Результат аудиторской проверки

Содержание

Оформление результатов аудиторской проверки

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и информации, полученной по результатам аудита.

Вопросы подготовки и представления аудиторского заключения рассмотрены в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее — Правило N 6).

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Исходя из названного определения можно выделить отдельные характерные признаки:

1. Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Этот документ составляется по определенной форме.

3. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

4. Аудиторское заключение может быть безоговорочно положительным и модифицированным. Последнее включает несколько разновидностей (с привлекающей внимание частью, с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения).

5. Аудиторское заключение носит публичный (открытый) характер.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет ее пользователям делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с Федеральным правилом (Стандартом) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 N 696).

Основными элементами аудиторского заключения являются:

— наименование;

— адресат;

— сведения об аудиторе;

— сведения об аудируемом лице;

— вводная часть;

— часть, описывающая объем аудита;

— часть, содержащая мнение аудитора;

— дата аудиторского заключения;

— подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п. Оно содержит перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Необходимо включать в заключение заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора состоит только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица согласно требованиям законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Стандарт N 6 предусматривает семь видов аудиторского заключения:

— аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения;

— аудиторское заключение с выражением мнения с заключительной частью, привлекающей внимание;

— аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за ограничения объема;

— аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения из-за ограничения объема;

— аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за разногласий относительно учетной политики и ненадлежащего метода учета;

— аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за разногласий относительно раскрытия информации;

— аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение из-за разногласий относительно учетной политики или адекватности представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации. Оно содержит следующую формулировку: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности)».

Все виды аудиторских заключений о финансовой отчетности, кроме безоговорочно положительного, относятся к модифицированному аудиторскому заключению. Они отличаются от данного вида только в части, выражающей мнение аудитора.

Возможны следующие формулировки.

Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на информацию, изложенную в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. «Х»), а именно на то, что до настоящего времени не закончено судебное разбирательство между организацией «YYY» (ответчик) и налоговым органом (истец) по вопросу правильности исчисления налоговой базы по налогам на прибыль и на добавленную стоимость за 20(ХХ) г. Сумма иска составляет «ХХХ» тыс. руб. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не предусматривает никаких резервов на выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения суда не в пользу организации «YYY».

В части, содержащей мнение с оговоркой из-за ограничения объема, возможны следующие формулировки.

Проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Вместе с тем мы не наблюдали за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 20(ХХ) г., так как эта дата предшествовала дате привлечения нас в качестве аудиторов организации «YYY».

По нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли проверить количество товарно-материальных запасов, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно.

В части, содержащей отказ от выражения мнения из-за ограничения объема, возможны следующие формулировки.

Мы не смогли присутствовать при инвентаризации товарно-материальных запасов из-за ограничений, установленных организацией «YYY» (кратко указать обстоятельства).

Мы также не получили достаточных доказательств (кратко указать причины) в отношении дебиторской задолженности; выручки от реализации товаров, работ, услуг; кредиторской задолженности; нераспределенной прибыли. Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В части, содержащей мнение с оговоркой из-за разногласия относительно учетной политики и ненадлежащего метода учета, возможны следующие формулировки.

В результате проведенного аудита нами установлены нарушения действующего порядка составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и ведения бухгалтерского учета, а именно: в составе внеоборотных активов по стр. 190 бухгалтерского баланса не отражена стоимость производственного оборудования в размере «ХХХ» тыс. руб., а в составе оборотных активов по стр. 220 не отражена сумма НДС, приходящаяся на указанное оборудование, в размере «ХХХ» тыс. руб. Соответственно по стр. 621 «Поставщики и подрядчики» не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком в размере «ХХХ» тыс. руб. По нашему мнению, за исключением влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно.

В части, содержащей мнение с оговоркой из-за разногласия относительно раскрытия информации, возможны следующие формулировки.

В финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» не раскрыта существенная информация об обеспечении обязательств и платежей в размере «ХХХ» тыс. руб. и об арендованных основных средствах в размере «ХХХ» тыс. руб. По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно.

В части, содержащей отрицательное мнение из-за разногласия относительно учетной политики или адекватности представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности, возможна следующая формулировка после описания разногласий.

По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно.

Таким образом, все предпринимаемые аудитором в ходе обязательной аудиторской проверки действия имеют одну цель — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, которое оформляется соответствующим аудиторским заключением. В аудиторском заключении в сжатой форме приводится информация о действиях аудитора в ходе проверки и выводах, к которым он пришел в результате проведенного аудита.

Российские аудиторы кроме традиционного заключения аудитора после окончания аудита представляют довольно объемный подробный документ «Отчет по результатам аудиторской проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности» (аналитическую часть аудиторского заключения). Основанием для составления аналитической части аудиторского заключения служит Федеральное правило (Стандарт) аудиторской деятельности N 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту. В начале аналитической части приводятся реквизиты аудиторской организации, далее в отчете аудитора информация излагается по разделам примерно в такой последовательности: название объекта проверки; источники исходной информации, предоставленные для проверки; нарушения, установленные в ходе проверки; соответствующие рекомендации по устранению выявленных нарушений.

с федеральным правилом (стандартом) является более развернутым по сравнению с требованиями российского правила (стандарта) «Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». Теперь информация может быть представлена в устной и письменной форме, упрощены требования к составу информации и др.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такие сведения, по мнению аудитора, являются важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица. Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет определение круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации.

В тех случаях, когда управленческая структура экономического субъекта четко не определяется или представители собственника не могут быть строго выделены в соответствии с условиями задания либо законодательством Российской Федерации, аудитор согласовывает с аудируемым лицом, кому должна сообщаться информация.

Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Такие взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

Аудитор должен обобщить в информации сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, и сообщить их надлежащим получателям такой информации.

Как правило, такая информация отражает:

— общий подход аудитора к проведению аудита, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности дополнительных требований руководства аудируемого лица;

— выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

— возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

— предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности — как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

— существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

— разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

— предполагаемые модификации аудиторского заключения;

— другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся недобросовестных действий руководства);

— вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре об оказании аудиторских услуг (письме о согласии на проведение аудита).

Если аудиторская проверка проводится в течение отчетного года, то аудитор должен своевременно сообщать информацию представителям собственника и руководству аудируемого лица для оперативного принятия соответствующих мер.

В целях своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

Если аудит проводится единовременно, например после окончания отчетного года, то информация сообщается в процессе или после окончания проверки.

Формы сообщения информации надлежащим получателям могут быть представлены в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, в какой форме сообщать информацию, влияют:

— размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;

— характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;

— существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;

— принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, то аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Такими документами могут быть, например, копии протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В некоторых случаях в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющим интерес для управления аудируемым лицом.

Обычно аудитор предварительно обсуждает с руководством экономического субъекта вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или порядочность самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица играют важную роль для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству предоставить дополнительную информацию. Если руководство экономического субъекта соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущей проверки, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, то он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

Сведения, содержащиеся в информации, носят, как правило, конфиденциальный характер. В этой связи аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях, когда возможны потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации, аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Письменную информацию целесообразно составлять не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр такой информации передается представителю аудируемого лица, указанному в договоре, второй экземпляр остается в аудиторской организации и включается в общую рабочую документацию аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа.

Для передачи устной информации целесообразно разработать специальную форму рабочего документа «Протокол — согласование информации по результатам аудита». В этом документе информация должна быть систематизирована и прокомментирована аудитором. В документе должны быть предусмотрены реквизиты, которые свидетельствуют о том, что руководство аудируемого лица ознакомлено с представляемыми сведениями.

Таким образом, и письменная, и устная информация представляется экономическому субъекту регулярно при проведении аудиторской проверки. При этом информация может содержать как новые сведения, так и информацию, полученную по результатам предыдущей проверки. Это необходимо, если аудитор считает, что данная информация может иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если информация представляет интерес для управления экономическим субъектом, то она может быть повторно представлена представителям собственника аудируемого лица. Письменная информация обычно храниться в архивном файле, созданном по аудируемой организации, и по мере необходимости может быть использована при дальнейших проверках.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

На завершающей стадии аудита выделяют несколько этапов (рис. 7.4.1).

Рис. 7.4.1. Этапы оценки результатов аудиторской проверки и обобщения полученной информации

Систематизацию материалов аудита, как правило, проводит руководитель проверки исходя из целей, задач и видов аудита. Данные группируются по проверенным темам, а внутри каждой темы — по отдельным аналитическим и другим признакам.

В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит соответствует установленным стандартам. Кроме того, важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. Граница существенности на завершающей стадии аудита может отличаться от этого показателя, определенного на стадии планирования и подготовки аудита в ту или иную сторону. В случае если эффективность системы внутреннего контроля оказалась высокой, граница существенности может быть выше.

После систематизации материалов аудита руководитель проверки руководитель проверки совместно с бригадой приступает к оценке результатов. Оценка производится по следующим направлениям:

  • • общий анализ учетной политики, применяемой организацией;
  • • соблюдение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете;
  • • анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Общий анализ учетной политики, применяемый организацией, проводится на предмет ее соответствия действующему законодательству в методическом, техническом и организационном направлении.

По каждому направлению, как правило, составляется двусторонняя таблица, с одной стороны которой приведены возможные варианты, предусмотренные законодательством, а с другой — реально избранные варианты в учетной политике организации. По итогам анализа таблиц формируется вывод о соответствии учетной политики требованиям действующего законодательства.

Оценка соблюдения законодательства о бухгалтерском учете представляет собой системный процесс проверки достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия совершенных им хозяйственных операций действующим нормативным актам. В ходе проверки аудитор обращает внимание на состояние документального оформления хозяйственных операций, порядок отражения фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных в учетных регистрах, новые нормативные положения, в реализации которых чаще всего допускаются ошибки, рациональность и соответствие предъявляемым требованиям к существующей системе компьютеризации учета.

В результате аудиторской проверки выявляют ошибки в ведении учета, трактовке положений бухгалтерского и налогового законодательства. Именно они составляют существенную часть замечаний аудитора по результатам проверки. Прежде чем включить эти замечания в официальное мнение или аудиторское суждение, необходимо убедиться в их доказательности. Состав и содержание аудиторских доказательств зависят от вида аудиторских процедур и объектов проверки.

Качество проверки во многом зависит от количества и индивидуального содержания аудиторских процедур, используемых в ходе аудита. Оно определяется аудитором индивидуально по каждой проверке при разработке плана ее проведения и в ходе фактического осуществления. Объем аудиторской проверки зависит от масштабов предприятия, особенностей его бизнеса, принятого аудитором уровня существенности и допустимого риска. При выявлении необычных отклонений и возможного мошенничества объем проверки должен быть увеличен. Ограничение объема аудита необходимо раскрыть в аудиторском заключении.

Особое внимание при обобщении результатов аудиторской проверки необходимо уделить операциям с аффилированными лицами, поскольку именно с ними связаны в большинстве случаи умышленного искажения бухгалтерской отчетности.

После проведения всех необходимых процедур аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы. Кроме того, аудитор рассматривает адекватность раскрытия финансовой информации в отчетности.

На этой стадии проверки аудитор может составить письмо о представлении информации, написанное от лица руководства предприятия, и содержащее перечень ответов руководства на основные вопросы, поставленные в ходе аудита, а также признать ответственность менеджмента за правильное представление информации, включенной в бухгалтерскую отчетность.

Такое письмо подписывается руководством экономического субъекта. Если руководство отказывается его подписать, то аудитор рассматривает вопрос о выдаче модифицированного аудиторского заключения.

Весьма полезно представить рабочие документы для обзора лицу, не участвующему в аудите бухгалтерской отчетности организации, чтобы выявить возможные слабые места аудиторской проверки, а также определить возможность защиты качества аудита перед независимым наблюдателем.

Анализ финансового состояния проводится по уточненным в ходе аудита показателям бухгалтерской отчетности. Иногда результаты такого анализа свидетельствуют о том, что допущенные искажения бухгалтерской отчетности существенно влияют на финансовое состояние, хотя сами по себе суммы искажений не относятся к разряду существенных. В этом случае аудиторы предпринимают конкретные процедуры с целью подтвердить достоверность (недостоверность) бухгалтерской отчетности.

После систематизации материалов аудита и оценке его результатов аудиторы, как правило, подготавливают для руководства организации письменную информацию о результатах проверки, на основании которой в уже подготовленную отчетность могут быть внесены соответствующие исправления.

1. По итогам обязательного аудита готовится:

а) письменная информация аудитора руководству экономического субъекта;

б) аудиторское заключение;

в) письменная информация аудитора руководству экономического субъекта и аудиторское заключение.

2. Аудиторское заключение — это:

а) аудиторский отчет перед руководством проверяемого экономического субъекта, содержащий перечень нарушений и рекомендации по устранению нарушений и недостатков, выявленных при проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

в) официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта.

3. Аудиторское заключение подписывается:

а) руководителем аудитора и аудитором, проводившим проверку, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата;

б) руководителем аудитора и аудитором, проводившим проверку;

в) аудитором, проводившим проверку.

4. Различают две формы аудиторского заключения:

а) положительное и отрицательное аудиторское заключение;

б) положительное и модифицированное аудиторское заключение;

в) аудиторское заключение с выражением немодифицированного или модифицированного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

5. Аудиторское заключение с оговоркой является видом:

а) модифицированного аудиторского заключения;

б) безоговорочно положительного аудиторского заключения;

в) заведомо ложного аудиторского заключения.

6. События после отчетной даты – это:

а) события, произошедшие после отчетного периода, которые должны быть отражены в аудиторском заключении;

б) события, происходящие с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, и факты, обнаруженные после даты подписания аудиторского заключения;

в) события, происходящие с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения.

7. Каковы действия аудитора по выявлению и оценке событий после отчетной даты:

а) аудитор устанавливает наличие событий после отчетной даты и отражает этот факт в аудиторском заключении;

б) аудитор устанавливает наличие событий после отчетной даты и анализирует их влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

в) аудитор устанавливает наличие событий после отчетной даты, оценивает их влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение.

8. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта содержит:

а) сведения о нарушениях и недостатках в деятельности экономического субъекта, выявленные в процессе аудита;

б) любые сведения, касающиеся проведенного аудита и фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые аудитор сочтет целесообразными;

в) сведения о нарушениях и недостатках в деятельности экономического субъекта, выявленные в процессе аудита, и рекомендации по их устранению.

9. Письменная информация составляется:

а) не менее чем в двух экземплярах;

б) в двух экземплярах каждой стороне договора;

в) более чем в двух экземплярах.

10. Письменная информация может быть передана:

а) любому лицу;

б) руководителю экономического субъекта;

в) лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг.

11. Специальное аудиторское задание является:

а) обязательным аудиторским заданием;

б) обязательным и инициативным аудиторским заданием;

в) инициативным аудиторским заданием.

12. Аудитор выполняет специальное аудиторское задание по поручению:

а) экономического субъекта;

б) любого заинтересованного пользователя бухгалтерской отчетности;

в) экономических субъектов, государственных органов либо заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каков порядок подготовки аудиторского заключения при проведении обязательного аудита?

  2. Дайте определение аудиторского заключения, приведите его структуру и содержание.

  3. Приведите содержание информации по результатам проведения аудита.

  4. Дайте определение аудиторского заключения по специальным заданиям.

  5. Назовите наиболее часто встречающиеся виды аудиторских проверок по специальным аудиторским заданиям.

  6. Какие особенности связаны с датой подписания аудиторского заключения и отражением в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности?

Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству проверяемого экономического субъекта для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда:

  • 1) договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудита;
  • 2) договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.

Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.

Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет — конфиденциальный документ и может быть передан только:

лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;

лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг.

Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.

Например, если факт непредставления каких-либо документов аудитору по результатам процедуры проверки им полноты первичных документов по конкретному разделу (участку) зафиксировать в письменном отчете аудитора, то сотрудники проверяемого экономического субъекта не смогут своевременно предпринять действия по их нахождению. Если дубликаты этих документов будут впоследствии получены, то аудитору придется изменять свои выводы, расчеты, письменный отчет и т.д. Вот почему письмо о необходимости получения дубликатов первичных документов должно быть направлено руководству бухгалтерии уже в ходе проверки. Если до момента окончания работы аудиторов по сбору аудиторских доказательств такие документы не будут представлены, тогда факт отсутствия отдельных документов будет отражен повторно в письменном отчете.

Все входящие и исходящие письменные документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к своей прочей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант.

В предварительном варианте письменного отчета аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

Руководство экономического субъекта может:

подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа;

встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для обсуждения предварительного варианта документа.

Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.

Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым.

Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

В соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)»Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подробно отразить в своей рабочей документации.

Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого экономического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

Изучив предварительный вариант письменного отчета аудитора, руководство проверяемого предприятия может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность.

Следует помнить, что хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности, недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сделаны в бухгалтерском учете — оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность.

Для того чтобы аудиторская организация убедилась в том, что необходимые исправления существенных нарушений в бухгалтерском учете произведены, проверяемый экономический субъект должен представить ей не только новый вариант бухгалтерской отчетности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составляет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских записей.

В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного.

Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.

По согласованию с получателем письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим способом. В таком случае при архивном хранении в аудиторской организации ко второму экземпляру письменной информации аудитора подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи письменной информации.

Письменная информация аудитора — конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

В случае смены аудиторской организации, руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).

3.4 Оформление результатов аудиторской проверки

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита.

Аудитор обязан составить заключение о достоверности отраженной в бухгалтерской отчетности начисленной оплаты труда, где показывает, что проверка проходила в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации», описывает результаты и выявляет возможные недостатки и нарушения. Предельно допустимый уровень возможного искажения отдельных финансовых показателей около трех процентов.

Аудиторское заключение – это официальный документ, который содержит:

— наименование документа;

— наименование адресата (собственник или совет директоров);

— сведения об аудиторе (организационно-правовая форма, наименование или фамилия, имя, отчество, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности и срок ее действия, членство в аккредитованном профессиональном аудитском объединении);

— сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма, наименование, место нахождения);

— вводную часть (состав проверенной финансовой отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода);

— аналитическую часть (описание объема и достоверности отчетности);

— часть, содержащую мнение аудитора;

— дату аудиторского заключения (когда завершен аудит);

— подпись аудитора.

Оно должно быть подписано руководителем проверяемого учреждения и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Подписи скрепляются печатью.

Заключение может содержать безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отрицательное мнение или отказ от выражения мнения.

В безоговорочно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта выражено таким образом, что подготовленная отчетность обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов за проверяемый период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Заключение аудитора, содержащее мнение с оговоркой, означает, что бухгалтерская отчетность подготовлена в соответствии с нормативными актами, за исключением определенных обстоятельств.

Аудиторское заключение с отрицательным мнением показывает, что в связи с определенными обстоятельствами подготовленная бухгалтерская отчетность не соответствует нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Мнение аудиторской фирмы должно выражаться так, чтобы всем были очевидны его форма и содержание.

Отчет аудитора исполнительному органу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Новгородской области

Лицензии на проведение общего аудита нет.

Аудит проводился ввиду незапланированной заменой должности главного бухгалтера.

Аудитором проведена проверка учета расчетов по заработной плате в налоговой инспекции выборочно за 2 квартал.

При планировании и проведении аудита оплаты труда рассмотрено состояние внутреннего контроля в Управлении.

Аудитор рассмотрел состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского отчета о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля с целью выявления всех возможных недостатков.

Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.

Было проверено соответствие ряда совершенных инспекцией финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности учреждения законодательству. Поэтому такое мнение не высказываю.

Аудит проводился в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Министерством финансов 29 июля 1998 года №34. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов (в лицевой карточке учета не всегда заполнена графа о наличии у работника иждивенцев, в связи с этим ошибки при удержании подоходного налога).

Результаты проведенной проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись, во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством.

В связи с выявленными нарушениями организации рекомендуется усилить систему внутреннего контроля, а в частности по проверке правил и порядка составления первичных документов по заработной плате, а также проводить контроль с целью недопущения ошибок по всем разделам бухгалтерского учета.

Для этого нужно создать приказ о создании комиссии по проверке правильности, своевременности и достоверности первичных документов по бухгалтерскому учету.

В процессе аудита не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля налоговой инспекции масштабам и характеру её деятельности. Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в области оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя выборочную проверку подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. В результате проверки были обнаружены небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, ошибки в расчетах. Несмотря на это, проведенный аудит дал достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.

Наряду с проверкой расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Аудитор были предложены следующие мероприятия по совершенствованию учета труда и его оплаты:

  • своевременная обработка первичных документов для погашения заработной платы с помощью своевременного их поступления в централизованную бухгалтерии;

  • использование унифицированных форм документов;

  • совершенствование кадрового учета путем использования средств автоматизации и применения программ по учету кадров;

  • руководству учреждения было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложения.

Оформление результатов аудиторской проверки

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество выполнения всех пунктов плана и программы аудита. Кроме того он должен провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение.

Систематизация результатов проверки заключается в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. Ее выполняет, как правило, руководитель бригады аудиторов. Данные группируются по разделам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. Д.), а внутри разделов — по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по операциям, нарушения налогового законодательства и др.

Анализ результатов проверки проводится по полученным данным и имеет несколько целей:

  • — анализ учетной политики предприятия;
  • — правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
  • — соблюдение налогового законодательства;
  • — анализ финансового состояния предприятия.

Учетная политика изучается в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах требованиям нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета. Выделяются наиболее существенные аспекты и делаются выводы относительно соблюдения положений учетной политики в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильность ведения бухгалтерского учета определяется путем установления соответствия фактического порядка оформления и отражения хозяйственных операций на предприятии требованиям нормативных актов (законов, инструкций, положений, методических рекомендаций и др.).

Значительное место в ходе проверки занимает анализ правильности начисления предприятием налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. По каждому налогу устанавливается правильность исчисления налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налога, своевременность представления расчетов и осуществления платежей.

Анализ финансового положения предприятия проводится по данным его бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).

По результатам осуществленной проверки аудитору рекомендуется наряду с обязательным представлением клиенту аудиторского заключения подготовить также письменную информацию (отчет) для руководства проверяемого предприятия.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита” такая информация должна быть четкой, краткой и содержательной, не иметь фактических неточностей. Различные уровни значимости сведений должны быть четко выделены.

Письменная информация должна в обязательном порядке содержать: реквизиты аудитора и проверяемого предприятия; указание периода, за который проводилась проверка; выявленные существенные нарушения в организации бухгалтерского учета, в системе внутреннего контроля и в отчетности. Дополнительно могут быть отражены следующие сведения: методика аудита; перечень основных направлений бухгалтерского учета, подвергнутых проверке; количественная оценка влияния выявленных отклонений на показатели отчетности; ссылки на нормативные акты, положения которых были нарушены, и др.

Порядок подготовки письменной информации аудитора предполагает разработку ее предварительного варианта, отражающего требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовке перечня уточнений к ранее составленной бухгалтерской отчетности. Руководство предприятия может подготовить письменный ответ, содержащий его точку зрения на замечания аудитора. Мнение клиента учитывается аудитором при составлении окончательного варианта письменной информации.

Письменная информация аудитора для руководства предприятия является конфиденциальным документом. Она может быть передана только лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг, или лицу, прямо указанному в качестве ее получателя в договоре.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия представляет мнение аудитора о достоверности этой отчетности. Оно должно выражать оценку соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, судебных органов. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности”.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская фирма (аудитор) должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм:

  • 1. Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 2. Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 3. Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 4. Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор (аудиторская фирма) не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия в одной из приведенных выше форм).

В аудиторском заключении указывается объект аудита: наименование предприятия, все формы бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, отчетный период и отчетная дата. Если предприятие имеет филиалы и представительства, то проверяемая отчетность должна содержать показатели их деятельности. В заключении должны быть учтены все существенные обстоятельства, влияющие на достоверность отчетности. Существенность этих обстоятельств определяется аудиторской фирмой исходя из требований нормативных актов и аудиторских стандартов. Если заключение, выдаваемое аудиторской фирмой, не является, безусловно, положительным, то в нем должны быть раскрыты все существенные обстоятельства такого заключения.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской фирмы и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводился аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускаются.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

  • 1. Вводная часть содержит название документа — “Аудиторское заключение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия за год” и представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (юридический адрес, номер, дата выдачи и срок действия лицензии, наименование органа, ее выдавшего, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, банковские реквизиты, Ф.И.О. аудиторов, принимавших участие в аудите, данные их квалификационных аттестатов).
  • 2. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы предприятию об основных результатах проверки состояния внутреннего контроля, учета и отчетности, а также соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитическая часть должна содержать название данной части — “Отчет аудиторской фирмы”, кому она адресована (администрации), наименование предприятия, объект аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения предприятием действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности, анализ финансового состояния предприятия. Результаты проверки излагаются в произвольной форме.

Изложение результатов проверки состояния внутреннего контроля на предприятии должно включать: указание на ответственность исполнительного органа предприятия за состояние и организацию внутреннего контроля, цель и характер его изучения при аудите, оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности на предприятии должно состоять из общей оценки соблюдения установленного порядка ведения учета и отчетности, описания выявленных в ходе аудита существенных нарушений такого порядка.

Изложение общих результатов проверки соблюдения предприятием действующего законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно содержать общую оценку соответствия совершенных предприятием операций действующему законодательству, соблюдение положений учредительных документов, описание выявленных нарушений.

В аналитической части могут быть приведены результаты анализа финансового состояния предприятия (финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности, эффективности деятельности и др.).

3. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и должна включать: название данной части, кому адресована, название предприятия, объект аудита (“Заключение аудиторской фирмы акционерам предприятия о бухгалтерской отчетности предприятия за год”), распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы за подготовку отчетности (предприятие несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, а аудиторская фирма — за высказанное мнение о достоверности отчетности), указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит, изложение обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного, мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности, дату аудиторского заключения (устанавливается не ранее даты подписания бухгалтерской отчетности).

Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская отчетность должна быть составлена по установленной форме и в целях идентификации должна быть помечена подписью (штампом) аудитора. Если в ходе аудита выявлены существенные искажения отчетности, то в прилагаемую к аудиторскому заключению отчетность предприятием должны быть внесены по правки, предложенные аудиторами. Если аудиторское заключение составляется после представления бухгалтерской отчетности пользователям (налоговой инспекции, акционерам и др.), то итоговая часть заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, чтобы она была признана достоверной. Соответствующие учетные записи должны быть сделаны предприятием в установленном порядке.

Аудиторская фирма должна предоставить проверяемому предприятию в установленные в договоре на проведение аудиторской проверки сроки:

  • — не менее одного экземпляра аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита (предназначен исполнительному органу);
  • — не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности (предназначен для представления в налоговую инспекцию, акционерам и другим заинтересованным пользователям).

Указанные экземпляры сброшюровываются и заверяются печатью аудиторской фирмы. Предприятие несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям (учредителям, акционерам, налоговой инспекции и др.). Аудиторская фирма не имеет права и не обязана этого делать, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с клиентом. Заключение не может быть датировано ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности предприятия.

Аудитор должен быть уверен в том, что все существенные обстоятельства и события, которые подлежат отражению в отчетности, вплоть до даты подписания аудиторского заключения, определены и включены в отчетность. Важно также оценить допущение непрерывности деятельности предприятия, то есть его возможность продолжать свою деятельность в обозримом будущем (не менее 12 месяцев, следующих за отчетным периодом) и исполнять свои обязательства. При этом аудитору нужно оценить неопределенные потенциальные обязательства предприятия на приблизительно известную сумму, являющиеся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющие его финансовое положение в будущем.

К числу неопределенных обязательств в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности” относятся:

  • — незаконченный судебный процесс, связанный с возможными существенными расходами для предприятия;
  • — разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;
  • — гарантии качества продукции;
  • — гарантии по обязательствам третьей стороны.

Неопределенные обстоятельства по возможности должны быть отражены в аудиторском заключении и информации для руководства предприятия. Для оценки их существенности аудитору целесообразно опросить руководство предприятия и сотрудников его юридической службы, изучить информацию о претензиях налоговых органов и т. Д.

Аудитор не несет ответственность за события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения. Он не обязан проводить какие-либо специальные работы для выявления и анализа таких событий по завершении аудита. Если аудитору стало известно о событиях, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, ему следует обсудить возникшие проблемы с руководством предприятия. Если эти события оказывают существенное влияние на достоверность отчетности, он должен потребовать внесения в нее соответствующих изменений.

Под датой представления бухгалтерской отчетности пользователям понимается наиболее ранняя из следующих четырех возможных дат:

  • 1. передачи отчетности учредителям предприятия в соответствии с учредительными документами;
  • 2. передачи отчетности территориальному органу государственной статистики;
  • 3. передачи отчетности в другие адреса в соответствии с законодательством;
  • 4. опубликования отчетности.

Если руководство проверяемого предприятия согласится внести поправки в отчетность, аудитору следует убедиться в их правильности. С этой целью проверка должна быть продолжена и подготовлено новое аудиторское заключение, содержащее ссылку на ранее составленное заключение.

В том случае, если руководство предприятия откажется от внесения существенных поправок в отчетность, аудитор должен:

  • — письменно уведомить клиента о данном факте;
  • — перенести на руководство предприятия всю ответственность за последствия такого решения.

Возможна и другая ситуация, когда аудитору стало известно о событии, существенно влияющем на достоверность отчетности предприятия, после даты подписания аудиторского заключения и после даты представления отчетности пользователям. Данное обстоятельство также подлежит обсуждению с клиентом. Если руководство предприятия не предпримет мер к исправлению всех существенных ошибок, аудитору помимо письменного уведомления руководства предприятия об этом факте и возложения на него ответственности за возможные последствия следует рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о возникших существенных обстоятельствах. Все действия и решения аудитора в отношении событий и фактов, произошедших после составления и представления бухгалтерской отчетности клиента, должны быть отражены в его рабочей документации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *