Негосударственные пенсионные фонды РФ

Одна из основных обязанностей государства – обеспечение пенсионных выплат гражданам, достигшим возраста нетрудоспособности. Лица пожилого возраста во всем цивилизованном мире получают пенсию, обеспечивающую в большей или меньшей степени приемлемый уровень жизни. В Российской Федерации значимым нововведением стали Негосударственные пенсионные фонды, то есть у граждан появилась возможность самостоятельно решать, где будет накапливаться пенсия. Налоговое оформление НПФ состоялось в 2004 году, и уже многие граждане воспользовались услугами частных организаций.

Содержание

Негосударственный пенсионный фонд – что это такое?

В Российской Федерации существует один государственный фонд (ПФР), кроме него появилось немало частных учреждений (НПФ). Будущим пенсионерам есть из чего выбирать.

Пенсионные накопления российских граждан претерпели преобразования: страховая часть осталась нетронутой, но накопительная подверглась блокировке. Гражданам предложили выбрать: либо вся сумма остается в страховой части, либо накопительную часть придется куда-либо перевести. Накопительная часть подразумевает, что деньги накапливаются, работают, приносят процент. То есть фактически государство отказалось предоставлять гражданам услугу накопления и процентного роста их денег. Право реализации этой услуги было отдано частным компаниям.

Задача негосударственных фондов – взять ваши деньги, пустить их в дело, получить прибыль, часть из которой забрать себе, вторую часть положить на счет клиента. Очевидна выгода и для компании, и для ее клиентов.

В стране развелось большое количество частных фондов. Одни имеют солидный доход и высокий рейтинг, другие скатились до банкротства. Будущим пенсионерам, людям пожилым и в большинстве случаев плохо разбирающимся в финансовой сфере, тяжело определиться, какой компании доверить деньги. Тем более с учетом того, что в последнее время стали создаваться ложные рейтинги НПФ. Подвохов много, поскольку в стране эта сфера деятельности сформировалась недавно, только начала развиваться.

Негосударственные пенсионные фонды основывают свою деятельность на Федеральных законах «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ и «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ. Мониторинг финансовых операций осуществляется Банком России. Деятельность компаний возможна после получения лицензии.

В России существуют 3 вида НПФ:

  • открытые – доступные для всех граждан;
  • корпоративные – созданные для коллективов конкретных предприятий или учреждений (участвовать могут как действующие, так и бывшие члены коллектива);
  • профессиональные – созданные для граждан конкретной профессии (например, фонды моряков, работников МЧС, медицинских специалистов).

Как работает негосударственный пенсионный фонд?

Принцип работы следующий:

  1. Гражданин сам (или через работодателя) вносит деньги, формируя накопительную основу пенсии.
  2. Фонд вводит деньги в оборот под хороший процент. Но инвестирование находится в довольно жестких рамках, установленных государством. Инвестировать деньги клиентов можно только в конкретный перечень отраслей экономики. Причем на ценные бумаги должно приходиться не более 50%, на денежные знаки – до 40%, на недвижимость – 10%, на драгоценные металлы – 10%, на прочие активы – оставшиеся 5%.
  3. Когда наступает пенсионный возраст, гражданин начинает ежемесячно получать от НПФ определенную сумму от накопленных за трудовой период средств. Причем пенсионер получает не только вложенные им самим деньги, но и процент, получившийся от инвестиций. Часть процента фонд забирает себе как прибыль.

Клиент выбирает сам, как получать деньги: ежемесячно или единовременно. При определенных обстоятельствах возможна досрочная выплата находящихся на счету средств. Это осуществляется, когда клиент уезжает в другую страну на постоянное место жительства, либо тяжело заболевает (нужно подтвердить документально), либо становится инвалидом, теряет трудоспособность. Когда клиент умирает, оставшиеся на счету деньги переводятся наследникам.

В общем, Негосударственные пенсионные фонды – затея хорошая, выгодная и для организаторов, и для клиентов. Прежде чем приступить к работе частные организации проходят жесткую государственную проверку. Да и в процессе работы строго контролируются соответствующими органами. Однако вероятность мошеннических действий существует.

Чтобы не столкнуться с мошенниками, будущим пенсионерам, выбирающим НПФ, стоит посетить сайт «Агентства по страхованию вкладов» (www.asv.org.ru/pension/list_npf/), где в Реестре, на который переходят по соответствующей ссылке, представлен список лицензированных пенсионных организаций.

Как перевести накопительную часть в НПФ?

Когда пенсионный фонд выбран, необходимо написать заявление о переводе в него накопленных средств. Подать заявление можно несколькими способами:

  1. Прийти в офис НПФ с удостоверяющим личность документом, пенсионным свидетельством и номером СНИЛС. Сотрудник компании предоставит образец заявительного документа на перевод денег. Оформить заявление можно самостоятельно, а можно доверить это дело представителю.
  2. Отправить по электронной почте через Портал государственных услуг или аккаунт на сайте Пенсионного фонда России. При любом варианте отправки электронный документ нужно подтвердить электронной подписью.
  3. Отправить по почте. В данном случае личность клиента и действительность подписи на документе подтверждаются нотариально.

Если по каким-либо причинам гражданин захочет выйти из состава участников НПФ, то он свободно может расторгнуть договор и перевести деньги в другой выбранный фонд. Но процедуру перевода можно осуществлять не чаще раза в год. Для расторжения договора составляется соответствующее заявление. Чтобы избежать потери прибыли от инвестиционных процедур, клиентам, решившим перейти из одного фонда в другой, рекомендуется писать заявление на переход в новую страховую компанию минимум через 5 лет после заключения договора с первой компанией. Смена страховщика раньше 5-летнего срока невыгодна, поскольку в результате уменьшится сумма пенсионного накопления.

Каждая страховая компания имеет сайт, на котором зарегистрированные клиенты могут посмотреть текущее состояние накопленных средств.

Плюсы и минусы негосударственного пенсионного фонда

Деятельность частных компаний, выполняющих функцию социального обеспечения граждан, контролируется законодательно. Вложения клиентов переходят в инвестиционные проекты, приносящие прибыль. У частных страховых организаций более широкий набор финансовых инструментов, поэтому и доходность гораздо выше, чем у государственного пенсионного фонда. Однако более высока и вероятность сокращения вложений, если инвестиционные проекты окажутся убыточными.

Из плюсов негосударственных фондов следует отметить:

  • строгий контроль деятельности государством;
  • развития офисная сеть, благодаря чему обеспечивается хороший уровень обслуживания;
  • возможность разделения частей наследования по договору;
  • возможность единовременного получения накопившейся суммы при достижении пенсионного возраста;
  • возможность перехода из одного фонда в другой;
  • страхование вложенных клиентами средств в обязательном порядке (если частник потеряет лицензию, то клиентские вложения перейдут в государственный фонд, причем индексация не проводится, проценты с инвестиций не снимаются);
  • открытость финансовых манипуляций (клиенты могут наблюдать за изменением суммы вкладов и начислением процентов в своем аккаунте на сайте компании);
  • высокие процентные начисления (большинство частных фондов предлагает вкладчикам годовое преумножение накопленных средств на 8 – 10%).

Из минусов следует назвать:

  • вероятность мошенничества в инвестиционных проектах (также недостаточный рост накоплений из-за быстрой инфляции, то есть деньги обесцениваются быстрее, чем растут проценты);
  • необходимость уплаты налога при получении денег (по статье 213.1 Налогового кодекса РФ «Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения», налогом облагаются пенсии, выплачиваемые клиенту на договорной основе между частной компанией и работодателем);
  • вероятное сокращение количества частных страховых компаний (с 2019 года осуществляется введение ИПК (индивидуального пенсионного капитала) на основе НПФ, эти изменения подразумевают более строгие требования к коммерческим компаниям, следовательно, у многих фондов отберут лицензию).

Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка

Клиентская база: 310 тысяч.

Величина накоплений: 13 млрд. рублей.

Средний по году доход: 10,2%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А(++) – наивысшая надежность.

Рейтинг по НРА: ААА – максимум надежности.

Негосударственное учреждение в составе Сбербанка, открытое в марте 1995 года решением Совета директоров, действует на всей территории Российской Федерации. За время своего существования НПФ «Сбербанка» создал обширную офисную сеть, поэтому возможность заключить пенсионный договор есть у жителей всех регионов страны. Каждый действующий клиент, вне зависимости от места пребывания, обслуживается в любом фондовом офисе.

Негосударственный пенсионный фонд ВТБ

Клиентская база: 40 тысяч.

Величина накоплений: 66 млн. рублей.

Средний по году доход: 8,5%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А(++) – наивысшая надежность.

НПФ «ВТБ», принадлежащий одноименному банку, имеет высокую степень доверия у граждан, захватывает 6% сферы пенсионных услуг. Офисная сеть распространена почти по всем регионам страны. Компания предоставляет работодателям и физическим лицам проекты пенсионного страхования на обязательной и добровольной основе.

Негосударственный пенсионный фонд «Открытие»

Клиентская база: 3 млн. человек.

Величина накоплений: 140 млрд. рублей.

Средний по году доход: 9,5%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А(++) – наивысшая надежность.

Рейтинг по НРА: ААА – максимум надежности.

Самый крупный и популярный фонд федерального значения раньше носил название «Лукойл-Гарант», переименован НПФ «Открытие». Офисная сеть охватывает 58 регионов (офисы находятся в 75 населенных пунктах страны). Компания начала деятельность одной из первых (еще в 1994 году), без потерь прошла через несколько финансовых кризисов, осталась на плаву, чем заслужила доверие граждан и высокую оценку рейтинговых агентств. Сегодня пенсии из фонда получают около 60 тысяч физических лиц. Популярность компании обусловлена также большим перечнем предлагаемых услуг: возможно страхование на добровольной и обязательной основе, создание бизнес-продуктов, со финансирование пенсионных накоплений.

Негосударственный пенсионный фонд «Согласие»

Клиентская база: 130 тысяч.

Величина накоплений: 5 млрд. рублей.

Средний по году доход: 10,1%.

Один из самых первых НПФ Согласие (ведет деятельность с 1994 года) и самых прибыльных российских частных фондов. В отдельные годы процент доходности достигал почти 13%, а величина накоплений возрастала до 6 млрд. рублей. Сегодня фонд обеспечивает пенсиями почти 1,5 тысячи вкладчиков. Программа работы обширная. Компания предлагает работодателям и физическим лицам пенсионные программы, соответствующие новым законодательным нюансам. Потенциальный клиент может самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для себя программу страхования, воспользовавшись встроенным на сайте калькулятором.

Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар»

Клиентская база: 215 тысяч.

Величина накоплений: 5 млрд. рублей.

Средний по году доход: 8,8%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А(++) – наивысшая надежность.

Один из крупнейших российских НПФ. Компания имеет широкие инвестиционные возможности: вкладывает деньги в нефтедобычу и нефтехимию, газовую промышленность, добычу полезных ископаемых, строительную и гостиничную сферу, финансовые предприятия.

«НПФ Сафмар» – один из крупнейших в стране обладателей коммерческой недвижимости. Помимо деятельности по пенсионному страхованию, осуществляется участие в организованной государством программе софинансирования пенсий, реализуются множественные программы по пенсионному обеспечению юридических и физических лиц.

Негосударственный пенсионный фонд «Будущее»

Клиентская база: 4 млн. человек.

Величина накоплений: 250 млрд. рублей.

Средний по году доход: 4%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А – высокая надежность.

Реализует программы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Представляет собой объединение успешных частных организаций «Благосостояние», «СтальФонд», «УралСиб», «Наше будущее». По числу клиентов и величине накоплений «НПФ Будущее» входит в тройку лучших частных страховых компаний РФ. Инвестиционная деятельность прозрачна для вкладчиков. Вкладываемые деньги отправляются на счет клиента, для проведения инвестиционных проектов передаются управляющим организациям. Фонд осторожен в осуществлении инвестиций, вкладывает клиентские деньги только в высокодоходные проекты, надежность которых проверена соответствующими инструментами.

Негосударственный пенсионный фонд «Доверие»

Клиентская база: 400 тысяч.

Величина накоплений: 11 млн. рублей.

Средний по году доход: 12,5%.

Рейтинг по «Эксперт РА»: А – высокая надежность.

Один из лидеров среди негосударственных российских пенсионных фондов. Деятельность начата в 1997 году, сегодня фонд держит 1% рынка пенсионных услуг. Офисная сеть распространена по 40 населенным пунктам страны. Предлагается множество программ для работодателей и физических лиц. Сегодня фонд обеспечивает пенсиями около 1 тысячи клиентов. На сайте компании любой клиент может при помощи встроенного калькулятора подсчитать рост накоплений, возможный благодаря инвестиционным проектам.

Во вложении денег в НПФ есть и преимущества, и недостатки. Каждый гражданин выбирает вариант вложения сам. Но нужно помнить, что коммерческие организации неустойчивы: из-за конфликтной ситуации или очередного финансового кризиса они могут пойти в убыток. Хотя на надежность и стабильность государственного пенсионного фонда в современных реалиях тоже рассчитывать не приходится.

Негосударственный Пенсионный фонд Газфонд

АО «НПФ ГАЗФОНД» является одним из самых крупных негосударственных пенсионных фондов страны. Фонд является соучредителем Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) — профессионального объединения участников российского пенсионного рынка.

>Негосударственный пенсионный фонд Нефтегарант

Негосударственный пенсионный фонд

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Негосуда́рственный пенсио́нный фонд (НПФ) — некоммерческая организация социального обеспечения, одним из основных предметов деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) участников фонда. Заключение договора с НПФ и отчисление взносов производится гражданами добровольно. Свои НПФ имеются во многих развитых странах, включая США, Великобританию, Австралию.

В постсоветской России такие фонды, помимо НПО, в том числе досрочного, осуществляют формирование средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Функционирование НПФ в РФ регулируется федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (актуальна его редакция от 03.08.2018).

История

Появление первых негосударственных пенсионных фондов в России связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года было выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путём привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путём самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В 2014 году вступил в силу закон регламентирующий процедуру обязательного акционирования НПФ. Согласно нему негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, должны были провести реорганизацию к 2016 году, всем остальным фондам предоставляется срок до 2019 года.

В марте 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов», обязывающий акционеров НПФ компенсировать клиентам убытки. Если окажется, что средства на клиентских счетах уменьшились из-за того, что управляющий намеренно инвестировал в некачественные активы в чьих-то интересах, то акционеры фонда будут обязаны восполнить потери — доначислить на лицевые счета клиентов потерянные суммы.

На 1 сентября 2018 года в России насчитывалось 58 негосударственных пенсионных фондов.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Организация взаимодействия гражданина и НПФ

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Пенсионные резервы

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионные накопления

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательством РФ определяются как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структура инвестиционного портфеля.

Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии

С 2008 года в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела). Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений в настоящее время действует только для тех граждан, которые вступили в названную программу (путем подачи соответствующего заявления) до 1 января 2015 года и уплатили дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию не позднее 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года стать участником программы нельзя.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 февраля 2018 года.

Деятельность по управлению материнским капиталом

С 2007 года семьям, в которых родился или был усыновлён второй (третий или последующий) ребенок, выплачивается материнский капитал . Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Контроль деятельности НПФ

Порядок осуществления контроля

Ежегодный:

  • Федеральная налоговая служба
  • Банк России
  • Независимый аудитор
  • Независимый актуарий
  • Счетная палата
  • Пенсионный фонд Российской Федерации. К примеру, в 2010-х годах ПФР предпринял ряд мер для предотвращения незаконного перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ.

Ежеквартальный:

  • Федеральная налоговая служба
  • Банк России

Ежемесячный:

  • Федеральная налоговая служба
  • Банк России

Еженедельный:

  • Банк России
  • Пенсионный фонд Российской Федерации

Ежедневный:

  • Специализированный депозитарий
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 февраля 2018 года.

Встречающиеся нарушения

В целях увеличения числа участников, некоторые управленцы использовали нечестные схемы для переманивания клиентов из других НПФ в свой, а также для незаконного перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, вплоть до подлога документов. Такие случаи участились после прекращения поступления средств по линии ОПС (с 2014 года все выплаты от работодателей идут в ПФР на страховые пенсии, и работник не вправе попросить переадресовать часть этих денег на накопительную пенсию — ни в ПФР, ни в НПФ).

Имеет место и разорение негосударственных пенсионных фондов, в таких случаях Центральным Банком России предлагается фидуциарная ответственность. Прорабатываются и вопросы санации НПФ. Создавая офшорные компании некоторые НПФ попросту выводили за границу пенсионные накопления.

Статистические показатели деятельности НПФ в Российской Федерации

Численность НПФ в России

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 04.08.2017
Число НПФ без ПН 254 279 270 270 262 251 287 283 296 243 216 161 131 53 49 43 34 31 33 37 42 30
Число НПФ с ПН 0 0 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 104 112 102 103 100 89 87 65 41 38
Число НПФ, всего 254 279 270 270 262 251 287 283 296 290 289 252 235 165 151 146 134 120 120 102 83 68

ПН — пенсионные накопления.

Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

  1. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  2. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 года;
  3. ужесточение требований к качеству инвестиций (активов) НПФ со стороны регулятора (Центральный банк).

Численность игроков на рынке ОПС продолжает сокращаться в рамках общего тренда для субъектов российского финансового рынка. За последние 20 лет численность НПФ уменьшилась на 71% – также, как и количество кредитных организаций. А разнообразие активных инвестпортфелей ЧУК сократилось по сравнению с 2004 годом с 62 до 37 (-40%). При этом сектор негосударственных пенсионных фондов давно фактически закрыт для появления новых игроков прежде всего из-за высоких стартовых условий, непрекращающихся реформ и туманных перспектив будущего накопительного компонента. За последние годы новые НПФ появлялись лишь в рамках выделения из уже существовавших под влиянием требования об акционировании фондов, занимающихся ОПС до 2016 года и всех остальных до 2019 года. В случае введения ИПК высока вероятность прекращения работы ВЭБ и ЧУК с пенсионными накоплениями (пенсионным капиталом).

Накопленная доходность крупнейших НПФ за пять лет (с 2012 по 2016 годы)

  • НПФ «Согласие» +61,59%
  • НПФ «Газфонд» +57,14%
  • НПФ «Нефтегарант» +51,80%
  • «ВТБ Пенсионный фонд» +51,40%
  • Пенсионный фонд электроэнергетики +50,48%
  • НПФ «Большой» +48,80%
  • НПФ «Сургутнефтегаз» +48,60%
  • НПФ РГС +48,40%
  • НПФ «Лукойл-Гарант» +47,50%
  • НПФ «Сафамар» +47,30%

Рейтинг крупнейших российских НПФ на 1 июля 2018 года:

  • НПФ Сбербанка
  • НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления»
  • НПФ «ГАЗФОНД»
  • НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
  • НПФ «БУДУЩЕЕ»
  • НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
  • НПФ «САФМАР»
  • НПФ ВТБ Пенсионный фонд
  • НПФ «РГС»
  • НПФ электроэнергетики
  • НПФ Согласие ОПС
  • НПФ Доверие

Типология НПФ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 марта 2018 года.

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ.

  1. Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями.
  2. Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов.
  3. Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей.
  4. Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.

> См. также

  • Незаконный перевод пенсионных накоплений из ПФР в НПФ
  • Пенсионная реформа
  • Пенсионная система (Россия)
  • Пенсионный фонд Украины

Примечания

  1. Вступил в силу закон об акционировании НПФ.. РБК. Дата обращения 11 сентября 2018.
  2. Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов». Российская газета. Дата обращения 12 сентября 2018.
  3. Пенсионные фонды заставят компенсировать клиентам убытки. РБК. Дата обращения 13 марта 2016.
  4. НПФ обяжут возмещать вкладчикам потери за счет собственных средств. Российская газета. Дата обращения 6 марта 2016.
  5. Реестр лицензий НПФ
  6. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  7. «Незаконный перевод пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд. Что делать?» «Пенсионный Фонд Российской Федерации» от 17 сентября 2014
  8. Центробанк потребует возмещения убытков от разорившихся пенсионных фондов // Статья от 23.05.2019 г. «URA.ru». Д. Козлова.
  9. Раскрыта схема вывода пенсионных накоплений россиян за границу // Статья от 01.05.2019 г. «URA.ru». И. Шестак.
  10. Пенсионные накопления России: Итоги 2016 года и промежуточные результаты 2017 года, Pension&Actuarial Consulting
  11. РБК: «Эксперт РА» подсчитал доходность пенсионных накоплений
  12. РИА Рейтинг крупнейших российских НПФ на 1 июля 2018 года

Ссылки

  • Рейтинги надёжности негосударственных пенсионных фондов — Российское Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
  • Рейтинги УК и НПФ — сайт Investfunds Информационного агентства Cbonds.ru
  • Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов — сайт Центрального Банка России

Субъекты рынка коллективных инвестиций

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2019 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2019 года

Проект указания Банка России «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования (помимо государственных ценных бумаг Российской Федерации, банковских депозитов), в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо»

Тенденции рынка НПФ

Информационное сообщение о применении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов 30.09.2019

Сценарии стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2019 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2019 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2019 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2019 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 2018 год

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за 2018 год

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2018 года

Информационное сообщение «О применении установленных главой 10 Положения Банка России от 28.12.2017 № 626-П требований к финансовому положению лиц, имеющих право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации» 24.01.2019

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2018 года

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2018 год

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2018 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 2017 год

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Приказ Банка России от 14.06.2018 № ОД-1474 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов»

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2017 года

Сценарии для проведения негосударственным пенсионным фондом стресс-тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 года № 4060-У

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за IV квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов по итогам 2016 года

Методика стресс тестирования негосударственных пенсионных фондов

Сценарии для проведения негосударственными пенсионными фондами стресс тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 г. № 4060-У

Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за III квартал 2016 года

Положение Банка России от 01.03.2017 № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии»В настоящий момент Положение № 580-П проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2015 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2016 года

Информационное сообщение «О порядке определения общего количества некредитных финансовых организаций, необходимого для получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации на финансовом рынке в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 31.12.2015

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам III квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам II квартала 2015 года

Вниманию участников информационного обмена – участников рынка коллективных инвестиций!

С 01.10.2015 негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов необходимо использовать актуальную версию Программы-анкеты подготовки электронных документов версии 2.16.3 (далее – Программа-анкета) (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.).

В Программу-анкету (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) внесены следующие изменения:

  • добавлен раздел «Отчетность об операциях с денежными средствами (Указание № 3719-У), содержащий новую форму отчетности (форма 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций». Данная форма введена в действие Указанием Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

Программа-анкета (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) для указанных участников информационного обмена доступна для загрузки на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки / Личные кабинеты и отчетность / Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций / Программы для работы с электронными документами / Программа-анкета подготовки электронных документов (отчетность участников рынка коллективных инвестиций)», а также в Личном кабинете участника финансового рынка.

Перед установкой актуальной версии Программы-анкеты необходимо удалить с Вашего компьютера все ранее установленные версии Программы-анкеты (Пуск – Панель управления – Программы и компоненты)

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам I квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года

Информационное сообщение о требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности 29.10.2014

Объявление о приеме заявок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на включение в Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и Список арбитражных управляющих соответственно 03.03.2014

Информационное письмо Банка России от 21.01.2015 № 06-54/355 «Об инвестировании средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 25.09.2014 № 06-52/7617 «О некоторых вопросах, связанных с реорганизацией негосударственных пенсионных фондов»

Информационное письмо Банка России от 22.09.2014 № 015-57/7564 «О предоставлении отчетности управляющими компаниями и специализированными депозитариями – участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6883 «О совмещении деятельности по управлению (доверительному управлению) активами акционерного инвестиционного фонда и доверительному управлению паевым инвестиционным фондом с деятельностью в качестве застройщика»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6884 «О размещении средств пенсионных накоплений на счетах в кредитных организациях»

Информационное письмо Банка России от 20.08.2014 № 015-54/6729 «О порядке приема к учету специализированными депозитариями первичных документов»

Информационное письмо Банка России от 18.08.2014 № 015-54/6666 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России»

Информационное письмо Банка России от 15.08.2014 № 06-57-2/6659 «О предоставлении отчетности и уведомлений»

Информационное письмо Банка России от 16.07.2014 № 06-54/5737 «О представлении в Банк России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц»

Информационное письмо Банка России от 09.04.2014 «О передаче средств пенсионных накоплений при исполнении заявлений застрахованных лиц о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд»

Информационное письмо Банка России от 28.02.2014 № 50-02/7024 «О реорганизации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями»

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за 2017 год

Банк России представил концепцию санации НПФ

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Банк России представил разработанную совместно с Минфином концепцию санации негосударственных пенсионных фондов (НПФ), основные положения которой зампред ЦБ Владимир Чистюхин озвучил на заседании рабочей группы по законодательному обеспечению развития пенсионной системы и инвестирования средств пенсионных накоплений при комитете Госдумы по финрынку.

По словам Чистюхина, механизм санации НПФ будет схож со схемой оздоровления банков и страховых компаний.

Цели санации НПФ — поддержание конкуренции на рынке, сохранение доверия населения и минимизация негативных последствий от банкротства НПФ.

«Отдельные НПФ либо группы НПФ могут аккумулировать очень большую часть как активов, так и пассивов, и эффект «заражения», который может произойти при отзыве, аннулировании у них лицензии, может оказать значимое влияние не только на эти конкретные институты, но и на все то, что вокруг них расположено», — пояснил зампред ЦБ.

Речь идет не только о вкладчиках, но и о сегментах финансового рынка, которые связаны с НПФ облигациями, вкладами или иными видами размещения активов, добавил Чистюхин.

Представить законопроект для публичного обсуждения ЦБ и Минфин рассчитывают в мае.

Фонд консолидации пенсионного сектора

Для оказания поддержки НПФ в рамках санации будет создан фонд консолидации пенсионного сектора — по аналогии с существующими фондами консолидации банковского и страхового секторов.

Обязательным условием проведения санации предполагается приобретение ЦБ не менее 75% обыкновенных акций НПФ — это может быть реализовано через полномочия ЦБ по доведению уставного капитала НПФ до величины собственных средств (минимально — до 1 рубля), что принципиально важно «для прекращения влияния текущих или прошлых акционеров на принятие решений в финансовом институте», рассказал Чистюхин.

Санация НПФ будет осуществляться на основании плана участия ЦБ в осуществлении мер по предупреждению банкротства, как это предусмотрено для банков и страховщиков. План утверждается советом директоров ЦБ. В случае его утверждения в НПФ в обязательном порядке будет вводиться временная администрация, функции которой исполняет управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора (УК будет общей у всех трех фондов консолидации).

Формы и объем помощи будут устанавливаться планом участия на основании оценки активов НПФ.

При этом на период санации ЦБ сможет вводить мораторий на переход клиентов из санируемого НПФ.

«На период действия плана участия, плана санации может быть введен мораторий на уход клиентов из негосударственного пенсионного фонда. Не путать с возможностью исполнения соответствующих обязательств НПФ с уплатой уже назначенных пенсий. Но перейти в период действия плана НПФ в другие негосударственные пенсионные фонды либо прекратить договор по негосударственному пенсионному обеспечению, получить выкупные суммы — мораторий может предусматривать такого рода ограничения», — пояснил Чистюхин.

«Средства, которые поступают в негосударственный пенсионный фонд в рамках механизма санации, — они могут идти, они идут, если есть недостаток, на пополнение средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений через собственные средства. Есть механизм, который на практике был апробирован», — сообщил зампред ЦБ.

Детали он не уточнил, при этом известно, что в составе группы банка «ФК Открытие», санируемого ЦБ, были докапитализированы три пенсионных фонда.

«Единственное, наверное, очень важное отличие (механизма санации НПФ — прим. ТАСС) от банков и от страховщиков заключается в том, что фактически НПФ имеет как минимум три баланса, три отдельных «мешка» — это собственные средства, пенсионные накопления и пенсионные резервы. Здесь есть некоторая специфика, но не настолько большая, чтобы не применять некую аналогию», — сказал Чистюхин.

Также будут введены аналогичные банковскому и страховому механизмам санации нормы о прекращении обязательств НПФ перед менеджментом и контролирующими лицами — «считается, что им возмещение осуществляться не должно», добавил зампред ЦБ. «Менеджмент не должен являться тем лицом, которое имеет право на получение какой-то части из негосударственного пенсионного фонда, если его действия привели к тому, что этот фонд вынужден подойти к санации», — пояснил он журналистам.

Основания для санации

Основанием для санации по аналогии с банками и страховщиками станет наличие признаков неустойчивого финансового положения НПФ.

«В рамках установления этих признаков предполагается наделение ЦБ РФ возможностью проверять отдельно, дополнительно активы и обязательства НПФ с привлечением внешних экспертов», — рассказал Чистюхин. Речь идет о внешних актуариях и независимых оценщиках. По действующему законодательству актуарии могут быть внутренними, что может порождать конфликт интересов, подчеркнул зампред ЦБ.

«Нам кажется правильным в рамках подготавливаемых предложений актуализировать перечень тех оснований, которые сегодня используются для применения мер по предупреждению банкротства негосударственных пенсионных фондов. У нас есть два основания: первое — это выявление недостаточности активов НПФ по итогам стресс-тестирования. И второе основание — это выявление актуарного дефицита в размере более 5% от обязательств фонда по итогам ежегодного актуарного оценивания. Сегодня в законодательстве уже есть упоминание актуарного дефицита как основания для мер по предупреждению банкротства, но это должен быть повторный актуарный дефицит, его увеличение по итогам предыдущего актуарного дефицита», — рассказал Чистюхин.

«Нам кажется, что это очень сложная конструкция, можно было бы ее «спрямить», — добавил он.

После завершения санации, то есть восстановления финансовой устойчивости НПФ, ЦБ вправе продать его на рынке, заключил Чистюхин.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это организации, созданные для сбора пенсионных взносов, инвестирования собранных денежных средств и выплаты из них дополнительных пенсий участникам. Деятельность НПФ регулируется целым рядом законов, основным из которых является Закон о негосударственных пенсионных фондах №75-ФЗ от 07.05.1998г.

Кто все эти люди, спросите вы? Именно они создают новые законы, в том числе и фз о негосударственных пенсионных фондах о котором пойдёт речь в данной статье

Руководствуясь этим законом, НПФ осуществляют свою деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (на вопросы по реформе ОПС отвечает эксперт по НПФ), а также занимаются негосударственным пенсионным обеспечением. В настоящее время в России существует более 100 НПФ, участниками которых являются около 20 млн. человек.

Федеральный закон о НПФ

В соответствии с последними поправками Закон №75-ФЗ (№410-ФЗ от 28.12.2013) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, которые возникают как при создании НПФ, так и в процессе осуществления ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, а также описывает порядок контроля государством деятельности НПФ.

Согласно закону НПФ может заниматься следующими видами деятельности:

  • заключение договоров с участниками и организация на их основе негосударственного пенсионного обеспечения, включая досрочное;
  • обязательное пенсионное страхование.

Список федеральных законов на тематику пенсии и регулирования деятельности пенсионных фондов

Приоритетной сферой деятельности НПФ является инвестирование средств с целью увеличения пенсионных накоплений своих клиентов. Эта задача решается с помощью инвестирования пенсионных резервов.

Законом устанавливается перечень инвестиционных объектов, в которых НПФ могут размещать пенсионные резервы и количество инвестируемых денежных средств.

Также в Законе прописаны гарантии НПФ перед вкладчиками, согласно которым взятые обязательства будут выполнены. НПФ отвечает перед вкладчиками своим уставным капиталом и страховым резервом, а для оценки эффективности деятельности ежегодно обязан проводить актуарное оценивание инвестиций и аудиторскую проверку.

Важно! С 2015 года все НПФ будут участвовать в программе страхования по аналогии с банковской системой, делая отчисления в «Агентство страхования вкладов». При этом вкладчикам будет гарантирован возврат пенсионных накоплений, за исключением доходов от инвестирования. Даже если негосударственный пенсионный фонд прекратит свою деятельность, ваши накопления останутся в сохранности.

Закон об акционировании НПФ

23 декабря 2013 года Госдумой РФ был принят закон, согласно которому к 2016 году все НПФ, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием, обязаны будут пройти процедуру акционирования. Всем остальным фондам это необходимо будет сделать к 2019 г.

Основные нововведения данного закона:

  • все пенсионные накопления участников НПФ в 2014 году будут переведены в государственный Пенсионный фонд и возвращены в НПФ только после того, как НПФ пройдут акционирование, а управляющие компании, занимающиеся инвестированием пенсионных накоплений, будут проверены ЦБ и вступят в страховую программу, гарантирующую сохранность денежных средств вкладчиков. Размер страхового резерва к 2018 году должен составить 1-10% от суммы всех вложенных в него пенсионных накоплений;
  • законом запрещается участие оффшорных компаний в акционировании НПФ, также планируется ввести ограничение на участие иностранных компаний;
  • контроль за деятельностью НПФ, в том числе выдача и аннулирование лицензий, будет осуществляться ЦБ РФ. Также Центробанк будет контролировать заключение сделок по приобретению акций НПФ;
  • также Законом об акционировании внесены изменения в размер уставного капитала и собственных средств НПФ. К 2020 году минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 150 млн. руб., а собственные средства — не менее 200 млн. руб.;
  • данным Законом установлены требования не только к НПФ, но и к их руководителям, касающимся опыта работы, образования и профессиональной подготовки.

Важно! НПФ смогут выпускать только обыкновенные акции, операции с векселями и займами им осуществлять запрещено. Кроме того, первые дивиденды по акциям будут выплачиваться через пять лет после регистрации НПФ как акционерной организации. Если вы решились вступить в НПФ, но не знаете какой именно выбрать — читайте эту инструкцию.

Закон о переходе в НПФ

Каждый гражданин РФ вправе выбирать, куда направить страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в ПФР или НПФ. До недавнего времени для перевода своих денежных средств можно было подать заявление в НПФ, в котором будущий пенсионер желал разместить свои накопления.

Однако в связи с участившимися случаями мошеннических действий со стороны представителей НПФ, которые стали причиной незаконного перевода пенсионных накоплений, Правительство РФ внесло поправки в 75-ФЗ.

На период, пока идёт процедура акционирования НПФ, все средства пенсионных накоплений перейдут под управление ПФР

Согласно этим поправкам изменились правила перехода в НПФ, а именно:

  • аннулируется соглашение ПФР и НПФ о взаимном удостоверении подписей, что автоматически запрещает НПФ принимать заявления граждан о переходе;
  • для перехода в НПФ гражданин должен лично обратиться в отделение ПФР или отправить туда почтой нотариально заверенное заявление;
  • необходимо заключить с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Нужно знать! С января 2014 года агентам НПФ запрещено заключать договоры с гражданами и осуществлять дистанционный перевод денежных средств. Поэтому, если к вам обращаются с таким требованием, будьте осторожны! Почитайте вопросы и ответы по негосударственным пенсионным фондам на сайте, эта информация поможет избежать многих ошибок.

Изменения в законе об НПФ

Федеральным Законом №410-ФЗ от 28.12.2013 установлен ряд поправок, а именно:

  • ужесточены требования к НПФ относительно собственных средств и уставного капитала. Данная поправка приведет к уходу с этой части рынка мелких игроков, не способных обеспечить гарантии своим вкладчикам;
  • с 1 января 2014 года НПФ не могут создаваться как некоммерческие организации, а существующие НПФ должны пройти процедуру акционирования;
  • деятельность НПФ, в том числе выдача и аннулирование лицензий, организация актуарных и аудиторских проверок, а также контроль над продажей акций будет регулироваться Центробанком;
  • НПФ не могут больше заниматься профессиональным страхованием;
  • введено понятие и порядок осуществления досрочного пенсионного обеспечения;
  • урегулирован порядок перехода в НПФ;
  • ужесточены требования к порядку создания и регистрации НПФ, а также к личности руководителя организации;
  • описывается система гарантий сохранности денежных средств вкладчиков, в том числе создание резервных фондов и страховых программ;
  • изменен порядок реорганизации и ликвидации НПФ.

Видео

Посмотрите интервью руководителя группы организации и учета процесса инвестирования отделения ПФР, из которого вы узнаете о том, какие изменения в пенсионном законодательстве начали происходить в 2014-м году и что происходит с пенсионными накоплениями, хранившимися в НПФ.

Таким образом, путем принятия законов и поправок в существующие нормативные акты, Правительство РФ пытается сделать более прозрачной запутанную систему пенсионного обеспечения граждан, а также создать гарантии сохранности их денежных средств.

Пока неясно, к чему это приведет, так как во вновь принятых законах, согласно заключению Минюста, еще достаточно темных пятен. Ясно одно — все мы рано или поздно станем пенсионерами, а вот какой будет наша пенсия, решать нужно сейчас.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Отрасль НПФ: влияние пенсионной реформы 2013-2015 гг.

С момента создания накопительной составляющей пенсионной системы РФ было проведено две радикальные реформы. Первая в 2005 году отменила участие в накопительной системе граждан, рожденных до 1967 года, и увеличила взнос с 2% до 6% от заработной платы. Вторая пенсионная реформа началась в 2013 году. В рамках отрасли НПФ было предпринято ряд мер, направленных на повышение ее прозрачности и надежности. При этом был определен единый регулятор отрасли в лице ЦБ РФ.

Реформа определила, что до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ.

На 20.07.2015 процедуру акционирования завершили 74 НПФ. Из них 9 фондов акционировались с разделением на два фонда, специализирующихся на НПО и ОПС. 29 фондов из 74 вступили в систему гарантирования. При этом у 7 фондов (из 74) были отозваны лицензии в ходе проведения проверки ЦБ РФ после акционирования. У оставшихся фондов есть возможность подать заявку на вступление в систему до 31.12.2015. После этого у фондов будет 120 дней на прохождение проверки ЦБ и вступление в систему гарантирования. В фондах-участниках системы гарантирования сконцентрировано около 90% всех пенсионных накоплений и застрахованных лиц, выбравших отчисление 6% от заработной платы в накопительную систему.

Процедуру акционирования фонды проходят в два этапа. На первом этапе распределяется 75% акций. В течение следующих 12 месяцев у всех, кто вносил средства в совокупный вклад учредителей фонда с момента его создания, есть возможность заявить о своих правах на часть акционерного капитала фонда. 9 фондов акционировались путем разделения на два фонда. При этом собственником фонда с лицензией по ОПС выступает фонд, имеющий лицензию по НПО, который должен акционироваться до конца 2018 года.

Основными требованиями ЦБ в ходе проверки были создание риск-менеджмента или повышение его качества, а также улучшение качества портфелей пенсионных накоплений и капитала. При этом косвенная оценка риск-менеджмента проводилась на базе оценки качества активов, составляющих пенсионные резервы. Наличие «плохих» активов в структуре резервов свидетельствовало о невысоком качестве риск-менеджмента фонда, что может негативно повлиять на формирования портфеля пенсионных накоплений.

Также в ходе текущей реформы были повышены требования к минимальному объему собственных средств фондов (с 100 до 150 млн. рублей) и введены требования к объему уставного капитала в размере 120 млн. рублей. В результате этого за 2014 год совокупный объем ИОУД и капитала фондов увеличился на 12,3% до 143,2 млрд рублей, за 1 полугодие 2015 года прирост составил 5,3%. Помимо этого были введены требования к достаточности капитала фондов, косвенно вводящие и требования к структуре капитала. При расчете достаточности учитывается только капитал, структура размещения которого соответствует требованиям к структуре инвестирования пенсионных накоплений.

Рисунок 7. Распределение пенсионных накоплений в фондах с разным размером капитала (ИОУД) на 30.06.2015

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ РФ

Таблица 1. Динамика размещения капитала (ИОУД) НПФ

Вид актива Структура размещения ИОУД фондов на 31.12.2013, % Структура размещения капитала/ИОУД фондов на 31.12.2014, %
Денежные средства на счетах в кредитных организациях 10,9 5,6
Денежные средства в банковских депозитах 23,4 38,4
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 0 0,0
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 0,3 0,0
Облигации российских эмитентов, помимо государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ 14 3,4
Акции российских эмитентов 12 13,9
Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов 4,2 1,0
Ипотечные ценные бумаги 0 4,0
Ценные бумаги международных финансовых организаций 3,8 2,0
Прочие активы 31,4 31,8

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ РФ, НПФ

В результате пенсионной реформы 2013-2015 гг. отрасль НПФ стала прозрачнее, а качество риск-менеджмента и инвестиционной политики фондов улучшилось. При этом увеличилась концентрация в сегменте ОПС. На конец 2014 года на топ-10 НПФ в сегменте ОПС приходилось 69,2% пенсионных накоплений, на топ-30 – 92,9%. С учетом притока средств по переходным кампаниям в мае 2015 года доля крупнейших фондов в отрасли существенно увеличилась.

Рисунок 8. Динамика концентрации НПФ в сегменте ОПС

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ РФ

> Финансы как категория финансового права, их функции

Страница 1 из 2

Определение финансов

Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства.

Отдельный человек может говорить о своих финансах: тог­да под финансами понимаются его личные денежные средства, на­ходящиеся непосредственно при нем, денежные отношения с бан­ком, предоставившим ему кредит, его налоговые платежи в бюджет и т.д.

Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, госу­дарственных, кооперативных и частных, о финансах муниципаль­ных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денеж­ное хозяйство».

Финансы – это всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников. Итак, финансы включают безвозмездное перераспределение средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации денежных ресурсов с последующим их использованием в целях увеличения доходов, кредитные отношения, страховая деятельность, купля-продажа финансовых инструментов.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и воз­никающие на его основе посредством оборота денег финансовые от­ношения, в результате которых образуются различные фонды денеж­ных средств как государственные, так и негосударственные (част­ные). Таким образом, финансы страны включают в себя и экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

В этом определении содержится три элемента:

  1. денежное хозяйство;
  2. финансовые отношения;
  3. фонды денежных средств.

Прежде всего, финансы страны (денежные средства страны, финансовые ресурсы) выражают стоимость имеющихся в стране товаров и участвуют в обороте денег в наличной и безна­личной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех дру­гих товаров и всеобщим орудием обмена.

Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хо­зяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например, от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налого­плательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджет­ных и т.д.

Применительно к денежным средствам государства, муници­пальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необхо­димость формирования их в определенные фонды, каждый из ко­торых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обо­роны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рацио­нальный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны1.

В состав финансов страны включаются денежные средства бюд­жетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денеж­ные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых плате­жей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны включают:

1) государственные (публичные) финансы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

2) частные (негосударственные) финансы.

Государственными (публичными) централизованными финанса­ми являются денежные средства, которыми непосредственно распо­ряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджет­ных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Эти денежные средства исполь­зуются для удовлетворения общих нужд соответствующих террито­риальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественно­го порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты;
  4. внебюджетные фонды;
  5. фонды, образуемые посредством государственного и муни­ципального кредита.

В свою очередь государственные централизованные финансы (бюд­жеты) подразделяются на:

  • общие бюджеты;
  • бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

Государственные (публичные) де­централизованные финансы — это финансы государственных и муници­пальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муници­пальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный харак­тер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются за­конам рынка, что приближает их финансы к финансам других (част­ных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципаль­ные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Казна — это часть государственного и муниципального имуще­ства (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют сред­ства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и обществен­ным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государ­ственных и муниципальных финансов, состояние и динамика кото­рых в основном определяется решениями государственных и мест­ных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образова­ние, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), част­ные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отно­шения. Именно эти отношения составляют основу финансовой дея­тельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государ­ства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

§ 2. Понятие финансов

Определение финансов. Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства. Отдельный человек может говорить о своих финансах; тогда под финансами понимаются его личные денежные средства, находящиеся непосредственно при нем; денежные отношения с банком, предоставившим ему кредит; его налоговые платежи в бюджет и т.д.

Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, государственных, кооперативных и частных, о финансах муниципальных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денежное хозяйство».

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).

В этом определении содержится три элемента:

1) денежное хозяйство;

2) финансовые отношения;

3) фонды денежных средств.

Рассмотрим вкратце каждый из названных элементов.

Прежде всего финансы страны — это денежные средства страны (финансовые ресурсы), внешне выражающие стоимость имеющихся в стране товаров и участвующие в обороте денег в наличной и безналичной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех других товаров и всеобщим орудием обмена.

Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хозяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налогоплательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджетных и т.д.

Применительно к денежным средствам государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необходимость формирования их в определенные фонды, каждый из которых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обороны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рациональный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны <1>.

<1> См.: Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право. М., 2001. С. 3 — 4.

В состав финансов страны включаются денежные средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны подразделяются:

— на государственные (публичные) финансы;

— частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы — это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и местные органы. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

Такое же понимание публичных финансов предлагается французским «Юридическим словарем» под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как «совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам» <1>.

<1> Vocabulaire juridique. Publie sous la direction de Gerard Cornu. 4-e ed. mis a jour. Paris. Quadrige/Puf. 2003. P. 397 — 398.

Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. (Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.

В настоящее время различаются два вида государственных финансов:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов Российской Федерации;

— местные бюджеты;

— внебюджетные фонды;

— фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

— на общие бюджеты;

— бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В другом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т.е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна — это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы. Наука финансового права изучает нормы финансового права, которые подвергают регламентации государственные финансы. Но данная наука в разделе о налоговом праве изучает также процесс превращения (трансформации) частных финансов в государственные финансы.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права <1>.

<1> См.: Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 54.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *