Нарушения охраны труда

Содержание

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

  • постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

  • актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

  • приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

  • свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

  • должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

  • свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

  • трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

  • дополнительным соглашением к указанному договору;

  • приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

  • трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

  • договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

  • картами аттестации рабочего места по условиям труда;

  • заключительным актом;

  • списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Статья 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Новая редакция Ст. 5.27.1 КоАП РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Административная ответственность работников

Административная ответственность налагается на работника за нарушения разнообразных норм трудового права. Наиболее распространены случаи наступления административной ответственности за нарушения охраны труда.

Государственные инспекторы труда осуществляют надзорно-контрольные функции и при этом, выявляют нарушения трудового законодательства во всех сферах трудовых отношений.

Значительное нарушений допускается по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Традиционно много нарушений в сфере охраны труда, также в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ.

Существуют определенные особенности административной ответственности за нарушение трудовых и иных, связанных с ними правоотношений.

Основанием административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы граждан.

Практически все представители административно-правовой науки признают, что административное правонарушение выступает фактическим основанием для наступления административной ответственности, однако существенно расходятся во взглядах относительно того, является ли это единственным основанием или же существуют и другие основания для наступления административной ответственности.

Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений, либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда. В работе данный элемент охарактеризован для каждого состава административного правонарушения.

В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях сформирована целая система норм об ответственности за нарушения трудового законодательства.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает работника как такового в качестве общего субъекта административного правонарушения. Здесь многое зависит от профессиональной деятельности того или иного работника. Определенная сфера профессиональной деятельности предусматривает особые специфические правила действий, осуществляемых работником в данной сфере. Вот за нарушение этих особых правил и требований работник может быть привлечен к административной ответственности.

Так, на основании ст. ст. 2, 3, 5, 6 Закона о персональных данных персональные данные относятся к информации, доступ к которой ограничен. В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение подобной информации (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — от 500 до 1000 руб.;

— на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

Следовательно, если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Работник банка может быть привлечен к административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ). При этом основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть заявление гражданина в полицию или прокуратуру (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусматривается административная ответственность педагогического работника в качестве гражданина за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. В случае же, когда учитель являлся должностным лицом, он подлежит административной ответственности как должностное лицо.

Довольно часто ситуация со штрафом, присланным работодателю за совершение на его автомобиле нарушения Правил дорожного движения, разрешается очень просто: руководство передает постановление о привлечении к административной ответственности работнику, непосредственно управлявшему автомобилем в обозначенные дату и время (это легко установить по путевому листу), и тот платит штраф.

Статья 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Таким образом, работник уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных полномочий.

Согласно действующему законодательству медицинские работники при ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей, то есть при совершении правонарушения, не несут юридической ответственности.

Действующий КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей ответственности медицинских работников за причинение ими легкого или средней тяжести вреда здоровью пациента при ненадлежащем исполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Административной ответственности подлежат лишь (глава 6 КоАП РФ, ст. 6.2) незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).

То есть административной ответственности подлежат лица, не являющиеся профессиональными медицинскими работниками.

Медицинские работники, таким образом, при совершении ими профессиональных правонарушений остаются вне поля зрения института юридической ответственности.

Наличие в КоАП РФ специальной нормы, регламентирующей наступление административной ответственности за ненадлежащее исполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшее причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, способствовало бы соблюдению прав и законных интересов пациентов; носило бы профилактическую функцию предупреждения правонарушений.

1.4 Административная ответственность

Административная ответственность устанавливается в отношении физического или юридического лица за совершенное им правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена ответственность КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях, а также иными законами, содержащими составы административных правонарушений.

Составы административных правонарушений в сфере труда отражены в разделе 2 КоАП РФ. Это прежде всего:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27)

— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в

переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сроки (ст.5.28)

— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст.5.30);

— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст.5.31)

— уклонение работодателя или лица, его представляющего от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (ст.5.32);

— невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст.5.33);

— увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст.5.34);

— отказ работодателем в приеме на работу инвалида в пределах, установленной квоты (ст.5.42)

— воспрепятствование работодателем или его представителем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве (ст.17.5)

— нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст.18.10) и т.д.

В этих и иных случаях к виновным должностным лицам, работодателю или лицам, его представляющего применяется штраф в размере от5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, в зависимости от конкретного правонарушения.

Если нарушение законодательства о труде и об охране труда совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — то это влечет дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27).

Административная ответственность работника возможна в следующих случаях:

— за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст.13.14);

— за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом ( ч. 1ст. 20.26);

— за организацию действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 ст.20.26.

— в иных случаях установленных действующим законодательством.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, — на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за нарушение охраны труда

Когда наступает уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда?

Каков общий порядок применения статьи 143 УК РФ?

Как осуществляется квалификация нарушения трудового законодательства по статье 143 УК РФ?

Смежные нарушения в трудовых правоотношениях: разглашение персональных данных

Каковы признаки деяния по статье 143 УК РФ?

Кто признается потерпевшим по статье 143 УК РФ?

Кто признается подозреваемым в нарушении норм охраны труда?

Юридический статус подозреваемого лица: установление и значимость при квалификации деяния

Как устанавливается состав преступления по статье 143 УК РФ?

Как назначается наказание по статье 143 УК РФ?

В каких случаях осуществляется освобождение от наказания?

Итоги

Когда наступает уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда?

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства в части исполнения требований по охране труда наступает, если (ст. 143 УК РФ):

1. Работодателем нарушены именно требования охраны труда.

Такие требования могут быть установлены как федеральными, так и региональными нормативными актами в разном статусе (закона, подзаконного акта, отраслевого норматива).

2. Требования по охране труда нарушены лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению.

3. Нарушение требований по охране труда привело:

  • к нанесению тяжкого вреда здоровью человека (в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 17.08.2007 № 522);
  • гибели человека.

Если нарушение норм охраны труда привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека, то виновное лицо наказывается (конкретная мера наказания устанавливается судом):

  • штрафом до 400 тыс. руб. либо до величины, соответствующей зарплате за 18 месяцев;
  • обязательными работами длительностью 180–240 часов;
  • исправительными работами сроком до 2 лет;
  • принудительными работами сроком до 1 года;
  • лишением свободы сроком до 1 года с дисквалификацией до 1 года или без нее.

Если нарушение привело к гибели человека, то виновное лицо наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Если нарушение привело к гибели 2 и более человек, то виновное лицо наказывается лишением свободы сроком до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Каков общий порядок применения статьи 143 УК РФ?

Применение правоохранительными и судебными органами норм ст. 143 УК РФ на практике предполагает проведение следующих процедур:

  • квалификации правонарушения (обособления от других преступлений либо принятия решения об оценке действий подозреваемого лица по совокупности правонарушений);
  • установления потерпевших;
  • установления подозреваемых;
  • определения состава преступления;
  • определения меры наказания либо установления оснований об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности.

При этом в правоприменительной практике с трудом обнаруживаются общепринятые и универсальные подходы и принципы проведения 5 указанных процедур. Во многом это связано с тем, что нормы ст. 143 УК РФ носят фактически поверхностный характер. Их применение требует параллельного рассмотрения положений других статей УК РФ, федеральных законов, а также фактов из правоприменительной практики.

Попробуем, опираясь на различные корреспондирующие нормы и прецеденты, установить, какой логикой может руководствоваться правоохранительный орган, суд или иное заинтересованное лицо при ведении уголовных дел, связанных с нарушениями охраны труда.

Прежде всего, для того чтобы дать адекватную оценку деянию подозреваемого лица по ст. 143 УК РФ, правоохранительный орган должен корректно квалифицировать данное деяние.

Как осуществляется квалификация нарушения трудового законодательства по статье 143 УК РФ?

Один из распространенных в среде юристов способов квалификации преступлений — метод исключения. В данном случае такой метод предполагает, что деяние может быть квалифицировано по ст. 143 УК РФ, если оно не соответствует признакам, характеризующим, в частности:

  • халатность (признаки и меры наказания по ней определены ст. 293 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нарушение безопасности на предприятии (ст. 216 УК РФ);
  • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
  • лишение человека жизни по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

Квалификация деяния по ст. 143 УК РФ и любой другой (одной или нескольким) одновременно, если они конкурируют между собой, недопустима (постановление Кировского районного суда Иркутска от 14.07.2011 по делу № 1-266/2011).

При этом если выбор стоит между общей и специальной нормой УК РФ, то при квалификации деяний следует выбирать вторую (п. 3 ст. 17 УК РФ). Так, нарушение норм охраны труда может быть результатом злоупотребления полномочиями. Поэтому при конкуренции норм по ст. 285 и 143 УК РФ квалификация деяния будет осуществляться по ст. 143 УК РФ.

Правонарушения в сфере охраны труда следует принципиально разграничивать с иными уголовными деяниями работодателя, которые могут проявляться в ходе трудовых правоотношений. В их числе, к примеру, незаконный оборот персональных данных работника.

Смежные нарушения в трудовых правоотношениях: разглашение персональных данных

В УК РФ содержится сразу несколько статей, устанавливающих уголовную ответственность за разглашение персональных данных сотрудников работодателями. В их числе:

1. Ст. 137, устанавливающая наказание за вмешательство в частную жизнь.

За несанкционированные сбор и распространение любых данных о сотруднике должностное лицо работодателя может быть (если будет доказано использование им служебного положения):

  • оштрафовано на 100–300 тыс. рублей (либо на сумму дохода за 1–2 года);
  • дисквалифицировано на 2–5 лет;
  • принуждено к работам на срок до 4 лет (возможно, с дисквалификацией до 5 лет);
  • арестовано на 6 месяцев;
  • лишено свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 5 лет.

2. Ст. 272 УК РФ, устанавливающая наказания за незаконный доступ к файлам.

В их числе те, что содержат персональные данные работника. Если работодатель получил доступ к ним с использованием служебного положения и это привело к блокированию, удалению, копированию либо изменению сведений, то по решению суда он может быть:

  • оштрафован на сумму до 500 тыс. руб. (либо зарплаты за 3 года) и дисквалифицирован на срок до 3 лет;
  • ограничен в свободе на срок до 4 лет;
  • принужден к работам либо лишен свободы на срок до 5 лет.

Правоохранительный орган вправе предъявить работодателю обвинение за действия, квалифицированные по совокупности деяний, которые предусмотрены указанными нормами УК РФ и ст. 143 УК РФ.

Однако во многих случаях вопрос заключается в обнаружении признаков правонарушения, характерных исключительно для деяний, предусмотренных ст. 143 УК РФ. Изучим их.

Каковы признаки деяния по статье 143 УК РФ?

К типичным признакам деяния, которое правомерно квалифицировать строго по ст. 143 УК РФ, можно отнести:

1. Совершение деяния субъектом, обязанным лишь выполнять требования по охране труда, а не разрабатывать и внедрять их на предприятии.

Если наоборот, то может устанавливаться факт халатности по ст. 293 УК РФ. Например, в случае если начальник отдела обязан был проинструктировать подчиненного по технике безопасности, но не сделал этого, после чего подчиненный получил травму.

2. Нахождение пострадавшего лица на территории работодателя либо выполнение данным лицом трудовых функций в момент инцидента.

Если пострадавшее лицо — не работник, то деяние подозреваемого лица может быть квалифицировано как нарушение безопасности на предприятии по ст. 216 УК РФ.

3. Наличие у субъекта, совершившего деяние, которое привело к инциденту, обязанностей по выполнению норм охраны труда.

Если таких обязанностей нет, то деяние лица, подозреваемого в совершении действий, которые привели к инциденту, может быть квалифицировано по ст. 109 и 118 УК РФ.

Кто признается потерпевшим по статье 143 УК РФ?

Во всех случаях — лицо, исполняющее на момент инцидента трудовую функцию. Факт выполнения пострадавшим лицом трудовой функции устанавливается:

1. Всегда, когда пострадавшее лицо в момент инцидента выполняло трудовую функцию по действующему трудовому договору.

Здесь всё очевидно и неоспоримо: ответственное лицо, допустившее деяние, вследствие которого пострадал человек, наказывается (при отсутствии прочих оснований полагать иное) по ст. 143 УК РФ, поскольку пострадавший являлся его коллегой по работе.

2. В случае если в момент инцидента пострадавший (определение Конституционного суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О):

  • выполнял работу по гражданско-правовому договору;
  • выполнял работу без заключения какого-либо договора.

Однако в обоих случаях требуется соблюдение условия: действия пострадавшего лица на момент инцидента должны обладать признаками, характеризующими трудовые отношения. К таким признакам можно отнести, к примеру:

  • договоренность между пострадавшим лицом и работодателем о согласии первого выполнять распоряжения второго в определенное время и месте (то есть в часы работы на территории предприятия);
  • согласие пострадавшего лица выполнять правила внутреннего распорядка работодателя;
  • получение пострадавшим лицом выплат на регулярной основе.

В свою очередь, при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ имеет значение и статус подозреваемого лица.

Кто признается подозреваемым в нарушении норм охраны труда?

Таковым признается:

1. Лицо, имеющее трудовой договор с работодателем, с которым, в свою очередь, пострадавший на момент инцидента находился в трудовых отношениях (либо приравненных к трудовым в соответствии с рассмотренными нами выше критериями).

Подозреваемое лицо может занимать должность (п. 3 постановления пленума ВС РФ от 23.04.1991 № 1):

  • руководителя фирмы, заместителя;
  • главного инженера;
  • главного специалиста.

Кроме того, подозреваемым может быть признан любой сотрудник, на которого в связи со служебным положением возложена (договором либо в силу локального норматива работодателя) обязанность по обеспечению требований в сфере охраны труда на конкретном участке работ.

Статус подозреваемого за деяние по ст. 143 УК РФ лицо, соответствующее какому-либо из указанных критериев, может получить, если оно:

  • не приняло мер, необходимых для устранения известного им нарушения требований по охране труда;
  • дало указания, выполнение которых предполагает нарушение требований по охране труда;
  • руководило работами, не обеспечивая при этом соблюдение требований по охране труда.

2. Лицо, ответственное за охрану труда и работающее на ИП, который имеет штат более 50 человек (и в соответствии со ст. 417 ТК РФ обязан учредить в фирме службу охраны труда).

3. ИП со штатом не более 50 человек, обязанный самостоятельно обеспечивать безопасность труда (ст. 22 ТК РФ).

Кроме того, любое подозреваемое лицо должно быть вменяемым и достигшим возраста, при котором возможно его уголовное преследование (ст. 19 УК РФ).

Юридический статус подозреваемого лица: установление и значимость при квалификации деяния

Следующий важный момент правоприменительной практики по ст. 143 УК РФ — определение юридического статуса подозреваемого лица.

Мы выяснили, что при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ не имеет значения то, какой договор действовал на момент инцидента между пострадавшим и его работодателем (как и то, действовал ли такой договор вообще). Правомерно говорить и о том, что не имеют значения характеристики организационно-правовой формы работодателя. Он может быть ИП, юрлицом или даже физлицом, не зарегистрированным как ИП. Деяние работодателя (в лице ответственного сотрудника или работодателя-физлица при штате менее 50 человек как априори ответственного) квалифицируется по ст. 143 УК РФ.

Однако если правоохранительные органы установят, что по тем или иным причинам не могло сложиться таких условий, при которых на подозреваемого могли бы быть возложены обязанности по соблюдению норм охраны труда, то квалификация его деяния будет иной.

Например, если выяснится, что работодатель вел незаконную предпринимательскую деятельность (как физлицо, нанимающее людей неофициально и не уплачивающие налоги), то в этом случае, очевидно, обязанности по соблюдению норм охраны труда ни на кого не могут быть возложены. Действия подозреваемого, которые привели к инцидентам, могут быть квалифицированы уже по ст. 109 и 118 УК РФ. Кроме того, в отношении работодателя пострадавшего лица будут приняты санкции по ст. 171 УК РФ.

При установлении всех указанных признаков преступления правоохранительному органу нужно определить, имеет ли место его состав.

Как устанавливается состав преступления по статье 143 УК РФ?

Факт совершения деяния по ст. 143 УК РФ устанавливается, если:

1. Есть доказанная причинная связь между действиями подозреваемого лица и возникновением обстоятельств, которые привели к инциденту.

Факт отсутствия такой связи может устанавливаться, если, например, выяснилось, что инцидент связан с техническим сбоем оборудования, а не с отсутствием инструктажа по его безопасному использованию.

2. Нет оснований полагать, что инцидент, несмотря на исполнение подозреваемым лицом требований по охране труда, всё равно наступил бы.

Так, может оказаться, что ответственный сотрудник полностью обеспечил коллег средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и провел инструктаж по пользованию ими, но коллеги в силу собственной халатности пренебрегли использованием СИЗ, вследствие чего получили травмы.

3. Нет оснований полагать, что инцидент не связан с тем, что подозреваемое лицо нарушило правила безопасности.

Пример: сотруднику на химическом производстве не были выданы СИЗ от опасных веществ, а он получил травму вследствие падения с высоты из-за собственной неосторожности.

4. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо по объективным причинам не смогло выполнить требования по охране труда.

Пример: ответственное лицо договаривается с новым работником о необходимости явки на инструктаж, но тот не приходит туда, а направляется сразу на рабочее место и получает там травму.

5. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо предприняло всё зависящее от него для избежания инцидента.

Пример: начальник отстраняет от работы нетрезвого подчиненного, но тот, не послушавшись приказа, выходит на работу и получает там травму.

Как назначается наказание по статье 143 УК РФ?

И еще один важный момент правоприменительной практики — определение меры наказания виновной стороны по ст. 143 УК РФ.

Данная процедура характеризуется крайне низкой унификацией на всех уровнях судебной системы РФ. Но если рассматривать отдельные прецеденты, то можно обнаружить, что:

1. Самое, вероятно, мягкое наказание из тех, что предусмотрены ст. 143 УК РФ — в виде обязательных работ, — может быть применено к виновному лицу, если оно содействует раскрытию преступления (постановление президиума Тульского областного суда от 29.04.2014 по делу № 44у-70/14).

2. При установлении 2 и более виновных лиц в одном и том же преступлении возможно применение раздельных мер наказания, существенно различающихся по строгости, к каждому из них (приговор Рудничного районного суда города Кемерово от 10.05.2012 по делу № 10-3/2012).

3. Вполне возможно применение — на основании ст. 64 УК РФ — более мягкого наказания в сравнении с прописанным в ст. 143 УК РФ. Например, исходя из характеристик личности подсудимого, степени общественной опасности его деяния (приговор Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.07.2014 по делу № 1-199/2014).

Совершенно не исключено обнаружение судом или правоохранительными органами оснований для освобождения обвиняемого лица по ст. 143 УК РФ от наказания.

В каких случаях осуществляется освобождение от наказания?

Как правило, это связано:

1. С инициативой потерпевшего о примирении (в соответствии со ст. 76 УК РФ).

Обстоятельства здесь могут быть самыми разными: дружба между пострадавшим и потерпевшим, наличие у второго выгоды от неосуществления уголовного преследования первого (например, в виде возможности работать у данного работодателя на высокооплачиваемом рабочем месте), прочие личные причины.

2. По причине деятельного раскаяния потерпевшего (на основании ст. 75 УК РФ).

Применение такого основания возможно, если работодатель совершил преступление по ст. 143 УК РФ впервые. При этом ущерб, нанесенный потерпевшей стороне, должен быть компенсирован либо возмещен иным способом, который признан судом достаточным.

3. Иногда — с истечением срока давности правонарушения (в соответствии со ст. 78 УК РФ).

Такие факты могут быть связаны с необходимостью проведения ресурсоемкого расследования (например, требующего от правоохранительных органов длительных поездок на вертолете в отдаленный населенный пункт) по инцидентам с неинформативной доказательной базой.

Судом могут учитываться характеристики личности обвиняемого лица, его социальная роль. Например, если виновное лицо выполняет функции руководителя крупного предприятия, то в целях поддержания стабильности работы фирмы, создающей большое количество рабочих мест в регионе, ее директор (при наличии законных оснований) может быть оправдан.

Итоги

Уголовная ответственность за нарушения норм охраны труда установлена положениями ст. 143 УК РФ. Правоприменительная практика по данной статье неоднозначна. Ключевые задачи правоохранительных органов и судов при ведении дел по ней — это корректная квалификация преступления (с учетом наличия в УК РФ статей по схожим правонарушениям), установление статуса пострадавших и круга подозреваемых исходя из их трудовых обязанностей, определение состава преступления. Суды могут смягчать наказание за нарушения в сфере охраны труда либо оправдывать обвиняемых за помощь следствию и с учетом характеристик личностей подсудимых.

Узнать больше о применении уголовного законодательства в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

  • «Ответственность за разглашение персональных данных по ст. 137 УК РФ»;
  • «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?».

> Нарушение правил охраны труда: УК РФ

5/5 (1)

Кто отвечает за охрану труда

На любом предприятии среди работников проводится инструктаж безопасности. За нарушение требований охраны труда специалист подлежит дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, наниматель обязан обеспечить безопасные условия труда на производстве. За подобные нарушения несет ответственность руководитель лично либо лицо, кому поручена обязанность обеспечить нормальное функционирование предприятия.

Организация правил безопасности в фирме регламентирована статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации. Именно на основании нее ответственное лицо за проведение профилактических мер и обеспечение рабочего места необходимыми средствами несет полное обязательство при обнаружении нарушений.

Внимание! Ответственными лицами за охрану труда на производстве могут быть следующие специалисты:

  • директор предприятия;
  • непосредственный начальник, создатель фирмы;
  • индивидуальный предприниматель;
  • специально приглашенный специалист, который имеет лицензию и аккредитацию;
  • отдел по охране труда на производстве с его руководителем во главе подразделения.

Если в фирме трудится более пятидесяти человек, отдел по охране и защите труда на производстве организовывается в обязательном порядке. Причем не имеет значения – государственное предприятие или частное.

Форма собственности в этом случае не имеет никакого значения. Необходимо уяснить одно – если фирма крупная, здесь обязательно открывается специальное подразделение, занимающееся организацией, защитой и охраной труда.

Когда наступает уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда на предприятии наступает в соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации:

  • работодатель лично нарушает требования по охране и защите труда;
  • требования нарушают ответственные за создание нормальных условий труда на производстве лица;
  • если нарушение требований привело к нанесению тяжкого вреда здоровью сотрудника предприятия, любого другого человека;
  • если нарушение привело к смерти любого человека;
  • если в связи с нарушением правил охраны труда имуществу работников или предприятия был нанесен большой урон.

Требования по охране труда на производстве содержатся в специальных нормативно-правовых актах, разрабатываемых на предприятии. С положениями знакомятся все сотрудники без исключения. Инструктаж проводит ответственное за это лицо. Каждый из специалистов расписывается в специальном журнале. Это обязательное правило, которому следуют все организационные формы предприятий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если работодатель не заключил трудовой договор с работником?

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, если работника привлекают к ответственности за нарушение требований охраны труда, на него возлагаются следующие меры:

  • 400 тысяч рублей штрафа;
  • лишение дохода сроком до 18 месяцев;
  • от 180 до 240 часов обязательных работ;
  • до двух лет исправительных работ;
  • до года принудительных работ;
  • до одного года тюремного заключения.

К любому из наказаний прибавляется отстранение от должности сроком до одного года по решению суда.

Обычно если из-за нарушений правил охраны труда на производстве погиб человек, то виновного наказывают тюремным заключением либо принудительными работами. Степень напрямую зависит от размера вины.

Общий порядок применения статьи 143 УК РФ

Важно! Общий порядок применения статьи 143 Уговорного кодекса Российской Федерации включает следующий:

  • обнаружение признаков преступления. Дело возбуждается только при наличии явных оснований для разбирательства. Например, если смерть работника наступила не в стенах производственного цеха, то подобное преступление не может расследоваться по статье 143 УК РФ;
  • возбуждение уголовного дела. Если признаки преступления обнаружены, возбуждается уголовное дело. Набрасывается дальнейший план действий следователя;
  • определение участников дела. При этом создается круг подозреваемых, свидетелей, а также определяются потерпевшие. Как правило, в качестве последнего участника служит лицо, кому был нанесен вред;
  • определение мотивов. Для каждого подозреваемого необходимо установить мотив, так как человек не может просто так пойти на преступление. Однако в нашем случае имеет место быть нарушение требований охраны труда, поэтому и мотив не всегда устанавливается;
  • поиск доказательств по делу. Без них ни один суд не сможет принять рационального решения. Сбором документов занимаются как сторона обвинения, так и сторона защиты;
  • назначение судебного слушания. Суд может проходить в несколько этапов. Все зависит от того, сколько доказательств по делу требуется исследовать;
  • определение степени вины обвиняемого. На нее влияет объем доказательств, свидетельствующих против обвиняемого. Причем суд рассматривает только те бумаги, которые добыты законным путем;
  • выбор меры пресечения. Наказание назначает исключительно суд на основании имеющихся у него доказательств.

Как правило, по подобным делам следствие ведется не более двух месяцев, а мера пресечения избирается в два этапа. Это связано с тем, что статья 143 УК РФ носит слабый характер. Подобные преступления не имеют большой юридической значимости, поэтому и мера пресечения зачастую небольшая.

Единственный момент, когда нормы статьи 143 УК РФ служат для назначению высшей меры наказания – это умышленное нарушение требований охраны труда. Такое встречается тогда, когда руководитель специально не организовывает рабочее место, преследуя личные интересы.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Квалификация нарушения трудового законодательства

Метод исключения – это один из самых действенных способов квалификации преступлений, связанных с нарушением требований охраны труда на производстве.

В связи с этим преступление может быть квалифицировано по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, если оно включает в себя несколько признаков:

  • признак халатности определяется путем выявления действий или бездействия виновного лица, не направленных на совершение преступления. Наказание за халатность избирается на основании положений статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • признак злоупотребления должностными полномочиями определяется путем выявления нарушения в связи с неверными указаниями вышестоящего по должности лица. Подобное преступление квалифицируется по статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • признак нарушения правил безопасности на производстве определяется путем установления данного факта. Наказание по отношению к виновному может быть принято на основании статьи 216 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • признак причинения вреда здоровью и жизни потерпевшего – это взаимозаменяемый факт. Вместо него иногда используется причинение урона имуществу предприятия, а также смерть по неосторожности. Однако если вменяется подобное обвинение, оно подлежит рассмотрению по статье 118 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • причинение смерти по неосторожности подлежит обязательному наказанию по статье 109 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что лицо, виновное в нарушение требований охраны труда, привлекается к ответственности не только по статье 143 УК РФ, но и по другим положениям закона. И только на основании них может быть избрано действительно верное наказание, соответствующее степени вины.

Учтите! Если квалификация преступления происходит по двум смежным статьям, то наказание избирается только по одному из положений. Как правило, к ответственности привлекаются не по статье 143 УК РФ, а по другим, более тяжким.

Права беременных на работе по Трудовому кодексу 2019.

Как оплачивают ночные часы по ТК РФ, .

Куда пожаловаться на работодателя, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/trudovoe-pravo/kuda-obratitsya-s-zhaloboj-na-rabotodatelya-v-prokuraturu-ili-v-trudovuyu-inspekciyu.html

Кто признается потерпевшим

Потерпевший в нашем случае – это человек, который в момент совершения преступления исполнял трудовые обязанности. Именно он пострадал от слабой организации охраны труда на производстве. Иногда случается так, что специалисты получают тяжелые травмы или вообще погибают. Именно в этом случае возбуждается уголовное дело.

Обратите внимание на то, что не всегда потерпевшее лицо может исполнять непосредственные трудовые обязанности. Он может помогать коллеге по работе, может передвигаться по цеху, заниматься другой деятельностью, которая не запрещена на предприятии.

Главное – это присутствие на месте совершения преступления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Увольнение за нарушение требований охраны труда.

В любом случае, чтобы признать работника потерпевшим, необходимо, чтобы соблюдалось несколько важных условий:

  • заключение трудового договора между работником и работодателем (при этом не важно, на бумаге он заключен, или устно);
  • работодатель и потерпевший договорились о выполнении именно той работы, которая привела к инциденту;
  • работник не нарушал инструкций, выданных нанимателем или ответственным за это лицом;
  • специалист согласился следовать правилам внутреннего распорядка на предприятии;
  • потерпевший получает от нанимателя заработную плату постоянно.

Обратите внимание на то, что потерпевшим может быть признано лицо, которое еще не исполняет трудовые обязанности, однако в скором времени должно было приступить к ним. Таковыми являются будущие сотрудники, которые проходят обучение или осмотр предприятия.

Посмотрите видео. Ответственность за нарушение требований охраны труда:

Кто признается виновным

Виновным в нарушении требований охраны труда на производстве признается лицо, уполномоченное решать подобные вопросы.

Запомните! Это может быть:

  • руководитель предприятия;
  • генеральный директор фирмы;
  • индивидуальный предприниматель;
  • начальник любого отдела, где произошел инцидент;
  • специалист подразделения охраны;
  • начальник отдела по охране труда;
  • другое лицо, уполномоченное заниматься вопросами обеспечения охраны труда на производстве.

Обратите внимание на то, что в качестве подозреваемого может выступать любой сотрудник, который пренебрег правилами охраны труда и посчитал нужным нарушить их. Например, если для выполнения работы необходимо трудиться в паре, а один из специалистов прямо не соблюдает технику безопасности, то очевидно, что виновным признают именно его.

Подозреваемым становится человек, который отвечает одному из ниже представленных критериев:

  • специалист отказался принимать меры при обнаружении нарушения требований охраны труда на производстве, например, складской работник не выдает специалисту цеха специальное обмундирование;
  • если работник дал указание, которое противоречит правилам охраны труда и привело к нарушению;
  • если руководитель принимал личное участие в нарушение требований охраны труда на производстве, например, следил за процессом производства изделия без надлежащего обмундирования сотрудников.

На предприятии, на котором трудится более пятидесяти человек, обязательно создается подразделение по охране и защите труда.

Если нарушение произошло на предприятии частной организационной формы с численностью менее 50 человек, то ответственность несет руководитель, то есть индивидуальный предприниматель.

Обвиняемый, подозреваемый отвечает следующим требованиям:

  • совершеннолетнее лицо или несовершеннолетний гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста;
  • вменяемый человек, не имеющий психических отклонений.

Как устанавливается состав преступления

Применять статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации разрешено в том случае, если установлен состав преступления.

Внимание! Преступление считается совершенным только при наличии фактов, прямо указывающих на него. Если нет возможности установить причинно-следственные связи между доказательствами и преступлением, они не рассматриваются в ходе судебного заседания.

Если нет оснований винить подозреваемого в совершении преступлений, то он не привлекается к ответственности. Все неясности трактуются только в пользу обвиняемого. Если у суда недостаточно улик для предъявления наказания, то подозреваемый освобождается от ответственности.

Если инцидент в любом случае произошел бы, то винить в нем не нужно никого. Такое случается тогда, когда работник все сделал правильно, но нарушение произошло из-за бракованных средств труда.

Если подозреваемый по уважительным причинам не мог обеспечить безопасные условия труда, то он освобождается от ответственности. Например, если в момент инцидента он находился в больнице.

Если обвиняемый пытался предотвратить совершение преступления, то наказание в отношении него избирается самое меньшее. Например, если руководитель заметил факт алкогольного опьянения сотрудника и освободил его от исполнения трудовых обязанностей, а специалист в свою очередь отказался прекращать работать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Работодатель не подписывает заявление работника на увольнение.

Наказание в соответствии с законом

Закон устанавливает наказание в соответствии с применением статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации. Самая слабая мера ограничивается штрафом до 400 тысяч рублей. К ней же приравнивается лишение дохода виновного вплоть до полутора лет.

Закон дает возможность назначить обязательные работы. Их срок ограничивается 240 часами. Часто применяемое наказание – это принудительные работы. Их срок не превышает одного года. Исправительные работы – это более тяжкое наказание. Срок такового ограничивается двумя годами.

Важно! Самая тяжелая мера пресечения – это лишение свободы. В этом случае срок не превышает одного года.

Надо заметить, что любое наказание по решению суда может быть дополнено еще одной мерой – отстранение от исполнения определенных обязанностей на срок до трех лет.

В каких случаях возможно освобождение от наказания

Иногда виновное лицо освобождается от наказания.

Такое может быть исключительно в следующих случаях:

  • если потерпевший не желает привлекать к ответственности виновное лицо;
  • если виновный полностью раскаялся в содеянном и желает искупить свою вину любыми способами;
  • если преступление совершенно давно согласно правилам применения сроков исковой давности.

При определении меры наказания суд учитывает следующие моменты:

  • раскаивается ли виновный;
  • характеристику подозреваемого;
  • степень вины каждой из сторон;
  • мнение потерпевшего;
  • отягчающие и смягчающие обстоятельства, например, нахождение подозреваемого в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения или беременность виновного.

Посмотрите видео. Новшества по охране труда в 2018 году:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.19, является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 «О применении технических регламентов».

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19, носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.19, показывает, что:

1) по ч. 1, 2 назначаются одновременно и основной вид наказания — административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5), и дополнительный — конфискация предметов административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.7);

2) по ч. 3 назначается только административный штраф;

Ответственность за нарушение требований нормативных документов

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

1. Объект правонарушения, закрепленного в ст.19.19, — права и законные интересы граждан, государственный порядок управления в сфере подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов в РФ, установленных Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг», Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений», Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», иными нормативными актами.

2. Объективная сторона правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.19.19, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации) хранении, транспортировании либо утилизации продукции; к нарушению обязательных требований приравнивается непредставление субъектами хозяйственной деятельности продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

3. К обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, установленные законодательством РФ, для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг.

4. Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ.

5. С субъективной стороны правонарушение, установленное в ч.1 ст.19.19, может быть совершено умышленно: лицо знает, сознает противоправный характер действий (бездействия), связанных с нарушением государственных стандартов, желает этого, допускает либо безразлично относится к их соблюдению.

Слово «уклонение» подчеркивает умышленный характер действия (бездействия) и предполагает невыполнение законного настойчивого, неоднократного требования о представлении продукции, документов или иных сведений, свидетельствующее о проявлении явного неуважения к органам, осуществляющим государственный контроль и надзор в этой сфере.

6. Ответственность по ч.1 ст.19.19 наступает за исключением случаев, когда правонарушение предусмотрено специальной нормой. Так, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, квалифицируется по ст.6.14.

7. Объективная сторона правонарушения, установленного в ч.2 ст.19.19, характеризуется (действием, бездействием) и выражается в нарушении правил обязательной сертификации. Противоправные действия (бездействия) проявляются:

в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;

в реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведения этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);

в представлении недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованной выдаче сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

8. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, действующим в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством РФ.

9. Правонарушение, предусмотренное диспозицией ч.2 настоящей статьи, квалифицируется в случаях, если нет специальных норм. Так, ответственность за использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи наступает по ст.13.6 КоАП; поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции — по ч.2 ст.14.16.

10. Субъективная сторона комментируемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо, зная, сознавая противоправный характер реализации продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, желает этого, либо допускает, или безразлично относится к соблюдению правил обязательной сертификации.

11. Диспозиция ч.3 ст.19.19 предусматривает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

Эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

Государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории РФ.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений — государственные стандарты, применяемые в действующем порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

Поверка средства измерений — совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений техническим требованиям.

Калибровка средства измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющим, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Сертификат о калибровке — документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

12. Субъективная сторона правонарушения, установленного в ч.3 ст.19.19, характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, сознает противоправный характер действия (бездействия), желает этого, допускает его наступление, либо безразлично относится к соблюдению правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерения, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *