Валютный контроль кто осуществляет

Содержание

Валютный контроль экспортных операций – механизм

Валютный контроль: правовые основы

Валютный контроль за экспортными операциями: объект и субъект контроля

Механизм валютного контроля за экспортными операциями

Паспорт сделки при экспорте товаров: краткое содержание

Паспорт сделки: порядок оформления

Проверка паспорта сделки таможенными органами

Ответственность за нарушение законодательства при экспорте товаров

Валютный контроль: правовые основы

Под валютным контролем в широком смысле понимается осуществление уполномоченными государством субъектами (органами и агентами) специальных функций по установлению соответствия валютных операций требованиям нормативных правовых актов (далее — НПА), в том числе проверке достаточности и объективности учета и отчетности, фиксирующих данные операции.

Различают следующие виды валютного контроля в зависимости от направления перемещения товаров и валютных ценностей:

  • контроль за экспортной деятельностью (вывозом товаров за пределы Российской Федерации), который и является предметом данной статьи;
  • контроль за импортной деятельностью.

Также существует валютный контроль в неторговом обороте, о нюансах осуществления которого можно узнать из статьи Валютный контроль — регулирование в неторговом обороте.

Правовые основы порядка проведения валютного контроля устанавливаются следующими НПА:

  • законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173);
  • инструкцией Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И), которая с 01.03.2018 уступает место Инструкции БР от 16.08.2017 № 181-И (далее – инструкция № 181-И);
  • законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в рамках таможенного оформления экспортных товаров);
  • Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

Для получения более подробной информации о правовых основах валютного контроля рекомендуем ознакомиться со следующей статьей на нашем сайте: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Валютный контроль за экспортными операциями: объект и субъект контроля

Объектами валютного контроля экспортных операций являются поступление валютной выручки от вывоза товаров за пределы РФ и осуществление расчетов между следующими лицами:

  • резидентами РФ, к которым относят юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (далее — резидент, экспортер) (п. 1.6 инструкции № 138-И);
  • нерезидентами РФ (в понятии, предусмотренном п. 1 ст. 1 закона № 173).

Осуществляется валютный контроль следующими субъектами:

  • Правительством РФ;
  • органами валютного контроля, которые включают Центральный банк РФ, налоговые (Федеральная налоговая служба РФ) и таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ, далее — ФТС РФ);
  • агентами валютного контроля, в число которых входят банки, обладающие лицензией на проведение валютных операций (уполномоченные банки, далее — УБ) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Подробнее о субъектах валютного контроля можно узнать из другой нашей статьи: Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями

При совершении операций по вывозу товаров за пределы РФ реализуются следующие этапы валютного контроля:

  1. Постановка на расчетное обслуживание в УБ. Оформление паспорта сделки (далее — ПС), если сумма обязательств по договору составляет более 50 000 долларов США (п. 5.2 инструкции № 138-И), постановка внешнеэкономического контракта на учет при сумме обязательств 3 и более млн. рублей по кредитным и импортным контрактам, 6 и более млн. по экспортным контрактам (п. 4.2 инструкции № 181-И).
  2. Таможенная регистрация экспортных товаров. Заполнение декларации (при необходимости) и представление экспортером ПС (при его наличии) в ФТС РФ. Проверка полноты и достоверности указанной в них информации. Составление учетной карточки таможенно-банковского контроля.
  3. Направление в УБ сведений об исполнении обязательств по договору (отгрузке товаров) путем представления в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в пределах 15 рабочих дней после месяца,
  4. Контроль УБ за поступлением платежей на счет экспортера и последующее уведомление ФТС РФ об их получении.
  5. Окончательная проверка УБ информации о поступлении валютной выручки от экспорта товаров. Закрытие ПС/снятие контракта с обслуживания на основании заявления экспортера или самостоятельно банком (в установленных НПА случаях).

До 01.03.2018 резидент также обязан представить в УБ справку о валютных операциях при зачислении:

  • на счет валюты РФ — в пределах 15 рабочих дней после даты ее зачисления;
  • иностранной валюты на счет резидента, открытый в банке за пределами РФ, — в пределах 30 рабочих дней (пп. 3.8 и 3.11 инструкции № 138-И).

Подробнее о том, как оформить справку о валютных операциях, рассказывается в статье Справка о валютных операциях в 2017-2018 годах — образец. С 01.03.2018 единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов станет справка о подтверждающих документах.

Паспорт сделки при экспорте товаров: краткое содержание

Паспорт сделки представляет собой документ, охватывающий сведения из договора об экспорте товаров за пределы РФ, необходимые для осуществления валютного контроля.

В ПС указываются следующие сведения:

  • его номер и дата составления;
  • информация об экспортере;
  • информация о нерезиденте (иностранном контрагенте);
  • общая информация о договоре (его дата и номер, сумма сделки, валюта цены сделки, сроки исполнения обязательств сторон);
  • информация об УБ, где составляется ПС;
  • информация о переоформлении ПС;
  • информация об основаниях для закрытия ПС.

Порядок заполнения (наряду с порядком изменения и закрытия) ПС подробно описан в инструкции № 138-И.

Из статьи Расшифровка структуры номера паспорта сделки можно узнать более подробную информацию об указанных реквизитах.

ВАЖНО! с 01.03.2018 паспорт сделки больше не оформляется, ему на смену идет постановка внешнеэкономических контрактов на учет в уполномоченном банке.

Паспорт сделки: порядок оформления

В целях оформления паспорта сделки экспортеру необходимо представить в банк, где у него имеется валютный счет и куда должен поступить платеж от экспорта, оригинал или заверенную копию договора (его проекта), заполненную форму ПС и иные документы, которые содержат сведения, указанные в ПС. Из статьи Паспорт сделки при валютном контроле — образец можно узнать все нюансы подготовки данного документа и скачать образец ПС.

ВАЖНО! Подписанный резидентом ПС должен быть оформлен в УБ не позднее даты подачи таможенной декларации на экспортируемые товары или справки о подтверждающих документах, если декларирование не требуется (п. 6.5 инструкции № 138-И).

После получения документов сотрудник УБ проверяет соответствие информации в ПС положениям договора и подписи на ПС подписи в карточке образцов подписей лиц, которые обладают правом подписи по счету экспортера, и по результатам проверки подписывает несколько экземпляров ПС. Сроки проверки составляют не более 3 рабочих дней или 10 рабочих дней (если расчеты будут происходить через счет экспортера в банке-нерезиденте).

ВАЖНО! При выявлении несоответствия данных, указанных в ПС, сведениям в договоре или иных документах, некорректном заполнении ПС, а также непредставлении необходимых сведений или документов УБ может не принять экспортера на расчетное обслуживание.

Один экземпляр ПС передается экспортеру (вместе с договором), другой вкладывается в досье валютного контроля, порядок формирования которого указан в гл. 19 инструкции № 138-И.

Подписание ПС свидетельствует о принятии:

  • УБ договора на расчетное обслуживание и осуществлении им функций по контролю за получением на счет валютной выручки от экспорта товаров;
  • экспортером на себя ответственности за корректность указанной в ПС информации условиям договора, а также за своевременное и полное получение платежа за экспорт товара.

Проверка паспорта сделки таможенными органами

При экспорте товаров резиденту необходимо обратиться в ФТС РФ в целях их таможенного оформления. При этом наряду с другими документами, требуемыми законодательством (ст. 159 и 163 Таможенного кодекса Таможенного союза), экспортеру необходимо представить на проверку копию выданного УБ экземпляра ПС (при его наличии) и копию грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) на товары.

При условии соответствия информации в ПС, ГТД и других представленных документах, а также сходства оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, сотрудник ФТС РФ ставит на ПС свою подпись.

На основании информации, указанной в ГТД, оформляется учетная карточка таможенно-банковского контроля со сведениями об экспортируемом товаре и поступлениях выручки. Данная карточка является основанием для последующего составления реестра ожидаемого поступления на счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров.

ВАЖНО! Если в договор вносятся какие-либо изменения и/или дополнения, касающиеся указанной в ПС информации, экспортер обязан представить в ФТС РФ копию переоформленного ПС.

Ответственность за нарушение валютного законодательства при экспорте товаров

В случаях нарушения резидентом предусмотренных законом правил валютного контроля при экспорте операций данное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях резидент будет обязан уплатить штраф в пределах установленных законом сумм при совершении следующих противоправных действий:

  • проведении противоправных валютных операций;
  • нарушении экспортером обязанности по своевременному получению на счет в УБ платежа за экспортируемые товары;
  • нарушении предусмотренного порядка составления форм учета и отчетности по проведенным операциям, оформления паспортов сделок, нарушении сроков хранения документов по проведенным операциям;
  • повторном совершении вышеперечисленных действий.

Кроме того, за недекларирование или несоответствующее действительным данным декларирование наличных сумм и (или) денежных инструментов, которые переводятся через границу Таможенного союза, при условии их обязательного письменного декларирования гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа от ½ до 2-кратной скрытой от закона суммы либо конфискации предмета нарушения (ст. 16.4 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, механизм валютного контроля экспортных операций состоит из нескольких последовательных этапов, при прохождении которых резидент взаимодействует с банками и Федеральной таможенной службой. С 01.03.2018 года на смену паспорту сделки приходит учет внешнеэкономических контрактов УБ, а справка о подтверждающих документах становится единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов.

Валютный контроль при экспорте

Сделки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, стоят на особом контроле государства — за их проведением следят и налоговые, и таможенные органы, а также Центробанк и уполномоченные агенты. Чтобы не потерять времени и не попасть на штрафы, необходимо строго соблюдать основные положения законодательных актов, в частности «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Согласно законодательству РФ, участники ВЭД при продаже товаров или услуг за границу, обязаны:

  • обеспечивать своевременное зачисление дохода, полученного в ходе экспортных операций, на рублевые или валютные счета на территории РФ;
  • контролировать соблюдение сроков подачи документов по основным контрактам для осуществления валютного контроля;
  • регулярно предоставлять отчетность в контролирующие органы о проведенных сделках.

При этом процедура валютного контроля для экспортеров выглядит следующим образом:

  • оформляется декларация на совокупность товаров — на этом этапе за ВК отвечает таможенная служба;
  • после поступления оплаты за товар в течение 15 дней предоставляется справка о подтверждающих документах;
  • банк осуществляет контроль и проверку средств, поступивших от иностранного партнера.

До 1 марта 2018 года для сделок, превышающих размер в $50 000, требовалось оформлять паспорт сделки. Процедура считалась довольно сложной и часто вызывала критику со стороны экспертов. Сегодня для экспорта товаров ПС уже не нужен. Вместо этого банк самостоятельно регистрирует договор (с присвоением уникального номера), если сумма сделки составляет более 6 миллионов рублей.

Рублевый эквивалент рассчитывается исходя из текущего курса ЦБ на день обращения в банк.

Как поставить контракт на учет в уполномоченном банке

Законом предусматривается, что практически все действия по постановке на учет договоров выполняет сам банк. От экспортера требуется представить сам контракт, по которому осуществляется продажа за рубеж товаров или услуг, а также подтверждающую документацию.

Для экспортеров предусмотрена возможность отсрочки представления контракта: сначала можно подать сведения о будущей сделке, заполнив специальную форму, полученную от сотрудников банка, а затем в 15-дневный срок предъявить и сам контракт.

Как только все документы окажутся в руках банкиров, договор ставится на учет, ему присваивается номер. По срокам это занимает не более одного дня. Столько же времени по закону отводится банку для того, чтобы сообщить учетный номер компании-экспортеру.

Раньше процедура была более длительной: до трех дней банк оформлял паспорт сделки, потом еще два дня давалось на отправку документов резиденту. Сейчас весь процесс не только упростили, но и ускорили.

Итак, чтобы поставить на учет договор или контракт, в банк представляют сам документ, а при невозможности — заверенную выписку из него. В последнем случае необходимо убедиться, что выписка содержит всю информацию, необходимую для осуществления валютного контроля:

  • вид экспортного контракта и его реквизиты;
  • наименование валюты;
  • сумма контракта;
  • сроки внесения денег на расчетный счет;
  • реквизиты иностранного партнера.

Подтверждающие документы, представляемые вместе с контрактом, определяются каждым конкретным случаем. Чаще всего, банку необходимы:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, подтверждающие факт отгрузки товара или полного выполнения услуг;
  • заверенный перевод документов, если они составлены не на русском языке.

Последние правки к закону не предусматривают объективных причин, по которым банковское учреждение может отказать экспортеру в регистрации контракта. Если все документы представлены вовремя (и составлены правильно), банк обязательно зарегистрирует контракт с оформлением соответствующей ведомости.

Требования к документам

Все официальные бумаги, представляемые в банк, должны быть с действующими сроками. Допускается заменять оригиналы документов копиями, если они заверены подписью ответственного лица и печатью компании.

Обратите внимание! Заверить придется каждую страницу, после чего документы прошивают и еще раз заверяют на последнем листе.

Если используются типовые формы (инвойсы, акты, CMR) на иностранном языке, то переводить каждый такой документ не нужно — достаточно перевести один образец и отправить в банк.

Для того чтобы банк мог сверять подписи на документах, необходимо предоставить сотрудникам учреждения карточку подписей с образцами росчерков всех должностных лиц, а также печатей организации.

Как избежать рисков

Необходимость валютного контроля обусловлена несколькими причинами. В частности, государство пытается таким образом пресечь фиктивные ВЭД-контракты, целью которых является вывод денег за границу без осуществления поставок реального товара.

По закону вся валютная выручка должна быть возвращена в Россию на счета банков, зарегистрированных на территории нашей страны. Штраф за нарушение сроков репатриации (или и вовсе за невозврат денег «на родину») прописан в ст. 15.25 КоАПП. Если сумма контракта превышает 9 миллионов рублей, то в дело вступает и УК РФ — в зависимости от тяжести правонарушения суд может назначить крупный штраф, принудительные работы или даже тюремное заключение.

Агентами валютного контроля при экспортных сделках выступают таможенная и налоговая службы, а также уполномоченный банк. Все они могут заявить о нарушении закона, если отметят наличие оснований для подозрений в незаконной финансовой деятельности.

Избежать штрафов легко — достаточно правильно оформлять документы и не нарушать сроки их представления. Еще один важный момент — соблюдение сроков поступления денег, предусмотренных контрактом. Штраф начисляется, даже если задержка произошла по вине зарубежного контрагента. Если такое произошло, эксперты рекомендуют составить и отправить партнеру претензию — в дальнейшем она станет доказательством невиновности экспортера.

После этого есть два варианта:

  • получение письменных объяснений от иностранного покупателя с указанием новых сроков отправки денег на счет — в этом случае заключается дополнительное соглашение, о чем незамедлительно информируется банк;
  • если покупатель отказывается платить деньги или вовсе не выходит на связь, следует обратиться в суд — и снова уведомить об этом банковское учреждение.

Эти действия позволят избежать штрафа, сумма которого на сегодняшний день может доходить до однократной стоимости всего контракта.

Важно! Пока идет судебное разбирательство, штрафы начисляться не могут.

Валютный контроль при экспорте товаров

Если вы стали участником внешнеэкономической деятельности для реализации товаров, услуг на экспорт, будьте готовы отчитаться за выручку в финансовой организации, где открыт счет.

Разберемся, в чем заключается валютный контроль (ВК) при экспортных операциях, какие документы требует предоставлять уполномоченный банк.

Валютный контроль при экспорте отдельных групп товаров и услуг

При продаже товаров или оказании услуг иностранным компаниям, участники ВЭД законодательно обязаны:

  • контролировать зачисление экспортной выручки в валюте или рублях;
  • мониторить сроки предоставления сведений для валютного контроля по контрактам ВЭД;
  • оформлять и предоставлять отчетную документацию в уполномоченный банк.

Порядок экспортного валютного контроля:

  1. Экспортные контракты, сумма которых превышает 6 млн руб., необходимо ставить на учет в обслуживающем банке (ранее на такие договоры оформлялся паспорт сделки). Если сумма всех расчетов по внешнеэкономическому контракту меньше, регистрировать договор не нужно.
  2. Оформление декларации на товар при вывозе, валютный контроль со стороны таможенных органов.
  3. Предоставление СПД (справки о подтверждающих документах) в течение 15 дней по исполнении договорных обязательств и зачислении на счет денежных средств.
  4. Контроль банком поступлений на расчетный счет экспортера.
  5. Снятие с учета договора ВЭД по заявлению контрактодержателя.

Банковские организации, обслуживающие участников экспортно-импортной деятельности, предлагают отдельный пакет услуг, который включает: закрепление за клиентом персонального менеджера, электронный документооборот, помощь в оформлении документов, обучающие лекции для сотрудников.

открыть счёт в Тинькофф Банке

Документы для валютного контроля при экспорте

Полный список документов, подтверждающих законность поступления валютной выручки на расчетный счет компании-экспортера, приведен в ФЗ №173 (статья 23).

При контроле уполномоченный агент запрашивает:

  • документацию, подтверждающую проведение операции по контракту: договор, спецификации, дополнительные соглашения, транспортные накладные, декларации на товар;
  • СВО по форме банка (сведения о валютных операциях) согласно инструкции №181-И от Банка России. Обязательно указывается: уникальный номер контракта, код вида операции в иностранной валюте, сроки репатриации инвалюты или рублей.

Валютный контроль за экспортом товаров

Используйте пошаговые руководства:

  • Excel для финансового директора
  • Управленческий учет в вашей компании
  • Подведение итогов полугодия

Для начала отметим, что контроль за экспортными операциями (валютный контроль) осуществляют органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Органы валютного контроля — это Банк России, ГТК России, МНС России и Минфин России.

Агенты валютного контроля — это банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки). Они осуществляют валютный контроль на протяжении всего времени экспортной операции, а также являются источниками информации для органов валютного контроля.

Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере валютного контроля и осуществляет надзор за соблюдением валютного законодательства РФ. МНС России контролирует экспортные операции в части налогообложения.

В нашей статье речь пойдет о валютном контроле со стороны Банка России, ГТК России, а также уполномоченных банков, поскольку именно эти организации являются основными контролерами за экспортом товаров.

Из схемы видно, что уполномоченный банк — это именно тот контролирующий орган, который сопровождает вашу сделку от оформления документов до продажи валютной выручки: согласно нашей схеме на шести этапах валютного контроля вас проверяет уполномоченный банк.

Представление контракта (договора) в уполномоченный банк (пункт 1 схемы)

Первое, что вы должны сделать — подать оригинал и копию контракта1, а также копию разрешения Банка России на предоставление отсрочки платежа иностранной стороне на срок, превышающий 90 дней (если это предусмотрено контрактом).

Разрешения Банка России не требуется, если сделка предусматривает экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации (п. 2 ст. 6 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон о валютном регулировании).

Обращаем ваше внимание на то, что из-за неправильно оформленных или не содержащих все необходимые сведения контрактов может возникнуть много проблем2.

Следует помнить, что главным документом при составлении контракта является Закон о валютном регулировании, а также нормативные документы, принятые в соответствии с ним3.

Если контракт не соответствует требованиям валютного законодательства, уполномоченный банк вернет его вам. Однако, даже если банк принял контракт, вы можете стать «объектом повышенного внимания» со стороны проверяющих органов. Уполномоченный банк сообщает о сделке в Банк России, если4:

  1. В договоре не предусмотрены штрафные санкции за несоблюдение сроков платежей контрагентами-нерезидентами.
  2. В контракте не предусмотрено обеспечение контрагентами-нерезидентами исполнение своих обязательств (например предоплата, аккредитив, залог и др.).
  3. Товары отправляются нерезиденту, зарегистрированному в офшорной зоне или на территории, предоставляющей льготный налоговый режим.
  4. Получателем товаров является нерезидент, не фигурирующий в контракте.
  5. Договор заключен от имени резидента — юридического лица, зарегистрированного менее трех месяцев назад.

Если ваш контракт оформлен правильно и принят банком, то следующий шаг — заполнение основного документа валютного контроля паспорта сделки (ПС).

Оформление паспорта сделки (пункт 2 схемы)

В уполномоченном банке вы получаете форму ПС и заполняете ее в двух экземплярах5. После этого сотрудник банка, имеющий право подписывать ПС, проверяет, правильно ли заполнен ПС, соответствуют ли сведения, представленные в ПС, тексту контракта и требованиям валютного законодательства.

Если ПС оформлен правильно, сотрудник банка подписывает его, и с этого момента уполномоченный банк принимает контракт на расчетное обслуживание (то есть через этот банк будут осуществляться все расчеты по вашему контракту).

Если ПС уже подписан, а вам необходимо внести в контракт какие-либо изменения, следует заполнить дополнительный лист к ПС, в котором и отражаются все соответствующие изменения. Дополнительный лист составляется по форме ПС, но в нем заменяются лишь те строки, информация по которым уточняется.

Представление документов на таможню (пункт 3 схемы)

Для таможенного контроля необходимо представить целый пакет документов.

В целях валютного контроля таможенников интересуют только два документа: копия паспорта сделки, заверенная вашей организацией (на практике встречаются случаи, когда таможенники требуют заверения ПС уполномоченным банком), и грузовая таможенная декларация (ГТД) (вы должны оформить ее сами на специальном бланке).

Какие сделки таможенники относят к группе риска

При проверке документов таможенники могут отнести внешнеэкономическую сделку к группе риска6 по следующим основаниям:

  1. товары вывозят по контрактам:
    • отличным от договоров купли-продажи (например по бартеру, лизингу);
    • в которых отсутствуют существенные условия сделки (например не указан предмет договора, отсутствует перечень товаров с указанием количества, цены за единицу каждого товара и т. п.);
  2. стороны внешнеторговой сделки являются взаимозависимыми лицами;
  3. одна из сторон внешнеторговой сделки:
    • зарегистрирована в офшорной зоне;
    • в соответствии с контрактом имеет особый статус (например является дилером или дистрибьютором другой стороны по сделке);
  4. участниками внешнеторговой сделки являются лица, имеющие (в соответствии с правовыми актами ГТК России) признаки «фирм- однодневок»7;
  5. оплата за товар предусмотрена контрактом в рублях, в валюте государств — участников СНГ, клиринговыми валютами8, ценными бумагами;
  6. согласно контракту платежи осуществляются через банки, расположенные в офшорных зонах.

Перевод ПС в другой уполномоченный банк

Следует обратить внимание на то, что у вас может возникнуть необходимость перевода ПС в другой уполномоченный банк. Это происходит в том случае, когда банк не в состоянии осуществлять ваше расчетное обслуживание и выполнять другие свои обязательства. Кроме того, Банк России информирует ГТК России об уполномоченных банках: обанкротившихся, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии. Таможенные органы не разрешают экспорт товаров, оформленных с представлением паспорта такого банка. Если вы попали в подобную ситуацию, контракт необходимо перевести в другой уполномоченный банк. Для этого нужно обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту регистрации уполномоченного банка с письменным заявлением9. Вместе с заявлением вы должны представить копию паспорта сделки по переводимому контракту, а также документ от уполномоченного банка, подтверждающий всю информацию, которую вы указали в заявлении.

Банк России должен выдать разрешение на перевод ПС в другой уполномоченный банк в течение двух рабочих дней, следующих после даты получения банком всех необходимых документов (п. 4 Указания Банка России № 377-У).

Проверка сведений, указанных в ПС

На этом этапе вас ожидает еще одна проверка: проверка соответствия данных, содержащихся в представленной вами ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, а также условиям контракта и информации из других имеющихся в распоряжении таможенников документов.

Если таможенники находят расхождения в содержании документов либо несоответствие подписей или печатей имеющимся образцам, они обязаны приостановить выпуск экспортируемых товаров с территории РФ.

Если с документами все в порядке, должностное лицо таможенного органа подписывает ксерокопию ПС и заверяет ее своей личной номерной печатью. Эта копия ПС вместе с электронной копией ГТД остается в архиве таможни.

После завершения таможенного оформления товаров вы должны сделать ксерокопию с третьего листа ГТД (вашего экземпляра). Копия ГТД также заверяется личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа, после чего будет возвращена вам.

Составление учетных карточек

ГТК России на основании данных из ГТД составляет учетные карточки таможенно-банковского валютного контроля. С помощью этих карточек и осуществляется контроль за поступлением валютной выручки от экспорта. Эти документы группируют в реестры последовательно, по датам ожидаемого поступления валюты на транзитные счета экспортеров (например 20 августа, 22 августа, 25 августа и т. п.).

Затем ГТК России по каналам специальной связи направляет реестры в уполномоченный банк. Срок передачи информации — 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров с территории РФ (указана в графе «Д» ГТД).

Какие организации, по мнению таможенников, могут быть отнесены к «фирмам-однодневкам»?

На то, что экспортер может быть «фирмой- однодневкой», указывают следующие признаки (чем больше таких признаков у фирмы-экспортера, тем больше внимания уделяют ей таможенники):

  • незначительный уставный капитал;
  • организационно-правовая форма — ООО;
  • в уставных (регистрационных) документах перечень видов осуществляемой деятельности составлен формально, отсутствует производственная деятельность;
  • учредителем фирмы является одно физическое лицо;
  • регистрационные реквизиты (код ОКПО, ИНН и др.) отсутствуют либо принадлежат другим юридическим лицам;
  • сведения о руководителях в базе данных регистрационной палаты отличаются от сведений в базе данных участников ВЭД (в ГТК России);
  • в адрес фирмы через таможенную границу России перемещаются товары, относящиеся к группе риска (либо очень дорогие товары, либо те, которые пользуются повышенным спросом у населения и т. п.);
  • сумма контракта, заключенного фирмой, намного превышает ее уставный капитал;
  • в контракте не указаны наименование товара, его количество, цена и другие необходимые реквизиты. Другими словами, эти данные указаны только в спецификациях, которые являются дополнениями к контракту. В случае необходимости одну спецификацию легко заменить на другую;
  • операции по счетам экспортера не осуществляются, или на счетах находятся незначительные суммы денежных средств;
  • при таможенном оформлении используются не оригиналы, а факсимильные копии документов, имеющих значение для таможенных целей (договоров о купле-продаже товаров, изменений и дополнений к ним, документов об изменении реквизитов получателей товаров и др.);
  • интересы фирмы в таможенных органах представляют физические лица, действующие по доверенности, не являющиеся должностными лицами либо работниками этой организации, заключившими с ней трудовой договор (контракт);
  • фирма не представляет в налоговые органы отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности (таможенники как органы валютного контроля имеют право на выборочные проверки и на запросы в налоговые органы).

Представление документов в уполномоченный банк (пункт 4 схемы)

Оформив товары на таможне и получив разрешение таможенных органов на выпуск товаров через границу России, вы переходите к следующему этапу валютного контроля — снова отправляетесь с документами в уполномоченный банк.

В банк, оформлявший ПС, необходимо принести ксерокопию третьего листа ГТД, которая заверяется личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа. Также допускается представление в банк копии ГТД, заверенной печатью экспортера, вместе с оригинальным экземпляром ГТД, который после проверки возвращается экспортеру. Сделать это нужно в течение 15 календарных дней с даты принятия таможней решения о выпуске товаров (дата указана в графе «Д» ГТД).

Если вы представляете копию ГТД с нарушением указанного срока, уполномоченный банк должен проинформировать об этом Банк России10.

Поскольку информация о том, что вы произвели таможенное оформление, должна поступить не только от вас, но и от ГТК России, банк в любом случае узнает о таможенном оформлении товара. Если же вы не представите эту информацию вовремя, то автоматически станете нарушителем валютного законодательства.

Поступление валютной выручки в уполномоченный банк (пункт 5 схемы)

Усиленный валютный контроль (как со стороны таможни, так и со стороны банка) ведется именно за поступлением валютной выручки. Поэтому, как только валютная выручка зачислена на счет в уполномоченном банке, начинается обмен информацией между банком и таможней.

Напомним о сроках поступления валютной выручки. Оплата иностранным контрагентом экспортируемых товаров может производиться как авансовыми платежами, так и по факту отгрузки. При использовании в качестве валюты платежа иностранной валюты и оплаты по факту отгрузки экспортная выручка на ваш счет должна поступить не позднее 90 календарных дней с момента фактического выпуска товаров11 через границу России, за исключением случая, рассмотренного в пункте 1 нашей схемы (см. с. 41).

В случае если срок все же может быть превышен, вам следует заранее обратиться в Банк России с обоснованием причин превышения срока для получения разрешения на отсрочку платежа. Если вы сделаете это уже после наступления срока, установленного для текущих валютных операций (90 дней), в выдаче разрешения вам будет отказано.

Представление в уполномоченный банк информации, позволяющей идентифицировать платеж (пункт 6 схемы)

При поступлении на ваш банковский счет экспортной выручки вы в течение 7 календарных дней, следующих за датой зачисления выручки, должны представить в банк информацию, позволяющую идентифицировать данный платеж. Следует указать, по какому ПС произведено зачисление, вид платежа (после отгрузки товаров, авансом и пр.), распределение экспортной выручки по ГТД (например при осуществлении нескольких экспортных операций по одному контракту). Уполномоченным банком оформляется также карточка платежа, в которой содержится информация о сумме поступившей выручки и дате ее поступления. После идентификации выручки банк отправляет в таможенные органы учетную карточку с внесенной в нее информацией о факте поступления выручки.

Если экспортная выручка не поступила в срок, таможенные органы направляют в уполномоченный банк запрос о причинах непоступления валютной выручки. Копия запроса для контроля направляется в Банк России. Если в результате обмена информацией подтвердится факт непоступления выручки, то сотрудник таможенного органа обязан оформить протокол о нарушении таможенных правил и официальное представление на бланке с требованием вернуть валютную выручку от экспорта товаров. Это представление вручают вам под расписку. С этого момента вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства12.

Валютный контроль со стороны таможенных органов прекращается только после поступления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.

Продажа валютной выручки (пункт 7 схемы)

Вы обязаны осуществить продажу 50% валютной выручки13.

Валютной выручкой считаются все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени экспортным сделкам.

Для поступления денежных средств в иностранной валюте уполномоченный банк параллельно открывает вам два счета: транзитный валютный (для зачисления иностранной валюты, в том числе не подлежащей обязательной продаже, и проведения других операций) и текущий валютный (для зачисления средств, остающихся после обязательной продажи экспортной выручки).

После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению резидентов на их текущие валютные счета и может использоваться в соответствии с действующим законодательством на любые цели. Поступившие от продажи валютной выручки денежные средства в рублях зачисляются на ваш рублевый счет.

Контроль со стороны уполномоченного банка заканчивается после наступления последней даты, указанной в специальной строке паспорта сделки.

Сколько стоит валютный контроль

На основании пункта 11 Положения № 101-П Банка России уполномоченные банки самостоятельно утверждают размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля. Поэтому о том, сколько стоит данная услуга, вам скажут непосредственно в вашем банке. Но размер такой платы не должен превышать 0,15% от суммы сделки, по которой банк осуществляет валютный контроль14.

Вопрос о том, в какой валюте придется платить за услуги банку, в первую очередь зависит от самой экспортной сделки.

Если экспортным контрактом предусмотрено осуществление расчетов в рублях, то и платить за выполнение банком функций агента валютного контроля вы должны исключительно в рублях. Соответственно, если по условиям сделки расчеты должны производиться в иностранной валюте, платить за выполнение банком функций агента валютного контроля вы можете как в рублях, так и в иностранной валюте.

В заключение обращаем ваше внимание на то, что нужно подготовиться к проверкам на всех этапах экспортных операций. Имейте в виду, что согласно законодательству при выявлении нарушений вы обязаны вернуть государству все, что получили по сделке.
__________________________________________
1 Заверенную лицом, обладающим правом первой подписи по счету экспортера в уполномоченном банке.
3 См. об этом статью «Проверяем внешнеторговый контракт», «Финансовый директор», 2002, № 1, с. 43.
4 Инструкция Банка России № 86-И и ГТК России 01-23/26541 от 13.10.99 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее – Инструкция № 86-И). Положение Банка России № 101-П, ГТК России № 01-23/32005 от 22.12.99 «О применении инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13 октября 1999 года № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно)».
5 Пункт 1.2 Порядка предоставления информации уполномоченными банками о некоторых валютных операциях юридических лиц – ре- зидентов (Указание Банка России от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за право- мерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»).
6 Форма и порядок заполнения паспорта сделки приведены в Инструкции № 86-И.
7 Приказ ГТК России от 08.05.02 № 465 «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».
8 Письмо ГТК России от 01.03.02 № 01-06/8223 «О Порядке взаимодействия таможенных органов при заведении и производстве дел о на- рушении таможенных правил в отношении лиц, совершивших правонарушения при доставке и транзите товаров».
9 Клиринг – это способ расчетов, когда у двух и более компаний существуют взаимные обязательства, то есть организация «А» должна организации «В», а «В» должна «А». Следовательно, требования «А» к «В» и «В» к «А» можно взаимно зачесть. Клиринговая валюта – это валюта, которую стороны договорились использовать для взаимозачетов.
10 Указание Банка России от 07.10.98 № 377-У «О временном порядке перевода контрактов на экспорт товаров из уполномоченного банка, оформившего по данным контрактам паспорта сделок, в другой уполномоченный банк».
11 Инструкция Банка России от 28.06.99 № 83-И «О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и пред- ставления информации в целях выполнения требований Указания Банка России «Об усилении валютного контроля со стороны уполно- моченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» № 500-У от 12 февраля 1999 года».
12 Статья 2 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
13 Об ответственности за невозвращение валютной выручки читайте в статье «Невозвращение валютной выручки», «Финансовый дирек- тор», 2002, № 1, с. 47.
14 Пункт 6 Закона РФ № 3615-1; приказ Банка России от 29.06.92 № 02-104А «Об утверждении Инструкции о порядке обязательной прода- жи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».
15 Пункт 6 Указа Президента РФ от 21.11.95 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

Правовое регулирование валютных операций

Валютные операции регулируются федеральным законом 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» и нормативными актами государственных органов.

Кто контролирует валютные операции?

Основными структурами, осуществляющими валютный контроль, являются органы валютного контроля (ОВК) и агенты валютного контроля (АВК). В ОВК входят Центральный Банк и Правительство Российской Федерации. Агентами внутреннего контроля являются уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, а также брокеры, дилеры и фискальные органы. АВК осуществляют текущий контроль и передают данные в ОВК.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

Валютному регулированию подлежат следующие операции:Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

Требования к сопровождающим документам зависят от размера суммы сделки:

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

За нарушение правил проведения валютных операций законом предусматривается административная ответственность, а в отдельных случаях возможно и уголовное преследование.

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

Для того, чтобы избежать нарушений, штрафов и ненужной потери времени, необходимо прежде всего соблюдать необходимые сроки, правильно оформлять документацию, проводить сделки в соответствии с требованиями валютного контроля и придерживаться следующих основных правил:

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *