Правила внутреннего контроля

Содержание

Банк России установил требования к правилам внутреннего контроля по закону об инсайде

Требования к правилам внутреннего контроля компаний по «антиинсайдерскому» законодательству впервые установлены в указании Банка России. Данный документ представляет собой регуляторные новации в связи с принятием поправок в закон об инсайде. Указание зарегистрировано Минюстом России и публикуется на сайте регулятора.

Наличие правил внутреннего контроля обязательно для юридических лиц, являющихся субъектами закона об инсайде, – как поднадзорных, так и неподнадзорных Банку России. Установление правил способствует выстраиванию эффективной системы противодействия инсайду и манипулированию рынком, недопущению со стороны компаний и со стороны их сотрудников нарушений требований и запретов, предусмотренных законом об инсайде.

В указании установлен минимальный набор положений, которые должны быть отражены в правилах, при этом требования к ним дифференцированы в зависимости от вида деятельности. Указание предусматривает, что правила должны содержать права, обязанности и функции структурного подразделения либо должностного лица, контролирующего соблюдение требований закона об инсайде и соответствующих нормативных актов.

Кроме того, в правила необходимо включить перечень мероприятий, направленных на обеспечение независимости ответственного структурного подразделения либо должностного лица, а также обеспечение непрерывности его деятельности, порядок осуществления контроля за реализацией юридическим лицом прав и исполнением обязанностей, предусмотренных соответствующим регулированием.

В то же время каждая компания по своему усмотрению может дополнять правила и иными положениями, направленными на надлежащее функционирование системы противодействия инсайду и манипулированию рынком.

Положения указания позволяют организациям передавать отдельные функции внутреннего контроля по закону об инсайде на аутсорсинг внутри группы компаний.

«Юридическим лицам следует при разработке правил внутреннего контроля не применять исключительно формальный подход, исходить из особенностей осуществляемой ими деятельности, а также из того, что нарушение требований и запретов закона об инсайде является грубым нарушением на финансовом рынке, сдерживающим его развитие, за которое предусмотрена ответственность. Противодействие неправомерному инсайду и манипулированию рынком на стороне участников рынка является необходимым элементом обеспечения справедливого ценообразования и равенства инвесторов на финансовом рынке», – отмечает директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Валерий Лях.

Для того чтобы участники рынка могли подготовить качественные правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями указания, предусмотрен отложенный срок вступления его в силу – 20 апреля 2020 года.

Новые требования к правилам внутреннего контроля

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

1 июня 2015 г. истекает срок приведения правил внутреннего контроля в соответствие с новыми требованиями, установленными Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 15.12.2014 N 445-П (далее — Положение N 445-П).

На какие моменты надо обратить особое внимание при подготовке нового документа?

Кто устанавливает требования к правилам внутреннего контроля?

Согласно нормам, установленным Федеральным законом N 115-ФЗ, правила внутреннего контроля для страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования разрабатываются Банком России по согласованию с уполномоченным органом и утверждаются руководителем организации. Банк России установил требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — правила внутреннего контроля), утвердив Положение N 445-П.

Когда должны начать применяться новые правила внутреннего контроля?

Положение N 445-П вступило в силу 01.03.2015 (зарегистрировано в Минюсте 09.02.2015).

Для приведения действующих правил внутреннего контроля в соответствие с новыми требованиями дано три месяца, таким образом, срок истекает 1 июня 2015 г.

Кто должен руководствоваться Положением N 445-П?

Положением N 445-П при подготовке правил внутреннего контроля должны руководствоваться страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, общества взаимного страхования.

От чего зависит порядок применения требований к правилам внутреннего контроля?

Требования, установленные Положением N 445-П, к правилам внутреннего контроля применяются организациями в зависимости от вида, к которому относится некредитная финансовая организация (Приложение 1 к Положению N 445-П).

К малым предприятиям и микропредприятиям могут быть отнесены страховые брокеры и общества взаимного страхования, которые соответствуют установленным действующим законодательством критериям (далее — малые предприятия).

К сведению. Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Страховые организации не относятся к малым и микропредприятиям.

При этом если в процессе деятельности некредитной финансовой организации возникают условия, не позволяющие отнести такую организацию к малому предприятию или микропредприятию, то к ней применяются требования Положения N 445-П, установленные в отношении остальных некредитных финансовых организаций.

Отметим, что для малых предприятий установлены упрощенные требования к правилам внутреннего контроля.

Каковы основные принципы и цели организации внутреннего контроля?

Основными принципами и целями организации внутреннего контроля являются:

  • обеспечение защиты организации от проникновения в нее преступных доходов;
  • управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
  • обеспечение независимости специального ответственного должностного лица;
  • участие специального должностного лица организации в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются организацией в целях:

  • обеспечения выполнения организацией требований законодательства РФ в указанной сфере;
  • поддержания в организации эффективности разработанной системы на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • исключения вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

При разработке правил внутреннего контроля необходимо учитывать:

  • требования действующих нормативных актов;
  • вид и масштаб деятельности организации;
  • ее организационную структуру;
  • характер продуктов (услуг), предоставляемых клиентам;
  • уровень риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Какие программы должны быть включены в правила внутреннего контроля?

Правила внутреннего контроля являются комплексным документом организации или комплектом документов (обязательно должен быть перечень таких документов). Процедуры, необходимые для реализации правил внутреннего контроля, не предусмотренные Положением N 445-П, могут содержаться в других внутренних документах организации, не входящих в состав правил внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы:

— программу организации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В организации из числа ее сотрудников назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. В малых предприятиях эту функцию может выполнять руководитель.

Ответственный сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 05.12.2014 N 3470-У.

Организация информирует в письменной форме соответствующее подразделение Банка России о назначении ответственного сотрудника.

В организациях, не относящихся к малым, создается самостоятельное подразделение либо определяется входящее в структуру организации подразделение, в компетенцию которого будут входить рассматриваемые вопросы. Данное подразделение не может состоять менее чем из двух сотрудников организации.

В данную программу включаются положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, о функциях и полномочиях сотрудников подразделения, порядок взаимодействия сотрудников, порядок документального фиксирования полученной информации (документов), порядок хранения данной информации (документов), порядок взаимодействия с клиентами и иные положения;

— программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. Данная программа разрабатывается с учетом требований к идентификации организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением Банка России от 12.12.2014 N 444-П. Организация может разработать самостоятельные программы идентификации для каждой категории лиц: клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также вправе определить свои факторы, на основании которых физическое лицо будет признано организацией бенефициарным владельцем;

— программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций (заключения сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также по определению риска вовлеченности организации и ее сотрудников в использование услуг организации в указанных целях. Оценка риска проводится в отношении всех клиентов, за исключением случаев, установленных законом, при которых идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится;

— программу выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Программа выявления операций должна содержать процедуры в отношении установленных законом операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации организацией правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включаются порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в Интернете, порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, порядок фиксирования информации о примененных мерах, основания применения данных мер, иные положения по усмотрению организации, а также порядок прекращения действий по замораживанию денежных средств в установленных случаях;

— программу, определяющую порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом. В программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции включаются перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, положения о факторах, влияющих на принятие данного решения, иные положения по усмотрению организации, а также порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

— программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. В случае если организация на основании договора поручила кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, такая организация должна разработать программу, определяющую порядок ее взаимодействия с кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации. В указанную программу включаются порядок заключения соответствующих договоров с кредитными организациями, процедура идентификации, порядок и сроки передачи полученных сведений, порядок осуществления организацией контроля за соблюдением кредитными организациями установленных требований по идентификации, иные положения по усмотрению организации;

— программу подготовки и обучения кадров организации в указанной сфере;

— программу, определяющую порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с лицами, которым поручено проведение идентификации (в случае поручения некредитной финансовой организацией проведения идентификации иным лицам);

— иные программы, разработанные организацией по своему усмотрению.

* * *

1 июня 2015 г. истекает срок, установленный для приведения в соответствие с действующими требованиями, установленными Положением N 445-П, правил внутреннего контроля страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховыми брокерами и обществами взаимного страхования.

Для страховых брокеров и обществ взаимного страхования, которые соответствуют критериям малого предприятия или микропредприятиям, установлены упрощенные требования к правилам внутреннего контроля.

Н.А.Петрова

Эксперт журнала

«Страховые организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

«Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации» (утв. АРБ) (ред. от 13.03.2013)

  • Типовые правила
    • 1. Общие положения
    • 2. Перечень нормативных правовых актов, применяемых в процессе организации внутреннего контроля
      • 2.1. Перечень нормативных документов, используемых в процессе организации специального внутреннего контроля при осуществлении Банком деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг
    • 3. Термины и сокращения
    • 4. Программа организации системы ПОД/ФТ
      • 4.1. Общая структура системы ПОД/ФТ
      • 4.2. Положение о статусе, функциях, правах и обязанностях Ответственного сотрудника, принципах и порядке его взаимодействия с Руководителем Банка
      • 4.3. Порядок (схема) взаимодействия Ответственного сотрудника, сотрудников Подразделения по ПОД/ФТ с сотрудниками иных подразделений Банка
      • 4.4. Перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых Банком исключительно для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе сведения об их разработчиках
      • 4.5. Порядок взаимодействия с Клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий ДБО
      • 4.6. Порядок документального фиксирования информации (документов), полученных при реализации Правил внутреннего контроля
      • 4.7. Порядок хранения информации (документов), полученной(ных) в результате реализации Правил внутреннего контроля
      • 4.8. Порядок участия в реализации Правил обособленных и внутренних структурных подразделений Банка, расположенных на территории Российской Федерации, а также порядок взаимодействия Банка с такими подразделениями при реализации Правил. Ответственность должностных лиц при реализации Правил
      • 4.9. Порядок взаимодействия Банка с дочерними организациями, филиалами и представительствами, расположенными за пределами территории Российской Федерации, по вопросам ПОД/ФТ
      • 4.10. Порядок информирования сотрудниками Банка, в том числе Ответственным сотрудником, Руководителя Банка и Службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками Банка
      • 4.11. Контроль за реализацией Правил внутреннего контроля
      • 4.12. Порядок обеспечения конфиденциальности информации
    • 5. Программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя
      • 5.1. Общие положения
      • 5.2. Распределение компетенции при осуществлении идентификации
      • 5.3. Порядок идентификации Клиентов и их Представителей
      • 5.4. Порядок идентификации Выгодоприобретателей
      • 5.5. Сведения, получаемые в целях идентификации
      • 5.6. Документы, получаемые в целях идентификации
      • 5.7. Особенности процедуры идентификации отдельных категорий Клиентов
      • 5.8. Процедура упрощенной идентификации Клиентов — физических лиц
      • 5.9. Порядок проверки информации о Клиенте, его Представителе и Выгодоприобретателе
      • 5.10. Порядок документального фиксирования сведений о Клиентах, их Представителях и Выгодоприобретателях
      • 5.11. Ведение Анкет (досье) Клиента в АБС (программном комплексе Банка)
      • 5.12. Ведение Анкет (досье) Клиентов на бумажном носителе
      • 5.13. Порядок обновления сведений о Клиентах и Выгодоприобретателях
      • 5.14. Порядок обеспечения доступа сотрудников Банка к информации, полученной при проведении идентификации
    • 6. Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
      • 6.1. Организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
      • 6.2. Методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска Клиента
      • 6.3. Порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска Клиента
      • 6.4. Методика выявления, оценки и пересмотра риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска продукта/услуги
      • 6.5. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском Клиента и риском использования услуг Банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с указанием периодичности их проведения
      • 6.6. Способы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе перечень предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию
      • 6.7. Порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска Клиента и определения риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
      • 6.8. Особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска, рассматриваются в соответствующих Программах и Порядках настоящих Правил. Порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска реализуется также в соответствии с Порядком документального фиксирования и Порядком хранения информации
    • 7. Программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
      • 7.1. Общие положения
      • 7.2. Распределение обязанностей между подразделениями
      • 7.3. Порядок действий при оценке соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или признакам, указывающим на необычный характер сделки
      • 7.4. Особенности выявления операций, осуществляемых с использованием дистанционного банковского обслуживания
      • 7.5. Порядок действий при проведении углубленной проверки документов и сведений о Клиенте или операции Клиента
      • 7.6. Механизм взаимодействия при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю и необычных операций (сделок). Порядок формирования и направления сообщения о выявленной операции
      • 7.7. Порядок, основания и срок принятия Ответственным сотрудником решения о квалификации операции Клиента
      • 7.8. Перечень мер, принимаемых Банком в отношении Клиентов и их операций
      • 7.9. Порядок документального фиксирования сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных операциях (сделках)
      • 7.10. Порядок представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных операциях (сделках) в Уполномоченный орган
    • 8. Программа организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
      • 8.1. Отказ от заключения договора банковского счета (вклада)
      • 8.2. Отказ от выполнения распоряжения Клиента о совершении операции
      • 8.3. Формирование сообщений об отказе от заключения договора, банковского счета (вклада) и об отказе от выполнения распоряжения Клиента о совершении операции
    • 9. Программа взаимодействия с лицами, которым поручено проведение идентификации
      • 9.1. Общие положения
      • 9.2. Порядок осуществления контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации клиентов и их представителей, установлению и идентификации выгодоприобретателей
      • 9.3. Порядок принятия мер по приведению деятельности Лиц, которым поручено проведение идентификации, в соответствие с требованиями законодательства в сфере ПОД/ФТ и условиями заключенных договоров
    • 10. Программа приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом
      • 10.1. Общие положения
      • 10.2. Порядок приостановления операций с денежными средствами и иным имуществом Клиентов
    • 11. Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ
    • 12. Программа проверки внутреннего контроля
  • Приложение 1. Перечень видов операций, подлежащих обязательному контролю
  • Приложение 2. Признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор)
  • Приложение 3. Признаки возможного осуществления фиктивной хозяйственной деятельности
  • Приложение 4. Сообщение о необычной операции (сделке) либо операции, в отношении которой возникли подозрения, что она может подлежать обязательному контролю
  • Приложение 5. Предписание о приостановлении операции

Открыть полный текст документа

Порядок работы с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ: правовые аспекты.

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее также — субъекты противолегализационного контроля, антиотмывочной деятельности, первичные агенты финансового мониторинга), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее – Правила, ПВК в целях ПОД/ФТ).

Такие правила должны соответствовать требованиям, утверждаемым Правительством РФ или ЦБ РФ для поднадзорных ему первичных агентов финансового мониторинга (по согласованию с уполномоченным органом).

В настоящее время указанные требования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

  • в постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)» (далее — постановление Правительства РФ № 667). Действие этого документа не распространяется на кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации, страховых брокеров, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды;
  • в Положении Банка России от 02.03.2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 375-П);
  • в Положении Банка России от 15.12.2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 445-П).

Указанные требования по-разному регулируют отдельные элементы порядка работы с ПВК. Эти различия обусловлены не только разной ролью в сфере финансового мониторинга, которую играют те субъекты, которым они адресованы, но и тем, что Правительство РФ, Росфинмониторинг, который готовил соответствующий документ для утверждения Правительством России, и ЦБ РФ проводят в жизнь отличающиеся друг от друга подходы к этой работе.

Правовая природа и структура правил внутреннего контроля.

Для ответа на отдельные вопросы по процедуре работы с Правилами важно определить их правовую природу.

ПВК в целях ПОД/ФТ по своему правовому статусу являются локальным (корпоративным) нормативным актом, положения которого обязательны для всех сотрудников организации или для индивидуального предпринимателя, на которых они распространяют свое действие. Под локальными (корпоративными) нормативно-правовыми актами применительно к сфере антиотмывочной деятельности понимаются внутренние документы первичных агентов финансового мониторинга, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливающие их права и обязанности, права и обязанности всех или отдельных категорий сотрудников в определенной сфере деятельности. Признак «корпоративный» указывает на источник соответствующих правовых норм. Признак «локальный» говорит о месте Правил в системе источников права и указывает на масштаб их действия.

ПВК в целях ПОД/ФТ могут представлять из себя комплексный документ или комплект документов, определяемый субъектом антиотмывочной деятельности. Правила регламентируют деятельность таких лиц и должны содержать описание совокупности принимаемых им мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в указанных целях.

Порядок разработки правил внутреннего контроля.

Правила разрабатываются самими субъектами противолегализационного контроля и утверждаются руководителем организации. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то указанный документ утверждается им лично.

На мой взгляд, имеется системная проблема, связанная с уровнем данного локального нормативного права. Как известно, в корпоративных организациях, в том числе хозяйственных товариществах и обществах, единоличный или коллегиальный орган управления подчиняется решениям общего собрания учредителей, участников, акционеров либо совета директоров. К сожалению, на практике основные акционеры (участники), представители совета директоров нередко вмешиваются в повседневную производственную жизнь, дают те или иные указания, которые подчас выходят за рамки локальных нормативных актов. Так, я был свидетелем того, как председатель совета директоров, являющийся одним из основных акционеров компании, дал указание генеральному директору не проводить идентификацию конкретного клиента, который, как он сказал, является очень уважаемым и авторитетным человеком. Что и было исполнено.

Полагаю, что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы повысить уровень ПВК в целях ПОД/ФТ, установив, что они должны утверждаться либо советом директоров или аналогичным ему органом, либо общим собранием, если коллегиальный орган учредителей, участников, акционеров не создается.

Конечно, само по себе изменение уровня утверждения Правил не служит стопроцентной гарантией от их нарушения по воле учредителей, участников, акционеров, но несомненно сыграет позитивную роль в повышении значения и роли противолегализационного контроля в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Изменение уровня утверждения Правил не скажется на оперативности их принятия или изменения, поскольку они могут утверждаться в том числе путем заочного голосования.

К тому же законодательство, например, уже предусматривает необходимость утверждения положения о внутреннем аудите в субъектах страхового дела именно учредителями, участниками или акционерами (см., например, п. 3 ст. 28.2 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечу, кстати, что и законотворцам, Правительству РФ и ЦБ РФ следует задуматься над тем, чтобы изменения в Закон № 115-ФЗ и соответствующие подзаконные акты вносить реже, объединяя все новеллы, подготовленные на каждый конкретный момент. Когда в Закон № 115-ФЗ за 17 лет его действия внесены изменения уже более чем 50-тью федеральными законами, то это явно показатель низкого качества техники законодательной работы.

К сожалению, ни Закон № 115-ФЗ, ни нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ не регулируют вопрос о сроках первичной разработки Правил. Этот вопрос может иметь принципиальное значение в тех случаях, когда противолегализационное законодательство расширяет перечень первичных агентов финансового мониторинга или при создании нового юридического лица, либо регистрации индивидуального предпринимателя, ведь отсутствие Правил уже само по себе образует, как минимум, состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Более того, отсутствие ПВК в целях ПОД/ФТ может привести и к иным нарушениям антиотмывочного законодательства, скажем, к тому, что не будут направляться в Росфинмониторинг уведомления о сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, и т.д.

Понятно, что надзорные органы не будут проводить проверку на следующий день после вступления в силу соответствующих новелл или сразу после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо получения ими соответствующей лицензии, но получается, что здесь все зависит от усмотрения конкретных чиновников Росфинмониторинга или сотрудников ЦБ РФ, а в случае доведения дела до суда – и судей.

В этой связи полагал бы целесообразным установить предельный срок разработки ПВК в целях ПОД/ФТ в Законе № 115-ФЗ. Оптимальным таким сроком, учитывая какой сложный характер и по содержанию и по объему в настоящее время должны иметь Правила, представляется срок в три месяца с момента вступления в силу норм, относящих конкретный вид участников гражданского оборота к числу субъектов противолегализационного контроля, если иное не установлено данным законом, либо с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, когда для занятия той или иной деятельностью требуется получение лицензии, — получения ими такого официального разрешения. Почему именно такой срок? Во-первых, требуется подобрать специальное должностное лицо, обеспечить прохождение им соответствующего обучения, назначить на должность, а он затем должен подготовить проект Правил, этот документ должен быть рассмотрен руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, а, если им сделаны замечания, то нужно определенное время для устранения недочетов и, наконец, утвердить их. И это все при том условии, что первые месяцы работы всегда самые напряженные, так как требуется одновременно решать множество самых разнообразных вопросов.

Внесение изменений в правила внутреннего контроля.

Правила организациями, поднадзорными Росфинмониторингу, должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 1(1) постановления Правительства РФ № 667). Кредитным и некридитным финансовым организациям для этого предоставляется три месяца с момента вступления таких нормативных актов в действие, если в них прямо не установлено иное (соответственно — абз. 2 и 3 п. 1.9. Положения № 375-П и абз. 2, 3 п. 1.10 Положения № 445-П).

Такое существенное различие в сроках трудно объяснить какими-либо объективными причинами. Безусловно, сейчас нормативное регулирование ПОД/ФТ для кредитных и некредитных финансовых организаций заметно сложнее и объемнее, чем для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, но не настолько, чтобы соответствующий срок был в три раза больше. Полагаю, что здесь основная причина этих различий носит сугубо субъективный характер.

Вследствие сказанного неизбежно возникает вопрос о необходимости унификации указанных сроков. Считал бы целесообразным остановиться на сроке в три месяца. Почему? Во-первых, далеко не у всех субъектов антиотмывочной деятельности есть юристы, а тем более юридические службы, хорошо подготовленные специалисты в области ПОД/ФТ, что для них объективно затрудняет своевременное получение информации о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ и нормативные акты в этой сфере. Во-вторых, изменения противолегализационных нормативных актов подчас носят столь значительный характер, что для их изучения и осмысления требуется достаточно длительное время. При этом нельзя не учитывать, что первичные агенты финансового мониторинга в это время продолжают осуществлять свою основную производственную деятельность. В-третьих, жизнь убедительно показала, что внесение изменений в ПВК в целях ПОД/ФТ в течение трех месяцев структурами, поднадзорными ЦБ РФ, которые в силу специфики их деятельности находятся что называется на переднем крае борьбы с ОТ/ФТ не приводит к каким-либо негативным последствиям для этой сферы.

Важное практическое значение имеет методология внесения изменений в Правила. Чаще всего специальное должностное лицо выбирает из текста законодательного или нормативного акта те положения, которые изменены или внесены в них дополнительно, и затем вносит их в текст ПВК в целях ПОД/ФТ. Это достаточно экономный по времени и затратам сил метод. Причем, когда речь идет о внесении небольших по объему изменений, он себя оправдывает в полной мере. Однако в случае, когда требуется значительное изменение Правил, он может дать сбои.

По этой причине рекомендовал бы в таких ситуациях действовать иначе – вносить в текст Правил все новые или измененные положения законодательных или нормативных актов, касающиеся данного субъекта антиотмывочной деятельности, а потом уже дополнять этот текст теми позициями ПВК в целях ПОД/ФТ, которые дополняют и уточняют новые положения. Это более трудоемкий способ, но он гарантирует от любых упущений, неточностей относительно законодательных или иных нормативных новелл.

Кстати, я всегда советую рассматривать Правила как сугубо рабочий документ, который должен обеспечивать эффективное выполнение первичным агентом финансового мониторинга и его сотрудниками задач противолегализационного контроля. Для того, чтобы данный документ мог в полной мере способствовать выполнению такой задачи, в них нужно вносить изменения и дополнения и в том случае, когда в ходе реализации конкретных мероприятий были выявлены недостатки или пробелы правового регулирования, когда появились новые перспективные идеи и способы работы, а не только когда изменились нормативно-правовые акты в сфере антиотмывочной деятельности.

В практике возник следующий вопрос относительно изменений Правил – можно ли вносить в них соответствующие поправки, если в Закон № 115-ФЗ новеллы уже внесены, но в действие они ещё не вступили? Ответ утвердительный. Скажу больше, это даже удобнее, поскольку не надо решать ещё одну учетную задачу – как бы не пропустить в будущем время для соответствующих изменений ПВК в целях ПОД/ФТ. Но при этом, с учетом правовой природы данного документа, необходимо понимать последствия такого акта. В частности, если последствия основаны на новых нормах закона, то пока не вступили в действие его новые нормы, такие последствия применять нельзя.

Так, 28 января этого года вступили в действия изменения Закона № 115-ФЗ в части предъявления к специальным должностным лицам кредитных и некредитных организаций требований о соответствии нормам деловой этики, когда это предусмотрено законами, регулирующими деятельность таких структур. Если то или иное лицо таким требованиям не соответствует, то оно может быть уволено из-за обнаружившегося несоответствия занимаемой должности. Так вот, увольнение по данной причине может иметь место лишь после вступления в действие соответствующей норм законодательства. Не могут также предъявляться к клиентам и их представителям новые требования, если соответствующие законодательные новеллы ещё не действуют.

Если последствия носят организационный или технический характер, например, изменяется методика действий, то новые правила можно применять сразу, как утверждена новая редакция ПВК в целях ПОД/ФТ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 967-р г. Москва

Утвердить прилагаемые рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации определяют единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — операции), указанными в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно — организации, Федеральный закон), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — правила внутреннего контроля).

2. Правила внутреннего контроля содержат порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные настоящими рекомендациями.

3. В организации в соответствии с Федеральным законом назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо).

4. В организации (с учетом особенностей ее организационной структуры, штатной численности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями) формируется или определяется структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма под руководством специального должностного лица, что отражается в правилах внутреннего контроля. При наличии у организации филиалов в штате каждого филиала также может быть назначено специальное должностное лицо, что отражается в правилах внутреннего контроля.

5. В правилах внутреннего контроля регламентируются функции, полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо.

II. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

6. В правила внутреннего контроля включаются следующие программы его осуществления:

а) программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1 1 и 1 2 статьи 7 Федерального закона (далее — программа идентификации);

б) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);

в) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций, подлежащих обязательному контролю);

г) программа документального фиксирования информации;

д) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;

е) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа подготовки и обучения сотрудников организации);

ж) программа проверки внутреннего контроля;

з) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);

и) иные программы осуществления внутреннего контроля по усмотрению организации.

7. Программа идентификации разрабатывается с учетом положений Федерального закона, а также требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.

При разработке программы идентификации целесообразно предусматривать использование анкетирования — составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе.

8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:

а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

б) дата и место рождения;

в) адрес места жительства (регистрации);

г) адрес места пребывания;

д) гражданство;

е) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер документа, дата выдачи и орган, его выдавший);

ж) данные миграционной карты (при наличии) (серия и номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);

з) данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (серия (при наличии) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания));

и) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:

а) наименование юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;

в) государственный регистрационный номер;

г) место государственной регистрации;

д) местонахождение.

10. В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

11. При идентификации юридических лиц особое внимание обращается на следующие данные:

а) состав учредителей (участников) юридического лица;

б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;

в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимость имущества юридического лица.

12. В программе идентификации предусматривается порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных).

13. В программе идентификации предусматривается порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, учитывающий обязанности организаций, установленные статьей 7 3 Федерального закона, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

14. В программе идентификации предусматривается порядок периодического (как правило, не реже одного раза в год) обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также обновления информации о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

15. По программе оценки риска организация в зависимости от специфики ее деятельности и специфики деятельности ее клиентов осуществляет оценку риска в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральной службой по финансовому мониторингу.

16. Для оценки риска, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения. Если операции (деятельность) клиента отнесены к высокому риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом.

17. В программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, организации устанавливают порядок выявления операций (сделок) со следующими признаками:

а) запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

б) несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

в) неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

18. Для целей выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей ее деятельности, а также рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

19. В программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, предусматривается порядок изучения организацией оснований и целей совершения всех подобных операций (сделок), а также фиксирования в письменной форме полученных результатов.

20. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) предусматривается составление сотрудником организации, выявившим указанную операцию (сделку), сообщения — документа, содержащего сведения об указанной операции (сделке) (далее — сообщение об операции), по форме, утверждаемой руководителем организации. Рекомендации по включаемым в сообщение об операции данным утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

21. Сообщение об операции незамедлительно передается специальному должностному лицу для принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации. О решении специального должностного лица в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

22. При наличии оснований руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента операцией (сделкой), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу. О решении руководителя организации в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

23. При выявлении признаков необычной операции (сделки) рекомендуется проанализировать иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

24. При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков организация также может предпринять следующие действия:

а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);

б) обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими рекомендациями ко всем операциям (сделкам) этого клиента;

в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

25. О действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков, в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

В случае подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента необычной операцией (сделкой) в соответствии с требованиями Федерального закона и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу. О решении руководителя организации в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

26. Программа документального фиксирования информации предусматривает в том числе порядок документального фиксирования информации, предусмотренной Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной необходимой информации.

27. По операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, документально фиксируется информация, установленная Федеральным законом.

28. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

29. Организация фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.

30. Программа подготовки и обучения сотрудников организации разрабатывается с учетом положений Федерального закона, а также требований к подготовке и обучению кадров организаций, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.

31. Программа проверки внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

32. В программе проверки внутреннего контроля следует предусмотреть проведение на систематической основе проверок осуществления внутреннего контроля в организации, представление письменных отчетов руководителю организации по их результатам, а также порядок принятия решений по выявленным нарушениям и контроля за их исполнением.

33. Отчет по результатам проведения проверок внутреннего контроля должен содержать:

а) сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля;

б) сведения о мерах, необходимых для устранения нарушений;

в) иные сведения.

34. При разработке программы хранения информации обеспечивается хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:

а) документов, содержащих сведения о клиенте организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, а также иных документов, относящихся к деятельности клиента (в том числе документов деловой переписки и иных документов по усмотрению организации);

б) документов, касающихся соответствующих операций (сделок) клиентов и сообщений об операциях (сделках);

в) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);

г) иных документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

35. В программе хранения информации предусматривается хранение информации и документов таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

36. Учет и хранение информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления, осуществляет специальное должностное лицо.

37. Программы, указанные в пункте 6 настоящих рекомендаций, разрабатываются с учетом специфики деятельности организации.

38. Правила внутреннего контроля и программы его осуществления предусматривают обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких программ.

В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.

К «иным лицам» 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Для аудиторов, агентов недвижимости, финансовых компаний, операторов связи и других субъектов, указанных в 115-ФЗ действуют другие нормативные требования.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в «черный список ФАТФ», следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Изменения в законодательстве в 2018 г. связаны с проверкой ФАТФ, которая прошла в марте 2019 г., а также несоблюдением ряда рекомендаций Россией (четвертый ряд оценок ФАТФ), поэтому было выпущено множество писем, информационных сообщений и рекомендаций Росфинмониторинга, внесены изменения в сам 115-ФЗ и в связанные с ним нормативные акты.

Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

Если кратко, то чеклист состоит из трех пунктов:

  1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
  3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

Шаг первый. Регистрация в Личном кабинете.

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Если у вас отсутствует электронная подпись, то нужно заполнить на сайте заявку, подписать, поставить печать и отправить Почтой России по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
  2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

При формальном соблюдении требований законодательства при написании ПВК штрафа не будет, но могут написать замечание в акте проверки. В правила обязательно включаются все программы, указанные в Постановлении № 667: идентификации, изучение клиента, выявление операций и другие.

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  • Обучение СДЛа.

Лицо, планирующее осуществлять функции ответственного сотрудника, обязано пройти целевой инструктаж единожды до начала осуществления функций. Целевой инструктаж проходят один раз в жизни. По итогам обучения выдается документ (акт, свидетельство, иной) подтверждающий участие СДЛа в мероприятии.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА). Таковыми сведениями являются (перечислены лишь некоторые из них!):

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

Также необходимо обеспечить хранение сообщений, анкет, заявлений и иных документов в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Фиксирование информации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

Если есть такие основания, то ответственный сотрудник обязан составить сообщение (форма сообщения устанавливается в правилах, образец есть в приложении к этой статье).

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);

При наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции (сделки).

  • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При наличии указанных критериев, Ответственный сотрудник выносит решение о необходимости отправки сообщения в Росфинмониторинг. При положительном вердикте сделку называют подозрительной.

  • Операции, признанные подозрительными.

При наличии подозрений (признаков необычной сделки) в легализации, общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). После уведомления Информация о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка, корректировка, отправка ФЭС происходит через Личный кабинет при помощи электронной подписи. При невозможности отправки, возможно направление сообщения Почтой России. При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете. Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил.

3. Представление сообщений – оценка направленных сообщений без нарушений. Это сформированные ФЭС о необычных (подозрительных операций), операций обязательно контроля, сообщения о рисках.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе «Обучение» (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!

Внимание! При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации материала — 09.07.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Данной публикацией мы начинаем цикл статей под общим названием «Не надо так!»

Мы поделимся своим опытом работы в сфере финмониторинга и ПОД/ФТ, а также дадим советы и рекомендации о том, чего следует избегать при выстраивании системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В первую очередь, данная информация будет полезна тем, кто не располагает достаточными трудовыми и финансовыми ресурсами для найма штатного квалифицированного специалиста в сфере ПОД/ФТ, который мог бы фанатично и дотошно выполнять требования «антиотмывочного» законодательства так, как этого хотелось бы представителям надзора. Иначе говоря, будем говорить об оптимизации и упрощении работы по ПОД/ФТ.

За годы работы нам довелось повидать десятки, а может быть, и сотни различных вариантов ПВК по ПОД/ФТ. И практически каждый из них начинался перечислением терминов и определений, используемых далее в тексте документа.

Этот широко применяемый прием позволяет оптимизировать громоздкие формулировки, раскрывает значение аббревиатур и знакомит читателя с наиболее важными понятиями, встречающимися в тексте. Так, например, удобно использовать аббреватуры «ПОД/ФТ», «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ», «ОД/ФТ», «Перечень», «Решение МВК»

Вместе с тем, важно не переборщить… Речь идет о включении в текст ПВК по ПОД/ФТ так называемых «легальных» терминов и определений, то есть тех понятий, содержание которых закреплено на законодательном уровне.

В этом случае неважно, процитированы или нет в Правилах соответствующие формулировки закона. Содержание «легальных» терминов общеизвестно и является одинаковым для всех.

Конечно, для удобства читателя неплохо было бы иметь под рукой все необходимые расшифровки терминологии. Тем более, что и представители надзора часто ратуют за то, чтобы Правила были настоящим учебным документом, руководством к действию. Высказывается даже мнение, что у читателя ПВК не должно возникнуть потребности в обращении к иным источникам информации, пусть даже это будет сам Федеральный закон N 115-ФЗ. Тем, кто хотя бы раз пытался самостоятельно разработать ПВК, ясно, что воплотить подобное в реальности можно, только процитировав в ПВК по ПОД/ФТ все законодательство по ПОД/ФТ. В этом случае Правила «раздуются» не менее чем на 300-400 страниц.

Но цитирование терминов из Федерального закона N 115-ФЗ, как правило, занимает всего одну-две страницы текста, поэтому многим это кажется вполне приемлемым.

Однако впоследствии потребуется обновлять ПВК по ПОД/ФТ при каждом незначительном изменении понятий, приведенных в статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ.

Так, например, в редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 30.06.2018 было изменено содержание общего для всех субъектов ПОД/ФТ понятия «идентификация».

В 57-й редакции закона скорректированы термины «организация внутреннего контроля» и «осуществление внутреннего контроля».

Подробнее…

О возможных последствиях изменения термина «осуществление внутреннего контроля» читайте в статье 115-ФЗ. Эпизод 57. Скрытая угроза.

В оправдание подхода о необходимости отражения в ПВК по ПОД/ФТ «легальных» терминов можно сослаться на некие пожелания проверяющих, или субъективные замечания и претензии к тексту ПВК по ПОД/ФТ. Мы же в ответ порекомендуем еще раз ознакомиться с документами, определяющими требования к ПВК по ПОД/ФТ — Постановлением Правительства N 667 и Положением Банка России N 445-П. Там нет указаний на необходимость обязательного раскрытия в тексте Правил каких-либо терминов и сокращений.

А как надо?!

Конечно, совсем без расшифровки терминов в ПВК не обойтись.

Можно ввести сокращения для ключевых нормативных актов: «Федеральный закон N 115-ФЗ» (или просто «Федеральный закон»), «Положение N 445-П», «Приказ N 366». Удобно предусмотреть сокращения для основных понятий: «Ответственный сотрудник» (или «СДЛ»), «Перечень обучаемых», «риск клиента», «ИПДЛ», «ФЭС» и т.д.

Содержание некоторых терминов целесообразно раскрывать в Правилах с учетом отраслевой специфики субъекта ПОД/ФТ. Так, например, термин «клиент» по-разному определяется Федеральным законом N 115-ФЗ, Положением N 445-П (для НФО) и Приказом N 366 (для неНФО). По разному звучат и названия программ осуществления внутреннего контроля включаемых в ПВК по ПОД/ФТ.

Для перекрестных ссылок в тексте на разные разделы Правил также целесообразно ввести сокращения: «Программа идентификации», «Программа изучения», «Программа по замораживанию (блокировнию)», «Программа обучения» и т.д.

Для «привязки» Правил к общим «легальным» терминам рекомендуем начать раздел «Термины и определения» формулировкой примерно следующего содержания:

В тексте настоящих правил помимо понятий, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», используются следующие термины, определения и сокращения:

Делитесь своим опытом!

Если в Вашей практике были (или возникнут) ситуации, когда вышеизложенные рекомендации были (или будут) критически восприняты надзорными органами, пожалуйста, сообщите об этом нам.

Мы постараемся Вам помочь и сделаем данную статью более информативной.

Важно

Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Информационное сообщение

Типовые правила внутреннего контроля

Типовые Правила внутреннего контроля АПСБ

Примечание к ПВК по выделенным строкам:

— строки выделенные бирюзовым цветом говорят о том, что в разных организациях возможны разные варианты.

— сиреневым цветом выделены строки, в которые были внесены изменения.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Глоссарий

Приложение 2 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Анкета клиента

Приложение 3 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Анкета ЮЛ

Приложение 4 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Анкета ИП

Приложение 5 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Отчет по результатам проведения комиссией проверки внутреннего контроля лист 1

Приложение 5 к ПВК в целях ПОД Отчет о работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ лист 2

Приложение 6 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Необычные характер сделки

Приложение 7 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Обязательный контроль

Приложение 8 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Форма внутреннего сообщения

Приложение 9 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Лист учета обучения

Приложение 10 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Повышенный риск

Приложение 11 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ ФХД

Приложение 12 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ журнал публичных должностных лиц

Приложение 13 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ План обучения лист 1

Приложение 13 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ План обучения лист 2

Приложение 13 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал учета обучения сотрудников лист 3

Приложение 13 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Перечень сотрудников лист 4

Приложение 14 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал учета по блокированию принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества

Приложение 15 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Акт проверки

Приложение 16 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал учета выплат и гуманитарного пособия

Приложение 17 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Внутреннее распоряжение о приостановлении операции

Приложение 18 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал учета информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом

Приложение 19 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Распоряжение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции

Приложение 20 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал отказов от выполнения распоряжений клиентов о совершении операций

Приложение 21 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Рисковые услуги

Приложение 22 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Лист инструктажа

Приложение 23 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал взаимодействия с клиентами

Приложение 24 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Журнал учета получения Ответственным сотрудником информации, размещаемой на официальном сайте Росфинмониторинга

Приложение 25 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Внутреннее распоряжение о блокировании денежных средств или иного имущества

Приложение 26 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации

Приложение 27 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Вводный инструктаж

Приложение 28 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Целевой инструктаж

Приложение 29 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ О прекращении действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Приложение 30 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ О частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Приложение 31 к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ О прекращении приостановления операции (сделки).

Архив ПВК

Типовые ПВК АПСБ редакция 1

Типовые ПВК АПСБ редакция 2

Типовые ПВК АПСБ редакция 3

Типовые ПВК АПСБ редакция 4

Типовые ПВК АПСБ редакция 5

Типовые ПВК АПСБ 5.1

Типовые ПВК АПСБ 5.1(корректир.)

Типовые ПВК АПСБ редакция 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *