Переоценка земельного участка

>Какие проводки нужно сделать при переоценке земельного участка?

Содержание

Вопрос

Произведена переоценка земельного участка независимым оценщиком, стоимость земли стала выше. Произведен взнос в уставный капитал другой организации и оплачен данной землей. Какие проводки нужно сделать при переоценке земельного участка? Какие проводки нужно сделать при передаче данного участка другой организации в виде взноса в уставный капитал?

Ответ

По вопросу переоценки ОС

Организация не обязана отражать в бухучете результаты независимой оценки своего имущества. Сделать это придется, только если независимого оценщика наняли для переоценки имущества, когда решение о переоценке закреплено в учетной политике. В таком случае основные средства должны переоцениваться регулярно.
Если решение о проведении переоценки основных средств закреплено в учетной политике, в бухучете отразите результаты переоценки.
В бухучете сумма дооценки по каждому объекту основных средств отражается проводками:
Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств» – увеличена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства.

В налоговом учете результаты от переоценки основных средств не учитываются (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ).

По вопросу передачи земельного участка в УК другой организации

У организации-учредителя вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения». Задолженность по вкладам отразите проводкой по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом учета расчетов. Например, со счетом 76, к которому откройте отдельный субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»:

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена задолженность по вкладам в уставный капитал дочерней организации.

Для учета выбытия такого имущества на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в уставный капитал дочерней организации;
Передачу основного средства в уставный капитал другой организации отразите проводкой:1

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Если остаточная стоимость переданного основного средства (данном случае она равна первоначальной) отличается от его оценки, согласованной учредителями, разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. При этом сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1
– отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена отрицательная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

Такой порядок предусмотрен пунктом 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н, и Инструкцией к плану счетов (счета 01, 76, 91).

При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК). Если остаточная стоимость передаваемого основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями, в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к появлению постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива (п. 4 и 7 ПБУ 18/02). Их следует отражать проводками:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с отрицательной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– отражен постоянный налоговый актив с положительной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями.

Организация провела межевание земельного участка. В результате вместо одного участка получили 5 земельных участков с той же кадастровой стоимостью, что и остаточная стоимость размежеванного участка. Однако первоначальная стоимость данного земельного участка при постановке его на учет была значительно выше (кадастровая стоимость участка была снижена в связи с изменением вида разрешенного использования участка, а переоценка основных средств в бухгалтерском учете не проводилась).
Земельный участок был получен при приватизации. Первоначальная стоимость была сформирована по данным передаточного акта как кадастровая стоимость. Сумма кадастровых стоимостей новых участков ниже кадастровой стоимости участка на момент первоначальной постановки на учет. Переоценка земельных участков организацией не производится. Расходы на межевание организация списывает в бухгалтерском и налоговом учете единовременно, не увеличивая стоимость земельных участков.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных операций?

19 октября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Кадастровая стоимость используется для исчисления земельного налога, а для отражения в бухгалтерском и налоговом учете — первоначальная стоимость. Причем первоначальная стоимость земельного участка может не совпадать с его кадастровой стоимостью.
Изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли роли не играет. Первоначальная стоимость новых земельных участков в рассматриваемом случае по сумме не должна отличаться от первоначальной стоимости участка до межевания.
Варианты отражения операций в бухгалтерском учете приведены в обосновании ниже.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

К бухгалтерскому учету земельный участок принимается по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», далее — ПБУ 6/01). При этом бухгалтерским законодательством не установлен порядок оценки имущества, полученного в порядке приватизации, так же как не определен и порядок отражения операций, связанных с межеванием земельных участков, учитываемых в составе основных средств.
В рассматриваемом случае земельный участок был принят к учету по стоимости, указанной в акте приема-передачи в размере кадастровой стоимости на дату приватизации.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Запрет на проведение переоценки в отношении земельных участков, установленный п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее — Методические указания), отменен с 01.01.2011 приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н. Таким образом, организация вправе проводить переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости.
При этом стоимость земельного участка в результате переоценки в бухгалтерском учете не обязательно должна совпадать с кадастровой стоимостью земельного участка.
Как указано в п. 41 Методических указаний, цель проведения переоценки объектов основных средств — установление реальной стоимости этих объектов путем приведения их первоначальной (текущей) стоимости в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. Следовательно, в случае использования при проведении переоценки данных о кадастровой стоимости земельных участков организация должна документально подтвердить соответствие данной стоимости рыночным ценам на дату проведения переоценки.
В рассматриваемом случае переоценка земельных участков организацией не производится, в связи с чем полагаем, что первоначальная стоимость новых земельных участков по сумме не должна отличаться от первоначальной стоимости участка до межевания. Такая позиция основывается на том, что разделение одного участка на несколько не приводит ни к уменьшению, ни к увеличению экономических выгод, а также не изменяет капитал организации, то есть не выполняются условия признания доходов и расходов в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Полагаем, что оформление операции по размежеванию данного земельного участка можно произвести следующими вариантами:
1. Путем выбытия объекта основных средств и постановка на учет новых земельных участков (п.п. 11, 29, 31 ПБУ 6/01) на дату государственной регистрации права собственности на новые участки:
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
— списана стоимость «старого» земельного участка;
Дебет 91 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— выбытие земельного участка отражено в составе прочих расходов;
Дебет 01 (41) Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— оприходование «новых» земельных участков.
2. Отражение размежевания земельного участка только в аналитическом учете внутренними записями по счету 01 «Основные средства». Этот вариант основан на том, что в результате такой операции не происходит замены собственника, объект недвижимости фактически остается тем же, но только теперь состоит из нескольких составляющих (письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-05-04-03/01, от 23.10.2007 N 03-05-06-03/77):
Дебет 01 («Новый участок N 1») Кредит 01 («Старый участок»)
— выделена в качестве основного средства часть земельного участка;
Дебет 01 («Новый участок N 2») Кредит 01 («Старый участок»)
— выделена в качестве основного средства часть земельного участка и т.д.
Основанием для оприходования выделенных земельных участков будут бухгалтерская справка и правоудостоверяющие документы на земельные участки. Полагаем, что стоимость каждого участка должна определяться исходя из первоначальной стоимости полученного при приватизации участка пропорционально площадям участков, полученных в результате деления.

Налоговый учет

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 257 НК РФ в общем случае первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ).
В целях налогообложения прибыли земля относится к объектам, не подлежащим амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ), и налогоплательщик может учесть в расходах стоимость земельного участка только при его реализации в соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом нормы НК РФ не предусматривают возможность уменьшения доходов от реализации на кадастровую стоимость земельного участка. В целях налогового учета принимается во внимание только его первоначальная стоимость (цена его приобретения), определяемая на основании документов, подтверждающих стоимость земельного участка (акт приемки-передачи и т.п.).
В силу п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При размежевании земельного участка не происходит выбытия старого участка и приобретения новых участков, а происходит лишь разделение земельного участка, то есть первоначальная стоимость остается неизменной. Учитывая приведенные нормы НК РФ, полагаем, что изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка базу для целей налогообложения прибыли не меняет.
Отметим также, что даже в случае принятия организацией решения о переоценке в бухгалтерском учете земельного участка это никак не повлияет на налогообложение прибыли организации (письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412). При проведении налогоплательщиком переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не влияет на первоначальную стоимость основного средства (абзац шестой п. 1 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами. В данном случае под целями налогообложения имеется в виду расчет базы налогообложения для исчисления земельного налога. Кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков является налоговой базой для исчисления земельного налога (п.п. 1, 2 ст. 390 НК РФ) и устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Таким образом, кадастровая стоимость используется для исчисления земельного налога, а первоначальная стоимость — для отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли роли не играет.
Первоначальная стоимость новых земельных участков в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не должна отличаться по сумме от первоначальной стоимости участка до межевания.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. Действующим законодательством данная ситуация не урегулирована, материалами арбитражной практики и разъяснениями официальных органов, в полной мере соответствующих вопросу, мы не располагаем. Для устранения сомнений организация вправе обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

>Как провести переоценку и изменить кадастровую стоимость вашего земельного участка.

Понятие переоценки, и случаи применения

Кадастровая оценка участка осуществляется по существующим правилам, общим для всех землевладельцев. Соответственно, на отдельно взятом участке оценка будет произведена аналогично другим участкам, находящимся в пределах установленной территории.

Несмотря на то, что кадастровый план предполагает наличие нюансов и уникальных характеристик в учётных записях, на практике это не всегда срабатывает. В итоге участок с имеющимся на его территории нарушением ландшафта или качества плодородной почвы, оценивается по тем же параметрам, что и более доброкачественный участок.

По логике вещей извлечение полезных свойств с наиболее доброкачественных земель можно получить в большем объёме, нежели при использовании участка, на территории которого расположены овраг, болотце или иные особенности, не позволяющие использовать площади участка в полном объёме. В этом случае некоторые землевладельцы принимают решение о проведении переоценки стоимости.

Возможны и обратные случаи. К примеру, проведение работ связанных с обработкой ЗУ, его обустройством или с обеспечением инженерными коммуникациями в принципе может увеличить кадастровую стоимость. Некоторые собственники, возводя капитальное строение с целью реализации участка на продажу, стремятся к увеличению стоимости, полагая приобретение дополнительных преимуществ.

Это не всегда оправдано, если учесть, что основной ценностью участка под ИЖС будет возведённое капитальное строение, которое может варьировать ценовые варианты стоимости участка при его продаже.

Тем не менее, такие посягательства на переоценку существуют.

В большинстве случаев уменьшение кадастровой стоимости земель планируется с целью уменьшения суммы земельного налога, которая для многих предприятий или фермеров может оказаться ощутимой.

Кроме этого переоценка кадастровой стоимости потребуется, если вы:

  • переводите земли из одной категории в другую;
  • меняете разрешённое использование ЗУ;
  • изменяете площадь ЗУ;
  • получили ущерб плодородного слоя почвы.

Необходимые основания

Переоценка кадастровой стоимости производится не реже 1 раза в 5 лет после проведения ревизии земель со стороны уполномоченной комиссии ГКН. После того как переоценка проведена, производится изменение кадастровой стоимости земель в учётных записях государственного реестра.

В этот период отдельные граждане и заинтересованные лица имеют право получить информацию об изменении стоимости своего участка. Землевладельцы, имеющие претензии к установленной сумме оценки, имеют право изложить свою претензию в письменной форме и представить её в отделение кадастра и картографии по месту нахождения земельного участка.

На эту процедуру даётся срок 6 месяцев, после которого учётные записи приобретают стабильность и изменению не подлежат.

Переоценка по инициативе граждан в этот период осуществляется на основании заявлений, в которых указаны причины изменения стоимости участка, то есть на основании указания сведений, которые не были учтены комиссией при плановой переоценке земель. Эти заявления подлежат рассмотрению и удовлетворению по усмотрению комиссии ГКН.

В прошествии определённого срока, переоценка может проводиться в индивидуальном порядке по сложившейся необходимости или в том случае, когда правообладатель участка был проинформирован о неадекватно завышенной (заниженной) стоимости.

Нередки случаи, когда после благоустройства территории в результате возведения многоэтажки, кадастровая стоимость увеличивается в результате проведения учётных мероприятий со стороны ГКН или по инициативе застройщика, передающего участок под домом в субаренду участникам долевого строительства.

Это позволяет ему существенно увеличить доход с прибыли, в то время как арендная плата остаётся прежней.

Такие случаи увеличения кадастровой стоимости осуществляются на основании изменения качества земель, приведение ранее неухоженного участка к балансу в общем градостроительном контексте.

Для таких процедур требуются усилия группы независимых оценщиков, которые устанавливают новый регламент стоимости земель в силу изменившихся обстоятельств.

На основании экспертизы может осуществиться и переоценка стоимости ЗУ в сторону снижения стоимости. Если земли пришли в негодность или подверглись порче плодородного слоя почвы по не зависящим от правообладателя причинам – их кадастровая стоимость может быть существенно снижена. Для осуществления переоценки в этом случае потребуется заключение экспертизы, подтверждающей снижение качества земель.

Эти случаи особенно важны для индивидуальных предпринимателей, имеющих огромные территории земель. В случае снижения плодородия или порчи участков им придётся тратить средства на уплату земельного налога без особой отдачи. Такие случаи могут возникнуть в результате пожаров, стихийных бедствий или порчи земель со стороны расположенного по соседству промышленного предприятия.

Жизнь богата различными примерами, когда землевладелец попадает в сложную ситуацию независимо от степени своей ответственности. Для таких ситуаций предусмотрены варианты возможного оказания поддержки от государства, в том числе – и посредством снижения кадастровой стоимости земель в результате их переоценки. Хотите узнать больше где посмотреть кадастровую стоимость земельного участка или как произвести изменение кадастровой стоимости земельного участка? Жмите на выделенные фразы.

Пошаговая инструкция при обращении в комиссию ГКН

Проблема изменения кадастровой стоимости ЗУ решается двумя способами:

  1. Административным способом, при обращении в комиссию ГКН.
  2. Обращением в суд после проведения административной процедуры решения.

Для того чтобы ваше заявление о переоценке ЗУ было рассмотрено административным способом, то есть уполномоченной комиссией, обратитесь в местное отделение кадастра и картографии того региона, к которому относится участок, подлежащий переоценке. Обращение может быть личным или посредством пересылки необходимых документов и их копий заказным письмом с вложенной в него описью.

Заявление должно быть написано по специальной форме, которую можно найти на официальном сайте Росреестра или составлено непосредственно при обращении к специалисту по кадастровым вопросам. В нём должны содержаться следующие сведения:

  • все данные правообладателя ЗУ;
  • его контактные данные для обратной связи;
  • реквизиты (для юр. лиц).

В основной части заявления указывается причина заявления о пересмотре земель и основания, которые подтверждают правомочность переоценки. Текст заявления должен быть лаконичным и чётким, с опорой на аргументы требующие переоценки стоимости.

Образец формы можете скачать отсюда.

Заявление может быть подано исключительно правообладателем участка с предоставлением паспорта. Если от его имени действует представитель – им должна быть представлена удостоверенная нотариусом доверенность.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • кадастровый паспорт;
  • удостоверенная нотариусом копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа;
  • документы, подтверждающие недостоверность используемых сведений при переоценке ГКН стоимости участка;
  • положительного экспертного заключения об оценке от независимой экспертизы по оценочной деятельности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Экспертное заключение необходимо получить заранее, до обращения в уполномоченную комиссию. Для его получения потребуется выписка из кадастровых записей.

Обозначенные документы необходимо передать вместе с заявлением под расписку о получении кадастровому специалисту. Без указанных документов заявление к рассмотрению принято не будет. На рассмотрение заявления потребуется срок приблизительно в 40 календарных дней, в число которых входят сроки:

  • на рассмотрение вопроса о принятии заявления;
  • рассмотрение заявления;
  • уведомление о принятом комиссией решении.

Обратите внимание на то, чтобы ваша претензия на переоценку, установленную ГКН, не отличалась в сторону увеличения или уменьшения более чем на 30% от установленной суммы.

Если вы придерживаетесь принципиальной позиции на более существенную разницу – то после получения отказа со стороны ГКН, вам придётся обращаться в суд.

В день, дата которого указана на обороте выданной расписки, вы явитесь за результатом. В случае положительного решения по вашему заявлению, вам должны предоставить новый кадастровый паспорт с указанием актуальной кадастровой стоимости ЗУ и выписку из записей учёта с внесением новых данных после произведённой переоценки. Интересует кадастровая и рыночная стоимость земли, как они соотносятся? Переходи по .

Платим пошлины

Размер пошлины для внесения исправлений в записи кадастра, в том числе – допущенные сотрудниками ГКН составляет 350 рублей. За получение нового кадастрового паспорта с актуальными данными о кадастровой стоимости участка вам придётся заплатить ещё 200 рублей.

Если вы будете решать вопрос в суде, государственная пошлина за подачу искового заявления составит 200 рублей. Для юридических лиц расценки по оплате государственной пошлины будут несколько выше.

Имейте в виду, что стоимость работ по получению экспертного заключения достаточно высокая. В регионах она составляет сумму от 2 тысяч рублей за участок, при общей оценке объекта. При условии необходимости проведения экспертизы, стоимость работ исчисляется от 15 000 рублей. Это не удивительно, так как для работы по достоверной оценке качества почв проводятся дорогостоящие анализы, и используется самое современное оборудование.

После проведения планового учёта земель проводится их переоценка. В результате её проведения некоторые сведения могут оказаться не актуальными.

Подобные инциденты нередки, что позволило разработать целую систему исправления допущенных ошибок и недочётов в изменении кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме проблемы с неучтёнными сведениями, которые можно внести путём представления на рассмотрение комиссии заявления, возникают другие ситуации, требующие рассмотрения. В их число входят случаи, когда кадастровая стоимость может быть изменена в сторону повышения или занижения в связи с изменившимся качеством участка.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2019 году


Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.
Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2018 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Решение об очередной кадастровой оценке принимают органы власти каждого региона или муниципалитеты. Они вправе переоценивать землю не чаще раза через каждые три года, и не реже раза через каждые 5 лет.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2019 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.
Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Очередная волна повсеместной переоценки территорий будет в 2020 г. Два года (с начала 2018 до начала 2020) являются переходными.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2019 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем, к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2019 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2019 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.
Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.
По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.
Владельцы земельных наделов на 2019 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т.д.

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре. Начинать эту процедуру следует в тех случаях, если есть серьезные основания для таких действий, а именно:

  1. использование недостоверных сведений об участке при определении его кадастровой стоимости;
  2. ошибки технические при внесении данных о цене и иных параметрах участка в реестр;
  3. кадастровая цена территории определена на ту же дату, что и рыночная, и они значительно отличаются.

Переоценка земельных участков

Лично не сталкивался, но есть вот такое, может, поможет:
На балансе организации числится земельный участок, балансовая стоимость которого меньше кадастровой стоимости.
Как довести стоимость земли до кадастровой?
Какие бухгалтерские проводки при этом необходимо сделать в учете?
Согласно п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, установленных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее — Правила), порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяют Правила.
В п. 3 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
В п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельных участков формирует налоговую базу по земельному налогу.
Земельные участки в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», подлежат учету в составе основных средств.
При этом п. 17 ПБУ 6/01 установлено, что земельные участки, как объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяется, не подлежат амортизации.
Согласно п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат.
Следовательно, произвести переоценку балансовой стоимости земельного участка до его кадастровой стоимости организация не может.
Е.В. Мельникова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
10 мая 2007 г.
—————————-
Но это было до 2011 года. ранее положения пункта 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, прямо содержали запрет на переоценку земельных участков и объектов природопользования. Однако в соответствии с приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, с 2011 года данные ограничения по переоценке исключены. Поэтому у организаций есть правовые основания для переоценки стоимости земельных участков.
Есть такое вот письмо Минфина на этот счет:
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 июля 2011 г. N 03-03-06/1/412
Вопрос: Нашей фирме принадлежит на праве собственности земельный участок. В бухгалтерском балансе он отражен по стоимости приобретения (50 000 рублей). В налоговом учете стоимость приобретения была списана единовременно.
1. Можно ли переоценить данный земельный участок в соответствии с кадастровой стоимостью (250 000 рублей) и поставить на баланс по новой стоимости?
2. Если это разрешено сделать, будет ли данная операция влиять на налогообложение (налог на прибыль)?
3. Можно ли будет результаты переоценки списать на погашение убытков прошлых лет в бухгалтерском балансе?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 26 мая 2011 г. N 26 по вопросу о переоценке стоимости земельного участка и сообщает следующее.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом организация должна обеспечить подтверждение обоснованности такой оценки. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
В целях применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 257 Кодекса. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена.
Учитывая изложенное, организация вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль результаты переоценки имущества, согласно статье 257 Кодекса, не учитываются.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

>Земельный участок

Земельный участок, приобретаемый организациями, в учете отражается как основное средство. Но при этом как бухгалтерский, так и налоговый учет имеет свои особенности.

Законодательная база

Когда организация приобретает участок земли, то его отражение в бухучете производится в соответствии с ПБУ 6/10, НК РФ, так как данный объект представляет собой основное средства, а также нормами земельного и гражданского законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит указание о том, что покупать и продавать можно такие участки, которым присвоен кадастровый номер. В ГК РФ говориться о том, что в договоре купли-продажи в обязательном порядке должны указываться место фактического нахождения участка, его цена, а также ограничения или обременения, если они есть (Читайте также статью ⇒ Земельный налог для ИП).

Особенности учета земельного участка

Существует несколько критериев, которым участок земли должен соответствовать для признания его основным средством:

  1. Организация покупает землю для того, чтобы использовать ее в основной деятельности, либо с целью последующей сдачи в аренду.
  2. Срок использования земли составляет более года.
  3. Участок земли в дальнейшем не планируется к перепродаже.
  4. Компания, которая планирует покупку нового участка планирует получение прибыли о использования.

Таким образом, участок входит в число ОС организации. Если земельный участок необходим для дальнейшей реализации, то в состав внеоборотных активов ее стоимость не включается, а отражается на счете учета товаров. Стоимость объекта состоит из затрат, которые компания понесла на его покупку. В нее включается следующая сумма:

  • стоимость участка по договору купли-продажи;
  • суммы, которые были уплачены посредникам (например, агентству недвижимости);
  • государственная пошлина, уплаченная при регистрации земли;
  • проценты по кредиты, ели покупка земли совершалась с привлечением кредитных средств (при этом стоимость участка проценты по кредиту увеличивают только до момента отнесения ее к ОС);
  • иные суммы, которые были выплачены при покупке участка.

Земельный участок не подлежит амортизации ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, так как он не теряет свои полезные свойства. Поэтому затраты на покупку земли в себестоимость продукции включаться не будет. Только в том случае, если она будет реализована, расходы, связанные с ее покупкой, будут уменьшать полученную прибыль.

Важно! При эксплуатации земельного участка следует помнить, что использование его должно происходить в соответствии с Государственным кадастром недвижимости. Таким образом, самостоятельно решить построить здания на участке не получиться. Например, когда нужны производственные помещения, то организация должна купить участок промышленного назначения.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок документального оформления

Каких-либо специальных документов, предназначенных для учета земельных участков законодательство не предусматривает. В качестве основного документа выступает договор. При этом потребуется подготовить его в 3-х экземплярах, один из которых передается в Росреестр.

Передачи земли также может производиться по договору, но в этом случае в нем должно быть указано, что он одновременно является и актом приема-передачи. Форму для отражения операций с ОС в компании можно выбрать самостоятельно, но также использованы могут быть такие унифицированные документы, как ОС-1, ОС-6 и ОС-6б.

Иногда компания не приобретает участок, а получает его, как вклад учредителя в дар или в обмен на другое имущество. В этом случае потребуется объективная оценка земельного участка, а также принятие его к учету по кадастровой стоимости. Если компания сдает в аренду участок, то должен быть составлен договор аренды. При длительном сроке аренды, такой договор должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Земельный участок: бухгалтерский и налоговый учет

Для учета земельного участка в бухучете, предусмотрен 08 счет, к которому открывается соответствующий субсчет. Он открывается по каждому новому объекту. На нем отражаются затраты, которые увеличивают стоимость объекта. Проводки при этом будут следующими:

Хозяйственные операции Д К
Приобретен земельный участок 08.1 60
Отражены посреднические услуги, а также госпошлина 08.1 76
Земельный участок отражен в учете как ОС 01 08.1
Если земельный участок приобретается с целью перепродажи 41 60
Отражение выручки от реализации, если участок был приобретен с целью перепродажи 62 91(90)
Списание стоимости участка 91(90) 01(41)
Отражение прочих расходов на реализацию участка 91(90) 76,60

Важно! Когда составляется бухгалтерская отчетность, то земельные участки отражают как внеоборотные активы (первый раздел бухгалтерского баланса).

Переоценка земли

Земельный участок представляет собой ресурс, который в течение времени не изменяется и не теряет своих свойств. Поэтому для него не определяется срок эффективного использования. Его стоимость нельзя погасить путем амортизации. До 2011 года действовал запрет на переоценку участков земли, признанные ОС организации. Но после этот запрет был отменен. Поэтому, организации вправе решить провести ее переоценку. Это должно быть отражено в учетной политике компании. При переоценке земельных участков, организация должна делать это регулярно. Порядок такой процедуры, а также правила проведения компания определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости происходит при использовании индексов цен, определяемых органами статистики, либо прямым приведением стоимости в соответствие рыночным на определенную дату. После проведения переоценки составляется соответствующий акт, который подписывают все члены комиссии и руководитель компании. К акту прикладываются документы, подтверждающие адекватность полученной суммы, по которой земля будет отражаться в бухучете.

Важно! Когда проводится переоценка земли следует помнить, что возможна она только у бухучете. Налоговым кодексом РФ данная возможность не предусматривается.

Налоговый учет при ОСНО

Когда заключаются сделки купли-продажи, налогооблагаемая база по НДС не возникает. Продавцу не нужно выделять НДС, а покупателю – возмещать. Если компания находится на ОСНО, то в случае расчета налога на прибыль, затраты на покупку участка не включаются в налогооблагаемую базу. Сделать это можно будет только в случае продажи участка. Исключением является покупка земли у гос- или муниципальных органов. В данном случае компания определяет срок полезного использования земли самостоятельно и в течение этого периода времени равномерно относит на налогооблагаемые расходы стоимость покупки. При этом следует помнить, что данный срок не должен превышать 5 лет. Также компания может включить налогооблагаемую базу часть затрат на покупку земли (30% от базы за предыдущий год) и так действовать до того момента, пока расходы не будут погашены полностью. В этом случае возникает разница между бух- и налоговым учетом, а значит и возникновение постоянных налоговых разниц.

Несмотря на то, что земля относится к ОС, налогом на имущество она не облагается. Согласно разъяснениям Минфин России, для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, поэтому в налогооблагаемую базу по налогу на имущество они включаться не должны. Земельный налог рассчитывается в соответствии с гл. 31 НК РФ. Это местный налог, в основе которого лежит кадастровая стоимость земли. Ставка налога определяется муниципальным образованием, которые могут также предусмотреть льготы по нему. Компании отчитываются по земельному налогу каждый квартал, а в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи.

УСН и ЕСХН

Что касается компаний на УСН, то для них установлены те же правила, что и для компаний, применяющих основную систему налогообложения. То есть свои доходы они не вправе уменьшить на величину расходов, связанных с покупкой участка. Однако, в случае перепродажи участка, он расценивается как товар и затраты могут учитываться при определении УСН. Если компания уплачивает ЕСХН, то для нее предусматривается особый порядок признания затрат, связанных с покупкой земли. Например, компания может определить срок, в течение которого будет происходить списание произведенных затрат. Этот период должен быть не менее 7 лет. При этом существуют определенные требования к участку. Он должен быть оплачен, использоваться только для выращивания с/х продукции, а также находиться в процессе госрегистрации.

Кадастровая стоимость земельного участка: как изменить и отразить в учете

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость участка земли может быть скорректирована при изменении качественных и (или) количественных характеристик, а также на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В статье эксперты 1С рассматривают на примере бюджетного учреждения, как отразить в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» изменение кадастровой стоимости земельных участков, используемых государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, расположенном на территории Российской Федерации, по их кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая оценка земель проводится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления, результаты оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН) (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, кадастровая стоимость может быть изменена по решению суда или комиссии. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (п. 2.9) пункт 28 Инструкции № 157н дополнен положением: «Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Но эта норма начала действовать лишь с 2017 года. ФНС России письмом от 07.02.2017 № БС-4-21/2140@ проинформировала территориальные подразделения о реализации на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков. В письме также отмечено, что содержащиеся в выписке сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т. ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.

Таким образом, теперь можно своевременно корректировать стоимость земельного участка, получая выписку из ЕГРН.

Если информация об изменении кадастровой стоимости поступила в учреждение с опозданием, при отражении изменений в учете следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н: «данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — событие после отчетной даты); в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки)».

Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения (с финансовым органом, ответственным за составление консолидированной отчетности). По крайней мере, этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф. 0503160), (ф. 0503760). Согласно пункту 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010311000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 140110180* «Прочие доходы», в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости — со знаком «минус».

Примечание:
* В приказе Минфина России от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» допущена ошибка. Вероятно, имеется в виду счет 040110180.

Как изменить стоимость НПА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Для изменения стоимости объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 предназначен документ Изменение стоимости НПА (меню ОС, НМА, НПА — Учет непроизведенных активов — Изменение стоимости НПА) (рис. 1).

Рис. 1

Если по согласованию с учредителем изменение кадастровой стоимости земельного участка решено отразить как событие после отчетной даты с включением в отчет за 2016 год, то в качестве даты документа Изменение стоимости НПА следует указать «31.12.2016». В других случаях в качестве даты документа следует указать дату поступления в учреждение документа о переоценке.

В документе следует выбрать операцию Изменение стоимости (103 — 401.10.180).

Согласно подпункту «б» пункта 1.2.1 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год», при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации показатель финансового результата формируется по кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 180 «Прочие доходы» (увеличение стоимости актива со знаком «+», уменьшение — со знаком «-«).

Бюджетные и автономные учреждения с 01.01.2017 применяют КПС вида «АУ и БУ».

Поэтому по аналогии с КБК, приведенным в указанном Письме для казенных учреждений, в поле Счет доходов следует выбрать полный рабочий счет доходов 401.10.180 с КПС вида АУ и БУ, с уточнением КДБ, с кодом ХХХХ 0000000000 000, где ХХХХ — код соответствующего раздела, подраздела, например 0706 0000000000 000.

В качестве вида движения НФА будет автоматически подставлено значение Изменение в результате переоценки (см. рис. 1).

В табличной части документа следует подобрать земельный участок с помощью кнопки Подбор. По строке заполнятся наименование объекта НПА (графа НПА), инвентарный номер, стоимость земельного участка до изменения (графа Стоимость (до изменения)). В графе Стоимость (после изменения) необходимо указать стоимость земельного участка с учетом переоценки, а в графе Причина изменения стоимости — причину, которая будет выведена в графе 2 «Изменение стоимости объекта, причина» таблицы «2. Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» инвентарной карточки (ф. 0504031) например, «Изменение кадастровой стоимости» (рис. 2).

Рис. 2

Если стоимость после изменения меньше стоимости, учтенной на счете 103.11, на сумму разницы при проведении документа формируется бухгалтерская запись по уменьшению кадастровой стоимости земельного участка:

Дебет 103.11.330 Кредит 401.10.180 — в отрицательном значении.

Кроме того, формируются движения по регистру накопления Стоимость объектов основных средств (рис. 3) для отражения изменения стоимости земельного участка в инвентарной карточке (ф. 0504031).

Рис. 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *