Закон о магистральном трубопроводном транспорте

Содержание

Трубопроводный транспорт

Трубопрово́дный тра́нспорт — транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1960-х годов. По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.

Нефтепровод

Основная статья: Нефтепровод

В 1863 году русский учёный Д. И. Менделеев предложил и убедительно аргументировал идею использования трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов.

Нефтепроводы России

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
  • Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
  • Туймазы — Омск — Новосибирск;
  • Туймазы — Уфа;
  • Калтасы — Языково — Салават;
  • Шкапово — Салават;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (ВСТО — Восточная Сибирь — Тихий океан);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара.

Газопровод

Основная статья: Газопровод

Газопрово́д — инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа и его продуктов (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением. Газопроводы делятся на:

  • магистральные — предназначены для транспортировки газа на большие расстояния под повышенным давлением;
  • газопроводы распределительных сетей — предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.

Поставки природного газа по трубопроводу вытеснили все остальные способы транспортировки в Онтарио из Западной Канады в провинции Альберта и Манитоба. Стоимость доставки газа по трубам оказалась значительно дешевле по сравнению с морскими, автомобильными и железнодорожными перевозками, так как осуществляется по кратчайшему маршруту от источника газа до потребителя, а также обладает более низкой себестоимостью транспортировки газа. Число задействованных в трубопроводном транспорте сотрудников составляет лишь 1 % от штата автотранспортной отрасли.

Российские магистральные газопроводы

Основные газопроводы из России в Европу (2009)

В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяжённости в широтном направлении:

  • Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • Ставрополь — Москва;
  • Кольцевой газопровод Московской области;
  • Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
  • Средняя Азия — Урал;
  • Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
  • Надым — Пунга — Пермь;
  • Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
  • Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр (более 1700 км, 1974 г.);
  • Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов, соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км, 1983 г.);
  • «Союз» — газопровод из Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы (1979 г.);
  • Голубой поток (1213 км, 2003 г., подводный);
  • Ямал — Европа (2000 км, 2006 г.);
  • Северный поток (1200 км, подводный);
  • Дзуарикау — Цхинвал (175 км, 2009 г.);
  • Джубга — Лазаревское — Сочи (171,6 км, включая морской участок — 159,5 км, 2011 г.);
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток (строящийся, первый участок сдан в 2011 г.);
  • Турецкий поток (строящийся, 900 км, подводный) — замена Южного потока;
  • Ямал — Европа 2 (проектируемый);
  • Сила Сибири (строящийся, 2158 км);
  • «Алтай» (проектируемый, 6700 км).

Продуктопровод

Основная статья: Продуктопровод

Аммиакопровод

Основная статья: АммиакопроводНа насосной станции № 1 аммиакопровода Тольятти — Одесса

Аммиакопрово́д — трубопровод, предназначенный для перекачки аммиака.

В конце 1970-х годов в СССР был построен единственный в стране и пятый по счёту в мире аммиакопровод Тольятти — Одесса специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (ныне ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Первая очередь (800-километровый трубопровод «Горловка — Одесса») введена в строй в октябре 1979 года. Трубопровод общей длиной 2417 км (из них 1021 км проходит по территории Украины) полностью закончен в 1981 году. Мощность аммиакопровода достигает 2,5 млн тонн в год. Транспортируемый аммиак находится под давлением до 35 атмосфер в трубе диаметром 355 мм в жидком состоянии при температуре +4 °C. В целях безопасности трасса аммиакопровода не приближается к населённым пунктам ближе, чем на 1000 метров, а в местах повышенной опасности был применён принцип «двойной трубы». На таких участках стенки как внутренней (основной) так и внешней трубы (обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии) способны выдерживать очень высокое давление: толщина труб увеличена до 13 мм, а между трубами закачан азот.

Этанол

В числе прочего, трубопроводы используются для транспортировки этанола в Бразилии, также существует несколько проектов строительства этанолопроводов в Бразилии и США. В отличие от транспортировки нефти и газа при транспортировке этилового спирта по трубам возникает ряд проблем, связанных с агрессивным воздействием на стенки трубопровода, а также склонностью поглощать воду и примеси из трубы. Строительство этанолопроводов ограничивают относительно небольшие объёмы транспортировки, низкая эффективность затрат и другие соображения.

Гидротранспорт полезных ископаемых

Основная статья: Гидротранспорт полезных ископаемых

Гидротранспорт полезных ископаемых используется для транспортировки угля или руды из шахт. Перед подачей в трубопровод, перемещаемый материал смешивается с водой, а после транспортировки должен быть высушен. Первым в мире трубопроводом для перемещения полезных ископаемых считают построенный в 1967 году 85-ти километровый трубопровод в Тасмании (Австралия), который включает в себя 366-метровый мост с пролётом 167 метров над рекой Саваж. В качестве одного из примеров гидротранспорта полезных ископаемых можно привести проект 525-ти километрового трубопровода, который планируется для транспортировки железной руды с шахты Minas-Rio (мощностью — 26,5 млн тонн в год) в порт Асу (Бразилия).

> См. также

  • Трубопроводный транспорт России
  • Трубопровод
  • Нефтепровод
  • Газопровод
  • Аммиакопровод
  • Компрессорная станция

Примечания

  1. Pipeline transport (англ.). pipeline101.com. Дата обращения 11 февраля 2015.
  2. Росстат.. 17.23. Протяжённость путей сообщения. gks.ru. Дата обращения 11 февраля 2015.
  3. Jaime Cerdá (англ.). OIL PIPELINE LOGISTICS (21 August 2011). Дата обращения 11 февраля 2015.
  4. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
  5. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. — М.: 2002.
  6. Осетия Квайса. «Газопровод „Дзуарикау-Цхинвал“ стал длиннее на 12 километров». kvaisa.ru (1 июля 2009). Дата обращения 11 февраля 2015.
  7. Аммиакопровод «Тольятти-Одесса». shukach.com. Дата обращения 11 февраля 2015.
  8. 1 2 James MacPherson. Ethanol makers consider coast-to-coast pipeline, USA Today (18 ноября 2007). Дата обращения 11 февраля 2015. (англ.)
  9. 1 2 John Whims. Pipeline Considerations for Ethanol (неопр.). — Kansas State University, 2002. — August. (англ.)
  10. Ethanol pipeline places the cart before the horse, The Daily Iowan (24 августа 2008). Архивировано 6 октября 2008 года. Дата обращения 11 февраля 2015. (англ.)
  11. The Savage River Slurry Pipeline — The Australian Pipeliner (недоступная ссылка) (январь 2011). Дата обращения 11 февраля 2015. Архивировано 18 мая 2011 года. (англ.)
  12. Savage River Pipeline Bridge — Highestbridges.com (17 декабря 2009). Дата обращения 7 мая 2011. (англ.)
  13. Project Profiles, Minas-Rio (12 декабря 2010). Дата обращения 11 февраля 2015. (англ.)

Ссылки

Инфраструктура трубопроводного транспорта

Инфраструктура трубопроводного транспорта включает средства и оборудование, предназначенные для транспортировки газообразных, жидких и твердых грузов.

Трубопровод – система труб от места отправления до места назначения груза. Современные трубы для трубопроводов изготавливаются многослойными из легированной стали повышенной прочности с различными антикоррозионными покрытиями и имеют диаметр более 1 м. Трубопроводы могут иметь протяженность несколько тысяч км. В некоторых случаях трубопровод может быть оснащен теплоизоляцией, защитными кожухами и т.п. Пропускная способность трубопровода зависит от его диаметра и рабочего давления. Например, трубопровод диаметром 530 мм обеспечивает транспортировку нефти до 9 млн т/год, а 1220 мм – до 70 млн т/год. По пределу прочности труб давление обычно ограничивается на уровне 10 МПа. При увеличении диаметра трубы удельные капитальные вложения снижаются. Например, использование труб диаметром 1420 мм дает уменьшение капиталовложений на 20%, а по эксплуатационным расходам – на 30% от уровня затрат при диаметре 1020 мм. Трубы диаметром 1420 мм при давлении 10 МПа позволяют повысить производительность трубопровода на 40%, а при давлении 12 МПа – в два раза. В то же время существенное увеличение диаметра трубы вызывает удорожание ее производства, доставки и установки.

Трубопроводы в зависимости от природно-климатических условий региона укладываются непосредственно на землю, на специальные эстакады или закладываются в землю (наиболее распространенный способ для городских трубопроводов). При пересечении водных преград трубопровод проводят по дну. В связи с этим возникают проблемы, особенно в зонах вечной мерзлоты, пустынно-степных и др., так как при перекачке грузов трубопровод нагревается и изменяет тепловой режим почвы. Мерзлота подтаивает, что приводит к отрыву трубопроводов. В зоне прохождения трубопровода устанавливается охранная зона для предотвращения его случайного повреждения.

Узлы запорной арматуры устанавливаются через каждые 15–20 км. Запорная арматура на трассе трубопроводов должна иметь привод и приборы системы управления, обеспечивающие возможность местного и дистанционного управления. Для быстрой доставки персонала на узле должна быть обустроена вертолетная площадка.

Перекачивающие станции обеспечивают движение груза по трубам в нужном направлении. Перекачивающие станции разделяются на головные и промежуточные.

Головная перекачивающая станция магистрального трубопровода предназначается для приема груза с установок подготовки и перекачки его из емкости в магистральный трубопровод. В состав технологических сооружений головной перекачивающей станции входят: резервуарный парк, подпорная насосная, узел учета, магистральная насосная, узел регулирования давления, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительными устройствами, а также технологические трубопроводы.

Промежуточная перекачивающая станция необходима для повышения давления в магистральном трубопроводе при перекачке груза. В состав технологических сооружений промежуточной станции входят: магистральная насосная, фильтры-грязеуловители, узел регулирования давления, система сглаживания волн давления, а также технологические трубопроводы. Для быстрой доставки персонала на перекачивающей станции должна быть обустроена вертолетная площадка.

Наливные станции предназначаются для приема груза из магистрального трубопровода в емкость и налива ее в железнодорожные или автомобильные цистерны или танкеры. В состав технологических сооружений наливной станции входят: резервуарный парк, наливная насосная, наливные устройства смежного транспорта, трубопроводы, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительными устройствами и узлы учета.

Технологические станции поддержания состояния груза используются для обеспечения стабильности специфических свойств перекачиваемого груза. Например, при транспортировке сжиженного газа используются холодильные станции, а тяжелых фракций нефти – станции подогрева.

Резервные хранилища применяются для накопления перекачиваемого груза в случае колебаний его потребления на конечном пункте или перераспределения направлений транспортировки. Как правило, они располагаются на перекачивающих станциях.

Система управления включает средства дистанционного мониторинга, учета количества транспортируемого груза, управления работой перекачивающих и технологических станций, регулировки объема перекачиваемого груза или полного закрытия трубопровода. Для технического обслуживания, а также аварийно-восстановительного ремонта сооружений линейной части трубопроводов, контроля за соблюдением правил их охраны и производства работ в охранной зоне предусматриваются аварийно-восстановительные пункты, располагаемые при перекачивающих станциях трубопроводов. Для размещения аварийно-восстановительных бригад должны быть оборудованы пункты обогрева (жилой дом с надворными постройками), располагаемые на трассе с интервалом 30–40 км вблизи задвижек. Постоянное проживание обслуживающего персонала в пунктах обогрева не предусматривается. На сложных участках трассы для контроля состояния трубопровода необходимы усадьбы линейных ремонтеров (жилой дом с надворными постройками), которые располагаются в районе установки линейных задвижек, как правило, вблизи населенных пунктов.

Один аварийно-восстановительный пункт обслуживает в обычных условиях и пустынях участок трассы нефтепровода протяженностью 200– 250 км, а в районах с участками трассы, проходящими по болотам или рисовым полям, – 80–100 км.

Система безопасности обеспечивает предупреждение или автоматическую реакцию на ненормативное состояние трубопровода.

Устройства приема и пуска (пропуска) скребков используются на нефтепроводах для их очистки или разделения партий груза с разными свойствами или пропуска по трубе диагностического оборудования. Они располагаются с интервалом 300 км и совмещаются с перекачивающими станциями.

В зависимости от транспортируемого груза различают нефтепровод, газопровод, водопровод, продуктопровод (при транспортировке готового к потреблению продукта – топливо, химические растворы) и т.п. В случае транспортировки твердого груза его перевозят в несущей среде (уголь, руда в воде – гидравлический транспорт) или в контейнерах, которые движутся за счет перепада давления в трубе – такой транспорт называется пневматическим (в последнее время появились разработки по перевозке таким транспортом пассажиров).

Еще в древние времена люди стремились использовать трубы для транспортировки воды, в основном это были деревянные трубы, лишь в конце XIX в. транспортировать воду и газ стали по бамбуковым трубам в Китае и чугунным – в Европе. На сегодняшний день инфраструктура трубопроводного транспорта представляет собой высокотехнологичные системы, включающие самые последние достижения промышленности, телематики и специального программного обеспечения.

В зависимости от назначения трубопроводы могут быть магистральными, промышленными и технологическими.

Согласно проекту Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», утвержденному постановлением ГД ФС Российской Федерации от 21 сентября 1999 г. № 4322-II ГД, основными принципами государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта являются следующие:

  • – участие государства в создании и развитии систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов);
  • – определение основ ценовой политики в сфере услуг по транспортировке продукции с помощью магистрального трубопроводного транспорта;
  • – формирование и осуществление налоговой политики в сфере магистрального трубопроводного транспорта;
  • – осуществление государственной поддержки, направленной на достижение эффективного и безопасного функционирования и развития систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) в целях развития экономики, улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения энергетической безопасности России;
  • – установление правил доступа к услугам систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) для организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации по добыче, производству и поставкам соответствующей продукции;
  • – государственное регулирование норм и правил, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности функционирования объектов систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов), организация государственного контроля за их реализацией;
  • – установление порядка по возмещению ущерба, причиненного деятельностью систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) юридическим или физическим лицам, окружающей природной среде.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области магистрального трубопроводного транспорта относятся:

  • – разработка и реализация государственной политики;
  • – разработка и принятие федеральных законов, других нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики;
  • – осуществление государственного надзора и контроля за безопасностью объектов;
  • – стандартизация, метрологическое обеспечение, сертификация.

В населенных территориях трубопроводы различного назначения представляют собой насыщенную сеть, обеспечивая значительные объемы поставок различных веществ. Однако большая концентрация трубопроводов усиливает риск аварий и их последствий для окружающей среды и населения.

Повышение экологической опасности трубопроводного транспорта вызвано ростом мощности трубопроводных систем, усложнением температурного режима перекачки, сооружением трубопроводов в районах, где природная среда особенно легкоранима (арктическая зона, горы и т.д.), перекачкой химических продуктов. Однако, несмотря на все это, трубопроводный транспорт остается одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта. Для повышения экологической безопасности трубопроводного транспорта совершенствуется технология транспорта, применяются новые конструктивные решения, повышается надежность эксплуатации за счет автоматизации основных процессов.

Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МАГИСТРАЛЬНОМ
ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Краткая характеристика магистрального трубопроводного транспорта. Трубопроводный транспорт — вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам. На территории Российской Федерации создана и успешно функционирует разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые расположены на территориях практически всех субъектов Российской Федерации. Грузооборот, осуществляемый магистральным трубопроводным транспортом, приобрел большое значение в общем грузообороте страны. Степень надежности указанного вида транспорта во многом определяет стабильность доставки продукции потребителям, в том числе обеспечение регионов России важнейшими топливно — энергетическими и иными ресурсами. Например, доля транспортировки продукции топливно — энергетического комплекса средствами магистрального трубопроводного транспорта составляет более 30% общего объема транспортируемой продукции этого комплекса.
Протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопродуктопроводы — 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали — 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали — 15,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти — 40,3%, нефтепродуктов — 4,3%.
Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн. Квт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций. В состав сооружений магистральных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м куб. Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85% газопроводов и 59% нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет; менее 10 лет эксплуатируется около 1% газопроводов и около 1% нефтепроводов; 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс; 40% нефтепроводов к 2000 году превысят нормативный срок эксплуатации.
Системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются важнейшими составляющими федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливно — энергетического комплекса и крупным фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные поступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья.
Каждая система магистрального трубопроводного транспорта представляет собой уникальный хозяйственный и технологический комплекс, решающий крупную народнохозяйственную задачу и обладающий потенциалом эффективного регулирования и контроля за поставкой и потреблением продукции, в первую очередь нефти, газа. Системы магистрального трубопроводного транспорта имеют важнейшее значение для экономического состояния страны, для ее дальнейшего развития. По этой причине в организационную структуру систем магистрального трубопроводного транспорта заложены принципы единства и централизованного управления. Очевидно, что эти принципы должны быть сохранены и в дальнейшем использованы для достижения в государственных интересах максимального эффекта от их функционирования.
Магистральный трубопроводный транспорт является весьма опасной сферой производственной деятельности, что обусловлено высокой степенью концентрации перекачивающих мощностей, горюче- и взрывоопасностью транспортируемой продукции, ее отравляющими и иными опасными свойствами, концентрацией на отдельных направлениях до 10 ниток магистральных трубопроводов; сосредоточением в узких технических коридорах многониточных магистралей газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые многократно пересекаются друг с другом. Применявшиеся технологии прокладки и защиты магистральных трубопроводов обусловили непродолжительный срок их эксплуатации и необходимость проведения ремонтных и защитных работ после 8 — 10 лет их использования, проведения дополнительных испытаний, внутритрубной диагностики.
Необходимость разработки Федерального закона. Газовая и нефтяная отрасли являются базовыми для экономики страны; они в значительной мере определяют экономический суверенитет России, ее энергетическую безопасность, решение социальных проблем населения. Однако эффективное функционирование и развитие этих отраслей народного хозяйства в решающей степени зависит от состояния магистрального трубопроводного транспорта, обусловливающего возможность своевременного сбыта добытых нефти и газа, продукции их переработки. Как отмечалось, сложившиеся системы магистрального трубопроводного транспорта изношены и требуют обновления, замены. Однако из-за отсутствия инвестиций за годы реформ в эксплуатацию введено всего около 1% протяженности магистральных газопроводов и нефтепроводов. Необходимы законодательные нормы, которые обеспечат защиту интересов инвесторов, вкладывающих средства в развитие магистрального трубопроводного транспорта, с учетом риска, обусловленного огромными пространствами России.
Транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сферам, в которых деятельность хозяйствующих субъектов, как субъектов естественных монополий, подлежит государственному регулированию. Федеральный закон «О естественных монополиях» регулирует деятельность этих субъектов естественных монополий. Однако он не определяет правовые, экономические и организационные основы отношений, возникающих при создании, функционировании и развитии систем магистрального трубопроводного транспорта. Поэтому многие аспекты отношений, в которые вступают организации магистрального трубопроводного транспорта при выполнении своих функций, до настоящего времени не имеют законодательного признания и не регулируются. В результате не всегда достигается высокая эффективность от проведения государственной политики в сфере деятельности субъектов естественных монополий, занятых транспортировкой газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Особенности функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта требуют отражения в законе федерального уровня отношений их собственников с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с юридическими и физическими лицами, с федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. с федеральными органами по регулированию естественных монополий.
Очевидно, что одного Закона «О естественных монополиях» недостаточно для регулирования отношений, возникающих в связи с функционированием и развитием систем магистрального трубопроводного транспорта. Необходимы законодательные нормы для привлечения и защиты инвестиций в развитие указанных систем на территории России, обеспечения регулирования специфических вопросов землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем, в том числе вопросов, возникающих при необходимости использования участков земли, принадлежащих другим собственникам. Необходимо определить статус участков земли, переданных для строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта, что крайне важно при регулировании отношений с органами местного самоуправления. Требуют законодательного решения правовые основы функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта, в том числе антимонопольные правила, порядок предоставления услуг по транспортировке продукции, основы экономических взаимоотношений, в особенности вопросы, касающиеся инвестиционной политики: не может отрасль развиваться, если не решен вопрос образования средств для реализации проектов по строительству или реконструкции объектов систем. Необходимо на законодательном уровне определить принципы государственной политики в создании и функционировании систем магистрального трубопроводного транспорта, которые станут основой при выработке решений любых вопросов этой сферы деятельности на всех уровнях государственной власти, в органах местного самоуправления.
Принятие специального Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» необходимо в первую очередь для реализации государственных интересов, которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использования природных ресурсов, получении оптимальной доли доходов от использования этих ресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, укреплении единства страны, создании рабочих мест, обеспечении потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции.
Государство, являясь собственником месторождений нефти и газа, беспокоясь о наиболее эффективном их использовании в интересах, в первую очередь, своего населения, его благополучия, обязано сформулировать и реализовывать основные принципы государственной политики в вопросах эксплуатации и развития основного вида транспорта для указанных энергетических ресурсов — систем магистрального трубопроводного транспорта. Основными принципами такой политики могут являться:
неделимость сложившихся систем магистрального трубопроводного транспорта, а также транспортных систем, которые будут образовываться в перспективе. Такой принцип обусловливается необходимостью обеспечения надежного и бесперебойного предоставления услуг по транспортировке продукции, безопасного функционирования указанных систем;
государственная поддержка создания, функционирования и развития систем магистрального трубопроводного транспорта;
формирование ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по транспортировке продукции системами магистрального трубопроводного транспорта, осуществление налоговой политики;
обязательное владение Российской Федерации контрольным (блокирующим) пакетом акций любой системы магистрального трубопроводного транспорта, расположенного на территории Российской Федерации;
установление недискриминационного доступа к системам магистрального трубопроводного транспорта для независимых организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации по добыче, производству и поставкам соответствующей продукции;
обеспечение промышленной и экологической безопасности функционирования объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Конституционная основа Закона. Основой законодательного регулирования деятельности и развития систем магистрального трубопроводного транспорта являются положения Конституции Российской Федерации: о федеральных энергетических системах, об энергетической безопасности, об основах ценовой политики, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации, а также такие вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, связанными с функционированием систем магистрального трубопроводного транспорта.
Основные положения концепции Закона. Настоящий Федеральный закон призван регулировать отношения, возникающие в процессе эксплуатации и развития систем магистрального трубопроводного транспорта с целью удовлетворения потребностей страны в топливно — энергетических ресурсах, других видах продукции и выполнения международных обязательств по их поставкам в зарубежные страны. В Законе будут определены:
1. Принципы государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта, основные из которых, как было показано выше, направлены на обеспечение государственного регулирования в сфере деятельности естественных монополий по перемещению углеводородного сырья, формированию правовых основ их развития и функционирования, включая антимонопольные правила, вопросы инвестиционной политики в сфере магистрального трубопроводного транспорта, регулирование экономических отношений, вопросов землепользования, обеспечения промышленной и экологической безопасности, имеющих принципиальное значение для данных транспортных систем.
Государственное регулирование в сфере деятельности систем магистрального трубопроводного транспорта должно быть направлено на предотвращение дробления субъектов сложившихся естественных монополий, если это не обусловлено государственными интересами, на усиление роли государства в обеспечении эффективного его функционирования. Технологическое и диспетчерское управление производственно — технологическими объектами, в том числе присоединенными к системе магистрального трубопроводного транспорта (магистральному трубопроводу), независимо от формы его собственности, осуществляется централизованно, единым органом управления эксплуатирующей организации системы.
2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта, включая:
участие указанных органов, а также органов местного самоуправления в деятельности организаций — собственников систем магистрального трубопроводного транспорта;
формирование системы тарифов на услуги организаций — собственников систем магистрального трубопроводного транспорта, относящихся к естественным монополиям;
установление правил и осуществление мер по реализации права доступа грузоотправителей к магистральным трубопроводам.
3. Классификация магистральных трубопроводов, формирование их государственного реестра.
Классификация магистральных трубопроводов, закрепление соответствующего статуса для различного по значению и назначению трубопровода (например, международный, общероссийский, межрегиональный, региональный, нефтепроводный, газопроводный, продуктопроводный и т.д.), категорирование трубопроводов по степени опасности и другим параметрам позволят создать их реестр, сформулировать основные требования к указанным трубопроводам.
4. Обязательность лицензирования определенных видов деятельности организаций магистрального трубопроводного транспорта, что в свою очередь позволит создать условия безопасной эксплуатации лицензируемых объектов. Необходимость лицензирования обусловлена сложностями и особенностями технологий указанного вида транспорта, транспортируемых видов продукции.
5. Особенности стандартизации в системе трубопроводного транспорта, необходимость формирования государственных стандартов на отдельные объекты систем магистрального трубопроводного транспорта. Трубопроводный

1. Общие положения

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

Разработан и внесен Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности

Утвержден постановлением Госгортехнадзора России от 2 апреля 1998 г. № 23

Порядок

уведомления и предоставления территориальным органам
госгортехнадзора информации об авариях, аварийных
утечках и опасных условиях эксплуатации объектов
магистрального трубопроводного транспорта газов и
опасных жидкостей

РД 08-204-98

Срок введения в действие 1 сентября 1998 г.

1.1. Настоящий руководящий документ разработан в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» и устанавливает единые требования по уведомлению и представлению территориальным органам госгортехнадзора информации об авариях, аварийных утечках и опасных условиях эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей (далее по тексту Порядок).

1.2. Настоящий руководящий документ устанавливает требования, которые являются обязательными для всех предприятий и организаций любых организационно-правовых форм, осуществляющих эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов в соответствии с лицензией Госгортехнадзора России или его территориального органа.

1.3. Перечень объектов магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей, поднадзорных Госгортехнадзору России, на которые распространяется настоящий Порядок, приведен в приложении 1.

2. Термины и определения

Для настоящего документа применяются следующие термины и определения:

2.1. «Газы» — природный или любой другой горючий газ, включая газы, имеющие токсичные или коррозийные свойства.

2.2. «Опасные жидкости» — нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, конденсат и жидкий аммиак.

2.3. «Объекты магистрального трубопроводного транспорта газов» — совокупность всех элементов объектов, перечисленных в разделе 1 приложения 1 к настоящему Порядку, внутри которых находятся газы при их транспортировании.

2.4. «Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта газов» — неконтролируемый выброс транспортируемого газа в атмосферу или в помещение компрессорной станции (КС), газораспределительной станции (ГРС) или автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС) в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов и устройств, сопровождаемого одним из следующих событий или их сочетанием:

а) смертельным травмированием;

б) травмированием с потерей трудоспособности;

в) взрывом или воспламенением газа;

г) повреждением или разрушением объектов;

д) потерей 10 тыс. м3 газа.

2.5. «Аварийная утечка на объекте магистрального трубопроводного транспорта газов» — неконтролируемый выход транспортируемого газа в атмосферу или помещение КС, ГРС или АГНКС без признаков, предусмотренных п. 2.4, но требующих проведения ремонтных работ для обеспечения безопасности дальнейшей эксплуатации объекта.

2.6. «Объекты магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей» — совокупность всех элементов объектов, перечисленных в разделе 2 приложения 1 к настоящему Порядку, внутри которых находится опасная жидкость при ее транспортировании.

2.7. «Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей» — внезапный вылив или истечение опасной жидкости в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:

а) смертельным травматизмом;

б) травмированием с потерей трудоспособности;

в) воспламенением опасной жидкости или взрывом ее паров;

г) загрязнением любого водостока, реки, озера, водохранилища или любого другого водоема сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшим изменение окраски поверхности воды или берегов или приведшим к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или отложений на дне или берегах;

д) утечками составившими 10 м3 и более, а для легкоиспаряющихся жидкостей — превысившими 1 м3 в сутки.

2.8. «Аварийная утечка на объектах магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей» — истечение транспортируемой опасной жидкости: на трассе трубопровода; на территории или в помещениях магистральных насосных станций или резервуарных парков, без признаков событий, указанных в п. 2.7, но потребовавшее проведения ремонтных работ для обеспечения безопасности дальнейшей эксплуатации объекта.

2.9. «Опасные условия эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов или опасных жидкостей» — обстоятельства, выявленные при эксплуатации объекта магистрального трубопровода или при проведении обследований их состояния, или по результатам внутритрубной дефектоскопии, которые позволяют сделать объективный вывод о возможности возникновения аварии или аварийной утечки.

2.10. «Эксплуатационное предприятие» — организация, эксплуатирующая объект магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей.

2.11. «Легкоиспаряющаяся жидкость» — опасная жидкость, образующая при попадании в атмосферу облако паров и имеющая при температуре 40 °С давление паров, превышающее 276 кПа.

3. Уведомление по телефону территориальных органов госгортехнадзора об авариях и аварийных утечках на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей

3.1. Уведомление по телефону территориальных органов госгортехнадзора об авариях и аварийных утечках на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов предусматривает следующие действия:

3.1.1. После обнаружения аварии, определенной п. 2.4, или аварийной утечки, определенной п. 2.5 настоящего Порядка, эксплуатационное предприятие обязано незамедлительно уведомить об этом территориальный орган госгортехнадзора, осуществляющий надзор за магистральными газопроводами, по телефону в соответствии с п. 3.1.2 настоящего Порядка.

3.1.2. Уведомление об аварии или аварийной утечке, требуемое п. 3.1.1 настоящего Порядка, должно быть передано в территориальный орган госгортехнадзора, осуществляющий надзор за магистральными трубопроводами (перечень номеров телефонов приведен в приложении 2 к настоящему Порядку), и должно включать следующую информацию:

полное название эксплуатационного предприятия, его адрес и номер телефона;

фамилию, должность и номер телефона лица, уведомляющего об аварии или аварийной утечке;

местонахождение аварии или аварийной утечки (название объекта);

дату и время обнаружения аварии или аварийной утечки;

число травмированных (при наличии таковых);

все известные факты, относящиеся к причинам аварии или аварийной утечки и масштабам последствий.

3.2. Уведомление по телефону территориальных органов госгортехнадзора об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей производится эксплуатационным предприятием согласно требованию п. 3.1.2 настоящего Порядка незамедлительно после обнаружения аварии или аварийной утечки на объекте магистрального транспорта опасной жидкости, подпадающей под определения п. 2.7 или 2.8 настоящего Порядка.

4. Адресаты для направления письменной информации по авариям или аварийным утечкам на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей

4.1. Информация по аварии или аварийной утечке в соответствии с настоящим Порядком должна быть также направлена в письменном виде в адрес территориального органа госгортехнадзора, осуществляющего надзор за магистральными трубопроводами (адреса указаны в приложении 2 к настоящему Порядку).

4.2. Эксплуатационное предприятие, на объекте которого возникла авария или аварийная утечка, должно в возможно короткий срок, но не позднее 30 дней после даты обнаружения аварии или аварийной утечки, подлежащей отчетности согласно пп. 2.4 и 2.5 (газы) или пп. 2.7 и 2.8 (опасные жидкости), направить форму БМТ-01 (газы), приложение 3, или БМТ-02 (опасные жидкости), приложение 4, в адрес территориального органа госгортехнадзора, осуществляющего надзор за объектами магистральных трубопроводов согласно п. 4.1 настоящего Порядка.

4.3. При получении дополнительных данных, связанных с аварией или аварийной утечкой, информация о которой ранее направлялась адресатам по форме БМТ-01 или БМТ-02 в соответствии с п. 4.2 настоящего Порядка, эксплуатационное предприятие должно незамедлительно направить дополнительные данные с указанием даты и содержания первичной информации в адрес территориального органа госгортехнадзора.

4.4. Формы информации по авариям и аварийным утечкам БМТ-01, БМТ-02 могут не представляться территориальным органам госгортехнадзора в случаях, если причины их возникновения расследовали под руководством или с участием представителя территориального органа госгортехнадзора.

5. Информация по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей

5.1. Информация по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов:

5.1.1. Эксплуатационное предприятие обязано направить в соответствующий территориальный орган госгортехнадзора информацию, согласно п. 5.3 настоящего Порядка, о наличии любого из нижеперечисленных опасных условий эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов, кроме случаев, предусмотренных п. 5.1.2:

а) общих коррозийных повреждений, уменьшивших толщину стенки трубы до величины, которая меньше необходимой для обеспечения прочности магистрального трубопровода при максимально разрешенном рабочем давлении газа; питтинговых коррозийных повреждений, создающих реальную угрозу возникновения утечки газа;

б) любых воздействий, создающих сверхнормативные нагрузки на трубопровод, или его перемещений в пространстве в результате стихийных явлений, происходящих в окружающей среде (оползень, паводок, землетрясение и др.), которые отрицательно влияют на безопасность функционирования объекта;

в) любых видов трещинообразования или дефектов материала труб и оборудования, которые понижают прочность и требуют для обеспечения безопасности снижения рабочего давления на 20 % и более от установленного или отключения объекта.

5.1.2. Не требуется представления информации по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов, которые:

а) признаны аварией (аварийной утечкой) или развились в аварию (аварийную утечку) до окончания заполнения формы информации по опасным условия БМТ-03 (приложение 5);

б) обнаружены на участке газопровода, который расположен за пределами 300-метровой зоны вокруг любого места постоянного или временного пребывания людей, к которому относятся железные дороги и автомобильные дороги с покрытием;

в) устранены до заполнения формы информации БМТ-03, кроме информации по опасным условиям эксплуатации, определенным п.5.1.1(а), исключая локальную питтинговую коррозию на защищенном катодной поляризацией трубопроводе, имеющем качественное изоляционное покрытие.

5.2. Информация по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей:

5.2.1. Эксплуатационное предприятие обязано направить в соответствующий территориальный орган госгортехнадзора информацию, согласно п. 5.3 настоящего Порядка, о наличии любого из нижеперечисленных опасных условий эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей, кроме случаев, предусмотренных п. 5.2.2:

а) общих коррозийных повреждений, которые уменьшили толщину стенки трубы до величины, которая меньше необходимой для обеспечения прочности магистрального трубопровода при максимально разрешенном рабочем давлении газа; питтинговых коррозийных повреждений, создающих реальную угрозу возникновения утечки опасной жидкости;

б) любых воздействий, создающих сверхнормативные нагрузки на трубопровод, или его перемещений в пространстве в результате стихийных явлений (оползень, паводок, землетрясение и др.), которые снижают безопасность функционирования объекта;

в) любых видов трещинообразования или дефектов материала труб и оборудования, которые снижают прочность и требуют для обеспечения безопасности снижения рабочего давления на 20 % и более от установленного или отключения объекта;

г) любых ошибочных срабатываний систем автоматики или ошибочных действий персонала, которые привели к повышению давления опасной жидкости в трубопроводе до величины, превышающей величину разрешенного рабочего давления на 10 % и более;

д) утечек на трубопроводе, которые не подлежат отчетности согласно п. 2.8;

е) любых опасных условий эксплуатации, которые заставили для обеспечения безопасности снизить величину рабочего давления на 20 % и более или отключить объект, кроме случаев окончательного прекращения эксплуатации объекта.

5.2.2. Не требуется представления информации по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей, которые:

а) признаны аварией (аварийной утечкой) или развились в аварию (аварийную утечку) до окончания заполнения формы информации по опасным условиям БМТ-03 (приложение 5);

б) обнаружены на участке трубопровода, который расположен за пределами 300-метровой зоны вокруг любого места постоянного или временного пребывания людей, к которому относятся железные дороги и автомобильные дороги с покрытием;

в) устранены до заполнения формы информации БМТ-03, кроме информации по опасным условиям эксплуатации, определенным п. 5.2.1(а), исключая локальную питтинговую коррозию на защищенном катодной поляризацией трубопроводе, имеющем качественное изоляционное покрытие.

5.3. Информация по опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей должна представляться по форме БМТ-03 (приложение 5).

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ

объектов магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей, поднадзорных Госгортехнадзору России

1. Объекты магистрального трубопроводного транспорта газов.

1.1. Участок линейной части магистрального газопровода между компрессорными станциями и отводы от него:

1.1.1. Трубопровод, включая:

пересечения с железными и автомобильными дорогами;

пересечения водотоков и водоемов (реки, водохранилища, каналы и др.);

пересечения с другими трубопроводами, надземными и подземными линейными объектами (линии электропередачи, связи и др.);

участки, проложенные надземно;

отводы от магистрального трубопровода.

1.1.2. Линейная запорная арматура, охранные краны компрессорных и газораспределительных станций, включая крановые площадки.

1.1.3. Узлы и оборудование для пропуска внутритрубных очистных и дефектоскопических средств, включая площадку и подъездную дорогу.

1.1.4. Узлы редуцирования давления.

1.2. Компрессорная станция (головная, линейная, дожимная), включая следующие элементы объекта:

1.2.1. Компрессорный цех, включая:

а) нагнетатели;

б) привод нагнетателей — газовые турбины;

в) оборудование очистки газа;

г) системы топливного, пускового и импульсного
газа;

д) оборудование охлаждения газа.

1.2.2. Обвязка компрессорного цеха, включая:

а) трубопроводы с отводами и тройниками;

б) запорную и регулирующую арматуру.

1.3. Газораспределительная станция (ГРС), включая следующие элементы объекта:

1.3.1. Обвязку ГРС с узлом переключений.

1.3.2. Оборудование системы очистки газа.

1 3.3. Оборудование узла редуцирования газа.

1.3.4. Оборудование системы предотвращения гидратообразования и подогрева газа.

1.3.5. Оборудование узла измерения расхода газа.

1.3.6. Оборудование узла одоризации газа.

1.3.7. Оборудование системы газоснабжения собственных нужд.

1.4. Станция подземного хранения газа, включая следующие элементы:

1.4.1. Компрессорную станцию (в соответствии с объектом 1.2).

1.4.2. Газопроводы с запорной арматурой.

1.4.3. Скважины с фонтанной арматурой.

1.5. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), включая следующие элементы:

1.5.1. Компрессорные установки.

1.5.2. Обвязку с запорно-регулирующей и предохранительной арматурой, включая заправочные колонки.

1.5.3. Оборудование АВО, сепараторы, осушки газа.

1.5.4. Аккумуляторы газа.

2. Объекты магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей (нефть, нефтепродукты, конденсат, жидкий аммиак).

2.7. Участок линейной части трубопроводов, включая следующие элементы:

2.1.1. Трубопровод, включая:

пересечения с железными и автомобильными дорогами;

пересечения водотоков и водоемов (реки, водохранилища, каналы и др.);

пересечения с другими трубопроводами, надземными и подземными линейными объектами (линии электропередачи, связи и др.);

участки, проложенные надземно;

отводы от магистрального трубопровода.

2.1.2. Линейная запорная арматура, включая вантузы, площадки и укрытия.

2.1.3. Узлы и оборудование для пропуска внутритрубных очистных и дефектоскопических средств.

2.1.4. Узлы редуцирования давления.

2.2. Насосная перекачивающая станция, включая следующие элементы объекта:

2.2.1. Обвязку насосного цеха, включая:

а) запорную и регулирующую арматуру;

б) трубопроводы с тройниками и отводами;

в) территорию насосной станции с системой молниезащиты и подъездной дорогой.

2.2.2. Насосный цех, включая:

а) здание и фундаменты;

б) насосные агрегаты.

2.2.3. Оборудование очистки опасной жидкости.

2.2.4. Оборудование, предохраняющее от превышения давления.

2.2.5. Оборудование для регулирования давления.

2.2.6. Оборудование узла учета количества и контроля качества транспортируемой опасной жидкости.

2.2.7. Оборудование для сглаживания волн давления.

2.2.8. Оборудование сбора технологических утечек, транспортируемой опасной жидкости.

2.3. Резервуарный парк, включающий следующие элементы объекта:

2.3.1. Технологические трубопроводы с запорной арматурой.

2.3.2. Резервуары стальные или железобетонные.

2.3.3. Оборудование наполнения и опорожнения резервуаров.

2.4. Станция (пункт) налива опасной жидкости в танкеры или ж.-д. цистерны, включающая следующие элементы объекта:

2.4.1. Резервуарный парк (см. 2.3).

2.4.2. Насосную станцию (см. 2.2).

2.4.3. Оборудование налива опасной жидкости.

2.4.4. Оборудование очистки опасной жидкости и учета расхода.

2.4.5. Предохранительные устройства.

2.5. Специфические объекты магистрального аммиакопровода, включающие:

2.5.1. Посты секционирования с комплексом оборудования по сжиганию контролируемого сброса аммиака в атмосферу.

2.5.2. Раздаточная станция, включающая следующие элементы:

а) территорию станции с системой молниезащиты и подъездной дорогой;

б) резервуары приема и выдачи аммиака;

в) отстойники;

г) факельную установку по дожигу аммиака, включающую:

газовое хранилище;

узлы редуцирования;

трубопроводы с запорной арматурой.

Приложение 2

Перечень

региональных органов Госгортехнадзора России, осуществляющих надзор за объектами магистральных трубопроводов

Название органа, почтовый адрес, код города, номер дежурного телефона

Контролируемая территория субъектов Российской Федерации

1

2

Управления округов

1. Верхне-Волжского

150054, Ярославль, пр. Ленина, 61 а

(085-2) 21-75-13; факс 21-77-94

Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская области

2. Западно-Сибирского

630091, Новосибирск-91, ул. Потанинская, 12

(383-2) 22-26-30

Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская
области; Красноярский и Алтайский края

3. Западно-Уральского

614600, Пермь, Комсомольский пр., 346

(342-2) 34-03-95; факс 34-03-40

Пермская, Кировская области; Удмуртская Республика; Коми-Пермяцкий автономный округ

4. Нижне-Волжского

400066, Волгоград, ул.Комсомольская, 16а

(844-2) 34-64-66; факс 36-40-05

Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Ростовская области; Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

5. Норильского

663301, Красноярский край, Норильск, ул. Ленина, 12

(391-92) 6-53-79; 6-20-92

Красноярский край; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

6. Печорского

169906, Воркута, ул. Мира, 36

(821-51)4-33-04

Республика Коми; Ненецкий автономный округ; Архангельская, Вологодская и Ярославская области

7. Приволжского

420097, Казань, а/я 235, ул. Зимина, д. 4

(432) 38-86-82; факс 64-42-12

Республика Татарстан (Татарстан), Республика Марий Эл, Чаваш республика

8. Северо-Западного

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 3

(812) 273-55-21; факс 272-05-01

Калининградская, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; Республика Карелия; г. Санкт-Петербург

9. Северо-Кавказского

350072, Краснодар, ул.Одесская, 42

(841-2) 57-61-15

Республика Адыгея; Краснодарский край; Ростовская обл.

10. Средне-Волжского

410600, Саратов, ул. Московская, 94

(845-2) 24-26-61

Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области
объекты магистральных газопроводов

11. Ставропольского

355106, Ставрополь, пр. Мира, 313

(865-22) 26-48-57; факс 26-35-12

Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика

12. Тюменского

625000, Тюмень, ул. Ленина, 67

(345-2) 24-75-02

Тюменская обл.; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
автономные округа

13. Центрального промышленного

103031, Москва, ул. Рождественка, 5/7

(095) 928-27-35; 912-79-58

Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области; г. Москва

Управления

14. Башкирское

450077, Уфа, ул. Кустарная, 15

(347-2) 22-08-30; факс 23-17-29

Республика Башкортостан

15. Кабардино-Балкарское

306022, Нальчик, пр. Ленина, 67

(866-22) 55203

Кабардино-Балкарская Республика, Республика Чечня, Республика Ингушетия

16. Нижегородское

603022, Нижний Новгород, Окский пр., 4

(813-2) 34-23-03; факс 33-54-40

Кировская и Нижегородские области; Республики Марий Эл,
Мордовия, Чувашская

17. Оренбургское

460517, Оренбург, ул. Советская, 52

(353-2) 47-54-71

Оренбургская обл.

18. Самарское

443002, Самара, ул. Ново-Садовая, 3

(846-2) 37-12-50; факс 37-14-57

Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области

объекты магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей

19. Сахалинское

693000, Южно-Сахалинск, Главпочтамт, а/я 43

(424-22) 2-21-64

Сахалинская обл., Хабаровский край

20. Уральское

620219, Екатеринбург, ул. Большакова, 97

(343-2) 22-92-74; 29-46-79

Курганская, Свердловская и Челябинская области

21. Якутское

677700, Якутск, ул. Кирова, 13

(411-22) 2-20-27

Республика Саха (Якутия)

Инспекции

22. Дагестанская

367027, Махачкала, ул. Автовокзальная, 7а

(872-00) 52-05-78

Республика Дагестан

23. РГТИ-16

г. Саров Нижегородской обл.

607190, г. Арзамас Нижегородской обл.,

пр. Музрукова, 4а

г. Саров Нижегородской обл.

24. Северо-Осетинская

362048, Владикавказ,

ул. Кырджалийская, 21

(867-2) 52-05-78

Республика Северная Осетия

Примечания. 1. Границы раздела территорий надзора за объектами магистральных трубопроводов между органами Госгортехнадзора России устанавливаются, как правило, по границам обслуживания смежных структурных подразделений предприятий, эксплуатирующих объекты магистральных трубопроводов. Эти границы могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

2. Границы раздела надзора за объектами магистральных трубопроводов между территориальными органами Госгортехнадзора России оформляются двусторонними актами. 3. Закрепление поднадзорных территорий за территориальными органами может быть изменено по указанию Госгортехнадзора России.

Приложение 3

Форма БМТ-01

Информация по аварии на объекте магистрального газопровода

1. Наименование эксплуатационного предприятия_______________________________________

2. Наименование структурного подразделения эксплуатационного предприятия______________

_____________________________________________________

3. Наименование владельца объекта ______________________

4. Дата и время обнаружения аварии______________________

5. Местонахождение аварии (название субъекта Российской Федерации)_____________________

6. Наименование объекта, км по трассе____________________

7. Информация по трубопроводу:

7.1. Диаметр (мм) ______________________________

7.2. Толщина стенки (мм) ________________________

7.3. Марка стали______________________________

7.4. Год ввода в эксплуатацию___________________

7.5. Максимально разрешенное рабочее давление (МПа) _____

7.6. Давление в момент аварии (МПа) _____________________

8. Характер аварии_____________________________________

9. Перерыв в работе (дата, время) ________________________

10. Воздействие на потребителей_________________________

11. Описание последствий, возможная причина_____________

12. Вид ремонта ______ Начало _________ Окончание_______

13. Номер служебного телефона лица, сообщившего об аварии_________________________

Примечание. При необходимости приложить к форме дополнительные листы

Приложение 4

Форма БМТ-02

лист 1

Информация по аварии на объекте магистрального трубопровода опасной жидкости

1.Наименование эксплуатационного предприятия_____________

2.Наименование структурного подразделения эксплуатационного предприятия_______________

3. Наименование владельца объекта________________________

4.Дата и время обнаружения аварии_________________________

5. Местонахождение аварии (название субъекта Российской Федерации)____________________

6.Наименование объекта, км по трассе______________________

7. Информация по трубопроводу

7.1.Диаметр (мм)________________________________________

7.2.Толщина стенки (мм)__________________________________

7.3.Марка стали_________________________________________

7.4.Год ввода в эксплуатацию______________________________

7.5. Максимально разрешенное рабочее давление (МПа)_______

7.6 Давление в момент аварии (МПа)________________________

8. Характер аварии_______________________________________

9. Перерыв в работе (дата, время)__________________________

10. Воздействие на потребителей___________________________

11.Описание последствий, возможная причина_______________

12.Вид ремонта ______ Начало _______Окончание____________

13.Номер служебного телефона лица, сообщившего об аварии____________________________

Примечание. При необходимости приложить к форме дополнительные листы

Приложение 4

Форма БМТ-02

лист 2

Информация по утечке опасной жидкости

1.Вид жидкости____________________________________________________

1.1. Наименование________________________________________________

1.2. Химическое название (формула) _____________________________

2. Объем утечки (м3) ______________________________________________

3. Продолжительность истечения до ликвидации (ч) ____________

4. Если утечка не устранена то указать:

4.1. Ожидаемый объем утечки до ее устранения (м3) ____________

4.2. Время до устранения утечки (ч) ______________________________

5. Характеристика места утечки (указать бетон/твердые покрытия, гравий/песок; пастбище и т.д)

___________________________________________________________________________________

6. Последствия утечки (указать последствия):

6.1. Попадание в водоток__________________________________________

6.2.Впитывание в грунт____________________________________________

6.3. Попадание в водоносный горизонт __________________________

7. Удалось ли полностью убрать загрязнения утечкой________

8. Предпринятые или предпринимаемые меры по ликвидации загрязнений

8. 1. Метод очистки _____________________________________

8.2. Дата окончания очистки_______________________________________

8.3. Привлекаемый подрядчик (указать) _________________________

8.4. Применяемые методы хранения собранной жидкости_____

_____________________________________________________________________

9. Погодные условия______________________________________________

10. Метод и обстоятельства обнаружения утечки_____________

11. Ближайший водоем __________________________________________

12. Расстояние до водоема (км) __________________________________

Примечание. При необходимости приложить к форме дополнительные листы

Приложение 5

Форма БМТ-03

Информация по опасным условиям эксплуатации объекта магистрального трубопровода

1. Владелец объекта__________________________________

2.Название эксплуатационного предприятия_______________

3. Лицо, направляющее информацию

ФИО________________________________________________

Должность___________________________________________

Служебный телефон__________________________________

Дата обнаружения опасных условий______________________

4. Лицо, определившее наличие опасных условий

ФИО________________________________________________

Должность___________________________________________

Дата определения опасных условий______________________

5.Местонахождение опасных условий_____________________

5.1. Название объекта _________________________________

5.2. Название республики, области ______________________

5.3. Название населенного пункта, автомобильной или железной дороги_____________________

6. Характеристика трубопровода_________________________

6.1. Диаметр (мм) ____________________________________

6.2. Толщина стенки (мм)______________________________

6.3 Марка стали______________________________________

6.4 Вид транспортируемого продукта_____________________

6.5. Разрешенное рабочее давление (МПа)________________

7. Описание опасных условий эксплуатации_______________

8 Действия, предпринятые по устранению опасных условий

____________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *