Резидент особой экономической зоны

Содержание

Стоит ли переводить бизнес в особую экономическую зону?

  • Главная/
  • Пресс-центр

Многие предприниматели задумываются о том, чтобы создать предприятие или же перевести имеющийся бизнес в особую экономическую зону (ОЭЗ), привлекательность которой обеспечивается не только предоставляемыми налоговыми и таможенными льготами, но и государственным финансированием инфраструктуры.

В России функционируют 10 промышленно-производственных зон (ОЭЗ ППТ), 6 технико-внедренческих (ОЭЗ ТВТ), 9 туристско-рекреационных (ОЭЗ ТРТ) и одна портовая (ПОЭЗ).

Рис. 1 Классификация и краткая характеристика ОЭЗ

Примечание: далее в исследовании ОЭЗ туристско-рекреационного типа из-за особой специфики бизнеса рассматриваться не будут.

Деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. В 2018 году в России функционировало 25 ОЭЗ, в которых работало 739 резидентов. С начала деятельности в них было инвестировано более 371 млрд руб., а также создано 37,6 тыс. рабочих мест. В начале 2019 года в Воронежской области была создана еще одна ОЭЗ — «Центр».

Рис. 2. Динамика количества резидентов ОЭЗ за 2014- 2018 гг. (нарастающим итогом), ед.

Требования к резидентам ОЭЗ

Однако не каждое предприятие может получить статус резидента особой экономической зоны и воспользоваться предоставляемыми ей выгодами. Законодательство устанавливает ряд требований, которым нужно соответствовать, чтобы стать резидентом, в числе которых:

  • Осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер

*кроме производства подакцизной продукции (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли. Банки, страховщики, консалтинговые фирмы и другие поставщики услуг для бизнеса могут осуществлять деятельность в СЭЗ, но не могут быть ее резидентами и пользоваться льготами.

**из трех существовавших ПОЭЗ в России осталась лишь одна ОЭЗ в Ульяновское области, практика показала, что первоначально разрешенные виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поэтому ПОЭЗ Ульяновская расширила возможные виды деятельности, включив в их число производство и торговлю.

Исходя из доступности сырья и потребностей региона, большинство ОЭЗ ППТ определяют приоритетные сферы предпринимательской деятельности, которые будут формировать основной состав резидентов. Например, при создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» учитывалась перспектива формирования автомобильного кластера, поэтому многие резиденты осуществляют деятельность, связанную с автомобилестроением.

На производство машин и оборудования, различных автокомпонентов ориентирована ОЭЗ ППТ «Липецк», что обуславливается близостью крупнейшего металлургического комбината и делает актуальным выпуск металлоемкой продукции.

Но большинство ОЭЗ ППТ не предъявляют особых требований к профилю деятельности резидентов, поэтому в их числе множество предприятий различных сфер промышленности.

Для ОЭЗ ТВТ характерна расположенность вблизи крупных научных центров, так как высокотехнологичное производство, на которое ориентирована данная категория ОЭЗ, требует привлечения квалифицированных кадров.

  • Требования к организационно-правовой форме

Резидентами промышленно-производственных и портовых ОЭЗ могут быть только коммерческие организации, в то время как в технико-внедренческих ОЭЗ статус резидента могут получить также индивидуальные предприниматели. Унитарные предприятия не могут быть резидентами ОЭЗ.

Кроме того, резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами.

Рис. 3. Процесс получения статуса резидента осуществляется по следующим этапам:

Примечание: Для ОЭЗ ТВТ применяется упрощенная процедура получения статуса резидента, если объем инвестиций не превышает 30 млн. руб., то рассмотрение проекта экспертным советом не проводится.

Средний срок, необходимый для получения статуса резидента ОЭЗ, составляет 3 месяца с момента подачи заявки. Однако правительство рассматривает вопрос упрощения процедуры и планирует отменить рассмотрение заявки наблюдательным и экспертным советами, что сократит срок ожидания для резидентов.

  • Минимальный объем инвестиций

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, объем капитальных вложений должен составить не менее 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. должны быть инвестированы в течение первых трех лет. Технико-внедренческие ОЭЗ требований к минимальному объему капитальных вложений могут не устанавливать. Резидент портовой ОЭЗ должен инвестировать в капитальное строительство не менее 120-400 млн. рублей (в зависимости от категории проекта), из которых не менее 40 млн руб. вкладываются в течение трех лет после заключения соглашения.

Примечание: Инвестиции в капитальные вложения включают:

  • осуществление проектно-изыскательских работ;
  • новое строительство;

  • техническое перевооружение, модернизацию основных фондов;

  • реконструкцию зданий;

  • приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

Прочие затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, жилищным строительством и прочими непроизводственными основными фондами в состав капитальных вложений входить не могут.

Таким образом, если бизнес удовлетворяет требованиям, которые устанавливаются для получения статуса резидента, встает вопрос выбора ОЭЗ для осуществления деятельности.

Инвестиционная активность резидентов ОЭЗ

Рис. 4. Размер инвестиций резидентов в ОЭЗ в 2014-2018 гг., млрд. руб.

Количество резидентов и объем осуществленных ими инвестиций играют определяющее значение при выборе ОЭЗ, так как неэффективные могут прекратить свою деятельность, из-за чего резиденты могут потерять все льготы. Например, в 2016 году были признаны неэффективными и ликвидированы ПОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области, после чего правительство ввело мораторий на создание новых ОЭЗ, который был отменен только в августе 2018 года.

Таблица 1. Инвестиционная активность резидентов особых экономических зон в 2018 году

Лидерами в привлечении инвестиций являются ОЭЗ промышленно-производственного типа, что объясняется необходимостью существенных капитальных вложений в производство, например:

ОЭЗ ППТ «Алабуга» (https://alabuga.ru) является крупнейшей и наиболее успешной ОЭЗ промышленно-производственного типа в России, где резидентам предлагаются две готовые индустриальные площадки: «Синергия» (площадью 2,5 га) и «Синергия-2» (площадью 7,6 га), а также свободные земельные участки, где резиденты могут организовать собственное производство. В числе ключевых резидентов:

  • Компания «Форд Соллерс Елабуга», специализирующаяся на производстве автомобилей Ford Transit, выпускает 85 тыс. автомобилей в год и инвестировала на территории ОЭЗ 791,3 млн долл.

  • Компания «Кастамону», специализирующаяся на производстве МДФ и продукции на его основе, выпуск которой составляет 837,2 тыс. куб. м. в год. Инвестиции компании в строительство завода на территории ОЭЗ составили 495,5 млн. долл.

Компания, желающая получить статус резидента ОЭЗ, должна зарегистрироваться в Елабужском районе и предоставить бизнес-план с объемом инвестиций не менее 120 млн. руб.

ОЭЗ ППТ «Липецк» — вторая по объему привлеченных инвестиций ОЭЗ, на территории которой расположены две производственные площадки: Грязинский (площадью 1024 га) и Елецкий (площадью 1274 га) участки, предлагаемые для размещения производств резидентов. Из 62 предприятий, получивших статус резидента ОЭЗ, производственную деятельность осуществляют 23 предприятия, другие резиденты проводят подготовительные работы.

Из ОЭЗ технико-внедренческого типа наибольший объем инвестиций привлекла ОЭЗ «Исток», образованная в 2015 году в Московской области. Эта ОЭЗ полностью финансируется на деньги частных инвесторов и не привлекает бюджетных инвестиций. Приоритетные сферы предпринимательской деятельности в ОЭЗ включают: СВЧ-электронику, лазерное приборостроение, проектирование сложных технических систем, фармацевтику.

Однако, для технико-внедренческих ОЭЗ, где основной капитал формируют квалифицированные специалисты, инвестиции в строительство не являются определяющим показателем. Поэтому при выборе ОЭЗ ТВТ следует обратить внимание на число резидентов и количество созданных ими рабочих мест. И с учетом этих факторов, наиболее развитыми являются:

  • ОЭЗ «Дубна», в которой зарегистрировано 157 резидентов (по состоянию на 1 октября 2019 г.) осуществляющих деятельность в сферах информационных, био- и медицинских, нано- и ядерно-физических технологий, композитных материалов, проектирования сложных технических систем и в ряде других.

  • ОЭЗ Технополис «Москва», где зарегистрировано 69 резидентов (по состоянию на 1 октября 2019 г.) и создано почти 6 тысяч рабочих мест в высокотехнологичных сферах деятельности.

Портовая ОЭЗ в России теперь только одна – ПОЭЗ «Ульяновск», и существенных ограничений в отношении видов деятельности в ней не существует. В числе ее резидентов не только предприятия, связанные с ремонтом и обслуживанием самолетов, но и компании, занимающиеся производством и оптовой торговлей упаковочными материалами (ООО «Мегапак»), игрушками и подарочной продукцией (ООО «Элитим») и даже медицинский кластер (АО «НТМ Групп).

Инфраструктурное обеспечение ОЭЗ

Для любого бизнеса важным фактором определения местоположения является возможность доступа к объектам промышленной и транспортной инфраструктуры, а если бизнес начинается с нуля, то возникает необходимость в развитой офисной инфраструктуре. Если же бизнес переводится из другого региона, то актуальны вопрос размещения работников и возможность использования социальной инфраструктуры.

Наиболее развитые инфраструктуры ОЭЗ включают:

Доступ и подключение к объектам промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется бесплатно, так как их финансирование преимущественно проводится из средств федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Уровень развития инфраструктуры ОЭЗ

Примечание к таблице: Уровень развития инфраструктуры оценивался исходя из доступности элементов транспортной, промышленной и офисной инфраструктуры.

Близость к основным транспортным артериям ложится в основу создания любой ОЭЗ ППТ, но первоначально это всегда чистый участок, на котором нужно сформировать локальную инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям инвесторов. Например, для новой ОЭЗ, которая была создана в этом году в Воронежской области на формирование базовой инфраструктуры из регионального бюджета выделят только 1,4 млрд руб. из почти 2,9 млрд руб. запланированных.

Понятно, что создание объектов инфраструктуры требует больших финансовых затрат, и большинство действующих ОЭЗ начинали свою работу с развития транспортной и промышленной инфраструктуры, а нехватка средств многим не позволила реализовать намеченные проекты. Поэтому некоторые ОЭЗ, представленные в таблице выше, находятся в «красной зоне».

Из числа ОЭЗ ППТ наиболее развита инфраструктура «Алабуги», в которой имеется комплекс офисно-деловых зданий, производственных и складских помещений, а также развитая транспортная и промышленная инфраструктура. Кроме того, ОЭЗ предоставляет резидентам также объекты социальной инфраструктуры, построив для их работников современный коттеджный поселок.

Комфортным условиям не только труда, но также проживания и отдыха для работников предприятий-резидентов, уделяется внимание и в ОЭЗ «Ступино-квадрат», недалеко от которого построен город-спутник «Новое Ступино» с развитой социальной инфраструктурой.

Высокий уровень развития инфраструктуры демонстрирует также «Липецк», где промышленным предприятиям предоставлен доступ ко всем необходимым ресурсам: электро- газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению. Также имеется современный бизнес-центр, развита таможенная и транспортная инфраструктура.

Для ОЭЗ ТВТ важно наличие хорошей офисной инфраструктуры, и здесь лидирует «Дубна», где резидентам предоставляются в аренду земельные участки, расположенные в районах Российский центр программирования (РЦП) и Новая промышленная зона (НПЗ), с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями. В ОЭЗ также возведен комплекс современных офисно-деловых зданий общей площадью 52 тыс. кв. м., а также конгресс-центр площадью 11,5 тыс. кв. м.

Бизнес в сфере производства выгодно открывать на площадках brownfield, которые предоставляют в аренду производственные помещения, а все инвестиции можно будет направить на приобретение оборудования. Однако многие предпочитают арендовать или выкупить земельный участок greenfield в ОЭЗ и самостоятельно построить там производство.

Таблица 3. Доступность земельных участков в ОЭЗ ТПП для строительства

* после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию

Налоговые льготы ОЭЗ

Каждого, кто задумывается о переносе своего бизнеса в ОЭЗ, прежде всего привлекают налоговые льготы, которые ими предоставляются. Попробуем разобраться, действительно ли обещанные ОЭЗ налоговые выгоды способны компенсировать расходы на перевод бизнеса в другой регион.

Все ОЭЗ создаются сроком на 49 лет, поэтому период действия налоговых льгот ограничен временем ее функционирования. Все ОЭЗ освобождают от уплаты региональных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество) сроком от 5 до 10 лет.

До 2018 года резиденты ОЭЗ ТВТ не уплачивали налог на прибыль в части, направляемой в федеральный бюджет, и ставка налога составляла 0%. И хотя резиденты, казалось бы, защищены от неблагоприятных изменений законодательства, с 1 января 2018 года условия налогообложения прибыли (в части федерального бюджета) для ОЭЗ ТВТ сравняли с другими зонами – до 3%, а с 1 января 2019 года ставка была понижена уже для всех до 2%. Такие перемены создают нестабильность в налогообложении, что способно отпугнуть инвесторов.

В большинстве ОЭЗ льгота по налогу на прибыль начинает действовать не со дня получения статуса резидента, а с момента получения первой прибыли. Дополнительной льготой является возможность использования коэффициента ускоренной амортизации – 2.

Следует отметить, что льгота по транспортному налогу резидентам предоставляется с момента постановки транспортного средства на учет.

Таблица 4. Налоговые льготы, установленные для резидентов ОЭЗ

* Таможенная процедура зоны свободной торговли установлена в ОЭЗ ППТ, ТВТ и в ПОЭЗ, она позволяет ввозить иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) без уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, а также в отсутствии мер нетарифного регулирования. При ввозе товаров из стран Таможенного союза НДС принимается к возмещению.

При экспорте готовой продукции таможенные пошлины и НДС не уплачиваются.

** ОЭЗ «Липецк» для резидентов выпускающих продукцию на экспорт (не менее 50%) льготная ставка 2% действует не 5, а 7 лет.

*** ОЭЗ «Калуга» для резидентов, осуществляющих деятельность в сферах:

  • Производство машин и оборудования

  • Обработка древесины и производство изделий из дерева

  • Производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей

устанавливается льготная ставка по налогу на прибыль с 6 по 9 гг. – 5%, с 10 по 11 гг. – 7%, с 12 по 13 гг. – 10%, с 14 по 15 гг. – 12%.

До 2018 года резиденты ОЭЗ ТВТ находились в более выгодных условиях, так как их деятельность относится к категории трудоемкой, и расходы на оплату труда превалируют в структуре затрат, они имели возможность уплачивать взносы в социальные внебюджетные фонды по льготной ставке 14%. С 1 января 2018 года резиденты, ведущие технико-внедренческую деятельность, уплачивали взносы по ставке 21%, а с 2019 года уже по 28%.

Таблица 5. Взносы во внебюджетные фонды для резидентов ОЭЗ ТВТ

По сути, льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды имеют только компании, специализирующиеся в сфере IT, но эти льготы они имеют по всей России.

Рассмотрим, насколько эффективно применение налоговых льгот для резидентов ОЭЗ.

Таблица 6. Эффект применения налоговых льгот в разрезе ОЭЗ (с начала функционирования ОЭЗ по 2018 год)

Применение налоговых льгот дает возможность снизить налоговую нагрузку резидентов ОЭЗ ППТ почти на 39%, в ОЭЗ ТВТ она сократилась на 32%, резиденты ПОЭЗ выиграли 27%. Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что перевод бизнеса в ОЭЗ позволяет сэкономить 7,7-7,9% выручки.

Всегда ли выгодно вести бизнес в ОЭЗ? Чтобы ответить на этот вопрос составим таблицу, в которой упрощенно рассмотрим типичные ситуации с точки зрения налоговой выгоды.

Таблица 7. Оценка выгоды от налоговых льгот для отдельных категорий резидентов

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что перевод бизнеса в ОЭЗ наиболее выгоден предприятиям:

  • закупающим сырье за рубежом;

  • закупающим за рубежом оборудование;

  • реализующим произведенную продукцию на экспорт.

В то же время, бизнес, ориентированный на внутренний рынок, с экспортом/импортом никак не связанный, получает основные налоговые выгоды за счет снижения налога на прибыль и налога на имущество, которые имеют существенные ограничения по времени действия.

Таким образом, перевод бизнеса в ОЭЗ выгоден не для всех, не взвесив тщательно все перечисленные в настоящей статье факторы, можно столкнуться с ситуацией, когда расходы по такому переводу могут превысить выгоды, предоставляемые ОЭЗ.

Разработка бизнес-планов, Оценка инвестиционных проектов, Разработка стратегии развития

Правовое положение резидентов особой экономической зоны

4.1. Понятие резидента особой экономической зоны

Статус резидента особой экономической зоны предоставляет его владельцу достаточно серьезные выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, в первую очередь это конечно льготы в сфере налогообложения.

Законодательством установлены условия приобретения статуса резидента особой экономической зоны в зависимости от типа особой экономической зоны.

Общими для всех типов особых экономических зон являются требования государственной регистрации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) в месте расположения особой экономической зоны (в том же субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании), а также заключения соответствующего соглашения с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Напомним, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обратите внимание, унитарные предприятия не могут быть резидентами особых экономических зон.

Резидентами могут быть и иностранные лица, при условии соблюдения требования о государственной регистрации в месте расположения особой экономической зоны.

Рассмотрим условия приобретения статуса резидента более подробно.

Итак, согласно статье 9 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны может быть только коммерческая организация (индивидуальные предприниматели резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны быть не могут).

Согласно статье 50 ГК РФ (Приложение №2) коммерческой организацией признается юридическое лицо, которое в процессе основной своей деятельности преследует цель – извлечение прибыли. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако, как уже было сказано, в силу прямого указания закона, унитарные предприятия не вправе осуществлять деятельность в особой экономической зоне в качестве резидента этой зоны.

Резидентом технико-внедренческой, а также туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.

Согласно статье 23 ГК РФ (Приложение №2) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Напомним, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 4 Закона №16-ФЗ к резидентам Калининградской особой экономической зоны предъявляются следующие требования:

«1. Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:

1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;

3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;

4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;

5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

2. Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг».

Следует отметить, что статус резидента особой экономической зоны индивидуальный предприниматель или коммерческая организация приобретают с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Об осуществлении регистрации в качестве резидента особой экономической зоны выдается свидетельство, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31 марта 2006 года №84 «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны» (Приложение №47).

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, а также предоставляют копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных статьями 11, 20, 30, 31.9 Закона №116-ФЗ (Приложение №11), и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение трех дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

Согласно статье 5 Закона №16-ФЗ (Приложение №9) «резидент подлежит исключению из реестра:

1) на основании поданного в письменной форме заявления об исключении из реестра со дня, следующего за днем получения администрацией такого заявления;

2) на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда об исключении резидента из реестра;

3) в случае ликвидации юридического лица — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

4) в случае прекращения деятельности юридического лица — резидента в результате его реорганизации со дня, следующего за днем завершения реорганизации.

4.2. Предпринимательская деятельность в особых экономических зонах

На территории особой экономической зоны допускается ведение любой предпринимательской деятельности не запрещенной законом на общих основаниях.

Из этого правила есть исключения, которые касаются резидентов особых экономических зон. Резиденты вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены соответствующим соглашением. Так, согласно статье 10 Закона №116-ФЗ:

«1. Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

2. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

2.1. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод».

Резидентам особых экономических зон следует строго придерживаться только тех видов деятельности, которые закреплены в соответствующем соглашении. В противном случае, то есть при осуществлении иных видов предпринимательской деятельности, резидент рискует потерять свой статус. Такого же мнения придерживается и Минфин Российской Федерации в своем Письме от 10 октября 2006 года №03-05-02-03/36 (Приложение №54).

Помимо этого, резидентам запрещено открывать филиалы и представительства за пределами особой экономической зоны. В тоже время, законодательством не запрещено создавать иные обособленные подразделения в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (Приложение №3).

Как уже было сказано, лица, не обладающие статусом резидента особой экономической зоны вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность на общих основаниях.

Следует отметить, что участникам особой экономической зоны в Магаданской области предоставлены гораздо более широкие права в сфере предпринимательской деятельности. Участники не ограничены в выборе направлений предпринимательской деятельности. Такое положение связано с тем, что создание особой экономической зоны в магаданской области направлено на комплексное развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

Тоже можно сказать и об особой экономической зоне в Калининградской области, которая создана в целях ускорения социально-экономического развития Калининградской области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях отличаются от прочих тем, что направлены на комплексное развитие всей территории указанных областей, в то время как особые экономические зоны, созданные в соответствии с Законом №116-ФЗ (Приложение №11) направлены на достижение узкоспециальных целей.

4.3. Государственный контроль в особых экономических зонах

Государственный контроль (надзор) — проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также — обязательные требования).

Общий порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Приложение №13).

Заметим, что указанный закон не применяется к отношениям, связанным с проведением:

— налогового контроля;

— валютного контроля;

— бюджетного контроля;

— банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

— транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

— государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;

— государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

— таможенного контроля;

— контроля безопасности при использовании атомной энергии;

— контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

— санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

— контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

— оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

— государственного метрологического контроля (надзора);

— государственного строительного надзора.

Особенности проведения государственного контроля (надзора) в отношении резидентов особой экономической зоны предусмотрены статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11).

Согласно части 2 статьи 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного контроля, проводимого должностными лицами налоговых и таможенных органов Российской Федерации, осуществляются органами государственного контроля (надзора) в виде плановых комплексных проверок.

Важной особенностью такого контроля является обязательное согласование проведения плановых комплексных проверок с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Плановые комплексные проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения, выданного органами управления особыми экономическими зонами.

В решении о проведении плановой комплексной проверки должны быть указаны ее предмет и период, который подлежит проверке.

Помимо этого должно быть указано:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) существенно сокращен срок проведения плановых проверок – не более двух недель (по общему правилу срок такой проверки составляет один месяц).

Согласно статье 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Приложение №13) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

При выявлении в ходе плановой комплексной проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора) выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой комплексной проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Помимо этого, в случае обнаружения нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации у органов государственного контроля появляется право провести внеочередную проверку по истечении двух месяцев с даты выдачи соответствующего предписания об устранении нарушений.

При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Также на резидента может быть наложено административное наказание в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Приложение №7), то есть за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одну неделю.

Для защиты собственных прав резиденты должны четко представлять свой объем прав при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору).

В соответствии со статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) резидент особой экономической зоны при проведении органом государственного контроля (надзора) плановой комплексной проверки имеет право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим, что резиденты особых экономических зон имеют право на возмещение ущерба, который им был причинен при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в соответствии с ГК РФ.

Налоговый и таможенный контроль резидентов особых экономических зон осуществляется на общих основаниях. В случае выявления нарушений законодательства резидентами налоговый или таможенный орган уведомляет об этом органы управления особой экономической зоны.

При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Как представляется, использование законодателем термина «существенных» в данном случае не совсем корректно. Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим, на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.

Порядок проведения налогового и таможенного контроля урегулирован соответственно Налоговым (глава 14) и Таможенным (раздел IV) кодексами Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися налогового контроля, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Рассмотрим основные особенности контроля в особой экономической зоне в Магаданской области.

Согласно статье 4 Федерального закона от 31 мая 1999 года №104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» предусмотрен термин «участники Особой экономической зоны» (Приложение №10) Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации и установленного указанным законом режима хозяйственной деятельности.

В случае выявления нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации и установленного режима хозяйственной деятельности администрация Особой экономической зоны вправе отменить регистрацию участника Особой экономической зоны (аннулировать регистрационное свидетельство).

4.4. Гарантии, предоставляемые резидентам особых экономических зон

Законом №116-ФЗ резидентам особых экономических зон предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров.

В соответствии со статьей 38 Закона №116-ФЗ:

«Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности».

Согласно статье 6 Закона №16-ФЗ:

«1. В случае, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта, принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации не применяются в течение срока, указанного в статье 21 настоящего Федерального закона, в отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, при условии выполнения им требований настоящего Федерального закона.

2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации».

Статьей 39 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) установлен судебный порядок разрешения споров, связанных с созданием или прекращением существования особой экономической зоны, нарушением резидентами особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны, а также иных споров, возникающих из отношений, регулируемых Законом №116-ФЗ. Данное положение вытекает из общеправового принципа гарантированности судебной защиты (статья 46 Конституции Российской Федерации (Приложение №1)).

Отметим, что в случае, если резидент особой экономической зоны создан или действует с участием иностранного капитала, то на него в таком случае распространяются и гарантии, установленные Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».

Как получить статус резидента особой экономической зоны

Наличие у организации или ИП статуса резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) даёт определённые льготы и привилегии, в том числе налоговые. Рассказываем, как стать резидентом ОЭЗ.

Статус

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (далее – Закон № 116-ФЗ) резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) признается:

  • коммерческая фирма (кроме унитарного предприятия);
  • индивидуальный предприниматель.

По правилам организации-резиденты особой экономической зоны должны:

  • быть зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
  • заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной/технико-внедренческой/туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 116-ФЗ.

В итоге ИП или компания приобретает статус резидента особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в официальный Реестр резидентов особой экономической зоны, который у себя на сайте ведёт Минэкономразвития России. Происходит это в течение 5 рабочих дней с даты подписания с компанией соглашения о ведении промышленно-производственной/технико-внедренческой/туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

Затем в течение 3-х дней со дня регистрации о новом резиденте ОЭЗ узнает налоговый и таможенный органы. Соответственно, начинает действовать льготный налоговый режим.

Также см. «Как в России создаются особые экономические зоны (ОЭЗ)».

Заявка

Чтобы стать резидентом особой экономической зоны, лицо, намеревающееся получить статус резидента ОЭЗ, представляет в Минэкономразвития России либо в аналогичный орган исполнительной власти региона (в случае передачи ему соответствующих полномочий, предусмотренных п 5.1 ч. 1 ст. 8 Закона № 116-ФЗ) заявку на заключение соглашения о ведении деятельности.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Полномочия, предусмотренные п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Закона № 116-ФЗ, на основании соглашения о передаче полномочий по управлению ОЭЗ переданы органам исполнительной власти регионов, на территории которых расположены ОЭЗ.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2017 № 238 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» управление ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа осуществляет Минкавказ России в порядке и пределах, предусмотренных Законом № 116-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Также см. «Перечень особых (свободных) экономических зон и территорий опережающего развития 2019».

5.4 Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого она расположена, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом.

Резидентами технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ кроме коммерческой организации на условиях, определенных выше, признаются также индивидуальные предприниматели. Если туристско-рекреационная и портовая ОЭЗ расположены на территориях нескольких муниципальных образований, то они могут быть зарегистрированы на территории одного из муниципальных образований. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Запись о регистрации указанных лиц в реестр производится в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ.

Резиденту ОЭЗ органами управления особыми экономическими зонами выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента ОЭЗ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. Сведения о регистрации, а также копию соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ сообщаются в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) деятельности или деятельности в ОЭЗ. Соответствующая запись вносится в реестр органами управления ОЭЗ в течение трех дней с даты получения решения суда о лишении лица статуса резидента ОЭЗ. сведения о этом сообщаются в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр соответствующей записи.

Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны

Резиденты промышленно-производственной, технико-внедренческой туристско-рекреационной ОЭЗ вправе вести на территории соответствующих зон только виды деятельности, предусмотренные соглашениями.

Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Под портовой деятельностью понимаются следующие ее виды, осуществляемые на территориях морских, речных портов, аэропортов:

1) погрузочно-разгрузочные работы;

2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

5) переработка водных биологических ресурсов;

6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

8) биржевая торговля товарами;

9) оптовая торговля товарами;

10) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в защитных лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной ОЭЗ, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной ОЭЗ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются эти виды работ.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в них, за исключением портовой ОЭЗ

Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ее территории.

Деятельность органов государственного контроля на территории особой экономической зоны

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) проводить мероприятия по контролю в отношении резидентов ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Эти мероприятия, за исключением налогового и таможенного контроля, осуществляются в виде плановых комплексных проверок.

Плановые комплексные проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Они проводятся на основании решения, выданного органами управления особыми экономическими зонами. В решении о проведении плановой комплексной проверки должны быть указаны ее предмет и период, который подлежит проверке. Срок проведения плановых комплексных проверок не может превышать двух недель.

При выявлении в ходе проверки резидентом ОЭЗ нарушений законодательства РФ должностные лица органов государственного контроля (надзора) выдают ему предписание об устранении выявленных нарушений. Копия предписания не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения проверки вручается резиденту ОЭЗ либо его представителю под расписку. Оно может быть отправлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Органы государственного контроля (надзора) проводят внеочередную проверку резидента ОЭЗ по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом ОЭЗ предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одной недели.

8. Резидент ОЭЗ при проведении органом государственного контроля (надзора) плановой комплексной проверки имеет право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами РФ;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые и таможенные органы РФ осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие СЭЗ есть в РФ;
  2. Какие функции они выполняют;
  3. Каков порядок регистрации СЭЗ.

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

  • Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
  • Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
  • Зоны свободной торговли.

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Итак, проанализируем:

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
  • Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

  • Льготы по налогообложению;
  • Экономят на пошлинах и других видах платежей;
  • Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
  • Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.

Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/п Наименование экономзоны Характеристика
1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

  • Географическое положение должно быть удачным;
  • Свободные площади для развития;
  • Высокий уровень инфраструктуры;
  • Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
  • Наличие возможности развивать внешние связи;
  • Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

Принципы действия

  • Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
  • Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
  • Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
  • Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
  • Сниженными тарифами по ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *