то это обстоятельство можно считать смягчающим при неуплате или неполной уплате налога.

Наиболее убедительные аргументы приведены в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2013 по делу № А32-37825/2012. В нем арбитражные судьи отметили, что досрочной уплатой недоимки и пеней налогоплательщик компенсировал отрицательные последствия для бюджета, поэтому его вина может быть смягчена.

Аналогичные доводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2013 по делу № А27-15083/2012 и ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011.

Смягчающим обстоятельством арбитры признают и уплату недоимки и пеней до назначения налоговой проверки. Если налогоплательщик своевременно и самостоятельно устранил задолженность на основании уточненных деклараций, то эти действия, по их мнению, снижают степень вины. Такие доводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу № А55-12545/2011 и ФАС Московского округа от 13.10.2008 № КА-А40/8307-08 по делу № А40-64015/07-107-371.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2016 № Ф04-2227/2016 по делу № А27-17694/2015 уплата недоимки и пени до принятия решения инспекцией по проверке также была признана смягчающим обстоятельством, которое позволяет снизить размер штрафа. Второе мнение: досрочное погашение недоимок и пеней нельзя считать смягчающим обстоятельством при неуплате или неполной уплате налога.

Особенно показательным является постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу № А05-6875/2007. Арбитражные судьи в нем указали, что признание справедливости требований ИФНС не влечет за собой смягчения вины организации. Налогоплательщик должен исполнять обязанности по уплате налогов самостоятельно, без налоговых проверок.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А27-6262/2011 (определением ВАС РФ от 20.04.2012 № ВАС-4621/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые

Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.

В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.

Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

Если вы впервые нарушили срок подачи декларации по НДС, то ознакомьтесь с материалом «Является ли смягчающим обстоятельством нарушение срока подачи декларации впервые?».

Итоги

За несвоевременную уплату налога ответственность в виде пени наступает всегда, а вот штраф начисляется, только если причиной несвоевременной уплаты НДС было занижение налоговой базы. Если налоговый орган установит, что занижение было умышленным, то размер штрафа вырастет в 2 раза — с 20 до 40 процентов. Штраф может быть снижен, если у налогоплательщика есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство.

Как избежать штрафа за неуплату ндс

В некоторых случаях представление уточненной декларации освобождает от штрафа за неуплату (неполную уплату) НДС. Условия освобождения зависят от конкретной ситуации.

Четких сроков подачи уточненной декларации нет, но лучше сделать это как можно раньше, чтобы успеть выполнить условия освобождения от штрафа.

В каких случаях подача уточненной декларации освобождает от штрафа за неуплату НДС

Штрафа за неуплату (неполную уплату) НДС не будет, если вы сдали уточненную декларацию:

1) до того как истек срок подачи первичной декларации. В этом случае считается, что декларацию вы подали в день подачи уточненной (п. 2 ст. 81 НК РФ);

Пример, когда уточненная декларация, поданная до наступления срока подачи декларации, освобождает от штрафа за неполную уплату налога

Компания подала первичную декларацию по НДС за IV квартал 2018 г. 15.01.2019. После этого она нашла ошибку, из-за которой налог к уплате оказался занижен.

Компания подала уточненную декларацию 21.01.2019.

Штрафа за неполную уплату НДС не будет, так как компания уложилась в срок для представления первичной декларации по НДС за IV квартал 2018 г. (не позднее 25.01.2019).

Теперь считается, что компания сдала декларацию 21.01.2019.

2) после того как истекли сроки подачи первичной декларации и уплаты НДС, если соблюдены такие условия (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ):

Пример, когда уточненная декларация, представленная после срока подачи декларации и уплаты налога, освобождает от штрафа за неполную уплату налога

Компания сдала декларацию по НДС за IV квартал 2018 г. 22.01.2019. Сумма НДС к уплате по декларации — 9 000 руб. В тот же день компания перечислила первую треть НДС — 3 000 руб.

13.02.2019 компания нашла в декларации ошибку, из-за которой НДС к уплате оказался занижен на 900 руб. То есть к уплате по декларации должно быть 9 900 руб., а не 9 000 руб.

В тот же день компания уплатила:

  • 1/3 от недоплаченной суммы — 300 руб., так срок уплаты следующих частей НДС еще не наступил (наступит 25.02.2019 и 25.03.2019);
  • пени, начисленные на недоимку в 300 руб., за период с 26.01.2019 по 12.02.2019.

Компании нужно будет заплатить оставшиеся части НДС:

вторую треть (3 300 руб.) — не позднее 25.02.2019;

третью треть (3 300 руб.) — не позднее 25.03.2019.

3) после того как инспекция провела выездную проверку и не нашла ошибку за тот квартал, за который вы подавали первичную декларацию (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ);

Пример, когда уточненная декларация, поданная после выездной проверки, освобождает от штрафа за неполную уплату налога

В 2019 г. налоговая инспекция провела выездную проверку по НДС за период 2016 — 2018 гг. В декларации за IV квартал 2018 г. сумма НДС была занижена из-за ошибки. Но инспекция эту ошибку не нашла. После завершения проверки компания сдала уточненную декларацию с суммой налога к доплате. Штрафа за неполную уплату НДС по первичной декларации не будет.

4) когда у вас есть переплата по НДС. Важно, чтобы соблюдались такие условия (п. 7 ст. 78, п. п. 1, 3 ст. 79, ст. 122 НК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина России от 23.05.2017 N 03-02-07/1/31591):

  • переплата уже была на дату, когда наступил срок уплаты НДС по первичной декларации;
  • она сохранялась со дня возникновения до дня, когда вы подали уточненную декларацию;
  • переплата возникла не ранее чем за три года до дня подачи уточненной декларации, то есть срок возврата (зачета) переплаты еще не истек;
  • переплата покрывает сумму НДС, которую вы не доплатили из-за ошибки в первичной декларации.

Если выполнены эти условия, платить штраф и пени перед подачей уточненной декларации не нужно, потому что недоимки нет.

Пример, когда уточненная декларация освобождает от штрафа, если есть переплата по НДС

Компания сдала декларацию по НДС за IV квартал 2018 г. 22.01.2019.

03.04.2019 компания нашла в этой декларации ошибку, из-за которой НДС к уплате оказался занижен на 900 руб.

То есть недоимка составила:

  • на 26.01.2019 — 300 руб. (по сроку уплаты первой трети НДС — 25.01.2019);
  • на 26.02.2019 — 600 руб. (первая треть + вторая треть по сроку уплаты — 25.02.2019);
  • на 26.03.2019 — 900 руб. (первая треть + вторая треть + третья треть по сроку уплаты — 25.03.2019).

03.04.2019 компания подала уточненную декларацию.

Штрафа за неполную уплату НДС не будет, так как на даты срока уплаты НДС за IV квартал 2018 г. (25.01.2019, 25.02.2019, 25.03.2019) у компании была переплата по НДС не старше трех лет, которая покрывала недоимку и сохранилась на момент подачи декларации.

Если переплата оказалась меньше, чем сумма недоплаченного налога, то от штрафа вас освободят частично. Его начислят только на ту сумму недоимки, которую не покрывает переплата (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

В какой срок подать уточненную декларацию по НДС для освобождения от налоговой ответственности

Нет четкого срока на подачу уточненной декларации, чтобы избежать штрафа за неуплату (неполную уплату) налога. Все зависит от конкретной ситуации, а именно от того, когда вы обнаружили ошибку в первичной декларации.

В любом случае уточненную декларацию лучше сдать как можно быстрее.

Например, штрафа не будет, если уточненную декларацию за IV квартал 2018 г. вы сдадите до 25.01.2019 включительно.

Если у вас ошибка в декларации за период, который инспекторы уже проверили во время выездной проверки и не нашли эту ошибку, то для освобождения от штрафа достаточно просто подать декларацию. Конкретного срока ее подачи нет (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Но чтобы остановить начисление пеней, рекомендуем подать декларацию и уплатить налог как можно раньше.

Если у вас есть переплата по НДС, которая покрывает выявленную недоимку, то декларацию нужно подать как можно быстрее, пока эту переплату налоговый орган не зачел в счет других налогов.

От ответственности вас освободят, если соблюдены требования к переплате.

Уточненная декларация может освободить только от ответственности за неуплату (неполную уплату) налога (ст. 122 НК РФ). От других видов налоговой ответственности она не освобождает. Например, за несвоевременное представление первичной декларации (ст. 119 НК РФ).

Вводная информация

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см. определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.14 № А56-15646/2014).

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов. За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Несвоевременная оплата любого налогового сбора, в том числе и НДС, а также преднамеренное уклонение от погашения суммы налога приводит к определённым последствиям.

Какой штраф за неуплату НДС в срок, установленный законодательством РФ, взимается с предпринимателя?

Можно ли уменьшить величину взыскания или избежать назначения меры наказания вовсе? Ответы на эти вопросы вы найдёте в данной статье.

Какие штрафы за неуплату НДС предусмотрены законом?

Каждый налогоплательщик – предприятие или частный предприниматель – обязан своевременно оплачивать начисленные налоги. При невнесении финансовых средств или неполной оплате возникает задолженность, в связи с которой осуществляется соответствующая проверка со стороны государственных органов.

В ходе данной проверки выявляются причины уклонения от оплаты налогового сбора и наличие противоправных действий со стороны предпринимателя.

Чтобы избежать уплаты налогов, бизнесмены могут прибегать к различным незаконным манипуляциям. Например, заключать договоры с фирмами-однодневками, подделывать бухгалтерскую отчётность, занижать налоговую базу и т. д.

Величина штрафов за неуплату НДС устанавливается 122 статьёй НК РФ:

  • 20% от неоплаченной суммы сбора (при отсутствии признаков преднамеренного деяния и налогового правонарушения);
  • 40% от неоплаченной величины сбора (при совершении умышленного нарушения).

Штраф назначается на непогашенную сумму задолженности.При этом неважно, полностью был не оплачен сбор или частично.

Назначение пени за просрочку платежа по НДС

Любая просрочка по оплате налогового сбора, даже равная одному дню, сопровождается начислением соответствующих пеней, согласно 75 статье НК РФ. Пени подлежат начислению за каждый день неоплаты задолженности. Их назначение осуществляется на следующий день после окончания периода для внесения денежных средств в счёт уплаты НДС.

На итоговый размер пеней влияют следующие факторы:

  • период просрочки;
  • сумма задолженности, не перечисленная в бюджет;
  • величина ставки рефинансирования, применимая во время просрочки.

Кроме этого, уклонение от оплаты налогового сбора лишает предпринимателей возможности осуществить возврат НДС.

Обстоятельства, смягчающие ответственность

При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, возможно добиться уменьшения величины штрафа за неуплату НДС в срок, установленный российским законодательством.

Статья 112 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие которых рассматривается судом в качестве смягчающих вину нарушителя в определённой степени, а именно:

  • тяжёлое финансовое положение нарушителя;
  • наличие личных или семейных причин;
  • нахождение под влиянием принуждения либо угрозы.

Данный список не является окончательным, поэтому судья вправе самостоятельно решить, считаются ли обстоятельства, вынудившие нарушителя не оплатить НДС в указанные в законе сроки, смягчающими.

Кроме этого, если гражданин ранее уже совершал аналогичное правонарушение, данное обстоятельство относится к отягчающим вину.

Является ли переплата по НДС смягчающим обстоятельством при обнаружении недоимки, спорный вопрос. На практике большинство судов принимают сторону налогоплательщика и уменьшают сумму штрафного взыскания, однако точного разъяснения законодательство не содержит.

Так, предприниматель может настаивать на том, что переплата по сбору доказывает отсутствие у него умышленного желания уклониться от оплаты НДС.

Окончательное решение по данному вопросу остаётся за судьёй, ведущим конкретное дело.

В данном случае ответ также неоднозначен, потому как лицо, совершившее правонарушение впервые, могло не оплатить НДС в полном размере по ошибке.

На практике суды предпочитают учитывать данное обстоятельство в качестве смягчающего вину неплательщика. Однако окончательное решение по-прежнему остаётся за судьёй, ведущим определённое дело.

Если задолженность по НДС была оплачена предпринимателем до момента назначения проверки контролирующих органов и обнаружения наличия недоимки, на практике суды признают данное обстоятельство в качестве смягчающего вину.

Снижение степени виновности гражданина происходит и при своевременном устранении недоимки на основании уточняющих деклараций.

Как избежать назначения штрафного взыскания и пеней?

Специалисты рекомендуют особое внимание уделять ведению бухгалтерской и налоговой отчётности, не допускать в документации, направляемой в ФНС, какие-либо неточности.

Если вами в ходе проверки была обнаружена ошибка в отчёте, незамедлительно сообщите об этом в отделение налоговой службы. При необходимости также доплатите сумму недоимки, выявленной на основании уточнения сведений.

Если назначения штрафного взыскания не избежать, рекомендуется:

  • прибегнуть к смягчающим ответственность обстоятельствам (например, наличию технических неполадок с оборудованием, помешавших вовремя сдать отчётность);
  • предоставить подробное досье на контрагентов (если речь идёт о подозрении на сотрудничество с несуществующими фирмами-однодневками и получении необоснованной выгоды).

Досье на контрагентов рекомендуется собирать не только для обоснования прибыли, полученной в результате заключения договора с какой-либо компанией, но и для проверки данных предприятий. Таким образом возможно избежать возникновения дебиторской задолженности.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Занижение налогооблагаемой базы: как определить, ответственность

В 2017 году Налоговый кодекс РФ был дополнен новой статье 54.1, согласно которой законодатели и работники фискальной службы определили пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы при расчете налогов, сборов и прочих обязательных платежей. В статье разберем занижение налоговой базы: какие действия налогоплательщика могут повлечь за собой занижения расчетной суммы налога, как ФНС определяет необоснованную экономическую выгоду, полученную путем занижения, какая ответственность за занижение базы налога предусмотрена НК РФ.

Необоснованная выгода путем занижения налогооблагаемой базы

Согласно ст. 54.1 НК РФ, действия налогоплательщика, направленные на занижение налогооблагаемой базы при расчете налога (сбора, взноса, иного обязательного платежа), признаются действиями по получению необоснованной экономической выгоды.

Иными словами, необоснованная выгода – сумма недоплаты по налогу, связанная с занижением базы расчета платежа.

ФНС считает необоснованной выгодой любые действия налогоплательщика, которые в итоге привели к занижению налоговой базы. То есть необоснованная выгода считается полученной как при условии, что база была занижена из-за ошибки, так и в случае, когда недоплата по налогу обусловлена намеренными действиями. Классификация действия налогоплательщика с примерами – в таблице ниже:

Действия налогоплательщика, направленные на получение необоснованной выгоды
Ненамеренные действия Преднамеренные действия
  • математическая ошибка при расчете налога;
  • механическая ошибка при внесении информации в налоговую декларацию, платежное поручение;
  • техническая ошибка (сбой в ПО при расчете или оплате налога);
  • ошибки, описки, опечатки при отражении данных о доходах, расходах на основании первичных документов
  • заключение фиктивных сделок;
  • заведомо некорректное отражение данных в учете;
  • сокрытие информации о полученных доходах;
  • выплата зарплаты «в конвертах»;
  • оформление постоянных сотрудников на основании договоров гражданско-правового характера.

Читайте также статью ⇒ «Необоснованная экономическая выгода: как определить, ответственность».

Как ФНС определяет занижение налогооблагаемой базы

Определение необоснованной экономической выгоды, полученной в результате занижения налогооблагаемой базы, осуществляется в ходе проверки ФНС.

Сотрудники фискальной службы запрашивают у налогоплательщика необходимые документы, проводят их проверку (анализ, сверку с контрагентом, т.п.), после чего составляют акт, в котором указывают о наличии/отсутствии необоснованной выгоды, полученной организацией/ИП.

Перечень документов, запрашиваемых инспекторами ФНС в ходе проверки на наличие необоснованной выгоды, зависит от конкретной ситуации.

Если налогоплательщик «подозревается» в недоплате по НДФЛ, то для проверки ФНС потребуются следующие документы:

  • штатное расписание, утвержденное и подписанное руководителем в соответствующем порядке;
  • трудовые договора со всеми сотрудниками;
  • договора ГПХ о привлечении лиц к наемному труду;
  • ведомости о начислении зарплаты;
  • отчетные формы 6-НДФЛ, РСВ;
  • платежные документы, подтверждающие перечисление НДФЛ в бюджет.

В данном случае необоснованной выгодой будет занижение налогооблагаемой базы по НДФЛ. Если ФНС будет выявлен подобный факт, то налогоплательщик привлекается к ответственности в виде выплаты штрафа (о расчете подробно расскажем ниже).

Проверка на наличие фиктивных сделок

В случае, если ФНС проверяет корректность расчета и выплаты налога на прибыль, то одним из направлений проверки будет мониторинг наличия фиктивных сделок.

Согласно налоговой терминологии, сделка считается фиктивной в случае, если единственной причиной ее заключения является занижение налоговой базы (а не реализация/получение товаров, работ, услуг).

Согласно письму ФНС №ЕД-5-9-547 от 23.03.2017 года, признаками фиктивных сделок являются следующие маркеры:

  • невыгодные условия сделки (налогоплательщик приобрел товар по цене существенно выше среднерыночной);
  • контрагент является фирмой-однодневкой (постановка на учет непосредственно перед заключением договора, снятие с учета сразу после совершения сделки);
  • необоснованный выбор контрагента (договор заключен с компанией, которая имеет низкий рейтинг в отрасли, негативные отзывы, т.п.).

При проверке документов на предмет фиктивности сделки ФНС обращает внимание на:

  • наличие предварительное договоренности сторон о заключении сделки (переписка);
  • возможность дополнительной проверки контрагента, анализа его деятельности (интернет-сайт, упоминание в СМИ, опубликованная отчетность, т.п.);
  • наличие данных о фактическом местонахождении контрагента;
  • информацию о документах, подтверждающих полномочия подписанта (доверенность) в договоре.

Если ФНС обнаружено несколько маркеров фиктивной сделки, на основании акта проверки такой договор аннулируется. Выгода, полученная налогоплательщиком в виде занижения налогооблагаемой базы за счет расходов по договору, признается экономически необоснованной.

Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к налоговой проверке: инструкция для бухгалтера».

Ненамеренные действия налогоплательщика

Как отмечалось ранее, необоснованной экономической выгодой признаются любые действия налогоплательщика, которые привели к занижению налогооблагаемой базы – будь то преднамеренное заключение фиктивной сделки с фирмой однодневкой либо механическая ошибка бухгалтера при заполнении налоговой декларации.

В каждом из случаев сумма недоимки по налогу, которая возникла в связи с занижением налогооблагаемой базы, подлежит возврату в бюджет.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответственность за занижение налогооблагаемой базы

Определяя ответственность за получение необоснованной экономической выгоды в связи с занижением налогооблагаемой базы, ФНС руководствует общим порядком, установленным ст. 122 НК РФ.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ, размер штрафа составляет 20% от суммы недоимки. В случае, если налоговая база была занижена налогоплательщиком преднамеренно, то ставка штрафа возрастает до 40%.

Рассмотрим пример. Между ООО «Промстрой» и ООО «Климат Плюс» заключен договора на оказание услуг техобслуживания вентиляционных систем на сумму 35.000 руб.

На основании налоговой проверки, данный договор признан фиктивным по следующим основаниям:

  • стоимость услуг, указанных в договоре с «Климат Плюс», в 3 раза больше аналогичных услуг других подрядных компаний;
  • в договоре отсутствует регистрационная информация о подрядчике (нет номера ЕГРЮЛ);
  • нет возможности получить дополнительную информацию о контрагенте в интернете, СМИ, т.д.;
  • по адресу фактического местонахождения, указанного в договоре, подрядчик не найдет;
  • ООО «Климат Плюс» снят с регистрации в ЕГРЮЛ в течение 3-х дней после получения оплаты от ООО «Промстрой».

На основании акта проверки ФНС установила следующее:

  • договор между ООО «Промстрой» и ООО «Климат Плюс» признан недействительным;
  • расходы, отраженные ООО «Промстрой» в размере 35.000 руб. в налоговом учете, аннулированы;
  • сумма неправомерного занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль признана необоснованной экономической выгодой.

Размер недоимки по налогу, связанной с получением ООО «Промстрой» необоснованной экономической выгоды, составил 7.000 руб. (35.000 руб. * 20%).

Также ООО «Промстрой» обязан оплатить в бюджет штраф в размере 2.800 руб. (7.000 руб. * 40%).

Пеня за занижение налогооблагаемой базы

Так как сумма необоснованной выгоды, полученная путем занижения налогооблагаемой базы, признается недоимкой по налогу, то помимо штрафа, налогоплательщику необходимо перечислить в бюджет пеню. Расчет пени производится за каждый день просрочки платежа, в соответствие с п. 4 ст. 75 НК РФ:

Пеня = Недоимка * 1/300 * СтРефин * ПериодПросрочки,

где Пеня – размер пени, начисляемый за каждый день просрочки;
СтРефин – ставка рефинансирования, действующая в момент начисления пени (с 17.12.2020 года – 7,75%);
ПериодПросрочки – количество календарных дней просрочки, в течение которых производится начисление пени (со дня, следующего за граничным сроком уплаты налога, до дня фактического погашения недоимку включительно).

Основанием для уплаты штрафа и пени за получение необоснованной экономической выгоды является требование ФНС, оформленное и направленное налогоплательщику в соответствующем порядке).

Читайте также статью ⇒ «Пеня по налогу на прибыль: расчет, порядок взыскания».

Занижение налоговой базы: «уточненка» и ответственность

Налоговый кодекс позволяет налогоплательщику избежать штрафа за неуплату налога в результате занижения налоговой базы. Для этого до представления соответствующей уточненной декларации им должны быть погашены как сумма недоимки, так и начисленные на нее пени. Но значит ли это, что не выполнивший данное требование хозяйствующий субъект может быть привлечен к ответственности лишь по факту представления «уточненки» с суммой налога к доплате?

Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по итогам каждого налогового периода. Допущенные при этом ошибки по общему правилу подлежат исправлению в том периоде, в котором они совершены. Исключением являются лишь случаи, когда период, к которому они относятся, определить невозможно или же они привели лишь к излишней уплате налога, то есть бюджет не пострадал. Да и то позиции Минфина и ФНС относительно возможности пересчета налоговой базы и суммы налога текущего периода в связи с ошибками, приведшими к переплате, расходятся. Признают таковую лишь финансисты (Письма Минфина России от 30 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/15358, от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/127). Представители Федеральной налоговой службы указывают, что перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки может быть произведен только в одном случае: если невозможно определить период ее совершения.

Так или иначе, если в свое время налоговая база была налогоплательщиком неправомерно занижена и это время доподлинно известно, иной альтернативы, кроме корректировки базы и налога за истекший налоговый период, нет. В том случае, если срок представления отчетности и уплаты налога за этот период еще не истек, особых проблем выявленная ошибка не доставит. Но в противном случае потребуется также внести изменения и в представленную в ИФНС налоговую декларацию, подав соответствующую «уточненку». Такая обязанность налогоплательщика закреплена п. 1 ст. 81 Налогового кодекса. Кроме того, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы является налоговым правонарушением и влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК). Впрочем, ответственности в рассматриваемой ситуации вполне можно избежать, выполнив определенные условия.

Условия освобождения от ответственности

Прежде всего само представление налогоплательщиком «уточненки» является одним из условий освобождения от ответственности за неуплату налога. Ведь данный факт свидетельствует о добровольном намерении задекларировать и уплатить в бюджет недоплаченную ранее сумму налога. Но чтобы это намерение не вызывало сомнений, для того, чтобы избежать штрафа за неуплату налога, «уточненку» нужно представить до того, как налоговиками будут получены известия о выявлении ошибок в первоначальной отчетности (то есть до получения акта камеральной проверки) или о назначении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки. Собственно говоря, выполнения данного условия будет достаточно, если подать уточненную декларацию еще до истечения срока уплаты налога за соответствующий период (п. 3 ст. 81 НК).

Если же срок уплаты налога также пропущен, то, помимо прочего, для того, чтобы избежать штрафа, потребуется еще до подачи «уточненки» уплатить недостающую сумму налога, а также пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК). Проще говоря, одним намерением перечислить в бюджет недоплаченную ранее сумму налога в данном случае уже не обойтись. Более того, не стоит недооценивать и требование о погашении пени.

Одной из мер обеспечения своевременной уплаты налогов налогоплательщиками являются пени, которые начисляются за каждый день просрочки с уплатой налогов. При этом согласно п. 2 ст. 75 Налогового кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающейся к внесению в бюджет суммы налога и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как посчитали представители Конституционного Суда РФ в Определении от 7 декабря 2010 г. N 1572-О-О, добровольная уплата пени в рассматриваемой ситуации является одним из обязательных условий, установленных законодателем для освобождения от ответственности, свидетельствующих среди прочего о деятельном раскаянии налогоплательщика в совершенном правонарушении.

Последствия представления «уточнении» без доплаты налога

Итак, неуплата пени, и тем более недоимки, до представления «уточненки» с суммой налога к доплате исключает основания для освобождения налогоплательщика от ответственности по ст. 122 Налогового кодекса. Но значит ли это, что для привлечения его к таковой достаточно самого факта подачи им уточненной декларации?

Как отметили представители Минфина России в Письме от 12 августа 2013 г. N 03-02-07/1/32578, основанием для привлечения к ответственности за совершение того или иного налогового правонарушения является установление факта его совершения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК). При этом п. 6 ст. 108 Налогового кодекса закреплена презумпция невиновности. Иными словами, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законодательством порядке. И бремя такого доказывания в данном случае лежит на налоговиках. Между тем п. 1 ст. 122 Кодекса предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления суммы, причитающейся для перечисления в бюджет, или других неправомерных действий (бездействия), а не за представление «уточненки» с суммой налога к доплате.

К сведению! По существу положения Налогового кодекса не содержат указания на то, от какой именно ответственности освобождает выполнение условий, прописанных в п. п. 3 и 4 ст. 81 Налогового кодекса. На то, что речь в данном случае идет об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», а также ст. 122 «Неуплата или неполная уплата налога (сбора)» Кодекса, указал Пленум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5.

Таким образом, резюмировали эксперты Минфина, для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса инспекторам прежде всего необходимо установить состав правонарушения. В том числе, как указали финансисты еще в Письме от 4 февраля 2013 г. N 03-02-07/1/2279, ими должны быть приняты во внимание имеющиеся у них сведения о наличии сумм излишне уплаченных налогоплательщиком налогов, подлежащих зачету (возврату).

Дело в том, что, как указал Пленум ВАС РФ в п. 42 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, состав такого правонарушения, как «неуплата или неполная уплата сумм налога», подразумевает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом. Между тем таковая не имеет места, если за ним числится переплата, не зачтенная в счет иных долгов перед казной, которая относится к более раннему периоду и превышает или равна сумме налога, недоплаченного в тот же бюджет в последующем периоде.

Аналогичным образом и судьи указывают, что сам по себе факт подачи уточненной декларации с суммой налога к доплате еще не свидетельствует о совершении правонарушения. Помимо этого, отмечают они, инспекторам необходимо установить реальную задолженность по налогу, а также неправомерные виновные действия или бездействие налогоплательщика, повлекшие ее возникновение (Определение ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N ВАС-6445/13, Постановления ФАС Уральского округа от 14 февраля 2013 г. N Ф09-14411/12, ФАС Поволжского округа от 8 февраля 2012 г. N А06-5490/2010).

Ю.Астахова

>Занижение налоговой базы> Вопрос

Какая ответственность предусмотрена за занижение налоговой базы?

Ответ

Даже компания, которая соблюдает налоговый кодекс и вовремя сдает отчеты, может невольно оказаться в ситуации, связанной с неполной уплатой налогов. Занижение налоговой базы — это занижение данных, с которых исчисляют налог, и последующая неверная его уплата. Причем не имеет значения, умышленно это сделано или по ошибке. За такие нарушения предпринимателю грозит штраф, поэтому нужно понимать, когда, по какой причине подобные ситуации возникают и чем они грозят.

Чем грозит занижение налоговой базы

Виды налога, по которым часто допускают нарушения:

  • НДС;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • НДФЛ.

Кроме этого, возможны ошибки по исчислению страховых взносов — эти нарушения трактуют, как связанные с налогообложением.

Налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять налоговую базу. Для этого юридические лица ведут бухгалтерский учет, ИП и некоторые представители частной практики учитывают доходы и расходы, а физические лица — доходы, полученные от компаний и частных лиц.

Перечислим нарушения, которые приводят штрафам и санкциям:

  • не учтен факт хозяйственной деятельности, например, в бухгалтерских документах не отражена сделка;
  • факт хозяйственной деятельности учтен не вовремя;
  • неоднократно учен факт деятельности;
  • допущены ошибки в первичных документах;
  • допущены ошибки в ведении регистров бухгалтерского учета;
  • неверно определен объект налогообложения;
  • неправильно использованы льготы или применен недопустимый налоговый режим;
  • скрыт факт полученного дохода;
  • неверная оценено имущество, например, остатки на счетах или вместо кадастровой стоимости применена другая оценка недвижимости.

Недобросовестные предприниматели используют мошеннические методы, чтобы сэкономить на налогах. Однако налоговые инспекторы знают большинство «серых» схем и быстро вычисляют мошенников. В этом материале вы можете посмотреть опасные налоговые схемы, о которых известно налоговикам.

На налогах можно экономить законно, сохраняя для себя и своего бизнеса до 400 000 рублей в год. Специалисты «Главбух Ассистент» помогут сделать это с помощью оптимизации налогообложения. Узнать, как это работает, можно

Читайте еще: Как узнать задолженность компании по налогам

Какие штрафы предусмотрены за занижение налоговой базы

Штраф за занижение налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и НДС составляет 20% от недостающей суммы. Если такое нарушение возникает повторно или доказано умышленное правонарушение, размер штрафа возрастает до 40%. Кроме штрафа, налогоплательщик выплачивает в бюджет недостачу сумму налога и пени за дни просрочки.

В Налоговом кодексе две статьи связаны с занижением налоговой базы: ст. 120 и ст. 122. Статья 120 предусматривает ответственность за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета без признаков налогового правонарушения. Если нарушение допущено в течение одного налогового периода, штраф равняется 10 тыс. руб., если более одного — 20 тыс. руб. Если ошибки в бухучете привели к занижению налоговой базы, штраф составляет 20% от недоимки, но не менее 40 тыс. руб. К грубому нарушению налоговики относят отсутствие первички, счетов-фактур и ошибки в ведении регистров. Статья 122 возлагает на предпринимателя ответственность за неуплату или неполную уплату налогов по любым причинам, в том числе за занижение базы для исчисления налогов. Фактически компанию могут оштрафовать сразу по двум статьям — по ст. 120 за нарушение учета и по ст. 122 за недоимку.

Существует и более строгая — уголовная ответственность. За крупную недоплату положен штраф 100‒300 тыс. руб. или лишение свободы до двух лет. Если сумму признают особо крупной, налоговое нарушение совершено группой лиц или в сговоре, тогда штраф возрастет до 200‒500 тыс. руб., а тюремный срок — до 6 лет.

Как избежать штрафа

Штрафа можно избежать, если самостоятельно обнаружить и скорректировать данные в отчете. В этом случае предприниматель уплачивает только недоимку и пени за просроченное время. Лучше скорректировать данные в следующем налоговом периоде, а если ошибка допущена давно, то в периоде, когда она обнаружена.

Не привлекаются к ответственности консолидированные налогоплательщики, у которых недоимка возникла из-за нарушений или неправильной подачи сведений от их партнеров по консолидированной уплате налогов.

Читайте еще: Как подготовить запрос на проведение налоговой сверки.

Автор Легкий Сергей

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Что подразумевается под понятием «занижение налоговой базы» при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика — организации к ответственности по ст.122 НК РФ?

В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п.1 ст.53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Пунктом 1 ст.54 НК РФ устанавливается, что налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Таким образом, занижение налоговой базы непосредственно связано с ее неправильным исчислением в связи с занижением данных регистров бухгалтерского учета и (или) других данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и включением недостоверных сведений в налоговую декларацию, подписанную должностными лицами организации — налогоплательщика.
При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика — организации к ответственности по ст.122 НК РФ следует также иметь в виду, что ответственность по указанной статье наступает и в результате иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), а именно: неправильного применения к налоговой базе той или иной ставки налога, неправомерного использования налоговых льгот, несоблюдения методики расчета конкретного налога и т.п.
Е.Н.Сивошенкова
Советник налоговой службы
I ранга
03.01.2003

Наша организация создана в декабре 2002 г. Разъясните, каковы порядок и условия перехода на упрощенную систему налогообложения? «
Финансовые консультации «

Существуют различные схемы ухода от уплаты налогов. Одной из них является занижение налоговой базы. Оно бывает умышленным и неосознанным. Рассмотрим данное правонарушение более подробно.

Основные понятия

Занижение налоговой базы ровно, как и ее сокрытие являются составной частью преступления, которое определяется, как уклонение от уплаты налогов.

Термин «налоговая база» и все сопутствующие моменты, как то порядок ее исчисления и пр. раскрываются в НК РФ. Рассмотрим основные правила, предусмотренные относительно расчета налоговой базы:

  • Если налогоплательщиком является юрлицо, то оно обязано произвести расчет налоговой базы по окончанию каждого налогового периода. В качестве документов, на основании которых проводится эта операция, используются бухгалтерские регистры. А также прочая документация, которая может установить сведения об объектах, которые по закону облагаются налогом.
    Если при осуществлении расчетов бухгалтер обнаруживает искажения налоговой базы, которые были допущены ранее, то он обязан произвести перерасчет так, чтобы налоги были удержаны в новом налоговом периоде. При условии, что установить точно временной отрезок, когда были допущены ошибки в начислении налоговой базы, не представляется возможным, пересчитать ее следует за тот отчетный период, когда эти ошибки были обнаружены.
  • ИП и частнопрактикующие специалисты рассчитывают налоговую базу по окончании каждого отчетного периода. За основу при этом берут данные по доходам и расходам.
  • Если плательщиками являются физические лица, то расчет осуществляется на основании финансовых документов, полученных от юридических и физических лиц, где зафиксированы выплаченные налогоплательщику суммы, которые расцениваются в качестве доходов.

Для каждого вида налогов проводится расчет индивидуальной налоговой базы. Например, если берется налог на имущество, то в качестве таковой берется или кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта, или остаток по основным средствам.

При начислении транспортного налога базой будет считаться объем мощности двигателя. Чтобы определить базу по налогу на прибыль, в расчетах должны быть учтены такие показатели:

  • Общая сумма доходов, полученная фирмой от реализации. Это могут быть сделки по продаже товаров, имущества и пр.
  • Общая сумма расходов, которые связаны с тратами на реализацию.
  • Общая сумма доходов, полученная от внереализационной деятельности.
  • Расходы, понесенные в связи с внереализационной деятельностью.
  • Прибыль (или убыток) явившийся следствием внереализационных доходных или расходных операций.

Общая итоговая сумма этих показателей и будет налоговой базой.

Если рассчитывается налог на доходы физических лиц, то в качестве налоговой базы будет использоваться сумма всех доходов гражданина, которые подлежат налогообложению.

Как занижают налоговую базу

Читайте: Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

Рассмотрим, как происходит уменьшение налоговой базы по НДС. Ряд предпринимателей совершает эти действия намеренно с целью уменьшения суммы выплачиваемого налога, но у большинства – это просто следствие ошибок в расчетах. К типичным из них можно отнести следующие:

  • Неправильно установлен объект налогообложения.
  • Не вовремя учтен факт хозяйственной жизни субъекта, результаты которого должны отражаться на сумме налога.
  • Один и тот же факт учтен два раза.
  • В первичной документации имеются ошибки.

Если занижение налоговой базы происходит умышленно, то для ответственных лиц, это может обернуться серьезным наказанием вплоть до уголовного преследования. Как правило, в качестве таковых признается директор предприятия и главный бухгалтер.

Поэтому, если непреднамеренная ошибка была обнаружена внутри фирмы, то необходимо в кратчайшие сроки ее исправить.

Согласно НК РФ налогоплательщику предоставляется законная возможность избежать наказания по причине заниженной налоговой базы. Для этого необходимо сперва полностью погасить общую сумму недоимки, сумму начисленной неустойки и затем уже подать в Налоговую службу уточненную декларацию.

Просто одним перечислением недоплаченной суммы в данном случае не обойтись. Это положение касается всех хозяйствующих субъектов и в частности тех, кто рассчитывает налоги по УСН.

Закон и предусмотренное наказание

Российское законодательство предусматривает уголовную и налоговую ответственность за правонарушения, характеризующиеся, как занижение налоговой базы.

Если налоговые органы в ходе проверки установили данный факт, то отвечать придется или по ст. 120 и122 НК РФ или по ст. 199 УК РФ.

Налоговый Кодекс

Согласно ст. 122 если фирма полностью не внесла налоги или не внесла какую-то сумму по причине заниженной налоговой базы, то на организацию или физическое лицо будет наложен штраф, размер которого составит до 20 % от невнесенной суммы.

При условии, что то же правонарушение было совершено умышленно, штраф вырастет до 40 %.

Если проверка установит, что причиной занижения налоговой базы стали грубые нарушения в ходе бухучета, тогда наказание последует по п.3 ст. 120 НК РФ. Оно предусматривает штраф в размере 20 % от невнесенной суммы (но не менее 40 тыс. руб.).

В практике нередки случаи, когда Налоговая служба умудряется за одно и то же правонарушение наложить два штрафа по обеим статьям.

УК РФ

Читайте: Какая ответственность сокрытие доходов?

Если невнесенная сумма налога по причине заниженной налоговой базы будет расценена, как крупная, тогда ответственное лицо понесет следующее наказание. Ему придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. Кроме того такое лицо может быть лишено свободы на срок до 2 лет.

Если невыплаченная сумма расценивается как особо крупная, то виновный может быть наказан штрафом от 200 до 500 тыс. руб. Максимальное наказание за такое правонарушение предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Ведущим налоговый учет необходимо иметь в виду, что законодательство претерпело в последнее время некоторые изменения. Если ранее для уголовного преследования по налоговым делам необходимо было заявление от Налоговой службы, то теперь дело возбудят по заявлению любого заинтересованного лица и иным источникам информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *