Возврат целевых субсидий прошлых лет

>Отражение в учете операций по предоставлению субсидий

Содержание

Принятие бюджетных обязательств учредителем

Согласно положениям Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н) и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, бюджетные обязательства на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период) по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели подлежат отражению в бюджетном учете Учредителя в сумме заключенных соглашений.

Вместе с тем, помимо заключения соглашения, основанием для предоставления субсидий на иные цели могут являться другие условия. Эти условия определяются нормативными правовыми актами соответствующих государственных (муниципальных) органов, в которых регламентируются порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из соответствующего бюджета (далее — Порядок). В таком случае бюджетные обязательства в бюджетном учете Учредителя отражаются в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период) — см. таблицу 3.

Таблица 3. Принятие Учредителем бюджетных обязательств

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Приняты бюджетные обязательства в сумме заключенного соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению

КРБ1 1 501 13 241

КРБ1 1 502 11 241

10 000,00

Принятое бюджетное обязательство с операцией Принятие обязательства за счет ЛБО

Приняты бюджетные обязательства в сумме заключенного соглашения о предоставлении субсидии на иные цели бюджетному учреждению

КРБ2 1 501 13 241

КРБ2 1 502 11 241

12 000,00

Принятое бюджетное обязательство с операцией Принятие обязательства за счет ЛБО

Приняты бюджетные обязательства на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения в сумме лимитов бюджетных обязательств

КРБ3 1 501 13 241

КРБ3 1 502 11 241

4 000,00

Принятое бюджетное обязательство с операцией Принятие обязательства за счет ЛБО

Принятие и исполнение учредителем денежных обязательств

Принятие и исполнение денежных обязательств по предоставлению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно условиям заключенного соглашения отражается в бюджетном учете Учредителя по счету 1 302 41 000 «Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям» в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета.

При этом признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется по методу начисления по наступлении даты предоставления субсидий в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии — см. таблицу 4.

Таблица 4. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на выполнение государственного задания

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Принята кредиторская задолженность по предоставлению автономному учреждению субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с условиями соглашения

КРБ1 1 401 20 241

КРБ1 1 302 41 730

10 000,00

Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ — 302.ХХ) или документ Операция (бухгалтерская)

Приняты денежные обязательства в сумме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания

КРБ1 1 502 11 241

КРБ1 1 502 12 241

10 000,00

Принятое денежное обязательство с операцией Принятие денежного обязательства текущего года

Перечислена субсидия на выполнение государственного задания на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации

КРБ1 1 302 41 830

КРБ1 1 304 05 241

10 000,00

Заявка на кассовый расход с операцией Перечисление сумм субсидий, субвенций, трансфертов организациям (302 41, 42, 52, 53)

Принятие и исполнение денежных обязательств по перечислению субсидии на иные цели, предоставляемой на основании соглашения либо на основании условий соответствующего нормативного правового акта (например, при получении заявки от учреждения), в бюджетном учете Учредителя отражается по счету 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». При этом согласно пункту 102 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета признание обязательств (отражение по счету 1 302 41 830) с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется на основании отчета, подтверждающего произведенные с лицевого счета учреждением в рамках указанной субсидии целевые расходы (далее — отчет о расходовании субсидии).

Форма отчета о расходовании субсидии, порядок и сроки ее предоставления учреждением устанавливаются Учредителем.

Порядок отражения указанных операций представлен в таблице 5.

Таблица 5. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на иные цели

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Приняты денежные обязательства в сумме платежей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии на иные цели бюджетному учреждению

КРБ2 1 502 11 241

КРБ2 1 502 12 241

12 000,00

Принятое денежное обязательство с операцией Принятие денежного обязательства текущего года

Перечислена целевая субсидия на лицевой счет бюджетного учреждения

КРБ2 1 206 41 560

КРБ2 1 304 05 241

12 000,00

Заявка на кассовый расход с операцией Перечисление (аванс) сумм субсидий, субвенций, трансфертов организациям (206 41, 42, 52, 53)

Принята кредиторская задолженность по предоставлению бюджетному учреждению целевой субсидии на основании отчета о расходовании субсидии, представленного учреждением

КРБ2 1 401 20 241

КРБ2 1 302 41 730

10 000,00

Операция (бухгалтерская) или документами Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ — 302.ХХ) и Зачет авансов выданных

Зачтена ранее перечисленная субсидия

КРБ2 1 302 41 830

КРБ2 1 206 41 660

10 000,00

Операция (бухгалтерская) или документами Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ — 302.ХХ) и Зачет авансов выданных

Поступил на лицевой счет неиспользованный остаток целевой субсидии, предоставленной бюджетному учреждению в текущем периоде

КРБ2 1 304 05 241

КРБ2 1 206 41 660

300,00

Кассовое поступление с операцией Прочие поступления

Начислены доходы от возврата бюджетным учреждением неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет — трансформация остатка

157 2 18 01010 01 0000 1 205 81 560

КРБ2 1 206 41 660

500,00

Операция (бухгалтерская)

Поступил на счет лицевой администратора доходов Учредителя неиспользованный остаток целевых субсидий

157 2 18 01010 01 0000 1 210 02 180

157 2 18 01010 01 0000 1 205 81 660

500,00

Кассовое поступление с операцией Прочие поступления

Необходимо отметить, что в случае предоставления субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения отражение в бюджетном учете Учредителя (бухгалтерском учете автономного, бюджетного учреждения) операций по принятию и исполнению денежных обязательств осуществляется в порядке, аналогичном порядку для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Порядок отражения операций, в т. ч. в программе, представлен в таблице 6.

Таблица 6. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Принята кредиторская задолженность по предоставлению бюджетному учреждению субсидии на иные цели на возмещение расходов

КРБ3 1 401 20 241

КРБ3 1 302 41 730

4 000,00

Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ — 302.ХХ) или документ Операция (бухгалтерская)

Приняты денежные обязательства в сумме заявки, полученной от бюджетного учреждения

КРБ3 1 502 11 241

КРБ3 1 502 12 241

4 000,00

Принятое денежное обязательство с операцией Принятие денежного обязательства текущего года

Перечислена субсидия на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения на его лицевой счет

КРБ3 1 302 41 830

КРБ3 1 304 05 241

4 000,00

Заявка на кассовый расход с операцией Перечисление сумм субсидий, субвенций, трансфертов организациям (302 41, 42, 52, 53)

Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели подлежит отражению Учредителем в бюджетной отчетности, которая составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н). Отражение Учредителем условий примера в Отчете главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) представлено в таблицах 7 и 8.

Возврат неиспользованного остатка средств

КОМТЕТ, как компания, предоставляющая телематические услуги связи, к которым относятся услуги хостинга, действует в соответствии с «Правилами оказания телематических услуг связи»:

40. Абонент и (или) пользователь имеют право обратиться к оператору связи с требованием возврата средств, внесённых ими в качестве авансового платежа, в том числе с использованием карты оплаты. Оператор связи обязан вернуть абоненту и (или) пользователю неиспользованный остаток средств.

При отказе от услуг КОМТЕТ, вы имеете право вернуть неизрасходованный остаток средств. Остаток рассчитывается по дату выполненного отказа от услуг в системе биллинга. Надо выбрать в Системе биллинга удаление услуги хостинга и подтвердить по электронной почте support@komtet.ru удаление услуги.

Подтверждение требуется, так как данное действие является необратимым и при отказе от услуги хостинга удаляются все данные, размещённые в рамках данной услуги.

Для возврата денежных средств юридическому лицу необходимо предоставить официальное заявление на имя Генерального директора ООО «Комтет» Савкина А.В., в котором необходимо указать реквизиты для перечисления с обязательным указанием номера договора, платежного поручения по которому производился платеж Клиентом.

Физическому лицу необходимо представить в ООО «Комтет» следующие документы (в электронном виде на адрес market@komtet.ru):

  1. официальное заявление, так же на имя Генерального директора ООО «Комтет» Савкина А.В., в котором необходимо указать реквизиты для перечисления (полные банковские реквизиты (лицевой счет/счет банковской карты, БИК и ИНН банка), Яндекс.Деньги, Webmoney);
  2. простую копию паспорта физического лица, которому производится возврат.

Документы принимаются по адресу: 440000, г. Пенза, ул. Суворова, д.92.

Возврат перечисленных денежных средств производится по безналичному расчету на расчётный или лицевой счет в любом банке-резиденте РФ, открытый на имя лица, которому производится возврат и чьи данные зарегистрированы в Системе биллинга.

Расходы, связанные с переводом денежных средств, осуществляются за счёт Клиента. Размер комиссии за переводы денежных средств через расчётную систему Банка России составляет 35 рублей, тариф устанавливается Банком России. Комиссия взимается банком при любых возвратах, так как у ООО «Комтет» нет прямого доступа к кошелькам и все возвраты осуществляются с расчётного счёта компании. КОМТЕТ при возврате денежных средств никаких платежей или комиссий не берёт. Возврат средств не осуществляется, если с учётом всех комиссий сумма к возврату менее 1 копейки.

Возврат средств на кошелёк в системе Яндекс.Деньги и WebMoney

Возврат средств физическим лицам через систему Яндекс.Деньги и WebMoney осуществляется только на тот кошелёк в системе Яндекс.Деньги и WebMoney, с которого был осуществлён платёж. Возвращается сумма за вычетом комиссии, полученной платёжной системой при переводе денежных средств.

Возврат средств на счет в PayPal

Возврат средств через систему PayPal осуществляется после вашего заявления о возврате на market@komtet.ru и только на тот счет, с которого был осуществлён платёж. Возвращается сумма за вычетом комиссии, полученной платёжной системой при переводе денежных средств.

Возврат средств на кошелёк в системе ROBOKASSA

Возврат средств физическим лицам через систему ROBOKASSA осуществляется в случае, если выбранный Клиентом при платеже Эмитент технически допускает возврат средств на первоначальное платёжное средство Плательщика. Ответ о возможности возврата через ROBOKASSA можно получить по запросу по каждому конкретному платежу. Если ROBOKASSA сообщает о невозможности осуществления возврата, мы выполним возврат средств на общих основаниях. Возвращается сумма за вычетом комиссии, полученной платёжной системой при переводе денежных средств, а так же комиссии, взимаемой ROBOKASSA за осуществление возврата.

Возврат средств через другие платёжные системы

В соответствии с порядком работы КОМТЕТ с электронными платёжными системами, возврат через электронные платёжные системы (кроме Яндекс.Деньги, WebMoney, PayPal и ROBOKASSA) не осуществляется. Можно воспользоваться возвратом на личный счёт в банке или почтовым переводом.

Возврат средств на банковскую карту

Возврат средств осуществляется по запросу в службу Отдела маркетинга на электронный адрес market@komtet.ru, с указанием, даты оплаты, суммы и номера карты. Средства возвращаются только на ту банковскую карту с которой поступил платёж, за вычетом комиссии взимаемой банком за перевод средств.

Срок возврата — не более 10 рабочих дней.

В случае успешного оказания других услуг, таких как выполненная регистрация домена, предоставленный SSL-сертификат и т.п. возврат средств не осуществляется, так как услуга считается оказанной.

Средства возвращаются только в случае, если Клиент не нарушал правил предоставления услуг и условий договора.

Клиент имеет право использовать средства, оставшиеся после удаления услуги на заказ других услуг КОМТЕТ.

Как правильно оформить возврат подотчетных сумм

Есть два способа осуществить возврат подотчетных средств:

  • принести деньги в кассу учреждения, и тогда кассир самостоятельно внесет сумму на Р/С учреждения;
  • перечислить задолженность самостоятельно.

Разберем, как правильно оформить возврат подотчетных сумм на расчетный счет, проводки для бухучета приведем в таблице.

ВАЖНО! Чтобы сотрудники самостоятельно возвращали деньги сразу на расчетный счет госучреждения, закрепите такую возможность в учетной политике или в отдельном локальном акте. Например, в положении о расчетах с подотчетными лицами.

Возврат подотчетных сумм в кассу бюджетного учреждения

Сотрудник, получивший денежные средства на основании распоряжения руководителя, обязан предоставить авансовый отчет не позднее трех рабочих дней с момента окончания периода, на который выдан подотчет. Такие нормы установлены в пункте 6.3 Указаний Банка России № 3210-У. Причем сотрудник сдает не только авансовый отчет, но и все подтверждающие документы (квитанции, билеты, чеки, накладные и прочее). Весь пакет проверяет бухгалтерия, затем отчет утверждает руководитель. Подробно мы рассказывали в статье о том, как организовать расчеты с подотчетными лицами.

Полученные деньги приходуются в кассе учреждения специальным документом — приходным кассовым ордером. Также мы писали о правилах ведения кассовой дисциплины. По итогам дня кассир подсчитывает остаток денежных средств в кассе: если он превышает предельно допустимый лимит остатка кассы, то разницу следует сдать на расчетный счет госорганизации.

Пример возврата в кассу

Допустим, завхоз ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» получил подотчет 10 000 рублей на приобретение бытовой химии. Средства были переведены на банковскую карту сотрудника. Завхоз израсходовал 9500 рублей. Оставшиеся 500 рублей возвращены в кассу учреждения. Кассир в конце рабочего дня внес остаток на счет в банке.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, рублей

Перечислен аванс на приобретение бытовой химии завхозу на банковскую карту

0 208 34 560

0 201 11 610

10 000,00

Приняты расходы на приобретение бытовой химии на основании утвержденного авансового отчета

0 105 36 340

0 208 34 660

9500,00

Средства возвращены в кассу учреждения, сформирован приходный кассовый ордер

0 201 34 510

0 208 34 660

500,00

Деньги выданы кассиру для внесения на расчетный счет компании, сформирован расходный кассовый ордер и объявление на взнос наличными

0 210 03 560

0 201 34 610

500,00

Денежные средства внесены на расчетный счет

0 201 11 510

0 210 03 660

500,00

Возврат на расчетный счет

Необходимость самостоятельного возврата подотчетных сумм возникает в ситуациях, когда в организации не предусмотрены операции с наличными деньгами. В таком случае руководитель обязан утвердить в учетной политике или в отдельном распоряжении порядок выдачи подотчетных средств, их использования и возврата.

Если банковская организация взимает комиссию, возмещать данный вид расходов или нет, определяет руководитель в положении о расчетах с подотчетниками либо в отдельном приказе.

Если в учреждении нет кассы или возможность внести деньги отсутствует, например, срочная командировка или продолжительная болезнь, то сотрудник может вернуть задолженность самостоятельно. Для этого ему понадобятся платежные реквизиты. Особое внимание при этом следует обратить на назначение платежа и код бюджетной классификации.

Назначение платежа — «возврат неиспользованных подотчетных сумм». В противном случае средства поступят в невыясненные платежи либо в доход организации, а это неправильно. Деньги должны поступить строго в счет возмещения расходов.

КБК для возврата в бюджетное учреждение зависит от назначения подотчета:

  • за суточные, проживание (гостиница) и проезд (билеты) — 00000000000000000112;
  • выделенные на хозяйственные нужды — 00000000000000000244;
  • выданные на закупку товаров/работ/услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий — 00000000000000000242;
  • на госпошлины — 00000000000000000852.

Пример возврата на расчетный счет

Секретарь ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» направлена в служебную командировку на 10 дней. Аванс был перечислен на банковскую карту в сумме 15 000 рублей. По возвращению секретарь отчиталась за подотчетную сумму 13 000 рублей. Неиспользованный остаток в сумме 2000 рублей самостоятельно перевела на Р/С. В назначении платежа она указала «возврат неиспользованного подотчета за проживание», КБК 00000000000000000112.

В таьлице собраны проводки, которые понадобятся, чтобы отразить в бухучете возврат подотчетных сумм на счет.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, рублей

Подотчетные суммы перечислены на банковскую карту секретаря

0 208 12 560

0 201 11 610

15 000,00

Утвержден авансовый отчет, приняты произведенные расходы

0 401 20 212

0 208 12 660

13 000,00

Неиспользованный остаток поступил на Р/С учреждения

0 201 11 510

0 208 12 660

2000,00

Как проводится возврат субсидий в бюджет

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо (далее — Письмо), и сообщает.

1. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям:

субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании информации о выполнении государственного (муниципального) задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается по дебету счета 440140131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)» и кредиту счета 430305731 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (невыполнением условия при передаче активов), на основании информации о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов» (540140152, 540140162, 640140162) и кредиту счета 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (530305731, 630305731).

В соответствии с пунктом 66.5.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» возврат государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, грантов в форме субсидий, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным, и иные аналогичные операции, а также выбытий в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала) относится на статью 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом пунктом 2.1 Инструкции N 174н определено, что при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов в 15-17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Учитывая изложенное, а также характер операции по возврату бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет, в 15-17 разрядах счета 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» указывается аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов».

2. Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция N 33н).

Согласно пункту 55.1 Инструкции N 33н в разделе 3 «Изменение остатков средств» Отчета о движении денежных средств (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723) отражается увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также результат пересчета денежных средств в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница).

С учетом указанного в Письме характера операции (недостача текущего года денежных средств в кассе учреждения, не возмещенная на отчетную дату) данная сумма выявленной недостачи подлежит отражению по КОСГУ 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» соответственно по строке 5020 раздела 3 Отчета (ф. 0503723).

В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737) раскрытие информации о выявленной недостаче текущего года денежных средств в кассе учреждения, не возмещенной на отчетную дату, осуществляется по статье 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов и соответственно по строке 520 как выбытие денежных средств по внутренним источникам финансирования дефицита средств учреждения и по строке 720 как уменьшение остатков средств учреждения раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчет (ф. 0503737).

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Разъяснения вопросов о проведении возвратов субсидии на иные цели

В связи с поступающими вопросами о проведении возвратов Субсидии на иные цели проведен анализ Инструкции №174н в части соответствующих корреспонденций. Выкладываю таблицу с проводками.

Расчеты по субсидии на иные цели в бюджетном учреждении

Хоз. операция

Дебет

Кредит

Обоснование

Первичный документ

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с соглашениями

5 205 52 561,

5 205 62 561

5 401 40 152,

5 401 40 162

Пункт 93 Инструкции N 174н

Соглашение с учредителем на выделение субсидии

Признаны доходы будущих периодов в текущем периоде по отчету об исполнении субсидии на иные цели

5 401 40 152,

5 401 40 162

5 401 10 152,

5 401 10 162

Пункт 158 абз.4 Инструкции N 174н

Отчет о расходовании субсидии на иные цели

Поступление субсидии на иные цели на лицевой счет

5 201 11 510 1

5 205 52 661,

5 205 62 661

Пункт 94 Инструкции N 174н

Выписка с л/с

Начислена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей

5 401 40 152,

5 401 40 162

5 303 05 731

Пункт 158 абз.8 Инструкции N 174н

Отчет о расходовании субсидии на иные цели

Возвращен остаток неиспользованных средств субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей

5 303 05 831

5 201 11 610 1

Пункт 133 Инструкции N 174н

Выписка с л/с

На счет корректировки остатков на начало года по доходам будущих периодов (счет 40140) и сальдо счета 205 — однозначного ответа нет, так как до сих пор Минфин РФ не выпустил письмо о первом применении СГС «Доходы».

Кроме того, Минфин РФ оставил в п.158 Инструкции №174н проводку: «Начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидий отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 040110100 «Доходы текущего финансового года» 040140100 «Доходы будущих периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам»,» — это явно для случаев расчетов по текущей субсидии в текущем году, когда счета 40140 и 30305 можно не использовать.

>ОСТАТКИ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

ОСТАТКИ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться учредителем субсидии на капитальные вложения, а также субсидии на иные цели. Остатки целевых субсидий, образовавшиеся на конец года, нужно возвращать в бюджет или предоставлять учредителю и в орган Федерального казначейства сведения, подтверждающие потребность в данном остатке.

Субсидии на капитальные вложения и на иные цели

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Цели выделения данных субсидий определяются учредителями.
Наиболее распространенными направлениями, на которые выделяются целевые субсидии согласно приказам различных ведомств, являются:

капитальный ремонт, реконструкция, реставрация, консервация объектов основных средств;
природоохранные мероприятия;
стипендиальное обеспечение;
компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера;
выплаты спортсменам-призерам соревнований и тренерам команд;
выплаты академикам;
приобретение дорогостоящего оборудования и др.

Предоставление субсидий на иные цели осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми учредителями и бюджетными или автономными учреждениями по типовой форме.
В соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение недвижимости в государственную (муниципальную) собственность (субсидии на капитальные вложения) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
Субсидии на капитальные вложения также предоставляются на основании соглашения.
Соглашение о выделении указанной субсидии должно содержать, в том числе:

обязанность автономного учреждения открыть лицевой счет для учета операций с субсидиями в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ или финансовом органе муниципального образования;
порядок возврата бюджетным или автономным учреждением средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего ее, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии.

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, предоставленных бюджетным учреждениям, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Указанные остатки могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений). Для автономных учреждений предусмотрены те же правила в случае осуществления операций с иными субсидиями на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) или финансовых органах (части 3.17, 3.18 ст.

Возврат целевых субсидий

Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Рассмотрим, в каких случаях целевые субсидии подлежат возврату в бюджет и как отразить в бухгалтерском учете операции по возврату.

Согласно Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях:

  • выплаты стипендий;

  • выплаты вознаграждения (премий) российским спортсменам по итогам выступлений на международных соревнованиях;

  • осуществления мероприятий по ремонту (капитальному ремонту) объектов движимого (недвижимого) имущества;

  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании учреждений спорта;

  • приобретения особо ценного движимого имущества;

  • содержания имущества; и др.

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением в соответствии с типовой формой (типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н).

Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Возврат целевой субсидии при отсутствии потребности в ней

Согласно п. 9 Порядка № 59 не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению (возврату) в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н (далее – Порядок № 82н). Вместе с тем такие остатки могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

Если учреждение планирует использовать в текущем году остатки целевой субсидии, образовавшиеся на начало года, оно должно представить не позднее 20 мая (или первого рабочего дня, следующего за указанной датой) в территориальный ОФК сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ год (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств (п. 3 Порядка № 82н).

Обратите внимание: срок представления сведений (ф. 0501016) сокращен. В прошлом году такие сведения представлялись до 1 июля.

При непредставлении сведений (ф. 0501016) в обозначенный срок территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года (или первого рабочего дня, следующего за названной датой) осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий в доход федерального бюджета (п. 3 Порядка № 82н).

При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям № 65н, письмам Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-05-11/25399, от 14.01.2016 № 02-01-09/787 суммы возврата в бюджет средств в объеме остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено, подлежат отражению в 2017 году по статье 180 «Прочие доходы», а в 2018 году – по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

В силу п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели».

Операции по возврату в бюджет остатков целевых субсидий при неподтверждении потребности в таких остатках в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений спорта будут отражены следующими проводками (п. 93, 94, 133 Инструкции № 174н, п. 96, 97, 161 Инструкции № 183н):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий

11000000000000180
5 205 81 560*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 205 81 000*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

Уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток не перечислялся в бюджет)

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000180
5 205 81 660*

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000180
5 205 81 000*

Поступление средств из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

11000000000000000
5 201 11 510

11000000000000180
5 205 81 660*

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000*

* Обратите внимание: в связи с введением дополнительной детализации по кодам КОСГУ (введением кода 183 для отражения целевых субсидий) будут пересматриваться и аналитические счета для отражения расчетов по целевым субсидиям. В частности, планируется ввести счет 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели». Соответствующие новшества содержатся в проектах приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н. С принятием таких изменений для отражения операций по возврату целевых субсидий вместо счета 5 205 81 000 будет необходимо применять счет 5 205 83 000.

Пример 1.

На основании соглашения, заключенного с учредителем, бюджетному учреждению в 2017 году была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт спортивной площадки. Сумма субсидии составила 500 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком. Аванс по контракту – 150 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 450 000 руб., что отражено в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале 2018 года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии – 50 000 руб. Учредителем подтверждена потребность в названных средствах и принято решение об использовании остатка субсидии в 2018 году в целях оплаты завершающих ремонтных работ. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

2017 год

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 510

11000000000000180
5 205 81 660

500 000

Забалансовый счет 17 (КОСГУ 180)

Перечислен аванс подрядчику

11000000000000243
5 206 25 560

11000000000000000
5 201 11 610

150 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

Начислены расходы на капитальный ремонт на основании подписанных актов выполненных работ

11000000000000243
5 401 20 225

11000000000000243
5 302 25 730

450 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

11000000000000243
5 302 25 830

11000000000000243
5 206 25 560

150 000

Произведен расчет с подрядчиком за выполненные этапы работ
(450 000 — 150 000) руб.

11000000000000243
5 302 25 830

11000000000000000
5 201 11 610

300 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной на конец года целевой субсидии

11000000000000180
5 205 81 560

11000000000000180
5 303 05 730

50 000

2018 год

Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка субсидии при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000180
5 205 81 660*

50 000

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 нужно будет применять счет 5 205 83 000.

Пример 2.

Академии физической культуры и спорта (автономное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в 2017 году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 270 000 руб. Согласно отчету сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 262 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 8 000 руб. учреждение самостоятельно возвратило в бюджет в конце 2017 года.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000

270 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 180)

Начислены расходы на выплату стипендий

11000000000000340
5 401 20 296

11000000000000340
5 302 91 000

262 000

Перечислены стипендии на банковские карты получателей (студентов)

11000000000000340
5 302 91 000

11000000000000000
5 201 11 000

262 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 296)

Начислен доход по предоставленной целевой субсидии в сумме расходов, подтвержденных отчетом

11000000000000180
5 205 81 000

11000000000000180
5 401 10 180

262 000

Отражена задолженность по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии

11000000000000180
5 205 81 000

11000000000000180
5 303 05 000

8 000

Перечислены остатки субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

8 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что в 2018 году учредителем подтверждена потребность в остатках неиспользованной субсидии. Данные остатки будут направлены на выплату стипендий в 2018 году.

Поскольку в описанном случае изначально остатки неиспользованной субсидии были перечислены в конце в 2017 года в бюджет, поступление таких средств на счет учреждения в 2018 году отразится следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000*

8 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

Возврат целевой субсидии при выявлении нарушений в ее использовании

Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.

Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.

Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).

Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

* Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.

Пример 4.

В 2018 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.

В бухгалтерском учете учреждения операции по возврату средств будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 660*

100 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

Начислена задолженность в сумме выявленных к возврату в бюджет денежных средств по результатам финансового контроля

11000000000000180
5 401 10 183

11000000000000180
5 303 05 730

7 000

Возращены средства субсидии в бюджет

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

7 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

Как правило, нецелевое использование субсидий выявляется проверяющими по итогам полного расходования такой субсидии. Возникает вопрос: за счет каких средств возвращать в бюджет средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в данной ситуации?

Отсутствие средств субсидии не отменяет обязанность учреждения по возврату в бюджет части субсидии, использованной не по целевому назначению. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 15.12.2017 № 02-07-10/84803, для возврата учреждения могут привлечь средства, полученные от приносящей доход деятельности. В том же письме приведены проводки по отражению возврата средств субсидии в случае выявления их нецелевого использования. Рассмотрим эти проводки на примере.

Пример 5.

Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что целевая субсидия на момент проверки была израсходована полностью. В связи с этим для возврата нецелевых средств были привлечены собственные доходы учреждения.

С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ № 02-07-10/84803, операции по возврату отражаются следующими проводками:

Возврат остатков целевых субсидий прошлых лет

Порядок определения объема и условия предоставления целевой субсидий устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 78.1 БК РФ).

Как правило, в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок и условия предоставления целевой субсидии, указана необходимость возврата неиспользованных остатков субсидии в бюджет. Порядок отражения данных операций рассмотрим в данной статье.

Бухгалтерский учет

Руководствуясь Указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, доходы от поступления средств целевой субсидии отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Операции по возврату остатков целевых субсидий, предоставленных в прошлом финансовом году, были рассмотрены специалистами Минфина России в письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

В соответствии с данным письмом операции по начислению задолженности по возврату остатков целевых субсидий, а также отражение перечисления данных средств в бюджет, отражается в корреспонденции со счетом 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» следующими бухгалтерскими записями:

  • Дебет 5(6).205.81.560 Кредит 5(6).303.05.730 — начисление задолженности по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет в доход бюджета;
  • Дебет 5(6).303.05.830 Кредит 5(6).201.11.610 — перечисление остатков целевых субсидий прошлых лет в доход бюджета.

Таким образом, для отражения операций по возврату остатка целевых субсидий учреждению следует в первую очередь отразить начисление задолженности по возврату данных средств в доход бюджета, а затем перечислить остаток в бюджет.

Какой классификационный признак счета использовать?

При выборе аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий необходимо руководствоваться Приложением 2 «Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета» к Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Так, согласно данному приложению к счету 030305000 в части платежей по доходам используется аналитический код доходов бюджетов (КДБ).

Поэтому, при начислении задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет, а также при перечислении данных средств к счету 030305000 применяется КПС вида КДБ.

Применение забалансовых счетов

Отдельно необходимо отметить порядок применения забалансовых счетов в данном случае. Данный порядок отличается от рядовых операций по отражению возврата ранее полученных доходов.

Согласно п.п. 365, 367 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для отражения возврата остатков неиспользованных субсидий применяется забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств», открытый к счету 020100000 «Денежные средства учреждения».

Следовательно, для отражения операций по возврату целевой субсидии, предоставленной в прошлом периоде, необходимо использовать забалансовый счет 18 (180 КОСГУ).

Отражение операций по возврату целевых субсидий в отчете ф.0503737

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – Отчет ф. 0503737) формируется в соответствии с Инструкцией, утв. .

Согласно п. 44 Инструкции № 33н при заполнении Отчета ф. 0503737 суммы возвратов остатков целевых субсидий прошлых лет отражаются в строке 592 раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» со знаком «минус».

Также данные по возвратам остатков целевых субсидии прошлых лет, указанные в строке 592, отражаются по строке 910 раздела 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета ф. 0503737 (п. 44.1 Инструкции № 33н).

Таким образом, при заполнении Отчета ф. 0503737 сведения о перечисленных в бюджет остатках целевых субсидий прошлых лет отражаются в строке 592 раздела 3 со знаком «минус», а также в строке 910 раздела 4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *