Правила о госзакупках

Проведение государственных закупок регулируется, в первую очередь, на федеральном уровне. Такое регулирование осуществляется для того, чтобы сделать проводимые в интересах удовлетворения потребностей государства закупки максимально прозрачными, так как главная цель проводимых в настоящее время изменений системы государственных закупок и государственного заказа – это изменение всей существующей контрактной системы. На сегодняшний день проводимые трансформационные процедуры в сфере государственных закупок нужны для того, чтобы максимальным образом сделать прозрачным весь процесс осуществления закупок для всех участников проводимых закупочных процедур.

Проводимые процедуры имеют специальный регламент, а также ряд требований, которые предъявляются ко всем участникам таких закупок, а также специфические требования, которые предъявляются к участникам конкретных процедур.

Содержание

Требования ко всем участникам проводимых закупочных процедур

Проводимые процедуры, главной целью которых является обязательное исполнение нужд того или иного государственного заказчика, предъявляют к потенциальным участникам ряд требований, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Потенциальный участник, который не исполнил указанные требования или не соответствует предъявляемым параметрам, может быть не допущен к участию в той или иной закупочной процедуре.

К числу основных требований, которые предъявляются ко всем участникам, относятся:

  • подтвержденное с документальной точки зрения соответствие нормам действующего законодательства;
  • отсутствие проводимой процедуры ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие и документальное подтверждение такого факта, как проведение процедуры временного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие решений, принятых на уровне арбитражных судов о признании юридического лица несоответствующим либо о проведении в отношении него процедур назначения конкурсного управляющего;
  • отсутствие возможных административных производств в отношении юридического лица за нарушение норм действующего законодательства либо аналогичных процедур уголовного характера в отношении учредителей такого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • подтвержденное с юридической точки зрения в виде предоставления специальных документов отсутствие у потенциального участника закупочной процедуры недоимки и задолженностей по налогам и другим обязательным платежам, которые могут охарактеризовать такого участника с негативной точки зрения;
  • в том случае, если речь идет о проведении закупки, объектом в которой выступает объект интеллектуальной собственности или иной результат интеллектуальной собственности, независимо от того, о какой процедуре идет речь, потенциальный участник должен подтвердить свое обладание исключительными правами на объект такой закупки, что позволит передать права на него;
  • подтвержденное отсутствие между потенциальным участником закупочной процедуры и заказчиком, проводящим такую процедуру, возможного конфликта интересов, а также возможного взаимодействия ввиду наличия родственных связей между учредителем потенциального участника закупки и ответственным за проведение закупочных процедур лицом;
  • потенциальный участник закупки не должен обладать статусом офшорной компании;
  • на деятельность потенциального участника закупочных процедур не должны быть наложены ограничения в части участия в государственных закупках.

Кроме того, сам государственный заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным участникам.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Общие технические требования к участникам

На уровне действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок существует также и ряд требований технического характера, которые предъявляются к потенциальным участникам закупочных процедур для удовлетворения нужд государственных заказчиков.

К числу основных требований относятся:

  • наличие квалифицированной (усиленной) электронной подписи, которая должна быть оформлена на того человека, который является уполномоченным должностным лицом со стороны потенциального исполнителя на подписание контрактов независимо от того, с каким именно заказчиком заключается такой контракт;
  • наличие специальной электронной подписи, которая позволяет осуществлять все необходимые операции на электронных торговых площадках, в том числе выступать в качестве участников существующих электронных процедур;
  • наличие аккредитации на электронных торговых площадках, которые признаны в качестве используемых для осуществления государственных закупок различными заказчиками как федерального, так и регионального и муниципального уровня финансирования;
  • наличие специально созданных финансовых счетов, на которые зачисляются средства для подтверждения участия в электронных торгах (прикрепляется к электронной торговой площадке) и для перечисления обеспечения исполнения контракта (в случае если государственный или муниципальный заказчик установил требование о необходимости такого рода финансовой гарантии).

Кроме того, заказчик может также, как и с общими требованиями, устанавливать самостоятельно требования технического характера к потенциальному исполнителю своего контракта, если установление таких требований не будет расценено как ограничение возможностей конкуренции для потенциальных исполнителей.

Правила проведения государственных закупок

Проведение государственных закупок на сегодняшний день может осуществляться различными способами, которые предусмотрены в действующем законодательстве.

Подавляющее большинство государственных и муниципальных заказчиков на сегодняшний день осуществляют закупочные процедуры в соответствии с требованиями положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Однако некоторые организации, также выступающие в качестве государственных и муниципальных заказчиков, но имеющие дополнительные сферы финансирования, осуществляют также деятельность по закупкам для своих нужд на основании Федерального закона №223.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Независимо от того, о каком именно регламентирующем нормативном акте идет речь при осуществлении того или иного вида государственных и муниципальных закупок, следует учитывать, что в данной системе есть свои правила, которые должны неукоснительно соблюдаться. К таким правилам на сегодняшний день относятся:

  • прозрачность проводимых закупочных процедур, которая осуществляется во всем, начиная от размещения соответствующей информации на основании плана-графика в Единой информационной системе и до момента заключения контракта с победителем процедуры;
  • возможность обеспечения свободной конкуренции между потенциальными участниками процедур выбора исполнителя по тому или иному государственному или муниципальному контракту, а также контроль всех действий, которые предпринимаются всеми участниками закупочных процедур, с целью избежать возможного нарушения действующего законодательства;
  • наличие у всех участников закупочных процедур, независимо от того, идет речь о заказчике или исполнителе, квалифицированных сотрудников, в обязанности которых входит ведение таких закупочных процедур, а также контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;
  • наличие у всех участников контрактной системы необходимых технических средств, которые могут обеспечить качественное участие для них в проводимых процедурах государственных и муниципальных закупок.

Регламент проведения закупок

Независимо от того, о каком именно виде закупок идет речь, есть единый регламент, который касается собственно исполнения федерального законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

В частности, при осуществлении тех или иных видов закупок следует осуществить такие действия, как:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Данный шаг актуален для тех организаций, которые только образовались в качестве самостоятельного государственного или муниципального заказчика. При создании контрактной службы или при назначении контрактного управляющего следует помнить о требовании законодательства о том, что контрактная служба создается в том случае, если общий объем закупок за год составляет более ста миллионов рублей. Если объем меньше или равен этой сумме, то можно обойтись и контрактным управляющим (количество назначенных сотрудников на эту должность определяет сам заказчик исходя из того, какую именно модель контрактной службы он планирует реализовывать – созданную в виде отдельного подразделения или путем делегирования полномочий сотрудника контрактной службы сотрудникам других подразделений). При формировании данной должности или службы следует помнить, что с 1 января 2017 года действует правило о том, что каждый назначенный на эту должность сотрудник должен иметь основное профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере государственных закупок (количество часов, установленное для сотрудника, который занимается непосредственной работой с закупочными процедурами, должно составлять не менее ста восьми часов, а для руководителя, который осуществляет переговоры с Федеральной антимонопольной службой и подписывает контракты, количество часов не может быть менее сорока).
  2. Сформировать положения о собственно контрактной службе или должностях контрактных управляющих, издать приказы о создании закупочных и экспертных комиссий, а также о том, кто из сотрудников государственного или муниципального заказчика выступает в качестве ответственного лица по тому или иному профилю проводимых закупочных процедур. Приказы о назначении таких ответственных лиц чаще всего используются в тех государственных и муниципальных заказчиках, где отсутствует контрактная служба в их полном объеме, и есть фактическое разделение между сотрудниками в части разделения обязанностей по подготовке той или иной закупки.
  3. Создать план закупок и план-график на текущий год. Осуществить такое действие и разместить его в Единой информационной системе для общего доступа и возможности ознакомления всех заинтересованных лиц с представленными позициями потенциальных закупок. Создание первичного плана-графика и плана закупок, а также их размещение в ЕИС должно быть осуществлено в срок не более десяти дней с момента утверждения государственного или муниципального финансирования для того или иного заказчика.
  4. При непосредственной подготовке закупочной процедуры необходимо подготовить и разместить во всех информационных ресурсах сведения, которые описывают проводимую закупку, в том числе с позиций разъяснения объекта закупки для того, чтобы все потенциальные участники проводимой закупочной процедуры полностью ознакомились с предоставленной информацией и, в случае принятия решения об участии в той или иной процедуре, заявили о таком участии и аккредитовались на конкретную закупочную процедуру. При подготовке такой документации следует помнить о том, что должны быть соблюдены те сроки, которые предусмотрены для той или иной процедуры (уточнить все необходимые сроки можно в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» , опираясь на статьи, которые описывают ту или иную закупочную процедуру).
  5. Провести предусмотренную планом-графиком и существующей документацией закупочную процедуру, соблюдая действующие нормы законодательства, в том числе в период работы с разногласиями, которые сформулированы тем или иным участником таких закупочных процедур на основании предоставленных сведений, содержащихся в документации к закупке.
  6. Заключить контракт с победителем закупочной процедуры, который был определен на основании не только итогов самой процедуры, но и на основании протоколов, которые были сформулированы и подписаны комиссией по конкретной закупочной процедуре. В том случае, если победитель процедуры каким-либо образом уклоняется от подписания контракта, сведения о таком исполнителе должны быть переданы заказчиком в Федеральную антимонопольную службу для того, чтобы сведения о таком исполнителе были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.
  7. Принять результаты его исполнения, которые предоставлены исполнителем по контракту, признанным победителем закупочной процедуры. В рамках приемки может быть проведена экспертиза, в том числе с возможным привлечением внешних экспертных организаций. По итогам проводимой приемки осуществляется подписание итоговых документов, которые означают приемку контракта, а также становятся основанием для его оплаты самим государственным заказчиком.

Длительность данного процесса от начала до завершения путем оплаты зависит от объема тех обязательств, которые характерны для различных объектов закупки, а также для существующих закупочных процедур.

Специальные требования по процедурам закупок

При проведении различных видов торгов государственный или муниципальный заказчик вправе самостоятельно определять, какие дополнительные и специальные требования могут быть предъявлены к потенциальным участникам закупочных процедур.

Так, к участникам конкурсов и аукционов предъявляются такие специальные требования:

  • отсутствие возможных конфликтных ситуаций между заказчиком и потенциальным исполнителем, который может выражаться в наличии родственных связей между должностным лицом заказчика и потенциального исполнителя либо конфликта интересов между заказчиком и потенциальным исполнителем государственного контракта;
  • отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков, а также подтверждение того, что информация о конкретном исполнителе ранее отсутствовала либо давно исключена из такого реестра (срок такого исключения информации должен быть не менее одного года);
  • наличие достаточного количества финансовых средств у потенциального исполнителя для того, чтобы обеспечить исполнение контракта;
  • наличие специальных технических возможностей для обеспечения результатов исполнения того или иного контракта, если наличие технических возможностей является необходимым условием для надлежащего исполнения контракта;
  • наличие подтвержденной добросовестности потенциального исполнителя контракта, которая выражается в обязательном наличии ранее исполненных контрактов, исполненных без нарушения обязательств, предусмотренных ранее подписанных и завершенных контрактов.

Если речь идет о запросах котировок и предложений, то к их участникам, кроме перечисленных выше в данном разделе требований, предъявляются и другие, к которым относятся:

  • подтверждение ранее заключенных контрактов именно по итогам проведения запроса котировок или предложений, если такие контракты были исполнены без нарушения условий;
  • наличие подтвержденных возможностей исполнения контракта, особенно если процедуры проводятся для обеспечения срочных нужд государственного заказчика (например, если речь идет о необходимости участия государственного заказчика в ликвидации каких-либо последствий чрезвычайных происшествий).

Независимо от того, о какой именно процедуре идет речь, участие в государственных закупках для потенциального участника нередко требует достаточно существенных материальных затрат.

Материальные затраты при участии в государственных закупках

Для потенциального исполнителя участие в государственных закупках всегда является достаточно дорогим, так как требует большого уровня финансовой подготовки. Так, потенциальному исполнителю требуются денежные средства:

  • на регистрацию на электронных торговых площадках;
  • на оформление простой и квалифицированной электронной подписи для работы на таких площадках;
  • на средства для оплаты услуг электронной торговой площадки в рамках участия (при осуществлении закупок путем проведения электронного аукциона оплата участия заявки является обязательной на основании требований действующего законодательства);
  • на средства для внесения обеспечения исполнения контракта, которые будут зарезервированы на счету заказчика по государственному контракту до момента исполнения такого контракта.

Государственные закупки – это тщательно регламентированная процедура, для проведения которой используются специальные правила, в том числе зафиксированные в действующих нормативных актах. Кроме того, проведение регламентации тех или иных закупочных процедур осуществляется с помощью специальных требований, которые формулирует сам заказчик.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.
>Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Заканчивается 2019 год, запомнившийся, прежде всего, масштабными изменениями, внесенными в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). Сколько проклятий и стонов раздавалось по этому поводу. Как много интересного узнали о себе разработчики и служба техподдержки несчастной ЕИС, упорно не желавшей работать по новым правилам (да и по старым тоже).

Ничего, пережили и это. И как-то незаметно все стало налаживаться. А может быть, просто уже привыкли не обращать внимание на досадные недоразумения.

И вот на пороге уже 2020 год. Что нового принесет он в госзакупки. Да, на первый взгляд, ничего страшного. Большая часть изменений, вступающих в силу в начале 2020 года, касается организации работы заказчиков и носит методологический характер. В этой статье мы перечислим те изменения, которые уже приняты законодательно и ждут своего часа.

1. С 1 января 2020 года регистрация поставщиков в ЕИС становится обязательной. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752. Таким образом, с начала 2020 года принять участие в электронных процедурах по 44-ФЗ, в конкурентных закупках для субъектов МСП по 223-ФЗ или в процедурах предварительного отбора и электронных аукционах по постановлению Правительства РФ № 615 (185-ФЗ) смогут только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в Единый реестр участников закупок.

2. С 1 января 2020 года запрещается использовать в закупках квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001 (уведомление Минкомсвязи РФ от 14.11.2018). С 2020 года доступ к функционалу ЕИС будет осуществляться только с использованием сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2012. Заказчикам и участникам закупок, использующим сертификаты старого образца, необходимо до 01.01.2020 заменить их на новые.

3. С 1 января 2020 года вступают в силу постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок эксплуатации ГИС «Независимый регистратор»:

• от 28.07.2018 № 881 «Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации»;

• от 28.07.2018 № 882 «Об утверждении Правил мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы в сфере закупок, электронной площадки»;

• от 28.07.2018 № 883 «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке».

Первоначально предполагалось, что «Независимый регистратор» в полном объеме заработает с 1 октября 2019 года, однако Правительство РФ своим постановлением от 02.08.2019 № 1009 перенесло этот срок на 1 января 2020 года.

Напомним, что государственная информационная система «Независимый регистратор» призвана обеспечить независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения закупочных процедур в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия решения контролирующим органом на основе объективной информации.

4. С 1 января 2020 года вступают в силу 2 типовых контракта в области строительства:

• на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 346/пр);

• на выполнение проектных и изыскательских работ, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 347/пр).

5. С 1 января 2020 года вводятся в действия утвержденные распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р:

• перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год;

• перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;

• перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

• минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

6. С 1 января 2020 года вступают в силу утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 изменения в Требования к операторам электронных площадок и в Правила регистрации участников закупок в Единой информационной системе, касающиеся информации об исполнителях, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Согласно вступающим в силу изменениям указанная информация с 2020 года будет предоставляться заказчикам для проверки потенциальных участников закупки на соответствие требованиям п.7.1 части 1 статьи 31 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ).

7. С 1 января 2020 года должен заработать в электронном виде Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

8. С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (по закону 223-ФЗ):

• сокращается срок оплаты по контрактам с субъектами МСП с 30 календарных до 15 рабочих дней (внесено постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205);

• увеличивается минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (введено постановлением Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001) .

9. С 5 января 2020 года вступят в силу изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным Казначейством в целях ведения реестра договоров. Изменения утверждены приказом Минфина России от 10.06.2019 № 92н и уточняют перечень сведений, которые формируются в процессе ведения реестра договоров.

10. С 1 апреля 2020 года вступят в силу изменения в закон 44-ФЗ, касающиеся контроля за проведением закупок (приняты федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

• Единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и не превышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.

• Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля, и на который будут возложены полномочия по осуществлению с использованием ЕИС контроля за соответствием информации об ИКЗ и не превышением объема финансового обеспечения в извещениях относительно информации в планах-графиках, в протоколах – относительно информации в извещениях, в условиях проектов контрактов – относительно сведений в протоколах. Порядок осуществления контроля этим органом контроля будет определен Правительством РФ.

Банковские гарантии для участников закупок

На этом пока остановимся. Справедливости ради надо сказать, что в настоящее время на рассмотрении законодателей находится большое число законопроектов, касающихся изменений в закупках и некоторые из них могут быть даже приняты до конца 2019 года. Однако ожидать, что эти поправки заработают в начале 2020 года вряд ли стоит. По мнению наших экспертов, очередной большой пакет поправок в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) может быть принят не ранее весны следующего года, а заработать эти поправки смогут во второй половине 2020 года или уже в 2021 году.

Хотите быть всегда в курсе событий – читайте новости на нашем сайте или в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте». Удачных Вам закупок!

Нормативно-правовые акты в сфере размещения заказа

  • 552 от 05.06.15 (ред.16.08.18) Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок … а также требований к форме плана закупок товаров..»
  • 553 от 05.06.15 (ред.16.08.18) Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок … а также требований к форме плана-графика закупок..»
  • Сборник ПП и РП РФ для 44-ФЗ от 15.01.17 (ред.15.02.17) Сборник Постановлений Правительства РФ для нужд 44-ФЗ
  • Сборник Приказов МЭР и МФ от 15.01.17 Сборник Приказов Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина РФ для нужд 44-ФЗ
  • 544/18н от 20.09.13 (ред.29.08.14) Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 544/18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в сети «Интернет» планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»
  • 407 от 28.04.15 Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком..»
  • 567 от 02.10.13 Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • 631 от 29.10.13 Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
  • 1043 от 21.11.13 Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов»
  • 1063 от 25.11.13 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом …»
  • 1071 от 26.11.13 Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок ..»
  • 1093 от 28.11.13 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»
  • 1005 от 08.11.13 Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • 761/20н от 27.12.11 Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа..»
  • 99 от 04.02.15 Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки..»

Классификаторы

  • ОК 034-2014 от 31.01.14 (ред.17.07.19) ОКПД2 (ОК 034-2014) (изм.17.07.2019) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
  • ОК 029-2014 от 01.02.14 (ред.17.07.19) ОКВЭД2 (ОК 029-2014) (изм.17.07.2019) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • ОК 015-94 от 01.01.96 (ред.01.06.18) ОКЕИ — ОК 015-94 (МК 002-97) — Общероссийский классификатор единиц измерения

Утратившие актуальность

  • 94-ФЗ от 21.07.05 (ред.07.06.13) Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Проект 68702-6 от 22.03.13 ФКС — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12) ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034-2007 (КПЕС 2002)
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12) ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007)
  • ОК 004-93 от 01.01.94 (ред.12.12.12) ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
  • 1-ФЗ от 10.01.02 (ред.08.11.07) Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  • 1044 от 21.11.13 Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков»

Краткое содержание законов 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6–12):

  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Изменились правила проведения общественных обсуждений закупок для госнужд

    Постановлением Правительства от 11 декабря 2019 года № 1635 утверждены новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые начнут действовать с 1 января 2020 года. Одновременно с указанной даты действующие сегодня правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835 (далее – Правила от 22 августа 2016 г.), утратят свою силу.

    Принципиальным отличием нового порядка является то, что со дня его вступления в действие обязательное общественное обсуждение для осуществления закупок при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена такого контракта не превышает 2 млрд руб., проводиться не будет. Не предусматривается также и проведение общественного обсуждения госзакупок в два этапа.

    Напомним, сегодня проведение общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд проводится в два этапа с направлением протоколов их проведения в органы, подведомственные Минфину России. Обязательно проведение общественного обсуждения для контрактов при начальной (максимальной) цене, равной или превышающей 1 млрд руб., но предусмотрены исключительные случаи, когда не требуется обязательное общественное обсуждение, в частности, при осуществлении госзакупок:

    • с применением закрытых способов определения поставщиков. Согласно ст. 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) такие способы применяются только в случаях закупок товаров (работ, услуг) необходимых для обеспечения федеральных нужд, составляющих государственную тайну; заключения контрактов, где договором предусматриваются отношения в части страхования, транспортировки и охраны ценностей Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, рукописей, документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение; закупок по услугам уборки помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (подп. «а» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
    • в рамках гооборонзаказа (подп. «б» п. 2 разд 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
    • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений (подп. «в» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
    • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона № 44-ФЗ (подп. «г» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.). Следует отметить, что последнее основание новым постановлением исключено из перечня тех госзакупок, по которым общественное обсуждение может не проводиться.

    Период проведения общественного обсуждения не подвергся изменению: его начало обозначено с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок плана-графика закупок и соответствующей информации об этом и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона № 44-ФЗ. Закреплены положения об определении круга заказчиков, уполномоченных проводить общественное обсуждение, и его участников, которые могут оставлять замечания или предложения по поводу размещенного заказа, а также срок рассмотрения заказчиком таких замечаний и предложений.

    Помимо этого, как известно, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона № 44-ФЗ субъекты РФ вправе устанавливать в дополнение к правилам, установленным Правительством РФ, иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд, а также соответствующий порядок обязательного общественного обсуждения.

    >Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

    Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

    Перед началом

    Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

    Шаг 1. Подготовка необходимых документов

    Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

    • уставные документы;
    • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
    • решение об одобрении крупной сделки;
    • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
    • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

    Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

    Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

    Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

    ВАЖНО! Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

    ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

    С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

    1. АО «ЕЭТП».
    2. РТС-тендер.
    3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
    4. АГЗРТ.
    5. АО «РАД».
    6. ЭТП НЭП.
    7. ЭТП «ГПБ».
    8. ТЭК-Торг.

    Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

    В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

    Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

    Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

    При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

    • диапазон начальной цены заявки;
    • регион поставки;
    • наименование заказчика;
    • ключевые слова извещения и другое.

    При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

    ВАЖНО! Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

    Шаг 4. Открытие спецсчета

    Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

    В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

    Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

    Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

    Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

    Шаг 6. Подписание контракта

    После победы работа с документами не закончена.

    Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

    • сроки исполнения;
    • сроки оплаты;
    • штрафные санкции.

    Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *