Техпд

Расчеты по счетам в ТехПД.

Оплата железнодорожных перевозок грузов обладает еще той особенностью, что производится она не с банковских, а со специальных счетов, открываемых грузоотправителями и грузополучателями в так называемых Технологических центрах обработки перевозочных документов (сокращенно ТехПД) — структурных подразделениях Центров фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) — филиала РЖД (список этих Центров есть на сайте РЖД). ТехПД, не будучи юридическими лицами, организуются и действуют на основании Типового положения о технологическом центре по обработке перевозочных документов, утвержденного приказом Министерства путей сообщения РФ (МПС России) от 22 ноября 1999 года № ЦФТО-702. И хотя про эту особенность не сказано ни слова ни в ГК, ни в УЖТ, с нею сталкиваются повсеместно все желающие отправить груз по железной дороге. Не имея счета в ТехПД, этого сделать практически невозможно, иначе как рассчитавшись наличными или чеками Сберегательного банка РФ через кассы станций, производящих грузовые операции. Правовое регулирование расчетов через ТехПД осуществляется нормами Типового технологического процесса товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов, утвержденного приказом МПС России от 17 ноября 1993 года, и основывается на указании пункта 1 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного приказами Центрального банка РФ и МПС России от 25 марта 1994 года № 82/ЦФ-244. Суть последнего Положения сводится к тому, что само МПС (ныне — Росжслдор), а также железные дороги (РЖД и его филиалы) рассматриваются Центральным банком РФ, по сути, как своеобразные кредитные организации, имеющие право открывать и вести денежные кредитовые счета своих клиентов (грузоотправителей и грузополучателей). Эти организации открывают доходные денежные счета в Центральном банке РФ, его территориальных подразделениях и иных кредитных организациях — на них и поступают средства, вносимые на счета в соответствующих ТехПД их владельцами. Каких-либо процентов за пользование этими средствами РЖД внесшим их лицам не уплачивает.

Таким образом, РЖД и его филиалы в дополнение ко всем тем безобразиям, что уже отмечались нами в текущем изложении, еще и по сути бесплатно кредитуются за счет будущих грузоотправителей. Кредитование это продолжается до тех пор, пока не возникнет необходимость (или обязанность) заплатить за перевозку конкретного груза. Такой платеж может быть осуществлен но инициативе либо самого владельца счета (платежным поручением), либо получателя платежа — РЖД или его филиала — платежным требованием, подлежащим «оплате» без акцепта плательщика, причем даже в том случае, если речь идет об авансовых платежах. Списание средств со счета в ТехПД производит в положении РЖД лишь то изменение, что соответствующая сумма тех денежных средств, что числятся на ее доходном счете, перестает быть обременена требованием владельца счета, открытого в ТехПД. Только с полученным из ТехПД документом (справкой, выпиской) об оплате перевозки грузоотправителю и имеет смысл являться в товарную контору станции для физической сдачи груза к перевозке.

Небольшие разъяснения буквально нескольких — наиболее спорных, по всей видимости — вопросов можно найти в пунктах с 21 по 23 постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”». В частности, Пленум ВАС РФ указал, что правовой режим средств на счетах в ТехПД — в том числе направления их возможного использования (списания) перевозчиком — всецело определяются договором о таком счете. «Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности но такому требованию (что, кстати, тоже является глубоко ошибочным, ибо к такому требованию должна применяться общая трехлетняя, а не специальная годичная давность) должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учине- нии на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой».

Точно так же — соглашением сторон — определяется и порядок прекращения отношений, связанных с расчетами через ТехПД, «в том числе сроки возврата средств». Пунктом 22 Постановления уточняется, что является однозначно незаконным (противоправным) списание железной дорогой денежных средств со счета в ТехПД в оплату перевозок и для целей осуществления расчетов по иным требованиям с истекшей (на момент списания) исковой давностью, а пунктом 23 — положительно решается вопрос о праве взыскателя на получение с РЖД процентов за пользование чужими денежными средствами (то есть процентов по статье 395 ГК) на суммы денежных средств, неосновательно списанных со счета в ТехПД «…независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании с перевозчика соответствующей суммы. Такие проценты подлежат начислению с момента необоснованного списания перевозчиком учитываемых на лицевом счете в ТехПД денежных средств до момента фактического восстановления записи на лицевом счете или возврата денежных средств истцу, если иное не установлено соглашением сторон». Право на проценты за пользование чужими денежными средствами дает также и факт задержки перевозчиком возврата остатка денежных средств при расторжении (прекращении) договора о расчетах через ТехПД.

Буксировка. Буксировка — это перемещение (транспортировка) индивидуально-определенной вещи (буксируемого объекта) посредством его тяги или толкания, обычно — морским судном или судном внутреннего плавания; реже — воздушным судном или автомобилем. Буксируемый объект обладает не только традиционными свойствами груза, но и особенными качествами, предопределяемыми тем, что он перемещается в той же среде и тем же путем, что и буксирующее его транспортное средство, причем вне жесткой связи с ним. Это означает, что буксируемый объект — это не только груз, но в то же время еще и транспортное средство, чаще всего не имеющее самостоятельного хода — плавучий объект, — но всегда имеющее собственный экипаж, то есть объект, перемещаемый без его поступления во владение (под контроль) организации, осуществляющей перемещение.

В свете сказанного становится понятным, почему обязательства буксировки известны только КВВТ и КТМ — нормативным актам, регулирующим транспортировку водными путями. Во всех остальных случаях, несмотря на внешнее сходство перевозочного процесса с буксировкой (локомотив вроде бы как буксирует вагоны, а автомобиль — различного рода прицепы), буксировки нет именно потому, что «буксируемые» вагоны и автоприцепы не являются транспортными средствами, не имеют не только самостоятельного хода, но и собственного экипажа и, следовательно, находятся во владении перевозчика. Такое владение перевозчику дает, среди прочего, жесткая сцепка, исключающая возможность совершения буксируемым объектом своих собственных маневров, возможность его собственного поведения, отличного от поведения перевозчика. Нет буксировки и в том случае, когда ее предметом являются плоты, — предметы, не являющиеся транспортными средствами и не имеющие собственного экипажа. В то же время буксировка одним автомобилем другого (кроме случая буксировки на жесткой сцепке) все-таки будет именно буксировкой, ибо буксируемый автомобиль продолжает оставаться транспортным средством и находиться под управлением его владельца, то есть во владение лица, осуществляющего буксировку, не поступает. Существует еще и буксировка воздушная: так, например, самолет может буксировать планер или другой самолет (с неработающим двигателем); кроме того, по технологии к воздушной буксировке весьма близок и процесс дозаправки самолета в воздухе (в полете). Но ни такая буксировка, ни практика дозаправки в воздухе применения в сфере гражданской авиации не находят, вследствие чего Воздушным кодексом также не упоминаются.

Итак, буксировка — транспортировка буксируемого объекта таким образом, что он не поступает в полное владение (под полный контроль) лица, осуществляющего буксировку. Буксируемый объект сохраняет известную свободу «поведения», определяемую… чем же? Автономией или свободой другого частного лица — лица, сохраняющего владение буксируемым объектом. Так ли обстоит дело в договоре перевозки? Конечно нет. Ни грузоотправитель, ни грузополучатель участия в исполнении договора перевозки как правило не принимают, за вычетом тех редких исключений, когда груз перевозится в сопровождении представителя того или другого лица. С буксировкой как раз по общему правилу все наоборот, ибо буксируемый объект имеет собственный экипаж, нанятый отправителем или получателем этого самого объекта. Отсюда проистекает, во-первых, некоторое количество таких обязанностей для заказчика буксировки (отправителя или получателя буксируемого объекта), которые несвойственны для заказчика «нормальной» перевозки, а, во-вторых, — еще более льготные (в сравнении с перевозчиком) условия ответственности буксировщика, чем перевозчика. Главная из таких обязанностей — оперативное подчинение экипажа буксируемого объекта капитану буксирующего судна. Хотя лицом, ответственным за надлежащую буксировку, то есть буксировку, осуществляемую «…с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой» (статья 228 КТМ, пункт 2), остается владелец буксирующего объекта (транспортирующая организация), экипаж буксируемого объекта также обязан надлежащим образом заботиться о безопасности буксировки. Убытки, возникшие вследствие нарушения этой обязанности, падают на владельца буксируемого объекта. Применение противоположного принципа — о возложении всей ответственности за надлежащую буксировку на владельца буксируемого объекта — может быть предусмотрено соглашением сторон, которое обязательно должно быть заключено в письменной форме, или законом. Закон знает такое исключение — договор морской портовой буксировки. Она осуществляется под управлением капитана буксируемого судна гаи иного плавучего объекта (статья 230 КТМ), если иное не предусмотрено соглашением сторон, заключенным опять- таки непременно в письменной форме. Следовательно, все риски и ответственность за надлежащее осуществление такой буксировки падают уже не на владельца транспортного средства, осуществляющего буксировку, а на владельца буксируемого объекта. Исходя из этого же принципа будут должны строиться обязательства по дозаправке самолетов в воздухе (если соответствующая практика найдет применение в гражданской авиации), поскольку процесс такой дозаправки всецело контролируется экипажем заправляемого самолета.

Технология организации расчетов в ТехПД

8.1. Технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД) осуществляют безналичные расчеты через учреждения банков за перевозки грузов, грузобагажа предприятий (организаций), по сборам и штрафам, установленным Уставом железных дорог и Правилами перевозок.
ТехПД обеспечивает полноту и своевременность предъявления к оплате начисленных платежей, а также контроль за правильностью определения платежей по перевозкам, расчет по которым производится станциями.
8.2. Всем предприятиям и организациям, имеющим расчетные счета в учреждениях банков и обратившимся в ТехПД для производства безналичных расчетов за перевозки и услуги, присваиваются семизначные коды плательщиков с контрольным знаком.
Коды присваиваются только в пределах выделенных для ТехПД интервалов.
В пределах ТехПД целесообразно иметь интервалы по учреждениям банков.
8.3. Коды плательщиков, присвоенные другими ТехПД или железными дорогами, используются для расчетов только после регистрации в ТехПД.
8.4. После присвоения кода технологический центр выдает клиенту документ, в котором указано наименование плательщика, номер присвоенного ему кода, все его банковские реквизиты и дата присвоения кода. Документ должен быть представлен для регистрации в товарную контору станции, на которой будут производиться грузовые операции, после чего во всех перевозочных документах, накопительных карточках и ведомостях подачи и уборки должен проставляться присвоенный клиенту семизначный код. Семизначный код плательщика должен также проставляться в платежных поручениях при перечислении денежных средств плательщиком на подсобный счет ТехПД.
8.5. С постоянными плательщиками ТехПД целесообразно производить расчеты в порядке плановых платежей на основании заключаемых соглашений.
Плановые платежи производятся платежными требованиями и платежными поручениями и могут производиться ежедневно или периодически в сроки, согласованные между ТехПД и плательщиком.
Плательщикам, рассчитывающимся плановыми платежами, также выдается документ на право расчетов через ТехПД и присваивается семизначный код плательщика.
8.6. Плательщикам (предприятиям и организациям), рассчитывающимся на станции чеками банков Российской Федерации, должны быть присвоены восьмизначные коды плательщиков, для чего они должны письменно обратиться в ТехПД.
Восьмизначный код плательщика содержит семизначный ход с контрольным знаком и перед ним отличительную цифру, установленную железной дорогой.
Код плательщика проставляется на копии письма и заверяется штемпелем ТехПД.
8.7. Плательщики, которые могут рассчитываться как чеком на станции, так и через ТехПД, в документах должны проставлять 7- или 8-значный код в зависимости от способа расчетов по данному документу.
8.8. Все плательщики с их кодами, банковскими реквизитами и характеристикой расчетов вносятся в список плательщиков, который ведется в ЭВМ информационно — вычислительного центра как нормативно — справочная информация и используется для расчетов.
После регистрации нового плательщика технологическим центром формируется и передается в ИВЦ дороги корректировочное сообщение справочника плательщика (5820), в котором содержится номер кода нового плательщика и все его реквизиты. При изменении каких-либо реквизитов плательщика в ИВЦ дороги также передается корректировочное сообщение с указанием новых данных. Ежемесячно вычислительным центром выдаются в ТехПД справочники плательщиков с учетом всех изменений, внесенных в них в течение месяца.
8.9. В результате обработки на ЭВМ информации, поступившей по каналам связи из ТехПД и признанной достоверной, ИВЦ на следующие сутки выдает предусмотренные данные и документы (раздел 14 настоящего Технологического процесса).
8.10. Все сообщения (251, 252, 1536), помеченные в квитанциях (497 сообщения) как принятые, по окончании сеансов ввода поступают для обработки и выдачи кассово — финансовой и банковской отчетности ТехПД.
На следующие сутки ИВЦ дороги выдаются справки основных количественных показателей по каждому сообщению отдельно, а также своды ФДУ-95, ФДУ-4 и перечни железнодорожных документов.
В справках основных показателей указаны номера нарядов по сообщениям, общий вес по наряду и суммы начисленных платежей.
Инженером или старшим товарным кассиром подбираются все наряды, помеченные как принятые по квитанциям 497 сообщения за отчетные сутки, и проверяется их наличие в справках основных количественных показателей.
3атем проверяется соответствие общих сумм по нарядам, вошедшим в расчет со сводом ФДУ-4.
По справке по 252 сообщению принимается к учету сумма по выдаче и перебор тарифа. Эти суммы должны быть тождественны суммам, начисленным по прибытию и перебору тарифа в своде ф. ФДУ-95 «Суточном своде начисленных сумм».
Наряды, скомплектованные из корешков дорожных ведомостей и переданные в виде 251 сообщения, подбираются по станциям. Общая сумма, начисленная по отправлению по нарядам одной станции, должна соответствовать сумме по отправлению по данной станции в своде ФДУ-95.
Отчеты из ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек и других документов на взыскание штрафов также подбираются по станциям и проверяются по своду ф. ФДУ-95. Кроме правильности указания в своде ф. ФДУ-95 станций, проверяется правильность распределения сборов и штрафов по статьям.
8.11. Одновременно с выдачей сводов ф. ФДУ-4 и ФДУ-95 ИВЦ выдает перечни железнодорожных документов на каждого клиента. Общая сумма по перечням должна соответствовать общей сумме по своду ф. ФДУ-95.
В перечнях указаны номера документов, вошедшие в расчет, и суммы начисленных платежей по ним, а также учитывается налог на добавленную стоимость.
На плательщиков, не введенных в нормативно — справочную информацию списка плательщиков ЭВМ, перечни выдаются на условный код без указания реквизитов. Все необходимые данные проставляются ТехПД вручную.
8.12. На основании суточного свода сумм, начисленных ТехПД и предъявленных в учреждение банка, ведется балансовая книга формы ФРУ-31. В приходной части книги отражаются сведения о начисленных суммах по отправлению, выдаче грузов, дополнительным сборам, отправлению грузобагажа и штрафам, в расходной части — суммах по предъявленным в банк документам, выпискам банка, суммах, поступивших по платежным поручениям. Итоги балансовой книги по приходу и расходу должны быть тождественны соответствующим показателям, выдаваемым информационно — вычислительным центром.
8.13. На основе балансовой книги формы ФРУ-31 и данных аналитического учета составляется балансовая ведомость формы ФРУ-32 за месяц. Балансовая ведомость представляется в финансовую службу железной дороги не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца.
8.14. Суммы, взысканные на станциях по квитанциям разных сборов, в балансовой книге и балансовой ведомости не отражаются.
8.15. В ТехПД осуществляется постоянный контроль за состоянием оплаты причитающихся платежей. Этот контроль осуществляется по сальдо в перечнях железнодорожных документов, лицевым счетам плательщиков и перечню плательщиков, находящихся в картотеке № 2. Лицевые счета в течение месяца могут быть выданы ИВЦ по запросу ТехПД. По окончании отчетного месяца — выдаются в двух экземплярах по всем плательщикам, рассчитывающимся через ТехПД.
8.16. По запросу или по графику ТехПД может выдавать справку о плательщиках, имеющих критическую дебиторскую задолженность по каждой станции. Показатель размера критической дебиторской задолженности определяется ТехПД.
Эта справка может быть передана ИВЦ непосредственно на станции через автоматизированную систему организации управления перевозками.
На основании данных о критической дебиторской задолженности ТехПД, по согласованию с отделением железной дороги, может дать указание станции о приостановлении погрузки грузоотправителями, имеющими такую задолженность, до ее погашения.
8.17. ТехПД осуществляет постоянный контроль за погашением дебиторской задолженности по платежным требованиям, находящимся в картотеке № 2 в учреждениях банков, принимает меры по ее сокращению.

Организация работы технологических центров по обработке перевозочных документов

Расчеты за перевозку грузов, грузобагажа предприятий (организаций), а также расчеты за сборы и штрафы, выполняются централизованно через ТехПД. ТехПД обеспечивает полноту и своевременность предъявления к оплате начисленных платежей, а также контроль за правильностью определения платежей по перевозкам, расчет по которым производится станцией.

Технология работы ТехПД включает в себя выполнение следующих функций:

1) организации расчетов с плательщиками (грузоотправителями или грузополучателями);

2) приема и проверки поступивших со станций отчетов и документов;

3) кодирования перевозочных и других документов и подготовки их к съему переменной информации;

4) съема переменной информации с документов;

5) передачи информации в информационно-вычислительные центры (ИВЦ) железных дорог;

6) обработки сообщений и документов, полученных из ИВЦ после производства расчетов .

Грузоотправители (грузополучатели), имеющие счет в учреждениях банков, при обращении в ТехПД получают семизначный код плательщиков с контрольным знаком. Плательщики, имеющие такой код, могут осуществлять расчеты за перевозки грузов безналично через ТехПД. С постоянными плательщиками плановые расчеты производятся по платежным требованиям и платежным поручениям без акцепта. Если плательщики могут расплачиваться чеками банков, то к коду добавляется восьмая цифра.

Затем ТехПД выдает клиенту документ с указанием в нем кода, наименования плательщика, банковских реквизитов и др. Данный документ представляется в товарную контору для регистрации плательщиков. Все клиенты на станции вносятся в список плательщиков, который входит в нормативно-справочную информацию ИВЦ дорог.

В ТехПД корешки дорожных ведомостей поступают со станции вместе с сопроводительной описью ФДУ-93. Сопроводительная опись направляется в двух экземплярах. После проверки и обработки один экземпляр описи возвращается на станцию. По корешкам дорожных ведомостей проверяется правильность взимания провозной платы. Если провозная плата взыскана правильно, корешки дорожных ведомостей поступают в дальнейшую обработку. В другом случае производится правильный расчет провозной платы.

Затем документы проверяются на наличие следующей информации:

— наименования станций отправления и назначения;

— наименования груза, указания его массы;

— указания видов отправок;

— номера вагона и его грузоподъемности;

— сведений о контейнере и др.

Данной информации присваивается код.

Дорожные ведомости вместе с сопроводительной ведомостью ФДУ-91 (в двух экземплярах) также поступают со станции в ТехПД. После проверки и обработки один экземпляр возвращается на станцию. По дорожным ведомостям проверяется следующая информация:

— номер вагона;

— наименование станций отправления и назначения;

— виды отправок;

— наименование груза, его масса;

— о плательщике;

— взысканные и причитающие платежи и т. д.

Данной информации также присваивается код. Кодирование причитающихся платежей в дорожных ведомостях производится для отнесения сумм за перевозку по статьям доходов и распределение доходов между дорогами.

Кроме этого, в ТехПД проверяют количество талонов квитанций разных сборов, правильность проставления кода видов сборов, сверяют сумму каждого кода с суммой в поступивших отчетах, неразрывность нумерации при оформлении документов и др.

В ТехПД осуществляется постоянный контроль оплаты причитающихся платежей. Этот контроль осуществляется по сальдо в перечнях документов, лицевым счетам плательщиков, находящихся в картотеке. По окончании отчетного месяца выдаются справки о движении средств на лицевом счете плательщика в двух экземплярах по всем плательщикам, рассчитывающимся через ТехПД.

Документы в ТехПД хранятся один месяц. Для отправки документов в архив дороги по сопроводительным нарядам каждой пачке документов (корешки дорожных ведомостей, дорожные ведомости, ФДУ-91, ФДУ-93 и др.) соответствует наряд с соответствующим номером. В сопроводительных нарядах содержатся следующие закодированные данные: сообщение-макет, ширина колеи, станция отправления, масса груза, сумма, подлежащая взысканию через ТехПД, количество информационных строк и др.

С проверенных и кодированных документов производится съем информации для передачи в ИВЦ.

В результате поступившей в ИВЦ информации с обработанных документов формируются следующие документы:

· ежесуточно:

1) справка о сообщениях принятых на … (число) за отчетный месяц;

2) перечень отправок с недоборами (переборами) по плательщикам, рассчитывающимся на станции выдачи груза через ТехПД;

3) справка о принятых (не принятых) платежных требованиях;

4) суточный свод сумм, начисленных ТехПД ;

и др.

· один раз в месяц 5-го числа:

1) месячный свод сумм разных сборов;

2) месячный свод сумм, начисленных ТехПД;

и др.

Для составления различных документов в ИВЦ требуются поступившие со станции документы. Например, для составления сообщения №251 «О погрузке, отправлении и учете платежей» источником информации является корешок дорожной ведомости, передаточная ведомость, вагонный лист. В результате обработки данного сообщения в ИВЦ формируется статистическая отчетность о погруженных и отправленных грузах, а также учет платежей по отправлению для взыскания с плательщиков.

На основании суточного свода сумм, начисленных ТехПД и предъявленных в учреждение банка, ведется балансовая книга формы ФРУ-31. В приходной части книги отражаются сведения о начисленных суммах по отправлению и выдаче грузов, дополнительным сборам, отправлению грузобагажа и штрафам; в расходной части — о суммах по предъявленным в банк документам, выпискам банка, суммах, поступивших по платежным поручениям. По итогам балансовой книги составляется балансовая ведомость (ф. ФРУ-32), которая представляется в финансовую службу. Суммы, взысканные на станциях по квитанции разных сборов, в балансовой книге и балансовой ведомости не отражаются.

По запросу или по графику ТехПД ИВЦ может выдать справки о плательщиках, имеющих критическую дебиторскую задолженность по каждой станции. По задолженности станция может отказать в отправке груза этим грузоотправителем до ее погашения. ТехПД осуществляет постоянный контроль за погашением дебиторской задолженности по платежным требованиям, находящимся в картотеке учреждения банка; принимает меры по ее сокращению и погашению.

ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТОВАРНЫХ КОНТОР СТАНЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ (ТехПД) (утв. МПС РФ 17.11.1993)

Утверждаю
Начальник
Финансового управления
В.Ф.ПРЯДКО
17 ноября 1993 года
Начальник Управления
сигнализации, связи
и вычислительной техники
Г.Ф.ЛЕКУТА
17 ноября 1993 года
Заместитель Начальника
Управления грузовой
и коммерческой работы
Л.Р.ЧЕГЛАКОВ
17 ноября 1993 года
ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ТОВАРНЫХ КОНТОР СТАНЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ЦЕНТРОВ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО ОБРАБОТКЕ
ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
(ТехПД)
1. Общие положения
1.1. Типовой технологический процесс товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов (ТехПД) представляет собой переработанный Типовой технологический процесс товарных контор станций и расчетных товарных контор (в условиях интегрированной обработки дорожной ведомости), часть I, утвержденный МПС 12 января 1977 года.
———————————
В дальнейшем в тексте именуется как «Технологический процесс».
1.2. В основу Типового технологического процесса положена сложившаяся на железных дорогах Российской Федерации система расчетов за перевозки грузов и автоматизированная система интегрированной обработки дорожной ведомости, эксплуатируемая как единый комплекс по отправлению и прибытию грузов (ЕК ИОДВ). Единый комплекс ИОДВ предусматривает организацию работы на основе единой информационной базы для решения всех задач по отправлению и прибытию грузов.
К ним относятся следующие группы задач:
1.2.1. Автоматизация работы ТехПД по организации расчетов за перевозки, получению кассово — финансовой отчетности, контролю за полнотой взыскания платежей, включая контрольную таксировку платежей по прибытию грузов, контролю за состоянием дебиторской задолженности грузоотправителей и грузополучателей.
1.2.2. Получение установленных статистических отчетов о погрузке и отправлении грузов (кроме оперативных).
1.2.3. Получение установленных статистических отчетов о выполненных перевозках и доходах по железным дорогам и в целом по Российской Федерации.
1.2.4. Получение финансовой отчетности по доходным поступлениям.
1.2.5. Получение финансовых отчетов для расчетов с иностранными железными дорогами по перевозкам в международном сообщении транзитом через железные дороги СНГ.
1.2.6. Автоматизация расчетов штрафов по претензиям, предъявленным за просрочку в доставке грузов.
1.2.7. Разработка вагонопотоков по железным дорогам, направлениям и участкам.
1.2.8. Ведение материального учета бланков строгого учета.
1.3. Настоящий Типовой технологический процесс предусматривает решение указанных задач в информационно — вычислительных центрах железных дорог на основе соответствующей информации, подготавливаемой на магнитную ленту в ТехПД и передаваемой ИВЦ железных дорог по каналам связи.
2. Основные принципы расчетов
2.1. Основные принципы расчетов за перевозки грузов по железным дорогам России определяются указаниями Центрального банка Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации.
2.2. Оплата причитающихся платежей за перевозки и услуги, предоставляемые железной дорогой, производится плательщиком ТехПД или станции производства грузовых операций.
2.3. Через ТехПД оплата производится:
2.3.1. Платежными требованиями без акцепта по фактически причитающимся платежам.
2.3.2. Платежными поручениями плательщиков и платежными требованиями ТехПД без акцепта по плановым (авансовым) платежам. При этом обязательно соглашение между ТехПД и плательщиком, включающее в себя условия расчетов.
2.4. Расчеты на станциях отправления или выдачи грузов производятся по фактически причитающимся платежам:
2.4.1. Чеками, выданными учреждениями банков России.
2.4.2. Наличными деньгами и чеками Сбербанка Российской Федерации при перевозках грузов, принадлежащих гражданам.
2.5. Всем плательщикам, осуществляющим расчеты за перевозки грузов (кроме рассчитывающихся наличными деньгами и чеками Сбербанка Российской Федерации), должны быть присвоены 7-значные коды плательщиков с контрольным знаком, в соответствии с указанием МПС от 14.07.81 N Н-22294. При этом коды плательщиков при расчетах на станции чеками присваиваются с отличительной цифрой в первой цифре кода, не входящей в расчет контрольного знака, и имеют 8 знаков.
Отличительная цифра определяется железной дорогой.
Контрольный знак кодов плательщиков рассчитывается по модулю по следующему алгоритму.
Каждая цифра исходного 6-значного числа умножается на значение весового коэффициента. Эти весовые коэффициенты соответственно равны: 1, 5, 7, 8, 4, 2. Полученные в результате умножения промежуточные величины складываются, и полученная сумма делится на 9. Остаток от деления будет являться контрольной цифрой для исходного числа. Контрольная цифра в исходном числе будет последним (младшим) знаком.
Например: исходное число равно 673216. В результате умножения каждой цифры на ее весовой коэффициент и последующего сложения получаем:
6 x 1 + 7 x 5 + 3 x 7 + 2 x 8 + 1 x 4 + 6 x 2 =
= 6 + 35 + 21 + 16 + 4 + 12 = 94;
далее: 94 : 9 = 10, остаток — 4.
Следовательно, контрольная цифра равна 4, и число с контрольным знаком будет 6732164.
2.6. Всем плательщикам, осуществляющим расчеты за перевозку грузов через ТехПД, должен быть выдан документ на право производства расчетов через ТехПД. Документ может быть выдан на бланке расписки или иметь другую форму, утвержденную на дороге. Документ выдается всем плательщикам, производящим расчеты через ТехПД платежными требованиями без акцепта или платежными поручениями, и имеет проставленный ТехПД 7-значный код плательщика.
2.7. Семизначные коды плательщиков, присвоенные ТехПД одной железной дороги, могут применяться для расчетов на других железных дорогах при условии их регистрации в ТехПД этих железных дорог с выдачей документа о расчетах через ТехПД.
2.8. Оплата железной дороге штрафов, предусмотренных Уставом железных дорог и Правилами перевозок грузов, производится ТехПД платежными требованиями без акцепта вместе с другими платежами, причитающимися за перевозки.
А. Порядок оформления документов на станциях
3. По отправлению грузов
3.1. Оформление перевозочных и других документов на станции производится на бланках установленных форм в соответствии с Правилами перевозок и нормативными указаниями Министерства путей сообщения Российской Федерация. При этом перевозки, оплата за которые производится наличными деньгами, оформляются на бланках дорожных ведомостей строгого учета с типографской нумерацией.
3.2. На погруженные вагоны приемосдатчиком груза составляются вагонные листы. В верхней части вагонных листов в разделе «Коды для натурного листа» проставляются коды, используемые в автоматизированной системе организации управления перевозками, которые определяются соответствующими нормативными документами.
Заполненные вагонные листы вместе с накладными передаются товарному кассиру для оформления перевозочных документов.
3.3. На погруженные на станции сборные вагоны и вагоны с контейнерами, загруженные отправками собственного приема вместе с транзитными, составляется вагонный лист в трех экземплярах, один из которых вместе с документами следует до станции назначения (сортировки), второй используется для зачета таких вагонов в погрузку, а третий остается на станции. Зачет в погрузку производится только при условии загрузки сборного вагона мелкими отправками и контейнерами собственного приема станции по весу на 50% и более (по количеству груженых контейнеров в учетных единицах). Собственная масса (вес тары) контейнеров включается в массу (вес) отправок. В копиях вагонных листов на сборные вагоны приемосдатчик выделяет массу (вес) груза собственного приема, указывая в свободной строке после подведения итога общей массы (веса): «В том числе собственного приема — кг».
Копии вагонных листов (для зачета вагонов в погрузку) составляются также на вагоны, загруженные мелкими отправками грузов одной номенклатурной группы, предъявленными отправителями в счет повагонной нормы на одну станцию назначения в адрес разных получателей.
На лицевой стороне вагонного листа и его копии, составленных на сборный вагон с отправками и контейнерами на разные станции назначения, в графе «Станция назначения» приемосдатчик указывает наименование и код первой станции сортировки вагонов.
В графе «Наименование груза» проставляется оперативный код груза при погрузке:
— мелких отправок по плану сборных — «100»;
— среднетоннажных контейнеров — «200»;
— крупнотоннажных контейнеров — «300».
3.4. Размер провозных плат за перевозку грузов определяется товарной конторой станции отправления по факту предъявления груза к перевозке. Данные таксировки проставляются во всех экземплярах перевозочных документов с указанием по каждой отправке кода груза тарифной схемы, расстояния перевозки и размера провозной платы в целых рублях.
Суммы, не относящиеся к провозным платежам за перевозку (страхование грузов, комиссионные сборы и другие), а также надбавки договорных тарифов в перевозочные документы не включаются.
Провозная плата может определяться по предварительно заполненным грузоотправителем накладным как товарной конторой станции, так и ТехПД.
3.5. Прием груза к перевозке с расчетом через ТехПД осуществляется только при наличии у грузоотправителя документа, выданного ТехПД, о производстве расчетов. При наличии такого документа взыскание платежей на станции не производится, а в перевозочных документах делается отметка «Расчет через ТехПД». Контроль за поступлением причитающихся платежей по этим перевозкам осуществляется ТехПД.
3.6. В случаях значительной неоплаченной задолженности грузоотправителей ТехПД по уплате платежей на основании указаний ТехПД, согласованных с отделением железной дороги, станция отказывает в приеме грузов к перевозке и возобновляет прием после уведомления из ТехПД.
3.7. Оплата за перевозку может быть осуществлена другим плательщиком в порядке взаимного зачета платежей между ним и грузоотправителем. В этом случае грузоотправитель обязан представить в ТехПД копию соглашения между ними с указанием банковских реквизитов и кода плательщика, который будет рассчитываться за перевозки. В перевозочных документах должен проставляться код нового плательщика.
3.8. Прием к перевозке грузов от предприятий и организаций с расчетом чеками банков Российской Федерации осуществляется только после получения грузоотправителями в ТехПД 8-значных кодов плательщиков с отличительным признаком в первой цифре кода. Восьмизначный код плательщика проставляется в перевозочных и других документах.
Взыскание причитающихся платежей производится установленным на станции порядком по квитанциям разного сбора формы ГУ-57, в которых указывается «За перевозку груза до станции ____________ по накладной N _____ чек РФ N _______».
Во всех экземплярах перевозочных документов делается отметка о взыскании при отправлении платежей по квитанциям разного сбора с указанием номера чека, выданного банком Российской Федерации.
Квитанция разных сборов прикрепляется к лицевой стороне корешка дорожной ведомости. Грузоотправителю выдается квитанция в приеме груза с указанием об оплате платежей по квитанциям разного сбора по чеку.
3.9. Прием к перевозке грузов, принадлежащих гражданам, производится с оплатой провозных платежей на станции наличными деньгами или чеками Сбербанка Российской Федерации. В порядке исключения может быть произведена оплата наличными деньгами перевозки грузов предприятий и организаций.
3.10. Взимание причитающихся платежей при оплате за перевозку наличными деньгами и чеками Сбербанка производится по квитанциям разного сбора порядком, изложенным в пункте 3.8. При этом в квитанциях разного сбора делается отметка об оплате платежей наличными деньгами или чеками Сбербанка.
3.11. Порядок сдачи станциями наличных денег и чеков в учреждения банков определяется управлением железной дороги исходя из инструкций Центрального банка Российской Федерации.
3.12. Прием к перевозке воинских грузов с оплатой по воинскому требованию производится в пределах России предъявлением требования формы 2 на станции назначения с отметкой при отправлении «Воинское требование формы 2 будет предъявлено на станции назначения». При направлении воинских грузов за пределы Российской Федерации воинское требование формы 2 предъявляется при отправлении. В перевозочных документах и воинском требовании проставляется провозная плата до пункта, указанного в воинском требовании. В перевозочных документах делается отметка «Воинское требование N ____ до станции _________». Воинское требование прикладывается к корешку дорожной ведомости для расчетов с соответствующими ведомствами на дороге отправления.
3.13. При оформлении перевозочных документов товарный кассир станции проставляет во всех экземплярах или проверяет проставленные грузоотправителем следующие отметки и коды:
3.13.1. Код плательщика — 7 — 8 знаков в графе «Плательщик». В бланках, не имеющих этой графы, в графе «Справка банка о централизованных расчетах __________».
3.13.2. Код груза — 6 знаков согласно алфавитному списку грузов Тарифного руководства (часть 1) в разделе «Тарифные отметки».
3.13.3. Код станции отправления — 6 знаков (с контрольным) в соответствии с алфавитным списком станции (Тарифное руководство 4, часть 2).
3.13.4. Код станции назначения — 6 знаков (с контрольным) в соответствии с алфавитным списком станции (Тарифное руководство 4, часть 2).
3.13.5. Отметка о погрузке на экспорт в правом верхнем углу «Экспорт» и код «1».
3.13.6. Отметка о предъявлении груза таможне в правом верхнем углу «Груз таможенный» и код «444».
3.13.7. Код скорости рядом с отметкой о скорости перевозки: «1» — большая, «3» — пассажирская. В случаях перевозки грузовой скоростью код скорости не проставляется.
3.13.8. Код вида отправки:
01 — повагонная;
02 — повагонная служебная;
03 — мелкая;
04 — мелкая в счет повагонной нормы грузоотправителя;
05 — контейнерная груженая;
06 — контейнерная порожняя;
07 — комплект специальных контейнеров грузовладельцев;
08 — комплект контейнеров МПС, погруженных на п/пути без сортировки в пути следования;
09 — специальные контейнеры грузовладельцев;
10 — маршрутная отправительская;
11 — маршрутная ступенчатая;
12 — группа вагонов;
13 — сцеп.
3.13.9. Отметка о переадресовке по новым документам в корешке дорожной ведомости вверху и под наименованием станции отправления, код переадресовки

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 17.11.1993 n ВГ-3-14/92 ОБ ОТЧЕТНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН «
Постановления и Указы «

Честные цены на КТЖ билеты

Купить билеты на поезд без очереди и даже не выходя из дома? Легко! На Tickets.kz можно купить билет онлайн без скрытых комиссий и сборов. Вы выбираете направление, класс вагона и места. Наша поисковая система предлагает варианты и наличие билетов на поезд, выгодные по цене и удобные по сообщению. Вам нужно только выбрать и забронировать билет на любое направление, где ходят поезда Казахстан Темир Жолы. Оплатить можно банковской картой или другим удобным способом. Для удобства путешественников есть мобильное приложение Tickets.kz на Android и iOS.

Поддержка клиентов на каждом этапе покупки

Специалисты нашей Службы заботы о клиентах готовы ответить на любые вопросы, связанные с поиском, бронированием и заказом билетов на поезд онлайн. Операторы Tickets.kz говорят на русском, казахском и английском языках. Мы предоставим подробную информацию о том, как найти билеты по выгодной цене, как оплатить покупку через интернет, как забронировать дешевые билеты или совершить возврат билета КТЖ.

Возврат ж/д билета онлайн

Если ваши планы изменились и поездку пришлось отменить – не нужно стоять в очереди, чтобы вернуть билет. Экономить время и деньги с Tickets.kz – просто: возврат железнодорожных билетов онлайн занимает считанные минуты. Достаточно войти в личный кабинет и создать запрос на отмену. После того, как билет аннулирован, возврат средств производится на банковскую карту.

Система бонусов для постоянных клиентов

С бонусной программой Tickets.kz путешествия не только приятные, но и выгодные. Tickets.kz возвращает часть ваших денег за каждую транзакцию. Каждый раз, когда вы покупаете билет – вы экономите на следующей покупке. 1% от стоимости каждого билета возвращается на ваш бонусный счет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *